УДК 373.203.71:796.012.2
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор,
Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУ ВО КГУФКСТ), Краснодар, Александра Юрьевна Пахомова, преподаватель, Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены результаты многолетней экспериментальной работы по формированию педагогической модели процесса развития специфических координационных способностей детей старшего дошкольного возраста, интегрирующей пять блоков, соответствующих базовым компонентам целостного педагогического процесса.
Ключевые слова: специфические координационные способности, педагогическая модель, дети старшего дошкольного возраста.
STRUCTURE AND CONTENT OF EXPERIMENTAL PEDAGOGICAL MODEL OF
DEVELOPMENT PROCESS OF 6-7-YEAR-OLD CHILDREN'S SPECIFIC COORDINATION ABILITIES
Yury Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Valery Alexandrovich Balandin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar, Alexandra Yurievna Pakhomova, the teacher, Krasnodar branch of Financial University under the Government of the Russian Federation,
Krasnodar
Annotation
The article presents the results of many years experimental work to the form pedagogical model for development process of preschool age children's specific coordination abilities, which integrate five blocks, corresponding to the basic components of the full pedagogical process.
Keywords: specific coordination abilities, pedagogical model, children of preschool age.
Термин «модель» ассоциируется с формализованным представлением целостного педагогического процесса или его фрагмента с целью решения важной дидактической задачи и нивелирования последствий методических ошибок [5, 7, 8, 13]. В этой связи исследователи, занимающиеся проблемой моделирования в спортивной педагогике, практически единодушны в решении вопроса о выборе структуры модели, которая, по их мнению, должна содержать формулировку основных проективных установок, характеристику состава средств и методов обучения, воспитания и образования, а также перечень контрольно-учетных мероприятий [1, 4, 9, 10, 11, 12].
В ходе многолетних исследований разработана педагогическая модель повышения уровня развития у детей 6-7 лет специфических координационных способностей (рисунок).
В проективном блоке в форме целевых установок и задач реализации модели отражены общие дидактические проблемы, решение которых позволит обеспечить повышение уровня развития специфических координационных способностей дошкольников.
Целью разработки и реализации экспериментальной педагогической модели является повышение уровня развития у детей 6-7 лет специфических координационных спо-
собностей, являющихся моторно-двигательной основой для освоения ими разнообразных видов и форм жизнедеятельности в ходе организованной и самостоятельной физической активности в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО) и семьи.
Рисунок - Структура экспериментальной педагогической модели процесса развития специфических координационных способностей детей 6-7 лет
Базовые задачи реализации экспериментальной педагогической модели дифференцированы по 6 основным группам: образовательные, социально-психологические, воспитательные, оздоровительные, организационно-методические и индивидуальные.
В профессионально-компетентностном блоке представлена тематика курсов повышения квалификации специалистов ДОО и родителей.
Основными предпосылками эффективной реализации этой частной задачи является:
1. Практикоориентированность содержания работы по повышению квалификации педагогов и родителей с учетом условий ее организации в ДОО и семье.
2. Единство теоретических оснований данного процесса для педагогов и родителей на основе фундаментальных положений общенаучных подходов и современных концепций организации и содержания физкультурно-спортивной деятельности.
3. Активизация познавательной деятельности специалистов ДОО и родителей.
4. Возможность использования дистанционных и других интерактивных методов обучения.
5. Создание условий для перманентного общения педагогов и родителей.
6. Создание предпосылок для расширения спектра форм работы по повышению квалификации.
7. Формирование мотивации специалистов ДОО и родителей к повышению личностной педагогической компетентности.
8. Освоение родителями методических приемов позитивного общения с детьми.
В содержательном блоке отражены основные средства, используемые для развития специфических координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Основными предпосылками выбора средств, используемых в процессе реализации экспериментальной педагогической модели, являлись:
1. Возможность их использования в контексте развития интеллектуального, социально-психологического (мотивационно-ценностного) и собственно-биологического компонентов, а также общей личностной физической культуры воспитанников ДОО как фундаментальной проективной установки процесса физического воспитания.
2. Непротиворечивость в аспекте содержательного компонента процесса физического воспитания в ДОО, отраженного в комплексных и парциальных программно-нормативных документах.
3. Соответствие половозрастным особенностям развития специфических координационных способностей детей старшего дошкольного возраста, установленным в ходе многолетних предварительных исследований.
4. Обеспечение деятельностного участия детей в использовании запланированных средств развития специфических координационных способностей.
5. Дифференциация средств по основаниям преимущественного избирательного воздействия на определенный компонент специфических координационных способностей, а также возможности их комплексного использования в аспекте повышения уровня моторно-двигательной подготовленности детей старшего дошкольного возраста.
6. Обеспечение методически оправданных предпосылок применения средств развития специфических координационных способностей детей в ходе реализации основных режимных процессов в ДОО.
Содержание теоретической подготовки.
Перечень рекомендуемых для освоения базовых знаний детей старшего дошкольного возраста по проблемам физической культуры и спорта представлен в программах обучения и воспитания в ДОО, а также в ряде научно-методических публикаций по различным аспектам физкультурно-спортивной подготовки детей дошкольного возраста [2, 3, 6, 14].
Состав средств физической культуры и спорта, используемых для моторно-двигательного и физического развития дошкольников (содержание практической подготовки), также представлен в программах обучения и воспитания в ДОО. В контексте те-
матики диссертационного исследования он дополнен в соответствии с основными задачами экспериментальной работы и дифференцирован по основанию преимущественного влияния на отдельные компоненты специфических координационных способностей детей 6-7 лет.
Качество процесса развития компонентов и общей специфической координационной подготовленности детей 6-7 лет во многом повышается на основе использования соответствующих упражнений и заданий в ходе проведения основных режимных процессов в ДОО, базирующихся на двигательной активности дошкольников
В технологическом блоке экспериментальной модели представлены результаты проведенной работы, характеризующие основные методические особенности развития специфических координационных способностей детей 6-7 лет, а также участия в данном процессе родителей и специалистов ДОО.
Основными предпосылками формирования данного блока экспериментальной педагогической модели являлись:
1. Соответствие используемых методических подходов принципиальным установкам и фундаментальным положениям теорий физической культуры, онтокинезиоло-гии человека и физического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Непротиворечивость экспериментальных технологических решений и половозрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Решение частных задач процесса формирования интеллектуального, социально-психологического и собственно-биологического компонентов личностной физической культуры дошкольников.
4. Использование средств развития специфических координационных способностей детей 6-7 лет в ходе режимных процессов в ДОО, связанных с двигательной активностью дошкольников.
5. Возможность использования межпредметных связей как важного фактора повышения качества теоретической подготовленности воспитанников ДОО.
Контрольно-учетный блок экспериментальной педагогической модели сформирован на основе положений теории тестирования состояний человека и объединяет следующие составляющие:
1. Батарею тестирующих процедур, состоящую из контрольных упражнений для определения уровня развития отдельных проявлений специфических координационных способностей, а также возможностей детей 6-7 лет в воспроизведении, точности отмеривания и дифференцирования угловых, временных и силовых параметров движений.
2. Шкалы относительной оценки результатов тестирования дошкольников.
3. Методику расчета интегральных, обобщенных и суммарных характеристик, отражающих уровень развития различных показателей и компонентов специфических координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Значения пяти градаций уровней развития (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий) интегральных, обобщенных и суммарных показателей специфических координационных способностей детей 6-7 лет, дифференцированных по полу и возрасту дошкольников.
Методическими особенностями предлагаемой методики педагогического контроля специфических координационных способностей детей 6-7 лет являются возможности:
- тестирования единичных проявлений специфических координационных способностей, входящих в состав их основных компонентов;
- расчета значений интегральных параметров показателей угловых, временных и силовых производных движений в рамках их воспроизведения, отмеривания и дифференцирования;
- определения значений обобщенных характеристик способностей дошкольников к воспроизведению, точности отмеривания и дифференцированию параметров дви-
жений;
- организации соревнований среди детей по любым показателям специфических координационных способностей дошкольников на основе использования разработанных шкал относительной оценки результатов тестирования и рассчитанных значений пяти уровней развития интегральных, обобщенных и суммарных характеристик;
- создания в каждом ДОО основ системы мониторинга уровня развития и динамики параметров специфических координационных способностей, дифференцированного по полу и возрасту детей.
Необходимо отметить, что вышеперечисленные особенности, отражающие сущность каждого блока экспериментальной педагогической модели, в совокупности определяют ее эффективность, которая характеризуется высоким уровнем на основе их взаимосвязи и обязательного включения в учебно-воспитательный процесс полного состава предложенных организационно-методических мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баландин, В.А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Баландин В.А. - Краснодар, 2001.
- 95 с.
2. Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет / В.Е. Каган // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 65-69.
3. Комплексное формирование личности детей дошкольного возраста, проживающих в климатогеографических условиях Крайнего Севера, средствами физического воспитания: программа для педагогических работников системы дошкольного образования / В. А. Баландин [и др.].
- Новый Уренгой : [б. и.], 2012. - 340 с.
4. Коренева, М.В. Модель педагогического процесса формирования личностной физической культуры студентов с учетом идеалов олимпизма / М.В. Коренева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 4. - С. 21-25.
5. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Советский спорт, 2007. - 464 с.
6. Курысь, В.Н. Образование детей дошкольного возраста в области физической культуры. Теоретический аспект : монография / В.Н. Курысь, Л.Н. Сляднева, В.Г. Шиянова. - Ставрополь : Ставрополье, 2006. - 224 с.
7. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учебник для высш. спец. физкульт. учеб. заведений / Л.П. Матвеев. - 3-е изд. - СПб. : Лань, 2003. - 160 с.
8. Наталов, Г.Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания (логика, история, методология) : дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада / Наталов Г.Г. - Краснодар, 1998. - 105 с.
9. Особенности факторной структуры личностной спортивной культуры учащихся общеобразовательных учреждений 9-10 лет / Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, В.В. Лысенко, Г.Н. Пашков, К.Ю. Чернышенко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. -№ 9 (127). - С. 192-197.
10. Пашков, Г.Н. Моделирование процесса формирования личностной спортивной культуры школьников 9-10 лет / Г.Н. Пашков, К.Ю. Чернышенко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 156-161.
11. Ползикова, Е.В. Формирование физической культуры детей старшего дошкольного возраста с учетом их половозрастных особенностей : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Ползикова Е.В. - Краснодар, 2015. - 272 с.
12. Сидорова, М.В. Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе моделирования игровой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Сидорова М.В. - Смоленск, 2006. - 19 с.
13. Чернышенко, Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Чернышенко Ю.К. - Краснодар, 1998. - 52 с.
14. Щербакова, Т.А. Целевое, содержательное и технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания : авто-
реф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Щербакова Т.А. - Набережные Челны, 2011. - 21 с.
REFERENCES
1. Balandin, V.A. (2001), Scientific and technological bases of the physical education update process in elementary school, dissertation, Krasnodar.
2. Balandin, V.A. and others (2012), Complex formation ofpreschool children's personality, living in the climatic conditions of the Far North by means of physical education: program for teachers of pre-school educational system, Noviy Urengoy.
3. Kagan, V.E. (2000), "Cognitive and emotional aspects of 3-7 year-old children's gender attitudes", Questions of psychology, No. 2, pp. 65-69.
4. Koreneva, M.V. (2014), "Model of pedagogical process for students' personal physical educational formation including the ideals of Olympism", Physical educational, sports - science and practice, No. 4, pp. 21-25.
5. Kuramshin, Yu.F. (2007), Theory and methods of physical training: textbook, Soviet sport, Moscow.
6. Kurys, V. N., Slyadneva, L.N. and Shiyanova, V.G. (2006), Physical education of preschool age children. Theoretical aspect: monograph, Stavropolie, Stavropol.
7. Matveev, L.P. (2003), Theory and methods of physical culture. Introduction to the subject: textbook, for higher spec. physical ed. institutions, LAN, St. Petersburg.
8. Natalov, G.G. (1998), Approximate integration of the theoretical foundations ofphysical culture, sport and physical education (logic, history, methodology), dissertation, Krasnodar.
9. Chernyshenko, Yu.K., Balandin, V.A., Lysenko, V.V., Pashkov, G.N. and Chernyshenko, K.Yu. (2015), "Features of the factor structure of 9-10 years students' personal sports education at educational institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgaft, Vol. 127, No.9, pp. 192-197.
10. Pashkov, G.N. and Chernyshenko, K.Yu. (2015), "Modeling of forming process of 9-10 year-old schoolchildren's personal sports education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgaft, Vol. 127, No. 9, pp. 156-161.
11. Polzikova, E.V. (2015), Formation of senior preschool age children's physical training in accordance with their age and gender characteristics, dissertation, Krasnodar.
12. Sidorova, M.V. (2006), Development ofpreschool age children's motor abilities in the simulation game activity, dissertation, Smolensk.
13. Chernyshenko, Yu.K. (1998), Scientific and pedagogical bases of innovative directions in the system of physical training for preschool age children, dissertation, Krasnodar.
14. Shcherbakova, Т.А. (2011), Target, informative and technological support for the seniorpre-school age children's intellectual development in the course of physical education, dissertation, Naberezhnye Chelny.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.10.2016
УДК 796
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Аркадий Александрович Михонин, кандидат педагогических наук, профессор, Олег Викторович Новосельцев, Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Аннотация
В статье представлен краткий анализ применения метода имитационного моделирования в различных сферах физической культуры: по месту жительства, на промышленном предприятии, в