3. Germanov, G.N. and Tsukanova, E.G. (2010), "The current tendencies of European development among middle and long distances runners and their implementation in preparations of Russian runners", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 9(67), pp. 20-28.
4. Germanov, G.N., Sabirova, I.A. and Tsukanova, E.G. (2014). "Classification approach and theoretical representations special and the general in endurance manifestations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2(108), pp. 49-57.
5. Myakinchenko, E.B. and Seluyanov, V.N. (2009), The development of local muscular endurance in cyclic sports, publishing house "TVT Division", Moscow, Russian Federation.
6. Nikitushkin, V.G. (2010), Long-term training of young athletes: monograph, Soviet sport, Moscow, Russian Federation.
7. Seluyanov, V.N. (2007), Preparation runner on average distances, publishing house "TVT Division", Moscow, Russian Federation.
8. The Federal standard of athletic training-sports "athletics" (2014), Ministry of sport of the Russian Federation, Soviet sport, Moscow, Russian Federation.
9. Tsukanova, E.G. (2013), Education of special muscular endurance at young runners on 800 m when using training tasks on exercise machines, dissertation, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.10.2014.
УДК 796.011
МОТИВАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 6-7 ЛЕТ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, Евгения Викторовна Ползикова, соискатель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены результаты многолетних исследований, посвященных проблеме учета половозрастных особенностей динамики мотивации детей старшего дошкольного возраста к различным видам и средствам физкультурно-спортивной деятельности. Полученные научные факты являются важным фрагментом разработанной модели формирования личностной физической культуры воспитанников дошкольных образовательных учреждений 6-7 лет с учетом их половозрастных особенностей.
Ключевые слова: мотивация к физкультурно-спортивной деятельности, воспитанники дошкольных образовательных учреждений, половозрастные особенности динамики.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p145-150
MOTIVATION OF 6-7 YEAR OLD PUPILS TO SPORTS ACTIVITIES IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Yuri Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Eugenia Viktorovna Polzikova, the competitor, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar
Annotation
The results of the long-term investigations devoted to the problem of accounting for gender and age peculiarities of motivation dynamics of the senior preschool age children to different kinds and means of sports activities are described in the article. These scientific facts are an important part of the elaborated model of forming the personal physical culture of 6-7 aged pupils in preschool educational institutions, taking into account their age and gender peculiarities.
Keywords: motivation to sports activities, pupils of preschool educational institutions, gender and age peculiarities of the dynamics.
Результаты анализа научно-методической литературы свидетельствуют о значительном внимании, уделяемом учеными проблеме изучения особенностей мотивации различных половозрастных групп населения к физкультурно-спортивной деятельности [1, 3, 5, 6]. Это в полной мере относится к воспитанникам дошкольных образовательных учреждений, в содержании и обучении которых значительная роль отводится их физическому совершенствованию [2, 4]. В ходе многолетних исследований выявлялись половозрастные особенности сформированности социально-психологического (мотивацион-но-потребностного) компонента личностной физической культуры дошкольников 6-7 лет. Их мотивация к физкультурно-спортивной деятельности определялась на основе следующего алгоритма:
1. Анкетирование специалистов-экспертов с целью определения иерархии мотивов детей к физкультурно-спортивной деятельности.
2. Определение средневзвешенной величины рангового места отдельных мотивов (Ш).
3. Расчёт балльной оценки каждого мотива (балл).
4. Определение мотивов дошкольников к различным видам и формам физкуль-турно-спортивной деятельности.
5. Расчет значений приоритетности отдельных мотивов на основе определения произведения баллов на количество детей, выбравших определенный вид физкультурно-спортивной деятельности.
Изучение параметров динамики мотивации детей 6 лет к физкультурно-спортивной деятельности позволило выявить следующие ее особенности:
Начало учебного года:
1. В группу ведущих мотивов вошли:
- мальчики: проведение физкультурного досуга и участие в физкультурных праздниках; самостоятельная двигательная активность; подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе;
- девочки: подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе; проведение физкультурного досуга и участие в физкультурных праздниках; самостоятельная двигательная активность;
- в состав мотивов у детей, имеющих наименьшие баллы, вошли: мальчики - езда на роликовых коньках, занятия плаванием, бадминтоном и т. д.; участие в утренней гигиенической гимнастике; участие в днях здоровья; девочки - участие в днях здоровья; участие в утренней гигиенической гимнастике; езда на роликовых коньках, занятия плаванием, бадминтоном и т. д.
2. Установлены следующие элементы полового диморфизма:
а) более высокий уровень мотивации мальчиков к самостоятельной двигательной активности (Р<0,001); езде на роликовых коньках, занятиям плаванием, бадминтоном и т.д. (Р<0,01); виртуальной (компьютерной) двигательной деятельности (Р<0,001);
б) более высокий уровень мотивации девочек к подвижным играм и физическим упражнениям на свежем воздухе (Р<0,001); участию в днях здоровья (Р<0,001); участию в утренней гигиенической гимнастике (Р<0,001).
Окончание учебного года:
1. Группа ведущих мотивов:
- мальчики: подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе; самостоятельная двигательная активность; проведение физкультурного досуга и участие в физкультурных праздниках;
- девочки: проведение физкультурного досуга и участие в физкультурных праздниках; самостоятельная двигательная активность; виртуальная (компьютерная) двигательная деятельность;
- группа наименее значимых мотивов: участие в утренней гигиенической гимнастике; езда на роликовых коньках, занятия плаванием, бадминтоном и т.д.
2. Установлены элементы полового диморфизма:
а) с преимуществом мальчиков: самостоятельная двигательная активность (Р<0,001); участие в физкультурных занятиях (Р<0,001); подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе (Р<0,05);
б) с преимуществом девочек: проведение физкультурного досуга и участие в физкультурных праздниках (Р<0,05); участие в днях здоровья (Р<0,001); участие в утренней гигиенической гимнастике (Р<0,001).
В ходе предварительных исследований выявлены достоверные различия между уровнем сформированности мотивов в начале и по окончании учебного года:
- мальчики: участие в физкультурных занятиях (Р<0,001); подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе (Р<0,001); участие в днях здоровья (Р<0,001); участие в утренней гигиенической гимнастике (Р<0,001). При этом по мотивам «проведение физкультурного досуга и участие в физкультурных праздниках», «участие в днях здоровья», «участие в утренней гигиенической гимнастике» уровень сформированное™ мотивов в начале года выше, чем по его окончании.
- девочки: езда на роликовых коньках, занятия плаванием, бадминтоном и т. д. (Р<0,001); подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе (Р<0,001); участие в днях здоровья (Р<0,001). В начале года более высокая мотивация установлена по предпочтениям девочек: подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе; участие в днях здоровья. В начале учебного года более высокая мотивация установлена по предпочтениям девочек к подвижным играм и физическим упражнениям на свежем воздухе; участию в днях здоровья.
Данные, характеризующие особенности динамики параметров мотивации 7-летних дошкольников к видам физкультурно-спортивной деятельности, позволили установить следующие научные факты:
Начало учебного года:
1. Группа ведущих мотивов:
- мальчики: проведение физкультурного досуга и участие в физкультурных праздниках; самостоятельная двигательная активность; виртуальная (компьютерная) двигательная деятельность;
- девочки: проведение физкультурного досуга и участие в физкультурных праздниках; виртуальная (компьютерная) двигательная деятельность; подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе.
2. Установлены следующие элементы полового диморфизма:
а) преимущество мальчиков по уровню мотивации к самостоятельной двигательной активности; проведению физкультурного досуга и участию в физкультурных праздниках;
б) преимущество девочек по уровню мотивации к физкультурным занятиям; участию в днях здоровья; занятиям утренней гигиенической гимнастикой.
Окончание учебного года:
1. Группа ведущих мотивов:
- мальчики: подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе; виртуальная (компьютерная) двигательная деятельность; проведение физкультурного досуга и участие в физкультурных праздниках;
- девочки: подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе; проведение физкультурного досуга и участие в физкультурных праздниках; виртуальная (компьютерная) двигательная деятельность.
2. Установлены следующие элементы полового диморфизма:
а) преимущество мальчиков по уровню мотивации к езде на роликовых коньках, занятиям плаванием, бадминтоном и т. д. (Р<0,001);
в) преимущество девочек по уровню мотивации к подвижным играм и физическим упражнениям на свежем воздухе (Р<0,05); занятиям утренней гигиенической гимнастикой (Р<0,001).
Результаты статистической обработки данных позволили установить достоверное различие между уровнем сформированности мотивов в начале и по окончании учебного года:
- мальчики: самостоятельная двигательная активность (Р<0,001); физкультурные занятия (Р<0,001); езда на роликовых коньках, занятие плаванием, бадминтоном (Р<0,001); подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе (Р<0,001); проведение физкультурного досуга и участие в физкультурных праздниках (Р<0,05). По мотивам «самостоятельная двигательная активность», «проведение физкультурного досуга» и «участие в физкультурных праздниках» мотивация детей в начале учебного года выше, чем в конце года;
- девочки: подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе (Р<0,001); участие в днях здоровья (Р<0,001); занятия утренней гигиенической гимнастикой (Р<0,001). В начале учебного года более высокая мотивация детей установлена к участию в днях здоровья.
Данные, характеризующие темпы прироста показателей мотивации детей 6-7 лет к различным видам физкультурно-спортивной деятельности в учебном году, представлены на рисунке.
В группе 6-летних мальчиков позитивные темпы прироста установлены по показателям мотивации к подвижным играм и физическим упражнениям на свежем воздухе (36,2%); физкультурным занятиям (28,0%); ИПМП (5,9%).
Стагнация интереса мальчиков выявлена к занятиям утренней гигиенической гимнастикой (-68,6%); участию в днях здоровья (-40,5%); проведению физкультурного досуга и участию в физкультурных праздниках (-5,4%).
В группе 6-летних девочек позитивные темпы прироста установлены по показателям мотивации к езде на роликовых коньках, занятиям плаванием, бадминтоном (40,3%); проведению физкультурного досуга и участию в физкультурных праздниках (13,3%); виртуальной (компьютерной) двигательной деятельности (8,2%); ИПМП (0,3%).
Снижение интереса девочек выявлены к участию в днях здоровья (-49,8%); подвижным играм и физическим упражнениям на свежем воздухе (-15,4%).
В группах 7-летних мальчиков позитивные темпы прироста установлены по показателям мотивации к езде на роликовых коньках, занятиям плаванием, бадминтоном (30,4%); подвижным играм и физическим упражнениям на свежем воздухе (17,8%); ИПМП (2,4%). Снижение интереса мальчиков выявлено к самостоятельной двигательной активности (-28,5%); проведению физкультурного досуга и участию в физкультурных праздниках (-15,3%); виртуальной (компьютерной) двигательной деятельности (-6,3%).
В группах 7-летних девочек положительные значения темпов прироста установлены по показателям мотивации к подвижным играм и физическим упражнениям на свежем воздухе (33,0%); ИПМП (2,5%); физкультурным занятиям (0,4%).
Снижение интереса девочек выявлено к занятиям утренней гигиенической гимнастикой (-28,2%); участию в днях здоровья (-28,1%).
Таким образом, изучение мотивации детей старшего дошкольного возраста к различным видам физкультурно-спортивной деятельности позволило сформулировать следующие частные выводы:
1. Учебно-воспитательный процесс в ДОУ не в полной мере способствует формированию мотивации детей старшего дошкольного возраста к различным видам физкуль-
турно-спортивной деятельности.
2. Существуют значительные различия в мотивации к видам физкультурно-спортивной деятельности у мальчиков и девочек.
Дети 6 лет
Тпр., % 50 -| 40 -30 -20 -10 -
0--
-10 --20 --30 --40 --50 --60 --70 -1
40,3
28,0
36,2
13,3
1 -5,4
-15,4
-40,5 -49,8
8,2 5,9 п г9°,3.
Показатели
8,6 7
Тпр., % 50 40 30 20 10 0 -10 -20 -30 -40 -50 -60 -70
Дети 7 лет
30,4 33,0
0,4 17,8 Г 2,42,5
и -15,3 -6,3
Показатели
■28,5
-28,1
■28,2
123456789
□ мальчики
1 - Самостоятельная двигательная активность.
2 - Физкультурные занятия.
3 - Спортивные элементы (езда на роликовых коньках, плавание, бадминтон и т. д.).
4 - Подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе.
□ девочки
5 - Физкультурный досуг и праздники.
6 - Дни здоровья.
7 - Утренняя гигиеническая гимнастика.
8 - Виртуальная (компьютерная) двигательная деятельность.
9 - Интегральный показатель мотивов и потребностей (ИПМП).
Рис. Темпы прироста показателей мотивов и потребностей детей 6-7 лет в области физической культуры в годичном цикле
По нашему мнению, особого внимания заслуживают установленные элементы полового диморфизма в мотивации детей старшего дошкольного возраста к различным видам физкультурно-спортивной деятельности, позволившие выявить:
- различный уровень интереса мальчиков и девочек к отдельным видам физкуль-турно-спортивной деятельности в режиме дня в ДОУ;
- высокий уровень мотивации дошкольников к виртуальной двигательной активности;
- недостаточное позитивное влияние традиционных организованных учебно-воспитательных воздействий педагогов на мотивационно-потребностную сферу дошкольников в контексте решения социально-психологических задач физического воспитания в ДОУ с позиций гендерных различий детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баландин, В.А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Баландин В.А. -Краснодар, 2001. - 50 с.
2. Демидова, Е.В. Педагогическая система направленного становления личности детей 310 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Демидова Е.В. ; Кубанский гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2004. - 48 с.
3. Магомадов, Р.А. Особенности мотивации курсантов морских вузов, осваивающих плавательные специальности, к профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности / Р.А. Магомадов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 8187.
4. Максимова, С.Ю. Система адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе музыкально-двигательной деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Максимова С.Ю. - Волгоград, 2014. - 46 с.
5. Чернышенко, К.Ю. Взаимосвязь параметров уровня сформированности компонентов физической культуры учащихся 7-10 лет прогимназии / К.Ю. Чернышенко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 197-201.
6. Чернышенко, Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Чернышенко Ю.К. - Краснодар, 1998. - 50 с.
REFERENCES
1. Balandin, V.A. (2001), Scientific and technological basis of the update process of physical education in the elementary school, dissertation, Krasnodar.
2. Demidova, E.V. (2004), Pedagogical system of directed personality formation of 3-10 year old children by means of physical culture in the gymnasium, dissertation, Krasnodar.
3. Magomadov, R.A. (2013), "Motivation peculiarities of cadets, mastering swimming specialty to professional and sports activities in Marine universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 81-87.
4. Maximova, S.Yu. (2014), The system of adaptive physical education of preschool children with mental retardation on the basis of musical- locomotor activity, dissertation, Volgograd
5. Chernyshenko, K.Yu. (2011), "The interrelation of level's physical culture components formation parameters of 7-10 year old students in gymnasium", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 197-201.
6. Chernyshenko, Yu.K. (1998), Scientifically-pedagogical foundations of innovative trends in the system of physical education of preschool children, dissertation, Krasnodar.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.10.2014.
УДК 796.011.3
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЕ
Светлана Юрьевна Щетинина, кандидат педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), г. Хабаровск
Аннотация
Статья содержит систематизированное описание основных результатов исследования, связанного с повышением эффективности физического воспитания школьников на основе организации интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, которая позволяет объединять усилия государственных и общественных организаций, школы и семьи и создавать условия для гармоничного развития личности учащегося и его самореализации в физической культуре и спорте. Раскрыто понятие «гуманитаризация физкультурно-спортивной среды»; разработана кон-