7. Krivolapchuk, I.A. and Chernova, M.B. (2010), "Development of a model for the study of stress test stress reactivity teens", Novye issledovaniya, No. 3 (24), pp. 25-37.
8. Lakin, G.F. (1990), Biometrics, Vysshaya shkola, Moscow.
9. Lebedeva, T.N. (1993), Preventive physical education for healthy children, IPP Gosekonomplana Respubl. Belarus, Minsk.
10. Ed. Zatsiorsky, V.M. (1982), Sport metrology, Fizkul'tura i sport, Moscow.
11. Sukharev, A.G. (1991), Health and physical education of children and adolescents, Medicine, Moscow.
12. Voss, M.W., Chaddock, L., Kim, J.S., Vanpatter, M., Pontifex, M.B., Raine, L.B., Cohen, N.J., Hillman, C.H. and Kramer, A.F. (2011), "Aerobic fitness is associated with greater efficiency of the network underlying cognitive control in preadolescent children", Neuroscience, Vol. 199, pp. 166-176.
13. Crews, D.J., Lochbaum, M.R. and Landers, D.M. (2004), "Aerobic physical activity effects on psychological well-being in low-income Hispanic children", Percept Mot Skills, Vol. 98, No 1, pp. 319-324.
14. Ribeiro, M.M., Silva, A.G., Santos, N.S. et al. (2005), "Diet and exercise training restore blood pressure and vasodilatory responses during physiological maneuvers in obese children", Circulation, Vol. 111, No. 15, pp. 1915-1923.
15. Everly, G. and Latin, J.A. (2013), Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse, Springer. - 486 p.
16. Hamer, M. snd Steptoe, A. (2007), "Association Between Physical Fitness, Parasympathetic Control, and Proinflammatory Responses to Mental Stress", Psychosomatic Medicine, Vol. 69, pp. 660666.
17. Krivolapchuk, I.A. and Chernova, M.B. (2012), "Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise", Medicina dello Sport, No. 65(2), pp. 173-185.
18. Lambiase, M.J., Dorn, J. and Roemmich, J.N. (2013), "Systolic blood pressure reactivity during submaximal exercise and acute psychological stress in youth", Am J Hypertens, Vol. 26(3), pp. 409415.
19. Forcier, K., Stroud, L.R., Papandonatos, G.D. et al. (2006), "Links between physical fitness and cardiovascular reactivity and recovery to psychological stressors: A metaanalysis", Health Psychol, Vol. 25, No 6, pp. 723-739.
20. Roemmich, J.N., Lambiase, M., Salvy, S.J. and Horvath, P.J. (2009), "Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children", Psychophysiology, Vol. 46(4), pp. 852-861.
21. Sothmann, M.S. (2006), "The cross-stressor adaptation hypothesis and exercise training", in book Psychobiology of physical activity, Ed. E.O. Acevedo & P.Ekkekakis, Human Kinetics Publishers, Champaign, pp. 152-154.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.08.2016
УДК 373.24
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИВАЮЩЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-
СПОРТИВНОЙ СРЕДЕ
Вероника Евгеньевна Кузнецова, преподаватель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУ ВО КГУФКСТ), г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены данные многолетних исследований, отражающие структуру и основные сущностные характеристики педагогической модели процесса формирования личностной физической культуры детей 4-5 лет на основе организации их системной и систематической предметной деятельности в развивающей физкультурно-спортивной среде в дошкольных образовательных
организациях. В ней также представлены обобщенные итоги экспериментальной проверки эффективности разработанной педагогической модели.
Ключевые слова: дети среднего дошкольного возраста, педагогическая модель, предметная деятельность, развивающая физкультурно-спортивная среда.
MODEL OF PERSONAL PHYSICAL EDUCATION FORMATION FOR MIDDLE SCHOOL AGE CHILDREN ON THE BASIS OF THEIR OBJECT ACTIVITIES ORGANIZATION IN THE DEVELOPING PHYSICAL TRAINING AND SPORTS
ENVIRONMENT
Veronika Evgenievna Kuznetsova, the teacher, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar
Annotation
The article presents the long-term studies, reflecting the structure and the basic pedagogical model's essential characteristics of the personal physical education formation process among 4-5 years old children based on the organization of their systemic and systematic objective activity in developing physical education and sports environment at pre-school educational institutions. It also summarizes the results of experimental verification of the effectiveness of the developed pedagogical model.
Keywords: children of middle school age, pedagogical model, objective activity, developing physical education and sports environment.
Одной из фундаментальных задач процесса физического воспитания детей дошкольного возраста является формирование их личностной культуры [2, 6, 7]. При этом важнейшей прикладной проблемой является моделирование организации предметной деятельности воспитанников дошкольных образовательных организаций (ДОО) в пространственно-развивающей среде [1, 3, 4, 5].
В ходе многолетних исследований была разработана и экспериментально апробирована педагогическая модель процесса формирования личностной физической культуры детей 4-5 лет на основе их предметной деятельности в развивающей физкультурно-спортивной среде в ДОО. Структурно модель интегрирует пять основных компонентов: проективный, профессионально-просветительский, организационно-содержательный, методико-технологический и контрольно-учетный.
К основным сущностным характеристикам компонентов экспериментальной педагогической модели относятся:
Проективный компонент:
• Комплексное отражение дифференцированных целевых установок участия в реализации модели всех субъектов учебно-воспитательного процесса в ДОО: детей, членов их семей и различных категорий специалистов ДОО.
• Интеграция групп задач, характеризующих общепедагогические и специфические для физкультурного воспитания дошкольников принципы.
• Включение в состав базовых проективных установок учебно-воспитательного процесса организационно-методических задач по формированию в ДОО предметной развивающей физкультурно-спортивной среды.
• Нацеливание специалистов ДОО и родителей дошкольников на систематическое повышение уровня соответственно методической подготовленности и педагогической компетентности.
• Декларация, в отличие от программно-нормативных документов, в качестве ведущей целевой установки процесса физического воспитания в ДОО формирование личностной физической культуры детей среднего дошкольного возраста.
Профессионально-просветительский компонент:
• Организация процесса повышения профессиональной компетентности различных категорий специалистов ДОО в аспекте особенностей экспериментальной педагогической модели, а также инновационных направлений совершенствования процесса физи-
ческого воспитания детей дошкольного возраста.
• Проведение краткосрочных курсов повышения педагогической компетентности родителей воспитанников по направлениям совместной деятельности с педагогическим коллективом ДОО в контексте формирования физической культуры детей на основе их предметной деятельности в развивающей физкультурно-спортивной среде.
• Совместное деятельностное участие педагогов ДОО и родителей в организации и определении содержания процесса формирования физической культуры детей на основе их предметной деятельности в развивающей физкультурно-спортивной среде.
Организационно-содержательный компонент:
• Интеграция различных объектов материально-технической базы, а также прилегающих территорий и спортивных сооружений шефских организаций с целью максимального использования их образовательного, спортивного и воспитательного потенциала.
• Использование в качестве материальных объектов предметной развивающей физкультурно-спортивной среды учебных помещений, связанных с интеллектуальной, творческой, конструкторской деятельностью детей, направляя ее в область задач физической культуры и спорта.
• Существенное насыщение объектов материально-технической базы учебно-воспитательного процесса в ДОО физкультурно-спортивным инвентарем и оборудованием, которые обеспечивают как самостоятельные, так и индивидуальные виды и формы предметной развивающей деятельности дошкольников.
• Комплексирование в рамках разработанной модели учебного и учебно-тренировочного материала средств физкультурного воспитания общепринятых и малораспространенных, но привлекательных для детей среднего дошкольного возраста видов спорта, физической и двигательной активности: катание на роликовых коньках, синхронное плавание, игры в классики, прыжки через резинку и др.
• Насыщение программы физкультурной подготовки воспитанников ДОО видами интеллектуальной активности детей, способствующими комплексному решению задач освоения теоретических знаний по проблемам физической культуры и спорта.
• Широкомасштабное использование игровых, праздничных и соревновательных форм физкультурного воспитания детей, способствующих:
- целенаправленному закреплению освоенного практического и теоретического материала;
- формированию позитивного эмоционального фона, обеспечивающего необходимую степень раскрепощенности детей;
- развитию у дошкольников интереса и на этой основе мотивации к физкультур-но-спортивной активности.
• Дополнение вышеперечисленных средств видами спортивной активности, осуществляемой в условиях воспитания в семье, в том числе и в совместных занятиях с родителями.
По нашему мнению, одним из резервов повышения качества используемых средств физкультурного воспитания дошкольников является активизация совместной физкультурно-спортивной работы с семьями соседей и в дворовых условиях.
Методико-технологический компонент:
• Системное комплексирование общепедагогических и специфических для физического воспитания принципов обучения и воспитания, в совокупности ориентированных на процесс формирования личности дошкольников как одну из важнейших проективных установок обучения и воспитания в ДОО.
• Системное интегрирование общепедагогических и специфических для физ-культурно-спортивной деятельности детей среднего дошкольного возраста методов и пе-
дагогических приемов, направленных на интенсификацию процесса формирования их личностной физической культуры.
• Максимально возможное использование предметной деятельности детей в зоне ближайшего развития с целью опережающего развития двигательного, психического и эмоционально-волевого потенциала воспитанников ДОО 4-5 лет, как девочек, так и мальчиков.
• Использование общепедагогического принципа организации развивающих воздействий в зоне ближайшего развития ребенка на основе преимущественного применения средств физкультурно-спортивной деятельности, что является подтверждением актуальности актологической концепции понимания сущности процесса физического воспитания.
• Отказ от использования принципа опережающего развития физических, функциональных и психофизиологических качеств детей 4-5 лет обоего пола в связи с поддержкой в ходе проведения настоящего исследования известного положения о необходимости использования в дошкольном возрасте педагогических воздействий, обеспечивающих природосообразный уровень их сформированности, соответствующий возрастным стандартам.
• Создание организационно-содержательных и технологических условий для систематической самостоятельной предметной деятельности ребенка в развивающей физ-культурно-спортивной среде, организованной во всем образовательном пространстве ДОО в ходе практически всех режимных процессов, связанных с физической и двигательной активностью.
• Усиление игровой и соревновательной направленности абсолютного большинства видов и форм физкультурно-спортивной образовательной деятельности дошкольников, стимулирующей повышение уровня позитивного отношения детей и их мотивацию, как к организованной, так и самостоятельной двигательной активности.
• Насыщенность плана физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы мероприятиями, стимулирующими параллельное включение детьми психических процессов, физических, двигательных и творческих способностей, а также эмоционально-волевых свойств.
• Налаженное взаимодействие с родителями детей в аспекте преемственности организационно-содержательных и технологических компонентов предметной развивающей физкультурно-спортивной среды в ДОО и семье.
• Систематическая методическая работа специалистов ДОО по формированию межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе в ДОО.
Контрольно-учетный компонент:
• Ориентация на комплексный анализ феномена личностной физической культуры на основе установившихся в научно-педагогической среде взглядов на его компонентный состав, включающий интеллектуальную, социально-психологическую (мотива-ционно-потребностную) и собственно-биологическую характеристики.
• Интеграция в структуре собственно-биологического компонента показателей физического, двигательного, психического и эмоционально-волевого развития детей среднего дошкольного возраста, в основном, обеспечивающих их личностное становление в онтогенезе.
• Возможность сопоставления в половозрастном аспекте достижений в ходе физкультурного воспитания в ДОО значительных по количеству групп воспитанников на основе использования интегральных, обобщенных и суммарных показателей уровня развития личностной физической культуры детей и ее компонентов.
• Разработка и внедрение в практику оригинальной методики педагогической оценки сформированности мотивации дошкольников к физкультурно-спортивной деятельности и на этой основе уровня развития интеллектуального компонента их личност-
ной физической культуры.
• Возможность использовать разработанную методику родителями с целью систематического контроля физкультурной подготовленности детей в условиях семейного воспитания.
Результаты проведенных педагогических экспериментов позволяют сформулировать следующие частные обобщения:
1. Принципиально доказана эффективность гипотезы проведенного исследования предположения о целесообразности:
- разработки экспериментальных моделей процесса формирования личностной физической культуры воспитанников ДОО вне зависимости от их пола и возраста;
- использования в контексте формирования личностной физической культуры детей среднего дошкольного возраста их предметной деятельности в физкультурно-спортивной среде, интегрирующей педагогические условия создания для личностного развития ребенка в ДОО и в семейных условиях.
2. Разработанная педагогическая модель эффективна, что подтверждается преимуществом детей 4-5 лет обоего пола из экспериментальных групп по сравнению с достижениями их сверстниками из контрольных групп по большинству анализируемых параметров, как по абсолютным значениям, так и параметрам темпов прироста.
3. Итоги формирующих педагогических экспериментов обусловливают необходимость дальнейшего углубленного анализа системы повышения квалификации педагогов ДОО в аспекте их профессиональной деятельности в развивающей физкультурно-спортивной среде.
Заканчивая обсуждение вопроса эффективности экспериментальной педагогической модели, считаем необходимым дальнейшие исследования по ряду проблем физкультурного воспитания детей среднего дошкольного возраста, в том числе:
- углубленного изучения вопроса гендерных особенностей процесса оценки и формирования мотивации воспитанников ДОО к различным аспектам физкультурного воспитания;
- разработки дифференцированных по половозрастным основаниям методик педагогического контроля уровня развития личностной физической культуры детей 4-5 лет и ее компонентов как базы для формирования системы многолетнего мониторинга в системе физического воспитания в ДОО;
- дальнейшего насыщения предметной развивающей физкультурно-спортивной среды в ДОО и семье дошкольников разнообразными привлекательными для них средствами физической и двигательной активности;
- разнообразия методических подходов и педагогических приемов с целью активизации предметной деятельности детей среднего дошкольного возраста в развивающей физкультурно-спортивной среде;
- обоснования критериально-нормативных показателей, обеспечивающих определение уровня опережающего возраста детей, в соответствии с результатами их предметной деятельности в зоне ближайшего развития в физкультурно-спортивной среде в части решения задач интеллектуального, двигательного, эмоционально-волевого характера.
Очевидно, что в ходе решения поставленных в исследовании задач невозможно рассмотреть все проблемы физического воспитания детей среднего дошкольного возраста. В то же время внедрение его результатов в практику профессиональной деятельности специалистов ДОО позволило достичь определенной степени совершенствования данного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Демидова, Е.В. Педагогическая система направленного становления личности детей 310 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Е.В. Демидова. - Краснодар, 2004. - 48 с.
2. Зайцева, М.А. Структура и основное содержание методики формирования личностной физической культуры воспитанников ДОУ 5-6 лет с преимущественным использованием средств хип-хоп-аэробики / М.А. Зайцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. -№ 10 (116). - С. 63-68.
3. Коренева, М. В. Модель педагогического процесса формирования личностной физической культуры студентов с учетом идеалов олимпизма / М В. Коренева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 4. - С. 21-25.
4. Манжелей, И.В. Актуализация педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / И. В. Манжелей. - Тюмень, 2005. - 441 с.
5. Программа спортивно-ориентированного физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста «Вечное движение» / Е.В. Демидова, А.И Демидова, И.В. Румянцева, К.Ю. Чернышенко ; под редакцией Е.В. Демидовой - Краснодар : Экоинвест, 2011. - 246 с.
6. Чернышенко, Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Ю.К. Чернышенко. - Краснодар, 1998. - 537 с.
7. Чернышенко, Ю.К. Мотивация воспитанников дошкольных образовательных учреждений 6-7 лет к физкультурно-спортивной деятельности / Ю.К. Чернышенко, Е. В. Ползикова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 145.
REFERENCES
1. Demidova, ЕУ. (2004), Pedagogical system of personality directed formation among 3-10 years old children by the means of physical training at a gymnasia, dissertation, Krasnodar.
2. Zaytseva, М. А. (2014), "The structure and the main content of forming method of personal physical culture among 5-6 years PEI pupils using mainly means of hip-hop aerobics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 63-68.
3. Koreneva, M.V. (2014), "Model of pedagogical process for students' personal physical educational formation including the ideals of Olympism", Physical educational, sports - science and practice, No. 4, pp. 21-25, Krasnodar.
4. Manzheley, I.V. (2005), Actualization of pedagogical potential of physical education and sports environment, dissertation, Tyumen.
5. Demidova, Е.У, Demidova, А.1, Rumyantseva, I.V. and Chernyshenko, KYu. (2011), The program "Eternal motion " of sports-focused physical education among pre-school and primary school age children, Ecoinvest, Krasnodar.
6. Chernyshenko, Yu.K (1998), Scientific and pedagogical bases of innovative directions in the system of physical training for preschool age children, dissertation, Krasnodar.
7. Chernyshenko, Yu.K and Polzikova, ЕУ. (2014), "Motivation to sport activities of pupils from preschool educational institutions of 6-7 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 145-150.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.08.2016