УДК 373.24
методологические и прикладные детерминанты
разработки экспериментальной методики
формирования личностной физической культуры детей 5-6 лет с преимущественным использованием средств хип-хоп-аэробики
Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной и дошкольной педагогики Ю. К. Чернышенко,
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар,
руководитель школы танцев и фитнеса «Джем» М. А. Зайцева.
Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161,
e-mail: [email protected]
В статье представлены теоретические основания разработки экспериментальной методики формирования личностной физической культуры детей дошкольного возраста с преимущественным использованием одного из распространенных и популярных видов физкультурно-спортивной деятельности - хип-хоп-аэробики.
Основные теоретические предпосылки экспериментальной работы дифференцированы по двум фундаментальным группам: методолого-теоретические детерминанты и прикладные основы. Содержание статьи базируется на выделении сущностных характеристик основных теорий, обусловливающих структуру методик формирования личностной физической культуры детей дошкольного возраста, соответствующую архитектонике целостного педагогического процесса, включающего научно-методические мероприятия по целеполага-нию, определению состава используемых средств, характеристике технологических решений, которые обеспечивают достижения запланированных проективных установок, и на подборе адекватных контрольно-учетных процедур. К ним относятся: положения общей теории педагогики в части реализации общепедагогических принципов; закономерности психического, а по сути социального развития человека; теоретические основы процесса
формирования личностной физической культуры человека, декларирующие наличие трех ее базовых компонентов (операционального, мотивационно-ценностного и деятельностного); фундаментальные положения теории физического воспитания, предписывающие необходимость решения в ходе физического воспитания трех групп организационно-методических задач: интеллектуальных,
социально-психологических и собственно-биологических; актологическая концепция понимания сущности феномена физического воспитания. К прикладным детерминантам процесса разработки экспериментальной методики относятся: разработки ученых и специалистов-практиков по во-просамструктурного построения технологий и методик формирования личностной физической культуры и отдельных ее компонентов у детей дошкольного возраста; результаты фундаментальных научных исследований, открывающие новые перспективные направления физкультурного воспитания и совершенствования детей дошкольного возраста; результаты многочисленных исследований, авторы которых обосновали эффективность частных методик, поддерживающих различные направления повышения уровня развития показателей, входящих в состав базовых компонентов личностной физической культуры детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста; личностная физическая культура; теоретико-методологические и прикладные основания; целостный педагогический процесс.
Основные предпосылки, обусловливающие возможность разработки экспериментальной методики с известной долей условности можно дифференцировать на две основные группы: методолого-теоретические и прикладные.
К методолого-теоретическим детерминантам относятся:
- Признание в качестве генеральной проективной установки учебно-воспитательного процесса по физкультурному образованию воспитанников ДОУ необходимости формирования личностной физической культуры дошкольников как важнейшей социально обусловленной приобретенной характеристики индивида, обусловливающей его способности к освоению целостного потенциала физкультурно-спортивной деятельности, которые во многом предопределяют эффективность реализации основных видов жизнедеятельности на соответствующих этапах онтогенетического развития [4, с. 5-6; 26, с. 27-30].
- Положения общей теории педагогики в части реализации общепедагогических принципов [16, с. 202214], в том числе:
• Принцип сознательности и активности в части способностей каждого дошкольника осуществлять различные виды двигательной активности с пониманием в рамках своих возрастных возможностей ее основных закономерностей и принципов, а также с индивидуально приемлемой степенью включения в физкультурно-спортивную деятельность. Данный принцип также в полной мере отражает необходимость освоения детьми доступных теоретических знаний, которые в основном и обусловливают сознательное их отношение к овладению ценностями физической культуры и спорта.
• Принцип наглядности, являющийся, по мнению многих ученых, определяющим в ходе образовательной работы с дошкольниками в силу преобладания у них наглядно-образного и наглядно-действенного видов мышления.
В данном контексте необходимо педагогические воздействия организовывать таким образом, чтобы:
- формировать у детей различные виды представлений, в первую очередь зрительных и двигательных, с целью создания у них значительной базы чувственных, кинезиологических и других представлений;
- в существенной мере облегчить процесс освоения ребенком спортивно-танцевальных движений из состава средств хип-хоп-аэробики, имеющих статус слож-нокоординационных технических действий.
• Принцип доступности и индивидуализации, имеющий глубокий гуманистический смысл и базирующийся на следующих основаниях:
- безусловной невозможности использования в учебно-воспитательном процессе средств и методов,
потенциально опасных для здоровья и, тем более, для жизни детей дошкольного возраста;
- стремлении улучшить достижения детей в физкультурном воспитании на основе учета их особенностей, позволяющих интерпретировать процесс формирования базовых компонентов (интеллектуального, социально-психологического, собственно-биологического) личностной физической культуры.
• Принцип систематичности, являющийся по сути системообразующим в ходе физкультурного воспитания детей и базирующийся на известных закономерностях изменения уровня физической работоспособности человека, обусловливающих:
- исключение неоправданного, не связанного с объективными причинами перерыва в физкультурно-спортивной деятельности детей;
- рациональное чередование нагрузки и отдыха, способствующее сохранению и накоплению кумулятивного эффекта от учебно-тренировочных нагрузок.
Закономерности психического, а по сути социального развития человека, к основным из которых относятся [1, с. 77-84; 6, с. 377; 17, с. 402]:
- соотносительная значимость факторов геноти-пической (наследственной) и средовой зависимости уровня сформированности ведущих личностных характеристик человека, обусловливающих индивидуально приемлемое и природосообразное его социальное развитие;
- признание в качестве фундаментального основания психического (социального) развития ребенка его закономерно организованную деятельность в специально устроенном внешнем (в том числе педагогическом) пространстве;
- обусловленность темпов и уровня психического (социального) развития степенью созревания внутренних противоречий;
- необходимость присвоения детьми дошкольного возраста социального опыта, который обобществлен в продуктах интеллектуального, духовного и материального вида.
Безусловна ведущая роль взрослых (педагогов ДОУ, родителей и других членов семьи) в процессе социализации ребенка, осуществляемая, прежде всего, в форме речевого общения и в различных видах и формах совместной деятельности;
- решающая роль ведущего вида деятельности дошкольников - игры - в процессе формирования психических новообразований, определяющих результативность психического (социального) развития ребенка.
Теоретические основы процесса формирования личностной физической культуры человека, декларирующие наличие трех ее базовых компонентов [13, с. 101-102; 15, с. 77-79; 24, с. 86-87]:
- операционального, сутью которого являются факторы, определяющие здоровье занимающихся: сформированного жизненно важных умений и навыков, определенный уровень физического развития и физической подготовленности;
- мотивационно-ценностного, обусловливающего необходимость формирования у человека знаний, убеждений, мотивов и потребностей в физическом совершенствовании и самосовершенствовании;
- деятельностного, содержащего характеристику основных видов деятельности в ходе формирования личностной физической культуры, к которым относятся: познавательная, инструкторская, судейская, профессиональная.
Фундаментальные положения теории физического воспитания, предписывающие необходимость решения в ходе физического воспитания трех групп организационно-методических задач:
- интеллектуальных, способствующих освоению дошкольниками теоретических сведений и связанных с ними прикладных знаний о закономерностях формирования личностной физической культуры как способа реализации основных видов жизнедеятельности человека;
- социально-психологических (мотивационно-потребностных), реализация которых способствует формированию у занимающихся ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, определяющего итоговый уровень развития личностной физической культуры;
- собственно-биологических, предусматривающих необходимость развития в индивидуально приемлемых рамках физического, функционального, двигательного, психического и эмоционально-волевого потенциала детей.
Актологическая концепция понимания сущности феномена физического воспитания, в соответствии с которым оно от других, не менее важных видов воспитания, отличается не составом проективных установок, а средствами и методическими подходами к их достижению в ходе физкультурного совершенствования дошкольников (13, с. 26-27; 15, с. 77-79; 18, с. 9-14).
К прикладным детерминантам процесса разработки экспериментальной методики относятся:
• Разработки ученых и специалистов-практиков по вопросам структурного построения технологий и методик формирования личностной физической культуры и отдельных ее компонентов у детей дошкольного возраста [3, с. 36-38; 9, с. 24-26; 25, с. 20-21; 27, с. 19-20]. В данном контексте необходимо отметить, что большинство авторов считают, что структурно построения новых технологий и методик должны соответствовать основным компонентам целостного педагогического процесса [2, с. 80-83; 10, с. 17-19; 19, с. 36-39]. К ним относятся организационно-методические мероприятия по:
- формулировке цели и базовых задач учебно-воспитательного процесса;
- формированию содержательного контента, как правило, компилирующего учебный материал традиционных программ обучения и воспитания в ДОУ, а также средства, преимущественное использование которых как правило и определяет специфические особенности экспериментальной методики;
- определению состава технологических подходов к реализации программного и экспериментального учебного материала, во многом лимитирующего успешность достижения проективных установок экспериментальной методики;
- обоснованию методик объективного контроля достижений учащихся в учебно-воспитательном процессе.
• Результаты фундаментальных научных исследований, открывающие новые перспективные направления физкультурного воспитания и совершенствования детей дошкольного возраста, в том числе:
- фундаментального исследования, в рамках которого обоснованы новые подходы к формированию личностной физической культуры детей 3-6 лет на основе обоснования научно-технологических детерминант формирования и развития интеллектуального, социально-психологического и собственно-биологического компонентов, а также теоретические основы конверсии высоких спортивных технологий применительно к задачам физического воспитания дошкольников [26, с. 14-16];
- обоснованной педагогической системы направленного личностного становления детей 3-10 лет в условиях реализации усложненных образовательных программ в прогимназии, включающей [9, с. 17-22]:
- вопросы организационно-содержательного наполнения учебного процесса по физическому воспитанию в прогимназии;
- программно-нормативное содержание системы оздоровительных мероприятий;
- данные о многолетней динамике показателей, характеризующих различные компоненты личностной физической культуры детей 3-7 лет;
- технологические аспекты формирования средствами физической культуры и спорта психических процессов воспитанников прогимназии;
- доказанная возможность использования в целях физического воспитания дошкольников, в том числе с задержкой психического развития, средств музыкально-двигательной деятельности [12, с. 144148];
- положения теории использования средств фитне-са в физкультурном образовании детей дошкольного возраста, включающей следующие аспекты [21, с. 420431]:
- характеристику теоретических и методологических основ фитнеса в контексте физического воспитания в ДОУ;
- определение роли различных фитнес-программ в модернизации процесса формирования физической культуры детей дошкольного возраста;
- детализированное содержание программно-методического обеспечения детского фитнеса и характеристику его эффективности.
• Результаты многочисленных исследований, авторы которых обосновали эффективность частных методик, поддерживающих различные направления
повышения уровня развития показателей, входящих в состав базовых компонентов личностной физической культуры детей дошкольного возраста, а также целесообразность использования некоторых сопутствующих методических подходов, в том числе:
- формирование и развитие интеллектуального и социально-психологического компонентов [11, с. 19-20];
- развитие физических качеств и формирование основных движений [20, с. 127-137];
- сопряженное развитие физического и психического потенциала младших дошкольников [14, с. 15-18];
- организация физкультурного воспитания дошкольников в разновозрастных группах [5, с. 98-101];
- использование средств фитнеса в процессе физического воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата [23, с. 48-54];
- сопряженное развитие основных психических и физических качеств детей старшего дошкольного возраста [8, с. 144-157];
- повышение уровня личностной физической культуры детей дошкольного возраста в ходе совместной двигательной активности с родителями и другими членами семьи [7, с. 126-128];
- использование средств игровых видов спорта в процессе физического воспитания в ДОУ [22, с. 296302].
Таким образом, данные предварительных исследований, а также результаты фундаментальных и прикладных научных исследований являются основными детерминантами, обусловливающими структуру и содержание экспериментальной методики формирования личностной физической культуры детей 5-6 лет с преимущественным использованием средств хип-хоп-аэробики.
Литература:
1. Ананьев, Б. Г. Генетические и структурные взаимосвязи развития личности / Б. Г. Ананьев // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк; под ред. Д. И. Фель-дштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - С. 77-84.
2. Ахметов, С. М. Интенсификация процесса подготовки специалистов по физической культуре в системе среднего профессионального образования: учебно-методическое пособие для студентов институтов физической культуры и колледжей / С. М. Ахметов. -Краснодар, 2003. - 90 с.
3. Баландин, В. А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. А. Баландин. - Краснодар, 2001. - 50 с.
4. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
5. Бултукова, А. В. Организация и содержание физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А. В. Бултукова. - Краснодар, 2006. - 170 с.
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
7. Гайдадина, И. И. Повышение уровня физической
культуры детей 5-6 лет на основе интенсификации совместной с родителями физкультурно-спортивной деятельности: дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / И. И. Гайдадина. - Краснодар, 2010. - 214 с.
8. Дворкина, Н. И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Н. И. Дворкина. - Краснодар, 2002. - 188 с.
9. Демидова, Е. В. Педагогическая система направленного становления личности детей 3-10 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии: автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.04 / Е. В. Демидова. - Краснодар: КГУФКСТ, 2004. - 48 с.
10. Курдюков, Б. Ф. Научно-педагогические аспекты совершенствования процесса обучения в общеобразовательных учебных заведениях нового типа средствами физической культуры: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / Б. Ф. Курдюков. - Краснодар, 1994. - 25 с.
11. Лиджиева, Г. Н. Содержание и организация процесса освоения детьми 3-6 лет интеллектуальных ценностей физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Г. Н. Лиджиева. - Краснодар, 2005. - 24 с.
12. Максимова, С. Ю. Методика физического воспитания на основе ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности для старших дошкольников с задержкой психического развития: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / С. Ю. Максимова. - Волгоград, 2002. - 168 с.
13. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высш. спец. физкульт. учеб. заведений. - 3-е изд. / Л. П. Матвеев. - СПб.: Лань, 2003. - 160 с.
14. Меняйлова, И. Н. Элементы полового диморфизма в кризисных проявлениях эмоционально-личностных свойств детей 2-3 лет / И. Н. Меняйлова, Ю. К. Чер-нышенко, В. А. Баландин, Ю. С. Короткова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар, 2008. - № 3. - С. 15-18.
15. Наталов, Г. Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания (логика, история, методология): дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада: 13.00.04 / Г. Г. Наталов. - Краснодар, 1998. - 105 с.
16. Неверкович, С. Д. Педагогика физической культуры и спорта / С. Д. Неверкович. - М.: Физическая культура и спорт, 2010. - 336 с.
17. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. - М.: Высшее образование, 2008. - 639 с.
18. Николаев, Ю. М. Общая теория и методология физической культуры: контуры нового человеческого измерения / Ю. М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 11. - С. 9-14.
19. Пилюк, Н. Н. Построение и реализация системы соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации: автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.04 / Н. Н. Пилюк. - Краснодар, 2000. - 50 с.
20. Ругина, А. А. Методика развития физических качеств и формирования основных движений у детей 3-6 лет: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А. А. Ругина. - Майкоп, 1999. - 178 с.
21. Сайкина, Е. Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Е. Г. Сайкина. - СПб., 2009. - 560 с.
22. Седых, Н. В. Педагогическая система формирования основ здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Н. В. Седых. - Волгоград, 2006. - 398 с.
23. Филимонова, О. С. Организация и содержание физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с различным состоянием опорно-
двигательного аппарата на основе средств фитнеса: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / О. С. Филимонова. - Краснодар, 2008. - 192 с.
24. Чермит, К. Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы: учеб. пособие / К. Д. Чермит. - М.: Советский спорт, 2005. - 270 с.
25. Чернышенко, К. Ю. Формирование физической культуры учащихся младших классов прогимназии на основе идеалов и ценностей олимпизма: автореф. дис. ... канд. пед. наук / К. Ю. Чернышенко. - Краснодар, 2012. - 24 с.
26. Чернышенко, Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Ю. К. Чернышенко. - Краснодар, 1998. - 50 с.
27. Шестаков, М. М. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса в командных спортивных играх: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / М. М. Шестаков. - М., 1992. - 44 с.
methodological and applied determinants of development of experimental methods of formation of personal physical culture of children 5-6 years old with primary use of hip-hop aerobics
Y. Chernyshenko, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Social and Preschool Pedagogics,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar M. Zaitseva, Head of the Dance School and Fitness "Jam"
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161, [email protected]
The paper presents the theoretical foundations of the development of the experimental method of formation of personal physical culture of children of preschool age with the predominant use of one of the most common and popular types of sports activity - hip-hop aerobics.
The basic theoretical backgrounds of the experimental work are differentiated on two fundamental groups: methodological and theoretical fundamentals and application framework. The content of the article is based on the allocation of the essential characteristics of the main theories that determine the structure of methods of personal physical culture formation of preschool age children appropriate architectonics of complete pedagogical process involving scientific and methodological activities on goal setting, identification of the means used, the characteristics of technological solutions that ensure the achievement of planned projective installations and selection of adequate control procedures.
These include fundamentals of the general theory of pedagogy in the implementation of the general pedagogical principles; mental laws, and in fact of human social development; theoretical foundations of the process of formation of personal physical culture of a man declaring the presence of its three basic components (operationally, motivational-value and activity); fundamental tenets of the theory of physical education, prescribing the need for decisions of three groups of organizational and methodological problems during physical education: the intellectual, social, psychological and biological ones.
The applied determinants of the development process of the experimental technique are: developments of
scholars and practitioners on the structural construction of technologies and methods of formation of personal physical culture and its components in preschool children; the results of basic research, opening new promising areas of physical education and development of preschool children; results of numerous studies in which the authors have substantiated the effectiveness of individual techniques that support various ways of increasing the development level of indicators that make up the basic components of personal physical culture of children of preschool age.
Keywords: preschool children, personal physical culture, theoretical, methodological and practical grounds, complete pedagogical process.
REFERENCES:
1. Anan'ev B. G. Genetic and structural interrelations of personality development. Khrestomatiya po vozrastnoy psikhologii: uchebnoe posobie dlya studentov sost. L. M. Semenyuk; pod red. D. I. Fel'dshteyna [Reader of age psychology: a manual for students comp. L. M. Semeniuk; Ed. by D. I. Feldstein]. Moscow, International Pedagogical Academy, 1994, pp.77-84 (in Russian).
2. Akhmetov S. M. Intensifikatsiya protsessa podgotovki spetsialistov po fizicheskoy kul'ture v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya. Uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov institutov fizicheskoy kul'tury i kolledzhey [Intensification of the process of training physical culture specialists in the system of secondary vocational education .Manual for students of physical culture institutes and colleges]. Krasnodar, 2003, 90 p. (in Russian).
3. Balandin V. A. Scientific and technological basis of the update process of physical education in elementary school Extended abstract of Doctor's thesis. Krasnodar, 2001, 50 p. (in Russian).
4. Bal'sevich V. K. Ontokineziologiya cheloveka [Person's ontokinesiology]. Moscow, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi, 2000, 275 p.
5. Bultukova A. V. Organization and content of physical education of 4-6 year old children in different age groups. Candidate's thesis. Krasnodar, 2006, 170 p. (in Russian).
6. Vygotskiy L. S. Davydov V. V. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, Pedagogika, 1991, 480 p.
7. Gaydadina I. I. Increasing of physical culture level of 5-6 year old children based on the intensification of cooperative sports activities with parents. Candidate's thesis. Krasnodar, 2010, 214 p. (in Russian).
8. Dvorkina N. I. Accompanied development of physical skills and mental processes of 3-6 year old children. Candidate's thesis. Krasnodar, 2002, 188 p. (in Russian).
9. Demidova E. V. Pedagogical system of directed personality formation of 3-10 year old children by means of physical culture in the gymnasium. Extended abstract of Doctor's thesis. Krasnodar, 2004, 48 p. (in Russian).
10. Kurdyukov B. F. Scientific-pedagogical aspects of improving educational process by means of physical culture in secondary schools of new type. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 1994, 25 p. (in Russian).
11. Lidzhieva G. N. Content and organization of intellectual values of physical culture mastering process of 3-6 year old children candidate. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 2005, 24 p. (in Russian).
12. Maksimova S. Yu. Methods of physical education based on role-playing orientation of rhythmic gymnastics for older preschoolers with mental retardation candidate. Extended abstract of candidate's thesis. Volgograd, 2002, 168 p. (in Russian).
13. Matveev L. P. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury. Vvedenie v predmet: ucheb. dlya vyssh. spets. fizkul't. ucheb. zavedeniy. 3-e izd [Theory and methodics of physical culture. Introduction to the course: textbook. for the high. spec. of phys. culture. institutions. - 3rd ed]. St. Petersburg, 2003, 160 p.
14. Menyaylova I. N. Chernyshenko Yu. K, Balandin V. A., Korotkova Yu. S. Elements of sexual dimorphism in crisis manifestations of emotional and personal characteristics of 2-3 year old children. Fizicheskaya kul'tura, sport -nauka ipraktika. [Physical Education, Sport, Science and Practice], 2008, no. 3, pp. 15-18 (in Russian).
15. Natalov G. G. Subject integration of theoretical bases of physical culture, sport and physical education (logic, history, methodology). Doctor's thesis in a form of scientific report. Krasnodar, 1998, 105 p. (in Russian).
16. Neverkovich S. D. Pedagogika fizicheskoy kul'tury i sporta [Pedagogics of physical culture and sport]. Moscow, Fizicheskaya kul'tura i sport , 2010, 336 p.
17. Nemov R. S. Psikhologiya [Psychology]. Moscow, 2008, 639 p.
18. Nikolaev Yu. M. General theory and methodology of physical culture: the new contours of human dimension. Teoriya ipraktika fizzicheskoikul'tury [Theory and practice of physical culture], 2005, no. 11, pp. 9-14 (in Russian).
19. Pilyuk N. N. The construction and implementation of the system of the highest qualification acrobats competitive activity. Doctor's thesis. Krasnodar, 2000, 50 p. (in Russian).
20. Rugina A. A. Methodics of physical qualities development and the formation of the main movements of 3-6 year old children candidate. Candidate's thesis. Maykop, 1999, 178 p. (in Russian).
21. Saykina E. G. Fitness in physical training of preschool and school education. Doctor's thesis. St. Petersburg, 2009, 560 p. (in Russian).
22. Sedykh N. V. Pedagogical system of children's healthy lifestyle formation in preschool educational institutions. Doctor's thesis. Volgograd, 2006, 398 p. (in Russian).
23. Filimonova O. S. Organization and content of preschool children with different musculoskeletal system status physical education based on means of fitness of candidate. Candidate's thesis. Krasnodar, 2008, 192 p. (in Russian).
24. Chermit K. D. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury. Opornye skhemy [Theory and methodics of physical culture. Reference pattern]. Moscow, Sovetskiy sport, 2005, 270 p.
25. Chernyshenko K. Yu. Physical culture formation of primary school pupils based on the ideals and values of Olympism candidate. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 2012, 24 p. (in Russian).
26. Chernyshenko Yu. K. Scientifically-pedagogical foundations of innovative trends in the system of physical education of preschool children Extended abstract of Doctor's thesis. Krasnodar, 1998, 50 p. (in Russian).
27. Shestakov M. M. Individualization of the training process in team sports Extended abstract of Doctor's thesis. Moscow, 1992, 44 p. (in Russian).