субкультуры «отаку», так как они не очень любят «выставлять напоказ» свои цели, устремления и какие-либо показатели. Вероятно, их меньше интересует результат активности, нежели сам процесс познания, о чем свидетельствуют высокие проявления динамического стиля. Так же для них свойственно проявления стиля потенциальной активности, так как этот стиль предполагает наличие скрытых потенциальных познавательных возможностей, их внутренняя активность преобладает над внешними проявлениями. Они не стараются выделиться, их активность можно назвать «дремлющей». При этом отмечаются низкие значения гармоничности познавательной активности, при которой все блоки в структуре феномена достаточно сформированы.
Таким образом, можно сделать вывод, что у молодежи субкультуры «отаку» преобладающим является динамический
стиль познавательной активности, характеризующийся выраженными признаками информативной стратегии, при которой субъект готов принимать и осваивать новую информацию. Он часто и многообразно реализует любознательные намерения,
которые побуждаются системой мотивов разного порядка (внешними, внутренними), могут сопровождаться сильными эмоциональными переживаниями. Человек с этой стратегией обладает достаточным багажом знаний, но может быть пассивен в реализации познавательной активности. Данная стратегия присуща субъектам с высокими интеллектуальными показателями и может характеризовать тип «интеллектуала».
Результаты исследования свидетельствуют о том, что данная субкультура не влияет на человека негативно, а, скорее, обеспечивает некоторые специфические характеристики познания, в частности стилевые.
Субкультурные движения в нашей стране сейчас являются малоизученными, но уже достаточно разрослись, чтобы представлять серьёзный научный интерес. Они объединяют людей с общими взглядами на мир и обеспечивают дальнейшее познание самого мира в соответствии с этими взглядами. Поэтому резонно предположить, что члены одной субкультуры будут обладать сходством некоторых познавательных характеристик, а также мотивационных установок.
Библиографический список
1. Волочков, А. А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте / А. А. Волочков, Б. А. Вяткин // Вопросы психологии. - 1999. - №5.
2. Вяткин, Б. А. Стиль активности как фактор интегрального исследования индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. - Пермь: Перм. пед. ин-т, 1992.
3. Гусева, Т.А. Психологическая характеристика стиля познавательной активности субъекта // Известия РГПУ имени А.И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки. - СПб., 2008. - №11 (62)
4. Системное познание личности: теория и практика исследований: монография / под ред. Т.А. Гусевой. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.
5. Решетова, Т.Я. Стилевые характеристики психической активности субъекта: авторефер. дис. .. .д-ра психол. наук. - Сочи, 2003.
Статья поступила в редакцию 16.04.10
УДК:378:371.4
А.С. Ильина, аспирант ЧелГУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МИГРАНТОВ В ВУЗЕ
В статье анализируется проблема педагогического содействия социально-куль-турной адаптации студентов-мигрантов в условиях вуза. Автором выявлена сущность социально-культурной адаптации применительно к образовательной миграции, описываются условия, обеспечивающие эффективность данного процесса.
Ключевые слова: социально-культурная адаптация, образовательная миграция, педагогическое содействие социально-культурной адаптации студентов-мигрантов.
Образовательная миграция для Российской Федерации выступает сегодня научным, экономическим, демографическим потенциалом. В условиях старения и сокращения населения России, действующая система высшего образования уже испытывает недостаток абитуриентов. В этой ситуации рациональнее не сокращать имеющиеся возможности научнообразовательного комплекса, который формировался на протяжении многих лет, а ориентироваться на привлечение абитуриентов, студентов, магистрантов и аспирантов из-за рубежа на платной (контрактной) основе. По статистике двое из ста студентов в мире являются иностранными студентами. Выход на мировой рынок образовательных услуг связан не только с наличием конкурентоспособного комплекса, способного предоставлять такие услуги на качественном уровне, но и с планомерным, комплексным формированием учебных миграционных потоков, чему пока в Российской Федерации уделяется крайне мало внимания.
Кроме своего прямого эффекта, учебная миграция может выступать как дополнительный демографический ресурс, когда при миграционной политике, направленной на поощрение натурализации, Россия дополнительно сможет получить высокообразованных молодых граждан, уже адаптировавшихся к российским условиям. Также не получила пока должного внимания в практике регулирования миграционных процессов
в России идея пополнения численности населения и трудоспособного населения за счет учебной миграции.
В этом контексте особую актуальность приобретают проблемы социально-культурной адаптации студентов-ми-грантов в вузе, возникает необходимость внедрения в образовательный процесс программ педагогического содействия их социально-культурной адаптации.
Исследуя данную проблему мы столкнулись с необходимостью разрешения про-тиворечий между необходимостью реформирования сферы миграционной политики, регулирования образовательной миграции и теоретической неразработанностью проб-лемы педагогического содействия социальнокультурной адаптации студентов-мигран-тов; между объективно существующей потребностью модернизации высшей школы в сфере работы с иностранными студентами и низким уровнем активности преподавателей по внедрению инновационных форм работы с данной категорией студентов.
Учитывая актуальность проблемы, идея нашего исследования заключается в поиске и выборе педагогических возможностей, обеспечивающих социально-педагогичес-кое содействие социально-культурной адаптации студентов-мигран-тов в вузе.
Социально-культурная адаптация студентов-мигрантов -это часть сложного и многогранного социального явления: социализации. С целью теоретического обоснования про-
блемы обратимся к философскому осмыслению ее сущности, так как педагогические проблемы образования необходимо решать с позиции методологической стратегии.
Анализ научной литературы показал, что социальнокультурная адаптация студентов-мигрантов в вузе возможна лишь при социально-педагогическом содействии со-циально-культурной адаптации студентов мигрантов в вузе.
В этой связи потребовалось определить основополагающие понятия нашего исследования. К ним мы относим понятия: «социально-культурная адаптация», «образовательная миграция» и «социально-педагогическое содействие социально-культурной адаптации студентов-мигрантов». Конкретизация данных понятий в контексте предметно-профессиональной специализации составляет научную новизну исследования. При их определении мы опирались на современные концепции профессионального потенциала личности, подходы к определению механизмов его формирования и развития, сложившиеся в последние годы в психологии и педагогике.
Социально-культурная адаптация студентов-мигран-тов в вузе определяются нами как процесс и результат активного приспособления студентов-мигрантов к условиям новой социально-культурной среды вуза посредством педагогического содействии. Такое понимание определило наши подходы к организации педагогического содействия социальнокультурной адаптации студентов-мигрантов: культурологический, личностно-ориентированный, индивидуально-дифференцированный. Выбор данных на-учных подходов был обусловлен тем, что они позволяют выявить сущностную характеристику процесса социально-культурной адаптации студен-тов-мигрантов, выделить структуру, определить содержание и уровни формирования; способствует выявлению педагогических условий эффективной социально-культурной адаптации студентов мигрантов в вузе и разработке методики их реализации.
Следует учесть, что в категориальном отношении социально-культурная адаптация является разновидностью социальной адаптации и поэтому обладает рядом родовых характеристик последней: процесс вхождения человека в социальную роль, усвоение ценностей, норм, требований, предъявляемых обществом к этой роли; комплексное взаимодействие человека и социальной среды; ответные реакции человека на стимулирующее воздействие среды; соответствие между новой информацией и прежним опытом; способность личности разрешать трудности и проблемы, защищаться от деструктивного воздействия среды. Отсюда очевидна многоплановость и качественная сложность социально-культурной адаптации, по своей сути не сводящейся лишь к простому приспособлению и в единстве включающей в себя как сохранения мигрантами в ной среде позитивного эмоционального состояния и психологического здоровья, так и приобретение ими социальных умений, знаний навыков, необходимых для успешного выполнения задач повседневной жизни [1, с. 53].
Одним из существенных свойств феномена социальнокультурной адаптации становится его определенная внутренняя организация, «оформленность», т.е. наличие у него некой структуры, характеризующей состав целого, соподчиненность его элементов и устойчивые, «конститутивные» связи между ними. Структурообразующей состав-ляющей социально-культурной адаптации выступает базовая интерактивная матрица «субъекты адаптации (адаптанты) - адаптивная среда (принимающее этнокультурное сообщество)»; все прочие структурные элементы актуализируются в данном контекстуальном поле. Исходная категория «субъекты адаптации» требует некоторой конкретизации. В частности, зарубежными специалистами выделяются три основополагающих критерия, позволяющих дифференцировать индивидуальных и этногруппо-вых адаптантов: наличие или отсутствие перемещения в пространстве; добровольность или вынужденность миграций; временные рамки миграций [2, с. 71].
Образовательная миграция в нашем исследовании выступает как миграция, целью которой является получение об-
разование, основными представителями являются «образовательные мигранты» - активные молодые люди, которые сознательно и свободно осуществляют миграцию локальную по времени и с четко определенными целями профессионального развития [3, с. 170].
Социально-педагогическое содействие мы понимаем как социально-педагогиче-скую деятельность педагога по созданию в образовательном процессе вуза условий для социальнокультурной адаптации студентов-мигрантов. Согласно мнению Т. В. Бурковской, оно предполагает наличие у педагогов, работающих со студентами мигрантами, знаний о миграционных процессах и адаптации личности, готовность
к взаимодействию с данными студентами, готовность к использованию в профессиональной деятельности технологий оптимизации адаптационного процесса [4, с. 98].
При этом педагогическое содействие социально-культурной адаптации студентов-мигрантов мы рассматриваем как неотъемлемую часть процесса профессионального становления студента, закономерное, целенаправленное изменение внутренней структуры ценностных ориентаций и внешних форм их проявления, в результате чего возникают новые качественные состояния, основой которых выступает диалектическое единство возможного и действительного, а также как саморегулирующийся процесс.
Важнейшим внешним фактором в процессе социальнопедагогического содействия социально-культурной адаптации студентов-мигрантов в вузе является создание
в образовательном процессе условий, при которых происходит усвоение природных и общественных явлений, проявляется оценочная функция суждений с точки зрения определенной нравственной позиции, необходимая для гармоничного профессионального становления и карьерного роста.
Вместе с тем педагогические условия социально-культурной адаптации студентов-мигрантов в вузе не были предметом педагогического анализа в теории и практике педагогики высшей школы: недостаточно исследована сущность понятия «социально-культурная адаптация студентов-мигран-тов», не выявлены педагогические условия и средства их формирования. Здесь сказывается узость понимания сущности процесса об-разовательной миграции, недооценка психологической готовности к социально-куль-турной адаптации сту-дентов-мигрантов, вследствие чего у молодежи из иностранных государств нередко складывается созерцательная позиция, неприятие наших ценностей, образа жизни. Сами мигранты, переживая трудности культурной и социально-эко-номи-ческой адаптации, острее чувствуют свою этническую неидентичность и противопоставляют себя новой среде. Разработка же психолого-педагогических основ организации процесса социально-культурной адаптации студентов-мигран-тов в процессе учебной деятельности является актуальным и перспективным направлением как в теоретическом, так и в практическом плане.
При выявлении педагогических условий формирования ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе в вузе мы исходили из социально обусловленных требований общества к уровню профессиональной подготовки специалистов в высшей школе. В результате были выдвинуты следующие педагогические условия:
1) формирование толерантности к иностранным студентам в вузе;
2) включение студентов-мигрантов в социально-культурную среду вуза;
3) разработка и реализация программы социально-педагогического содействия адаптации студентов-мигрантов в вузе.
Выделенные нами условия опираются на возможности высшего образования как наиболее технологичной и подвижной части культуры, организующей наследование общечеловеческих ценностей, способствующих формированию личностных качеств, предопределяющих и адаптацию студентов-мигрантов к окружающей среде.
Выделение такого условия, как формирование толе-
рантности к иностранным студентам в вузе, в настоящий момент обусловлено растущей долей их в российских вузах. Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. Доклад Международной Комиссии по образованию для XXI века подчеркивает, что одна из важнейших функций вуза - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознавал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, а с другой, - привить ему уважение к иным культурам. Со многими проблемами мигранты сталкиваются из-за негативного, боязненного отношения со стороны коренного населения. Среди имеющихся стереотипов распространены представления о мигрантах, как о потен-циальных преступниках, людях, легко вовлекающихся в теневую экономику, криминальный бизнес.
Второе условие - включение иностранного студента в новую социально-куль-турную среду, имеет важное значение в процессе социально-культурной адаптации, влияющее на дальнейшее его успешное протекание.
Под включением студентов-мигрантов в социальнокультурную среду, пони-мается процесс интеграции индивида в новую социально-культурную среду, через познание и принятие норм культуры, присущих данной среде.
В данном исследовании мы предположили, что при включении в новую социаль-но-культурную среду важное значение приобретает межкультурная коммуникативная компетенция как основной фактор социально-культурной адаптации студентов-мигран-тов. Сформированные межкультурные коммуникативные компетенции становятся необходимой составляющей в профессиональной подготовке иностранных студентов, способствуют их успешной социально-культурной адаптации в вузе.
Третье условие подчинено разработке и реализации программы социально-педа-гогического содействия адаптации
Библиографический список
студентов-мигрантов в вузе и представляет собой единство целей, задач, форм и методов. Программа строится на основе гуманистической направленности, сотрудничества, культуро-сообразности, незавершенности воспитания, социализации индивида. При этом, главное практическое следствие нашего исследования состоит в том, что помощь в адаптации необходима не только на ранних этапах, а на всем протяжении обучения. Работа по адаптации должна осуществляться систематически, с учетом национальных особенностей студентов. Акценты, «фокус» адаптационных программ для учащихся подготовительного факультета и студентов старших курсов, естественно, должны быть разными. Адаптационные программы долж-ны быть комплексными, использовать различные методы и формы - инструктажи и ориентировочные беседы, общекультурные и культурно-специфические методы, тренинги межкультурного взаимодействия и «культурные ассимиляторы». Вся система адаптационных мероприятий должна быть направлена на помощь и поддержку студентов в этот нелегкий период, на развитие и оптимизацию навыков межкультурного взаимодействия
Таким образом, выделенные педагогические условия представляет собой ориентировочную основу для выстраивания процесса педагогического содействия социально-культурной адаптации студентов-мигрантов в вузе. Результатами исследования рассмотренной проблемы явились обоснованные теоретические и методические рекомендации по педагогическому содействию социально-культурной адаптации студен-тов-мигрантов в вузе, которые дают возможность педагогам, работающим со студентами-мигрантами, наиболее эффективно разрабатывать способы и средства организации учебного процесса.
Все педагогические условия были проверены опытноэкспериментальным путем. Анализ полученных результатов показал, что данные условия в полной мере обеспечивают эффективность процесса социально-педагогического содействия социально-культурной адаптации студентов-мигрантов в вузе.
1. Самара, Г. Социокультурная адаптация мигрантов в Германии // Вестник высшей школы, 2006. - № 1.
2. Южанин, М. А. О социокультурной адаптации в иноэтнической среде: концептуальные подходы к анализу // Социологические исследования. - 2007. - № 5.
3. Радина, Н.К. Проблема социально-психологической адаптации студентов из КНР в вузах РФ / А.С. Радина, Н.К. Радин// Актуальные проблемы социально-психологической адаптации мигрантов в современном мире: мат-лы н/п конф. /отв. ред. В.В. Константинов. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2008.
4. Бурковская, Т.В. Социальнокультурная адаптация подростков из семей мигрантов: теоретические и технологические аспекты. - Орёл, 2007.
Статья поступила в редакцию 16.04.10
УДК 378.14
Л.М. Калнинш, канд. пед. наук, доц. БГПУ, г. Благовещенск, Е-mail: [email protected] СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
СРЕДЫ ИНФОРМАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
В статье раскрывается сущность и основные характеристики авторского под-хода к организации информационно-дидактического пространства саморазвития учителя, в основу которого положена педагогическая среда профессионального общения и взаимодействия, раскрыты воспитательные, образовательные и развивающие возможности последней в личностно-профессиональном саморазвитии педагога.
Ключевые слова: воспитательное пространство, образовательное пространство, информационно-дидактическое пространство саморазвития учителя, педагогическая среда профессионального общения и взаимодействия, включенное личностно-профессиональное саморазвитие.
Новая стратегия развития образования диктует необхо- оценивание своей жизненной и профессиональной перспек-
димость поиска резервов совершенствования подготовки учи- тивы.
теля, которые большей частью смещаются в сторону развития Одним из путей решения данной проблемы мы считаем
их активности и инициативы, создания условий для самораз- организацию единого информационно-дидактического про-
вития и профессиональной самореализации. Эти тенденции странства саморазвития учителя в системе вуза и непре-
актуализируют проблему активизации мотивов к непрерыв- рывного послевузовского образования, в которое погружа-
ному личностно профессиональному саморазвитию и самосо- ются будущие учителя (студенты старших курсов, предполо-
вершенствованию, вовлечению педагога в планирование и жительно получившие степень бакалавра) и практикующие