Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273).
Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 51-58.
А. С. Ильина, Т. Г. Калугина
педагогическое содействие адаптации студентов-мигрантов в социально-культурной деятельности вуза
Анализируется проблема педагогического содействия адаптации студентов-мигрантов в социально-культурной деятельности вуза. Выявлена сущность адаптации применительно к образовательной миграции, описаны условия, обеспечивающие эффективность данного процесса, этапы и результаты исследования.
Ключевые слова: адаптация студентов-мигрантов, педагогическое содействие адаптации сту-дентов-мигрантов, педагогическое содействие адаптации студентов-мигрантов в социально-культурной деятельности вуза.
В условиях глобализации и интернационализации международного образовательного рынка важную роль в его развитии играет образовательная миграция. Динамичность миграционных процессов и их наднациональный характер постоянно инсталлируют общественный поиск оптимальных путей развития национальных экономик.
В этой связи учебная миграция в Россию в контексте обстоятельной государственной политики выступает перспективным направлением. Российская Федерация обладает значительным интеллектуальным и образовательным потенциалом, но ее доля на международном образовательном рынке очень мала.
В настоящее время нашей страной сделаны первые шаги по выводу российских образовательных услуг на мировой рынок. Подписано Болонское соглашение, которое обусловливает повышение конкурентоспособности российского образования и возрастание доли студен-тов-мигрантов в российских вузах (по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2010 г. в России училось 145 900 иностранных студентов).
Успешность обучения, а в дальнейшем сертификация профессиональной квалификации данных студентов напрямую зависят от их адаптации в социокультурном пространстве вуза. В связи с этим важным становится педагогическое содействие адаптации студентов-мигрантов через включение их в социально-культурную деятельность вуза.
Степень разработанности проблемы социально-культурной деятельности как средства адаптации студентов-мигрантов характеризуется раскрытостью ее основополагающих понятий: миграция, адаптация, социально-культурная деятельность.
Понятие «миграция» разрабатывалось
В. А. Ионцевым, С. А. Панариным, Л. Л. Рыба-ковским, А. У. Хомрой и др. Проблеме адаптации различных категорий мигрантов посвящены работы В. В. Гриценко, М. А. Ивановой, И. С. Сапож-никовой; социальная и социокультурная адаптация мигрантов изучалась Ю. С. Барышевой, Л. Т. Мазитовой, И. А. Жуковой; социально-психологическая адаптация мигрантов — Т. В. Бурковской, С. Г. Шестопаловой; адаптацию студентов-мигрантов в рамках образовательного процесса рассматривали
О. Г. Доморовская, О. А. Овсяник, А. Тамеев.
В настоящем исследовании мы опирались на положение теории социально-культурной деятельности, разработанной М. А. Ариарским, Е. И. Григорьевой, Ж. Р. Дюмазедье, Т. Г. Киселёвой, Ю. Д. Красильниковым, В. М. Рыбаковым, Ю. А. Стрельцовым, В. Я. Суртаевым, В. В. Туевым, Н. Н. Ярошенко и т. д.
Вместе с тем анализ проведенных исследований показывает, что необходима дальнейшая разработка теоретических и практических аспектов проблемы социально-культурной деятельности как средства адаптации студентов-мигрантов с учетом состояния современного образования, определение педагогических условий этого процесса исходя из культурологического, личностно ориентированного, индивидуально-дифференцированного подходов, что и определило актуальность исследуемой проблемы.
В научно-теоретическом плане актуальность исследования обусловлена рядом системных противоречий:
- на социально-педагогическом уровне — между возросшими потребностями общества в адаптации студентов-мигрантов (вследствие роста межнациональной конфликтности среди
молодежи РФ) и нереализованными потенциальными возможностями социально-культурной деятельности, используемыми в процессе адаптации иностранных студентов;
- научно-теоретическом уровне — между необходимостью создания научно обоснованной модели социально-культурной деятельности как средства адаптации студентов-мигрантов и недостаточной разработанностью научного обеспечения исследуемого явления;
- научно-методическом уровне — между объективной потребностью обеспечения успешности процесса социально-культурной деятельности как средства адаптации студен-тов-мигрантов и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данной области.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости обоснования и разработки содержания, технологий и условий социально-культурной деятельности как средства адаптации студентов-мигрантов.
Учитывая актуальность проблемы, идея нашего исследования заключается в поиске и выборе педагогических условий, обеспечивающих педагогическое содействие адаптации студентов-мигрантов в социально-культурной работе вуза.
Адаптация студентов-мигрантов — часть сложного и многогранного социального явления — социализации. С целью теоретического обоснования проблемы исследование обращено к философскому осмыслению ее сущности, так как педагогические проблемы образования необходимо решать с позиции методологической стратегии.
В этой связи потребовалось также определить основополагающие понятия исследования. К таким понятиям были отнесены: «адаптация студентов-мигрантов», «педагогическое содействие адаптации студентов-мигрантов», «педагогическое содействие адаптации студентов-мигрантов в социально-культурной деятельности вуза».
При уточнении этих терминов мы опирались на современные концепции адаптационного потенциала личности, подходы к определению механизмов его формирования и развития, сложившиеся в последние годы в психологии и педагогике. Исследование проводилось в три этапа с 2007 по 2011 г. Продолжительность данного
эксперимента составила четыре года. В констатирующем этапе эксперимента приняли участие 45 студентов-мигрантов Челябинского государственного университета (ЧелГУ), 38 сту-дентов-мигрантов Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) и семь сту-дентов-мигрантов Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ). Всего 90 человек.
первый этап — констатирующий (20072008). Осуществлялся теоретический анализ литературы, нормативно-правовых документов, обобщался собственный опыт социально-культурной деятельности как средства адаптации студентов-мигрантов. Это позволило наметить исходные позиции исследования, уточнить проблему, определить цель, сформулировать рабочую гипотезу, конкретизировать задачи и наметить пути их решения. Одновременно был уточнен понятийный аппарат исследования, разработана структурно-функциональная модель социально-культурной деятельности как средства адаптации студентов-мигрантов и проведен констатирующий эксперимент.
Второй этап — формирующий (2009-2010). На данном этапе разрабатывались структура и содержание социально-культурной деятельности как средства адаптации студентов-ми-грантов, включающие комплекс педагогических условий, создавалась методика их реализации, анализировались ход и результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялось внедрение результатов исследования в практику деятельности ЧелГУ. Ведущие методы этого этапа: обобщение, систематизация, моделирование, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование.
Третий этап — обобщающий (2011). Анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось научное оформление полученных результатов. По итогам диссертационного исследования были подготовлены и внедрены в практику научно-методические рекомендации. Ведущие методы этого этапа: обобщение, систематизация, методы математической статистики, компьютерной обработки и наглядного представления исследовательского материала.
Анализ с точки зрения теории и практики показал неразработанность проблемы, что делает
необходимым построение модели социальнокультурной деятельности как средства адаптации студентов-мигрантов.
Определяющим механизмом в построении педагогической модели является выбор теоретикометодологических подходов. В результате исследования мы пришли к выводу, что построение модели социально-культурной деятельности как средства адаптации студентов-мигрантов будет эффективно с позиций культурологического, личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов.
Культурологический подход позволяет учитывать особенности индивида как носителя иной культуры (традиций, норм поведения, религиозных правил ношения одежды) при его вхождении в новое социокультурное пространство принимающего общества. Изучением и разработкой теоретических основ культурологического подхода занимались С. А. Аничкин, В. С. Библер, Б. М. Бим-Бад, Е. В. Бондаревская, С. Д. Давыдов.
Личностно ориентированный подход дает возможность проектировать процесс социально-культурной деятельности как средства адаптации студентов-мигрантов, учитывающего их возрастные, индивидуальные и национальные особенности. Разработке личностно ориентированного подхода в педагогике посвящены исследования К. Д. Ушинского, Ю. К. Бабанского, Е. В. Бондаревской, Э. Ф. Зеера, Т. Г. Калугиной, И. С. Кона, Н. Н. Нечаева, Е. Н. Степанова, И. С. Якиманской и др.
При индивидуально-дифференцированном подходе педагоги могут учитывать национальные, культурные, личностные особенности и уровень развития социально-личностных качеств каждого иностранного студента при осуществлении социально-культурной деятельности, направленной на адаптацию сту-дентов-мигрантов. Сущность индивидуальнодифференцированного подхода раскрывается в трудах Л. С. Выготского, Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского.
На основании культурологического, личност-но ориентированного, индивидуально-дифференцированного подходов нами разработана структурно-функциональная модель социально-культурной деятельности как средства адаптации студентов-мигрантов, реализующаяся с учетом принципов целостности, поликультурности, индивидуализации, ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию
культуротворчества, диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций; выполняющая познавательную, воспитательную, развивающую, коммуникативную, информационно-просветительную функции.
Остановимся подробнее на рассмотрении компонентов спроектированной структурно-функциональной модели социально-культурной деятельности, используемой как средство адаптации студентов-мигрантов.
Целевой компонент включает цель, задачи, принципы, закономерности исследуемого объекта.
Целью является адаптация студентов-ми-грантов через социально-культурную деятельность вуза.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
1) организация многоуровнего взаимодействия: «студент-мигрант — социокультурное пространство — преподаватель»;
2) реализация модели с учетом специально разработанного комплекса педагогических условий;
3) формирование социально-личностных качеств, обеспечивающих необходимый уровень адаптации студента-мигранта к новому социокультурному пространству.
Из основных положений, на которых строится процесс социально-культурной деятельности как средства адаптации студентов-ми-грантов, мы посчитали целесообразным выделить следующие принципы: целостности, поликультурности, индивидуализации, ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества, диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций.
Принцип целостности, фундаментальный в предлагаемой модели, имеет интегративный смысл и служит для теоретического обоснования структурно-функционального движения-развития в системе «личность студента-мигранта — социокультурное пространство вуза — преподаватель».
Принцип поликультурности, который обоснован необходимостью сохранить социальнокультурную ситуацию плюрализма, учитывает
культурную самобытность каждого студента-мигранта.
Согласно принципу индивидуализации, работая с группой, преподаватель взаимодействует с отдельными студентами-мигрантами индивидуально. При этом обеспечивается решение существующих проблем в процессе адаптации сту-дента-мигранта.
Принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворче-ства при построении нашей модели ориентирован на гуманистический подход к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества, на рациональное, педагогически оправданное использование содержания и всего воспитательного потенциала социально-культурной деятельности.
Принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического, национально-этнического опыта и традиций позволяет использовать существующий опыт мировых культур в единстве и преемственности многообразия его форм и проявлений при регулировании процесса социально-культурной деятельности как средства адаптации студентов-мигрантов.
Социально-культурная деятельность, рассматриваемая как средство адаптации студентов-мигрантов,— целостный процесс взаимодействия социокультурного пространства вуза, преподавателей и студентов-мигрантов. При этом наблюдается взаимное влияние всех элементов данного процесса, что позволяет выделить следующие закономерности социально-культурной деятельности как средства адаптации студентов-мигрантов.
1. Социально-культурная деятельность как средство адаптации студентов-мигрантов закономерно обусловлена социокультурными, этно-педагогическими предпосылками, потребностями и интересами общества, развивающейся системой образования.
2. Социально-культурная деятельность как средство адаптации студентов-мигрантов связана с процессами познания, социализации и развития личности. Отсюда следует, что процесс адаптации осуществляется в рамках целостной социально-культурной деятельности вуза. Из этих закономерностей вытекает принцип целостности.
3. Успешность процесса социально-культурной деятельности как средства адаптации сту-дентов-мигрантов зависит от степени развития социально-личностных качеств индивидов.
4. Процесс адаптации студентов-мигрантов в рамках социально-культурной деятельности вуза осуществляется эффективно в результате развития социально-личностных качеств посредством реализации целенаправленно созданных специально подготовленными педагогами программ.
5. Социальная обусловленность процесса социально-культурной деятельности как средства адаптации студентов-мигрантов позволяет обнаружить еще одну закономерность изучаемого явления — тесную взаимосвязь и соответствие целей, задач и средств формирования социально-личностных качеств их сущностным характеристикам и основным компонентам.
Структурно-функциональная модель социально-культурной деятельности как средства адаптации студентов-мигрантов может быть реализована в следующих направлениях.
Управленческое — предполагает социальную защищенность студентов-мигрантов во всех возможных ее формах, материальное и моральное стимулирование, поддержку общественно полезной и социально-культурной деятельности, морально-психологического климата в коллективе вуза.
Психолого-педагогическое — способствует оказанию социально-психологической помощи в процессе адаптации студентов-мигрантов.
Коммуникативное — устанавливает контакты студентов-мигрантов, российских студентов и преподавателей, способствует созданию общих эмоциональных переживаний, предполагает оказание помощи студентам при выполнении учебных и других заданий, обеспечивает справедливое, ровное отношение к каждому студенту и объективную оценку вне зависимости от уже сложившихся межличностных отношений во внеучебной деятельности.
Таким образом, определены основные принципы, функции, закономерности, направления, характерные для социально-культурной деятельности, рассматриваемой как средство адаптации студентов-мигрантов в вузе; данный процесс представлен как социально-культурно-педагогический феномен, реализуемый целостно, в органическом единстве, непрерывно.
Данный целевой компонент модели делает акцент на единстве и взаимовлиянии педагогов, социокультурного пространства вуза и студен-та-мигранта в социально-культурной деятельности, используемой в качестве средства адаптации студентов-мигрантов.
Преподаватель выступает субъектом данного процесса и частью интеграционно-толерантной среды, в которую погружается студент-мигрант. В связи с неготовностью педагогов работать с такой категорией студентов в задачи данного исследования входит создание научно-методических рекомендаций по работе с иностранными студентами.
Таким образом, студент-мигрант выступает как объектом, так и субъектом процесса социально-культурной деятельности. Субьектность его роли заключается в самостоятельной работе над развитием своих социально-личностных качеств.
Функциональный компонент модели социально-культурной деятельности как средства адаптации студентов-мигрантов включает пять функций: познавательную, воспитательную, развивающую, коммуникативную, информационно-просветительную.
В данном случае при построении модели мы будем имитировать внутреннюю структурную межкультурную организацию этого процесса.
Структурообразующей составляющей адаптации выступает базовая интерактивная матрица «субъекты адаптации (адаптанты) — адаптивная среда (принимающее этнокультурное сообщество)»; все прочие структурные элементы актуализируются в данном контекстуальном поле. Исходная категория «субъекты адаптации» требует некоторой конкретизации; в частности, зарубежные специалисты выделяют три основополагающих критерия, позволяющих дифференцировать индивидуальные и этно-групповые адаптанты: наличие или отсутствие перемещения в пространстве; добровольность или вынужденность миграции; временные рамки миграции [8].
Образовательная миграция в нашем исследовании выступает как миграция, цель которой — получение образования; основными представителями являются студенты-мигранты — активные молодые люди, сознательно и свободно осуществляющие миграцию, ограниченную по времени и с четко определенными целями профессионального развития [6].
Социально-культурная деятельность как сфера становления личности исследуется многими учеными (М. А. Ариарским, Т. Г. Киселевой. Ю. Д. Красильниковым, Ю. А. Стрельцовым и т. д.) с различных точек зрения [1; 4; 7].
В настоящем исследовании мы использовали определение социально-культурной деятельности, данное Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильниковым. Под ней они понимают исторически обусловленный, педагогически направленный и социально ориентированный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в предмет взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества [4].
Важнейшим внешним фактором в процессе педагогического содействия адаптации студен-тов-мигрантов в социально-культурной деятельности вуза является создание педагогических условий, при которых происходит усвоение природных и общественных явлений, формирование социально-личностных компетенций, проявляется оценочная функция суждений с точки зрения определенной нравственной позиции, что необходимо для интеграции личности иностранного студента в новое социокультурное пространство.
Вместе с тем, педагогические условия адаптации студентов-мигрантов в процессе социальнокультурной деятельности вуза не были предметом специального педагогического анализа в теории и практике педагогики высшей школы. При выявлении педагогических условий содействия адаптации студентов-мигрантов в контексте социально-культурной деятельности вуза мы исходили из социально обусловленной потребности общества в интегрированных в российское социокультурное пространство иностранных студентах. В результате были выдвинуты следующие педагогические условия: 1) интеграция студентов-мигрантов в образовательную, воспитательную, развивающую среду вуза с целью формирования толерантного отношения к ним; 2) формирование социально-личностных компетенций (языковой, социальной, коммуникативной, социокультурной) через включение студентов-мигрантов в социально-культурную деятельность вуза, что обеспечивает заданный уровень адаптации (высокий, средний, низкий) на основе выделенных показателей и критериев;
3) подготовка педагогов к работе со студентами-мигрантами в процессе их адаптации в вузе на основе специально созданных программ, спецкурсов и семинаров.
Данные педагогические условия представляют собой ориентировочную основу для выстраивания процесса педагогического содействия
адаптации студентов-мигрантов в социальнокультурной деятельности вуза. Результатами исследования рассмотренной проблемы явились обоснованные теоретические и методические рекомендации по педагогическому содействию адаптации студентов-мигрантов в социально-культурной деятельности вуза, что дает возможность педагогам, сотрудникам отдела по работе с иностранными студентами наиболее эффективно разрабатывать средства и формы организации социально-культурной деятельности в вузе.
первое педагогическое условие — интеграция студентов-мигрантов в социокультурное пространство вуза. Соблюдение данного условия, с одной стороны, позволяет воспитать культуру толерантности у российских студентов, а с другой — создать благоприятное толерантное социокультурное пространство для адаптации студентов-мигрантов посредством развития у них социально-личностных качеств. Для воспитания толерантности и создания толерантного социокультурного пространства были использованы следующие средства, формы и методы социально-культурной деятельности: популяризация политики межнационального единства через проведение акций «День дружбы», в которых российские студенты совместно со студентами-мигрантами представляют свою культуру, знакомят с национальными костюмами, кухней и обычаями; фотоконкурс «Мир», где экспонируются работы, отражающие быт, природу страны, откуда приехал студент; воспитание культуры толерантности через СМИ вуза; размещение на стендах вуза плакатов, призывающих к толерантности, к дружбе народов; организация диалога культур; проведение «круглых столов», посвященных проблеме толерантности.
Второе педагогическое условие — использование технологий социально-культурной деятельности в формировании социально-личностных качеств студентов-мигрантов с целью их успешной адаптации в вузе. Сущность данного условия состоит в направленной на формирование социально-личностных качеств деятельности преподавателей вуза и сотрудников отдела по работе с иностранными студентами. Реализация обеспечивается через программу «Адаптация студентов-мигрантов средствами социально-культурной деятельности», которая включает три направления:
1) просветительское — расположение на информационных стендах вуза плакатов с целью воспитания толерантности к представителям другой культуры, дружбы народов; проведение массовых мероприятий, посвященных праздникам Первое сентября, День науки, «Весна студенческая», «Осенний марафон»; 2) ориентационно-деятельностное — курс русского языка как иностранного; тренинг межкуль-турной коммуникативной компетенции и позитивного взаимодействия, лекция с видеороликами, игровой презентацией культурных, политических и экономических особенностей тех общностей, которые представлены в группе; организация встреч студентов «Городская история», проведение ознакомительных экскурсий по вузу; 3) диагностическое (методики, тесты, опросники).
Третье педагогическое условие — формирование готовности педагогов, работающих со студентами-мигрантами, к проведению индивидуальных, малогрупповых работ. Данное условие позволяет создать благоприятное социокультурное пространство для формирования социально-личностных качеств у студентов-мигрантов. Реализация обеспечивается через составление практических рекомендаций и программы спецкурса «Основы работы со студентами-мигран-тами» для преподавателей, работающих с иностранными студентами, который дает преподавателю возможность овладеть знаниями в сфере межкультурных коммуникаций; провести дифференциацию различных групп студентов-ми-грантов и выбрать соответствующие подходы к работе с ними; научиться поддерживать мотивацию в сфере адаптации студентов-мигран-тов, работать с малыми группами студентов-мигрантов; сформировать толерантное отношение к представителям «чужих» этнических групп в своей профессиональной сфере.
Необходимость всех указанных педагогических условий была подтверждена данными опытно-экспериментальной работы. Анализ полученных результатов показал, что эти условия в полной мере обеспечивают эффективность процесса педагогического содействия адаптации студентов-мигрантов в социально-культурной деятельности вуза. Педагогический эксперимент проходил в три этапа на нескольких уровнях: обобщение деятельности вуза по адаптации студентов-мигрантов, непосредственное участие автора в мероприятиях адаптационной
направленности и собственно организации социально-культурной деятельности студентов-ми-грантов, что позволяло координировать меры по адаптации студентов-мигрантов, внедрять разработанную модель и соблюдать весь комплекс педагогических условий.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы (2007-2008) осуществялись диагностическая, прогностическая и организационная функции. Были выделены критерии и показатели, обеспечивающие адаптацию сту-дентов-мигрантов.
Для комплексной оценки социально-культурной деятельности как средства адаптации сту-дентов-мигрантов были использованы методы диагностики: опрос, анкетирование, анализ существующих критериев адаптации, методы математической статистики, беседа, наблюдение.
Предварительное исследование среди студен-тов-мигрантов Челябинского государственного университета, Южно-Уральского государственного университета, Челябинской государственной академии культуры и искусств на констатирующем этапе показало:
• более половины всех студентов-мигрантов (56,4 %) испытывали на себе негативное отношение со стороны коренного населения по причине принадлежности их к другой национальности; 34,8 % студентов-мигрантов испытывали трудности при вхождении в новое социокультурное пространство вуза;
• в качестве основных причин, препятствующих обучению, студенты-мигранты называли: языковой барьер (48,3 %); сложности в общении (19,3 %); проблемы с интеграцией в социокультурное пространство вуза (6,3 %);
• в свою очередь студенты-мигранты из Дальнего Зарубежья называли в качестве основной проблемы низкий уровень владения русским языком (75,1 %);
• студенты-мигранты из Дальнего Зарубежья выделяют проблему неадаптированности образовательных программ вуза к обучению иностранных студентов. Возникновение этой проблемы именно у студентов-мигрантов из Дальнего Зарубежья обусловлено различием образовательных программ за рубежом и в России;
• 11,2 % студентов-мигрантов из Ближнего и Дальнего Зарубежья выделяют проблему «предвзятого» отношения со стороны преподавательского состава вузов.
Таким образом, констатирующий этап опытно-экспериментальной работы позволил сделать вывод о необходимости создания модели социально-культурной деятельности как средства адаптации студентов-мигрантов и выявления педагогических условий эффективного функционирования этой модели.
Второй, формирующий, этап опытно-экспериментальной работы (2009-2010) предполагал внедрение созданной модели с учетом реализации педагогических условий.
Было выделено четыре группы студентов-мигрантов. В ЭГ-1 внедрен весь комплекс педагогических условий (22 студента-мигранта ЧелГУ), в ЭГ-2 — первое и второе педагогические условия (23 студента-мигранта ЧелГУ), в ЭГ-3 — первое и третье педагогические условия (23 студента-мигранта ЮУрГУ). В контрольной группе (КГ) процесс адаптации сту-дентов-мигрантов протекал в обычных условиях социально-культурной деятельности вуза (15 студентов-мигрантов ЮУрГУ, семь студен-тов-мигрантов ЧГАКИ).
Использовались следующие методики диагностики: опрос, беседа, наблюдение, эссе, методика Л. В. Янковского «Адаптация личности к новой социокультурной среде»; экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой,
О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой; модифицированный опросник А. Меграбяна и Н. Эпштейна; методика экспресс-диагностики межэтнической аккультурации Дж. Берри.
Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволяют констатировать (см. табл.): в ЭГ-1, где вводился весь комплекс педагогических условий, количество студентов-мигрантов адаптированного уровня оказалось максимальным — 54,54 %; в ЭГ-2, где были внедрены второе и первое педагогические условия, адаптированного уровня достигли 26 % студентов; в ЭГ-3, в которой процесс адаптации осуществлялся на основе первого и третьего педагогических условий, этот показатель составил 21,74 %. В КГ также произошли позитивные изменения, но менее значительные, чем в экспериментальных группах.
На третьем этапе опытно-экспериментальной работы — контрольно-обобщающем — была проанализирована динамика распределения сту-дентов-мигрантов по уровням адаптации.
оценка уровня адаптации студентов-мигрантов на начало и конец эксперимента
Начало эксперимента
Уровень развития ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-3 КГ
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Адаптированный і 4,44 і 4,36 2 9,08 2 8,88
Промежуточный І0 45,56 І0 43,47 І0 43,47 9 41,12
Дезадаптированный ІІ 50 І2 52,17 ІІ 47,45 ІІ 50
Окончание эксперимента
Уровень развития ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-3 КГ
Кол-во % G Кол-во % G Кол-во % G Кол-во % G
Адаптированный І2 54,54 50,1 6 27,5 26 5 21,74 12,66 4 18,19 10,02
Промежуточный І0 45,46 -0,1 І7 72,5 29,03 І8 78,26 34,79 ІІ 50 8,88
Дезадаптированный 0 0 -50 0 0 -52,17 0 0 -47,45 7 38,81 -11,19
Эксперимент показал, что изменения уровня адаптации студентов-мигрантов из опытных групп значительны, что свидетельствует об эффективности модели социально-культурной деятельности как средства адаптации студентов-ми-грантов. Изменения наиболее выражены в ЭГ-1, а это означает, что результативнее реализация всего комплекса педагогических условий. Такой вывод подтверждает нашу гипотезу и доказывает достоверность полученных данных.
Список литературы
1. Ариарский М. А. Прикладная культурология : монография. СПб. : ЭПО, 200І. 288 с.
2. Бурковская Т. В. Социально-культурная адаптация подростков из семей мигрантов: теоретические и технологические аспекты. Орёл, 2007. І94 с.
3. Ильина А. С. Теоретические аспекты педагогического содействия социально-культурной адаптации студентов-мигрантов в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 3. С. 133-134.
4. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социальнокультурная деятельность : учебник. М. : МГУКИ, 2004. 539 с.
5. Осипенко Н. А. Социально-культурная деятельность как фактор социальной адаптации студентов : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 193 с.
6. Радина Н. К., Радина А. С. Проблема социально-психологической адаптации студентов из КНР в вузах РФ // Актуальные проблемы социально-психологической адаптации мигрантов в современном мире : материалы науч.-практ. конф. / отв. ред. В. В. Константинов. Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2008. 300 с.