Диагностический компонент подготовки включает в себя критерии и показатели готовности студентов к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма: мотивационный, операциональнодеятельностный, личностный. Мотивационный критерий (показатели: мотивация к участию в международной телекоммуникационной проектной деятельности, удовлетворённость участием в международной телекоммуникационной проектной деятельности). Операционально-деятельностный критерий (показатели: проектные умения, умения международного телекоммуникационного взаимодействия, языковые умения). Личностный критерий (показатели: активность - инициативность и ответственность).
Результативный компонент выражается в формировании мотивационной, личностной и операционально-деятельностной готовности. Мотивационная готовность предполагает наличие интересов, потребностей студентов, в совокупности обеспечивающих устойчивую мотивацию к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма. Данная готовность характеризуется такими показателями, как интерес к международной проектной деятельности, потребность в изучении иностранного языка, приобретению, обогащению знаний по специальности в про-
цессе использования международного опыта, направленность на повышение своей профессиональной квалификации. Операционально-деятельностная готовность определяется систематизацией профессиональных знаний, умений и опыта их применения. В структуру данной готовности входят проектные умения, умения международного телекоммуникационного взаимодействия, языковые умения. Личностная готовность. В рамках системы профессионально важных качеств будущего специалиста основополагающей была выделена активность студентов, базирующаяся на таких личностных качествах, как инициативность и ответственность.
Таким образом, предложенная модель как инструмент исследования позволяет наглядно представить сложный процесс управления подготовкой студентов к разработке и реализации международных телекоммуникационных проектов в сфере туризма, определяемый как целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой систем, состоящих из взаимосвязанных компонентов, способствующих формированию готовности студентов к международной телекоммуникационной проектной и будущей профессиональной деятельности.
Статья поступила в редакцию 12.04.10
УДК 159.947
Т.А. Гусева, канд. психол. наук, проф., E-mail: [email protected]; О.Ю. Зяблицкая, аспирантка,
E-mail: [email protected]; Е.В. Вяльцева, студентка БПГУ, г. Бийск, E-mail: [email protected].
ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ СУБКУЛЬТУРЫ «ОТАКУ»
В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования стилей познавательной активности молодежи, принадлежащей к субкультурному объединению «отаку».
Ключевые слова: субкультурные объединения, «отаку», стиль познавательной активности.
Актуальность данной темы обусловливается наличием большого количества субкультурных объединений современной молодежи и отсутствием описания их влияния на развитие личности, в частности, на проявления социальной, интеллектуальной и познавательной активности человека. Под субкультурными объединениями понимаются молодежные объединения, имеющие нечеткую иерархию и проводящие собрания в определенное время по совместной договоренности.
Неформальные субкультуры открывают для своих членов новые возможности, малодоступные ранее. Во-первых, это относительная лёгкость самовыражения. Если рассмотреть историю любой отдельно взятой неформальной субкультуры, можно увидеть, что это один из главных критериев - сбор некоторых характеристик, который отличает члена данной субкультуры от остальных людей и по которому можно оценить уровень его «крутости», то есть привлекательности именно как участника субкультуры. Данные критерии обычно нигде не задокументированы, они воспринимаются всеми участниками субкультуры на почти подсознательном уровне, благодаря постоянному пребыванию в ней, а, следовательно, схожести большой части поступающей извне информации, особенно если она касается самой субкультуры, и взглядов на мир, что, в свою очередь, определяет способ обработки этой информации.
Во-вторых, это уже достаточно устоявшаяся система ценностей и правил, что часто очень удобно для человека юношеского возраста. Казалось бы, зачем устанавливать новые правила, ведь общество уже сформировало достаточно стойкую систему ценностей и моральных норм? Но юношеский возраст является периодом становления приоритетов, выбора линии поведения. Когда человек ещё только пробует вступить во взрослую жизнь, часто ему не хватает уверенности в том, что общественные нормы оправданы, а иногда и в том, что они подходят для него в той же степени, что и для всех остальных. Ведь в желании показать свою исключительность часто можно перейти от простой самопрезентации к
направленному поиску у себя уникальных черт, а вслед за этим и поверить в свою исключительность, которую сам человек может оценить как положительно, так и в виде досадной помехи. Субкультура в данном случае выступает как собственный сборник норм, которые гарантированно окажутся верны, так как проверены многими предшественниками, критерии мышления которых близки нововступившему, а потому данных людей можно сразу же посчитать достаточно авторитетными для того, чтобы прислушаться к их мнению.
В-третьих, появляется возможность общения с единомышленниками. Познание себя является одним из приоритетов юношества. Оно невозможно без общения, ведь только при общении можно получить информацию о том, как тебя воспринимают другие люди. К тому же, само по себе, общение важно и является в этом возрасте необходимым. Всё это дополняется красивой атрибутикой, а также чувством принадлежности к определённой группе и является в целом позитивной средой для развития человека в юношеском возрасте.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что субкультура является отражением стиля взаимоотношения человека с миром. В настоящее время существует множество субкультур, которые способны помочь человеку в его самовыражении, поддержать, найти единомышленников, которые видят мир похожим образом. Но существуют мнения, утверждающие негативное влияние субкультур, при этом в качестве отрицательно влияющих факторов приводится слепое следование сформированным правилам, похожесть одежды («все будто клонированные») и узость взглядов. Логично предположить, что субкультура, обеспечивая особые пристрастия молодежи, способна влиять на развитие личности, в том числе, на проявление познавательной активности.
Анализ научных работ в области психологии активности показал новую тенденцию современных исследований, характеризующую стилевую проблематику (А.А. Волочков, Б.А. Вяткин, Т.А. Гусева, Т.Я Решетова и др.). Так, в исследованиях Т.А. Гусевой описываются стили, представленные в рам-
ках концепции системно-стилевого исследования познавательной активности (Т. А. Гусева, 2009). Автор характеризует стили, выделенные в соответствии с блоками структуры познавательной активности: мотивационно-потребностным, регуляторным, динамическим, продуктивным, рефлексивным. Кроме того, показаны агармоничный и гармоничный стили, свидетельствующие о низком и высоком уровне развития познавательной активности. Быявлены общие и специфические характеристики стиля по половозрастным и профильным признакам. Доказана возрастная устойчивость стилей студентов с тенденцией проявления агармоничности познавательной активности к зрелому возрасту, выявлен широкий спектр гендерных различий в проявлении стиля (доминирование агар-моничности и стиля потенциальной активности у женщин, общего уровня активности в познании и регуляторного и динамического стилей у мужчин), определено наличие профильной специфики стилей познавательной активности, проявляющееся в доминировании гармоничности у респондентов гуманитарных специальностей по сравнению с техническими специальностями.
Эти данные доказывают как возможность развития стиля, так и наличие ряда факторов, обеспечивающих его становление. Б качестве одного из таких факторов, на наш взгляд, может выступать и принадлежность человека к определенной субкультуре.
Довольно распространенной в современном молодежном обществе является субкультура «отаку». Она представляет собой сообщество поклонников японской анимации («аниме») и японских графических романов («манга»). Предполагаем, что субкультура «отаку» может оказывать определенное влияние на проявление стилей познавательной активности, в связи с чем и было организовано это исследование.
Эмпирическое исследование особенностей проявления познавательной активности молодежи субкультуры проводилось в глобальной сети на сайте http://anime-fantasy.ru и на факультете психологии ГОУБПО «БПГУ» (г.Бийск). Быборку составили 60 человек в возрасте от 16 до 20 лет, из них 30 юношей и девушек, представляющих субкультуру «отаку» и 30 человек, не являющихся представителями субкультуры.
Б качестве методов исследования использовались эмпирические (анкетирование, тестирование) и методы обработки данных (количественного и качественного анализа результатов, математической статистики (угловое преобразование Фишера).
На первом этапе была реализована разработанная нами ознакомительная анкета, с помощью которой выяснялось, как давно испытуемый увлекается аниме, есть ли у него другие увлечения, каковы успехи в школе, вузе и др.
Далее определялись стили познавательной активности посредством использования опросника Т. А. Гусевой (2008). Опросник «Стили познавательной активности» состоит из 45 утверждений, с которыми испытуемый может согласиться или нет. Б результате обработки данных определяются стили познавательной активности: стиль потенциальной активности, регуляторный стиль, динамический стиль, продуктивный
стиль, метакогнитивный стиль. Кроме этих стилей диагности-
руются показатели гармоничности и агармоничности познавательной активности.
Затем осуществлялся сравнительный анализ проявления познавательной активности молодежи субкультуры «отаку» и молодежи, не входящей в данную субкультуру. Для статистической обработки результатов исследования, предполагавшей сравнение процентных долей в двух группах, нами использовалась процедура углового преобразования Фишера.
Результаты ознакомительной анкеты показали, что у молодежи «отаку» проявляются разнообразные и глубокие интересы в области астрономии, философии, психологии, изучении культур и традиций разных стран и народов (в большинстве случаев Японии). Многие из них заинтересованы учебной и учебно-профессиональной деятельностью в школе и других учебных заведениях (69%).
Диагностика стилей познавательной активности у испытуемых «отаку» показала преобладание динамического стиля (37%), выраженность стиля потенциальной («дремлющей») активности (23%), наличие регуляторного стиля у 17% респондентов, агармоничного стиля у 13%, продуктивного стиля у 7%, гармоничного стиля у 3%.
Исследование стилей познавательной активности молодежи, не входящей в субкультуру «отаку» показало следующее. У 37% испытуемых преобладает продуктивный стиль познавательной активности, у 20% - регуляторный стиль, по 17 % приходится на динамический стиль и гармоничный стиль, 6% демонстрируют стиль потенциальной активности и 3% агармоничный стиль.
Р
І Ота ку
Молодежь, не входящая в отаку
СП PC ДС ПС ГС АГС
Рис. Результаты сравнительного исследования стилей познавательной активности испытуемых
Примечание: СП - стиль потенциальной активности, РС -регуляторный стиль, ДС - динамический стиль, ПС - продуктивный стиль, ГС - гармоничный стиль, АГС - агармоничный стиль.
С целью оценки статистической значимости различий в стилях познавательной активности молодежи субкультуры «отаку» и молодежи, не входящей в субкультуру, был использован критерий Фишера (метод углового преобразования), который позволил выделить те стили, частота встречаемости которых достоверно различается. Результаты статистической обработки результатов приведены в таблице.
Таблица
Результаты статистического сравнения стилей познавательной активности N=60
СПА Распределение по стилям молодежи «отаку» (N=30) Распределение по стилям молодежи, не принадлежащей к субкультуре (N=30) Критерий Фишера Уровень значимости
СП 23% 6% 1,95 p<0,01
РС 17% 20% -0,3 незначим
ДС 37% 17% 1,79 p<0,05
ПС 7% 37% -3,01 p<0,05
ГС 3% 17% -1,96 p<0,05
АГС 13% 3% 1,52 незначим
Уровень значимости отличий зафиксирован в проявлениях стиля потенциальной активности (23% - у «отаку», 6% -у молодежи, не входящей в «отаку»), динамического стиля (37% - у «отаку», 17% - у молодежи, не входящей в «отаку»),
продуктивного стиля (7% - у «отаку», 37% - у молодежи, не входящей в «отаку») и гармоничного стиля (3% - у «отаку», 17% - у молодежи, не входящей в «отаку»). Из этого следует, что продуктивный стиль менее свойственен молодым людям
субкультуры «отаку», так как они не очень любят «выставлять напоказ» свои цели, устремления и какие-либо показатели. Вероятно, их меньше интересует результат активности, нежели сам процесс познания, о чем свидетельствуют высокие проявления динамического стиля. Так же для них свойственно проявления стиля потенциальной активности, так как этот стиль предполагает наличие скрытых потенциальных познавательных возможностей, их внутренняя активность преобладает над внешними проявлениями. Они не стараются выделиться, их активность можно назвать «дремлющей». При этом отмечаются низкие значения гармоничности познавательной активности, при которой все блоки в структуре феномена достаточно сформированы.
Таким образом, можно сделать вывод, что у молодежи субкультуры «отаку» преобладающим является динамический
стиль познавательной активности, характеризующийся выраженными признаками информативной стратегии, при которой субъект готов принимать и осваивать новую информацию. Он часто и многообразно реализует любознательные намерения,
которые побуждаются системой мотивов разного порядка (внешними, внутренними), могут сопровождаться сильными эмоциональными переживаниями. Человек с этой стратегией обладает достаточным багажом знаний, но может быть пассивен в реализации познавательной активности. Данная стратегия присуща субъектам с высокими интеллектуальными показателями и может характеризовать тип «интеллектуала».
Результаты исследования свидетельствуют о том, что данная субкультура не влияет на человека негативно, а, скорее, обеспечивает некоторые специфические характеристики познания, в частности стилевые.
Субкультурные движения в нашей стране сейчас являются малоизученными, но уже достаточно разрослись, чтобы представлять серьёзный научный интерес. Они объединяют людей с общими взглядами на мир и обеспечивают дальнейшее познание самого мира в соответствии с этими взглядами. Поэтому резонно предположить, что члены одной субкультуры будут обладать сходством некоторых познавательных характеристик, а также мотивационных установок.
Библиографический список
1. Волочков, А. А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте / А. А. Волочков, Б. А. Вяткин // Вопросы психологии. - 1999. - №5.
2. Вяткин, Б. А. Стиль активности как фактор интегрального исследования индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. - Пермь: Перм. пед. ин-т, 1992.
3. Гусева, Т.А. Психологическая характеристика стиля познавательной активности субъекта // Известия РГПУ имени А.И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки. - СПб., 2008. - №11 (62)
4. Системное познание личности: теория и практика исследований: монография / под ред. Т.А. Гусевой. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.
5. Решетова, Т.Я. Стилевые характеристики психической активности субъекта: авторефер. дис. .. .д-ра психол. наук. - Сочи, 2003.
Статья поступила в редакцию 16.04.10
УДК:378:371.4
А.С. Ильина, аспирант ЧелГУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МИГРАНТОВ В ВУЗЕ
В статье анализируется проблема педагогического содействия социально-куль-турной адаптации студентов-мигрантов в условиях вуза. Автором выявлена сущность социально-культурной адаптации применительно к образовательной миграции, описываются условия, обеспечивающие эффективность данного процесса.
Ключевые слова: социально-культурная адаптация, образовательная миграция, педагогическое содействие социально-культурной адаптации студентов-мигрантов.
Образовательная миграция для Российской Федерации выступает сегодня научным, экономическим, демографическим потенциалом. В условиях старения и сокращения населения России, действующая система высшего образования уже испытывает недостаток абитуриентов. В этой ситуации рациональнее не сокращать имеющиеся возможности научнообразовательного комплекса, который формировался на протяжении многих лет, а ориентироваться на привлечение абитуриентов, студентов, магистрантов и аспирантов из-за рубежа на платной (контрактной) основе. По статистике двое из ста студентов в мире являются иностранными студентами. Выход на мировой рынок образовательных услуг связан не только с наличием конкурентоспособного комплекса, способного предоставлять такие услуги на качественном уровне, но и с планомерным, комплексным формированием учебных миграционных потоков, чему пока в Российской Федерации уделяется крайне мало внимания.
Кроме своего прямого эффекта, учебная миграция может выступать как дополнительный демографический ресурс, когда при миграционной политике, направленной на поощрение натурализации, Россия дополнительно сможет получить высокообразованных молодых граждан, уже адаптировавшихся к российским условиям. Также не получила пока должного внимания в практике регулирования миграционных процессов
в России идея пополнения численности населения и трудоспособного населения за счет учебной миграции.
В этом контексте особую актуальность приобретают проблемы социально-культурной адаптации студентов-ми-грантов в вузе, возникает необходимость внедрения в образовательный процесс программ педагогического содействия их социально-культурной адаптации.
Исследуя данную проблему мы столкнулись с необходимостью разрешения про-тиворечий между необходимостью реформирования сферы миграционной политики, регулирования образовательной миграции и теоретической неразработанностью проб-лемы педагогического содействия социальнокультурной адаптации студентов-мигран-тов; между объективно существующей потребностью модернизации высшей школы в сфере работы с иностранными студентами и низким уровнем активности преподавателей по внедрению инновационных форм работы с данной категорией студентов.
Учитывая актуальность проблемы, идея нашего исследования заключается в поиске и выборе педагогических возможностей, обеспечивающих социально-педагогичес-кое содействие социально-культурной адаптации студентов-мигран-тов в вузе.
Социально-культурная адаптация студентов-мигрантов -это часть сложного и многогранного социального явления: социализации. С целью теоретического обоснования про-