Научная статья на тему 'Социокультурная и правовая адаптация мигрантов как фактор стабилизации миграционных потоков в СНГ'

Социокультурная и правовая адаптация мигрантов как фактор стабилизации миграционных потоков в СНГ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
620
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ТРУДОВОЙ ОБМЕН / МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / ЦЕНТР АДАПТАЦИИ МИГРАНТА / КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ АДАПТАЦИЯ / ЗАЩИТА ПРАВ МИГРАНТА / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / СОГЛАСОВАННАЯ ПОЛИТИКА / MIGRATION / LABOR EXCHANGE / MIGRATION FLOWS / CENTER OF ADAPTATION FOR MIGRANTS / CULTURAL ADAPTATION / SOCIAL ADAPTATION / LINGUISTIC ADAPTATION / MIGRANT RIGHTS PROTECTION / SOCIAL WORKER / COHERENT POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нето Франциско Пауло Симоне, Пшенко Константин Андреевич, Якушкина Марина Сергеевна

В статье анализируется проблема создания Центра социокультурной, правовой и языковой адаптации трудовых мигрантов, выезжающих из стран СНГ в Россию. Рассмотрены вопросы подготовки специалистов для работы с мигрантами, разработки комплекса образовательных программ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social, cultural and legal adaptation of migrants as a factor in the stabilization of migration flows in the CIS

The article examines the problem of creating the Centre of socio-cultural, legal and linguistic adaptation for migrant workers leaving the CIS countries for Russia. The problem of specialists' training for the work with migrants, and the problem of working-out a package of educational programs are studied

Текст научной работы на тему «Социокультурная и правовая адаптация мигрантов как фактор стабилизации миграционных потоков в СНГ»

еждународныи опыт и сотрудничество

Ф. П. С. Нето (г. Сан-Паулу, Бразилия), К. А. Пшенко, М. С. Якушкина (Санкт-Петербург)

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ И ПРАВОВАЯ АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В СНГ

В статье анализируется проблема создания Центра социокультурной, правовой и языковой адаптации трудовых мигрантов, выезжающих из стран СНГ в Россию. Рассмотрены вопросы подготовки специалистов для работы с мигрантами, разработки комплекса образовательных программ

Во второй половине двадцатого столетия миграционные процессы приобрели огромные масштабы, охватив многие страны, социальные группы, различные сферы общественной жизни. Миграция стала одним из факторов социального преобразования и развития разных регионов мира. Россия столкнулась с процессами внешней трудовой миграции после распада СССР и образования независимого государства Российская Федерация. За прошедший период в России появилось большое количество иностранных рабочих. В 2010 году общее количество трудовых мигрантов в России достигло 11,5 млн. человек [1].

Чрезвычайно важным для России является сегодня развитие трудового обмена в рамках СНГ. Это объясняется тесными историческими, культурными и экономическими связями между государствами-участниками СНГ. Очевидно, что миграция в СНГ оказывает значительное влияние на состояние народного хозяйства, социальные отношения, культуру, национальную политику, международные отношения. Вместе с тем к ключевым вопросам стабилизации миграционной ситуации в каждом государстве-участнике СНГ относят решение проблем правовой, социальной и культурной адаптации мигрантов. Чем выше уровень адаптации мигрантов к новым условиям жизни, тем значительнее экономическая и

интеллектуальная отдача человеческих ресурсов для развития регионов, и наоборот, усиление конфликтогенного потенциала миграционных потоков на территориях, развивающих миграцию, снижает уровень адаптации вынужденных мигрантов, деструктури-рует рынок труда и усиливает социальную напряженность.

Развитие международного трудового обмена поставило перед СНГ задачу регулирования труда работников-мигрантов, защиты прав работников за рубежом. Сегодня законодательство СНГ о трудовой миграции представлено в виде рекомендательного законодательного акта «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ», содержащего базовые принципы согласованной законодательной политики в области трудовой миграции в рамках СНГ, а также Соглашения правительств государств - участников СНГ о сотрудничестве в области миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, которое регулирует основные направления сотрудничества в области трудовой деятельности и социальной защиты работников-мигрантов и членов их семей.

Серьезной проблемой остается организация практической деятельности по социальной адаптации мигрантов. Социальная адаптация, основанная на субъективной интер-

претации адаптивной ситуации, направлена на оптимизацию вхождения мигрантов в новую социокультурную среду. Она возможна посредством частичного или полного принятия норм и ценностей новой среды, сложившихся в принимающей стране форм социального взаимодействия, а также изменения социокультурной среды в целях приспособления ее к себе. Социальная адаптация создаёт условия, которые способствуют разрешению противоречия между степенью идентификации человека с обществом и степенью обособления его в обществе. Успешность социальной адаптации мигрантов зависит от внутренних и внешних факторов [3]. К внутренним относится степень актуализации потребности мигрантов в позитивных социальных связях, самоактуализации и самореализации в деятельности. К внешним - степень принятия проблем мигрантов со стороны принимающего общества и его способность оказывать необходимую в процессе адаптации личности мигранта к новым условиям жизнедеятельности поддержку и помощь. Решающими факторами в процессе социальной адаптации выступают социальные характеристики и социальный потенциал мигрантов, заключенный в образовании, профессиональной подготовке и квалификации.

Наконец, невероятно сложным сегодня является культурная адаптация мигрантов, основанная на межкультурном диалоге. «Люди стали больше ездить, народы - активнее переселяться в поисках работы, лучших климатических условий, лучшего будущего для своих детей. Такому прессингу подвергаются не только составы населения, но и языковые культуры» (министр культуры РФ А. А. Авдеев] [4]. И «...мы сможем найти пути к тому, чтобы помочь этим людям, особенно тем, кто искренне хотят стать полнокровными жителями России, узнать наш язык, культуру, духовные традиции и ценности» (глава Федеральной миграционной службы РФ К. О. Ро-модановский] [5, 6]. Вместе с тем сегодня приезжих часто причисляют к преступным элементам, хотя количество совершаемых мигрантами преступлений от общего числа правонарушений составляет в России лишь 3,5%, а в отношении мигрантов совершается 11,5 тысяч преступлений в год. Как отмечают аналитики, проблема культурной адаптации не решается должным образом. Издание учебников рассчитано только на легальных

мигрантов, в то время как нелегальные гастарбайтеры не спешат изучать русский язык и принимать культуру страны, в которой работают. В результате возникают конфликты на межнациональной почве.

В ближайшем будущем развитию миграционных потоков будет способствовать изменение демографической ситуации и потребностей рынка труда в промышленно развитых странах, безработица и кризис в положении населения в менее развитых странах, формирование международных сетей на основе традиций семьи, культуры и истории. Значительная часть трудовой миграции по-прежнему бесконтрольна.

Учреждением Российской академии образования «Институт образования взрослых» -базовой организации по образованию взрослых и просветительской деятельности госу-дарств-участников СНГ - разработан проект «Создание Центров по социокультурной, правовой и языковой адаптации трудовых мигрантов». По мнению авторов проекта, организация образовательной деятельности в Центрах должна строиться с использованием новейших интерактивных технологий: имитационных и ролевых игр, тренингов и экспериментальных упражнений, поэтому необходимо предусмотреть оснащение центров мультимедийными кабинетами и дидактическими пособиями. Реализация проекта может оптимизировать работу уже созданных Центров миграции в странах-поставщиках мигрантов. Активная деятельность такого Центра прежде всего должна обеспечить равновесие между упрощением процедур разрешения на миграционную деятельность и контролем за миграционными потоками. Один из первостепенных вопросов, решаемых Центром, - установить, какие формы миграции являются желательными и должны поощряться и при каких обстоятельствах.

Первый этап проекта, условно названный нами «Дискуссия», касается подготовки социальных работников для работы с мигрантами до перемещения их в другую страну. Он начинается с консультирования потенциальных специалистов и обсуждения с ними следующих вопросов: политические воззрения мигранта; как будущий специалист представляет себе расходы, необходимые для получения максимальных выгод и сведения к минимуму рисков и расходов, связанных с миграцией; организация сотрудничества с работодателя-

ми в другой стране; меры для максимальной экономической выгоды от миграции в России и в стране-поставщике мигрантов; основные ценности принимающего общества, их сохранение при интеграции в общество различных культурных и религиозных традиций; защита прав мигрантов; эффективность миграционной политики, уменьшение рисков политизации вопросов миграции в результате отсеивания недостоверной информации; пути эффективного управления миграцией.

Следующий шаг - создание программ подготовки специалистов для работы с мигрантами. Основная цель и ожидаемый результат программ - эффективная подготовка мигрантов к новой социокультурной среде. Началом программы должно стать обсуждение со слушателями ценностных ориентаций и этики поведения народов отправляющей и принимающей сторон не на своей территории. Среди изучаемых вопросов необходимо особое внимание обратить на согласование потребностей мигрантов и приоритетов профессионального роста мигрантов на местном уровне (национальном и региональном]. Социальные работники должны быть ответственны за конечный результат. Среди контролируемых и обсуждаемых с будущими специалистами вопросов:

- обеспечение качества образовательной подготовки мигрантов, которое должно быть апробировано на практике социальной работы с отдельными лицами (мигрантами], их семьями, группами и общинами (в стране происхождения и принимающей];

- самооценка уровня достижений - основа управления мигрантами: своих целей, результатов усвоения программы;

- целесообразность и финансовая жизнеспособность полученных знаний (с учетом оценки сверстников, коллег];

- проверка физического, интеллектуального, психологического состояния;

- дифференциация оценок мигранта по образовательным программам и соответствующих разрешений на работу по сертификатам, дипломам, заявлениям, справкам выпускников, т.е. формам, которые дают возможность начинать процесс миграции.

Разработка комплекса образовательных программ (программ профессиональной переподготовки] для подготовки мигрантов к переезду в другую страну. Учебные программы и методы обучения должны быть согласо-

ваны с целями единого проекта-плана двух стран-участниц процесса миграции и его результатами. При разработке должны быть четко определены планы по организации, реализации и оценке теоретических и образовательных компонентов программы. Необходимо обратить особое внимание на пересмотр и разработку учебных планов в соответствии с запросом определенной, новой группы мигрантов. Учебный план должен обеспечить минимум поддержки, защиты и адаптации мигрантов: подготовка к новым условиям, здоровый образ жизни, психологическая подготовка, развитие навыков критического мышления, анализа, открытость новым впечатлениям, готовность к непрерывному обучению. Образовательные программы и процесс собеседования должны не только научить мигрантов определенным навыкам, но и внести свой вклад в развитие личности мигрантов, сотрудников и студентов, изучающих социальную работу. В стране, принимающей мигрантов, должен существовать план координации сотрудничества между школами, университетами, другими организациями и государственными учреждениями в сфере образования и поддержки мигрантов. Очевидно, что необходимо обратить внимание на методики обучения в системе образования мигрантов и кураторов - социальных работников, психологов и других сотрудников, которые могут обеспечить максимальный результат при соблюдении этики общения. Разработка учебных и образовательных программ должна осуществляться с учетом необходимости в дополнительной профессиональной подготовке мигрантов и перспектив их трудоустройства. Необходимо сделать максимально доступными для инструкторов и руководителей, работающих на местах, программы и эффективные инструкции, которые подробно могут объяснить стандарты, процедуры и ожидаемую цель работы; обеспечить ясное описание задач каждого компонента учебной программы, последовательности их выполнения; определить ведомство, ответственное за преподавание. Обратить внимание на такие компоненты программы, как психологическая поддержка мигранта и его семьи, проверка заболеваний и другие, которые могут быть универсально применимыми. Таким образом, проект должен обеспечить мигрантов документом и адекватным решением вопроса трудоустройства.

Обучение социального работника для работы с мигрантами должно быть направлено на: понимание того, как может сказаться на проблемах трудовой миграции проявление дискриминации, угнетения и социальной несправедливости; изучение правил человеческого поведения в социальной среде с особым акцентом на экологическую проблематику; знание политики и социальной защиты населения города, страны и / или региона; понимание истоков и целей социальной работы с мигрантом; понимание происхождения и развития конкретной социальной работы в стране; достаточное знание профессий и специальностей для облегчения межпрофессио-нального сотрудничества и совместной работы в данной стране.

Обеспечение прав человека и прав мигранта на основе международного диалога по вопросам миграции. На этом этапе необходима подготовка учебных программ по объяснению мигрантам их прав.

Права человека, как сказано в международных и региональных документах, вошли во все сферы политики, включая миграцию. Тем не менее, мигранты продолжают страдать от нарушений прав человека. Это связано главным образом с их статусом - неграждан в стране, в которой они проживают. Вопреки распространенному предположению, зарегистрированные мигранты не защищены от нарушения их прав. Однако нелегальные мигранты обычно сталкиваются с более высоким уровнем уязвимости, для них больше барьеров в доступе к защите, на которую они имеют право (юридическая поддержка].

Важно «донести» до мигранта, что права человека распространяются на всех мигрантов независимо от их миграционного статуса. Некоторые конкретные условия или обстоятельства требуют внимания из-за высокого риска нарушения прав человека: опасные виды транспорта; злоупотребления контрабандистов; дискриминация, расизм, насилие на почве ксенофобии (диалог об ожидаемой ситуации, с которой могут столкнуться мигранты].

Каждому мигранту необходимо обеспечить доступ к здравоохранению и образованию на принимающей территории; сократить по возможности гендерные факторы риска, а также ситуации с торговлей людьми (куратор обязан помогать общению мигранта с принимающей компанией]. Уязвимость и зло-

употребления, открытое насилие продолжают быть реальностью для мужчин-мигран-тов, женщин и детей по всему миру, особенно в периоды экономических кризисов.

Для осуществления прав мигрантов и предотвращение всех форм дискриминации ключевыми вопросами являются согласованность политики, повышение осведомленности и развитие партнерства.

Центр миграции должен учитывать в работе нелегальные потоки миграции, незаконный ввоз мигрантов, смешанную миграцию и доступность правовых вариантов миграции как взаимозависимые явления. Они не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Таким образом, четкие общие рамки, обеспечивающие уважение прав всех мигрантов, сбалансированный подход к предотвращению незаконной миграции и создание правовой основы миграции принесут пользу мигрантам и обществу в целом. Центр подготовки мигрантов должен обеспечить также усиленную защиту наиболее уязвимым группам таким как жертвы торговли людьми, больные мигранты, дети мигрантов и беспризорные несовершеннолетним. Предупреждение, защита, и партнерство - эффективная формула адаптации и защиты мигрантов, ее успех основывается на правильном балансе между четырьмя компонентами.

Защита прав мигрантов должна обеспечиваться в течение всего периода миграции -вплоть до возвращения. Правительства стран происхождения мигрантов, транзита и страны назначения, негосударственные организации разделяют ответственность за защиту прав мигрантов.

Внимание социальных работников должно быть сосредоточено не только на учете прав трудящихся-мигрантов во всех аспектах на рынке труда, уважении прав человека на всем протяжении миграционного цикла, но и на проблемах обратной миграции: вызовах и новых возможностях, перспективах для мигранта в своей стране. Необходимо максимальное содействие возвратной миграции, что требует анализа практических подходов к добровольному возвращению, успешной реинтеграции мигрантов и общин, укрепления связей между странами по возвращению мигрантов, поддержки социальных и культурных сфер к приему мигрантов.

Социальное и культурное влияние миграции является значительным. Мигранты могут построить межкультурные мосты и

трансграничный социальный капитал. Культурное разнообразие рабочей силы может лучше всего определить возможности и укрепить эффективные многонациональные отношения, которые создают и поддерживают международный бизнес. Центры помощи мигрантам должны стимулировать предпринимательство, помогать экспериментам в промышленности, творчеству в искусстве и литературе, достижениям в спорте, инновациям в кухне и множеству других начинаний. Политики и врачи могут играть важную роль в повышении роли мигрантов в принимающих обществах посредством программ образования, средств массовой информации и мероприятий по объединению людей.

Опыт миграции свидетельствует о том, что она позволяет женщинам обрести большую независимость и автономию, сократить гендерное неравенство за счет повышения доли женщин, работающих по найму, особенно в несельскохозяйственном секторе. Расширение прав и возможностей женщин может повлиять на последующие поколения и оказать значительное влияние на культуру и социальную структуру своей родной страны.

Третья часть проекта определяет перспективы его развития: обеспечивать лучшее информирование правительства и общества о ситуации с мигрантами на данной территории, возможность регулирования миграционных потоков, разработать основы государственной политики и программы, которые предоставляют стимулы для упорядоченной миграции и предотвращения беспорядочной миграции; создать условия для соблюдения дисциплины новыми мигрантами; расширить возможности для комплексного и согласованного действия; усилить защиту прав мигрантов и соблюдение юридических обязательств в принимающих государствах; способствовать стабилизации миграционных потоков в обеих странах; обеспечить безопасные, надежные и экономически эффективные услуги для лиц, которые требуют международной помощи; обеспечить гуманитарную помощь в чрезвычайных и постконфликтных ситуациях для мигрантов и их семей, в том числе реинтеграции в гражданскую жизнь населения.

Литература

1. Е. Л. Плисецкий. Современные миграционные процессы в России // Электрон. версия газ. «География» : [сайт]. - URL: http://geo.1september.ru/artidef.php?Ш=200303705 (дата обращения 29.05.2011).

2. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. - Новосибирск: Наука ; Сиб. издат. фирма РАН, 2002. - С. 76.

3. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. - М: Изд-во МГУ, 1968. - С. 67.

4. Ломанный русский язык // Важности : свободные обсуждения : [сайт]. - URL : http://5an.ru/kultura/lomannyj-russkij-yazyk/ (дата обращения 29.05.2011).

5. Глава Минкульта: мигрантам нужна культурная адаптация // Актуальные комментарии : [сайт]. - URL : http://actualcom-ment.ru/news/19267/ (дата обращения 29.05.2011).

6. В Москве состоялось заседание Межрелигиозного совета России / / Татар-информ : информ. агентство : [сайт] (дата публикации 16 декабря 2010 г.). - URL : http://www.tatar-inform.ru/ news/2010/12/16/250057/ (дата обращения 29.05.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.