Научная статья на тему 'Тенденции развития системы высшего профессионального образования в контексте его непрерывности'

Тенденции развития системы высшего профессионального образования в контексте его непрерывности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития системы высшего профессионального образования в контексте его непрерывности»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В КОНТЕКСТЕ ЕГО НЕПРЕРЫВНОСТИ

А. Э. Сулейманкадиева Алп. Э. Сулейманкадиева

Реализация концепции непрерывного образования обязала вузы играть роль двигателя устойчивого развития экономики. Поэтому они стали разрабатывать и реализовывать больше программ для непрерывного образования, предлагать обучающие программы для тех, кто повышает квалификацию, проходит переподготовку, получает дополнительное образование. Являясь промежуточным звеном в системе «научная система (далее НС) - система непрерывного образования (далее СНО) - система реальной экономики (далее СРЭ)», вузы способствуют отбору, накоплению, трансформации знаний и их передаче потребителям (слушателям, студентам и т. д.), тем, кто их будет реализовывать в реальном секторе. Таким образом, вузы, с одной стороны, с позиции концепции непрерывного образования стали играть роль передаточного звена, т. е. звена, которое принимает, накапливает, трансформирует знания; с другой - являются местом, где происходит процесс обучения, непосредственной передачи (или трансляции) знаний потребителям (слушателям, студентам).

Следует отметить, что политика в области образования (прежде всего, высшего профессионального) должна быть ориентирована на возможность его получения в контексте непрерывности. Новый поход к организации деятельности высшего профессионального образования (далее ВПО) в контексте его непрерывности должен: (а) исходить из необходимости развития партнерских взаимоотношений образовательной системы с рынком труда и промышленностью; (б) опираться на концепции устойчивого развития, а университеты должны стать научно-образовательными инновационными центрами. Так, по мнению Н.А. Лобанова, научная система, которая, по сути своей, должна обеспечить инновационно-прорывной характер развития экономики, силами только академической школы не может этого сделать. Поэтому необходимо перейти к новой модели организации науки, в которой часть фундаментальных и отраслевых научных исследований будет выполняться в университетско-вузовском секторе [1, с. 26-27]. Следовательно, система высшего образования, которая: во-первых, играет роль центра по подготовке квалифицированных специалистов, непрерывно развивающихся личностей; во-вторых, являясь промежуточным звеном в триаде: «НС - СН - СРЭ», осуществляет отбор, накопление, трансформацию и трансляцию высококачественных новых знаний, востребованных рынком из научной системы, где создаются знания, в систему реальной экономики, где они используются и превращаются в готовые товары и услуги.

При анализе тенденций и перспектив научного и инновационного развития системы высшего образования в различных странах исследуются основные индикаторы, обеспечивающие долгосрочный экономический рост. Прежде всего, к ним относятся: финансирование и отдача образования; ре-

93

зультаты деятельности учебных заведений и влияние образования; финансовые и человеческие ресурсы, инвестированные в образование; доступность образования, участие и продвижение по ступеням образования; уровень инновационного развития системы образования и т. д. Уровень финансирования ВПО в различных странах значительно дифференцирован. Так, страны ОЭСР расходуют на образование в среднем 6,2 % ВВП, но этот показатель варьирует от 4,5 % и менее в России, Словакии и Италии до 7 % и более в Дании, Израиле, Исландии и США. При этом следует отметить, что роль государственного финансирования в странах ОЭСР, где государственное участие в других сферах характеризуется как невеликое, финансирование образования является приоритетным направлением. В среднем в странах ОЭСР суммарные государственные расходы составляют 13,3 %. Это показатель варьирует от 10 % и менее в Чехии, Италии и Японии до 22 % в Мексике.

Следует отметить, что государственные расходы, инвестируемые в высшее профессиональное образование, имеют значительную отдачу, например: (1) они возвращаются в форме налоговых отчислений (в среднем по странам ОЭСР человек, получивший высшее образование, за весь период своей трудовой деятельности выплатит в виде подоходного налога и социальных платежей на 119 тыс. долларов больше, чем тот, кто получил только полное среднее образование. Кроме того, если найти разность между выплатами образованного человека и затратами государства на его обучение, то получится 86 тыс. долларов, что в три раза больше затрат государства на обучение человека в системе высшего профессионального образования); (2) более длительный период трудовой деятельности образованного человека позволяет, с одной стороны, долгое время оставаться ему в числе занятых, а следовательно, дольше будет его отдача государству; (3) труд образованного человека является более квалифицированным, чем необразованного человека. Следовательно, результаты деятельности образованного человека будут более эффективными, чем необразованного.

За последние 30 лет в уровне образования произошли существенные изменения, например, в странах ОЭСР численность населения в возрасте от 25 до 34 лет, получивших среднее и высшее профессиональное образование, превосходит возрастную группу 55-64 лет на 22 % [2]. В России число выпускников за период с 2000 по 2008 г. возросло более чем в два раза1 [3]. Это свидетельствует о том, что в настоящее время население трудоспособного возраста стало более образованным по сравнению с населением 30-ти летней давности. Так, в 2010 г. по сравнению с 1998 г. выпуск специалистов вузами РФ увеличился в 3,78 раз, или на 36 %, по сравнению с 2007 г. Это свидетельствует о стремлении молодого населения получать высшее образование. В целом население стало более высокообразованным на протяжении последнего десятилетия по сравнению с 90-ми года прошлого столетия.

За период с 1970 по 2011 г. соотношение студентов, обучающихся в системе высшего и среднего профессионального образования, существенно изменилось: в системе ВПО численность студентов увеличилась более чем в 2,6 раз, и наоборот, численность студентов, получающих среднее профес-

Рассчитано по данным Росстата за 2008 г.

94

сиональное образование, уменьшилась, т. е. наблюдается тенденции к снижению, что свидетельствует о том, что высшее профессиональное образование стало более востребованным. Это можно объяснить тем, что: (а) у лиц, имеющих высшее профессиональное образование, шансы устроиться на хорошо оплачиваемую и интересную работу выше, чем у тех, кто не имеет; (б) лица, имеющие высшее профессиональное образование более конкурентоспособны перед теми, кто имеет только среднее, так как требования со стороны работодателей к нанимаемым работникам все время повышаются. Это явление имеет место в условиях превышения предложения более квалифицированной рабочей силы над спросом. Кроме того, обучение не завершается разовым получением диплома о третичном образовании, многие продолжают свое непрерывное обучение по программам повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей своей профессиональной трудовой деятельности. Во многих странах ОЭСР более 40 % взрослого населения ежегодно обучаются по таким программам [2]. А в России удельный вес людей, получающих послевузовское образование, по данным 2010 г. составил 0,2 % [4]. Обучение по программам переподготовки и повышения квалификации взрослого населения способствует решению проблемы трудоустройства. В частности, эксперты утверждают, что после прохождения краткосрочного обучения трудоустраиваемость безработных в течение трех месяцев с момента окончания обучения возрастает до 90 %.

Основным источником финансирования высшего профессионального образования во многих странах является государство. В странах ОЭСР из государственных расходов финансируется, в основном, начальное и среднее образования на 90 % [2]. Частное финансирование связано, главным образом, с третичным образованием и варьирует от 5 % (в Дании, Финляндии и Норвегии) до 75 % (в Чили и Южной Корее). В России же на финансирование сферы образования приходится небольшая доля государственных расходов (по данным 2010 г. менее 2,0 % от общего объема инвестиций). Таким образом, система ВПО является движущей силой наукоемких производств. Особенность системы ВПО в контексте ее непрерывности заключается в том, что она играет двоякую роль: как центр непрерывной подготовки/переподготовки кадров и специалистов и как научный и инновационный центр.

Список литературы

1. Лобанов Н. А. Российская высшая школа: анализ некоторых уроков экономического кризиса // Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития: тр. междунар. сотрудничества; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова.

ЛГУ им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. Т. 8 - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. - 652 с.

2. Education at a Glance 2010: OECD Indicators. Summary in Russian [Электронный ресурс] URL: http://oecdru.Org/zip/education.at.a.glance.2010.pdf.

3. Российский статистический ежегодник: стат.сб. - ML: Росстат, 2009. - 795 с.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. - М.: Росстат, 2011. - 990 с.

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.