Н. М. Фомичева, И. И. Добросердова, Т. Г. Тумарова, А. Э. Сулейманкадиева
ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются основные направления и задачи государственной политики в области развития экономики знаний и делается упор на второй уровень высшего образования (систему магистерской подготовки), являющейся одним из ведущих уровней системы непрерывного образования. В работе предлагается организационно-экономическая модель инновационного партнерства участников триады «система непрерывной науки — система непрерывного образования — система реальной экономики», государства и рыночной системы.
Ключевые слова
Триада «система непрерывной науки — система непрерывного образования — система ареальной экономики», организационно-экономический механизм инновационного партнерства, система магистерской подготовки.
N. M. Fomicheva, 1.1. Dobroserdova, T. G. Tumarova, A. E. Suleimankadieva
ON ORGANIZATION AND ECONOMIC MODEL OF MANAGEMENT OF CONTINUIOS EDUCATION SYSTEM
Аnnotation
Article examines the main directions and tasks of the state policy in the field of Knowledge Economy and focuses on the system of master's program education, which is one of the top levels of the system of continuous education. We propose organization and economic model of innovation partnership triad members «Continuous Scientific System — Lifelong Education System — System of Real Economy», the state and the market system.
Keywords
The triad «Continuous Scientific System — Lifelong Education System — System of the Real Economy», organization and economic mechanism of innovative partnerships, the system master's program education.
Уровень развития совокупного потенциала системы российского высшего образования, основанного на: а) оценке эффективности накопления в ней знаний и б) исследовании влияния внешних эффектов, оказываемых знаниевыми и инновационными детерминантами на экономику страны, характеризуется рядом черт, которые кратко можно обозначить следующим образом:
во-первых, современная российская система высшего образования характеризуется низкими значениями комплексных показателей накопления и использования новых знаний, что ведет в конечном счете к отставанию российской экономики от экономически развитых европейских стран;
во-вторых, передовая мировая экономика знаний определяет основные
направления развития высокоразвитых экономических систем и оказывает влияние на другие мировые экономики, а значит, предъявляет требования и диктует им условия развития;
в-третьих, подобная ситуация ведет к снижению уровня конкурентоспособности отечественной экономики, а следовательно, является причиной потери роли научного (и тем более инновационного) лидера на мировой экономической арене;
в-четвертых, в связи с усилением меж- и трансдисциплинарного характера многих наукоемких инноваций в глобализирующемся мире роль непрерывного трансдисциплинарного образования возросла значительно. Теперь образовательные учреждения (система ВО, прежде всего система магистерской подготовки) являются не только «площадкой» передачи новых и востребованных на практике знаний студентам, но они являются соучастниками процесса создания и реализации новых научных идей и знаний. Так,
с одной стороны, требуется, чтобы система высшего образования активно участвовала совместно с научно-исследовательскими центрами в процессе создания новых знаний, а с другой, — осуществляла совместные научно-исследовательские проекты с промышленным производством. А на систему непрерывного образования (прежде всего, на систему магистерской подготовки), будучи промежуточным звеном в триаде «Систем непрерывной науки — Система непрерывного образования — Система реальной экономики» («СНН — СНО — СРЭ»), возлагается серьезная задача ускорения процесса накопления и использования новых знаний.
Следовательно, государственная политика, которая направлена на развитие «знаниеемкой» национальной экономики, должна включать следующие структурные элементы макроэкономической системы (табл. 1).
Структурные элементы макроэкономической системы Содержание
Институциональная структура Создание определенных экономических стимулов и институционального режима, которые: а) поддерживают широкое распространение и эффективное использование локальных и глобальных знаний во всех секторах экономики; б) содействуют развитию предпринимательства; в) поощряют экономическую и социальную трансформацию, порождаемую революцией знаний
Инновационная система Создание эффективной инновационной системы и делового окружения, которые поддерживают инновации и предпринимательство, охватывают бизнес-структуры, научные и исследовательские центры, университеты и другие организации. Все такие организации действуют в интересах развития глобальных знаний и одновременно, приспосабливаясь к местным нуждам, используют знания для производства новых продуктов, услуг и путей осуществления деловых операций
Таблица 1 — Основные направления государственной политики в области развития знаниеемкой национальной экономики
Продолжение табл. 1
Структурные элементы макроэкономической системы Содержание
Образование и обучение Создание общества квалифицированных, динамичных и творческих людей с возможностями получения хорошего (качественного) образования второго уровня подготовки и пожизненного обучения для всех, отвечающего интересам рационального сочетания государственного и частного финансирования
Информационная инфраструктура Формирование динамичной инфраструктуры и инновационного сектора, который предоставляет разнообразные эффективные и конкурирующие услуги и инструменты, предназначенные для всех секторов экономики (например, Интернет, мобильные телефоны, радио, телевидение и масс-медиа, компьютеры и средства для хранения, осуществления операций и использования информации и другие коммуникационные технологии)
Мотивационная система Создание системы мотивов, ориентированных на формирование и развитие инновационной культуры (инновационного поведения) субъектов экономики (в том числе вузов, организаций, корпораций, бизнес-структур и отдельных индивидуумов), развитие их кооперации с научно-исследовательским сектором, стимулирование предпринимательских и рационализаторских идей
Человеческий потенциал «Наращивание человеческого потенциала» в научно-образовательной сфере, в области высоких технологий, инноваций и бизнеса. Этот аспект включает повышение восприимчивости каждой личности к инновациям, создание и расширение «класса» инновационных предпринимателей, формирование и развитие склонности к риску, пропаганду инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности. Формирование у общества необходимых для развития инновационной экономики — экономики знаний компетенций, навыков и моделей поведения, развитие менталитета общества, ориентированного на непрерывное образование (обучение) на протяжении всей профессиональной деятельности. Для экономики знаний необходим «инновационный человек» — не только способный в полной мере использовать достижения науки и техники, но и ориентированный на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни. Инновации способствуют: а) повышению качества и уровня жизни населения; б) росту продолжительности жизни
Таким образом, государство должно играть роль координатора и контролера в развитии инновационной экономики России. Мы полагаем, что государство может активно влиять на процесс функционирования триады «СНН — СНО — СРЭ», например, регулируя спрос каждого из его участников.
Развивая точку зрения отечественных ученых Г. Б. Клейнера и В. Л. Макарова, можно определить «основные стра-
тегические задачи государства в процессе становления и развития экономики знаний на всех уровнях управления:
1) повышение престижа и материального обеспечения работников «сектора знаний» (науки и образования), создание стимулов для привлечения способных молодых людей в науку и образование;
2) создание институтов рынка знаний и обеспечение сочетания свободного доступа к знаниям с контролируемым
коммерческим использованием знаний как специфического товара;
3) разработка и реализация мер по укреплению и сохранению научных школ (в том числе обеспечение эволюционного характера преемственности лидерства в научных школах);
4) стимулирование развития и укрепления педагогических и научно-педагогических школ, которые обеспечивают продолжение высококачественного студенческого образования и бизнес-образования. Здесь особая роль принадлежит системе магистерской подготовки, которая представляет собой второй уровень процесса непрерывного образования личности на протяжении всей его жизни (Lifelong Education);
5) обеспечение разумной пропорции между финансированием проектов в области генерирования, приобретения, трансформации и распространения новых знаний в системе «СНН — СНО — СРЭ»;
6) развитие теории и практики инновационного менеджмента, основанного на бережном отношении к работникам организации как реальным и потенциальным носителям знаний, рассмотрение инновационного менеджмента как необходимого компонента общего менеджмента в организации;
7) формирование и развитие экономики знаний — нового направления экономической теории, включив ее в систе-
му классификации научных исследований и специальностей номенклатуры ВАК РФ в области экономики, введение преподавания дисциплин «Экономика знаний» и «Управление знаниями» в вузах, прежде всего на магистерских программах;
8) создание и развитие теории и практики эффективного управления знаниями. Для этого в организацию необходимо ввести подразделение, которое будет заниматься функциями управления знаниями (как генерируемыми организацией, так и приобретаемыми ею со стороны). С другой стороны, в рамках вуза (на примере Санкт-Петербургского государственного экономического университета) важна организация подготовки магистров — специалистов в области экономики и управления знаниями по направлениям «Менеджмент», «Экономика», «Прикладная информатика». Необходимость развития обучения специалистов именно в системе магистерской подготовки, на наш взгляд, обосновывается тем, что именно магистратура способна эффективно выполнять функцию накопления и трансляции новых знаний в сферу активного их использования» [2, с. 166-167].
Все эти обстоятельства обязывают государство выполнять следующие функции при создании знаниеемкой экономики (табл. 2).
№ Функция Содержание функции
1 Интеграционная Организация в пространстве и во времени деятельности субъектов, их инициатив и возможностей для овладения новыми производительными силами и их использования в улучшении уровня жизни общества
2 Институциональная Создание и закрепление институтов — формальных и неформальных законов, правил, норм общественной жизни, призванных развивать новую экономику
3 Бенчмаркинговая Создание и развитие интеллектуальной и инновационной культуры поведения
Таблица 2 — Функции государства при создании знаниеемкой экономики
Продолжение табл. 2
№ Функция Содержание функции
4 Кастинговая Целенаправленное формирование интеллектуальной элиты общества, которая является лидером и образцом для всех
5 Обеспечение безопасности и международная интеграция Создание экономической политики развития страны, ориентированной на обеспечение национальной безопасности; государство должно опираться и поддерживать партнерские взаимоотношения с СНН, СНО, СРЭ, рыночной системой (бизнес-структурами, работодателями), ориентированными на инновационное развитие. Российское государство должно: а) расширять многосторонние международные взаимосвязи и сотрудничество в сфере инновационного развития; б) интегрировать национальную экономику в мировую экономику знаний, мировые нововведения
6 Распределительная Координирование и регулирование процесса финансирования основных направлений развития инновационной экономики
7 Коммерциализация Формирование и развитие инфраструктуры коммерциализации результатов научно-исследовательской, образовательной, инновационной деятельности экономики
Все это ведет к тому, что, с одной стороны, в системе непрерывной науки формируется спрос на новые научные и прикладные знания и теории, методологии, к накоплению и трансформации которых подстраивается система непрерывного образования (в том числе второй уровень высшего образования), которая подготавливает соответствующие программы обучения, переобучения, программы подготовки и переподготовки магистров-специалистов, а в реальной экономике все идеи воплощаются в новые товары и услуги. Таким образом, государство «форсирует» процесс подстройки триады «СНН — СНО — СРЭ» к запросам рынка товаров, услуг, рынка знаний и рынка труда.
Основными принципами при реализации основных задач государственной политики в области управления инновационным партнерством триады и рыночной системы должны быть следующие:
а) сконцентрированность усилий государства в тех областях и сферах, где недостаточно развита инновационная активность;
б) интегрированность и инновационное партнерство между государством, триадой «СНН — СНО — СРЭ» и рыночной сферой, в котором ведущую роль играет государство;
в) прозрачность распределения бюджетных и частных финансовых ресурсов в процессе формирования инновационной экономики — высокоразвитой экономики знаний;
г) регламентация и ориентация на здоровую конкуренцию, преодоление монополизма в процессе генерирования, накопления, использования и коммерциализации новых знаний в триаде «СНН — СНО — СРЭ» и рыночной системе;
д) ориентация на создание и реализацию прорывных технологий и инноваций, но не «догоняющих» технологий;
е) восприимчивость и адаптивность СНО и национальной экономики к изменениям и требованиям знаниеемкой экономики высокоразвитых стран;
ж) рационализация и непрерывность процесса движения новых знаний в триаде «СНН — СНО — СРЭ» за счет координации, определения очередности и своевре-
менности выполнения работ на всех этапах триады, ресурсосбережения и эколо-гичности используемых факторов и технологий, управления качеством создаваемых инноваций, креативности исполнителей, создающих, накапливающих и использующих новые знания на практике;
з) мотивация научного персонала, профессорско-преподавательского состава к ускорению обновления знаний в процессе создания, накопления и использования новых знаний в экономике.
Кроме того, государственная политика должна быть ориентирована на ускорение процесса внедрения новых знаний в реальный сектор. Сегодня страны, характеризующиеся высокими темпами наращивания новых знаний в образовательном и реальном секторах экономики, диктуют и определяют основные направления развития экономики знаний и предъявляют требования к развитию других экономик, т. е. оказывают воздействие на направление их развития и темпы роста экономики. Это воздействие проявляется в виде внешних знаниевых эффектов, определяющих соответствие (возможно, опережение или отставание) темпов роста любой экономики темпам развития экономики знаний. Так, те страны, которые следят за появлением новых знаний и активно их используют в своей экономике, те и опережают в своем развитии многие другие экономики, которые еще не вписались в процесс ускорения обновления и внедрения новых знаний.
Считаем целесообразным определить основные направления государственной политики в области управления системой непрерывного образования в триаде «СНН — СНО — СРЭ»:
1) трансформация образовательной системы, интеграция системы непрерывного образования и системы непрерывной науки в триаде «СНН — СНО — СРЭ», с одной стороны, а с другой — усиление взаимосвязи системы непрерывного образования с реальным сектором. Полагаем, что для создания инно-
вационной, знаниеемкой экономики в первую очередь государству необходимо обеспечить тесное взаимодействие научной, образовательной и экономической систем триады, создание научно-образовательных и научно-
технологических альянсов, в которых системе непрерывного образования будет определено важнейшее место, так как этот элемент является связующим в триаде. По нашему мнению, целесообразно, с одной стороны, в системе непрерывного образования усилить научно-исследовательскую составляющую, создать и укрепить статус научного образовательного сектора, рассматривать этот сектор (СНО) не только как звено, передающее знания. С другой стороны, система непрерывного образования должна быть тесно связана с реальным экономическим сектором, где должны быть использованы все те знания, которые были аккумулированы, трансформированы и транслированы через носителей знаний в реальный сектор. Это, на наш взгляд, позволит государству сконцентрировать все усилия и ресурсы во всех направлениях от фундаментальных и поисковых исследований через прикладные и конструкторские и технологические разработки до производства и реализации инновационных продуктов и услуг и освоения рыночных ниш; системе непрерывного образования следует чутко реагировать, соответствовать всем требованиям изменяющейся экономики, определить те виды знаний, навыков и умений, которые являются наиболее востребованными со стороны рынка и бизнеса; обновлять знания и кардинально изменять образовательные программы под влиянием внешних эффектов знаний, оказываемых на национальную экономику; развивать инновационные информационно-коммуникационные технологии, используемые в образовательном процессе, совершенствовать учебно-методическое обеспечение; изменять форму организации образовательного
процесса и содержание читаемых дисциплин и учебных программ; обновлять образовательные стандарты и компетенции, дисциплины и совершенствовать систему подготовки и переподготовки кадров, содержание и структуру программ повышения квалификации и обеспечения дополнительного профессионального образования и т. д.;
2) стимулирование ученых и преподавателей: а) активно использующих инновационные технологии на практике; б) владеющих и читающих лекции на иностранных языках и использующих в своей научно-педагогической практике труды зарубежных авторов на иностранных языках; в) способных разрабатывать и обновлять новые учебные программы по инновационным дисциплинам; г) участвующих в различных инновационных научных и образовательных проектах; д) активно повышающих свою квалификацию как в России, так и за ее пределами;
3) поощрение образовательных учреждений (вузов, институтов и др.), занимающихся предпринимательской деятельностью, активно трансформирующих результаты научной деятельности в промышленные инновации и коммерциализирующие их;
4) интенсивное развитие коммуникаций, связей с зарубежными партнерами, развитие международного сотрудничества и обмена научно-образовательным и научно-инновационным опытом. Это направление включает: а) активизацию международных стажировок потенциальных ученых и преподавателей, способных получить полезный опыт инновационного развития за рубежом и использовать его в условиях российской экономики; б) использование экономических и неэкономических методов стимулирования ученых и преподавателей, активно публикующихся в отечественных и зарубежных изданиях, чьи труды активно цитируются другими авторами в РИНЦ;
5) развитие национальных инновационных проектов в образовательном
секторе, например, в системе высшенго образования. Расширение разнообразия проектов, имеющих цель стимулирования преподавателей разных возрастных групп в принятии участия в проектах. В настоящее время в образовательной системе существуют подобные конкурсы на лучшее рационализаторское решение социально-экономических проблем народнохозяйственного или регионального уровня, но их все еще не достаточно для активизации участия в них научно-педагогического персонала. Полагаем, что если преподаватель принял участие в конкурсе на лучший проект или программу, направленные на решение проблемы в области форм и методов организации, управления или содержания учебного процесса, но при этом не выиграл конкурс, то его все равно целесообразно стимулировать за активную работу, за его труд и время, затраченные в процессе работы над задачей, за рационализаторское предложение.
Таким образом, в современных условиях глобализации, когда наступила пора исчерпывания возможностей экономического роста, появилась необходимость перехода к экономике, основанной на знаниях.
Библиографический список
1. Кузык, Б. Н., Яковец, Ю. В. Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030. — М., 2006.
2. Макаров, В. Л., Клейнер, Г. Б. Микроэкономика знаний. — М. : Экономика, 2007.
3. Dahlman, J. Carl. China and the Knowledge Economy. Seizing the 21st Century. — Washington, D. C.: USA : The World Bank, 2001.
4. The Least Developed Countries. Report 2007 / Prepared by the UNCTAD secretariat. — New York : Geneva, 2007.
Bibliographic list
1. Kuzyk, B. N., Yakovets, Y. V. Integral macroeconomic forecast of innovative technological and the structural dynamics of economy of Russia until 2030. —M., 2006.
2. Makarov, V. L., Kleiner, G. B. The Microeconomics of Knowledge. —M., 2007.
3. Dahlman, J. Carl. China and the Knowledge Economy. Seizing the 21st Century. — Washington, D. C. : The World Bank, 2001.
4. The Least Developed Countries. Report 2007 / Prepared by the UNCTAD secretariat. —New York; Geneva, 2007.