ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В УПРАВЛЕНИИ СИСТЕМОЙ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. Э. Сулейманкадиева
Анализ совокупного потенциала системы непрерывного образования на основе: (а) оценки эффективности накопления в ней знаний; (б) исследования влияния внешних эффектов, оказываемых знаниевым и инновационным детерминантами на экономику страны; (в) изучения специальной литературы по данной проблеме [1-4 и др.], законодательных и нормативно-правовых документов [5-7] позволили сделать следующие выводы: во-первых, современная российская система образования (прежде всего, среднего и высшего профессионального) в контексте его непрерывности характеризуется низкими значениями комплексных показателей накопления новых знаний, что ведет к его к отставанию от непрерывного образования экономически развитых европейских стран; во-вторых, экономическая система России характеризуется низкими темпами и скоростью использования новых знаний в реальном секторе, что ведет к отставанию российской экономики от передовых европейских экономических систем; в-третьих, интенсивно развивающаяся экономика знаний определяет основные направления развития стран (прежде всего, высокоразвитых), оказывает воздействие на другие экономики мира, а следовательно, предъявляет требования и диктует им условия развития; в-четвертых, подобная ситуация ведет к снижению уровня конкурентоспособности отечественной экономики, а следовательно, является причиной потери роли научного (в т. ч. инновационного) лидера на мировой экономической арене; в-пятых, в связи с усилением междисциплинарного и трансдисциплинарного характера многих наукоемких инноваций роль непрерывного образования возросла значительно. Теперь образовательные учреждения (в частности, систем высшего и среднего профессионального образования) являются не только «площадкой» передачи знаний студентам, но и соучастниками процесса создания и реализации новых научных идей и знаний.
С одной стороны, требуется, чтобы образовательная система активно участвовала совместно с научно-исследовательскими центрами в процессе создания новых знаний, а с другой, - осуществляла совместные научноисследовательские проекты вместе с промышленным производством. А на систему непрерывного образования, будучи промежуточным звеном в триаде «Система непрерывной науки - Система непрерывного образования - Система реальной экономики» (далее «СНН - СНО - СРЭ»), возлагается серьезная задача ускорения процесса накопления и использования новых знаний. В решении данной проблемы ведущая роль, на наш взгляд, должна принадлежать государству. В связи с этим считаем целесообразным определить основные направления государственной политики в области управления СНО в триаде «СНН - СНО - СРЭ»:
186
• во-первых, трансформация образования, интеграция системы непрерывного образования и системы непрерывной науки в триаде «СНН - СНО -СРЭ», с одной стороны, а с другой - усиление взаимосвязи СНО с реальным сектором. Полагаем, что для создания инновационной, знаниеемкой экономики государству необходимо обеспечить тесное взаимодействие научной, образовательной и экономической систем триады, создание научнообразовательных и научно-технологических альянсов, в которых системе непрерывного образования будет определено важнейшее место, так как этот элемент является связующим в триаде. По нашему мнению, целесообразно, с одной стороны, в системе непрерывного образования усилить научноисследовательскую составляющую, создать и укрепить статус научного образовательного сектора, рассматривать этот сектор не только как звено, передающее знания. С другой стороны, СНО должна быть тесно связана с реальным экономическим сектором, где должны быть использованы все те знания, которые были аккумулированы, трансформированы и транслированы носителями знаний в реальный сектор. Полагаем, это позволит государству сконцентрировать все усилия и ресурсы во всех направлениях от фундаментальных и поисковых исследований через прикладные и конструкторские и технологические разработки до производства и реализации инновационных продуктов и услуг и освоения рыночных ниш. СНО следует чутко реагировать, соответствовать всем требованиям изменяющейся экономики1;
• во-вторых, стимулирование ученых и преподавателей: (а) активно использующих инновационные технологии на практике; (б) владеющих и читающих лекции на иностранных языках и использующих в своей научнопедагогической практике труды зарубежных авторов на иностранных языках; (в) способных разрабатывать и обновлять новые учебные программы по инновационным дисциплинам; (г) участвующих в различных инновационных научных и образовательных проектах; (д) активно повышающих свою квалификацию в России и за ее пределами;
• в-третьих, поощрение образовательных учреждений (вузов, институтов), занятых предпринимательской деятельностью, активно трансформирующих результаты научной деятельности в промышленные инновации и коммерциализирующих их;
• в-четвертых, интенсивное развитие коммуникаций, развитие международного сотрудничества и обмена научно-образовательным и научноинновационным опытом. Это направление включает: (а) активизацию между-
1 В этой связи необходимо: определить те виды знаний, навыков и умений, которые наиболее востребованы со стороны рынка и бизнеса; обновлять знания и кардинально изменять образовательные программы под влиянием внешних эффектов знаний, оказываемых на национальную экономику; развивать инновационные информационно-коммуникационные технологии, используемые в образовательном процессе, совершенствовать учебно-методическое обеспечение; изменять форму организации образовательного процесса и содержание читаемых дисциплин и учебных программ; обновлять образовательные стандарты и компетенции, дисциплины и совершенствовать систему подготовки и переподготовки кадров, содержание и структуру программ повышения квалификации и обеспечения дополнительного профессионального образования и т. д.
187
народных стажировок потенциальных ученых и преподавателей, способных получить полезный опыт инновационного развития за рубежом и использовать его в условиях российской экономики; (б) использование экономических и неэкономических методов стимулирования ученых и преподавателей, активно публикующихся в отечественных и зарубежных изданиях, чьи труды активно цитируются другими авторами;
• в-пятых, развитие национальных инновационных проектов в образовательном секторе, например, в системе ВПО. Расширение разнообразия проектов, имеющих цель стимулирования преподавателей разных возрастных групп в принятии участия в проектах. В настоящее время в образовательной системе существуют подобные конкурсы на лучшее рационализаторское решение социально-экономических проблем народнохозяйственного или регионального уровня, но их все еще недостаточно для активизации участия в них научно-педагогического персонала.
Развивая партнерские взаимоотношения между СНО и бизнесструктурами, следует отметить, что государство должно стимулировать это сотрудничество, используя систему налоговых и неналоговых льгот для организаций - участников научно-образовательного и производственного кластера. Следует шире развивать стажировки студентов в коммерческих организациях, начиная с первого курса обучения в вузе, а также поощрять совместное участие студентов, преподавателей и бизнес-структур в научных исследованиях и разработках (например, прикладного характера, которые являются востребованными и реализуемыми в коммерческих организациях) и в создании малых инновационных структур внутри вузов, где студенты могут пройти ознакомительную, производственную и экономическую практику, а преподаватели - восстановить, изучить или ознакомиться с новыми умениями и практическими навыками и знаниями ведения бизнеса, которые представляют ценность в учебном процессе, и т. д.
Таким образом, в современных условиях глобализации, когда наступила пора исчерпывания возможностей экономического роста, появилась необходимость перехода к экономике, основанной на знаниях. В этом случае система непрерывного образования становится важнейшим фактором наращивания новых знаний и их трансляции в реальную экономику для воплощения в новые товары и услуги, поскольку от качества и эффективности работы этой системы зависит эффективность реализации полученных знаний потребителями в производстве, в реальном секторе, в сфере услуг. Поэтому государству следует проводить адекватную и последовательную политику поддержки и вмешательства в деятельность триады «СНН - СНО - СРЭ», учитывая специфику механизма рыночной системы.
Список литературы
1. Абдикеев Н. М., Киселев А. Д. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса: учеб. / под науч. ред. д-ра техн. наук, проф. Н. М. Абдикеева. - М.: ИНФРА-М, 2010. -382 с.
2. Макаров В. Л., Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний/ отд. обществ. наук РАН, Центр. экон.-мат. ин-т. - М.: ЗАО Экономика, 2007. - 204 с.
188
3. Макаров В. Контуры экономики знаний // Экономист. - 2003. - № 3. - С. 75-80.
4. Мильнер Б. З. Теория организации: учеб. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 848 с.
5. Об образовании: закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 10.07.2012). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обр.: 05.10.2012).
6. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р // Собр. законодательства РФ. - 2012. - № 1. - Ст. 216.
7. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р // Собр. законодательства РФ. - 2012. - № 1. - Ст. 216.
189