Научная статья на тему 'Перспективы развития непрерывного образования персонала организации в условиях экономики знаний'

Перспективы развития непрерывного образования персонала организации в условиях экономики знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития непрерывного образования персонала организации в условиях экономики знаний»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

А. Э. Сулейманкадиева

В настоящее время рынок труда считается одним из актуальных рынков и отличается острейшей борьбой за таланты, знания и компетенции специалистов [3, с. 316]. Ужесточаются условия взаимодействия работников с организациями, снижается их лояльность, повышается мобильность. Частые увольнения ведут к значительным издержкам для организаций.

Концепция развития системы непрерывного образования во многих европейских странах предполагает проведение реформ стратегического характера, которые направлены на повышение конкурентоспособности организаций на международном рынке товаров и услуг. Это обязывает их непрерывно повышать качество и новизну знаний, приобретаемых персоналом. Основные требования, предъявляемые экономикой знаний к образованию, включают: (а) индивидуализацию моделей получения образования; (б) личную ответственность и инициативу обучаемых; (в) развитие универсальных навыков, которые могут быть перенесены на любые сферы профессиональной деятельности [4, с. 10]; (г) обучение, основанное на связи образования с реальными требованиями профессиональной деятельности. Особенности стратегического развития системы непрерывного образования организации показаны в нижеследующей таблице.

97

Особенности развития системы непрерывного образования в экономике знаний [см.: 3, с. 317]

Основные направления развития системы непрерывного образования Проблемы, решения и мероприятия

Рост спроса на интеллектуальный персонал (работников) на рынке труда 1. Анализ спроса и предложения на другие категории персонала и выявление тенденций их развития; 2. Необходимость решения проблемы возможности перевода персонала, не занятого наукоемким, интеллектуальным трудом, в категорию востребованных интеллектуальных работников через программы обучения и переподготовки

Рост значимости анализа информации перед знанием фактов и информации 1. Выявление стратегически важных универсальных навыков интеллектуального персонала; 2. Определение сочетания общих и специфических навыков интеллектуальных работников и их развитие

Индивидуальный подход к организации, планированию и финансированию образования персонала Анализ и выявление последствий планирования и финансирования образования каждого работника организации

Рост ресурсного потенциала персонала 1. Анализ ресурсного потенциала личности, основных профессиональных способностей; 2. Формирование индивидуальной модели стратегического развития персонала, включающей общие профессиональные и специальные требования и мероприятия по развитию профкомпетенции

Индивидуализация и кастомизация обучения персонала организации Формирование организационных моделей, решающих проблему индивидуализации и кастомизации обучения персонала

Развитие наукоемкого, интеллектуального труда в условиях высокой стратегической неопределенности Разработка организационных форм управления интеллектуальным трудом в условиях высокой степени стратегической неопределенности

Специфика развития новой экономики, базирующейся на знаниях, определила объективную необходимость организации эффективного производства, распределения и использования знаний, а следовательно, нового направления деятельности - менеджмента знаний (knowledge management - далее KM), основанного на построении управленческих парадигм, подходов, методологий и технологий создания новых знаний. При этом производством новых знаний занимаются ученые и специалисты, а управлением знаниями - менеджеры

98

[2, с. 22], что дает организациям возможность максимизировать стоимость знания, которым они владеют; повышать способность организации к обучению и возможность приспосабливаться к изменениям окружающего мира; опережать конкурентов. Учиться легче и быстрее -особенность теории и практики КМ, перемещающей акцент в сторону впитывания знания, скорости реакции на изменения и быстрое применение вновь полученных навыков и изученных методик на практике. Процесс обучения теперь сосредотачивается на получении навыков, ориентированных на практику. Квалифицированные работники тратят силы на поддержание своей квалификации на самом высоком уровне, непрерывно генерируя новые и лучшие знания. По мнению специалистов, единственным ограниченным ресурсом является время на обучение и на адаптацию к постоянным изменениям [1].

В новой экономике концепция наращивания непрерывных знаний играет ключевую роль. Исследуя содержание, роль и значение знаний, многие авторы отмечали их разнообразную роль: во-первых, знания они связывали с их экономическим содержанием (А. Смит); во-вторых, рассматривали их как необходимый фактор осуществления предпринимательской деятельности (А. Маршалл); в-третьих, обосновывали их связь с переходом к новому циклу конъюнктуры - циклу с волной изобретений и нововведений (Н. Д. Кондратьев); в-четвертых, определяли их как знания и технологии, воплощенные в новых и усовершенствованных продуктах, услугах, методах производства и управления, рассматривая их в качестве эндогенного фактора, выступающего и результатом экономической деятельности, и одним из фундаментальных источников устойчивого роста (Дж. Гроссман, Р. Липси и др.); в-пятых, рассматривали их как фактор, влияющий на модернизацию системы высшего образования [5, с. 125-151].

В условиях новой экономики обучение превратилось в пожизненный процесс. Работники на протяжении всей своей профессиональной работы неоднократно осваивают новые знания и навыки, часто меняют области деятельности, а в вузы приходят обучаться помимо вчерашних школьников более зрелые специалисты, совмещая учебу с работой, получая второе (третье) высшее образование. Как отмечается в работе [4, с. 5-13], наличие опыта практической деятельности у обучающихся и потребности в особых условиях получения дополнительного образования обязывают вузы думать об изменении графика и методов обучения, так как недостаточно дать студентам определенный объем теоретических и практических знаний, и становится

99

важным обучить персонал поиску и анализу необходимой информации, т. е. обучить самому процессу получения знаний.

Список литературы

1. Антонова А., Гурова Е., Николов Р. Управление знаниями и обучение в контексте организации [Электронный ресурс] // URL: http://www.setlab.net/?view=km-learning-organization.

2. Дресвянников В. А. Управление знаниями организации: учеб. пособие. - М.: Кнорус, 2010.

3. Лукичева Л. И. Управление интеллектуальным капиталом: учеб. пособие. - М.: Омега-Л., 2007.

4. Сагинова О. В. Формирование экономики знаний и задачи образования // Экономика образования. - 2007. - № 1.

5. Строев В. В. Влияние экономики знаний на интеграционные процессы в высшем образовании // Экономика образования. - 2009. -№ 2.

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.