А.В. Жаровская
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ...
CONCEPTUAL FRAMEWORK OF THE FORMATION OF TEACHERS READINESS TO THE LEXIS ADOPTION BY PRIMARY SCHOOL STUDENTS
© 2014
A.V. Zharovskaia, aspirant
Vasyl Stefanyk Subcarpathian National University, Ivano-Frankivsk (Ukraine)
Annotation: The article analyzes future teachers readiness to the process of the lexis adoption by primary school students. Conceptual approaches to the speech practice of elementary school teachers are grounded. The author reveals the principles of professional language acquisition and specifies pedagogical conditions for the formation of teachers readiness to the process of the lexis adoption by primary school students.
Keywords: readiness to the professional activities, lexis, primary school students.
УДК 37.022
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ
(КОН. XVII - НАЧ. XIX СТ.)
© 2014
А.Р. Завальнюк, кандидат педагогических наук, доцент кафедры романо-германской филологии
Международный экономико-гуманитарный университет имени академика Степана Демьянчука, Ровно (Украина)
Аннотация: В статье рассматривается развитие школьного образования в Германии с конца XVII до начала XIX ст., доминирование конфессиональной модели школы, зарождение и развитие межконфессиональных образовательных учреждений, особенности процесса обучения и воспитания в школах исследуемого периода.
Ключевые слова: конфессиональные школы, католические школы, евангельские школы, межконфессиональные школы, образовательные учреждения, христианское воспитание.
Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. Понимание процессов, которые происходят на современном этапе развития в образовательном ландшафте Германии, невозможно без осмысления исторических предпосылок и особенностей развития школьного образования Германии в разное время и в разных исторических обстоятельствах. Период с конца XVII ст. до начала XIX ст. характеризуется чётким разделением образовательных учреждений на конфессинальные (католические, протестантские) с акцентом на изучении предметов морально-религиозного содержания. В тоже время отмечается зарождение новой модели - конфессиональной школы.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение нерешённых раньше частей общей проблемы. Вопросу развития образования в Германии посвящали свои исследования многие учёные. Следует отметить работы таких учёных постсоветского пространства, как Н. Абашкина, С. Белова, Л. Ваховский, А. Джуринсий, В. Еленский, О. Ионова, Н. Кравец, А. Сбруева и др. Среди работ зарубежных учёных, которые занимались исследованием вышеизложенного вопроса, необходимо отметить работы таких авторов, как А. Рогенкамп, К. Гретляйн, Р. Хоенен, Х. Мендль, Ф. Рикерс, Е.-К. Хельмрайх, Р. Лахман, М. Шрайнер и др. Однако считаем, что вопрос развития школьного образования в Германии в период с конца XVII до начала XIX ст. достаточно исследован не был, поэтому вопрос определения основных тенденций развития немецких школ требует более глубокого изучения.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель нашей работы - исследование основных тенденций развития школьного образования в Германии в период кон. XVII - нач. XIX ст.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. На рубеже XVП-XVШ вв. образование в Германии характеризовалось такими особенностями: отсутствием конкретных институциональных рамок в получении образования, образованием на дому, отсутствием воспитательного момента в учебном процессе, передачей церкви больших полномочий в сфере образования и воспитания [1, с. 10]. Следует отметить, что в это время нерешённым оставался вопрос создания учебных заведений, которые могли бы стать пропедевтическими
учреждениями для последующего обучения в университетах. В этот период развитие образования в Германии находилось под влиянием двух течений - пиетизма и рационализма. Пиетисты подчёркивали роль духовно-моральных ценностей, рационалисты отдавали предпочтение знаниям. И рационалисты, и пиетисты считали, что обучение должно было носить практический характер, поэтому в их школах изучали, кроме родного языка, иностранные языки, предметы физико-математического и естественного циклов. Наибольшие противоречия касались изучения религии. Для пиетистов религия была самым главным предметом, причём изучали катехизис и символ веры определённой конфессии. Рационалисты выступали за передачу общих библейских знаний, и, соответственно, за ослабление влияния церкви на школы [2, с. 186-190]. В социально-образовательной сфере пиетисты ставили такие задания: реформа церкви и образования, влияние на подрастающее поколение посредством христианских собраний, реальные положительные изменения в обществе. Существенным достижением пиетизма в сфере образования было основание культурно-образовательного центра Августа Франке в Халле. Культурно-образовательный центр, основанный Франке, функционировал как комплекс учебно-воспитательных учреждений, институций, производственных и сельскохозяйственных предприятий. Главными заданиями педагогической системы образовательных учреждений А.-Г. Франке было привитие духовно-моральных добродетелей, воспитание в духе христианского благочестия, практическое внедрение библейских истин в повседневную жизнь верующих, а также фундаментальное образование [3, с. 189-191]. Правительство Пруссии положительно относилось к основанию учебных заведений для бедных слоёв общества, поскольку с одной стороны, можно было таким образом бороться против полного обеднения низших слоёв населения, а с другой стороны, функционирование таких образовательных учреждений могло определённым образом способствовать развитию экономики страны. Педагогические взгляды А.-Г. Франке были поддержаны императором Пруссии Фридрихом-Вильгельмом I (1713-1740). Следствием императорской поддержки был вердикт, в соответствии с которым посещение школ в местностях, где они находились, было обязательным. Положительным результатом документа считаем то, что для детей, родители которых не имели возможности оплачивать обучение их детей, обучение в школах было бесплатным, а для этого
использовались государственные средства. Интересным считаем тот факт, что следующий прусский император Фридрих Великий (1740-1786) был приверженцем просветительских идей, однако в вопросах образования придерживался взглядов своего отца, т.е. воспитания, основой которого была пиетическая концепция А.-Г. Франке. Учреждения Франке имели значительное влияние на развитие образования и культуры в Европе XVIII ст.: типография тиражировала большое количество христианской литературы на разных языках, что содействовало повышению духовного уровня разных национальностей и народов; учителей из школ А.-Г. Франке приглашали работать в другие страны: Россию, Польшу, Украину, Словакию, Эстонию, Индию, Америку [4, с. 15].
Достижения католической педагогики этого периода связаны с деятельностью Жана-Баптиста де ля Гале. Деятельность основанного им братства выходила далеко за пределы Франции, их школы и учительские семинарии обрели популярность и в Германии. Из-за демократических взглядов и поддержки народного образования Жана-Баптиста де ля Гале называли «Песталоцци XVII столетия» [5, с. 1243]. В контексте развития католического образования необходимо отметить деятельность другого католического педагога, архиепископа Фенелона, который занимался основанием женских школ и школ для знати. Работы этого педагога были известны не только в кругах католиков, а и обрели популярность среди других конфессий, подтверждением чему служит тот факт, что его произведение «Про воспитание девочек» было переведено Августом Франке на немецкий язык и распространялось среди пиетистов.
С середины XVIII ст. под влиянием европейского просвещения происходит поворот от абсолютной - к просвещённой монархии. С лозунгом «индивидуализм и секуляризация» школа и государство воспринимались теперь как светские, толерантность начинает доминировать над принятой раньше иерархией ценностей, вместо придворного стиля жизни и ментальности начинает зарождаться бюргерская культура с ориентацией на человека, его потребности и стремления. Рационалистический и индивидуалистический дух эпохи Просвещения затрагивает все стороны общественной жизни, сферы образования и воспитания, и по праву называется «педагогическим столетием».
Особенно популярными в Германии в эпоху Просвещения были взгляды французского мыслителя-рационалиста Ж.-Ж. Руссо, который выступал за идеи свободы личности, естественного развития, человеческого достоинства и права. Однако, если во Франции идеи Ж.-Ж Руссо касались в основном социальных и политических сфер, то в Германии они более всего повлияли на сферу литературы и педагогики. Наиболее позитивно идеи Ж.-Ж. Руссо были восприняты в кругу филантропов («друзей человека») - группы, которая образовалась в Германии в 70-х гг. XVIII ст. Члены этой группы - Базедов, Зальцман, Кампе, Трап, Рохов, Изелин - были носителями идей Просвещения в Германии.
Деятельность филантропов имела серьёзное влияние на последующее развитие системы образования Германии: теоретики филантропического учения доказывали важность получения образования всеми слоями населения; их заслугой было восприятие ребёнка как ребёнка и стремление воспитывать в зависимости от детских потребностей и возможностей. Филантропы были основоположниками детской и юношеской литературы, стремились сделать учебно-воспитательный процесс радостным и беспечным; их значительным достижением было акцентирование вопросов гигиены, физического и полового воспитания. Они стали именно той силой, которая больше других выступала за секуляризацию школы с целью создания исключительно государственных образовательных учреждений [6, с. 181].
Педагогические идеи филантропов имели непосредственное влияние и на католическую педагогику. Так, в 28
«Учебнике общего воспитания» (1811), автором которого был придворный епископ в Вене В.-Е. Мильде, религиозные, церковные и христианские каноны отходят на второй план, уступая общечеловеческим ценностям, а церковным методам воспитания, как таинствам церкви, автор вообще не уделяет внимания [7, с. 322]. Однако другие педагоги^ эпохи, такие как Й.-И. Фельбигер, Б.-Х. Оверберг и Й.-М. Гайлер являлись приверженцами христианско-гуманистического воспитания и высказывались против чисто светского натуралистического воспитания. Очевидным было то, что, как протестанты, так и католики, вели общую борьбу против модели исключительно рационалистического воспитания.
События Французской революции и движение против Наполеоновского господства стали причиной поднятия патриотических чувств и поворота к национальным немецким достижениям. В соответствии с императорским указом об изменении границ на территории Германии исчезли карликовые государства, церковные государства - секуляризованы, а небольшие территориальные единицы - объединены в крупные административные земли. Результатом таких изменений было то, что на одной территории проживали теперь представители разных религий, которые провозглашали школы государственными институциями [8, с. 45]. Прямым следствием таких изменений стало ощутимое урезание прав патронов школ, увеличение количества государственных школ и усиление контроля государственных органов над школами. Увеличение контроля государства над деятельностью школ привело к возрастанию активности религиозных общин, которые своё недовольство выражали через принятие законов, постановлений, организовывали съезды и конференции.
Вначале XIX ст. благодаря влиянию идеализма и волне национального подъёма в обществе укореняется мысль о необходимости существования народной школы в Германии, которая была бы доступной для всех слоёв населения. Благодаря педагогическим взглядам А.-Г. Франке народные школы были ориентированы на передачу практических знаний, т.е. на получение определённой практической квалификации, и имели ярко выраженный национальный характер.
Изменения в административном делении немецких земель привели к основанию вначале XIX ст. нового типа учебных заведений - межконфессиональных школ ^тикашсМ1еп). С этого момента дети, которые принадлежали к различным конфессиям, обучались в одной школе, учителя в этих школах также принадлежали к разным конфессиям. Занятия по религии были также едиными для всех вероисповеданий и только по случаю особенных религиозных событий разрешалось организовывать отдельные для разных конфессий мероприятия. Однако такая практика просуществовала недолго, и уже в 1838 г. в гимназиях, а с 1846 г. и в народных школах межконфессиональный урок религии был заменён на конфессинальный урок определённого вероисповедания.
Считаем, что основание межконфессиональных школ имело множество преимуществ. Следует отметить улучшение ситуации в школьном образовании в общем, что стало возможным благодаря уменьшению количества одноклассовых школ и основанию учебно-воспитательных учреждений нового типа, которые имели лучшую материально-техническую базу, и, в которых работало большее количество учителей. Среди недостатков новой модели школы можно отметить возникновение противоречий в процессе преподавания ряда предметов, например, при изучении спорных тем немецкой истории (события Реформации, крестовые походы), при организации школьных религиозных праздников, поскольку литургия и духовные гимны каждой конфессии исполнялись по-разному. Существенным недостатком новой модели школы считаем также и возможное дискомфортное психологическое состояние, в котором могли оказаться
дети из религиозного меньшинства, а также нарушение духа единства школы, необходимое для гармоничного функционирования всей школьной общины. Следует также отметить, что с основанием межконфессиональных школ не был решён конфликт между государством, школой и церковью. Количество межконфессиональных школ росло довольно медленно, абсолютной поддержки населения такая модель школы не получила. Достойным внимания считаем также тот факт, что даже на тех территориях, где такие школы основывались, вопрос их функционирования не был отрегулирован на уровне законодательства.
Вывод исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, период с конца XVII ст. до начала XIX ст. считаем временем доминирования в Германии конфессиональной модели школы. Межконфессиональные образовательные учреждения, основанные вначале XIX ст. не пользовались большой популярностью среди населения, что следует считать следствием экономических и общественно-политических исторических обстоятельств. В целом образовательные учреждения этого периода были школами, в которых доминировало христианское воспитание, а предметы духовного и морально-этического содержания имели приоритет над другими учебными дисциплинами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Завальнюк А. Р. Сощально-економчш передумови утворення «Сирггського Дому» Августа Франке та розви-
ток освпи Шмеччини на зламi XVTI-XVin ст. // Духовтсть особистосп: методолопя, теор1я i практика : Зб. наук. пр. / Гол. ред. Г.П. Шевченко. Вип. 4(17). Луганськ: Вид. Схдноукр. Нац. ун-ту iM. В. Даля, 2006. С. 8-16.
2. Pädagogisches Lexikon: in 4 Bd. / Hg. von H. Schwarz. Bielefeld u. Leipzig: Verlag von Belhagen &Klasing, 19281931. Bd. 4. 1504 Sp.
3. Завальнюк А. Р. Освггая дiяльнiсть та педагопчш погляди Августа-Германа Франке (1692-1727 рр.): дис. ...кандидата пед. наук: 13.00.01 / Завальнюк Андрш Ростиславович. Рiвне, 2006. 193 с.
4. Geissendörfer T. Briefe an August Hermann Francke // Illinois Studies in Language and Literature. Urbana Illinois, 1939. Vol. XXV. S. 3-27.
5. Pädagogisches Lexikon: in 4 Bd. / Hg. von H. Schwarz. Bielefeld u. Leipzig: Verlag von Belhagen &Klasing, 19281931. Bd. 1. 1338 Sp.
6. Завальнюк А. Р. Педагопчш ще! фшантрошв та !х вплив на розвиток системи освгга Шмеччини // Гумашзащя навчально-виховного процесу: Зб. наук. пр. Випуск LIII. / За заг. ред. В.1. Сипченка. Ч. II. Слов'янськ: Вид. центр СДПУ, 2010. С. 175-181.
7. Milde V.-E. Lehrbuch der allgemeinenErziehungskunde zum Gebrauche der öffentlichen Vorlesungen: in 2 Bd. Wien: Kaulfuß-Verlag, 1811. 1. Band. 575 S.
8. Albrecht H. Die Stellung des politischen Katholizismus in Deutschland zu den Fragen des Unterrichts und der Erziehung in den Jahren 1848-1850. Leipzig: Zeugner Verlag, 1929. 172 S.
TENDENCIES OF SCHOOL EDUCATION DEVELOPMENT IN GERMANY (ENDINF OF THE 17th CENTURY - THE BEGINNING OF THE 19th CENTURY)
© 2014
A.R. Zavalnyuk, Ph.D., assistant professor of Romance and Germanic Philology
International Economic and Humanitarian University named after academician Stepan Demianchuk,
Rivne (Ukraine)
Annotation: The article deals with the problem of development of school education in Germany in the second half of the seventeenth to the early nineteenth centuries. Dominance of confessional school model, the birth and development of the interconfessional educational institutions, the peculiarities of the process of training and education at schools of this period.
Keywords: denominational schools, Catholic schools, gospel school, interfaith educational institutions, curriculum, educational institutions, Christian School, Christian education.
УДК 378.621.397
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2014
Е.В. Замара, преподаватель информационных технологий, аспирантка Поволжской государственной социально-гуманитарной академии
Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна, Самара (Россия)
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы и пути формирования и развития информационно-технологической компетентности специалистов, как необходимого компонента их общей профессиональной компетентности, являющейся ценностным ориентиром современного среднего профессионального образования
Ключевые слова: информационно-технологическая грамотность, информационно-технологическая культура, информационно-технологическая компетентность, формирование и развитие IT-компетентности.
Изменения в системе современного среднего профессионального образования и смена образовательной парадигмы в целом, определяет колледжам ряд сложных задач, от решения которых во многом зависит успешность и комфортность деятельности, как преподавателей системы СПО (среднего профессионального образования), так и подготавливаемых ими будущих специалистов. К одной из таких задач и относится задача формирования и развития информационно-технологической компетентности (^-компетентности) специалистов, как необходимого компонента их будущей профессиональной деятельности.
Федеральные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения основываются на компетентностном подходе к подготовке специалистов. При этом сущность
компетентностного подхода определяется не только совокупностью принципов, структурой и содержанием профессионального образования, а и особенностями учебно-воспитательного процесса колледжа. Сам же процесс формирования и развития профессиональных компетенций рассматривается как средство достижения нового качества профессионального образования [1]. В свою очередь, в число профессиональных компетенций обязательным компонентом входят информационно-технологические компетенции. И это обстоятельство подчёркивает необходимость формирования и развития ^-компетентности выпускников системы СПО, независимо от направления и профиля их подготовки. Это подтверждают не только основные положения ФГОС СПО третьего поколения, но и исследования таких учёных как В.Н. Аниськин, В.И. Богословский, Э.Ф. Зеер, И.А.