УРОКИ РЕЛИГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ШКОЛЕ -НОРМА СВЕТСКОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
К.А. Писенко
Кафедра административного и финансового права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье исследуется европейский опыт правового регулирования религиозного образования в публичной образовательной системе, в частности в средней школе. На примере опыта светских правовых европейских государств, таких как Великобритания, Германия, Польша, Франция, Бельгия, Испания и др., автор доказывает, что уроки религии в публичных школах являются неотъемлемым и органичным элементом системы образования, что позволяет решать задачи как полноценного интеллектуального развития школьника, так и морально-нравственного и патриотического воспитания.
Ключевые слова: религия, религиозное образование, европейский опыт, школа, государственно-конфессиональные отношения, религиозное право, сравнительное правоведение, образовательное право, светскость, духовно-нравственный, патриотизм, Церковь, государство.
В последнее время в России ведется дискуссия по вопросу преподавания в светской государственной школе религиозных дисциплин, формирующих представление о духовной традиции и культуре крупнейших религиозных общин России в соответствии с конфессиональным выбором учащегося и его семьи. Возрождение духовной жизни в нашей стране, осмысление отечественных религиозных и образовательных традиций со всей очевидностью свидетельствует об органичности преподавания религиозных знаний в образовательной системе российского государства, диктует необходимость образования и воспитания полноценно и всестороннее развитого в культурной, нравственной, интеллектуальной и духовной областях человека, что невозможно без знания отечественной и мировой духовной культуры, коренящейся в вековых религиозных традициях.
Объективная потребность общества в традиционном духовном воспитании и образовании находит отражение в том, что религиозное образование предоставляется не только в конфессиональных образовательных учреждениях, но все большее распространение получает в системе светской школы. И это процесс объективный, он отражает заинтересованность в таком образовании большинства россиян, многие из которых за годы господствующей атеистической идеологии во многом утратили связь с собственными религиозными традициями, однако желают эту связь восстановить, в том числе при помощи возможностей инфраструктуры светской системы образования.
Однако нередко в общественной дискуссии встречаются мнения о том, что преподавание религиозных традиций в соответствии с выбором учащегося в школе, в том числе в культурологическом аспекте, противоречит светскому характеру государства, а значит, и Конституции, которая провозгласила Россию светским государством, и следовательно, конфессиональное образование не может иметь места в государственной школе, в государственной системе образования. При этом следует обратить внимание, что принцип светскости приобретает разную трактовку как в теоретических исследованиях, так и практике его реализации в современном мире.
В научной литературе отражаются различные подходы к пониманию светскости государства [4. С. 32-61]. Можно выделить два основных подхода.
Одни авторы полагают, что светскость равнозначна понятию атеистично-сти государства и настаивают на удалении религии из публичной сферы, в том числе из системы государственного образования, что практически означает отделение религии от общественной жизни. Другие считают, что светскость не предполагает отделение религии от общества, и понятие светскости совсем неравнозначно понятию атеистичности государства, и в светском государстве последнее активно сотрудничает с традиционными религиозными общинами, высоко оценивая их вклад в духовно-нравственное воспитание и просветительскую деятельность в обществе [4. С. 32-61]. Ведь государство само есть производное от общества образование, а общество составляют носители религиозных традиций, и искусственное вычленение и отделение религиозной сферы от общества, от общественной жизни было бы противоестественным социальным феноменом и нарушало бы права верующих.
Отличие светских государств от несветских состоит не в том, что сфера религии и ее лидеры и структуры искусственно изолируются, а в том, что в светском государстве нет слияния конфессиональных структур с государственными, руководители государства не назначают религиозных руководителей, и наоборот, религиозные лидеры не участвуют в формировании властных элит государства, и в обществе присутствует религиозный плюрализм, предполагающий свободу вероисповедания и ее защиту. В этом контексте можно говорить о светскости таких стран, как, например, Россия, большинство европейских стран, в том числе Италия, Германия, Испания, где происходит активное сотрудничество с традиционными конфессиями, и несветскости, например, Ватикана, где институты главы государства и духовного главы религиозной общины совпадают [4. С. 176, 214]. К несветским некоторые исследователи относят также страны с господствующей «секулярной квазирелигией», по сути слитой с системой государственного управления. Среди таких стран, в частности, И.В. Пон-кин называет СССР, КНДР, нацистскую Германию [4. С. 216].
Автор настоящей статьи разделяет мнение о том, что светскость не означает атеистичности или безразличия государства к религиозной сфере, а предполагает органичное взаимодействие и сотрудничество государства с традиционными религиозными конфессиями в соответствии с конфессиональным выбо-
ром его граждан, в том числе в такой важнейшей сфере общественной жизни, как образование.
Большинство европейских государств традиционно рассматриваются как страны с развитой демократией, как правовые государства, обеспечивающие реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина. Эти государства являются светскими. В то же время европейские культурные, исторические и правовые традиции во многом ближе России, чем аналогичные традиции ряда других демократических государств мира, в частности, США, чья государственность и подходы к построению государственно-конфессиональных отношений изначально развивались по несколько отличному от европейского и тем более российского пути. В частности, если формирование национальных европейских государств первоначально, как и в России, в силу объективной конфессиональной ситуации проходило в условиях тесного взаимодействия государства практически только с христианской общиной, еще не претерпевшей отделения римокатоликов, а также лютеран, кальвинистов и других протестантских деноминаций, и усложнение правового регулирования государственно-конфессиональных отношений приходит в Европу, как и в Россию, уже в более поздний период, то США с первых дней своего существования провозгласили религиозный плюрализм, обусловленный пестрой палитрой религиозных верований ее граждан, среди которых были и представители разных вер, и многочисленных христианских конфессий, которых к моменту образования США возникло уже немало.
Появление многочисленных христианских конфессий в Европе, рост исламского фактора, увеличение числа представителей других религий в европейских странах постепенно привели к необходимости развития правовой системы в сторону содействия межнациональному и межконфессиональному миру, предоставления прав на свободу совести и вероисповедания приверженцам многих верований, если последние не противоречат общественной безопасности, нравственности, традиционным общественным институтам, в том числе институту семьи, здоровью, правам других лиц.
В то же время европейский опыт свидетельствует о сохранении преимущественного сотрудничества государства с традиционными религиозными общинами, которое высоко оценивает их вклад в развитие духовно-нравственной жизни общества, общественное и государственное строительство в целом.
В связи с изложенным представляется полезным обращение к опыту демократических европейских государств в области правового регулирования преподавания в государственной школе дисциплин, включающих в себя религиозный компонент, взаимодействия государства и традиционных конфессий в системе светского государственного образования.
Великобритания
Согласно Акту о школьных стандартах 1998 г. [11] и Акту об образовании 1996 г. [10] все школьные программы должны содержать религиозный компонент. При этом п. 3 ст. 375 части 3 Закона об образовании 1996 г. гласит: «Каждая введенная школьная программа должна отражать тот факт, что религиозные
традиции в Великобритании в целом христианские, принимая во внимание учения и практику иных основных религий, которые представлены в стране». Отказ от религиозного компонента возможен, равно как и обязательной коллективной молитвы христианского содержания, по согласованию со школьными властями. При этом приветствуется замена, а не полный отказ. Также по согласованию возможно изменение характера молитвы.
Наряду с указанными актами религиозное образование в светских школах урегулировано следующими специальными законами: Закон 1944 г.; Закон о реформе образования 1988 г.
Как отмечает в своем исследовании И.В. Понкин, «большинство школ имеют на своей территории небольшую часовню (Англиканской или Католической церкви), где учащиеся посещают службу два-три раза в неделю. Дети, выражающие принадлежность к другой религии (ислам, иудаизм и др.), могут быть освобождены от посещения христианских служб, однако атеисты и агностики не освобождаются от таких мероприятий. Школы придерживаются мнения, что церковные службы и уроки «Закона Божьего» формируют в детях моральные ценности. Закон от 1944 г. сделал обязательным для школ, получающих государственные субсидии, реализацию официально установленных программ религиозного образования» [5].
Анализируя британский Закон о реформе образования 1988 г., И.В. Понкин отмечает, что данный акт «продублировал многие положения Закона от 1944 г., а также ввел изменения, которые усилили место религиозного образования в программах. В 1994 г. Оценочной комиссией учебных программ были опубликованы две рекомендательные справочные программы, включавшие элементы, касавшиеся шести религий в Великобритании (христианство, иудаизм, ислам, индуизм, буддизм и сикхизм), подготовленные во взаимодействии с представителями этих религиозных общин. В 2004 г. министр образования Великобритании Чарльз Кларк объявил о выпуске новых методических рекомендаций по изучению и преподаванию религии в школах и колледжах, предполагавших изучение христианства на всех уровнях среднего образования, а также возможность изучения учащимися по их добровольному выбору других вероучений (ислама, иудаизма, буддизма, индуизма и сикхизма)» [5].
Наряду со светскими публичными школами в Великобритании действуют также религиозные школы, например, исламские, которые, так же как и публичные, могут получать финансирование от государства. Преподавание религии в них регулируется на основе специальных правил.
Германия
Основные принципы отношений государства и Церкви устанавливает Основной Закон (Конституция).
Особое значение имеют ст. 4 Основного Закона, в которой гарантируется как индивидуальная, так и коллективная свобода религии, и ст. 7 (о праве на религиозное образование). Ответственность за регулирование правового статуса Церквей возлагается на земельные органы власти (ст. 140 Основного Закона).
Отсюда происходят определенные различия в соответствующих законодательствах каждой конкретной земли (1).
Наряду с этим существует так называемое право Церквей на заключение соглашений с каждой конкретной землей, которое приобрело большое значение в новых землях после объединения Германии.
Федеральные земли заключают соглашения с земельными евангелическими Церквями, а с Католической Церковью — конкордаты.
Важным примером является государственный конкордат 1933 г., который был заключен как договор между немецким государством и Святым Престолом, оформленный согласно всем нормам международного права. Со времен Реформации двумя крупнейшими конфессиями Германии являются Евангелическая Церковь Германии и Римско-Католическая Церковь. Данные Церкви традиционно имели особое общественное значение в Германии и в настоящее время имеют большое общественное признание.
Многие вопросы регулирования преподавания христианской религии в рамках римско-католического и евангелического исповеданий определяется соглашениями и конкордатами, имеющими обязательный правовой характер, заключаемыми германскими землями соответственно с Евангелической Церковью Германии (соглашения) и Римско-Католической Церковью (Святым Престолом) (международно-правовые конкордаты). В частности, между землей Северный Рейн-Вестфалия (центр г. Дюссельдорф) и Святым Престолом в 1981 г. был заключен договор, согласно которому земельное правительство и Римско-Католическая Церковь соглашаются на совместную деятельность в организации работы педагогических и других учебных институтов. Образцом для заключения такого договора является договор между Святым Престолом и свободным государством Пруссия 1929 г., а также другие действующие соглашения в других федеральных землях и государствах с преобладающим католическим населением. Также в 1933 г. были заключены конкордаты между Римско-Католической Церковью и Германией, а также с Австрией, которые до сих пор имеют законную силу.
Статья 7 § 3 Основного Закона гарантирует изучение религии в качестве обычного учебного предмета (ограничивается ст. 141 (поправка Бремера): изучение религии в государственных школах является обязательным учебным предметом, за исключением нерелигиозных школ. Несмотря на право государства осуществлять надзор за преподаванием, религиозные занятия проводятся в соответствии с принципами религиозных сообществ. Учителя не могут привлекаться против своей воли к преподаванию религиозных предметов.
Кроме того, обе Церкви, а с ними иудейская община и исламская федерация имеют свои конфессиональные школы (в Берлине теперь насчитывается 17 евангелических школ, 19 католических, 2 иудейских и одна исламская). Помимо этого, все религиозные сообщества имеют право открывать конфессиональные детские сады.
Особенности законодательства Гамбурга в области образования
С 12 декабря 1999 г. в Гамбурге действует закон, согласно которому (в соответствии с ст. 7 Основного Закона) религиозный предмет является обя-
зательным для изучения. По решению Высшего учебного совета Гамбурга преподавание религии в школе преследует три задачи: содействие устранению имеющихся противоречий между религиозно-культурными традициями, укрепление способности и готовности к продолжению диалога между ними и воспитание и поддержка индивидуальной религиозности или этико-морального мироощущения.
В Баварии уроки религии также являются обязательным предметом во всех общеобразовательных школах. Обычно на уроках религии класс разделяют на католиков и протестантов. Право на преподавание и обязанность изучения религии имеют и православные, несмотря на свою небольшую численность. Так глубоко уважается потребность реализации вероисповедания граждан. Остальным ученикам вместо религии преподается этика.
Особенности законодательства Берлина в области образования (берлинского земельного законодательства)
Согласно закону Берлина (§ 13 Берлинского закона о школах от 26 января 2004 г.), отличающемуся от законодательств других земель, проведение религиозных занятий является делом тех или иных Церквей или религиозных общин. Школьники могут добровольно принимать в них участие, притом результаты успеваемости по нему не учитываются при переводе ученика в следующий класс. Санкция на ходатайство выдается администрацией берлинского сената, которая также утверждает учителей, заботится о повышении их квалификации и подыскивает школы, где такие занятия могли бы проходить. В настоящее время в общеобразовательных школах земли Берлин-Бранденбург следующие Церкви и религиозные организации предлагают религиозные занятия: Евангелическая Церковь земли Берлин-Бранденбург и силезского Оберлаузица, Берлинская ар-хиепископия Римско-Католической Церкви, Гуманистическое общество Германии, Берлинская исламская федерация, Берлинская иудейская община, культурный центр анатолийских алевитов (алавитов), Буддийское общество Берлина.
Земельные власти оплачивают до 90% расходов, связанных с преподаванием религии в школах. Кроме того, в конфессиональных школах преподавание религиозного учения данной конфессии является общеобязательным предметом.
Испания
Основные принципы образовательной деятельности в Испании заложены Конституцией этой страны от 27 декабря 1978 г. Статья 27 Конституции Испании устанавливает: «1. Каждый имеет право на образование. Признается свобода образования. 2. Образование имеет своей целью всестороннее развитие человеческой личности на основе уважения демократических принципов общественной жизни и основных прав и свобод. 3. Органы власти гарантируют право родителей в выборе такой формы воспитания для своих детей, которая соответствует их собственным моральным и религиозным убеждениям».
В соответствии с законодательством Испании «религиозным организациям, с которыми Испанским государством заключено соглашение о сотрудничестве,
гарантируется предоставление возможности вести религиозное образование в государственных и частных школах при наличии соответствующего желания со стороны учеников и их родителей» [4. С. 386]. Религия в Испании преподается специалистами, которых светская администрация выбирает из списка кандидатов, представленных епархией, религиозное образование является факультативным [4. С. 363].
Преподавание религии осуществляется в Испании на всех уровнях: от детского образования до университетского. Данные уровни включают в себя детское, начальное, среднее образование, бакалавриат и дальнейшие степени образования как государственного, так и частного.
В Испании вопросы религиозного образования детально регламентируются на уровне центрального законодательства, церковно-государственных конкордатов, актов, прямо регулирующих вопросы образования, а также актов, касающихся других вопросов, но включающих нормы, связанные с регламентацией в области религиозного образования. Многие вопросы регламентируются и проводятся в жизнь автономными областями в рамках т.н. делегированного законодательства.
Например, королевскими декретами Коммуне Мадрида был передан ряд полномочий в области управления образованием. В связи с этим мадридскими властями издано значительное количество актов, регулирующих порядок, расписание, состав предметов в рамках детского, школьного, высшего и других видов образования, включая преподавание религиозных или альтернативных им предметов, в соответствии с соглашениями между Испанией и Католической Церковью и другими религиозными объединениями. Нормативными актами урегулировано и преподавание религии в частных вузах. Преподавание художественных дисциплин на различных уровнях на основе мадридских актов должно включать изучение религиозного искусства разных эпох и в разных видах искусства. Акты бюджетного права Мадрида содержат отдельные положения, касающиеся материального обеспечения преподавателей религии.
К общим актам, регулирующим вопросы религиозного образования, в частности, относятся: Королевский декрет 2438/1994 от 16 декабря 1994 г., регулирующий порядок религиозного образования [2], Приказ от 21 сентября 1993 г., регулирующий участие преподавателей, занятых в преподавании религии, в органах управления центров публичного управления [6].
В Испании в качестве альтернативы преподаванию религии разрешено изучать нерелигиозные этические предметы. Порядок преподавания таких предметов определен в Приказе от 3 августа 1995 г., регулирующем образовательную деятельность, альтернативную изучению религии, установленную Королевским декретом 2438/1994 [7]. Также ряд вопросов религиозного образования определен в Соглашении от 5 апреля 1962 г. о государственном признании аттестации по нецерковным предметам, преподаваемым в университетах Католической Церкви. При этом важно отметить, что Католическая Церковь занимает важное место в университетском образовании. Значительная часть испанских университетов — католические.
Особый корпус составляют акты, регламентирующие преподавание католической религии в государственных учебных заведениях Испании, а также порядок религиозного образования вообще. Основные принципы и нормы преподавания католической религии закреплены в Соглашении между Испанским государством и Святым Престолом в области образования и культуры (1979 г.). Кроме того, ряд вопросов в данной области урегулирован в Соглашении об экономико-трудовом режиме лиц, которые не принадлежат к действующему преподавательскому корпусу и заняты в преподавании католической религии в публичных центрах детского образования, начального образования, среднего образования от 26 февраля 1999 г.
Как уже говорилось, предоставление возможности вести религиозное образование в государственных и частных школах при наличии соответствующего желания со стороны учеников и их родителей гарантируется тем религиозным организациям, с которыми Испанским государством заключено соглашение о сотрудничестве.
Положения указанных соглашений являются основой для преподавания религии в учебных заведениях. Они органично встроены в систему испанского законодательства. Нормативно-правовые акты в области образования содержат ссылки на указанные соглашения обычно приблизительно в следующей редакции: «Преподавание осуществляется в соответствии с пунктом № ... Соглашения между Испанским государством и Святым Престолом в области образования и культуры (1979) или иными соглашениями, заключенными между Испанским государством и иными религиозными объединениями». К таким актам относятся законы, декреты, приказы, касающиеся вопросов детского, начального, среднего, высшего образования, регламентирующих порядок осуществления образования, состав и режим преподавания учебных предметов, регламентирующих трудовую деятельность преподавателей и их участие в управленческом процессе.
К нормативным правовым актам, непосредственно регламентирующим порядок религиозного образования, относятся, например, Королевский декрет 3/1995 от 13 января, принятый во исполнение положений соглашения между Испанским государством и Святым Престолом по вопросам образования, культуры в части изучения и наименования церковных наук на уровне университетского образования, Приказ от 9 сентября 1993 г., обнародующий соглашение об экономическом режиме лиц, занятых в преподавании католической религии (веры).
Соглашения между Испанским государством и Святым Престолом и, в частности, соглашение в области образования и культурной деятельности носят весьма конкретный характер и детально регулируют комплекс вопросов в данной области. Так, согласно п. III и IV Ратификационной грамоты от 4 декабря 1979 г. Соглашения от 3 января 1979 г. между Испанией и Святым Престолом, касающегося образования и культурной деятельности, на дошкольном уровне, образовательных уровнях начальной и средней школы и технических колледжей, религиозное обучение должно осуществляться теми людьми, которые ка-
ждый учебный год назначаются академической властью из числа предложенных епархиальным духовенством. Путем предварительного уведомления духовенство епархии сообщает имена тех преподавателей и лиц, которые признаны компетентными для осуществления указанной образовательной деятельности.
В общественных дошкольных заведениях, начальных школах и технических колледжах, при назначении преподавателей начальной школы предпочтение должно отдаваться тем из них, которые подавали заявление на назначение. При этом никто не должен быть принужден преподавать религию.
Преподаватели религии в любом случае должны являться частью преподавательского состава соответствующих учебных заведений. Изучение католической доктрины и изучение ее в университетских педагогических школах, если оно происходит на тех же основаниях, которые установлены для других базовых дисциплин, должно быть добровольным для учащихся. Преподаватели католического вероучения должны назначаться властями учебного заведения так же, как установлено в ст. III указанной Ратификационной грамоты, к ним также следует относиться, как ко всем преподавателям факультетов.
На региональном, местном уровнях осуществляется уже не столько регламентация, сколько реализация, проведение в жизнь положений центрального законодательства и конкордатов (соглашений) с религиозными объединениями в области образования. Так, мадридское законодательство о религиозной деятельности в области образования развивает положения общего испанского законодательства и конкордатов с религиозными объединениями в сфере образования.
В сферу мадридского регулирования входит реализация центрального законодательства об образования и соответствующих государственно-конфессиональных соглашений в области преподавания религии, в том числе по обеспечению преподавания религии в мадридских школах, интеграции преподавателей и в систему педагогической деятельности, их участия в управлении образованием и материального обеспечения. Преподаватели религии выделены в специальном реестре должностей в бюджетных актах Общины (коммуны) Мадрида.
В частности, вопросы защиты прав преподавателей религии находят свое отражение и в Соглашении с Правительственным советом от 17 марта 2005 г., «которым утверждается ясно и определенно соглашение от 11 марта 2005 г. Окружной службы переговоров по условиям труда служащих Администрации и Служб, обеспечивающих Главную администрацию Коммуны Мадрида и ее автономных органов».
Среди специальных актов, определяющих статус преподавателей католической религии, следует назвать и Соглашение об экономико-трудовом режиме лиц, которые не принадлежат к действующему преподавательскому корпусу и заняты в преподавании католической религии в публичных центрах детского образования, начального образования, среднего образования от 26 февраля 1999 г.
В заключение обзора правового регулирования преподавания религиозных предметов в Испании хотелось бы заметить, что хотя в Испании в последнее
время шла общественная дискуссия о преподавании католической религии в школах, на волне роста атеистических настроений в определенных слоях испанского общества высказывались отдельные мнения о нецелесообразности такого преподавания. Однако, как отмечают испанские исследователи, эти настроения мало обоснованны и в целом не отражают реальных настроений и позиции большинства испанского общества о необходимости изучения религии в школе (2). Как пишет испанская исследовательница Г.М. Моран, в Испании «тесные связи государства с католической церковью, глубоко традиционные для истории страны, не могли быть устранены при помощи закона, поскольку они обусловлены культурой самого общества» [8].
Польша
В Польше религиозный предмет — «Закон Божий» — является в школе таким же обязательным, как польский язык или математика. Иными словами, данный предмет изучается в сетке обязательных школьных дисциплин. При этом преподавание осуществляется на альтернативной основе. Эта система напоминает, в частности, испанскую, но с тем отличием, что если в Испании в школе преподаются на альтернативной основе те религии, общины которых достигли соглашения с государством, то в Польше все зависит от численности учеников той или иной конфессии, обучающихся в классе. Таком образом, католический «Закон Божий» преподается во всех школах, а религиозные предметы иных общин — в зависимости от наличия в классах приверженцев соответствующей конфессии. По польским законам, чтобы преподавать такой предмет, необходимо наличие в классе не менее трех учеников-единоверцев. С первых дней обучения школьная администрация, учителя осведомлены о вероисповедании каждого ребенка и учитывают его в течение всего учебного процесса.
Так, если в какой-то школе учатся хотя бы три православных ученика, им уже начинают преподавать православный «Закон Божий» соответствующие преподаватели. Важно отметить, что даже если в классе обучается меньше трех православных или представителей иных религий и конфессий, то они хотя и не могут изучать свою религию в этом классе, но не лишены такой возможности в рамках школьной программы в целом. Они получают знания о своей вере на занятиях в специальной совместной группе в одной из школ, куда приходят в определенное время на уроки.
Православных христиан в Польше сегодня проживает около 500 тыс. По словам предстоятеля Польской Православной Церкви митрополита Варшавского и всея Польши Саввы, православные ученики польских школ обеспечены всеми правами и возможностями свободного изучения основ Православия [3].
Таким образом, законность и право религиозного преподавания в школах Польши не только установлены государством, но гарантируются и обеспечиваются на практике.
Франция
Франция относится исследователями к государству с так называемой сепа-рационной моделью государственно-конфессиональных отношений, для кото-
рой характерно равномерное правовое регулирование деятельности различных конфессий или т.н. равноудаленное отношение государства ко всем религиозным общинам, что проявляется в соответствующих правовых актах и правовом регулировании. Так, в государственной системе образования строго соблюдается принцип отделения школы от религии. А в 2004 г. был принят закон, запрещающий носить показные религиозные знаки в средних учебных заведениях, постановляющий в то же время, что каждый случай должен рассматриваться отдельно (3).
Однако в последние годы и во французском обществе все чаще ставится вопрос о включении религиозных сведений в государственную школьную программу. Это рассматривается как необходимый шаг для знакомства мигрантов с культурой Франции. Положительный взгляд на преподавание культурологического предмета о религии содержится в докладе 2002 г. «Преподавание в светской школе предметов, касающихся религии», подготовленном в Министерстве национального образования Франции. В этом же году министр национального образования Жак Ланг дал распоряжение о возможности преподавания религиоведческих предметов в школах. Для изучения возможностей в этом направлении в 2002 г. во Франции был создан Европейский институт изучения религии, выполняющий функции основного центра государственной экспертизы по религиозным организациям.
В то же время конфессиональное преподавание возможно в частной системе образования, широко представленной во Франции. Более того, при принятии закона 1905 г. о разделении государства и Церкви (закон является действующим на настоящий момент), Церковь получила все материальные возможности (помещения, источники финансов) для создания собственной полноценной образовательной системы. Согласно закону Дебре 1959 г. частные школы, в том числе религиозные, могут получать государственное финансирование, если они заключают договор с государством. По этому договору они могут осуществлять свои собственные педагогические проекты, но обязуются выполнять программы, утвержденные Министерством национального образования.
Бельгия
Согласно бельгийским законам, законность включения в программу курсов, называемых «философскими» (общее название в Бельгии для всех курсов религий и нерелигиозной морали), в систему всеобщего школьного образования базируется на ст. 18 и 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 29 и 30 Международной конвенции о правах ребенка. Из местных правовых актов власти опираются на ст. 24 Бельгийской конституции, на Закон от 29 мая 1959 г., называемый «Школьным пактом», а также на законодательные акты субъектов федерации.
Помимо этих фундаментальных законов право на религиозное образование в школах четко разъясняется в официальном пособии Министерства образования страны, названном «Предметы морали и религий. Образовательное поле» [9. С. 18].
Комментируя бельгийские принципы и правила религиозного образования, служащий в Бельгии клирик Православной Церкви священник Сергий Модель пишет: «В современном обществе, где прогрессирующее исчезновение нравственных опор порождает кризис ценностей и где молодежь задается вопросом о смысле существования, школа обязана помочь юношеству в его становлении. В этом случае курсы религии или морали могут, в качестве связующего образовательного действия, позволить противостоять безразличию, фанатизму, нетерпимости, насилию и... помочь ученикам стать людьми ответственными, членами демократического и солидарного общества, открытого к плюрализму и диалогу с другими культурами.
Для выполнения этой цели уроки религии должны:
.базироваться на образовательной педагогике, в соответствии с культурным наследием и местным контекстом. Предлагая каждому точку опоры для личного возрастания, религиозная педагогика преследует цель помочь юношеству не впасть в конформизм и научиться приспосабливаться, а подготовиться к самостоятельной жизни» [9. С. 19].
Религиозное образование в школах Бельгии открыто для всех культов, официально признанных бельгийским законодательством, и лежит в пределах, с одной стороны, внешнего контроля со стороны государства, не отдающего при этом предпочтения ни одной из конфессий, а с другой — полной свободы религиозных общин в своей деятельности. В Бельгии государством официально признаны 6 религиозных культов: католицизм, протестантизм, англиканство, православие, иудаизм и ислам. Также официально признанным является т.н. «лаисите» — нерелигиозное философское течение или, попросту говоря, атеизм [9. С. 19].
Критериями для официального признания культа являются следующие положения:
- существование в стране на протяжении довольно долгого периода времени (несколько десятилетий, как минимум);
- значительная численность последователей (не менее нескольких десятков тысяч верующих, исходя из общей численности страны в 10 млн человек);
- социальная полезность обществу (т.е. не являться деструктивной сектой и не противопоставлять свою деятельность общепризнанным нормам морали);
- и наконец, наличие хорошо организованной структуры с единым представительным органом (главы культа или же координационного совета). Последнее вовсе не подразумевает наличие единого доктринального или иерархического авторитета внутри культа, а необходимо лишь для представительства в диалоге с государственными властями [9. С. 19-20].
На основе этих критериев и в результате серьезной проверки религия и нерелигиозное течение могут быть признаны государством после соответствующего предложения Министерства юстиции, в компетенции которого находятся данные вопросы.
Впрочем, в соответствии со ст. 21 Конституции Бельгии ни данное министерство, ни какой-либо другой государственный орган не имеют права вмеши-
ваться во внутреннюю деятельность религиозных культов. Единственно возможным контролем является внешний контроль за исполнением административных и финансовых обязательств религиозных общин, так как священнослужители получают зарплату и пенсию от государства на основании ст. 181 Конституции. Данное министерство осуществляет также надзор за соблюдением гарантий государства: предоставления религиозным культам доступа к средствам массовой информации (ТВ и радио), права совершения капеланского служения в больницах и тюрьмах и финансирования преподавания «религиозных уроков» в школах. Религии и течения, не признанные государством (как, к примеру, буддизм или дохалкидонские Церкви), не имеют таких привилегий, но их свободное существование гарантировано ст. 19 Конституции Бельгии и ст. 9 Европейской конвенции о правах человека и основных свободах [9. С. 20].
Статья 24 Конституции и Федеральный закон страны от 29 мая 1959 г. («Школьный пакт») предписывают школам предоставлять ученикам выбор между одной из признанных религий (или же «светской моралью») для обязательного изучения в рамках школьной программы по 2 часа в неделю на протяжении всего периода обучения в школе: с 6 до 18 лет.
В силу данного норматива в сетку обязательной школьной программы включены уроки по изучению основ католицизма, протестантизма, англиканства, православия, иудаизма, ислама и «светской морали». Выбор предоставляется родителям, которые должны записать своего ребенка на уроки по изучению основ той или иной религии в начале учебного года.
Эта свобода выбора не ограничена ни конфессиональной принадлежностью родителей или ученика (то есть ученик вовсе не обязан исповедовать выбранную для изучения религию), ни численностью пожелавших изучать данный предмет учеников (даже если один единственный ученик во всей школе изъявит желание изучать какую-либо религию, такое право будет ему предоставлено). Безусловно, процентное соотношение между количеством учеников, изучающих ту или иную религию, сильно разнится: от более чем 50% изучающих основы католицизма до 1% изучающих православие, что отражает в среднем общую статистику религиозных убеждений населения страны [9. С. 21].
Составление программ уроков и педагогическая инспекция вверены представительным органам самих религий.
Как и по остальным обязательным предметам, ученики сдают по основам религии экзамен, и по итогам обучения ставится отметка в аттестат. Единственное отличие от остальных предметов заключается в том, что ученик не может быть оставлен на второй год, имея неудовлетворительную оценку по основам религии.
Православная Церковь, будучи официально признанной государством в 1985 г. [9. С. 21] и будучи структурно организованной (с юридической точки зрения это один из критериев признания государством религиозной общины) с 1988 г., начала преподавание дисциплины «Основы православия».
Первоначально преподавание велось только во фламандских общеобразовательных школах, но с 1997 г. уроки появились и во франкоязычной части
страны, а с 1999 г. — и в самом маленьком германо-говорящем округе. Преподавание ведется на местных национальных языках и осуществляется, в большинстве своем, учителями-мирянами, имеющими высшее богословское образование, наличие которого позволяет заниматься подобной деятельностью.
Преподаватель должен быть дипломированным специалистом в области православного богословия (диплом соответствующего богословского заведения Греции, России, Румынии или парижского Свято-Сергиевского православного богословского института).
Лица, не имеющие соответствующего диплома, могут его получить, пройдя курс трехлетнего обучения в Институте святого Иоанна Богослова, специального созданного для этой цели несколько лет назад в Бельгии. Ответственность за уровень преподавания уроков «Основы православия» возлагается на специальных инспекторов, назначаемых Министерством образования по предложению представителя Православной Церкви перед бельгийскими властями — митрополита Пантелеимона (Константинопольский Патриархат). Специальная педагогическая комиссия под руководством митрополита Константинопольского Патриархата определяет основные направления программы уроков «Основы православия», согласовывая их с основными требованиями общего школьного образования страны и с нормами толерантности по отношению к другим религиям [9. С. 21].
Заключение
В завершение настоящей статьи подведем некоторые итоги и выводы. Прежде всего, следует сказать, что практика преподавания религии в школах, согласно конфессиональному выбору учащихся, является повсеместной для европейских стран.
Для Германии, Испании, Польши, Бельгии, Великобритании, Италии и многих других стран преподавание конфессиональных дисциплин является важнейшей неотъемлемой частью государственной политики в области образования, благодаря чему достигается религиозно-этическое воспитание и духовное развитие школьников. Положительные свойства религиозного воспитания и образования в духе традиционных для данного государства религиозных традиций используются в полной мере, а само усвоение этих традиций рассматривается как один из фундаментов формирования человеческой личности и достойного члена общества и гражданина. При этом во Франции, которая являет собой нетипичный для Европы пример построения сепарационной модели государственно-конфессиональных отношений и находится в этом плане в абсолютном меньшинстве, в последнее время все чаще проявляется стремление к возвращению религиозного образования в государственную школу. Под влиянием деструктивного влияния сектантства на фоне усиливающегося исламского фактора французы инстинктивно начинают осознавать необходимость возврата к истокам, важность широкого изучения собственных религиозных традиций, как для сохранения идентичности, так и для знакомства мигрантов — представителей иных культур и вер — с религиозной и культурной традицией, покоящейся в
лоне Христовой Церкви. При этом следует отметить, что во Франции существует сильная и разветвленная сеть католических школ, поддерживаемых государством, дающих полноценное светское наряду с религиозным образование. Поэтому проблема религиозного образования в государственной школе стоит во Франции не так остро, как, например, в России, где традиционная для России Православная Церковь до сих пор еще не в полной мере оправилась от потрясений советского периода, что проявляется, в частности в том, что в России система церковных школ, способных дать не только православное, но и среднее общее образование, в силу объективных проблем формируется с большим трудом, медленно и в весьма недостаточном объеме.
Следующий вывод состоит в том, что при определенных различиях большинству европейских стран свойственна одна основная модель такого образования, характеризуемая следующими признаками и механизмами:
- в школьной программе преподаются конфессиональные предметы, которые могут носить как чисто религиозный («Закон Божий» и т.п.), так и культурологический характер («Основы православной культуры» и т.п.). При этом важно подчеркнуть, что мы говорим не о религиоведческих — поликонфессиональных предметах, а именно о конфессиональных предметах, уроках конкретной религии, которые не подменяются религиоведческими курсами. Думается, это связано, в частности, с тем, что религиоведение — курс более информативный, а не воспитательный, а изучение в школе конкретной традиции решает не только информативные, но и воспитательные задачи;
- наряду с уроками религии ученик может выбрать и урок так называемой светской этики. Таким образом, учитывается мировоззренческий выбор ученика и его семьи, но в то же время из школьной программы данного ученика не исчезает воспитательный предмет, нацеленный на привитие ученику пусть не таких глубоких, как в рамках религиозных этических доктрин, но хотя бы элементарных правил светской этики и морального поведения;
- уроки религии помещены в большинстве стран Европы в сетку обязательных дисциплин наравне с другими предметами, однако ученик волен согласно собственным религиозным убеждениям и убеждениям своей семьи выбирать ту религию, уроки которой он желает изучать, либо урок светской этики. Эта практика едина для многих стран Европы, отличается только порядок определения соответствующих религий, подлежащих изучению в школах. Если, например, в Испании и других странах так называемого консенсуального статуса религиозных объединений (4) право на преподавание своих религиозных знаний имеют те общины, которые заключили соглашение с государством в области образования, то в других странах вопрос может решаться с помощью иных механизмов, как, например, в Польше, где преподавание конкретной религии в конкретном классе зависит от того, сколько приверженцев этой веры в нем учится. В других странах правом на преподавание религиозных предметов в школах имеют только те общины, которые согласно Конституции и законодательству признаны государством, и др.
Следует также добавить, что модель религиозного образования в светской школе, принятая с отдельными отличиями во многих европейских странах, не просто не противоречит, но соответствует, реализует нормы, положения международного права в области образования, которые устанавливают обязанность государств, уважая права и свободы человека и гражданина, обеспечивать полноценное образование и воспитание ребенка в соответствии с религиозными основами и морально-этическими ценностями, принятыми в его семье.
Так, например, ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 29 Международной конвенции о правах ребенка указывают, что образование ребенка должно быть направлено, в частности, на «развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме, на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной» (ст. 29 Международной конвенции о правах ребенка), «к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам...» (ст. 26 Всеобщей декларации прав человека). Очевидно, что без религиозного образования никакое образование не может быть полным, а тем более способным воспитать уважение к традиционным ценностям своей семьи и родины, не говоря уже об уважении ценностей других стран и сообществ.
Изучение европейского опыта свидетельствует о том, что в светских европейских странах в целом сформировалась демократическая модель обеспечения права на изучение религии согласно собственному мировоззренческому выбору в светской государственной школе. Модель, предлагающая изучение одной из уважаемых обществом религий или светской этики по выбору учащегося и его семьи в рамках обязательной школьной программы, представляет собой важный демократический элемент светского правового государства, решающий ряд важнейших задач полноценного развития личности в интересах самого человека, общества и государства, с одной стороны, и учитывающий свободу религиозного выбора, свободу совести и вероисповедания конкретного ученика и его семьи, с другой.
В рамках данного подхода решаются задачи духовно-нравственного воспитания и обеспечиваются права отдельной личности (семьи) на полноценное религиозное образование и реализуется публичный интерес в воспитании для общества достойного гражданина, а именно такие — добрые, жертвенные и порядочные люди — способны на созидание государства и общества, бескорыстное служение и защиту родины, развитие науки и культуры, в том числе на те самые инновационные прорывы, о которых так много говорится в последнее время.
В этой связи особо укажем на важное событие, которое состоялось 21 июля 2009 г., в ходе которого в духе общественного компромисса политическим руководством России по итогам встречи с лидерами крупнейших религиозных конфессий страны было найдено весьма мудрое политико-правовое решение
затянувшейся дискуссии о путях и формах преподавания религиозных дисциплин в государственной светской школе. Основными предпосылками принятия решения, как представляется, была забота о будущем страны, о духовно-нравственном облике ее подрастающего поколения, необходимости возвращения традиций религиозного и морально-этического воспитания в школу, с одной стороны, и необходимость соблюдения принципов светскости и добровольности в изучении в государственной школе религиозных дисциплин, с другой.
Было принято решение на основе эксперимента в 18 регионах России с 2010 г. установить следующую систему преподавания дисциплин религиозного, религиозно-философского и морально-этического характера. Семьям школьников будет предложено изучать на выбор один из трех модулей: история и основы культуры одной из традиционных религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм), история и основы культуры основных мировых религий или основы этики [1] (5).
Указанное политическое решение в условиях светскости государства и свободы религиозного выбора ее граждан позволит вернуть религии ее законное и исконное место в системе образования, адекватное ее онтологическому и общественному значению, использовать богатейшее духовное наследие религиозной традиции нашего Отечества для содействия гармоничному развитию подрастающего поколения, воспитания лучших духовных качеств, удовлетворения духовных исканий юных душ проверенными веками истинами религиозной Веры, давшей нашему Отечеству и всему миру образцы святости, преданного служения Родине, творческого, в том числе художественного и научного вдохновения.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Классическим примером различий в законодательствах земель является, например, порядок взимания церковного налога.
(2) В настоящее время в Испании действительно наблюдается тенденция некоторого охлаждения к вере и рост атеистических настроений. По мнению российских исследователей, «падение духовности и атеизация испанцев сегодня вызваны во многом благодаря навязыванию католицизма франкистским режимом». Римско-Католическая Церковь имеет в настоящее время традиционно большое уважение в испанском обществе, что обусловлено исторически большим влиянием католической религии на эту страну. Вместе с тем государство не оказывает давление на духовную жизнь людей. «...показательно решение Верховного Суда Испании от 2 ноября 1987 г., в котором сказано, что государство не вправе определять, что является религиозной целью, а что — нет. Государство не может диктовать или оценивать религиозные цели, а может лишь установить некоторые формальные критерии и то, что им соответствует» [4. С. 263, 360].
(3) Несмотря на эту норму Закон, тем не менее, вызвал массовые протесты мусульманского населения.
(4) В странах с так называемым консенсуальным статусом религиозного объединения объем его правомочий зависит от того, достигло оно или нет, и если да, то в каком
объеме, соглашения с государством. К таким странам относятся, в частности, Испания, Италия, Германия. В этих государствах право на вероисповедание, на культовую деятельность имеют все соответствующие общим требованиям законодательства религиозные объединения, однако больший объем прав, как правило, связанный с присутствием в публичной сфере, получают те, которые достигли особого консенсуального статуса, т.е. достигли в определенном объеме соглашения с государством, которое носит характер нормативного акта, подписывается высокопоставленными представителями государства и соответствующей конфессии, обязательно к исполнению на территории данного государства, во многих случаях приравнивается по силе к закону, а в некоторых случаях и акту международного права, если, например, речь идет о конкордатах Ватикана, заключаемых им как субъектом международного права.
(5) Уместно заметить, что в тот же день Президентом России было также принципиально поддержано и решение о введении в Вооруженных Силах России института военных священников, давно уже действующего во многих государствах мира. Президент обратил внимание и на необходимость обеспечения условий реализации религиозных прав верующих на полноценную религиозную жизнь в условиях армейской службы, и на значение института военного духовенства для духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Было принято решение о разработке модели постоянного института военного духовенства, отвечающей вышеназванным задачам и соответствующим светской модели государства и принципу добровольности религиозного выбора ее граждан, в данном случае военнослужащих.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам преподавания в школе основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооруженных Силах института воинских и флотских священнослужителей (Информационное сообщение пресс-службы Президента России от 21 июля 2009 г.) // URL: http://www.kremlin.ru/sdocs/ /news.shtml?day=21&month=07&year=2009&value_from=&value_to=&date=&stype=&da yRequired=no&day_enable=true&Submit.x=4&Submit.y=10
[2] Королевский декрет 2438/1994 от 16 декабря, регулирующий порядок религиозного образования // Boletín Oficial del Estado. — № 22. — 26 Enero.
[3] «Ни один православный школьник в Польше не лишен права изучения основ Православия» (Информационное сообщение Интернет-журнала «Православие.Ру»). URL: http://www.pravoslavie.ru/news/print19475.htm
[4] Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. — М.: Про-Пресс, 2003.
[5] Понкин И.В. Преподавание знаний о религии в светской школе: европейский опыт правового регулирования // Религиозная культура в светской школе / Отв. ред. и сост. Л.С. Гармаш, И.В. Понкин. — М.: Ин-т государственно-конфессиональных отношений и права, 2007. URL: http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2521
[6] Приказ от 21 сентября 1993 г., регулирующий участие преподавателей, занятых в преподавании религии, в органах управления центров публичного управления // Boletín Oficial del Estado. — № 236. — 2 Oct.
[7] Приказ от 3 августа 1995 г., регулирующий образовательную деятельность, альтернативную изучению религии, установленную Королевским декретом 2438/1994 // Boletín Oficial del Estado. — № 209. — 1 Sept.
[8] С испанской точки зрения: Беседа с профессором Глорией Моран // Религия и права человека: На пути к свободе совести / Под общ. ред. С.Б. Филатова. — М.: Наука, 1996. — Вып. III.
[9] Священник Сергий Модель. Преподавание предмета «Основы православия» в светских школах: опыт образования в Бельгии // Церковь и время. — 2007. — № 2 (39).
[10] Education Act 1996. URL: http://www.opsi.gov.uk/acts/acts1996/1996056.htm
[11] School Standards and Framework Act 1998. URL: http://www.opsi.gov.uk/acts/acts1998/ /19980031.htm
RELIGIOUS LESSONS IN A COMPREHENSIVE SCHOOL IS A NORMAL PRACTICE OF A SECULAR CONSTITUTIONAL STATE: THE EUROPEAN EXPERIENCE OF LEGAL REGULATION OF SCHOOL RELIGIOUS EDUCATION
K.A. Pisenko
The Department of Administrative and Financial Law Peoples' Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya, st., Moscow, Russia, 117198
In article is investigated the European experience of legal regulation of religious education in public educational system, in particular in a comprehensive school, on an example of some European states, such as Great Britain, Germany, Poland, France, Belgium, Spain, etc. The author proves that religion lessons at public schools are the integral and organic element of an education system in a secular constitutional state that allows to solve problems both of high-grade intellectual development of the schoolchildren, and of their moral, spiritual and patriotic education.
Key words: religion, religious education, the European experience, public school, religious law, comparative law, educational law, secularity, spiritually-moral, patriotism, Church, state-religious relations.