Научная статья на тему 'Технология развития акмеологической позиции педагога в процессе повышения квалификации'

Технология развития акмеологической позиции педагога в процессе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PERSONAL-PROFESSIONAL DEVELOPMENT / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ACMEOLOGICAL APPROACH / АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ACMEOLOGICAL SUPPORT / АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ACMEOLOGICAL COUNSELING / АКМЕОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА / TECHNIQUE OF DEVELOPMENT OF TEACHERS'' ACMEOLOGICAL POSITION / ACMEOORIENTED TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветрова Яна Анатольевна

Рассматривается акмеологический подход к повышению квалификации педагога, позволяющий обеспечить его личностно-профессиональное развитие в соответствии с современными требованиями (модернизация образования). Делается акцент на необходимости использования технологий, обладающих высоким акмеологическим потенциалом. Показаны возможности акмеологического сопровождения педагога в процессе повышения квалификации, представлена технология развития его акмеологической позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technique of development of teachers acmeological position in the process of qualified training

In the following article the acmeological approach is considered in the context of teachers' qualified training. This approach allows the individual professional development in accordance with modern requirements (modernization of the education). It is noted that the process of qualified training using the opportunities of acmeological approach should be built on acmeooriented technologies, whose main features are subordination to the principles of humanism and focus on the achievement of higher levels of human development. The analysis of technologies with high acmeological potential is in progress. The possibilities of acmeological support for a teacher in the process of qualified training through a system of events in the pre-course period (acmeological counseling technology) and the intercourse period (formal and informal training) are accentuated. The attention is focused on the technique of development of teachers' acmeological position in the process of qualified training. Diagnostic and practical stages of the technique implementation are represented. The methods of teachers' acmeological position development are described. The conclusion stating that the technique of development of teachers' acmeological position aims at providing personal and professional development in the progressive direction is proved.

Текст научной работы на тему «Технология развития акмеологической позиции педагога в процессе повышения квалификации»

УДК 159.922.62

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Я. А. Ветрова

Институт повышения квалификации г. Новокузнецка (Новокузнецк, Россия)

Аннотация. Рассматривается акмеологический подход к повышению квалификации педагога, позволяющий обеспечить его личностнопрофессиональное развитие в соответствии с современными требованиями (модернизация образования). Делается акцент на необходимости использования технологий, обладающих высоким акмеологическим потенциалом. Показаны возможности акмеологического сопровождения педагога в процессе повышения квалификации, представлена технология развития его акмеологической позиции.

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие; акмеологический подход; акмеологическое сопровождение; акмеологическое консультирование; акмеориентированные технологии; технология развития акмеологической позиции педагога.

В современных условиях (модернизация образования) значительно меняются смысл педагогической деятельности, понимание сути, функций и содержания образования: позиционируются идеи развивающего обучения (с важностью роли учителя не как преподавателя, а как педагога-организатора, педагога-консультанта образовательных ситуаций); расширяется инновационная практика педагогов.

Как основной проводник реализации нововведений в ходе модернизации образования педагог вынужден решать внутренние противоречия [1]: между возросшими требованиями со стороны общества и уровнем личностно-профессионального развития; между стремлением к новому, неизвестному в профессии и потребностью сохранить ранее сложившиеся формы взаимоотношений и виды деятельности и др.

Личностно-профессиональное развитие педагога в процессе повышения квалификации в соответствии с современными требованиями предполагает актуализацию его собственных возможностей и переход от практико-воспроизводящей деятельности к практико-преобразующей [2].

Для эффективной реализации задач модернизации педагог нуждается в поддержке личностно-профессионального развития при разрешении названных противоречий и сопровождении на всех этапах модернизации.

Решением данной проблемы может стать процесс повышения квалификации педагога, основанный на гуманистической парадигме,

42

Технология развития акмеологической позиции педагога

осуществляемый в контексте личностно-профессионального развития и использующий возможности акмеологического подхода [2-4].

Это означает:

1) сам процесс образования в системе повышения квалификации должен быть ориентирован на целостное развитие человека (как личностное, так и профессиональное), его духовных и познавательных способностей, развитие навыков саморегуляции и самоорганизации, самореализации и самоактуализации;

2) процесс образования должен учитывать «этапно-кризисную парадигму» личностно-профессионального развития педагога (находясь в состоянии профессионального истощения и в состоянии активного развития, педагог нуждается в разных способах обучения и поддержки в процессе повышения квалификации);

3) в процессе образования должны использоваться акмеориен-тированные технологии (совокупность методов, приемов и техник, посредством которых организуется и реализуется движение личности к вершинам самореализации); отличительной особенностью этих технологий является подчиненность принципам гуманизма и ориентированность на достижение высших уровней развития человека [5].

В процессе исследования различных технологий (педагогические, психологические, акмеологические), ориентированных на личностнопрофессиональное развитие [6], была определена степень их акмеоло-гичности, под которой авторы понимают степень направленности на достижение личностного и профессионального «акме» как наивысшей возможной ступени такого развития.

С точки зрения авторов, к технологиям первой группы акмеоло-гичности (обладающим высоким развивающим потенциалом) относятся игровые технологии (деловая игра, рефлексивная игра, организационно-деятельностная игра, организационно-коммуникативная игра и др.), тренинги (профессионально-ситуативный, социально-психологический, акмеологический и др.) и моделирование профессиональных ситуаций.

Среди наиболее перспективных и обладающих акмеологическим потенциалом гуманитарных технологий выделяют также: знаковоконтекстное обучение, проблемное обучение, проектное обучение, обучение на основе изучения конкретных ситуаций (кейс-стади), технологию обучения через дискуссию [7].

Акмеологический анализ феномена технологии позволяет вычленить те ее сущностные характеристики, которые используются при разработке акмеориентированных технологий [5. С. 119]:

1. Акмеориентированные технологии можно применять как процесс; как образование; как сторону общественных отношений; как способ (вид, момент) деятельности.

43

Я.А. Ветрова

2. Акмеориентированные технологии можно рассматривать как средство не только практического, но и творческого достижения поставленных целей.

3. «Творческое» в акмеориентированных технологиях будет выражать этимологическую сущность технологии; «искусство», «мастерство».

4. Определенный «момент», «способ», «прием» акмеориентиро-ванной технологии может иметь содержание и форму конкретной техники. Техника может применяться как «сила воздействия», как «манера», как «контроль» ситуации, поступков, состояний.

5. Применяемое в данных технологиях акмеологическое знание должно быть технологизировано по определенным критериям, соотносимым с его сущностными проекциями.

Данные положения явились предпосылкой и основанием для разработки технологии развития акмеологической позиции педагога в процессе повышения квалификации [4].

Акмеологическая позиция педагога рассматривается нами как система отношений к профессиональной деятельности и нововведениям в ней, обеспечивающая мотивацию на высокие достижения в деятельности [8. С. 7], как способность к смыслообразованию и целеполаганию в профессиональной деятельности, видение профессиональной перспективы.

Технология развития акмеологической позиции является составной частью системы акмеологического сопровождения педагога в процессе повышения квалификации, разрабатываемой в Институте повышения квалификации г. Новокузнецка с 2001 г.

Система «Акмеологическое сопровождение педагога в процессе повышения квалификации» предполагает мероприятия в докурсовой, курсовой и межкурсовой периоды [4. С. 56].

Акмеологическое сопровождение, охватывающее докурсовой период, имеет своей целью развитие и становление субъектной позиции и представлено технологией акмеологического консультирования (табл. 1; по: Щеголенкова Е.С., 2012), осуществляемой за счет дифференцированных форм и методов.

Технология акмеологического консультирования направлена на восстановление субъектной позиции педагога, характеристиками которой являются (см. табл. 1):

- высокий уровень рефлексивных способностей;

- конструктивность коммуникативных связей;

- способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции;

- высокая мотивация на саморазвитие.

Акмеологическое сопровождение педагога в межкурсовой период предполагает поддержку и стимулирование прогрессивного личностно-профессионального развития в процессе как формального, так и неформального повышения квалификации. Формальное повышение

44

Технология развития акмеологической позиции педагога

квалификации предполагает обучение в образовательных учреждениях в очной или дистанционной формах, заканчивающееся получением документа о прохождении курсовой подготовки.

Т а б л и ц а 1

Группа педагогов, способных выступать субъектом ЛПР Группа педагогов, нуждающихся в поддержке ЛПР Группа «депрофессионализиру-ющихся» педагогов, нуждающихся в специальных способах поддержки ЛПР

1. Анализ ситуации профессионального развития и исходных этапов развития личности 1. Анализ ситуации профессионального развития и исходных этапов развития личности 1. Анализ ситуации профессионального развития и исходных этапов развития личности

2. Практикум по разрешению профессиональных затруднений (в контексте ЛПР) 2. Картирование системы профессиональной поддержки 2. Картирование системы профессиональной поддержки

3. Формирование образовательного запроса и составление образовательной программы в рамках курсовой подготовки 3. Выявление и фиксация факта наличия затруднений 3. Тренинг по преодолению профессионального истощения

4. Тренинг по активизации субъектной позиции 4. Тренинг по активизации субъектной позиции

5. Формирование образовательного запроса и составление образовательной программы в рамках курсовой подготовки 5. Выявление и фиксация факта наличия затруднений

6. Формирование образовательного запроса и составление образовательной программы в рамках курсовой подготовки

Результат: субъектная позиция

Неформальное повышение квалификации происходит в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером; обычно не сопровождается выдачей документа. В качестве форм неформального повышения квалификации в г. Новокузнецке мы выделяем следующие: мастер-классы; конкурсы профессионального мастерства; посещение методических объединений педагогов разного уровня (городской, районный, внутришкольный); участие в научно-практических конференциях, научных семинарах и т.д.; психологические марафоны, психологические и психотерапевтические группы; дни психологической культуры, супервизию профессиональной деятельности.

Акмеологическое сопровождение в курсовой период организуется с целью развития акмеологической позиции педагога, развитие которой предполагает наличие субъектной позиции (субъектная позиция выступает своего рода стартовой площадкой для развития акмео-

45

Я.А. Ветрова

логической позиции). Технология развития акмеологической позиции педагога [4] осуществляется через модули в дополнительных профессиональных образовательных программах в объеме от 18 до 36 ч (рис. 1).

Блок 4. Базовые условия, обеспечивающие наличие акмеологической позиции

5. Тренинг по актуализации акмеологического потенциала

6. Психологический марафон «Забота о себе»

7. Методика «Индивидуальная профессиональная акмеологическая траектория»

Рис. 1. Технология развития акмеологической позиции педагога

Первый этап представлен диагностикой (до и после реализации технологии) уровня акмеологической позиции педагога (табл. 2). В качестве результата, свидетельствующего об эффективности реализуемой технологии, выступает динамика акмеологической позиции в процессе повышения квалификации (повышение уровня акмеологической позиции).

Второй этап (практический) предполагает развитие акмеологиче-ской позиции педагога, которая включает в себя следующие методики:

1. «Актуальные и потенциальные смыслы и ценности педагогической деятельности». Целью проведения данной методики является осознание педагогом общих смыслов и ценностей педагогической деятельности, смыслов и ценностей собственной профессиональной деятельности.

2. «Рефлексивный практикум». В рефлексивном практикуме рассматривается психологическое содержание феномена рефлексии:

46

Технология развития акмеологической позиции педагога

ее механизмы, роль и место в сознании и деятельности педагога; реализуются способы и методы развития рефлексивных способностей педагога.

Т а б л и ц а 2

Критерии акмеологической позиции Показатели Методики

i Отношение к профессиональной деятельности Жизненные ценности Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпу-шина)

Удовлетворенность профессиональной деятельностью Методика определения интегральной удовлетворенности трудом (Н.П. Фе-тискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов)

2 Отношение к нововведениям Смысложизненные ориентации Тест смысложизненных ориентаций (Д. Крамбо и Л. Махолик, адаптирован Леонтьевым, Калашниковым, Калашниковой)

Профессиональная перспектива Анкета «Профессиональная перспектива» (Н.С. Пряжников)

3 Мотивация достижения Локус контроля Тест смысложизненных ориентаций (Д. Крамбо и Л. Махолик, адаптирован Леонтьевым, Калашниковым, Калашниковой)

Уровень притязаний Опросник В. К. Гербачевского «Уровень притязаний личности»

Способность к саморазвитию Методика «Барьеры педагогической деятельности» (Е.И. Рогов)

4 Базовые условия, обеспечивающие наличие акмеоло-гической позиции Рефлексия и рефлексивные способности Методики «Уровень рефлексии» и «Самооценка уровня онтогенетической рефлексии» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов)

Конструктивные стратегии преодоления профессиональных затруднений Опросник С. Хобфолла «Стратегии и модели преодолевающего поведения»

Профессиональное истощение Опросник «Синдром профессионального выгорания в профессиях типа «человек - человек» Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой

Цель: развитие рефлексивных способностей педагогов-

участников.

Данная цель реализуется через выполнение следующих задач:

- рефлексия мотивов, которые привели участников в педагогическую профессию;

- рефлексия и осознание участниками общих и собственных профессиональных мифов педагогов;

- рефлексия образа себя как профессионала;

- исследование метафор, касающихся ролей ученика и учителя, задач обучения в целом в представлении конкретного учителя;

47

Я.А. Ветрова

- педагогическая рефлексия трудных профессиональных ситуаций, касающихся взаимодействия с учащимися, родителями, коллегами, администрацией.

Все задачи решаются через активные формы обучения: проведение упражнений, тестирование, анкетирование, выполнение творческих заданий, используются игровые методы и метод кейс-стади. В конце каждого занятия проводится обсуждение (рефлексия).

3. Практикум по управлению собой и собственным временем. Состоит из двух частей: самоменеджмента (управление собой, где целью является освоение и использование педагогом эффективных методов организации своей деятельности с учетом собственных ресурсов) и тайм-менеджмента (управление временем, где цель - овладеть техниками оптимального использования своего времени).

4. Мотивационный тренинг. В рамках тренинга рассматриваются способы и методы стимулирования и управления мотивацией, предоставляются примеры мотивирования и самомотивирования, осуществляется диагностика мотивации.

5. Тренинг по актуализации акмеологического потенциала построен на технологиях первой группы акмеологичности - игровых технологиях, где используются: деловые игры (представляют собой форму воссоздания предметного и социального содержания, моделирования таких систем отношений, которые характерны для профессиональной деятельности педагога в целом); дидактические игры (отличаются отсутствием цепочки решений и выполняют развивающую задачу, активизируя участников на самостоятельный поиск решений) и их разновидности; анализ конкретных ситуаций и игровое проектирование.

6. Психологический марафон «Забота о себе». В рамках психологического марафона поднимаются вопросы: Как я должен преобразовать самого себя? Как я должен позаботиться о себе? Какие изменения своей личности я должен осуществить, чтобы быть современным человеком и профессионалом, чтобы достичь поставленных перед самим собой целей? Если моя профессия предполагает заботу о других, умею ли я заботиться о себе? Психологический марафон проводится с использованием игровых технологий экзистенциально-акмеологической направленности, рисуночных методик в сочетании с музыкальным сопровождением, дискуссией, обменом опытом, рефлексией.

7. «Индивидуальная акмеологическая профессиональная траектория». Цель методики состоит в построении индивидуальной профессиональной акмеологической траектории (составление индивидуального плана личностно-профессионального развития) по следующей схеме:

А. Участникам, на основе анализа смыслов и ценностей профессиональной деятельности предлагается ответить на следующие вопросы (выполняется индивидуально):

48

Технология развития акмеологической позиции педагога

- В чем я вижу смысл собственной профессиональной деятельности?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- В чем состоят мои профессиональные достижения на сегодняшний день?

- Какие я вижу перспективы собственного профессионального развития (через 5, 10, 15 лет)?

- Какие приоритеты для себя я определяю?

- Какие я выделяю этапы в своем профессиональном развитии?

- Какие профессиональные цели ставлю перед собой?

- Согласуются ли мои профессиональные цели с непрофессиональными (личными, семейными, досуговыми и др.) целями?

- Какие факторы (наследственность, среда, деятельность, обстоятельства) могут повлиять на мои планы?

- Каких профессиональных акме в будущем я собираюсь достичь?

- Какие ближайшие мероприятия по профессиональному развитию я собираюсь осуществить?

Б. Обсуждение в группах по 3-4 человека.

В. Общее обсуждение: какое новое понимание собственного профессионального развития (цели, приоритеты, возможные достижения) сложилось при построении профессиональной акмеологической траектории?

Г. Составление (индивидуально) плана личностно-профессионального развития:

№ п/п Профессио- нальные, карьерные цели Значимость Практические задачи по реализации Срок (год) Результат

Таким образом, технология развития акмеологической позиции педагога как составная часть более общей системы его акмеологиче-ского сопровождения в процессе повышения квалификации направлена на обеспечение личностно-профессионального развития по прогрессивному вектору через актуализацию смыслов и ценностей педагогической деятельности; активизацию акмеологического потенциала педагога; развитие способности управления собственным личностнопрофессиональным развитием; построение индивидуальной акмеоло-гической профессиональной траектории с целью достижения вершин профессиональной деятельности.

49

Я.А. Ветрова

Литература

1. Вержицкий Г.А., Вержицкая Е.Н., Щеголенкова Е.С. Исследование социальнопсихологических факторов готовности педагогов к профессиональной деятельности в условиях новой системы оплаты труда // Учитель Кузбасса. 2010. № 2 (13). С. 48-55.

2. Яковлева Н.И. Система повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогов // Справочник заместителя директора школы. 2008. № 6.

3. Цвелюх И.П. Поддержка профессиональных инициатив педагога в процессе повышения квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 24 с.

4. Ветрова Я.А. Акмеологическое сопровождение педагога в процессе повышения квалификации в условиях введения ФГОС : учебно-методическое пособие. Новокузнецк, 2012. 119 с.

5. Козлова Н.В. Психолого-акмеологические основания высшего образования : учеб. пособие. Томск : Изд-во ТПУ, 2010. 147 с.

6. Князев А.М., Одинцова И.В. Режиссура и менеджмент технологий активноигрового обучения. М. : Изд-во РАГС, 2008. 233 с.

7. Козлова Н.В., Вержицкая Е.Н. Личностно-профессиональное развитие педагогов в условиях модернизации образования // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341. С. 178-180.

8. Вержицкая Е.Н. Особенности личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2011. 21 с.

THE TECHNIQUE OF DEVELOPMENT OF TEACHERS ACMEOLOGICAL POSITION IN THE PROCESS OF QUALIFIED TRAINING

Vetrova Yana A. Department of education management, pedagogic and psychology Training Institute (Novokuznetsk, Russian Federation).

E-mail: ipk@zaoproxy.ru

Keywords: personal-professional development; acmeological approach; acmeological support; acmeological counseling; acmeooriented technologies; technique of development of teachers’ acmeological position.

Abstract

In the following article the acmeological approach is considered in the context of teachers’ qualified training. This approach allows the individual professional development in accordance with modern requirements (modernization of the education). It is noted that the process of qualified training using the opportunities of acmeological approach should be built on acmeooriented technologies, whose main features are subordination to the principles of humanism and focus on the achievement of higher levels of human development. The analysis of technologies with high acmeological potential is in progress.

The possibilities of acmeological support for a teacher in the process of qualified training through a system of events in the pre-course period (acmeological counseling technology) and the intercourse period (formal and informal training) are accentuated.

The attention is focused on the technique of development of teachers’ acmeological position in the process of qualified training. Diagnostic and practical stages of the technique implementation are represented. The methods of teachers’ acmeological position development are described. The conclusion stating that the technique of development of teachers’ acmeological position aims at providing personal and professional development in the progressive direction is proved.

50

Технология развития акмеологической позиции педагога

References

1. Verzhitskiy G.A., Verzhitskaya E.N., Shchegolenkova E.S. Issledovanie sotsial'no-psikhologicheskikh faktorov gotovnosti pedagogov k professional'noy deyatel'nosti v usloviyakh novoy sistemy oplaty truda [Study of the socio-psychological factors of teachers’ readiness to the profession under the new remuneration system]. Uchitel' Kuzbassa, 2010, no. 2 (13). pp. 48-55.

2. Yakovleva N.I. Sistema povysheniya kvalifikatsii i professional'noy podgotovki pedagogov [Teacher’s advanced training and career development system]. Spravochnik zamestitelya direktora shkoly, 2008, no. 6.

3. Tsvelyukh I.P. Podderzhka professional'nykh initsiativ pedagoga v protsesse povysheniya kvalifikatsii. Avtoref diss. kand. ped. nauk [Supporting the teacher’s professional initiatives in the course of advanced training. Abstract of Pedagog. Sc. Cand. Diss.]. Moscow, 2006. 20 p.

4. Vetrova Ya.A. Akmeologicheskoe soprovozhdenie pedagoga v protsesse povysheniya kvalifikatsii i usloviyakh vvedeniya FGOS [Acmeological support of the educator in the course of advanced training and under the Federal State Educational standard]. Novokuznetsk, Institute of Advanced Training Publ., 2012. 119 p.

5. Kozlova N.V. Psikhologichesko-akmeologicheskie osnovaniya vysshego obrazovani-ya [Psycho-acmeological basis of higher education]. Tomsk, Tomsk Polytechnic University Publ., 2010. 147 p.

6. Knyazev A.M., Odintsova I.V. Rezhissura i menedzhment tekhnologii aktivno-igrovogo obucheniya [Direction and management of active education through play]. Moscow, RANEPA Publ., 2008. 233 p.

7. Kozlova N.V., Verzhitskaya E.N. Lichnostno-professional'noe razvitie pedagogov v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya [Personal and professional development of educators in the context of modernization of education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2010, no. 341, pp. 178-180.

8. Verzhitskaya E.N. Osobennosti lichnostno-professional'nogo razvitiya pedagogov v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya. Diss. kand. psikhol. nauk [Peculiarities of personal and professional development of educators in the context of modernization of education. Psychol. Cand. Diss.]. Tomsk, 2011.

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.