ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 159
ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОВНЕЙ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА
Н.В. Козлова (Томск), Я.А. Ветрова (Новокузнецк)
Аннотация. Рассматривается определение акмеологической позиции педагога в условиях модернизации образования, определяются ее критерии и показатели, обосновывается уровневая выраженность.
Ключевые слова: акмеологичекая позиция; модернизация образования; уровни развития акмеологической позиции; базовые условия акмеологической позиции педагога.
Изменение целей современного российского образования и новое понимание сущности образовательного результата (в качестве цели образования постулируется развитие личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира) требует освоения новых функций и содержания профессиональной педагогической деятельности, прогрессивных форм и технологий организации образовательного процесса, повышает требования к компетентностям всех ее участников. Повышение профессионального уровня педагогов и их социального статуса, формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, выделяются в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и других программных документах [7, 8, 11-14] как необходимые условия модернизации системы образования России.
По мнению А.Г. Асмолова [1], изменения, присущие современному образованию, их глубина и количество придают ему черты подлинного реформирования, в котором происходит реформа педагогических методов и технологий обучения и реформа жизненного пути подрастающего поколения. В.П. Засыпкин и Г.Е. Зборовский отмечают, что модернизация - глубокая и системная трансформация всех основных структур и подсистем социального организма, в том числе образования, в котором одной из главных фигур призван стать педагог [5. С. 87-88].
При этом обостряется противоречие: с одной стороны, повышаются требования к педагогическим кадрам, на первое место ставится ценность личностно-профессионального развития и саморазвития педагога, возрастают его роль и место в образовательном процессе, который необходимо реализовывать на принципиально более высоком ка-
83
№ 44
Сибирский психологический журнал
2012 г.
чественном уровне; с другой стороны, обнаруживается дефицит педагогических кадров необходимой квалификации, с которым в настоящее время связана «негибкость и инертность системы образования» [8. С. 14].
И.Т. Богдан [2] по этому поводу замечает, что актуальной становится потребность в учителе, который, ориентируясь в широком образовательном пространстве и в разных теоретических направлениях, мог бы включиться в инновационный процесс и самостоятельно проектировать свою профессиональную деятельность с учетом достижений психологии и педагогики. Такой учитель может психологизировать учебный процесс, тем самым раскрывая подлинные познавательные и личностные способности каждого ученика. Такой учитель способен выстраивать для учащихся индивидуальную траекторию развития. Такой учитель действует с пониманием того, что формирование целостной личности учащегося возможно только на основе признания ее ценности и необходимости для сегодняшнего общества, а «личность учащегося формируется личностью учителя». Л.В. Шеховцова продолжает эту мысль: «воспитать личность может только личность, лишь педагог, осознающий личностью самого себя» [18. С. 5].
Таким образом, в условиях модернизации образования достаточно актуальной становится проблема психологического сопровождения педагога, основной задачей которой будет оказание поддержки в «преодолении психологических барьеров при проведении мероприятий по модернизации образования» [3. С. 21], в приобретении психологопедагогических компетенций (социально-психологической, аутопсихологической), в развитии акмеориентированных ценностей, отвечающих за активное личностно-профессиональное развитие. В условиях модернизации образования важным становится не просто перечисление профессиональных компетенций педагога, отвечающих за его профессиональную успешность, а исследование базовых условий и уровней развития профессиональных компетенций педагога, отвечающих за непрерывное профессиональное становление.
Проблема активного профессионального становления, личностно-профессионального развития подробно изучается в акмеологиче-ском подходе (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова и др.). Суть акмеологического подхода состоит в выявлении условий мобилизации у человека установки на свои наивысшие достижения, на наиболее полную самореализацию личности. При оценке личностно-профессионального развития акмеологический подход предлагает учитывать не только внешние показатели труда (успешность, результативность), не только внутренние состояния (мотивацию, труд, удовлетворенность) человека, но и наличие постоянной специфической высокопродуктивной деятельности, готовности к поступательному саморазвитию и личностные характеристики (акмеологические инварианты профессионализма). Вместе с тем акмеологический подход предполагает изуче-
84
Характеристики уровней акмеологической позиции педагога
ние «психологической цены» высоких достижений, т.е. рассматривает механизмы обеспечения баланса между отдельными сторонами личностно-профессионального развития, тем самым обеспечивая достижение профессиональных вершин без использования предельных возможностей организма [4].
Анализ теоретических источников позволяет сделать вывод о том, что в условиях модернизации образования правомерно говорить об обусловленности личностно-профессионального развития педагогов таким понятием, как «акмеологическая позиция» [6, 9 и др.]. Акмеоло-гическая позиция определяется как субъектная позиция человека, его устойчивое стремление к достижениям, к самореализации творческого потенциала и жизненных сил в гуманистически оправданных видах деятельности. Акмеологическая позиция является результатом ценностно-смыслового самоопределения личности, избирающей приоритетные ценности - здоровье, профессиональный и жизненный успех, духовность. Акмеологическая позиция есть показатель личностной, профессиональной и социальной зрелости человека, готовности к самоопределению и самосовершенствованию в конкретной жизненной и профессиональной ситуации, она является продуктом жизненного опыта, мышления, рефлексии, поиска личностного смысла [9, 16, 17].
Конкретизируя понятие «акмеологическая позиция» применительно к педагогу, В.Н. Максимова определяет его как производную профессионального, личностного и духовного развития учителя, как гуманистическую установку на обеспечение успеха и здоровья каждого ученика, на развитие творчества учителя и ученика в их взаимодействии [9].
Н.В. Сосновских [16], проводя свое исследование в рамках ак-меологии школьного образования, выделяет следующие структурные компоненты акмеологической позиции:
- стремление к субъектности;
- стремление к здоровому образу жизни;
- стремление к самопознанию;
- принятие гуманистических ценностей;
- способность к анализу и рефлексии;
- стремление к самоактуализации и творчеству;
- стремление к достижениям в профессиональной и других видах деятельности.
Кроме того, последние исследования (Козлова Н.В., Вержиц-кая Е.Н., 2010) показывают, что в условиях модернизации образования акмеологическая позиция рассматривается как акмеофактор личностно-профессионального развития педагога и определяется как позитивное отношение к собственной профессиональной деятельности и ее преобразованиям, высокий уровень мотивации достижения успеха [6]. В нашем исследовании мы опираемся именно на это определение, но
85
№ 44
Сибирский психологический журнал
2012 г.
считаем необходимым конкретизировать признаки и критерии акмео-логической позиции педагога. От уровня развития названных характеристик будет зависеть и уровень развития акмеологической позиции педагога.
С нашей точки зрения, акмеологическая позиция складывается из отношения к профессиональной деятельности, в качестве показателей которой мы выделяем: жизненные ценности, активность в жизненных сферах, удовлетворенность профессиональной деятельностью; из отношения к нововведениям, показателями которых являются: смысложизненные ориентации (уровень осмысленности жизни, уровень целей в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и профессиональная перспектива; из мотивации достижения, представленной такими показателями, как: локус контроля, уровень притязаний личности и способность к саморазвитию.
Для исследования уровневой выраженности акмеологической позиции педагога нами использовалась трехуровневая модель оценки выраженности компетенции - базовый, высокий и высший [10. С. 218219]. Поскольку каждая компетенция проявляется через поведенческие особенности работников, базовый уровень выраженности соответствует ситуации, когда специалист демонстрирует ожидаемый результат. Высокий уровень выраженности компетенции соответствует ситуации, когда специалист не просто демонстрирует ожидаемый результат, но может объяснить другим людям, как он получил этот результат, почему он действовал именно так, а не иначе. И наконец, высший уровень выраженности соответствует ситуации, когда специалист не только демонстрирует ожидаемые результаты, не только способен объяснить то, как он их получил, но и может научить других людей действовать столь же эффективно.
Характеристики базового, высокого и высшего уровня акмеологической позиции педагога представлены в таблице.
Уровни акмеологической позиции педагога
Уровни акмеологической позиции
Базовый Высокий Высший
1 2 3
Преобладание эгоистиче-ски-престижных ценностей (собственный престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности) Выраженность духовнонравственных и эгоисти-чески-престижных ценностей Преобладание ценностей развития(духовно-нравственных ценностей: развитие себя, духовное удовлетворение, креативность, социальные контакты)
Противоречивое отношение к своей профессиональной деятельности Неустойчивое позитивное отношение к своей профессиональной деятельности Устойчивое позитивное отношение к своей профессиональной деятельности
86
Характеристики уровней акмеологической позиции педагога
О к о н ч а н и е т а б л и ц ы
1 2 3
Уровень осмысленности жизни выше среднего. Уровень целей в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией выше среднего Высокий уровень осмысленности жизни. Высокий уровень целей в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией
Поиск смыслов в профессиональной деятельности и профессиональной перспективы, рассогласованность профессиональных намерений с личными, семейными, жизненными, недостаточное знание своих достоинств и недостатков, стратегий преодоления трудностей Выраженное на среднем уровне видение смысла в профессиональной деятельности и профессиональной перспективы, средняя согласованность профессиональных намерений с личными, семейными, жизненными, знание на среднем уровне своих достоинств и недостатков, стратегий преодоления трудностей Видение смысла в профессиональной деятельности и профессиональной перспективы, согласованность профессиональных намерений с личными, семейными, жизненными, знание своих достоинств и недостатков, стратегий преодоления трудностей
Противоречивый локус контроля Невыраженный внутренний локус Внутренний ярко выраженный локус контроля
Средний уровень притязаний Уровень притязаний выше среднего Высокий уровень притязаний
Средняя способность к саморазвитию Способность к саморазвитию выше среднего Высокая способность к саморазвитию
С нашей точки зрения, необходимо определить базовые условия, обеспечивающие наличие у педагога акмеологической позиции. Педагога, обладающего акмеологической позицией, характеризуют способность обнаружить и исследовать собственные профессиональные трудности, активный поиск тактик и стратегий их преодоления, благоприятное эмоциональное состояние, позитивное восприятие себя и других, конструктивные коммуникативные связи.
Литература
1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к
преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65-86.
2. Богдан И.Т. Готовность к творческому саморазвитию учителей и учащихся сред-
ней общеобразовательной школы, работающей в инновационном режиме // Успехи современного естествознания. 2007. № 12. URL: http:// www.rae.ru
3. Виноградова Е.Б. Аксиоматический аппарат и законы теории модернизации обра-
зования // Инновации в образовании. 2007. № 1. С. 16-24.
4. Деркач А.А, Зазыкин В.Г., Маркова А.М. Психология развития профессионала : учеб. пособие. М. : Изд-во РАГС, 2000. 121 с.
5. Засыпкин В.П., Збровский Г.Е. Модернизация педагогического образования // Со-
циологические исследования. 2011. № 2 (322). С. 87-93.
87
№ 44
Сибирский психологический журнал
2012 г.
6. Козлова Н.В., Вержицкая Е.Н. Личностно-профессиональное развитие педагогов в
условиях модернизации образования // Вестник ТГУ. 2010. № 341. С. 178-180.
7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М. :
АПКиПРО, 2002. 24 с.
8. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20062010 годы // Вестник образования России. 2005. № 22. С. 8-37.
9. Максимова В.Н., Полетаева Н.М. Акмеология последипломного образования педа-
гога / Рос. акад. образования, Гос. науч. учреждение «Ин-т образования взрослых». СПб. : ИОВ РАО, 2004. 227 с.
10. Морозова Г.Б. Психологическое сопровождение и организации, и персонала. СПб. : Речь, 2006. 400 с.
11. Наша новая школа. Национальная образовательная стратегия // Вестник образования России. 2010. № 4. С. 63-70.
12. Приказ Министерства образования и науки от 24 апреля 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
13. Программа модернизации педагогического образования // Вестник образования России. 2003. № 10. С. 10-13.
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О плане действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”, на период 2011-2015 годов» от 28 апреля 2010 г.
15. Сластенин В.А. Профессиональное саморазвитие учителя // Известия РАО. М.,
2000. № 3. С. 80.
16. Сосновских Н.В. Формирование акмеологической позиции школьников в учебном процессе : дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2009.
17. Сосновских Н.В. Развитие акмеологической позиции ученика // Вестник научной школы педагогов «АКМЕ». Вып. 2: Акмеологическое моделирование школьной образовательной среды : сб. науч. ст. / под ред. М.И. Лукьяновой. Ульяновск : УИПКПРО, 2009. С. 19-28.
18. Шеховцова Л.Ф. Профессионально важные качества учителя и личностноориентированная парадигма в педагогике // Психология обучения. 2007. № 8. С. 4-27.
DESCRIPSION OF LEVERS OF THE TEACHER'S ACMEOLOGICAL POSITION Kozlova N.V. (Tomsk), Vetrova Y.A. (Novokuznetsk)
Summary. In article it is considered the definition of the teacher's acmeological position in terms of modernization of education, defined its criteria and indicators, justified the level expressiveness of acmeological position.
Key words: acmeological position; modernization of education; levels of development of acmeological position; the basic conditions of the teacher's acmeological position.
88