ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ
УДК 159
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Т. С. Перекрестова
Перекрестова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии начального образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет E-mail: perecrestova@yandex.ru
Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования проблемы подготовки будущего учителя начальных классов с позиций акмеологического подхода. Выявлена структурная организация акмеологической направленности личности будущего учителя: профессионально-ценностные ориентации, профессиональное целеполагание, профессиональная мотивация, стремление к профессиональному успеху. Уточнены уровневые характеристики и типы педагогической направленности (мононаправленность, полинаправленность). С целью уточнения оценки профессиональной направленности личности будущего педагога применены три шкалы - общительность, организованность, интеллигентность, позволяющие выявить направленность «на людей», «на дело», «на внутренний мир». Представлено описание опыта развития акмеологической компетентности средствами учебного предмета. Автор приходит к выводу, что результатом профессионально-педагогической подготовки будущего учителя является формирование акмеологической компетентности.
Ключевые слова: акмеологический подход, акмеологическая направленность личности, акмеологическая культура, гуманистическая педагогическая позиция, педагогическая направленность личности, акмеологическая компетентность, ценностный компонент акмеологической культуры педагога.
Введение
Поиск эффективных путей подготовки современных специалистов открывает возможности для создания новых моделей с использованием различных подходов. Педагогическая акмеология как наука о путях достижения профессионализма в труде ориентирована на осознание восхождения личности к высокому уровню компетентности и профессионального мастерства и открывает перспективы создания акмеологической модели профессиональной подготовки педагогов. Происходящие в российском обществе изменения требуют от педагога не только фундаментальных профессиональных знаний, но инновационности мышления и владения практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем. Начало разработкам данного направления в отечественной науке положили Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. А. Бодалев, М. А. Холодная, Э. Г. Гельфман, З. И. Тюмасева, Е. Н. Богданов, Н. П. Щербак, С. Д. Поляков, Н. Н. Никитина и др.
Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя начальных классов на основе акмеологического подхода решает фундаментальную проблему личностного и профессионального
успеха. В нашем опыте этот процесс развивается в динамике - от проявления акмеологической направленности личности до формирования акмеологической компетентности будущего специалиста.
Акмеологический подход в современной системе профессионального образования
Акмеологический подход в современной системе профессионального образования состоит в том, чтобы обеспечить усиление профессиональной мотивации, стимулирование творческого потенциала, выявление и плодотворное использование личностных ресурсов для достижения успеха в профессиональной деятельности педагога. Целью реализации акмеологического подхода является осуществление акмеолого-пе-дагогических воздействий на студентов с тем, чтобы у них формировалась акмеологическая направленность личности как стержневое свойство и важнейший показатель профессионализма. В свою очередь, акмеологическая направленность личности будущего учителя является психологической основой становления его готовности к осуществлению акмеологического воспитания школьников [1].
Акмеологическая направленность - это качественная характеристика общей направленности личности, ориентирующая ее на прогрессивное профессиональное развитие и саморазвитие, на максимальную творческую самореализацию как в профессиональной сфере, так и в жизнедеятельности в целом. Ее структура включает следующие компоненты:
профессионально - ценно стные ориентации (социально обусловленные и личные ценности педагогической деятельности);
профессиональное целеполагание (осознание социально-педагогических целей и др.);
профессиональная мотивация (интерес к процессу и содержанию педагогической деятельности и др.);
стремление к профессиональному успеху (мотивация достижения, стремление к саморазвитию, готовность к творческой профессиональной деятельности и др.) [2].
Уровень сформированности акмеологиче-ской направленности определяется по когнитивным, эмоционально-оценочным и мотивацион-но-поведенческим критериям.
Профессиональная подготовка - процесс сложный и многогранный, в его основе - педагогическая направленность личности учителя как объект его профессионального развития (саморазвития). В нашем понимании педагогическая направленность трактуется как стремление лич-
ности стать, быть и оставаться учителем, помогающее ей преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Степень сформированности педагогической направленности может быть выражена в разном уровне ее развития и проявлении деформаций. Причем наличие деформаций проявляется в отсутствии интереса к своему предмету и к своему делу, отсутствии социальной ответственности, нарушении элементарных правил обучения, непонимании и недооценке гуманистического смысла своей деятельности.
Для определения уровня сформированности направленности на педагогическую деятельность у студентов могут быть выделены следующие типы: «организатор», «коммуникатор», «интеллигент», «предметник» (по Е. Н. Рогову). При изучении профессионально-педагогической направленности личности студентов (выпускные курсы специалистов и бакалавров по направлению «начальное образование») мы выявили следующее:
у студентов преобладает высокий уровень направленности типов «предметник», «интеллигент», что позитивно, так как работа учителя начальных классов требует повышенного интереса к содержанию образования и высокого творческого потенциала;
направленность на организаторскую, коммуникативную деятельность (типы «организатор», «коммуникатор») имеет более низкий уровень проявления, что можно трактовать как недооценку необходимости широкого спектра умений именно данных направлений.
Всякое негативное проявление или недостаточную выраженность любого типа направленности на педагогическую деятельность у студентов педвуза мы рассматривали как диспропорцию. По-разному проявилась мононаправленность, т.е. выраженность одного типа педагогической направленности: высокий уровень мононаправленности у 62% студентов, низкий уровень - у 12% ; низкий уровень полинаправленности у 18% студентов (у студентов еще не сформировалась направленность на педагогическую деятельность ни по одному типу); высокий уровень полинаправленности проявился у 17% выпускников.
С целью уточнения оценки профессиональной направленности личности будущего педагога нами были использованы три шкалы - общительность, организованность, интеллигентность, позволяющие выявить направленность «на людей», «на дело», «на внутренний мир» (методика Р. Р. Калининой).
Направленность на общительность преобладает у большинства на уровне нормы (64%), у 12% близка к зоне ниже нормы. Это значит, что среди опрошенных преобладают студенты,
которые не испытывают затруднения в установлении контакта с людьми, что недостаточно соотносится с предыдущими результатами.
Далее ранжируются показатели по направленности на организованность (на дело), что свидетельствует, что будущая работа важна для студентов, и это позволит им более креативно относиться к профессиональной деятельности. У части студентов эта направленность невысока (15%), а значит необходимы мотивации, стимулы (моральные, материальные). Невысокая направленность на внутренний мир (показатели интеллигентности самые низкие) позволяет предположить, что для студентов внутренний мир менее важен, чем профессиональная деятельность - это может быть показателем невысокой саморефлексивности деятельности. Полученные результаты были использованы в работе при изучении тем по развитию самопознания личности и на тренинговых занятиях.
Интегративным результатом реализации акмеологического подхода является формиров-ние акмеологической культуры специалиста. Теоретико-методологическими подходами к изучению структуры и содержания акмеоло-гической культуры педагога явились основные положения аксиологического, деятельностного, личностного, культурологического и собственно акмеологического подходов.
Для того чтобы обеспечить эффективное развитие творческих способностей и создать предпосылки для формирования на их основе ак-меологических способностей, необходимо сформировать акмеологическую культуру личности. Е. В. Селезнёва определяет её как новообразование личности, обеспечивающее человеку ускорение качественного роста, закрепление новых достижений в этом росте и подготовку к новому росту. Акмеологическая культура представляется в виде способности субъекта оптимально использовать имеющиеся у него ресурсы в процессе решения поставленных задач и собственного развития. А. А. Деркач рассматривает акмеологиче-скую культуру как личностное новообразование, которое возникает лишь в том случае, если человек целенаправленно и осознанно развивает её в себе [3].
Выделяют несколько компонентов акме-логической культуры личности: ментальный, ценностный, креативный. Содержание первого составляют акмеологическая ментальность и акмеологический менталитет, являющиеся фундаментальным, глубинным слоем сознания, определяющим и рефлексивные акты, и осознанное поведение человека, ориентированного на саморазвитие, и выступают как духовные и интеллектуальные возможности самоосуществляющегося человека. Содержание ценностного
компонента акмеологической культуры составляют высшие личностные идеалы и ценности, а также ценностные ориентации. Формирование этого компонента акмеологической культуры начинается с развития высших личностных идеалов. Акмеологическая креативность проявляется не только в высоком творческом потенциале, но и в специальных умениях нестандартно, но эффективно решать профессиональные задачи.
В современных условиях при решении задач профессиональной подготовки учителя начальных классов особое внимание уделяется нравственному, культурному развитию, профессиональному росту и творческой самостоятельности будущего специалиста. Основополагающими категориями акмеологии в данном контексте являются «профессионализм», «компетентность», «педагогическая позиция».
В нашем опыте мы ориентируемся на понимание, что акмеологический профессионализм проявляется не только в высокой результативности деятельности, но и в гуманистической направленности на развитие личности обучающихся средствами отдельных учебных предметов. Профессиональная компетентность рассматривается нами как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности, она отражает единство теоретической и практической готовности педагога. Основу данного понимания составляют выводы А. К. Марковой, которая выделяет несколько видов профессиональной компетентности, указывающих на зрелость человека в профессиональной деятельности: специальную компетентность, социальную, личностную, индивидуальную, компетентность учителя в области здоровья. В педагогической деятельности недопустимо наличие узкоспециальной компетентности, профессионализм преподавателя определяется сочетанием всех ее видов и требует осмысления широкого спектра педагогических, психологических, социальных и других проблем, сопряженных с образованием [4].
Ответственность учителя начальных классов многогранна: она связана в большой степени с формированием духовного здоровья подрастающего поколения, поэтому требует не только знания основ профессиональной деятельности, но и особого отношения к педагогическому процессу, проявляющемуся в позиции педагога. Овладение основами наук должно сопровождаться положительными эмоциями, радостью, эмоциональным удовлетворением участников образовательного процесса. Столь благотворное влияние возможно только в условиях личност-но ориентированного подхода в практической
деятельности и, следовательно, проявления гуманистической педагогической позиции.
Общеизвестно, что любая деятельность, в том числе и педагогическая, становится продуктивной и развивающей по отношению к её носителю при условии, если она наполнена смыслом, осмыслена. Ценностно-смысловое определение педагога в профессиональной деятельности состоит из поиска и обнаружения в ней «своего» смысла на основе научных знаний, жизненных установок, традиций, опыта. Первый и необходимый шаг в направлении конструктивного решения проблем, связанных с формированием гуманистической позиции будущего педагога, - это понимание будущим учителем смыслов своей деятельности. Под смыслом понимается процесс и переживание: это то, что находится вне досягаемости интеллекта, но тем не менее доступно опыту непосредственного переживания.
Потребность в развитии профессионализма возникает у педагогов, когда они ставят новые цели, меняют характер деятельности, знакомятся с достижениями науки и практики. В этом состоит суть их профессионализма - от состояния осмысленности к состоянию осознанности, т. е. к накоплению конкретных знаний и постижению сути профессии, а в конце концов овладеть умениями, осуществить то, что осмыслено и осознано. Понимание будущим учителем того, что профессионалом можно стать только в том деле, которое способствует раскрытию индивидуального жизненного смысла, - важная составляющая гуманистической педагогической позиции. В этом контексте можно утверждать, что овладение и владение системой понятий, относящейся к развитию и саморазвитию личности, - это важная часть методологической культуры будущего педагога; она включает: умение сравнивать, анализировать, классифицировать понятия и их определения, умение определять принадлежность понятий той или иной образовательной парадигме.
Сущность педагогической позиции обусловлена единством трех компонентов: ненасилия, основанного на принятии нравственных ценностей, субъектности и личностного взаимодействия. Высшее проявление сформированной гуманистической позиции - это устойчивая ориентация на личностное взаимодействие, базирующаяся на субъектной реализации нравственных ценностей. Качество реализации нравственных ценностей имеет разные уровни, характеризующиеся выраженностью когнитивного и аффективного компонентов - от интуитивного до смыслового. Для интуитивного уровня характерны крайне низкая степень развития нравственно-когнитивного компонента и
отсутствие сознательного устремления к реализации нравственности. Нормативный уровень характеризуется средним или высоким уровнем сформированности нравственно-когнитивного компонента, но субъекту свойственно в целом негативное или условно-позитивное эмоциональное отношение к реализации нравственных норм. И только смысловой уровень характеризуется высоким уровнем сформированности когнитивного компонента и эмоциональным переживанием нравственной деятельности [1].
Комплексная стратегия формирования и развития гуманистической педагогической позиции, используемая нами в работе со студентами, основывается на активизации нравственно-когнитивной и субъектной сфер, она включает несколько этапов:
диагностический: активизируются проявления субъектной и нравственно-когнитивной сфер, происходит «настройка» всего педагогического процесса, выявляются затруднения, мотивы;
организационно-процессуальный: организуется мыследеятельность в нравственно-предметном контексте, выстраивается коммуникативная среда на лекционных и семинарских занятиях, используются комплексы образовательных ситуаций с элементами когнитивно-коммуникативного тренинга, происходит «погружение» мыслительной деятельности в предметную среду, акцентирование внимания студентов на особенностях профессиональной деятельности, нравственного смысла труда учителя начальных классов;
результативный: рефлексивное обсуждение полученных навыков, «проигрывание» ситуаций, закрепляющих и корректирующих приобретенный опыт.
Результатом профессионально-педагогической подготовки будущего учителя является формирование компетентностей педагога как новый показатель качества обучения выпускника и, в частности, акмеологической компетентности. Вслед за А. К. Марковой она трактуется нами как интегральная готовность и способность зрелой личности строить свое поступательное психическое и профессиональное развитие с постоянным усложнением задач и возрастанием уровня достижений, наиболее полно реализующих имеющиеся у человека психологические ресурсы. Разработка модели акмеологической компетентности педагога - задача современного высшего профобразования [5].
Если уровень интегральной акмеологиче-ской компетентности педагога функционально определяется развитостью компонентов акмео-логической компетентности, то её структурная модель может включать три взаимосвязанных
компонента: мотивационный, инструментально-операционный, рефлексивно-оценочный. Опираясь на такую модель, можно строить диагностику и прогнозирование успешности профессиональной педагогической деятельности, разрабатывать эффективные технологии психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности педагога, а также использовать при построении индивидуальной программы профессионального саморазвития.
Выпускной курс - важный этап в становлении будущего специалиста: здесь конкретизируются не только профессиональный выбор и профиль деятельности, но и жизненное самоопределение в связи с профессией. Учитывая психофизические особенности младших школьников как субъектов профессиональной деятельности, а также целевые установки, заложенные в новых государственных стандартах начального образования, особое значение приобретает развитие ценностного компонента акмеологической культуры педагога, основу ко -торого составляют высшие личностные идеалы и ценности, а также ценностные ориентации.
В контексте обозначенных проблем и задач на выпускных курсах факультета дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета с 2010 г. в учебный план введен факультативный курс «Духовно-нравственное воспитание младших школьников», в котором раскрывается необходимость осознания новых требований к организации социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся на основе нравственного примера педагога. Изучение данного курса способствует, по нашему мнению, усилению межпредметных связей в реализации цели данного предмета - формирования у студентов представления о духовно-нравственном развитии и воспитании гражданина России как сфере педагогической ответственности учителя начальной школы. В структуре изучаемого курса выделяются основные темы: «Духовно-нравственное воспитание как научная категория», «Теоретические основы моделирования процесса духовно-нравственного воспитания школьников», «Духовно-нравственное воспитание в контексте новых образовательных стандартов», «Стратегии организации духовно-нравственного воспитания в начальной школе».
Особенности данного учебного курса обусловлены тем, что при всей значимости проводимых исследований в области модернизации начального образования психолого-
педагогическая теория и практика еще не располагают достаточным ресурсом, необходимым для духовного саморазвития самого учителя и психолого-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития младшего школьника. Наш опыт работы по преподаванию данного курса подтверждает большую востребованность дополнительного просвещения будущих учителей по этой проблеме и позволяет скорректировать и предупредить некоторые затруднения, связанные с их предстоящей профессиональной деятельностью. Кроме традиционных нами используются активные методы и формы - диалог, полилог, моральные дилеммы, деловая игра, интерактивная игра, кейс-метод.
В результате изучения курса студент не только приобретает знания о сущности духовно-нравственного воспитания в начальной школе, но и такие умения, как осознанный выбор вариативной модели духовно-нравственного воспитания и рациональный выбор оптимальных форм, методов, средств духовно-нравственного воспитания младших школьников. Контрольное тестирование подтверждает эффективность данного курса и с точки зрения усвоения сущности базовых дефиниций. Подготовка и участие в итоговой интерактивной деловой игре «Мы и духовно-нравственное воспитание» расширяют опыт решения различных педагогических ситуаций, закрепляют практических навыки и умения духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников.
Заключение
Резюмируя вышесказанное, отметим, что результатом профессионально-педагогической подготовки будущего учителя является формирование акмеологической компетентности педагога как нового показателя качества обучения выпускника, которую следует понимать как интегральную готовность и способность зрелой личности строить свое поступательное профессиональное развитие с постоянным усложнением задач и возрастанием уровня достижений, наиболее полно реализующих имеющиеся у человека психологические ресурсы. Разработка модели акмеологической компетентности педагога - задача современного высшего профобразования, связанная с развитием нравственного самосознания будущего учителя, укреплением его духовного и социально-психологического здоровья, позитивным отношением к жизни, доверием к людям и обществу, а в итоге - развитием духовности как ценностным компонентом акмеологической культуры педагога.
Список литературы
1. Кузьмина Н. В., Пожарский С. Д., Паутов Л. Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста. СПб. ; Коломна ; Рязань, 2008. 366 с.
2. Величко Е. В. Акмеологический подход к профессиональной подготовке будущих педагогов в условиях колледжа // Социосфера. 2011. № 3. С. 28-35.
3. Деркач А. А., Селезнёва Е. В. Акмеологическая культура личности : содержание, закономерности механизма развития. М., 2006. 496 с.
4. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.,
1996. 308 с.
5. Перекрестова Т. С. Акмеологический подход как основа повышения качества профессионально-педагогического образования // Вестн. Костромского гос. ун-та. Сер. Акмеология образования. Гендерная психология. 2007. № 6. С. 194-199.
Acmeological Aspects of Professional
and Pedagogical Training
for Future Primary School Teachers
Tatyana S. Perekrestova
PhD in Pedagogy, Associate Professor,
the Chair at Pedagogy and Psychology of Primary Education,
Volgograd State Socio-Pedagogical University,
27, V. I. Lenina str., 400001, Volgograd, Russia
E-mail: perecrestova@yandex.ru
The article covers results of theoretical and empirical research regarding training of a future primary school teacher from the positions of acmeological approach. The study uncovers the structural organization of acmeological orientations of a future teacher's personality: professional and value orientations, professional goal setting, professional motivation, desire to achieve professional success. It defines level characteristics and types of pedagogical orientations (mono-orientation, poly-orientation). In order to define the evaluation of professional set of a future teacher's personality we used three scales: sociability, organization, and intellectuality.
These scales allow to find out if an orientation is towards «people», «business», or «inner world». The study presents the description of experience concerning the development of acmeological competence through school subjects. The author comes to the conclusion that the result of professional and pedagogical training of a future teacher is the formation of acmeological competence. Key words: acmeological approach, acmeological orientation of a personality, acmeological culture, humanistic pedagogical position, personal pedagogical orientation, acmeological competence, value component of teacher's acmeological culture.
References
1. Kuz'mina N. V., Pozharskii S. D., Pautov L. E. Akme-ologiya kachestva professional 'noi deyatel'nosti spet-sialista (Acmeology of quality of expert's professional activity). St. Petersburg; Kolomna; Ryazan', 2008. 356 p. (in Russian).
2. Velichko E. V. Akmeologicheskii podkkhod k profes-sional'noipodgotovke budushchikhpedagogov v uslovi-yakh kolledzha (The acmeological approach to future teachers' professional training at a college). Sotsiosfera (Sociosphere), 2011. № 3, pp. 28-35 (in Russian).
3. Derkach A. A., Selezneva E. V. Akmeologicheskaya kul 'tura lichnosti: soderzhanie, zakonomernosti mekha-nizma razvitiya (A personality's acmeological culture: content, regularities of development's mechanism). Moscow. 2006. 496 p. (in Russian).
4. Markova A.K. Psikhologiya professionalizma (Psychology of professionalism). Moscow, 1996. 308 p. (in Russian).
5. Perekrestova T. S. Akmeologicheskii podkkhod kak osnova povysheniya kachestva pro-fessional 'no-pedagogicheskogo obrazovaniya (The acmeological approach as a base of improvement of professional-teaching education's quality). Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Gendernaya psikhologiya (The reporter of Kostroma State University. Series: Acmeology of education. Gender Psychology). 2007. № 6, pp. 194-199 (in Russian).