центристских позиций на этнорелятивистские.
Именно стратегия интеграции - это верный путь сосуществования разных народов в современном полиэтническом и мультикуль-турном мире. Эта стратегия позволяет представителям разных культур взаимодействовать, взаимообогащаться в условиях культурного плюрализма, через межкультурный диалог, не нанося ущерб собственной культуре и сохраняя ее самобытность и ценности.
В свете вышеизложенного и основываясь на личном опыте, приобретенном в ходе реализации вышеназванного международного проекта, авторы статьи рекомендуют использовать в качестве доминирующей стратегии аккультурации стратегию интеграции как перспективный путь при межкультурном взаимодействии, эффективный инструмент взаимодействия представителей вновь выстраиваемого мирового образовательного пространства.
1. Abdallah-Pnetcellle M. Langue(s), culture(s) et communication // Le fnancais dans le monde: enseignement
/ appnentissages pnecoces des langues. - 1998. - Juin. -P. 95-102.
2. Acculturation [Электронный ресурс] / sensagent.
- URL: http: // dictionany.sensagent.com/accultunation/fn-fr/ (дата обращения: 10.05.2012).
3. Аккультурация [Электронный ресурс] / Глосса-рийт - URL: http: // www.glossany.nu/cgi-bin/gl_sch2. cgi?RAqqzn;yzwg.o9 (дата обращения: 03. 05.2013).
4. Бергельсон М. Б. Лингвистические методы исследования в области межкультурной коммуникации [Электронный ресурс] // Коммуникация: концептуальные и прикладные аспекты: тез. докл. на Второй Междунар. конф. РКА (г. Ростов н/Д, 24-28 мая 2004г.). - URL: http:// www.nusscomm.nu/nca_biblio/b/bengelson01.shtml (дата обращения: 08.04.2012).
5. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.
6. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 // Библиотека ГОСТов, стандартов и нормативов. - URL: www. infosait. nu / nonma_doc / 47/ 47133 / index. htm (дата обращения: 03.05.2013).
7. Coste D., Moone D., Zanate G. Competence plunilangue et plunicultunelle // Le fnancais dans le monde : essai de canactenisation. - 1998. - Juin. - P. 8-21.
8. Культурология. Практикум / А. В. Бабаева [и др.]. -М.: Высшая школа, 2006. - 312 с.
УДК / UDC 378 Е. С. Щеголенкова
E. Schegolenkova
ВОЗМОЖНОСТИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
FEATURES OF SPECIALIST’S ACMEOLOGICAL SUPPORT IN THE SYSTEM OF FURTHER EDUCATION
В статье рассматриваются подходы к повышению квалификации педагогов, призванные обеспечить развитие субъектной позиции по отношению к собственному личностно-профессиональному развитию за счет реализации технологии акмеологического консультирования.
The article discusses an acmeological approach in training of teachers, ensuring the development of the subject position in relation to their own personal and professional development through the implementation of acmeological consulting technology.
Ключевые слова: акмеологический подход, акмеологическое консультирование, повышение квалификации, личностно-профессиональное развитие, субъект личностно-профессионального развития.
Keywords: acmeological approach, acmeological counseling, further training, personal professional development, subject of personal professional development.
Современное образование подвержено реформированию, в том числе и процесс повышения квалификации [2; 3; 4; 6; 9]. Важным, на наш взгляд, является требование гуманизации процесса повышения квалификации педагогов, то есть процесс непрерывного образования должен осуществляться в контексте личностно-профессионального развития, основываясь на акмеологических законах. При этом система повышения квалификации в настоящее время имеет ряд существенных проблем.
Первая группа проблем связана с необхо-
димостью модернизации самой системы повышения квалификации, что подтверждают исследования О. М. Краснорядцевой, 2002;
О. Г. Красношлыковой, 2005; Н. А. Переломо-вой, 2007; Л. С. Исаковой, 2009; Л. Н. Горбуновой, 2010; Н. И. Яковлевой, 2010; В. Я. Синенко, 2010; В. В. Рубцова, 2010 и др. С одной стороны, отсутствует современное концептуальное и технологическое видение развития системы повышения квалификации, «четких, конкретных ориентиров для модернизации деятельности никто не дает» [9, с. 7]. С другой - повышение квалификации сталкивается с необходимостью осуществлять целенаправленную подготовку педагогов к работе в условиях введения ФГОС: планируется усилить психологическую компетентность учителя, повысить его квалификацию в области применения инновационных образовательных технологий (ИКТ-компетентность, проблемное обучение, проектный метод, метод коллективного сотрудничества и т. д.).
Важным становится учет особенностей образования взрослых: наличие конкурирующих интересов (ограничения в учебе: социальные, временные, финансовые), краткосрочность обучения (компактные и эффективные циклы обучения), ориентация на разрешение практических вопросов и т. д. В связи с этим актуальным становится разработка индивидуальных программ повышения квалификации, позволяющих специалисту в удобное для него время с выбором адекватных форм полноценно повысить собственную квалификацию.
Вторая группа проблем связана с тем, что не всегда педагог, прошедший курсы повышения квалификации, способен сразу же изменить собственную педагогическую практику. Очень часто со стороны управленческих органов образования выдвигаются претензии, не учитывающие объективную отсроченность результатов в системе повышения квалификации. Этим обусловлена актуальность разработки мониторинговых материалов относительно повышения квалификации педагога, используемых в межкурсовой и послекурсовой периоды.
Третья группа проблем связана с недостаточной эффективностью самой системы повышения квалификации [2; 7; 8]. Причинами этого исследователи называют и отсутствие реальной свободы выбора места, времени, содержания и форм повышения квалификации; недостаточное внимание к кризисным состояниям специалистов, недостаточное применение технологий, активизирующих личностно-профессиональное развитие специалиста.
Разрешение данных проблем возможно при реализации акмеологического подхода в повышении квалификации, который предполагает учет особенностей и закономерностей личностно-профессионального развития специалиста (И. П. Цвелюх, 2006; Н. А. Переломова, 2007;
Н. И. Яковлева, 2008; Е. С. Щеголенкова, 2010; Л. Н. Горбунова, 2010; и др.). Это означает, во-первых, что сам процесс образования в системе повышения квалификации должен быть ориентирован на целостное развитие человека (как личностное, так и профессиональное), развитие духовных и познавательных способностей, навыков саморегуляции, самоорганизации, самоопределения, самореализации, самоактуализации; во-вторых, он должен учитывать «этапно-кризисную парадигму» личностнопрофессионального развития (находясь в состоянии профессионального истощения и в состоянии активного развития, педагог нуждается в разных способах обучения и поддержки в процессе повышения квалификации).
Кроме того, в повышении квалификации педагогов необходима реализация таких технологий обучения, которые помогут развивать субъектную позицию и по отношению к собственному личностно-профессиональному развитию, и по отношению к собственной деятельности (ее активному преобразованию). Примером таких технологий могут выступать акмеориентированные технологии как совокупность методов, приемов и техник, посредством которых организуется и реализуется движение личности к вершинам самореализации (Н. В. Козлова, 2010). Исследователями (А. М. Князев, И. В. Одинцова, 2008) был осуществлен сравнительный анализ различных технологий, ориентированных на активизацию личностнопрофессионального развития специалиста. В качестве технологий, оказывающих наибольшее влияние на личностно-профессиональное развитие, были выделены следующие: рефлексивная игра, организационно-мыслительная игра, организационно-коммуникативная игра, тренинг аутопсихологической компетентности, выступление слушателя в роли преподавателя, социально-психологический тренинг, организационно-деятельностная игра, деловая игра, профессионально-ситуативный тренинг, акме-ологический тренинг [5].
В Институте повышения квалификации г. Новокузнецка с 2001 года разрабатывается система акмеологического сопровождения специалиста (педагогов и педагогов-психоло-гов) в процессе повышения квалификации. В рамках данной системы разработаны, экспе-
риментально апробированы и реализуются две ние и развитие акмеологической позиции (Е. С.
технологии: акмеологическое консультирова- Щеголенкова, Я. А. Ветрова, 2012) (табл.).
Таблица
Система акмеологического сопровождения специалиста в процессе повышения квалификации
Акмеологическое консультирование (Е. С. Щеголенкова] Технология развития акмеологической позиции специалиста (Я. А. Ветрова)
Группа специалистов, способных выступать субъектом личностнопрофессионального развития Группа специалистов, нуждающихся в поддержке субъектной позиции Гоуппа «депрофесси-онализирующихся» специалистов, нуждающихся в специальных способах поддержки Этап 1. Диагностика уровня акмеологической позиции педагога (базовый, высокий и высший) Этап 2. Развитие акмеологи-ческой позиции педагога
1. Анализ ситуации профессионального развития и исходных этапов развития личности 1. Анализ ситуации профессионального развития и исходных этапов развития личности 1. Анализ ситуации профессионального развития и исходных этапов развития личности 1. Методика «Актуальные и потенциальные смыслы и ценности профессиональной деятельности»
2. Практикум по разрешению профессиональных затруднений (в контексте личностно-профессионально-го развития) 2. Картирование системы профессиональной поддержки 2. Картирование системы профессиональной поддержки 2. Методика «Индивидуальная профессиональная акме-ологическая траектория»
3. Формирование образовательного запроса и составление образовательной программы в рамках курсовой подготовки 3. Выявление и фиксация факта наличия затруднений 3. Тренинг по преодолению профессионального истощения 3. Рефлексивный практикум
4. Тренинг по активизации субъектной позиции 4. Тренинг по активизации субъектной позиции 4. Практикум по управлению собой и собственным временем
5. Формирование образовательного запроса и составление образовательной программы в рамках курсовой подготовки 5. Выявление и фиксация факта наличия затруднений 5. Мотивационный тренинг
6. Формирование образовательного запроса и составление образовательной программы в рамках курсовой подготовки 6. Тренинг по актуализации акмеологического потенциала
7. Психологический марафон «От работы над собой к заботе о себе»
8. Индивидуальное акмеологическое консультирование (с целью достижения вершин профессионализма)
Результат: субъектная позиция специалиста Результат: акмеологическая позиция специалиста
Остановимся подробнее на технологии акмеологического консультирования.
Интегральной характеристикой, обеспечивающей продвижение специалиста к «акме» и
психологическую готовность к реализации нового в своей деятельности, является позиция субъекта личностно-профессионального развития (Е. С. Манюкова, 2004). Данная позиция
позволяет специалисту сознательно организовывать процесс собственной деятельности: самостоятельно определять цели, реализовывать их, обогащать опыт своей деятельности и общения. Специалиста, обладающего субъектной позицией, характеризует высокий уровень рефлексивных способностей, конструктивность коммуникативных связей, способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, высокая мотивация на саморазвитие.
Однако исследования (2001-2012 гг.) показывают, что специалисты, приходящие на курсы повышения квалификации, не всегда способны выступать субъектом собственного личностнопрофессионального развития (рис. 1).
Педагогам, способным выступать субъектом личностно-профессионального развития, (32 %) свойственна активная позиция, положительный эмоциональный фон личностно-профессионального развития, они способны критически относиться к результатам собственной деятельности, у них развита чувствительность к профессиональным затруднениям, они готовы к конструктивному сотрудничеству по их преодолению, к активным формам обучения, и им предлагаются следующие методики акмеоло-гического консультирования (12 часов).
1. «Анализ ситуации профессионального развития и исходных этапов развития личности» - 4 часа.
2. «Практикум по разрешению профессиональных затруднений (в контексте личностнопрофессионального развития)» - 6 часов.
3. «Формирование образовательного запроса и составление образовательной программы в рамках курсовой подготовки» - 2 часа.
Педагогам, нуждающимся в поддержке субъектной позиции (51 %), свойственен не-
устойчивый, иногда противоречивый эмоциональный фон личностно-профессионального развития, повышенная ситуативная тревожность, недостаточная способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся профессиональную ситуацию, они испытывают трудности и беспокойство при выделении профессиональных затруднений, могут проявлять завышенные требования как к себе, так и другим. Им предлагаются следующие методики ак-меологического консультирования (20 часов).
1. «Анализ ситуации профессионального развития и исходных этапов развития личности» - 4 часа.
2. «Картирование системы профессиональной поддержки» - 4 часа.
3. «Выявление и фиксация факта наличия затруднений» - 2 часа.
4. «Тренинг по активизации субъектной позиции» -8 часов.
5. «Формирование образовательного запроса и составление образовательной программы в рамках курсовой подготовки» - 2 часа.
Гоуппа «депрофессио-нализирующихся» педагогов (17 %) нуждается в особых способах поддержки при повышении квалификации, т. к. обладает следующими характеристиками: недовольство собой и окружающими, негативная тенденция восприятия окружающих, часто их реакции на затруднения в профессиональной деятельности носят стрессовый характер, характерна недостаточная развитость рефлексии собственных потребностей и эмоциональных состояний (неспособность идентифицировать собственные чувства и выразить их словами), отсутствие установки на сотрудничество с другими. Данные педагоги не могут включаться в активные формы обучения, конструктивное взаимодействие с ними затруднено вследствие их повышенной критической позиции, обусловленное переживанием профессионального истощения (либо профессиональной деформации). Такие специалисты нуждаются в специальных способах психолого-акмеологиче-ской поддержки, и даже, получив помощь, могут принимать решения о перенесении сроков прохождения курсов повышения квалификации.
Данной группе педагогов предлагаются следующие методики (44 часа):
1. «Анализ ситуации профессионального
51%
□ специалисты, способные выступать субъектом личностно-профессионального развития а специалисты, нуждающиеся в поддержке субъектной позиции
□ «депрофессионализирующиеся» специалисты
Рис. 1. Группы специалистов по степени субъектности личностно-профессионального развития (%)
развития и исходных этапов развития личности» - 4 часа.
2. «Картирование системы профессиональной поддержки» - 4 часа.
3. «Тренинг по преодолению профессионального истощения» - 24 часа.
4. «Тренинг по активизации субъектной позиции» - 8 часов.
5. «Выявление и фиксация факта наличия затруднений» - 2 часа.
6. «Формирование образовательного запроса и составление образовательной программы в рамках курсовой подготовки» -2 часа.
Технология акмеологического консультирования прежде всего нацелена на восстановление субъектной позиции педагога, характеризующейся следующими личностными особенностями: высокий уровень рефлексивных способностей, конструктивность коммуникативных связей,способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, высокая мотивация на саморазвитие (Е. С. Щеголенкова, 2010). Именно способность выступать субъектом личностно-профессионального развития является основанием дифференциации способов и методов взаимодействия со специалистом в процессе повышения квалификации. Снижение субъектности связано с профессиональными кризисами и переживанием состояния профессионального истощения. Профессиональное истощение на деятельностном уровне обнаруживается в невозможности достич положительных результатов, а на личностном уровне - в остро негативном эмоциональном реагировании на любые нововведения, на про блематизацию профессиональной позиции педагога.
С нашей точки зрения, до сих пор в повышении квалификации недостаточно внимания уделяется личностному компоненту профессионализма. Данное невнимание обусловливает
и негативные явления в личностно-профессиональном развитии педагогов в условиях модернизации образования. Эмпирические данные исследования психологической готовности субъектов образовательного процесса к профессиональной деятельности в условиях НСОТ за 2010 г. (получены в г. Новокузнецке) показали (рис. 2-4) [1].
Почти половина педагогов (54 %) имеют высокие значения по невротичности, т. е. у них повышена нервозность, ощущают безвыходность, сосредоточены на собственных негативных чувствах и переживаниях.
Депрессивность
54 %
A
34 %
w
12 %
г—
□ низкии уровень ■ средним уровень ■ высоким уровень
Рис. 3. Уровень депрессивности педагогов (%)
88 % педагогов характеризует неуверенность в себе и своих профессиональных возможностях, у них часто бывает плохое настроение, отсутствует вера в позитивные изменения.
Раздражительность
41% 38% V A
/
2T%-
Невротичность
54 %
40 % w
6 %
□ низким уровень «средним уровень ■ высоким уровень
□ низким уровень ■ средним уровень ■ высоким уровень
Рис. 2. Уровень невротичности педагогов (%)
Рис. 4. Уровень раздражительности педагогов (%)
Таким образом, у большинства педагогов (79 %) наблюдаются эмоциональная неустойчивость, нетерпимость, импульсивность, возбудимость и напряженность.
Акмеологическое консультирование в процессе повышения квалификации позволяет организовать пространство «профессиональной помощи» педагогу, предоставляет опыт конструктивного преодоления кризиса, открывает перспективы дальнейшего личностно-профес-
сионального развития.
Технология акмеологического консультирования может реализовываться двумя путями. Во-первых - это психологический блок в программе повышения квалификации (от 12 до 44 часов). Здесь мы сталкиваемся с организационными трудностями - в одной группе слушателей могут быть педагоги с разной степенью субъектности и нуждающиеся в разных методиках акмеологического консультирования. В расписании необходимо учитывать время на прохождение курсов по выбору и продолжение дальнейшего повышения квалификации в своей предметной области. Второй путь реализации акмеологического консультирования -внутрифирменное повышение квалификации, предусматривающее психолого-акмеологиче-скую поддержку специалистов-акмеологов в стенах своего образовательного учреждения.
С 2009 г. активно разрабатывается технология развития акмеологической позиции (Я. А. Ветрова, 2012). Понятие «акмеоло-гическая позиция» определяется авторами как устойчивое стремление к профессиональным достижениям, к самореализации творческого потенциала и жизненных сил в гуманистически оправданных видах деятельности; ценностно-смысловое самоопределение личности. Акмеологическая позиция обеспечивает педагогу готовность к самосовершенствованию, стремление к высоким достижениям в профессиональной деятельности, к саморазвитию и самопреобразова-нию (В. Н. Максимова, Н. М. Полетаева, 2004; Л. Е. Паутова, Ю. М. Кузяева, 2008; Н. В. Сосновских, 2009; Н. В. Козлова, 2010; Е. Н. Вержицкая, 2011; и др.).
Акмеологическая позиция определяет активность педагога не только и не столько в освоении нового содержания и форм его деятельности, сколько в способности преобразовывать свою педагогическую практику, открывать новые способы деятельности, ориентированные на творческий подход. Данная позиция характерна для профессиональной самоактуализации педагога.
В настоящее время технология развития акмеологической позиции включает в себя следующие методики:
1. «Актуальные и потенциальные смыслы и ценности профессиональной деятельности».
2. «Индивидуальная профессиональная акмеологическая траектория».
3. Рефлексивный практикум.
4. Практикум по управлению собой и собственным временем.
5. Мотивационный тренинг.
6. Тренинг по актуализации акмеологиче-ского потенциала.
7. Психологический марафон «От работы над собой к заботе о себе».
8. Индивидуальное акмеологическое консультирование.
Таким образом, акмеологическое сопровождение специалиста в процессе повышения квалификации в современных условиях ориентировано на развитие психологических компетентностей педагога, оказание помощи в преодолении личностно-профессиональных кризисных состояний, построении индивидуальной профессиональной траектории, обретении способности управления собственным личностно-профессиональным развитием.
1. Вержицкий Г. А., Вержицкая Е. Н., Щеголенкова Е. С. Исследование социально-психологических факторов готовности педагогов к профессиональной деятельности в условиях новой системы оплаты труда // Учитель Кузбасса. - 2010. - № 2 (13). - С. 48-55.
2. Горбунова Л. Н. Исследовательски ориентированное повышение квалификации педагогических кадров в контексте развития современного российского образования: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. - Барнаул, 2010 . - 45 с.
3. Ермолаева М. Г. Разработка образовательных программ в системе повышения квалификации педагогов // Педагогика. - 2005. - № 7. - С. 55.
4. Исакова Л. С. Роль региональных учреждений повышения квалификации в кадровом обеспечении модернизации образования // Методист. - 2009. - № 3. - С. 2-4.
5. Князев А. М., Одинцова И. В. Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 233 с.
6. Краснорядцева О. М. Проблемы профессионального становления личности в процессе повышения квалификации //Сибирский психологический журнал. - 2002.
- № 16-17. - С. 42-45.
7. Манюкова Е. С. Акмеологическое консультирование в повышении квалификации педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: АПКиПРО, 2004. - 24 с.
8. Переломова Н. А. Личностно-профессиональный рост педагогов в условиях ИПКРО // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2007. -№ 1. - С. 15-26.
9. Синенко В. Я. Система повышения квалификации работников образования - от кризиса в сознании до реальных перспектив // Сибирский учитель. - 2010. - № 2.
- С. 5-12.