Научная статья на тему 'Сущность и специфика героикопатриотического воспитания старшеклассников в досугово-образовательной деятельности детского оздоровительного лагеря'

Сущность и специфика героикопатриотического воспитания старшеклассников в досугово-образовательной деятельности детского оздоровительного лагеря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОСУГОВО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / HEROICALLY-DOMESTIC EDUCATION / LEISURE-EDUCATIONAL ACTIVITY / CHILDREN''S IMPROVING CAMP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перегудова Татьяна Владимировна

Составной частью патриотического воспитания является героико-патриотическое воспитание, воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества. В статье рассматривается героико-патриотическое воспитание старшеклассников в досугово-образовательной деятельности детского оздоровительного лагеря, подчёркивается необходимость обеспечения воспитания у подрастающего поколения качеств гражданина и патриота. Отмечена важность осознания необходимости опоры на ценности, которые способны преобразить людей, побудить их к деятельному участию в решении проблем, связанных с сохранением основ российского общества, государства, отечественной культуры, национального самосознания, сложившихся черт нашего менталитета и образа жизни людей. В этой ситуации возникает необходимость поиска дополнительных возможностей, связанных с организацией героико-патриотического воспитания подрастающего поколения и созданием необходимых организационно-педагогических условий, которые обеспечили бы решение задач воспитания готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества. В статье особо выделена значимость воздействия на воспитание подрастающего поколения социально-культурной деятельности, а также досугово-образовательной деятельности детских оздоровительных лагерей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND SPECIFICITY OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN LEISURE AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE CHILDREN''S RECREATION CAMP

Component domestic of education is heroically-domestic education, the education of readiness to worthy and self-denying service to a society and state, to performance of duties on protection of Fatherland. In clause is considered heroically-domestic education the pupils of the senior classes in leisure-educational activity of children's improving camp, the necessity of maintenance of education at growing up generation of qualities of the citizen and patriotic is emphasized. The importance of comprehension of necessity of a support on values capable to lift is marked to change the people, to induce them to active participation in the decision of problems connected to preservation of bases of the Russian society, state, domestic culture, national selfconsciousness usual features of our mentality and image of life of the people. There is a necessity of search of additional opportunities connected to organization heroically-domestic of education of growing up generation and creation of necessary organisation-pedagogical conditions, which would ensure the decision of tasks of education of readiness to worthy and self-denying service to a society and state, to performance of duties on protection of Fatherland. In clause the importance of influence on education of growing up generation of welfare activity is especially selected. Significant potential consists in the attitude heroically-domestic of education the pupils of the senior classes in leisure-educational activity of children's improving camps.

Текст научной работы на тему «Сущность и специфика героикопатриотического воспитания старшеклассников в досугово-образовательной деятельности детского оздоровительного лагеря»

of objectivity in reenactment of the pasto. Synopsis cand. philos. sci. diss.]. Moscow, 1982. 24 p.

9. Fomin V. P. Problema ob'iasneniia v istoricheskoi nauke. Philos [Problem of explanation in historical science. Synopsis cand. philos. sci. diss.]. Saratov, 1979. 26 p.

10. Shapovalov V. F. Istoricheskaia rekonstruktsiia i ee poznavatel'naia rol'. Avtoreferat diss. cand. filos, nauk [Historical reenactment and its cognitive role. Synopsis cand. philos. sci. diss.]. Moscow, 1982. 25 p.

Сущность и СПЕЦИФИКА ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ДОСУГОВО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОй ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

УДК 37.015.31:172.15 Т. В. Перегудова

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

Составной частью патриотического воспитания является героико-патриотическое воспитание, воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества. В статье рассматривается героико-патриотическое воспитание старшеклассников в досугово-образовательной деятельности детского оздоровительного лагеря, подчёркивается необходимость обеспечения воспитания у подрастающего поколения качеств гражданина и патриота. Отмечена важность осознания необходимости опоры на ценности, которые способны преобразить людей, побудить их к деятельному участию в решении проблем, связанных с сохранением основ российского общества, государства, отечественной культуры, национального самосознания, сложившихся черт нашего менталитета и образа жизни людей. В этой ситуации возникает необходимость поиска дополнительных возможностей, связанных с организацией героико-патриотического воспитания подрастающего поколения и созданием необходимых организационно-педагогических условий, которые обеспечили бы решение задач воспитания готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества. В статье особо выделена значимость воздействия на воспитание подрастающего поколения социально-культурной деятельности, а также досугово-образовательной деятельности детских оздоровительных лагерей.

Ключевые слова: героико-патриотическое воспитание, досугово-образовательная деятельность, детский оздоровительный лагерь.

ПЕРЕГУДОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА — аспирантка кафедры социокультурной коммуникации и актёрского мастерства Института гуманитарного и социокультурного образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

PEREGUDOVA TAT'IANA VLADIMIROVNA — doctoral student of Department of social and cultural communication and acting, Institute of Humanities and social and cultural education, Tambov State University named after GR Derzhavin

e-mail: peregudova_tanja@mail.ru © Перегудова Т. В., 2015

T. V. Peregudova

Tambov State University named after GR Derzhavin, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Internatsional'naya str., 33, Tambov, Russian Federation, 392000

THE NATURE AND SPECIFICITY OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN LEISURE AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE CHILDREN'S RECREATION CAMP

Component domestic of education is heroically-domestic education, the education of readiness to worthy and self-denying service to a society and state, to performance of duties on protection of Fatherland. In clause is considered heroically-domestic education the pupils of the senior classes in leisure-educational activity of children's improving camp, the necessity of maintenance of education at growing up generation of qualities of the citizen and patriotic is emphasized. The importance of comprehension of necessity of a support on values capable to lift is marked to change the people, to induce them to active participation in the decision of problems connected to preservation of bases of the Russian society, state, domestic culture, national self-consciousness usual features of our mentality and image of life of the people. There is a necessity of search of additional opportunities connected to organization heroically-domestic of education of growing up generation and creation of necessary organisation-pedagogical conditions, which would ensure the decision of tasks of education of readiness to worthy and self-denying service to a society and state, to performance of duties on protection of Fatherland.

In clause the importance of influence on education of growing up generation of welfare activity is especially selected. Significant potential consists in the attitude heroically-domestic of education the pupils of the senior classes in leisure-educational activity of children's improving camps. Keywords: heroically-domestic education, leisure-educational activity, children's improving camp.

Задачи сохранения и укрепления внутренней и внешней безопасности, целостности страны в условиях динамичного действия совокупности политических и социально-экономических факторов актуализируют создание образовательной и воспитательной системы нового типа, нацеленной на воспитание у подрастающего поколения качеств гражданина и патриота. Такое воспитание должно опираться на ценности, которые способны преобразить людей, побудить их к деятельному участию в решении проблем, связанных с сохранением основ российского общества, государства, отечественной культуры, национального самосознания, сложившихся черт нашего менталитета и образа жизни людей.

Организация героико-патриотического воспитания подрастающего поколения предполагает выявление организационно-педагогических условий, которые обеспечили бы решение задач воспитания готовности к достойному и самоотверженному служению общест-

ву и государству, к выполнению обязанностей по защите отечества.

Констатируя множественность институтов социального влияния на личность молодого человека в свободное время, необходимо особо выделить воздействие на воспитание подрастающего поколения социально-культурной деятельности.

В настоящее время в Российской федерации реализуется политика, направленная на подъём национального самосознания и патриотизма. осуществление государственных программ патриотического воспитания граждан дало положительные результаты. В принятой в 2010 году государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011—2015 годы» отмечается, что в стране создана система патриотического воспитания, возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы. В деятельность органов государственной власти широ-

ко внедряются инновации в воспитательной работе.

Героико-патриотическое воспитание является составной частью патриотического воспитания, которая ориентирована на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат, на воспитание гордости за сопричастность к делам предков, традициям.

Одним из первых определение патриотизма дал В. И. Даль, трактовавший его как «любовь к Отчизне». «Патриот, — по мнению В. И. Даля, — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчиз-ник» [2, с. 24].

Проблема патриотизма всегда интересовала философов, социологов, педагогов, психологов, которые уделяли этому вопросу значительное внимание.

Патриотизм появился с возникновением и становлением исторической жизни людей и остаётся спутником человека на протяжении всей его истории, изменяясь и развиваясь вместе с ней.

С развитием общества, с изменением условий существования человечества менялось и содержание патриотизма. Исторический генезис его связан с образованием и укреплением отдельных государств, с их борьбой за самостоятельность и национальную независимость. Патриотизм является глубоким чувством, которое формировалось у людей на протяжении веков и тысячелетий.

В толковом словаре С. И. Ожегова патриотизм определяется следующим образом: «... преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины» [6, с. 486].

В кратком словаре по философии под редакцией И. В. Блауберга, И. К. Пантина патриотизм определяется как «.принцип, обозначающий любовь к отечеству, готовность служить интересам своей Родины» [3, с. 244].

В философском словаре под редакцией И. Т. Фролова под патриотизмом понимается «.нравственный и политический принцип,

социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» [8, с. 358].

С. В. Кривых и Г. А. Коновалова определяют социально-педагогический компонент как доминирующий и составляющий ядро патриотического воспитания, отмечая, что «...только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней видам государственной службы» [4, с. 16].

По их мнению, содержание патриотического воспитания включает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности; развитие потребностно-моти-вационной сферы, связанной с патриотизмом и культурой межнациональных отношений; формирование интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма; воспитание взглядов и убеждений по вопросам патриотизма.

Учёные выделяют следующие направления в формировании патриотизма: 1) распространение, внесение в сознание молодёжи идей патриотизма (важнейшую роль здесь играет государственная идеология и система образования); 2) формирование патриотических чувств, поскольку патриотизм как социальное качество укореняется в сознании личности как единство рационального и эмоционального; 3) развитие гражданской ответственности за будущее своей страны.

Многие исследователи выделяют патриотическое воспитание в самостоятельное направление воспитательной работы, отмечая его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, физическим, эстетическим, экологическим и др.) [1, 10].

Патриотическое воспитание, по мнению

С. Е. Матушкина и Н. В. Ипполитовой, осуществляется на основе совокупности принципов, отражающих общие закономерности целостного педагогического процесса, к которым относятся:

• обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нём событиями;

• координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания;

• обусловленность содержания, форм, методов, средств и приёмов историческими традициями русского народа;

• зависимость содержания методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

• диалектическое единство и органическая взаимосвязь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий [5].

Учитывая современные подходы к воспитанию, вышеизложенную совокупность принципов можно дополнить следующими:

• интегративным подходом, предполагающим интеграцию патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы и процессами обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе;

• деятельностным подходом, предполагающим решение задач патриотического воспитания на основе включения воспитанников в разнообразную по формам и содержанию деятельность;

• принципом гибкости и вариативности патриотического воспитания, означающим своевременное реагирование на изменение социально-педагогической ситуации, а также использование разнообразных сочетаний форм и методов педагогического воздействия с учётом особенностей контингента воспитанников, что обусловлено процессом гуманизации системы образования, направленностью педагогического процесса на создание условий для развития личности каждого воспитанника;

• принципом опоры на положительное в личности воспитанника и создания благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия, так как «раскрытие положительных резервов личности воспитанника становится возможным лишь в атмосфере благожелательности, при наличии тесных эмоциональных контактов педагога с детьми, что особенно важно в патриотическом воспитании, основанном на эмоциональном воздействии на воспитанников» [5, с. 19].

В качестве следующих компонентов в структуре понятия «патриотизм» О. С. Ип-политова и С.Е. Матушкин выделяют: эмоциональный, интеллектуальный, деятельно-стный, потребностно-мотивационный и волевой.

Чувство патриотизма, по мнению П. М. Якобсона, формируется, в основном, в школьные годы, в дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным [9].

Представляется важным вывод А. Г. Ковалева о том, что эмоциональные отношения людей друг к другу являются исходным процессом формирования многих нравственных чувств [7]. Дружба, любовь, гуманизм, коллективизм, патриотизм проявляются сначала в форме привязанности ребёнка к родителям, сверстникам, коллективу детей и формируются на основе часто повторяющихся эмоций. только на основе развития и становления чувств симпатии, сопереживания, доброты, ласки к родным и близким людям возможно воспитание такого сложного, многогранного чувства, как любовь к Родине.

Знания превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека. Именно в практической деятельности человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки [9]. Во всех работах, посвящённых проблеме воспитания патриотизма, подчёркивается деятельност-ный, активный характер, проявляющийся в практической деятельности человека на благо Родины, в служении отечеству, что даёт нам основание выделить в структуре данного по-

нятия деятельностный, действенно-практический компоненты.

Деятельностный характер патриотического воспитания позволяет расширять и углублять патриотические знания, проявлять патриотические чувства, формировать патриотические взгляды и убеждения, реали-зовывать потребности личности. А положительные эмоциональные переживания, связанные с патриотической деятельностью, побуждают человека к преодолению препятствий на пути к поставленной цели, способствуя формированию умений и навыков, необходимых для развития чувств и мотивации более высокого уровня.

Патриотизм сегодня определяется как нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его интересы.

На современном этапе в науке и практике разрабатываются различные направления в воспитании молодёжи: патриотическое воспитание; военно-патриотическое воспитание; героико-патриотическое воспитание; национально-патриотическое воспитание, гражданское воспитание, гражданско-патриотическое воспитание.

Управление процессом героико-патрио-тического воспитания связано с выявлением влияния на этот процесс множества факторов, условий, а также методов, форм и средств воспитания.

Так, Е. И. Григорьева и В. В. Гладких выделяют следующие факторы героико-патриоти-ческого воспитания:

• эмоциональный фактор, который выражается в устойчивых эмоциональных состояниях, любви к Родине, верности Отечеству, уважении к традициям, культуре, родному языку, гражданам;

• когнитивный фактор, отражающий мыслительную деятельность личности, её познавательную активность;

• волевой фактор, связанный с готовностью к деятельности, приложением целенаправлен-

ных усилий в процессе учебной, исследовательской, практической деятельности;

• праксиологический фактор, который характеризуется включением в активную деятельность.

патриотизм и героизм как нравственные качества личности выступают механизмом опосредования мировоззрения, фактором экстериоризации внутреннего, потенциального во внешнее, деятельностное. Героико-пат-риотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным приоритетом в области воспитательной деятельности [1].

Значительным потенциалом в отношении героико-патриотического воспитания старшеклассников обладает, на наш взгляд, досу-гово-образовательная деятельность детских оздоровительных лагерей.

на основе анализа ряда литературных источников мы определили сущность героико-патриотического воспитания старшеклассников в досугово-образовательной деятельности детского оздоровительного лагеря следующим образом: это целенаправленный педагогический процесс, направленный на воспитание преданности Отечеству и потребности разделить своими действиями его интересы, традиции, в результате чего у старшеклассников воспитывается чувство гордости за сопричастность к делам предков, происходит осознание необходимости соподчинения личных и общественных интересов на благо Отечества и закладывается фундамент готовности к выполнению воинского долга перед родиной.

Специфика героико-патриотического воспитания старшеклассников в досугово-обра-зовательной деятельности детского оздоровительного лагеря определяется особыми возможностями досуговой деятельности, в которой на основе добровольного и свободного выбора происходит личностная самоактуализация, оказывающая воздействие на сознание и эмоциональную сферу школьников и позволяющая осознать собственные возможности в плане свершения действий, отвечающих государственным и общественным интересам.

Примечания

1. Григорьева Е. И, Гладких В. В. Педагогическое проектирование и моделирование гражданско-пат-риотического воспитания молодёжи в поликультурной среде вуза // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 3. С. 103—106.

2. Даль В. И. Толковый словарь великорусского языка : в 4 томах. Москва : Русский язык, 1978. Т. 3.

3. Краткий словарь по философии / под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. 4-е изд. Москва : Политиздат, 1982. 431 с.

4. Кривых С. В., Коновалова Г. А. Педагогические основы патриотического воспитания младших школьников. Новокузнецк : Издательство ИПК, 2003. 150 с.

5. Матушкин С. Е, Ипполитова Н. В. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях // Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения. 2001. № 1 (7). С. 6—18.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка : в 4 томах. 4-е издание. Москва : Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1961.

7. Сагатовский В. Н. Деятельность как философская категория // философские науки. 1978. № 2. С. 47—55.

8. философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. Москва : Республика, 2001. 719 с.

9. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. Москва : Просвещение, 1966.

10. Ярошенко Н. Н. Потенциал социально-культурной деятельности в процессе формирования национальной идентичности россиян // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (60). С. 70—77.

References

1. Grigor'eva Е. I., Gladkikh V. V. Pedagogicheskoe proektirovanie i modelirovanie grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniia molodezhi v polikul'turnoi srede vuza [Pedagogical design and modeling of civil-Patriotic education of youth in multicultural environment of the University]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuPtury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2011. No. 3, pp. 103—106.

2. Dahl V. I. Tolkovyi slovar' velikorusskogo iazyka, v 4 t, tom 3 [Explanatory dictionary of Russian language, in 4 vol, vol. 3]. Moscow, Russian language Publ., 1978.

3. Blauberg I. V., Pantina I. K., ed. Kratkii slovar' po filosofii [A brief dictionary of philosophy]. Moscow, Politizdat Publ., 1982. 431 p.

4. Krivykh S. V., Konovalova G. A. Pedagogicheskie osnovy patrioticheskogo vospitaniia mladshikh shkol'nikov [Pedagogical foundations of Patriotic education of younger students]. Novokuznetsk, Publisher Training Institute, 2002. 150 p.

5. Matushkin s. Е., Ippolitova N. V. sushchnost' i osobennosti patrioticheskogo vospitaniia v sovremennykh usloviiakh [The nature and characteristics of Patriotic education in modern conditions]. Pedagogicheskie issledovaniia: gipotezy, proekty, vnedreniia [Pedagogical research: hypotheses, projects implementation]. 2001, No. 1 (7), pp. 6—18.

6. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo iazyka, v 4 t, 4th edition [Dictionary of the Russian language, in 4 vol., 4th edition]. Moscow, State publishing house of foreign and national dictionaries, 1961.

7. Sagatovskii V. N. Deiatel'nost' kak filosofskaia kategoriia [Activities as a philosophical category]. Filosofskie nauki [Philosophical Sciences]. 1978, No. 2, pp. 47—55.

8. Frolov I. T. Filosofskii slovar' [Philosophical dictionary]. Moscow, 2001.

9. Iakobson P. M. Emotsionalnaia zhizri shkolnika [The Emotional life of the student]. Moscow, Prosveshchenie Publ. [Education Publ.] 1966.

10. Yaroshenko N. N. Potential of welfare activity in the course of formation of national identity of Russians. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 4 (60), pp. 70—77 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.