нальной компетентности, расширение общенаучного кругозора, укрепление психического здоровья, характера и воли. А студенты факультета искусств чаще, чем студенты факультетов психологии и международных отношений, выбирают такие направления развития, как: совершенствование культуры и стиля профессионального общения, формирование высших духовных и нравственных качеств, повышение уровня своего культурного кругозора, физическое развитие и закалка.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что в условиях высшего профессионального образования и педагоги, и обучающиеся должны понимать прогностические и преобразующие функции самоактуализации личности, целенаправленно организовывать учебный процесс с личностно развивающих позиций, координируясь в своих целях, задачах и формах взаимодействия. Результаты исследования раскрывают содержание особенностей самоактуализации студентов указанных факультетов вуза, что дает возможность составления соответствующих программ для психологопедагогической поддержки их в процессе профессионального обучения. Полученные данные можно использовать в профилактической и консультационной работе психологической службы высшей школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Диагностика здоровья : психологический практикум I под ред. проф. Г. С. Никифорова. - СПб. : Речь, 2007. - 950 с.
2. Истратова, О.Н. Справочник психолога-консультанта организации I О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 63S с.
3. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики I А. Маслоу. - СПб. : Евразия, 1997. - 304 с.
Контактная информация: [email protected]
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В ПОЖАРНЫХ
ЧАСТЯХ Инна Васильевна Лаухина, соискатель,
Алексеевский филиал Белгородского государственного университета,
г. Алексеевка
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке структурно-функциональной модели формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионального становления в пожарных частях. Автором представлена ранговая структура наиболее ценных личностных качеств сотрудника ГПС МЧС России. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной структурно-функциональной модели формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионального становления.
Ключевые слова: структурно-функциональная модель; личностные качества; профессиональное становление; сотрудники ГПС МЧС России.
STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF RUSSIA'S STATE FIREFIGHTING EMERCOM'S EMPLOYEES' PERSONAL QUALITIES' FORMATION IN PROCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES IN FIRE FIGHTING UNITS Inna Vasilevna Lauhina, competitor,
Alekseevsky branch of the Belgorod state university,
Alekseyevka
Annotation
The work presents the results of the study on the development of structural and functional
model of formation of the personal qualities of Russia fire fighting EMERCOM's personnel in the process of professional activities in firefighting units. The author presented the rank structure of the most valuable personal qualities of the Russia’s Fire Fighting EMERCOM's personnel. The high efficiency of the developed structural-functional model of the formation of personal qualities of the Russia’s Fire Fighting EMERCOM's personnel in the process of professional formation was proved by experiment.
Keywords: structural-functional model, personal qualities, professional development, the Russia’s Fire Fighting EMERCOM's personnel.
В настоящее время возрастает потребность в высокопрофессиональных специалистах ГПС МЧС России. Профессионализм и компетентность - это те качества, от которых зависят жизненные и служебные успехи сотрудника ГПС МЧС России. Однако, как отмечает министр по чрезвычайным ситуациям С.К.Шойгу, многим сотрудникам ГПС МЧС России не хватает профессионализма и достаточного уровня развития личностных качеств, необходимых им для решения профессиональных задач.
Служба в пожарных частях требует от сотрудников ГПС МЧС России проявления личностных качеств: смелости, решительности, мужества, самообладания, дисциплинированности, самоотверженности, чувства коллективизма, рискованности, взаимовыручки и других (А.Н.Зайцев, 2009; И.Ю. Стригельская, 2003; Е.М. Проходимова, 2005 и др.). Между тем, пожарные части комплектуются в основном личным составом, не имеющим опыта тушения пожаров, работы в экстремальных условиях. Поэтому формирование профессиональных и личностных качеств у сотрудников ГПС в период профессионального становления приобретает первостепенное значение.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что формирование личностных качеств у сотрудников ГПС является важным этапом на пути их становления как профессионала, активного специалиста, способного творчески применять свои знания в профессиональной деятельности.
В процессе исследования выявлялись наиболее ценные личностные качества сотрудника ГПС МЧС России, необходимые для эффективной профессиональной деятельности, а также проводилась их классификация.
Для выявления ранговой структуры наиболее ценных личностных качеств сотрудника ГПС МЧС России был проведен опрос 137 специалистов пожарных частей Белгородской области. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранговая структура наиболее ценных личностных качеств сотрудника ГПС МЧС
России (n=137)
Значимость (ранговое место) Личностные качества Ранговый показатель (%)
1 Верность профессиональному долгу, ответственность, честь 15,7
2 Мужество, выдержка, самообладание 14,3
3 Смелость, решительность, рискованность 12,1
4 Самоотверженность, взаимовыручка, коллективизм 10,7
5 Трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость 10,2
6 Принципиальность, взыскательность, организованность 9,8
7 Аккуратность, самостоятельность, скромность 9,3
8 Доброжелательность, общительность, вежливость 7,9
9 Чуткость, отзывчивость, оптимизм 5,7
10 Активность, разносторонность, увлеченность 4,3
В ходе дальнейшего исследования была проведена классификация личностных качеств сотрудника ГПС МЧС России, необходимых для эффективно профессиональной деятельности. Результаты данного исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Классификация личностных качеств сотрудника ГПС МЧС России, необходимых _______________для эффективной профессиональной деятельности___________________
№ п/п Группы необходимых личностных качеств сотрудников ГПС МЧС России
1. Социальная сфера (по отношению к обществу) - патриотизм, верность профессиональному долгу, ответственность, самоотверженность, честь
2. Профессиональная сфера (по отношению к профессиональной деятельности) - трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость, смелость, решительность, принципиальность, бескорыстие, рискованность
3. Сфера взаимодействия между людьми (по отношению к членам коллектива) - коллективизм, общительность, доброжелательность, терпимость, справедливость, вежливость, чуткость, отзывчивость
4. Эмоциональная сфера (по отношению к жизни) - оптимизм, жизнерадостность, увлеченность, разносторонность, активность
5. Сфера собственного “Я” (по отношению к себе) - самостоятельность, скромность, гордость, аккуратность, взыскательность, организованность
В дальнейшем исследовании разрабатывалась структурно-функциональная модель формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в период профессионального становления в пожарных частях. В педагогических исследованиях можно выделить два направления активизации познавательной деятельности. Первое из них опирается на идею целостного подхода, обеспечивает активизацию деятельности на протяжении всего учебного процесса, углубляет дидактическое взаимодействие обучаемых с объектами познания. Другое направление называет в качестве источников познавательной активности такие методы и средства учебной деятельности, которые обеспечивают активность на отдельных этапах учебного процесса и диапазон применения которых ограничен, как правило, одним или несколькими занятиями.
Ориентируясь на данные положения, нами была разработана структурнофункциональная модель формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионального становления в пожарных частях.
Данная модель включает в себя характеристику личности компетентного сотрудника ГПС МЧС России, который должен обладать способностями принимать правильные решения относительно самого себя; подавлять собственную неуверенность; определять характер, содержание и анализировать результаты своей профессиональной деятельности в зависимости от ситуации; представлять наиболее эффективные способы достижения целей профессиональной деятельности. В этой модели определены личностные качества, необходимые для практической реализации указанных способностей, методические приемы, формы, а также способы формирования этих качеств в процессе профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России в пожарных частях (рис. 1).
В ходе дальнейшего исследования экспериментально проверялась эффективность разработанной структурно-функциональной модели формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионального становления в пожарных частях
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной структурно-функциональной модели формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в период их профессионального становления в пожарных частях.
Количество испытуемых, достигших высокого уровня развития личностных качеств, в конце педагогического эксперимента составило в ЭГ - 26%, а в КГ - 24%; среднего - 58% и 41%; низкого - 16% и 35%, соответственно.
Наиболее существенные различия у испытуемых ЭГ по сравнению с КГ отмечались в развитии таких личностных качеств, как трудолюбие, дисциплинированность,
смелость, решительность, настойчивость, упорство и самообладание.
Личность компетентного сотрудника ГПС МЧС России
Компоненты профессиональной деятельности
1 Способность Способность Способность Способность
1 принимать решения анализировать свою представлять определять характер
1 относительно самого профессиональную наиболее и содержание
1 себя деятельность, эффективные профессиональной
1 подавлять способы достижения деятельности в
1 собственную целей зависимости от
Необходимые личностные качества
Ответственность; профессиональные знания, умения, навыки; опыт; организованность; интеллект
Самообладание, выдержка, смелость, решительность, мужество, трудолюбие, организованность, самостоятельность,
Профессионализм, опыт, дисциплинированнос ть, настойчивость, оптимизм; профессиональные знания, умения и
Профессиональные знания, умения, навыки; эрудиция, активность, разносторонность, самодисциплина
Методические приемы и способы формирования личностных качеств
Создание проблемных ситуаций в ходе обучения
А.
Применение профессиональных приемов, действий и выполнение физических упражнений, требующих проявления смелости.
Организационнодеятельностные игры, разбор различных приемов, действий и способов в ликвидации пожаров и спасения
Ситуационные игры с применением алгоритма действий в конкретной ситуации
Формы развития личностных качеств
Тренировки в Тактические занятия Учебные занятия,
выполнении на полигонах, комплексные
профессиональных тренировки на тренировки в составе
действии, технических расчета
спортивные средствах
соревнования и
Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионального становления в пожарных
частях
Объективным показателем высокой эффективности разработанной структурнофункциональной модели формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в период их профессионального становления в пожарных частях явились результаты выполнения комплексных профессиональных задач сотрудниками ГПС кон-
трольной и экспериментальной групп во время тактических занятий на полигоне.
Так, по окончании педагогического эксперимента в ЭГ количество лиц, выполнивших профессиональные задачи на оценку «отлично», составило 25%, а в контрольной - лишь 19% и, наоборот, количество «двоечников» в ЭГ было лишь 3%, а в КГ -
6%.
ВЫВОД
Проведенные исследования свидетельствуют о высокой эффективности разработанной структурно-функциональной модели формирования личностных качеств у сотрудников ГПС в период профессионального становления в пожарных частях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайцев, А. Н. Методика оценки готовности сотрудника МЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях/ А.Н. Зайцев// III Межвед. науч.-практ. конф.: Актуальные проблемы обеспечения безопасности в Российской Федерации (17 апреля 2009 года). -Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2009. - Ч.1.- С.147-150.
2. Проходимова, Е. М. Развитие личностных качеств сотрудника ГПС МЧС России/ Е.М. Проходимова// Мат.-лы межрег. науч.-практ. конф.: Здоровье, риск и безопасность сотрудников ГПС МЧС России, Санкт-Петербург, 22 сентября 2005 года.- СПб: СПбИГПС МЧС России, 2005.- С.85-94.
3. Стригельская, И.Ю. Учет психофизиологических особенностей деятельности сотрудников ГПС МЧС России в процессе подготовки в вузе/ И.Ю. Стригельская// Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России.- СПб: СПбИГПС МЧС России, 2003. - С. 45-47.
Контактная информация: [email protected] МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ АКТЕРОВ СРЕДСТВАМИ РИТМИЧЕСКОЙ
ГИМНАСТИКИ
Татьяна Юрьевна Лотарева, старший преподаватель,
Валерий Павлович Каргаполов, доктор педагогических наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),
г. Хабаровск
Аннотация
В настоящей работе представлены результаты экспериментального обоснования эффективности использования средств ритмической гимнастики для развития профессионально важных качеств будущего актера. Под воздействием разработанной методики выявлены позитивные изменения показателей ведущих психофизических способностей, характеризующих специфику профессиональной деятельности актера, а также определено положительное влияние на мотивационно-ценностное отношение будущих актеров к сценической культуре движений.
Ключевые слова: ритмическая гимнастика, психофизические способности, профессионально-прикладная подготовка, методика.
METHODOLOGY OF PERFECTION OF PSYCHO PHISICAL ABILITIES OF FUTURE ARTISTS BY MEANS OF RITHMIC GYMNASTICS
Tatyana Jurevna Lotareva, senior teacher,
Valery Pavlovich Kargapolov, doctor of pedagogical sciences, professor,
The Far Eastern State Academy of Physical Training
Annotation
The present study shows the results of experimental justification covering the effective using of rhythmic gymnastics for the development of professionally important qualities of future actor. Under the influence of the developed methodology the positive changes in indicators of leading mental and