лоцерковский, И.А. Гудков. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
7. Хамуда, Ф. Исследование путей развития специальной работоспособности гандболистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Фрай Хамуда. - Киев, 1980. - 25 с.
8. Харитонова, Л.Г. Типы адаптации в спорте / Л.Г. Харитонова ; Омский гос. инт физ. культуры. - Омск : [б.и.], 1991. - 199 с.
9. Янсен, П. ЧСС, лактат и тренировка на выносливость / П. Янсен. - Пер. с англ.- Мурманск: Изд.-во "Тулома", 2006. - 150 с.
Контактная информация: aikin-va@yandex.ru
УДК 378
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ В ПОЖАРНЫХ ЧАСТЯХ
Юлия Рашитовна Ахватова, соискатель,
Алексеевский филиал Белгородского государственного университета,
г. Алексеевка
Аннотация
В статье представлены материалы исследований автора по обоснованию модели психологопедагогического сопровождения профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России в пожарных частях. Основанием для разработки данной модели послужили причины, снижающие эффективность профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России в пожарных частях: отсутствие необходимой мотивации у сотрудников ГПС МЧС к освоению профессиональной деятельности; несовпадение необходимых и имеющихся ценностных ориентаций на профессию у преобладающего числа вновь набранных в пожарные части сотрудников ГПС МЧС; декларирование формирования профессионально важных и личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС в период их профессионального становления и отсутствие технологий их развития в учебной процессе пожарной части; отсутствие эффективных методов моделирования профессиональной деятельности для формирования навыков тушения пожаров, спасения людей и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Автором экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной модели психолого-педагогического сопровождения профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России в пожарных частях.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение; профессиональное становление; сотрудники ГПС МЧС России; модель.
MODEL OF PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL FORMATION FOR THE EMPLOYEES OF THE STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA IN FIRE BRIGADES
Julia Rashitovna Ahvatova, the competitor,
Alekseyevka branch of the Belgorod State University
Annotation
The article presents the materials of author researches on substantiation of psychology-pedagogical support model of professional formation for the employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia in fire brigades. The following reasons , reducing efficiency of professional formation of employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia in fire brigades, have served as the basis for working out the given model: absence of necessary motivation among the employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations to professional work mastering; discrepancy of necessary and available valuable orientations to profession among the prevailing number of employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations; declaration of formation of professionally important and personal qualities at employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations in their professional formation and absence of technologies of
their development in educational process for the fire brigade process; absence of effective methods for modeling of professional work for formation of skills of suppression of fires, rescue of people and liquidation of emergency situations. The author experimentally confirms high efficiency of the developed model of psychology-pedagogical support of professional formation of employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia in fire brigades.
Keywords: psychology-pedagogical support; professional formation; employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia; model.
Практика службы в пожарных частях ГПС МЧС России требует решения задачи психолого-педагогического сопровождения профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России в пожарных частях. Профессионализм и компетентность - это те характеристики личности, от которых зависят служебные успехи сотрудников ГПС МЧС России.
Как показывает практика, пожарные части комплектуются в основном личным составом, не имеющим опыта тушения пожаров, а также деятельности в экстремальных условиях обстановки. Между тем, служба в пожарных частях требует от сотрудников ГПС МЧС России проявления профессионально важных и личностных качеств: специальных навыков и умений, смелости, решительности, мужества, самообладания, самоотверженности, чувства коллективизма, рискованности, дисциплинированности, взаимовыручки и других [1-4]. Поэтому формирование профессиональных и личностных качеств у сотрудников ГПС в период их профессионального становления приобретает первостепенное значение. При этом необходим поиск новых направлений психологопедагогического сопровождения профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России в пожарных частях.
Предварительное исследование показало, что работ, посвященных анализу специфики профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России, не имеющих специального образования, практически нет. В научной литературе не нашли своего отражения вопросы, связанные с обоснованием модели психолого-педагогического сопровождения для эффективного формирования личностных и профессиональных качеств у сотрудников ГПС МЧС России, в период их профессионального становления.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать вывод, что формирование профессиональных и личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России, является важным этапом на пути их становления как профессионала, способного эффективно применять свои знания в служебной и экстремальной деятельности ликвидации пожаров. Таким образом, осознанно диктуемая современностью потребность в разработке модели психолого-педагогического сопровождения формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России на этапе их профессионального становления в пожарных частях определяет актуальность настоящего исследования.
В процессе предварительного исследования были определены причины, снижающие эффективность профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России в пожарных частях. К ним относятся: отсутствие необходимой мотивации у сотрудников ГПС МЧС к освоению профессиональной деятельности; несовпадение необходимых и имеющихся ценностных ориентаций на профессию у преобладающего числа вновь набранных в пожарные части сотрудников ГПС МЧС; декларирование формирования профессионально важных и личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС в период их профессионального становления и отсутствие технологий их развития в учебной процессе пожарной части; отсутствие эффективных методов моделирования профессиональной деятельности для формирования навыков тушения пожаров, спасения людей и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Проведенные исследования свидетельствуют, что без целенаправленного формирования профессионально важных личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в пожарных частях в период их профессионального становления, достижение необходи-
мых профессиональных знаний, умений, навыков происходит медленно и явно недостаточно. Это наглядно демонстрируют результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента. Из анализа итогов данного этапа исследований вытекает вывод о том, что большинство респондентов находятся на низком уровне сформированности профессионально важных личностных качеств, т.е. на уровне, характеризуемом неустойчивостью жизненных планов и неясно выраженным профессиональным намерением; отсутствием психологической готовности к смене профиля профессиональной деятельности и гибкого реагирования на специфические условия служебной противопожарной деятельности, отсутствием творческого, сознательного отношения к своей профессиональной деятельности; недостаточной сформированностью навыков управления самим собой, своими внутренними ресурсами.
Профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России в пожарных частях нужно специально активно обучать, создавая для этих целей определенные организационные и педагогические условия.
Формирующий этап эксперимента базировался на внедрении в процесс профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России, предложенной структурнофункциональной модели психолого-педагогического сопровождения их профессиональной подготовки в период профессионального становления в пожарных частях (рис.).
Рис. Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России в пожарных частях
Результаты формирующего этапа педагогического эксперимента показали значительное повышение уровня сформированности профессионально значимых и личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе их профессионального становления (табл.).
Таблица
Сравнительный анализ показателей, характеризующих эффективность профессио-
нального становления сотрудников ГПС МЧС России в пожарных частях экспериментальной и контрольной групп за время проведения педагогического __________________________эксперимента (баллы)_______________________
№ п/п Показатели Группы До эксперимента (х±т) После эксперимента (х±т) Р
1. Оценка профессиональных действий при тушении пожаров и спасении людей КГ 3,87±0,12 3,98±0,11 >0,05
ЭГ 3,85±0,14 4,59±0,10 <0,05
2. Профессиональная подготовленность КГ 3,64±0,17 4,01±0,18 >0,05
ЭГ 3,63±0,15 4,47±0,14 <0,05
3. Уровень развития профессионально важных личностных качеств КГ 3,71±0,11 3,92±0,12 >0,05
ЭГ 3,70±0,12 4,14±0,11 <0,05
4. Выполнение служебных обязанностей КГ 4,02±0,14 4,27±0,17 >0,05
ЭГ 4,03±0,15 4,31±0,16 >0,05
Наиболее значительные изменения произошли в экспериментальной группе, где сотрудников с высоким уровнем развития профессионально важных личностных качеств стало больше на 8%.
В контрольной группе, где в процессе профессионального становления не обеспечивалось использование выделенных нами организационных и педагогических мер воздействия на обучающихся, количество лиц с высоким уровнем стало больше, лишь на 2,5%.
С другой стороны, значительно уменьшилось количество сотрудников ГПС МЧС России в экспериментальной группе, которые находились по уровню сформированности профессионально важных личностных качеств на низком уровне (в ЭГ - на 12%), а в контрольной группе это снижение оказалось незначительным, лишь на 3%.
Проведенное исследование показало, что использование комплекса мер педагогического воздействия является наиболее эффективным, если осуществляется в рамках разработанной структурно-функциональной модели психолого-педагогического сопровождения сотрудников ГПС МЧС России в период их профессионального становления.
Данная модель включает характеристику личности компетентного сотрудника ГПС МЧС России, которая должна обладать способностями: принимать правильные решения; подавлять собственную неуверенность; определять характер, содержание и анализировать результаты своей профессиональной деятельности в зависимости от ситуации; представлять наиболее эффективные способы достижения целей профессиональной деятельности.
ВЫВОД
Таким образом, результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной структурно-функциональной модели психолого-педагогического сопровождения сотрудников ГПС МЧС России в период их профессионального становления в пожарных частях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайцев, А.Н. Методика оценки готовности сотрудника МЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях // III Межведомственная науч.-практ. конф. «Актуальные про-
блемы обеспечения безопасности в Российской Федерации». Ч. 1. - Екатеринбург, 2009. - С. 147-150.
2. Лаухина, И.В. Структурно-функциональная модель формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионального становления в пожарных частях // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 8 (54). - С. 75-79.
3. Москвин, Н.В. Технология педагогического руководства самообразованием сотрудников ГПС МЧС России / Н.В. Москвин, Н.Н. Северин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 80-84.
4. Курносов, Г.В. Проблемы адаптации и методика формирования психологической устойчивости личности к негативным факторам профессиональной деятельности // Вестник С.-Петерб. ин-та ГПС МЧС России. - 2006. - № 4 (15). - С. 45-48.
Контактная информация: julia_ahvatova@mail.ru
УДК 159.922.7/.8
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ У УЧАЩИХСЯ
МЛАДШИХ КЛАССОВ
Василий Георгиевич Белов, доктор медицинских наук, профессор,
Румия Галимжановна Коротенкова, аспирант,
Мария Анатольевна Гурьева, аспирант,
Анна Владимировна Павловская, аспирант,
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Аннотация
Изучена взаимосвязь тревожности младших школьников с показателями психического напряжения и невротических тенденций, а также характером детско-родительских отношений в семье. Показано, что по мере нарастания агрессивности, фрустрации, отвержения, импульсивности, а также снижения показателей симбиотических отношений и защищенности в семье, увеличивается тревожность у младших школьников.
Ключевые слова: школьники младших классов, тревожность, агрессивность, детско-родительские отношения.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ANXIETY AMONG THE PUPILS OF ELEMENTARY GRADES
Vasily Georgievich Belov, the doctor of medical sciences, professor,
Rumija Galimzhanovna Korotenkova, the post-graduate student,
Maria Anatolevna Gurjeva, the post-graduate student,
Anna Vladimirovna Pavlovski, the post-graduate student,
The St.-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Annotation
The interrelation of anxiety of younger students with indicators of mental stress, and neurotic tendencies, as well as with the nature of parent-child relationships in the family has been studied. It has been shown that with the growth of aggression, frustration, rejection, impulsivity, and reduce of the symbiotic relations indicators and security in the family, anxiety in primary school children increases.
Keywords: pupils of lower grades, anxiety, aggression, child-parent relationship.
ВВЕДЕНИЕ
Уровень тревожности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в дан-