вольно принимать участие в физкультурно-оздоровительной деятельности вуза, организуя собственную здоровьесберегающую деятельность; рефлексивный - проводить самоанализ и самоконтроль здоровьесберегающих действий.
Таким образом, преимущества использование педагогического моделирования в педагогическом процессе заключаются в формировании интереса, желания, устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни студентов и преподавателей вуза средствами физической культуры; приобретении знаний о здоровье, теории и методики физической культуры и спорта, умений применять полученные знания на практике, опыта в здоровьесберегающей деятельности; разработке и учету на занятиях индивидуальной траектории здоровьесбережения субъектов образовательного процесса вуза; реализации индивидуальных заданий и программ по различным видам физической культуры с учетом индивидуальных особенностей личности (состояния здоровья и физического развития, возможности и подготовленности, возрастных, физических, психологических особенностей, интересов и мотивов и т.д.); обеспечению постепенного решения поставленных задач, пошагового достижения поставленной цели; готовности субъектов образовательного процесса вуза к сохранению и укреплению здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А.Н. Дахин // Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 21-26.
2. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах, опорных конспектах [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 256 с.
REFERENCES
1. Dakxin, A.N. (2003), "Teacher modeling: entity, efficacy and uncertainty", Peda-gogika, No. 4, pp. 21-26.
2. Kodgaspirova, G.M. (2007), Teacher modeling entity, efficacy and uncertainty, Aires-Press, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: p_natalya01@mail.ru
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ
Николай Николаевич Северин, кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Аннотация
В статье представлены материалы исследований автора по обоснованию педагогических условий, необходимых для формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России. К их числу относятся: создание обстановки на занятиях для повышения уровня познавательной активности, применение комплексных упражнений для развития навыков коллективного взаимодействия при ликвидации пожаров и эвакуации пострадавших, насыщенность процесса профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС активными формами и методами обучения, создание в ходе занятий благоприятной атмосферы для самосовершенствования сотрудников ГПС МЧС России, формирование установки на профессиональное саморазвитие сотрудников ГПС МЧС России, выработка объективных критериев оценки уровня профессионализма, применение педагогических методов в ходе занятий для развития смелости, решительности, упорства и других моральноволевых качеств, оказание помощи в профессиональном становлении.
В статье представлены экспериментальные данные, подтверждающие высокую эффективность разработанной педагогической технологии формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России.
Ключевые слова: профессионализм; сотрудники ГПС МЧС России; педагогические усло-
вия; компоненты профессионализма, профессиональное становление.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p131-134 PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR FORMATION OF PROFESSIONALISM AT EMPLOYEES OF STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA
Nikolay Nikolaevich Severin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Belgorod Shukhov State Technology University
Annotation
The article presents the materials of researches of the author on substantiation of the pedagogical conditions necessary for formation of professionalism at employees of the state fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Their number includes: creation of conditions at lessons for increase of level of cognitive activity, application of complex exercises for development of skills of collective interaction at liquidation of fires and evacuation of victims, saturation of process of vocational training of employees of the state fire service of the Ministry of Emergency Situations with active forms and training methods, creation of favorable atmosphere during training for self-improvement of employees of the state fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, installation formation purposed at professional self-development of employees of the state fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, development of objective criteria of an estimation of level of professionalism, application of pedagogical methods during training for development of boldness, resoluteness, persistence and other morally-strong-willed qualities, rendering assistance in professional growth.
The article presents the experimental data confirming the high efficiency of developed pedagogical technology of formation of professionalism at employees of the state fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia.
Keywords: professionalism, employees of the state fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia,; pedagogical conditions, professionalism components, professional formation.
Практика службы в пожарных частях требует решения задачи формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России на этапе их профессионального становления, поскольку профессионализм и компетентность - это те качества, от которых зависят их служебные успехи. В настоящее время значительно вырос спрос на специалистов, стремящихся к непрерывному повышению профессионального мастерства и обладающих высокой адаптационной способностью. В связи с этим в обществе повысился спрос на социально-активную личность, способную самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их реализацию. Соответственно объективно возрастает потребность в высокопрофессиональных специалистах ГПС МЧС России.
В работах [1-3], раскрыты отдельные вопросы профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России. В этих работах проведена определенная систематизация знаний по исследуемой проблеме. Однако, работ посвященных анализу специфики формирования профессионализма на этапе становления сотрудников ГПС МЧС России, нам обнаружить не удалось. В научной литературе не нашли своего отражения вопросы, связанные с обоснованием педагогических условий, необходимых для эффективного формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России в период их становления. Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод, что формирование профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России является важным этапом на пути их становления как профессионалов. Профессионализм требует от них эффективно применять свои знания и умения в служебной деятельности.
В процессе исследования выявлялись сущность и содержание понятия «профессионализм» сотрудника ГПС МЧС России, а также обосновывалась и экспериментально проверялась эффективность педагогических условий для формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России в период профессионального становления в пожарных частях. В результате проведенного анализа литературы была выявлена сущность
понятия «профессионализм» сотрудника ГПС МЧС России, которое следует рассматривать как сложное системное образование. Профессионализм как системное образование, является интегральной характеристикой личности сотрудника ГПС МЧС России. Проведенное исследование показало, что профессионализм характеризуется целостностью, динамичностью и активностью. Целостность синдрома профессионализма, как психического образования, не может быть неактивна, а активность проявляется в динамике развития профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России на этапе их становления.
В ходе дальнейшего исследования было установлено содержание понятия «профессионализм» сотрудника ГПС МЧС России. Профессионализм сотрудника ГПС МЧС России включает три компонента: личностный (самостоятельность, способность к саморазвитию, творческий подход к делу, умение доводить его до конца; постоянное обновление своих знаний; наличие абстрактного и системного мышления; умение вести диалог; общительность, активность, жизненный оптимизм; сформированная нравственная позиция); профессиональный (профессиональные знания, умения, навыки, компетентность; жизнестойкость, мобильность и др.) и полипрофесиональный (навыки общения с людьми, самосовершенствование, самодисциплина, эмоциональный настрой и др.).
Проведенные исследования свидетельствуют, что без целенаправленного формирования профессиональных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в пожарных частях, достижение необходимых профессиональных знаний, умений, навыков происходит медленно и явно недостаточно.
Результаты опроса по определению ранговой структуры педагогических условий, необходимых для повышения эффективности формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС в период их профессионального становления, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранговая структура педагогических условий, необходимых для эффективного фор-
мирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России _______в период профессионального становления (п=137)_______
Ранговое место (значимость) Педагогические условия Ранговый показатель (%)
1 Создание обстановки на занятиях для повышения уровня познавательной активности 19,0
2 Применение комплексных упражнений для развития навыков коллективного взаимодействия при ликвидации пожаров и эвакуации пострадавших 17,2
3 Насыщенность процесса профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС активными формами и методами обучения 15,7
4 Создание в ходе занятий благоприятной атмосферы для самосовершенствования сотрудников ГПС МЧС России 14,5
5 Формирование установки на профессиональное саморазвитие сотрудников ГПС МЧС России 10,5
6 Выработка объективных критериев оценки уровня профессионализма 9,3
7 Применение педагогических методов в ходе занятий для развития смелости, решительности, упорства и других морально-волевых качеств 7,8
8 Оказание помощи в профессиональном становлении 6,0
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности обоснованных педагогических условий, необходимых для формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России в период их профессионального становления в пожарных частях.
Количество испытуемых достигших высокого уровня развития профессиональных качеств в конце педагогического эксперимента составило в экспериментальной группе -
26%, а в контрольной - 24%; среднего - 58% и 41%; низкого - 16% и 35% соответственно.
Наиболее существенные отличия у испытуемых экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, отмечались в уровне развития трудолюбия, дисциплинированности, смелости, решительности, настойчивости, упорства и самообладания.
Объективным показателем высокой эффективности реализации обоснованных педагогических условий, необходимых для формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России в период их профессионального становления в пожарных частях явились результаты выполнения комплексных профессиональных задач сотрудниками ГПС МЧС России контрольной и экспериментальной групп во время тактических занятий на полигоне.
По окончании педагогического эксперимента результаты в экспериментальной группе были выше по сравнению с контрольной. В экспериментальной группе количество лиц, выполнивших профессиональные задачи на оценку «отлично» составило 27%, а в контрольной - 18%, количество «двоечников» в экспериментальной группе было лишь 3%, в контрольной - 7%.
ВЫВОД: проведенные исследования свидетельствуют о высокой эффективности использования педагогических условий, необходимых для формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России в период профессионального становления в пожарных частях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лаухина, И.В. Структурно-функциональная модель формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионального становления в пожарных частях / И.В. Лаухина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 8 (54). - С. 75-79.
2. Северин, Н.Н. Педагогическая технология формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России / Н.Н. Северин, Е.В. Домаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 166-170.
3. Николаева, Е. М. Методика развития профессиональной устойчивости у сотрудников ГПС МЧС России к эффективному выполнению задач при ликвидации пожаров высокой категории сложности / Е.М. Николаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3 (61). - С. 87-91.
REFERENCES
1. Lauhina, I.V. (2009), "Structural and functional model of Russia’s state fire-fighting Emercom’s employees' personal qualities' formation in process of professional activities in fire fighting units", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 54 No. 8, pp.75-79.
2. Severin, N.N. and Damaev, E.V. (2011), "Pedagogical technology of formation of professionalism at employees of the State Fire Service of the Ministry of Emergency situations of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80 No. 10, pp.166-170.
3. Nikolaeva, E.V. (2010), "The methodology of professional stability development among employees of the state fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia for effective fulfillment of tasks during extinguishing of fires with high category of complexity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 61 No. 3, pp.87-91.
Контактная информация: n_severin@yandex.ru