технологии : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Томск, 2000. - Т. 2. - С. 141-146.
3. Кузьмина, Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. Л. Реан. - СПб., Рыбинск : Изд.-во Научно-исследовательский центр развития творчества молодежи. - Рыбинск, 1993. - 54 с.
4. Медведева, Е. Н. Педагогическое мастерство специалиста по физической культуре и современные подходы к технологии его формирования : монография / Е. Н. Медведева. - Великие Луки : [б.и.], 2007. - 279 с.
5. Титорова, О. Н. Анализ трудностей, возникающих у студентов физкультурного вуза в процессе прохождения педагогической практики // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 86-88.
6. Хазова, С. А. Профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту как показатель их конкурентоспособности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 1. - С. 50-53.
Контактная информация: aikin-va@yandex.ru
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ
Николай Николаевич Северин, кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Евгений Владимирович Дамаев, соискатель, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Аннотация
В статье представлены материалы исследований авторов по обоснованию педагогической технологии формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России. Авторы, при организации педагогического эксперимента учитывали, что профессионал в сфере пожарной безопасности - это человек в целом. Поэтому при разработке технологии и рассмотрении профессионализма, следует учитывать все уровни развития специалиста пожарной безопасности: индивидуальный; уровень личности; субъектный и уровень индивидуальности. Изучение профессионализма у специалиста пожарной безопасности следует начинать с анализа свойств и характеристик профессионала, обеспечивающих высокие показатели его профессиональной деятельности. В статье представлены экспериментальные данные, подтверждающие высокую эффективность разработанной педагогической технологии формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России.
Ключевые слова: профессионализм; сотрудники ГПС МЧС России; педагогическая технология; компоненты профессионализма.
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF PROFESSIONALISM AT EMPLOYEES OF THE STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA
Nikolay Nikolaevich Severin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Belgorod Shukhov State Technology University,
Evgenie Vladimirovich Damaev, the competitor,
St.-Petersburg University of State Fire Service of the Ministry of Emergency Measures of Russia
Annotation
The article presents the materials of author’s researches on substantiation of pedagogical technology of formation of professionalism among the employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Authors, at the organization of pedagogical experiment considered that the professional in sphere of fire safety is a person as a whole. Therefore, by working out the technology and
under professionalism consideration, it is necessary to take into account all levels of development of the expert of fire safety: the individual; level of the person; subjective and individuality level. Studying of professionalism among the expert of fire safety should begin with the analysis of the properties and characteristics of the professional, providing high indicators of his professional work. The article presents the experimental data, confirming high efficiency of developed pedagogical technology of formation of professionalism at employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia.
Keywords: professionalism; employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Measures of Russia; pedagogical technology; professionalism components.
В условиях реформирования государственной противопожарной службы, задача формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России, приобретает особую значимость. Качественно меняется характер требований к уровню подготовленности и профессиональной деятельности специалиста пожарной безопасности.
Существующий процесс профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности недостаточно ориентирован на формирование у них качеств, определяющих высокий уровень развития профессионализма. По причине отсутствия целеустремленности в обучении, четко определенной технологии формирования и развития профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России, а также действенного контроля над эффективностью процесса их профессиональной подготовки, специалисты пожарной безопасности недостаточно подготовлены, не только выполнять свои функциональные обязанности, но и делать это эффективно в условиях чрезвычайных ситуаций.
Практика службы в пожарных частях ГПС МЧС России требует решения задачи формирования специалистов нового типа, стремящихся к непрерывному повышению профессионального мастерства, обладающих высокой адаптационной и профессиональной мобильностью. Эти изменения происходят в условиях становления нового типа общественных отношений. Данные отношения находятся в постоянной динамике и выражаются во множественных переходах от одной социально-профессиональной роли к другой. В связи с этим в обществе повысился спрос на социально-активную личность, способную самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их реализацию. В соответствии с этими фактами объективно возрастает потребность в высокопрофессиональных специалистах ГПС МЧС России. Профессионализм определяет служебные успехи сотрудника ГПС МЧС России [2].
Служба в пожарных частях требует от сотрудников ГПС МЧС России проявления профессиональных и личностных качеств: смелости, решительности, мужества, самообладания, дисциплинированности, самоотверженности, чувства коллективизма, рискованности, взаимовыручки и других [1,3,4]. Между тем, пожарные части комплектуются в основном личным составом, не имеющим опыта тушения пожаров, работы в экстремальных условиях обстановки. Поэтому формирование профессиональных и личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России приобретает первостепенное значение.
Проведенный анализ решения этой проблемы свидетельствует о недостаточной ее разработанности. В научной литературе не нашли своего отражения вопросы, связанные с разработкой технологии формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать вывод, что формирование профессиональных и личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России является важным этапом на пути их становления как профессионалов, способных грамотно применять свои знания в служебной деятельности.
Основываясь на вышеприведенных данных, нами была разработана технология формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России, которая представлена на рисунке.
Проблемы формирования профессионализма не могут рассматриваться вне конкретного социально-экономического контекста и новых требований к подготовке сотрудников ГПС МЧС России. Введение новых информационных технологий, автоматизация
профессиональной деятельности специалиста пожарной безопасности повлекли за собой изменение традиционных представлений о профессионалах и профессионализме. В настоящее время необходимо учитывать изменения особенностей бытия, деятельности и роли специалиста пожарной безопасности в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности жизнедеятельности.
Профессионализм сотрудника ГПС МЧС России
Компоненты профессионализма
Профессиональные Профессиональные Профессиональные Профессиональное
знания умения навыки мастерство
Необходимые способности
Способность к усвоению знаний и представлению содержания профессиональной деятельности Способности к практической реализации полученных знаний Способности к усвоению профессиональных навыков для действий в чрезвычайных ситуациях Способности определять характер и содержание профессиональной деятельности в зависимости от ситуаций
1 і Т г 1 г
Методичес кие приемы и способы ( юрмирования профессі онализма
Проблемнодеятельностное обучение с практической направленностью Повторный метод при формировании умений работы с оборудованием и на пожарной технике Применение алгоритма профессиональных действий во время учений на полигоне Анализ деятельности после тушения пожаров. Разбор и корректировка действий, имеющих недостаточную эффективность
г 1 т і 1 Г
Учет уровней развития профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России
Мотивация, самооценка, система отношения и др. Субъектный уровень, определяющий степень быстроты формирования профессиональных навыков Индивидуальный темперамент, тип нервной системы Стиль деятельности при ликвидации пожара, профессиональный опыт и др.
Рис. Педагогическая технология формирования профессионализма у сотрудников ГПС
МЧС России
При организации педагогического эксперимента мы учитывали, что профессионал в сфере пожарной безопасности - это человек в целом (и биологический индивид, и личность, и субъект деятельности). Поэтому при рассмотрении профессионализма, следует учитывать все уровни развития специалиста пожарной безопасности: индивидуальный (конституцию, тип нервной системы); уровень личности (мотивацию, самооценку, систему отношений и т.д.); субъектный (профессиональные знания, умения, навыки) и уровень индивидуальности (индивидуальный стиль деятельности, особенности адаптации, жизненный опыт и др.). Изучение профессионализма у специалиста пожарной безопасности следует начинать с анализа свойств и характеристик профессионала, обеспечивающих высокие показатели его профессиональной деятельности.
Профессиональные способности следует рассматривать не как изначально ему
присущие, а как потенциальную динамическую структуру, тесно связанную с пространственно-временными и другими структурными характеристиками профессионального окружения. Профессиональные способности являются необходимой составляющей индивидуального ресурса профессионального развития сотрудников ГПС МЧС России, а профессиональные знания, умения и навыки их характеристикой.
Педагогический эксперимент проводился на базе учебного центра ГПС МЧС России Красноярского края. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической технологии формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России (табл.).
Таблица
Сравнительный анализ показателей, характеризующих эффективность профессионального развития сотрудников ГПС МЧС России экспериментальной и контроль-
ной групп за время проведения педагогического эксперимента (баллы)
№ п/п Показатели Группы До эксперимента (х±т) После эксперимента (х±т) Р
1. Оценка профессиональных действий при тушении пожаров на полигоне КГ 3,87±0,12 3,98±0,11 >0,05
ЭГ 3,85±0,14 4,59±0,10 <0,05
2. Профессиональная подготовленность КГ 3,64±0,17 4,01±0,18 >0,05
ЭГ 3,63±0,15 4,47±0,14 <0,05
3. Уровень развития профессионально важных качеств, навыков и умений КГ 3,71±0,11 3,92±0,12 >0,05
ЭГ 3,70±0,12 4,14±0,11 <0,05
4. Выполнение служебных обязанностей КГ 4,05±0,14 4,27±0,17 >0,05
ЭГ 4,02±0,18 4,31±0,16 >0,05
Количество испытуемых достигших высокого уровня развития профессиональных качеств в конце педагогического эксперимента составило в ЭГ - 26%, а в КГ - 24%; среднего - 58% и 41%; низкого - 16% и 35% соответственно. Наиболее существенные отличия у испытуемых ЭГ по сравнению с КГ отмечались в развитии таких профессиональных качеств как трудолюбие, дисциплинированность, смелость, решительность, настойчивость, упорство и самообладание.
Объективным показателем высокой эффективности разработанной педагогической технологии формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России явились результаты выполнения комплексных профессиональных задач сотрудниками ГПС контрольной и экспериментальной групп во время тактических занятий на полигоне. Так, по окончании педагогического эксперимента, в ЭГ количество лиц, выполнивших профессиональные задачи на оценку «отлично» составило 25%, а в контрольной лишь 19% и наоборот количество «двоечников» в ЭГ было лишь 3%, а в КГ - 6%.
ВЫВОД: Разработанная педагогическая технология формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России показала высокую эффективность и может быть рекомендована для широкого внедрения в процесс профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности, обучающихся в учебных центрах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лаухина, И.В. Структурно-функциональная модель формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионального становления в пожарных частях // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 8 (54). - С. 75-79.
2. Николаева, Е.М. Методика развития профессиональной устойчивости у сотрудников ГПС МЧС России к эффективному выполнению задач при ликвидации пожаров высокой категории сложности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3 (61). - С. 87-91.
3. Проходимова, Е.М. Развитие личностных качеств сотрудника ГПС МЧС Рос-
сии // Здоровье, риск и безопасность сотрудников ГПС МЧС России : материалы межрегиональной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22 сентября 2005 года / С.-Петерб. ин-т Гос. противопожарной службы МЧС России. - СПб., 2005. - С. 85-94.
4. Стригельская, И.Ю. Психолого-педагогические условия интенсификация боевой и физической подготовки курсантов в вузах ГПС МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. - СПб., 2003. - С. 67-69.
Контактная информация: ev_damaev@yandex.ru
УДК 796.07; 796.034.2
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ КРИТЕРИЕВ СФЕРЫ ФИТНЕС-УСЛУГ
Станислав Игоревич Смирнов, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые критерии сферы фитнес-услуг, их влияние на потребности посетителей центров. Результаты исследования представляет интерес для руководителей фитнес-центров.
Ключевые слова: критерии сферы фитнес-услуги, посетители фитнес-центров, управление сферой фитнес-услуг.
RESEARCH OF SOME CRITERIA OF SPHERE OF FITNESS SERVICES
Stanislav Igorevich Smirnov, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article considers some criteria of sphere of fitness services, their influence on demands of visitors of the centers. Results of research are of interest for heads of the fitness centers.
Keywords: criteria of sphere of fitness service, visitors of the fitness centers, management of sphere of fitness services.
В данной статье излагаются результаты изучения некоторых критериев сферы фитнес-услуг [1-6]. В Санкт-Петербурге было проведено анкетирование посетителей фитнес-центров города. В ходе данного исследования предполагалось получить информации о том, какие фитнес-услуги являются наиболее привлекательными для посетителей фитнес-центров; какие мотивы и интересы побуждают их к занятиям в фитнес-центре, какова частота их посещений.
Анкета была условно разделена на две части. В первой части анкеты были сформулированы вопросы общего характера для выявления социально-демографических и профессиональных характеристик. Вторая часть - посвящена вопросам организационного и содержательного характера, а также вопросам, непосредственно выявляющих мотивацию занимающихся к тем или иным видам услуг, предоставляемым в фитнес-центрах.
Опрос проводился в фитнес-центрах Санкт-Петербурга: «Нептун», «Планета фитнес», «Спорт лайф», «Икс-фит». Количество участников анкетирования составило 202 человека, в числе которых было 104 женщины и 98 мужчин. Возрастные характеристики респондентов: 16-25 лет - 36,6%; 26-44 лет - 59,9% и старше 45 - 3,5%. Из приведенных данных видно, что основная возрастная группа респондентов составила посетителей в возрасте 26-44 лет.
Профессиональные характеристики респондентов занимающихся фитнесом: работники сферы бизнеса и торговли - 31,6%; работники сферы обслуживания - 32,7%; работники сферы образования - 4,5%; учащаяся молодежь - 22,8%; не работающие и