УДК/uDC 378.147
А. В. Ермилов
A. Ermilov
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ В ВУЗЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОжАРНОЙ службы МЧС РОССИИ
PEDAGOGICAL CONDITIONS IN DEVELOPING PROFESSIONALLY IMPORTANT PERSONAL QuALITIES OF CADETS
in a university sfs of emercom of Russia
Введение. В статье представлено исследование по проблеме профессиональной подготовки в вузе ГПС МЧС России, в процессе которой у курсантов происходит формирование профессионально значимых личностных качеств, необходимых для успешной ликвидации техногенных чрезвычайных ситуаций. Цель статьи — рассмотреть процесс профессиональной подготовки курсантов в вузе ГПС МЧС России на основе использования возможностей учебного центра вуза и класса ситуационного моделирования.
Методология. Исследование проводилось на основе таких методов, как наблюдение, беседа, анкетирование, анализ психолого-педагогической литературы.
Результаты исследования заключаются в выявлении педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование профессионально значимых личностных качеств у курсантов в процессе профессиональной подготовки в вузе ГПС МЧС России. К педагогическим условиям относятся: объединение профессиональных знаний с опытом; имитация обстановки профессиональной среды; осуществление способов и приемов профессиональной деятельности; обучение на основе групповой деятельности.
Заключение. Выделенные педагогические условия в процессе профессиональной подготовки в учебном центре вуза и классе ситуационного моделирования способны отражать все аспекты профессиональной деятельности сотрудника федеральной противопожарной службы и среды, в которой она проходит. Применение данных условий в рамках практико-ориентирован-ного подхода дает возможность создавать профессионально ориентированные ситуации в моделируемой профессиональной среде. За счет этого происходит наполнение уже имеющихся у курсантов личностных особенностей профессиональным содержанием. Таким образом, процесс формирования профессионально значимых личностных качеств будет более эффективным при соблюдении выделенных педагогических условий в процессе профессиональной подготовки курсантов в вузе.
Introduction. This paper presents a study on the issue of training in university SFS of the Emercom of Russia, during which the cadets is the formation of professionally significant personal qualities necessary for the successful elimination of man-made emergencies. The purpose of the article is to review the process of training cadets in the university SFS of the Emercom of Russia based on capacity utilization of the training center university and class situational modelling.
Materials and Methods. The study was conducted on the basis of methods such as: observation, interview, questionnaire, analysis of psychological-pedagogical literature.
Results the study is to identify pedagogical conditions for the successful formation of professionally meaningful personal qualities of cadets in training at university SFS of the Emercom of Russia. The pedagogical conditions include: association of professional knowledge and experience; simulation environment professional wednesday; implementation of methods and techniques of professional activity; group based learning activities.
Conclusions. The selected pedagogical conditions during training at the training centre of the university and classroom situation simulations are able to reflect all aspects of professional activity employee of the federal fire service and wednesday, in which it takes place. Applying these conditions within the framework of practice-oriented approach makes it possible to create professionally-oriented
simulated professional situation wednesday. Due to this, happening filling existing cadets personal features of professional content. Thus, the process of formation of professionally significant personal qualities would be more effective, while respecting the selected pedagogical conditions for the training of cadets at the university.
Ключевые слова: курсант, учебный центр, моделирование, профессиональная ситуация, педагогические условия, профессионально значимые личностные качества.
Keywords: cadet, learning center, modeling, professional situation, pedagogical conditions, professionally meaningful personal qualities.
Введение
Для ликвидации техногенных чрезвычайных ситуаций сотрудник федеральной противопожарной службы должен иметь профессиональную подготовку, основы которой закладываются при обучении в вузе ГПС МЧС России. Качество профессиональной подготовки курсантов напрямую зависит от набора развитых профессионально значимых личностных качеств, которые позволяют на автоматическом уровне осуществлять профессиональную деятельность, при этом аналитически взвешивая предпринятые решения.
Понятие «профессионально значимые личностные качества» раскрыто в психолого-педагогической литературе такими учеными, как Б. Г Ананьев, В. Д. Шадриков, Б. А. Душков, А. А. Деркач и др. В. Д. Шадриков под профессионально значимыми качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. В статье под профессионально значимыми личностными качествами понимаются качества определяющие способность субъекта деятельности уверенно реализовывать себя по профессиональному назначению в условиях риска. Так, Д. В. Конорев в своих исследованиях подчеркивал, что для того, чтобы курсант выполнял профессиональный долг, у него необходимо формировать не только патриотическую направленность и моральную ответственность, но и интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты личности [8, с. 10].
Формирование профессионально значимых личностных качеств зависит от ряда факторов. Во-первых, наследственность, особенности организма, состояние здоровья, физическая и психическая энергетика влияют на темп и уровень развития человека как личности и как профессионала. Во-вторых, личность, начинающая освоение профессиональной деятельности, имеет набор сформированных психических свойств, некоторые из которых относятся к профессионально важным. Эти особенности личности находятся в зависимости от не адаптированных к определенной деятельности функциональных и операционных механизмов человека. В свою очередь перестройка данных механизмов происходит в соответствии с требованиями деятельности и заключается в переходе от психического свойства к профессионально важному качеству. Важно подчеркнуть, что особенности личности влияют на результаты деятельности, так как они связаны с саморегуляцией. В трудах Л. П. Корнеевой доказано, что человек, ставя перед собой цели, разрабатывает и изменяет порядок действий, которые соответствуют деятельности и способностям личности.
Одним из путей формирования профессионально значимых личностных качеств является использование тесной взаимосвязи теории и практики в процессе профессиональной подготовки. Реализация взаимосвязи теории и практики на основе использования средств информационных технологий рассматривалась в работах М. В. Амитровой, Д. Л. Дедова, М. Н. Краснянского,
A. А. Руднева, Д. В. Тараканова, В. Г. Терекова и др. М. В. Амитрова доказала, что успешное формирование профессионально значимых личностных качеств у обучающихся обеспечивается проведением занятий, в основе которых находится создание и решение реальных, профессионально ориентированных на будущую деятельность ситуаций [1, с. 20]. Д. Л. Дедов, М. Н. Краснянский и А. А. Руднев подчеркивали, что применение тренажерных комплексов эффективно для отработки последовательности действий при формировании навыков предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [5, с. 834]. Д. В. Таракановым были разработаны компьютерные программы, позволяющие проводить подготовку сотрудников федеральной противопожарной службы на основе моделирования и визуализации работы пожарно-спасательных подразделений при ликвидации пожаров в зданиях и сооружениях различного функционального назначения [11, с. 96].
B. Г Тереков в обучении будущих специалистов в области пожаротушения применял компьютерное моделирование расстановки сил и средств для тушения пожара [13, с. 19].
Для исследования также представляет интерес то, что формирование и изменение профессионально значимых личностных качеств во многом связано с условиями осуществления профессиональной деятельности, а также особенными для каждой профессии предметами и орудиями труда. По мнению А. В. Шленкова, на формирование качеств должны оказывать влияние внешние факторы профессиональной среды, при которых особенности деятельности преобразуются в опыт индивидуальной адаптации посредством освоения профессии и становления личностных качеств [15, с. 318]. В свою очередь Ю. А. Цагарелли указывал, что свойства личности формируются в результате частых повторений психических состояний и психических процессов [14, с. 21]. Таким образом, профессиональная подготовка должна быть сопряжена со значительными эмоциональными и физическими нагрузками. В трудах Ю. В. Котеловой отмечается, что на формирование профессионально значимых личностных качеств оказывают влияние особенные для каждой профессии предметы и орудия труда, а также трудовые задачи [9, с. 99]. Между особенностями профессиональной деятельности и условиями, в которых она проходит, существует взаимосвязь, определяющая специфику протекания трудовой деятельности и формирования структуры личности как субъекта труда. Связь заключается в том, что особенности личности сильно влияют на итоги профессиональной деятельности, а формирование личности в свою очередь происходит под ее влиянием и проведением [2, с. 266].
По мере развития умений, присущих конкретной деятельности, постепенно увеличивается уровень регуляции действий, так как происходит усвоение знаний и накопление профессионального опыта. Объединение знаний с опытом является существенным условием формирования личности и совершенствованием профессионализма в определенной сфере деятельности. Многие ученые указывали на уникальность воздействия принципа единства сознания и деятельности на формирование личности и ее качеств. Так, Б. Г Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие подчеркивали, что именно профессиональная деятельность позволяет достичь наибольших возможностей синхронного и более совершенного развития потребностей личности. Также в процессе становления личности в профессии формируются профессионально значимые качества в соответствии с требованиями для ее осуществления и индивидуальный стиль деятельности, который зависит от данных качеств. Так, Е. А. Климов определил, что индивидуальные различия в деятельности носят приспособительный характер [6, с. 113].
Применение практико-ориентированного подхода в рамках учебного процесса вынуждает вуз ГПС МЧС России совершенствовать материальную базу для профессиональной подготовки курсантов. Так, организуются учебные и спасательные центры МЧС России, а также классы ситуационного моделирования. Однако профессиональное развитие в вузе не будет эффективным без выявления педагогических условий, комплексное применение которых при подготовке курсантов будет способствовать формированию необходимых профессионально значимых личностных качеств.
Таким образом, целью исследования является выявление педагогических условий, комплексное применение которых в процессе профессиональной подготовки будет способствовать более успешному формированию профессионально значимых личностных качеств курсантов в вузе ГПС МЧС России.
Методология
Исследование проводилось в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России с 2014 по 2016 год. В исследовании принимали участие 320 курсантов 4-го года обучения направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» профиля подготовки «Пожарная безопасность».
Для выявления комплекса педагогических условий изучались методические возможности учебного центра и класса ситуационного моделирования вуза ГПС МЧС России, проводились теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, непосредственные наблюдения за учебной деятельностью курсантов на практических занятиях, индивидуальные беседы и анкетирование.
Для оценки сформированности профессионально значимых личностных качеств в начале седьмого и в конце восьмого семестра курсантам предлагалось пройти анкетирование. Разработанная нами анкета представляла собой таблицу, головная строка которой содержала 17 наиболее необходимых для сотрудника федеральной противопожарной службы профессионально значимых личностных качеств, а ее левая часть — список учебной группы. Анкетирование заключалось в само-
оценке курсантами уровня сформированности присущих им профессиональных качеств и взаимооценке их друг у друга по шкале от 0 до 100%. Затем подсчитывалось среднее значение по каждому профессионально значимому личностному качеству для каждого обучающегося.
Результаты
Рассмотрение процесса профессиональной подготовки курсантов с применение учебного центра вуза ГПС МЧС России и класса ситуационного моделирования позволило выявить комплекс дополняющих друг друга педагогических условий.
Первое условие заключается в объединении профессиональных знаний по пожарно-техниче-ским дисциплинам с опытом, полученным на практических занятиях и при прохождении практики в должности пожарного, командира отделения и начальника караула пожарно-спасательной части.
Учебный центр вуза ГПС МЧС России и класс ситуационного моделирования являются связующим звеном между теорией и практикой осуществления профессиональных действий, так как практические занятия основаны на поэтапном изучении курсантами процесса спасения людей и тушения пожара пожарно-спасательными подразделениями. Формирование представления курсантов о роли профессиональных действий на месте вызова в учебном центре вуза ГПС МЧС России происходит за счет визуального анализа оперативной обстановки в чрезвычайной ситуации и развертывания отделения от пожарного автомобиля. Для оценки оперативной обстановки на базе учебного центра вуза ГПС МЧС России имеется объект пожара, водоисточники, пожарные автомобили, пожарно-техническое оборудование и инструмент, места ввода сил и средств. На основе визуального анализа курсанты мысленно моделируют свои дальнейшие действия по тушению пожара и реализуют их с помощью развертывания сил и средств в составе учебной группы или курса.
Связь теории и практики обеспечивает класс ситуационного моделирования. В классе ситуационного моделирования анализ оперативной обстановки происходит с помощью фотографий, видеоматериалов и текстовой информации, на основе которых курсанты в виртуальной среде программно-аппаратных комплексов, установленных на персональные компьютеры, выполняют расстановку сил и средств.
Предстоящий процесс развертывания или расстановки сил и средств вынуждает курсантов самостоятельно определять:
1) места расстановки пожарных автомобилей и необходимость их установки на водоисточники;
2) места ввода сил и средств и необходимость использования звеньев газодымозащитной службы для спасения людей и тушения пожара;
3) способ тушения пожара с применением различных приборов подачи огнетушащих веществ, локализацию и ликвидацию пожара.
Также важен процесс обсуждения правильности расстановки сил и средств для выполнения основной задачи каждым курсантом после упражнений в учебном центре и классе ситуационного моделирования. В процессе обсуждения особенно выделяются действия, которые при допущенной ошибке могли бы привести к травмам и гибели пострадавших, личного состава, а также взрывам, обрушениям и усложнению оперативной обстановки. Таким образом, оценка обстановки и последующая расстановка сил и средств способствует возникновению тесной связи теории и практики.
За счет детального анализа профессиональной среды чрезвычайной ситуации и различных вариантов ее ликвидации становиться возможным формировать у обучающихся отношение к служебному долгу (серьезность), ответственность, аналитическое мышление, сообразительность, память, наглядно-образное мышление (воображение), настойчивость, самостоятельность, находчивость и предприимчивость.
Второе условие обуславливает имитацию обстановки профессиональной среды.
При выполнении поставленных задач на практических занятиях в учебном центре вуза ГПС МЧС России курсант находится в обстановке, способствующей созданию большого количества повторений психических состояний, возникающих у сотрудника федеральной противопожарной службы в процессе тушения пожара. Профессионализация имеющихся у курсанта личностных особенностей осуществляется путем создания с помощью средств имитации стресс-факторов обстановки на месте вызова, которые приближены к реальной профессиональной деятельности. Так, в основе каждого развертывания сил и средств лежит выполнение основной задачи, а именно: достижение локализации и ликвидации пожара в наиболее короткие сроки.
Личный состав учебной группы одет в боевую одежду и снаряжение пожарного, краги, пояс с карабином, сапоги пожарного и имеет средства индивидуальной защиты органов дыхания, из-за чего вес каждого курсанта увеличивается на 27 кг.
У должностных лиц управления личным составом есть соответствующая нарукавная повязка красного цвета с буквенными обозначениями «руководитель тушения пожара», «начальник тыла», «начальник штаба», «командир отделения». Личному составу необходимо отдавать краткие, четкие и ясные команды в устной форме с помощью носимых или мобильных средств связи.
Для создания условий ограниченной видимости в замкнутых пространствах применяется искусственный дым, на открытой местности поджигаются пиломатериалы, которые производят пламя, искры и тепловой поток. Огромную роль при проведении практического занятия играют погодные условия, такие как дождь, снег, ветер, повышенная и минусовая температура окружающей среды, большой снежный покров и др. Роль пострадавших выполняют манекены, схожие по росту и весу с прототипами. На занятии осуществляется подъем курсантов на высоту четвертого этажа и спуск по ручным пожарным лестницам и автолестнице, что способствует привыканию к работе на высоте.
Особый интерес представляют ночные занятия, когда объекты плохо видны, а оптический обман увеличивает расстояние до ориентиров. В таких условиях при развертывании сил и средств повышается утомляемость человека, приходится выбирать пожарно-техническое оборудование и инструмент на ощупь, а на незнакомых участках местности — передвигаться с осторожностью, за счет этого снижаются показатели профессионально значимых личностных качеств курсантов и увеличивается время выполнения основной задачи [12, с. 273].
На практических занятиях курсанты работают с огнетушащими веществами, такими как вода и пенообразователь. Для их подачи применяются пожарные автомобили различных видов и модификаций, поэтому звуки работающего мотора и насоса способствуют привыканию к профессиональному шуму.
Также преподаватели могут вносить новые вводные, изменяющие обстановку на месте вызова и усложняющие действия личного состава. Например, насос пожарного автомобиля вышел из строя, произошел разрыв рукавной линии, звено газодымозащитной службы не выходит на связь, пожар перешел на следующий этаж и др.
В классе ситуационного моделирования возможно создание условий для выработки управленческих решений курсантом за ограниченное время, отработки отдачи кратких и четких распоряжений, принятия оптимального решения искусственно созданных профессиональных ситуаций в виртуальной среде.
Данное условие оказывает влияние на развитие таких профессионально значимых личностных качеств, как устойчивость к стрессу, эмоциональная устойчивость, адекватное отношение к риску, самоконтроль, смелость, мужество и решительность.
Третье условие связано с выполнением курсантами способов и приемов профессиональной деятельности. Моделирование профессиональной среды в вузе ГПС МЧС России с помощью учебного центра и класса ситуационного моделирования способствует созданию условий для осуществления профессиональной деятельности.
В большинстве случаев сотрудник федеральной противопожарной службы среднего и старшего начальствующего состава на месте вызова осуществляет должностные обязанности оперативного дежурного и начальника караула пожарно-спасательной части. Однако его профессиональная деятельность на месте вызова не может быть ограничена только должностными обязанностями, перечисленными в нормативно-правовых актах МЧС России [10]. Это объясняется необходимостью иметь представления о сущности профессиональной деятельности всех участников тушения пожара и номеров расчета в отделении на пожарном автомобиле. К должностям относится командир отделения, начальник аварийно-спасательного расчета, постовой на посту безопасности газодымозащитной службы, командир звена газодымозащитной службы, газодымо-защитник, ствольщик (подствольщик), водитель пожарного или аварийно-спасательного автомобиля, пожарный и др.
На базе учебного цента вуза ГПС МЧС России курсанты осуществляют профессиональную деятельность всех участников тушения пожара более легких должностей, в задачи которых входит быстрое и четкое исполнение приказов, и работают с различным пожарным оборудованием и инструментом. Со временем деятельность по работе с пожарно-техническим оборудованием и инструментом заменяется на управление личным составом.
В классе ситуационного моделирования усложнение обучения происходит за счет поэтапного представления профессиональной деятельности. В начале обучения курсанты моделируют действия первого прибывшего на место вызова начальника караула, потом — действия оперативного дежурного.
Осуществление курсантами способов и приемов профессиональной деятельности способствует наполнению профессиональным содержанием таких физических качеств личности, как сила, реакция, выносливость и ловкость.
Четвертое условие заключается в обучении курсантов на основе групповой деятельности. Ликвидация чрезвычайной ситуации пожарно-спасательными подразделениями обусловливает необходимость высокой сплоченности коллектива, поэтому практические занятия по спасению людей и тушению пожара основаны на групповой деятельности. Так, Ю. А. Цагарелли подчеркивал, что в структуре свойств личности большую роль играет социально-психологический уровень, который обеспечивает взаимодействие между людьми. К нему автор отнес такие качества, как замкнутость, коммуникативные и организаторские способности [14, с. 23]. По мнению автора, совместная профессиональная деятельность способна направлять развитие человека, в процессе которого происходит адаптация личности к условиям деятельности, проявляющаяся в формировании и развитии сходных черт личности, интересов и манеры поведения.
Практические занятия в учебном центе вуза ГПС МЧС России и классе ситуационного моделирования представляют собой коллективную деятельность. Так, развертывание сил и средств от пожарного автомобиля осуществляется в составе отделения, а решение ситуационных задач — в составе учебных групп, что формирует у курсантов чувство коллективизма и готовности к активным совместным действиям по выполнению основной задачи.
Групповая деятельность при ликвидации техногенных чрезвычайных ситуаций формирует такие профессионально значимые личностные качества, как отзывчивость, дисциплинированность, инициативность и управляемость.
Результаты проведенного исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Влияние выделенных условий на формирование профессионально значимых личностных качеств курсантов
Профессионально значимое личностное качество В начале исследования, % В конце исследования, %
Отношение к служебному долгу (серьезность) 18,5 66,2
Ответственность 20,0 30,8
Аналитическое мышление 35,4 63,1
Сообразительность 41,5 75,4
Наглядно-образное мышление (воображение) 23,1 56,9
Самостоятельность 7,7 16,9
Находчивость 20,0 36,9
Устойчивость к стрессу 23,1 75,4
Адекватное отношение к риску 23,3 53,8
Самоконтроль 18,5 46,2
Смелость 24,6 53,8
Мужество 18,5 24,6
Решительность 44,6 75,4
Сила 4,6 13,8
Выносливость 15,5 231
Дисциплинированность 32,3 46,2
Инициативность 4,6 60,0
Полученные результаты показали, что применение комплекса педагогических условий положительно влияет на формирование профессионально значимых личностных качеств. На основе полученных данных можно сделать вывод, что курсанты к завершению обучения достаточно быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, находя при этом наиболее целесообразные способы действий. У некоторой части курсантов уровень распределения внимания недостаточный, им сложно переводить внимание с одного объекта на другой, а для выполнения поставленных задач им необходимо больше времени. У курсантов значительно улучшается отношение
к служебному долгу, уменьшается количество допущенных ошибок на практических занятиях, разбор практико-ориентированных задач переходит в дискуссии для выявления оптимального решения. Немаловажно повышение уровня адекватного отношения к риску, так как при выполнении профессиональных задач в условиях воздействия стресс-факторов сотрудник обязан действовать, аналитически взвешивая принятые решения. Повышается количество курсантов, обладающих необходимыми волевыми качествами, которые являются основой для развития профессионально значимых качеств, таких как эмоциональная устойчивость, ответственность, самостоятельность и решительность. Оценка также показала, что курсанты могут проявлять инициативу в общении и умеют поддержать деловые отношения. Только незначительная часть опрошенных испытывают определенные трудности в общении и установлении межличностных контактов, то есть для них характерны немногословность, застенчивость, недостаточная уверенность в процессе общения.
Заключение
При профессиональной подготовке курсантов в вузе ГПС МЧС России важно учитывать взаимосвязь личностного и профессионального развития, так как в психолого-педагогической литературе подчеркивается, что личностные особенности переходят в профессионально значимые качества в процессе выполнения профессиональной деятельности. То есть быстрота приобретения профессионально значимых качеств, присущих определенному виду профессии, находится в прямой зависимости от особенностей личности, выступающих первостепенными факторами профессионального обучения.
В исследовании выявлены педагогические условия, обеспечивающие тесную взаимосвязь теории и практики на основе использования возможностей учебного центра вуза и класса ситуационного моделирования, позволяющих создавать и решать реальные профессионально ориентированные ситуации.
Применение в процессе профессиональной подготовки выделенных педагогических условий способствует становлению личности в профессии, так как под их воздействием имеющиеся у курсанта личностные особенности приобретают профессиональное содержание, то есть переходят в состояние профессионально значимых.
Литература
1. Дмитрова М. В. Формирование социально-значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2013. 23 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001. 288 с.
3. Белорожев О. Н. Деловая игра как метод подготовки курсантов вузов МЧС России к активному взаимодействию в чрезвычайных ситуациях // Педагогическое образование в России. 2016. № 2. С. 98-102.
4. Белорожев О. Н. Педагогические условия формирования способности курсантов к активному взаимодействию в чрезвычайных ситуациях // Педагогическое образование в России. 2017. № 4. С. 95-99.
5. Дедов Д. Л., Краснянский М. Н., Руднев Д. Д. Виртуальный тренажерный комплекс предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера на основе моделирования деятельности человека-оператора //Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2012. № 4. С. 834-839.
6. Климов Е. Д. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань : Казантеий ун-т, 1969. 278 с.
7. Князева Д. Г. Педагогический потенциал интерактивных образовательных технологий в процессе формирования профессионально-правовой компетентности бакалавров социальной работы в университете // European social science journal. 2016. № 12-2. С. 208-214.
8. Конорев Д. В. Формирование профессионального долга у курсантов вузов МЧС России : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2015. 24 с.
9. Котелова Ю. В. Очерки по психологии труда. М. : МГУ, 1986. 118 с.
10. Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны : приказ МЧС России от 31 марта 2011 г. № 156.
11. Тараканов Д. В., Саттаров И. Ф. Компьютерная модель ликвидации пожаров для тактической подготовки пожарных [Электронный ресурс] //Технологии техносферной безопасности. URL: http://academygps.ucoz.ru/ttb/2014-6/2014-6.html (дата обращения: 25.06.2017).
12. Пожарно-строевая подготовка / В. В. Теребнев, В. Д. Грачев, Д. В. Подгрушный, Д. В. Теребнев. М. : Дкадемия ГПС : Калан, 2004. 336 с.
13. Тереков В. Г. Совершенствование практической подготовки курсантов в области тактики пожаротушения с применением средств информационных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2004. 21 с.
14. Цагарелли Ю. Д. Системная диагностика человека и развитие психических функций. Казань : Ин-т экономики, упр. и права : Дкцептор, 2009. 492 с.
15. Шленков Д. В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России : автореф. дис. ... д-ра псих. наук: 05.26.03. СПб., 2010. 21 с.
References
1. Amitrova M. V. Formation of socially important qualities for the professional activity of the students technical university in the process of learning a foreign language [Formirovanie social'no-znachimyh kachestv dlja professional'noj dejatel'nosti u studentov tehnicheskogo vuza v processe obuchenija inostrannomu jazyku]: abstract of dissertations ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. Saratov, 2013. P.23 p. (In Russian).
2. Ananiev B. G. Person as subject cognition. Saint Petersburg: Piter, 2001. 288 p. (In Russian).
3. Belorozhev O. N. Role playing as a method of training students of institutes of emercom of Russia for active cooperation in emergency situations. Pedagogical Education in Russia [Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii]. 2016. № 2. P. 98-102. (In Russian).
4. Belorozhev O. N. Pedagogical conditionsof cadets active cooperation skills development in emergency situations. Pedagogical Education in Russia [Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii]. 2017. № 4. P. 95-99. (In Russian).
5. Grandfathers D. L., Krasnyansky M. N., Rudnev A. A. Virtual training complex prevention and elimination of emergency situations on the basis of man-made activity modeling the human operator. Transactions of the Tambov State Technical University [Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta]. 2012. № 4. P. 834-839. (In Russian).
6. Klimov Y. A. Individual style of activity depending on the typological properties of the nervous system [Individual'nyj stil' dejatel'nosti v zavisimosti ot tipologicheskih svojstv nervnoj sistemy]. Kazan: Kazan university, 1969. 278 p. (In Russian).
7. Knyazeva A. G. Pedagogical potential of interactive educational technologies in the process of formation of professional legal competence of the bachelors of social work at the university. European social science journal. 2016. № 12-2. P. 208-214. (In Russian).
8. Konorev D. V. The formation of the professional duty of cadets universities emercom of Russia [Formirovanie professional'nogo dolga u kursantov vuzov MChS Rossii]: abstract of dissertations ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. Moscow, 2015. 24 p. (In Russian).
9. Kotelova Yu. V. Essays on the psychology of work [Ocherki po psihologii truda]. Moscow : MSU, 1986. 118 p. (In Russian).
10. On the approval of the fire extinguishing procedure by fire protection units: the order of the Ministry of Emergency Situations of Russia of March 31, 2011 № 156 [Ob utverzhdenii porjadka tushenija pozharov podrazdelenijami pozharnoj ohrany : prikaz MChS Rossii ot 31 marta 2011 g. № 156].
11. Tarakanov D. V., Sattarov I. F. Computer model elimination of fires to fire tactical training. Technology of technosphere safety [Tehnologii tehnosfernoj bezopasnosti] Available at: http://academygps.ucoz.ru/ttb/2014-6/2014-6.html. (accessed 25.06.2017). (In Russian).
12. Terebnev V. V., Grachev V. A., Podgrushnyj A. V., Terebnev A. V. Fire drill training [Pozharno-stroevaja podgotovka]. Moscow: Academy SFS, Kalan, 2004. 336 p. (In Russian).
13. Terekov V. G. Improving the practical training of students in the field of fire fighting tactics using information technologies[Sovershenstvovanie prakticheskoj podgotovki kursantov v oblasti taktiki pozharotushenija s primeneniem sredstv informacionnyh tehnologij]: abstract of dissertations ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.02. Moscow, 2004. 21 p. (In Russian).
14. Tsagareli Yu. A. System diagnostics and the development of human mental functions [Sistemnaja diagnostika cheloveka i razvitie psihicheskih funkcij]. Kazan: Institute of economy, management and law, Acceptor, 2009. 492 p. (In Russian).
15. Shlenkov A. V. Psychological training of employees of the state fire service of emercom of Russia [Psihologicheskoe obespechenie professional'noj podgotovki sotrudnikov Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MChS Rossii]: abstract of dissertations ... doctor of psychology sciences: 05.26.03. Saint Petersburg, 2010. 21 p. (In Russian).
УДК/uDC 37.062
Э. М. Казин, Н. Н. Кошко, Е. Н. Галынская, М. А. Гуляева, О. А. Соловей
E. Kazin, N. Koshko, E. Galynskaya, M. Gulyaeva, O. Solovey
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STuDENTS IN THE CONDITIONS Of ADDITIONAL EDuCATION
Введение. В статье представлено исследование проблемы социально-психологической адаптации обучающихся, влияние на процесс социально-психологической адаптации обучающихся дополнительного образования. Цель статьи — исследовать влияние дополнительного образования на социально-психологическую адаптацию обучающихся.
Методология. Исследование проводится на основе методов анализа и обобщения.
Результаты. В статье представлены результаты, полученные в ходе изучения параметров социально-психологической адаптации школьников с различным социальным статусом на основе