Научная статья на тему 'Структура курса «Концепции современного естествознания»'

Структура курса «Концепции современного естествознания» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
725
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ / СТРУКТУРА КУРСА / ТЕОРИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / CONCEPTS OF MODERN NATURAL SCIENCES / HEADING FRAME / THEORY OF A CONTENTS OF DERIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чечеткина Нина Владимировна

Предложена структура курса «Концепции современного естествознания», так как до настоящего времени в теории нет достаточно полного обоснования места и роли этого курса в предметной структуре естественнонаучной подготовки, его содержание еще окончательно не сформировалось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Heading frame «Concept of modern natural sciences»1

The heading frame «Concept of modern natural sciences» as till now in the theory there is no enough complete substantiation of a place and a role of this heading in subject frame of is natural-scientific preparation is offered, its contents still definitively was not generated.

Текст научной работы на тему «Структура курса «Концепции современного естествознания»»

является специальная подготовка и переподготовка профессорско-преподавательского состава кафедры в области расширения не только профессиональной компетенции, но и освоения информационных технологий. Проектные работы, компьютерные презентации, видео-конференции и работа с интерактивными программами должны стать обычными формами учебной деятельности в рамках профессиональной коммуникативной подготовки студентов [3].

Список литературы

1. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс / Е.Н. Соловова. — М.: АСТ; Астрель, 2008. — 272 с.

2. Юцявичене, П.А. Теоретические основы модульного обучения: дис. ... д-ра пед. наук / П.А. Юцявичене. — Вильнюс, 1990. — 336 с.

3. Шишов, С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 316 с.

УДК 378:5

Н.В. Чечеткина, канд. пед. наук, доцент

ГОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный институт (Государственный технический университет)»

СТРУКТУРА КУРСА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

С середины 1990-х гг. в предметную структуру ствознания» (далее КСЕ). Принятое решение по сути

естественно-научной подготовки включен но- можно квалифицировать как революционное, по-

вый учебный курс «Концепции современного есте- скольку новый курс введен вместо учебных пред-

метов, эмпирически сформировавшихся и в течение длительного времени неизменно сохранявшихся в системе профессионального образования. В предложенном вместо них курсе КСЕ, по мнению авторов программы этого курса для направлений: 521200 «Социология»; 521600 «Экономика»; 521700 «Архитектура»; 522200 «Статистика» (О.Н. Голубева, Н.А. Добротина, А.Д. Суханов), реализуется новый подход к формированию его содержания, иной подход к формированию естественно-научного мышления на основе трансдисциплинарных идей и важнейших естественнонаучных концепций [1].

Возможно, что предложенная инновация в предметной структуре содержания естественно-научной подготовки объективно обусловлена совершенствованием теории объекта изучения, а реализованный в ГОС подход к формированию курса КСЕ на трансдисциплинарной основе развивает теорию структуры содержания образования. Однако проведенный обзор публикаций по вопросу появления нового курса не позволяет сделать такой вывод. Анализ современной теории структуры содержания об-

Таблица 1

Структура курса КСЕ, представленная в примерной программе курса для направлений подготовки: 521200, 521600, 521700, 522200

Введение. Цивилизационная значимость естественно-научной культуры

Раздел I. Природа и естественнонаучное познание 1. Человек и природа 2. Трансдисциплинарные идеи в естествознании 3. Панорама современной естественно-научной картины мира (ЕНКМ)

Раздел II. Образ природы в классическом естествознании 1. Очерк становления классических фундаментальных концепций современного естествознания 2. Концепция моделирования объектов 3. Концепция контролируемого воздействия 4. Концепция целостности объекта 5. Концепция точного измерения 6. Концепция единства пространственновременных отношений в природе

Раздел III. Образ природы в неклассическом естествознании 1. Очерк становления неклассических фундаментальных концепций современного естествознания 2. Концепция моделирования состояний объекта 3. Концепция неконтролируемого воздействия и флуктуаций 4. Концепция целостности состояния 5. Концепция измерения в неклассическом естествознании

Раздел IV. Эволюционные представления в естественнонаучной картине мира 1. Концепция самоорганизации сложных природных систем 2. Эволюция на космологическом уровне 3. Эволюция на геологическом уровне 4. Эволюция на химическом и биологическом уровне

Заключение. На пути к целостной культуре

разования (В.С. Леднев) [2] и имеющихся в литературе публикаций по обоснованию правомерности курса КСЕ в структуре естественно-научной подготовки указывает на то, что предлагаемые авторами курса основы формирования его содержания лежат вне плоскости принятой классификации наук, обусловливающей предметную структуру содержания общего образования, также непонятна диалектика отношений этих основ в системе детерминант структуры содержания образования. До настоящего времени в теории еще нет достаточно полного обоснования курса КСЕ в предметной структуре содержания естественно-научного образования, может быть, поэтому у авторов большого количества учебников и учебных пособий по курсу КСЕ нет единого мнения как по вопросу о том, что такое естествознание, так и относительно структуры курса КСЕ. Например, авторы примерной программы предложили содержание курса КСЕ, структура которого отражена в табл. 1.

Сопоставим структуры курса КСЕ, предлагаемые авторами учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования [1]

и УМО, выделив их в несколько групп в зависимости от того, для студентов каких направлений подготовки они созданы (табл. 2).

Можно отметить, что предлагаемые авторами структуры курса КСЕ, во-первых, отличаются от структуры курса, предложенного авторами примерной программы, утвержденной Минобрнауки РФ; во-вторых, структуры курса в этих учебниках и учебных пособиях имеют немного областей пересечения, да и те не явно выражены.

Некоторые области пересечения наблюдаются в структурах курса КСЕ (табл. 3), предлагаемых в учебном пособии С.И. Самыгина и других авторов для студентов гуманитарных и экономических специальностей и в учебнике В.Н. Лавриненко и других, который создан для студентов вузов, но в аннотации уточняется, что для экономических и гуманитарных.

Нет структурных единиц содержания, признаваемых необходимыми авторами учебников, для студентов гуманитарных специальностей (табл. 4). Структура содержания курса КСЕ в учебнике А.Д. Суханова и О.Н. Голубевой близка к структуре примерной программы курса. Это объясняется

Таблица 2

Сравнительная таблица структур курса КСЕ в учебниках для студентов вузов (без указания направления подготовки)

Автор учебника

Т.Я. Дубнищева Д.И. Грядовой А.И. Лобачев В.Н. Лавриненко В.Г. Торосян

Структура курса КСЕ Мир, природа и человек Поиск моделей и закономерностей Вероятно стный мир и законы эволюции Самоорганизация Наука как форма духовного освоения действительности Естествознание как наука Концептуальные основы современной космологии Концептуальные основы современной физики Концептуальные основы современного математического знания Концептуальные основы современной химии Концептуальные основы современной биологии Концептуальные основы антропосоцио-генеза Общенаучные методы и системные аспекты научных исследований Физические системы на различных структурных уровнях Биологические системы и возможности их моделирования Естественно-научная и гуманитарная культуры Научный метод. Логика и методология развития естествознания Структурные уровни организации материи Пространство и время в современной научной картине мира Химическая наука об особенностях атомно-молекулярного уровня организации материи Особенности биологического уровня организации материи. Проблемы генетики Биосфера. Ноосфера. Человек Человек как предмет естественно-научного познания Естествознание в структуре техногенной цивилизации Формирование и эволюция естественно-научного стиля мышления Панорама современного естествознания

Таблица 3

Сравнительная таблица структуры курса КСЕ для студентов экономических и гуманитарных специальностей

Автор

В.Н. Лавриненко С.И. Самыгин

Естественно-научная и гуманитарная культуры Научный метод

Структура курса КСЕ Научный метод. Логика и методология развития естествознания История естествознания

Структурные уровни организации материи Элементы современной

физики

Пространство и время в современной науч- Основные понятия

ной картине мира и представления химии

Химическая наука об особенностях атомно- Возникновение и эво-

молекулярного уровня организации материи люция жизни

Особенности биологического уровня организации материи. Проблемы генетики Биосфера. Ноосфера. Человек Человек как предмет естественно-научного познания Человек

тем, что авторы этого учебника являются авторами примерной программы.

Дальнейшее сравнение структур курса КСЕ, предлагаемых авторами учебников для вузов (Л.С. Мотылева, В.А. Скоробогатов, А.М. Судариков), учебно-методических пособий для вузов (Ю.И. Жигалов, Л.Т. Пашков), курсов лекций (А.Н. Бабушкин, А.А. Горелов) или лекций по курсу (Г.И. Рузавин), мультимедийного комплекса (ОрелГТУ) и других видов изданий, позволяет отметить очень широкий спектр представлений авторов о структуре курса КСЕ.

По результатам анализа содержания примерной программы и исследованных учебников и учебных пособий по курсу КСЕ можно сделать следующие выводы.

В педагогической теории и практике не сформировано единой структуры курса КСЕ не только для различных направлений подготовки специалистов, но и для одного направления (например, для студентов экономических специальностей). Возможно, что все это многообразие структур существует и востребовано потому, что до настоящего времени в теории нет однозначного ответа на вопрос о том, что является предметом курса КСЕ. Представлены только некие трансдисциплинарные идеи и важнейшие естественно-научные концепции или, может быть, курс также должен предусматривать изучение ключевых вопросов таких традиционных естественно-научных курсов, как «Физика», «Химия» и др.? В ГОС ВПО по направлению 521600 «Экономика» нет даже упоминания о трансдисциплинарных идеях.

Неясно, как в структуре курса может быть представлена инвариантная (не зависящая от направления и специальности) составляющая содержания и корректируемая в зависимости от профессионального профиля и уровня предшествующей подготовки студентов (на базе школьного курса или после освоения вузовских программ физики, химии и др.)?

Структура содержания курса КСЕ у многих авторов отражает представление о естествознании как простой сумме естественных наук. Наиболее последовательно представление о том, что естествознание — это самостоятельная целостная наука

Таблица 4

Сравнительная таблица структуры курса КСЕ в учебниках и учебных пособиях для студентов гуманитарных специальностей

Автор

А.Д. Суханов, О.Н. Голубева В.М. Найдыш Е.Ф. Солопов

Структура курса КСЕ Цивилизационная значимость естественно-научной культуры Природа и естественно-научное познание Образ природы в классическом естествознании Образ природы в неклассическом естествознании Эволюционные представления в естествознании На пути к целостной культуре Основные исторические периоды развития естествознания Природа в современной естественно-научной картине мира Естествознание на пороге XXI века Естествознание в системе науки и культуры Современное естествознание о микро-, макро- и мегамирах Современное естествознание о живой природе Современная наука о природных началах бытия человека

о природе, отражено в структуре и содержании курса КСЕ А.Д. Суханова и О.Н. Голубевой, однако созданный этими авторами курс, как показывает практика, очень труден для усвоения.

Значительная часть разработчиков содержания курса КСЕ признает необходимым рассмотрение следующих вопросов: история естествознания; измерения; теория относительности; корпускулярные и континуальные подходы в естествознании; пространственно-временные отношения в естествознании; законы сохранения импульса, момента импульса и энергии и их связь со свойствами пространства и времени; основные модели квантовой механики; структурные уровни организации материи; энтропия; самоорганизация; эволюция Вселенной.

Трудно не согласиться с мнением А.А. Абраш-кина и С.М. Пономарева, высказанным ими в статье «Курс «Концепции современного естествознания»: предварительные итоги»: «Важнейшей проблемой преподавания данного курса является отсутствие по-настоящему качественного учебника. В последнее время вышло более десятка книг с названием «Концепции современного естествознания», но пока еще количество не перешло в качество».

В последнее время ситуация с преподаванием курса КСЕ усложнилась в связи с тем, что значительная часть вузов на постоянной основе участвует в Интернет-экзамене в сфере профессионального образования (ФЭПО), проводимом Росаккредагент-ством. Для проведения ФЭПО подготовлены тестовые задания и материалы, которые призваны обеспечить информационную поддержку преподавателей, готовящих своих студентов к Интернет-экзамену. И, следовательно, обучающих своих студентов так, чтобы они успешно сдали Интернет-экзамен. Эти материалы содержат: требования ГОС к обязательному минимуму содержания основной образователь-

ной программы, тематическую структуру АПИМ (разделение содержания курса на 6 дидактических единиц, каждая из которых, в свою очередь, разделяется на несколько тем заданий), тезаурус по дисциплине и демонстрационные варианты.

Если рассматривать тематическую структуру АПИМ, как отражение представлений разработчиков тестовых заданий о структуре курса КСЕ, то можно констатировать, что эти представления даже в течение года-полутора претерпевают некоторые изменения. Даже самые опытные преподаватели, задачей которых является разработка тестовых заданий для проверки знаний студентов сотен вузов страны, пока окончательно не определились относительно структуры того знания, уровень освоения которого они призваны измерять.

Даже если не обсуждать вопроса о том, что тезаурус 2008 по дисциплине КСЕ для специальностей с числом часов по ГОС меньше 130 (уровень 1) содержит около 360 понятий, а ограничиться сравнением всех, предлагаемых уважаемыми специалистами, структур курса КСЕ, то становится понятно, что эффективно работать со всем этим массивом разнородной информации невозможно. И все это лишний раз подчеркивает недостаточно полное обоснование курса КСЕ в предметной структуре содержания естественно-научного образования и актуальность исследований, посвященных разработке его содержания.

Список литературы

1. Концепции современного естествознания: примерная программа дисциплины для направлений: 521200 — «Социология»; 521600 — «Экономика»; 521700 — «Архитектура»; 522200 — «Статистика». — М.: Министерство образования РФ, 2000.

2. Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. — М.: Высшая школа, 1991.

УДК 378

Е.Н. Лопанова, преподаватель

ГОУ СПО «Политехнический колледж № 50»

Л.И. Назарова, канд. пед. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

моделирование учебно-профессиональной деятельности студентов политехнического колледжа

На современном этапе важнейшей целью систе- петентных, творчески мыслящих, конкурентоспо-

мы профессионального образования в целом собных специалистов, способных адаптироваться

и системы среднего профессионального образова- к изменяющимся экономическим условиям, опе-

ния (СПО), в частности, является подготовка ком- ративно реагировать на требования рынка труда,

---------------------------------- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6'2009 --------------------- 47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.