Научная статья на тему 'Дидактическая система курса «Концепции современного естествознания»'

Дидактическая система курса «Концепции современного естествознания» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ / ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / CONCEPTS OF UP-TO-DATE NATURAL SCIENCES / TAKEOFF OF THE CONTENTS OF EDUCATION / THE DIDACTIC ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чечёткина Нина Владимировна

Единые и устоявшиеся подходы к обучению студентов по курсу «Концепции современного естествознания» пока не сформировались; нет однозначного ответа на вопрос о том, что является предметом курса КСЕ; не существует единой структуры его содержания; не проработана система форм организации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC SYSTEM OF A HEADING «CONCEPT OF UP-TO-DATE NATURAL SCIENCES»

The uniform and settled approaches to instruction of students at the rate «Concepts of up-to-date natural sciences» were not generated yet; there is no unambiguous answer on a problem that is a subject of heading concept of up-to-date natural sciences; there is no uniform frame of its contents; the system of forms of organisation of instruction is not studied.

Текст научной работы на тему «Дидактическая система курса «Концепции современного естествознания»»

кое многостороннее взаимодействие и регламентировать его до мельчайших подробностей практически невозможно, однако решение этой дилеммы возможно, и лежит оно в сфере педагогической синергетики, изучающей законы самоорганизации педагогических систем.

Любая самоорганизующаяся система характеризуется открытостью, нелинейностью и нерав-новесностью.

Открытая система способна постоянно обмениваться содержанием (будь то энергия или информация) с окружающей средой. Для сложноорганизованных систем открытого типа, к которым может быть отнесена и образовательная среда, характерна постоянная изменчивость. Поэтому авторы акцентируют внимание именно на инновационности образовательной среды, как имманентно присущему ее качеству, способности и готовности воспринимать, ассимилировать прогрессивные новшества. Открытость системы часто характеризуют как необходимое, но не достаточное условие для ее самоорганизации*.

Нелинейность рассматривается как многовариантность и непредсказуемость перехода системы из одного состояния в другое.

Неравновесность можно определить как состояние открытой системы, при котором происходит изменение ее состава, структуры и поведения. Неравновесие стимулирует постоянную поддержку обмена веществ, энергии, информации. Время протекания неравновесного процесса меньше пе-

риода релаксации, т. е. времени выравнивания параметров до состояния равновесия. Неравновесным процессам уделяется все больше внимания. С позиций синергетического подхода они рассматриваются в качестве условия стабильности и устойчивости систем, в том числе педагогических.

Постоянное расширение образовательного информационного пространства в связи со стремительным увеличением объемов информации, развитием глобальных электронных сетей, образовательных Интернет-массивов, телекоммуникационных технологий обусловливает неравновесное состояние образовательной среды в так называемых точках бифуркации, возникает «веер возможностей» как многовариантность и альтернативность выбора пути оптимального ее развития.

Таким образом, современная образовательная среда в формализованном виде представляет собой педагогическую систему (цель, содержание, формы, методы, средства) и набор обеспечивающих подсистем (управленческую, финансово-экономическую, материально-техническую, нормативно-правовую, маркетинговую). Эффективное взаимодействие структурных компонентов и подсистем образовательной среды возможно с учетом законов развития самоорганизующихся систем. В этой связи одной из наиболее актуальных научных проблем является построение теории функционирования и развития образовательной среды вуза на основе синергетического подхода.

УДК 378:5

Н.В. Чечёткина, канд. пед. наук, доцент

ГОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный институт (Государственный технический университет)»

дидактическая система курса «концепции современного естествознания»

Блок естественно-научных дисциплин — один из наиболее устоявшихся в системе общего образования. В большинстве своем это те учебные предметы, с которых начиналось систематическое образование. Они эмпирически в течение столетий настолько отработаны, что внесение каких-либо изменений в содержание этой части образования требует очень серьезных научных обоснований и достижений. Естественно, что с течением времени изменялось научное знание, возникали новые идеи и концепции, появлялась новая информация по предметам изучения естественно-научных дис-

* Назарова, Т.С. «Синергетический синдром» в педагогике / Т.С. Назарова, В.С. Шаповаленко // Педагогика. — 2001. — № 9. — С. 25-33.

циплин и новые подходы к определению структуры содержания этой составляющей образования. Так поиски новых системообразующих оснований естественно-научного образования в условиях бурного развития этой области знания привели к тому, что в предметной структуре естественно-научной подготовки в середине 1990-х годов появился новый учебный курс «Концепции современного естествознания» (далее КСЕ), в котором, по мнению авторов курса, реализован новый подход к формированию содержания обучения и естественно-научного мышления на основе трансдисциплинарных идей и важнейших естественно-научных концепций.

Несмотря на то, что до настоящего времени в педагогической теории еще нет достаточно полного об-

основания курса КСЕ в предметной структуре содержания естественно-научного образования, можно констатировать значительный прогресс в построении дидактической системы курса КСЕ. Определено его место в системе естественно-научной подготовки, что нашло отражение в ГОС ВПО. Составлены примерные программы курса для студентов неинженерных (О.Н. Голубева, Н.А. Добротина, А.Д. Суханов) и гуманитарных специальностей (В.С. Степин, В.Г. Буданов, О.П. Мелехова). Разработано содержание обучения, отраженное в многочисленных учебниках, учебных пособиях, курсах лекций, практикумах (О.Н. Голубева, А.А. Горелов, Т.Я. Дубнище-ва, В.Н. Лавриненко, В.М. Найдыш, С.И. Самыгин, А.Д. Суханов, С.Х. Карпенков и др.). Исследованы отдельные аспекты преподавания курса: С.Е. Старостина показала эффективность использования теоретических основ методики обучения физике для практических занятий по курсу КСЕ со студентами гуманитарных специальностей; А.И. Бочкаревым предложил содержание курса КСЕ, средства и технологии обучения, направленные на формирование синергетического стиля мышления; В.У Рау, Т.Ф. Рау, С.В. Шаталов, А.В. Пауткина, Ю.В. Горин, Л.И. Мокиевский, В.М. Еськова, О.Е. Филатов разработали и включили в учебный процесс лабораторные и практические занятия; Е.А. Большакова построила модель курса КСЕ, в процессе изучения которого формируется экологоцентрическое мышление студентов на основе десмоэкологического подхода; В.А. Ятманов рассмотрел вопросы развития ценностно-смысловой основы учебной деятельности студентов педагогического вуза на материале курса КСЕ; С.И. Коурова разработала компьютерную программу по курсу КСЕ.

Ввиду принципиальной новизны учебного курса КСЕ единые и устоявшиеся подходы к обучению студентов пока не сформировались. Нет единого мнения относительно того, что такое естествознание: совокупность наук о природе (Т.Я. Дубнище-ва, Ю.И. Жигалов, Л.Т. Пашков, С.И. Самыгин, А.Н. Бабушкин) или система знаний и деятельности, объектом которых является Природа — часть бытия, существующая по законам, не созданным активностью людей (Д.И. Грядовой), или раздел науки, который изучает мир, как он есть, в его естественном состоянии, независимо от человека (А.А. Горелов, Н.В. Ревская), или знание о природе, которое базируется на научном эксперименте, характеризуется развитой теоретической формой и математическим оформлением (Л.С. Мотылева), или самостоятельная целостная наука о природе, не сводящаяся к сумме частных естественных наук, исследующая трансдисциплинарные отношения между естественными науками (А.Д. Суханов и О.Н. Голубева), или новое научное направление, возникшее при интеграции знаний всех наук о природе — системо-

образующий фактор всей современной культуры (С.В. Шаталов), или просто неотъемлемая и важная часть духовной культуры человека (Е.Ф. Соло-пов)? В связи с этим в теории нет однозначного ответа на вопрос о том, что является предметом курса КСЕ (только некие трансдисциплинарные идеи и важнейшие естественно-научные концепции или курс также должен предусматривать изучение ключевых вопросов таких традиционных естественнонаучных курсов, как «Физика», «Химия» и др.).

В практике преподавания курса КСЕ не существует единой структуры его содержания. Структуры содержания авторских курсов КСЕ отличны от структуры примерной программы дисциплины КСЕ, утвержденной Министерством образования РФ. При одном и том же стандарте практически все имеющиеся на сегодняшний день учебники, учебные пособия по курсу КСЕ значительно отличаются друг от друга по представленному в них материалу. Это порождает несогласованные решения различных образовательных структур, осуществляющих управление системой образования и контроль качества обучения. В частности, весной 2008 года студенты МАДИ (ГТУ) экономического факультета и факультета управления сдавали Интернет-экзамен по курсу КСЕ. Подготовка к Интернет-экзамену в основном свелась к изучению тезауруса (для уровня сложности 1 он содержит 192 понятия, для уровня сложности 2 — 369 понятий). Предварительная работа с тренировочными тестами и консультации, проведенные до сдачи экзамена, привели к неплохим результатам, но необходимо отметить общую неудовлетворенность (и студентов, и преподавателей) содержанием значительного числа вопросов тестов, их неоднородность, некоторая «размытость» формулировок предлагаемых вариантов ответов, несоответствие структуры тезауруса курса КСЕ структурам программ этого курса как для студентов экономических, так и для студентов гуманитарных специальностей [1].

Не проработана система форм организации обучения. Первоначально авторы примерной программы курса КСЕ для студентов экономических специальностей предлагали две формы проведения занятий: лекционные и семинарские, а затем на VII научно-методической конференции стран СНГ «Современный физический практикум» они выступили с докладом «Место учебного практикума в курсе «Концепции современного естествознания»». В этом докладе они поставили задачу определения места учебного практикума в этой интегральной дисциплине. В процессе педагогической деятельности различными авторами предпринимаются попытки реализации практической составляющей обучения по курсу в форме семинарских, практических и лабораторных занятий, однако в целом эти разработки носят разрозненный характер.

51

Проектируя содержание любого курса и любой его части, необходимо руководствоваться некоторой системой представлений о том, каким должен быть курс, как должна осуществляется деятельность по его проектированию и отбору учебного материала по курсу. Несмотря на то, что в педагогической практике накоплен большой опыт проектирования содержания образования на всех уровнях (образования в целом, основных ступеней обучения, сквозных отраслей образования, циклов учебных курсов, учебных курсов, дисциплин и т. д.), в педагогической науке наиболее детально разработана теория содержания образования в целом (В.С. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский и др.). Имеются исследования, посвященные отбору и формированию содержания образования: в профильных классах (Г.А. Воронина, Н.А. Давыдова), в культуросообразных дидактических системах (О.Е. Сальникова), по профессиям сельскохозяйственного производства (А.А. Кива), в профессиональном лицее туристического профиля (Г.И. Зорина), экологического образования в техническом вузе на основе системного подхода (С.Г. Сериков) и др. Уже более 10 лет преподаватели различных вузов страны не могут договориться о том, чему же нужно учить студентов, изучающих курс КСЕ (даже в рамках одного направления подготовки). Чтобы разрешить эту проблему, необходимо разработать систему дидактических оснований для отбора содержания обучения по курсу КСЕ. В современных условиях, когда появляются новые специальности и новые дисциплины в системе высшего и среднего профессионального образования, такая система дидактических оснований позволила бы оптимизировать отбор учебных материалов для новой дисциплины и сократить процесс ее «обкатки». Автор данной статьи сделал первый шаг на этом пути — определил критерии отбора и построения содержания лабораторно-

практических занятий по курсу КСЕ [2]. Преподаватели кафедры инженерной педагогики МАДИ (ГТУ) разработали комплекс профессионально направленных лабораторно-практических работ по курсу КСЕ для студентов специальности «Экономика дорожного строительства». Практикум состоит из простых лабораторных работ (без сложного оборудования и больших и сложных математических описаний исследуемых явлений и процессов), чтобы сложное оборудование и сложные математические выкладки не отодвигали на задний план исследование сути изучаемого явления или процесса и возможность их реализации не зависела от финансовых возможностей вуза. Лабораторный практикум по курсу КСЕ рассматривается как полигон для формирования исследовательских умений будущих специалистов, а не как лаборатория по определению точных значений каких-либо величин. Кроме того, в рамках лабораторного практикума по курсу КСЕ формируются профессионально важные умения и качества личности; студенты приобретают знания и умения, которые помогут им в дальнейшем успешно изучать специальные дисциплины; у студентов формируется представление о том, что естественно-научные и гуманитарные знания — не альтернатива, а дополняющие части единого целого.

Преподаватели кафедры инженерной педагогики МАДИ (ГТУ) много лет ведут работу по созданию учебно-методического комплекса по курсу КСЕ для студентов экономических и управленческих специальностей, включающего учебные и учебнометодические пособия, рабочие тетради для лабораторных работ, задания для студентов заочного обучения. Работа по совершенствованию этого комплекса ведется постоянно. Однако уже сейчас сравнение результатов входного и итогового контроля студентов, обучающихся по системе, разработанной преподавателями кафедры инженерной педагогики, с результатами входного и итогового контроля студентов, обучающихся по традиционной системе, показало высокую эффективность использования созданного учебно-методического комплекса (рисунок).

Список литературы

1. Сазонова, З.С. Интернет-экзамен по дисциплине «Концепции современного естествознания»: труды IV Международной конференции ФССО-09 // З.С. Сазонова, Т.М. Ткачева, Н.В. Чечет-кина. — СПб, 2009.

2. Чечеткина, Н.В. Совершенствование дидактической системы курса «Концепции современного естествознания» для студентов неинженерных специальностей: дис. ... канд. пед. наук. — М., 2004.

да с Е-

О £ а сЗ

4 а

Ет С О

в

ю с Ес Е-

5 о ¡4 с

С 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Число выполненных заданий

Результаты тестирования:

пунктирные линии — результаты тестирования контрольной группы; сплошные линии — экспериментальной; более жирно — результаты выходного тестирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.