ИНТЕГРАЦИЯ
аргументированные выводы и отражать собственную точку зрения студента по затронутой проблеме. Целесообразно посвятить реферат раскрытию зарубежного опыта.
Экономические сочинения пишутся на заранее заданную преподавателем тему. Отметим, что это — более свободная форма самостоятельной работы, требующая творческого подхода и умения мыслить нестандартно. Именно сочинение позволяет сделать заключение о степени самостоятельности студента в изучении материала, его текущей подготовленности, кругозоре, умении логически мыслить. Подобная форма работы позволяет контролировать усвоение всего текущего материала, как по изучаемому курсу, так и по пройденным и параллельно изучаемым дисциплинам, т.е. весь «багаж» приобретенных знаний и их умелое использование.
Самостоятельная работа в комплексе с другими видами работ способствует более полному качественному усвоению студентами текущего материала, а также
формированию у них навыков самостоятельно творчески мыслить и применять полученные умения в дальнейшей научной и практической деятельности.
Вопрос о выделении дисциплины «Менеджмент финансовых ресурсов» в качестве факультативной или учебной пока остается открытым и требует дальнейшего всестороннего рассмотрения, однако правомочность и целесообразность этого шага нам представляются очевидными.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См. об этом: Левчаев П.А. Финансовые ресурсы предприятия: теория и методология системного подхода / Науч. ред. П.В. Шичкин. Саранск, 2002. В работе уделяется внимание наполненности данного научного направления, вместе с тем окончательная структура менеджмента финансовых ресурсов еще не совсем оформилась.
2 Ковалев В.В. Финансы предприятий: Учеб. пособие. М., 2002.
3 См.: Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М., 1996.
4 См.: Савчук В.П. Финансовый менеджмент предприятий: прикладные вопросы с анализом деловых ситуаций. Киев, 2001.
Поступила 18.12.03.
ОПЫТ ПОСТАНОВКИ КУРСА «СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Б.Л. Свистунов, профессор кафедры физики Пензенского государственного университета, член-корреспондент РАЕН
Рассматриваются цели, задачи курса «Современное естествознание» и реализующая их учебная программа, рассчитанная на изучение дисциплины студентами социально-экономических специальностей вузов в течение двух семестров. Особенностью построения курса является его интегративный характер. На базе концептуальных положений естествознания у студентов формируется представление о современной естественно-научной картине мира, взаимосвязи фундаментальных и прикладных наук,
о достижениях естественных наук, определяющих прогресс современной техники и технологий.
Aims and goals of the course and its syllabus for two terms are described. The integrated course aims at formation of a modern natural scienific outlook, concepts of interralation of fundamental and applies sciences and gives a broad picture of present-day scientific and technological achievements.
Один из важнейших аспектов разви- вость этой проблемы неоднократно отме-
вающегося на современном этапе про- чались специалистами1, а ее актуаль-
цесса фундаментализации высшего обра- ность подтверждена включением пред-
зования заключается в органичном вклю- мета «Концепции современного есте-
чении основных естественно-научных ствознания» (КСЕ) в государственные
концепций современности в образование образовательные стандарты гуманитар-
гуманитариев. Сложность и многоплано- ных и социально-экономических направ-
© Б.Л. Свистунов, 2004
№ 1, 2004
лений высшего профессионального образования (ВПО) и созданием Научно-методического совета по КСЕ Минобразования РФ под председательством академика РАН В.С. Степина.
Решение задачи естественно-научной подготовки гуманитариев и экономистов в последние годы значительно продвинуто трудами ряда научно-методических коллективов (прежде всего Московского, Уральского, Саратовского государственных университетов, Российского университета дружбы народов). Утверждена примерная программа дисциплины КСЕ (авторы: проф. О.Н. Голубева, проф. Н.А. Добротина, проф. А.Д. Суханов, под научной редакцией академика РАО проф. В.И. Купцова), продолжаются интенсивные поиски путей ее наилучшей реализации. Изданы и апробированы различные версии учебных пособий по дисциплине, в том числе рекомендованный Минобразованием РФ учебник А.Д. Суханова и О.Н. Голубевой «Концепции современного естествознания» (М., 2000). Вместе с тем, на наш взгляд, упомянутая программа и развиваемые на ее основе версии естественно-научного цикла, ориентированные на «чистых» гуманитариев, не вполне адекватны специфике социально-экономических направлений ВПО. Это обусловлено прежде всего выраженными особенностями содержания подготовки по социально-экономическим направлениям, преимущественной ориентацией выпускников этих специальностей на деятельность, непосредственно или опосредованно связанную с промышленным производством, т.е. с техносферой, «политехническим» менталитетом, довлеющим над многими созданными в последнее десятилетие в регионах на базе технических вузов классическими университетами.
Важно отметить, что в действующих государственных образовательных стандартах четко прописан альтернативный путь реализации естественно-научной подготовки для специальностей социально-экономических направлений в виде дисциплины «Теоретические основы прогрессивных технологий», которая прямо ориентирована на техносферу и
предусматривает изучение положений естественных наук прежде всего как базы современных промышленных и агротехнологий.
Не умаляя важности задачи формирования у студентов представлений о современном естествознании как фундаменте наукоемких технологий, отметим принципиальный, на наш взгляд, недостаток данного подхода, заключающийся в эклектичности и чрезмерной утилитарности в ущерб системности и фундаментальности. Действительно, из-за отсутствия в учебных планах вышеуказанных специальностей последовательных курсов физики, химии, биологии знания студентов в этих областях ограничены не всегда адекватно реализуемой в учебном процессе программой средней школы; упомянутые дисциплины не являются обязательными в перечне итоговых экзаменов и, как правило, не выбираются выпускниками, ориентированными на социально-экономические специальности вузов. В силу данных причин естественно-научные знания студентов-эко-номистов «на входе» не систематизированы и не интегрированы в единую научную картину мира. Между тем понимание существа этой картины имеет определяющее, мировоззренческое значение и, будучи сформировано, служит необходимой методологической базой для изучения современной техносферы, анализа тенденций ее развития, а также специальной подготовки и дальнейшей профессиональной деятельности. Не подлежит сомнению общепризнанный факт, что эффективность работы специалиста во многом определяется не только его специальной подготовкой, но и широтой научного и общего кругозора.
В соответствии с данными посылками на кафедре физики Пензенского гос-университета разработана и реализуется программа курса «Современное естествознание», рассчитанная на два семестра. В качестве главных взаимосвязанных целей курса приняты следующие:
— формирование у студентов научного мировоззрения через знакомство с основными, концептуальными естественно-научными теориями и, на этой базе,
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
понимания существа современной естественно-научной картины мира, восприятия Природы в ее единстве и многообразии;
— развитие представлений о гуманитарном содержании естественных наук как важнейшем компоненте общечеловеческой культуры;
— изучение достижений естественных наук, прежде всего физики, как основы современной техники и технологии, базы научно-технического прогресса;
— изучение законов развития техносферы в целом и знакомство с конкретными наукоемкими технологиями применительно к специфике отрасли;
— научение предвидению последствий профессиональной деятельности, обеспечение осознания сущности человека как части био- и ноосферы, необходимости экологической толерантности как гарантии сохранения жизни на Земле.
Достижение поставленных целей с учетом относительно небольшого объема курса (5 часов аудиторных занятий в неделю для специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях (машиностроения)») потребовало взвешенного подхода к отбору материала, обеспечения сбалансированного изложения наиболее фундаментальных вопросов естествознания и их прикладных аспектов с единых позиций. В связи с этим определяющей задачей стали отбор материала и формирование инвариантного «ядра» информации. При ее решении нами использовались известные методические концепции В.М. Филиппова, А.Д. Суханова, А.Ф. Хохлова, Д.И. Тру-бецкова, а также ряда отечественных и зарубежных ученых и педагогов2.
При структурировании материала мы исходили из того, что, во-первых, физика есть фундамент естествознания, а во-вторых, техносфера — продукт эволюции технической цивилизации — является самостоятельной открытой мегасистемой, входящей в экосферу и ноосферу Земли и развивающейся по своим объективным законам.
В первой части курса даются краткий анализ современного естественно-научного знания, ретроспективы его станов-
ления, борьбы идей. Далее характеризуются базовые положения фундаментальных физических теорий — теории относительности, квантовой механики, статистической физики. Здесь же обсуждаются такие основополагающие вопросы современного естествознания, как вероятностный характер закономерностей Природы, корпускулярно-волновой дуализм, упорядоченность и хаос, симметрия и ее связь с законами сохранения. Методический стержень этой части курса составляет концепция универсального эволюционизма, позволяющая с единых трансдисциплинарных позиций рассмотреть вопросы, традиционно относимые исключительно к физике (химии, биологии). Причем за основу берутся сведения, изложенные в школьных курсах естественных наук и математики; между темами выдерживается логическая связь как по содержанию, так и по методологии. Чрезвычайно большой объем достаточно сложной для восприятия научной информации и стремление поддержать приемлемый уровень ее изложения привели к необходимости обобщений с целью формирования системы знаний, интегрированных в единую естественнонаучную картину мира.
Во второй части курса выявляется тесная взаимосвязь фундаментальных и прикладных наук, науки и техники в целом. С опорой на материал первой части описываются определяющие достижения современной техники в области энергетики, микроэлектроники, лазерной техники и оптоэлектроники, информатики, химических и биотехнологий, излагаются теоретические основы прогрессивных технологий получения материалов и их обработки, характеризуются современные методы экспериментального исследования состава и свойства вещества. Отдельный раздел посвящен проблемам повышения качества и эффективности научно-технической деятельности, интенсификации инженерного творчества, развитию креативных способностей. В итоге, по нашему мнению, обеспечивается системный синтез естественно-научного и общепрофессионального компонентов образования с двойной функцией: фор-
№ 1, 2004
мирования представлений о современной научной картине мира и методологии рационального мышления. «Сверхзадача» курса предполагает, что результатом изучения для студентов явится не только сумма знаний, но и комплекс умений сделать это знание гносеологическим и практическим инструментом.
Мы полагаем, что материалы, включенные в первую часть курса, должны составлять его инвариантное ядро, а содержание второй части может варьироваться с учетом особенностей конкретной специальности. Изложение материала строится преимущественно по принципу «от общего к частному», при этом каждая структурная единица спроектирована «открытой» для расширения.
В рамках концепции на основе опыта преподавания курса «Современное естествознание» опубликовано учебное пособие в двух частях общим объемом 20 п. л., рекомендованное к использованию Министерством образования РФ3. Подготовлен комплекс методических материалов для дистанционного обучения. Разработан и преподается в экспериментальных классах базовых средних школ
и гимназий элективный курс «Современное естествознание».
По заданию Минобразования РФ в 2001—2002 гг. на кафедре физики Пензенского государственного университета разработан лабораторный практикум, программно-аппаратное обеспечение которого включено в утвержденные министерством Требования по материальнотехническому обеспечению преподавания дисциплины «Концепции современного естествознания»4.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См., например: Филиппов В.М. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев и проблемы ее реализации // Вестн. РУДН. Сер. ФЕНО. 2000. № 5 (1/2). С. 6—18.
2 См., например: Голубева О.Н., Суханов А.Д. Естественнонаучные концепции современного естествознания // Там же. № 4 (1/2).
3 См.: Свистунов Б.Л. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов: В
2 ч. 3-е изд. Пенза, 2001.
4 См.: Голубева О.Н., Горин Ю.В., Песоц-кийЮ.С., Свистунов Б.Л., Суханов А.Д. Лабораторный практикум по дисциплине «Концепции современного естествознания». Опыт разработки и реализации // Индустрия образования: Сб. ст. М., 2002. Вып. 3. С. 19—28.
Поступила 06.10.03.
КУРС МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ
Л.Н. Орлова, зав. кафедрой зоологии Омского государственного педагогического университета, доцент
В статье представлено обновленное содержание курса методики преподавания биологии. Приведены перечень дополнительных вопросов, раскрывающихся в лекционном курсе, структура методики преподавания биологии. Раскрыты внутрипредметные и межпредметные связи курса с педагогикой, психологией и биологическими дисциплинами. Отражено содержание исторического, целеполагающего, основополагающего и системного блоков. Приведены тематика разработанных лабораторно-практических занятий по методике преподавания биологии, а также примеры проблемных методических заданий. Показаны результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента.
The article presents an update of the course. The additional questions to the course and its structure are given. The intra- and interdisciplinary relations with pedagogics, psychology, and biology are described. The historical, targetal, main and system blocks of the course are presented. The structure of laboratory classes with the examples is given. The results of the pedagogical experiment are presented.
Курс методики обучения биологии нальных дисциплин и дисциплин пред-рассматривался нами в педагогическом метной подготовки.
эксперименте как модель реализации со- В эксперименте участвовали студен-
держания посредством общепрофессио- ты трех специальностей: биологии, хи-
© Л.Н. Орлова, 2004