Cognitive Ability in Explaining the Level of and Change in the Return to Schooling. 2000. http:// papers.nber.org/papers/ W7820.pdf.
5. Kean M.P, Wolpin K.I. The Career Decision of
Young Men: A Dynamic Model ofHuman Capital Investment over the Life-Cycle // Journal of Political Economy. - 1997, 105. - P. 473-522.
6. McFadden D. Disaggregate Behavioral Travel
Demand's RUM Side. A 30-year Retrospec-tive. Un. OfCalifornia. Berkeley, 2000. http://www. nobel.se/McFaddden_home_page.htm.
7. Stokey N. Human Capital, Product Quality and
Growth // NBER WP. - 1990. - №3413.
8. Норт Д. Институты, институциональные
изменения и функционирование экономики. - М., 1997.
9. Олейник А.Н. Институциональная эконо-
мика. - М., 2000.
10. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. - 2003. - Т.24. - №4. - С.32-42.
11. Полтерович В.М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука в современной России. - 2001. - №3. - С.24-50.
12. Тевено Л. Множественность способов координации: равновесие и рациональность в сложном мире// Вопросы экономики. - 1997. - № 10. - С.69-84.
П. КУБРУШКО, профессор МГАУим. В.П. Горячкина З. САЗОНОВА, профессор Н. ЧЕЧЕТКИНА, ст. преподаватель МАДИ(ГТУ)
Блок естественнонаучных дисциплин -один из наиболее «устоявшихся» в системе общего образования. Предметный состав этого блока был определен эмпирическим путем на основе опыта и интуиции многих поколений ученых и преподавателей. Внесение каких-либо изменений в содержание этой части образования требует серьезных научных обоснований.
Одним из важных направлений работы в этой области является стандартизация. В ходе научных исследований, выполненных в связи с разработкой государственных стандартов первого поколения, была предложена инновационная концепция формирования учебного предмета в блоке естественнонаучных дисциплин. Ее инновацион-ность заключалась прежде всего в совершенно новом подходе к структурированию естественнонаучного знания в целом.
Одиннадцать лет назад, 28.03.1994, Госкомвуз РФ утвердил «Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 521600 - Экономика (2-й уровень ВПО)». В числе различных предметов в этом доку-
О практическом компоненте курса «КСЕ»
менте назван и новый учебный курс «КСЕ»; с 1995 года он предусмотрен Государственным образовательным стандартом для ряда неинженерных специальностей как самостоятельный учебный курс.
Курс «КСЕ» включен в федеральный компонент блока «Общие математические и естественнонаучные дисциплины«. Авторы примерной программы курса, разработанной для специальностей неинженерного профиля (О.Н. Голубева, Н.А. Доброти-на, А.Д. Суханов), предложили оригинальный подход к формированию его содержания на основе трансдисциплинарных идей и важнейших естественнонаучных концепций. Основным назначением курса «КСЕ», по мнению разработчиков, является повышение общекультурного уровня студентов через ознакомление их с достижениями современного естествознания, т.е. через фун-даментализацию естественнонаучного образования [1].
К настоящему моменту ситуация выглядит следующим образом. Лекции по курсу «КСЕ» в разных университетах читают преподаватели разных кафедр, как правило,
кафедр физики, химии и философии. Читают лекции очень по-разному. Большинством лекторов расстановка главных акцентов в читаемых ими курсах и в многочисленных учебниках и учебных пособиях осуществляется с позиций «базового» предмета.
До настоящего времени многие важные вопросы преподавания курса «КСЕ» не решены: нет единого мнения в отношении структуры курса и его содержания в целом, в отношении технологии обучения, включая особенности реализации его профессиональной направленности и др. Более того, авторы учебников и научных статей зачастую исходят из разного толкования самого термина «естествознание«. Мнения разделились. Большинство рассматривают естествознание просто как комплекс различных естественнных наук - физики, химии, биологии и некоторых других. Однако создатели курса «КСЕ» профессора А.Д Суханов и О.Н. Голубева подчеркивают, что естествознание - это самостоятельная, принципиально новая наука, не сводящаяся к сумме частных естественных наук. В названии курса «КСЕ» все слова являются ключевыми: «современные» - относится к осмыслению фундаментальных знаний о природе с позиций современной науки, «концепции» - такие фундаментальные естественнонаучные положения, которые справедливы для всего естествознания в целом [2].
Кстати... дисциплина или курс? В чем разница? Обратимся за помощью к педагогической теории [3] и определимся с терминологией. Иерархию уровней организации содержания образования представим в виде таблицы.
Из таблицы видно, что «курс» и «дисциплина» - это понятия различных иерархических уровней организации содержания образования.
Большинство авторов учебников и учебных пособий применительно к учебному предмету «КСЕ» употребляют термин «учебный курс». В практике обучения существуют такие курсы, как «Физика» и
«Химия». Эти курсы подразделяются на дисциплины (например, курс «Химия» - на неорганическую и органическую химию).
С нашей точки зрения, содержание курса «КСЕ» можно представить, например, в виде двух принципиально важных разделов: классическая и неклассическая версии естественнонаучной картины мира. По аналогии с курсами «Физика» и «Химия» курс «КСЕ» можно рассматривать как состоящий минимум из двух дисциплин: «Фундаментальные концепции классической версии естественнонаучной картины мира» и «Фундаментальные концепции неклассической версии естественнонаучной картины мира».
Мы рассмотрели содержание «КСЕ» с позиций системного подхода и пришли к следующим выводам:
1. Применительно к учебному предмету правомерно использовать термин «курс».
2. Содержание курса «КСЕ» должно быть различным в зависимости от того, изучались ли в вузе до него «Физика», «Химия» и другие естественнонаучные предметы.
Первый опыт внедрения «КСЕ» в учебный процесс технических вузов показал следующее. Эффективность работы с младшекурсниками по новому предмету на высоком обобщающем уровне, требующем не только знакомства с терминологией и фундаментальными понятиями естественных наук, но и их понимания, является чрезвычайно низкой. Активность студентов при изучении курса минимальна. Они напряженно слушают лекции, пытаясь расшифровать смысл тех идей, к восприятию которых они не подготовлены. Им рассказывают о контролируемом и неконтролируемом воздействии, о прямых и косвенных измерениях, об особой роли измерений в естествознании. Молодые люди попадают в виртуальный мир. Ведь они до сих пор не сталкивались с измерениями. В вузе - поскольку это не предусмотрено примерной программой курса, а ранее - потому, что лаборатории многих школ либо по экономическим причинам сведены «на нет«, либо не используются из-за дефицита учебного времени
Таблица
Иерархия уровней организации содержания образования
Уровни организации содержания образования
I уровень Образование в целом
II уровень Образование основных ступеней обучения (общеобразовательная школа, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее образование, послевузовское образование). Сквозные отрасли образования (общее, профессиональное, научное)
III уровень Циклы учебных курсов (предметов)
IV уровень Учебные курсы (учебные предметы, курсы обучения)
V уровень Дисциплины
VI уровень Разделы
VII уровень Темы
VIII уровень Уроки
(двух школьных учебных часов в неделю катастрофически не хватает для освоения обязательной программы). В результате к семинарским занятиям студенты «скачивают» рефераты по заданным темам, зачастую даже не пытаясь их проработать. Причин две. Во-первых, они еще во время лекции осознали, что понять требуемое им не удастся. Во-вторых, многие просто не умеют самостоятельно работать (не научили!). Преподаватели, взявшие на себя труд освоения и внедрения нового предмета в учебный процесс, оказались в очень нелегкой ситуации...
Использовать в учебном процессе в качестве основного элемента учебно-методического обеспечения курса учебник нового поколения «Концепции современного естествознания», написанный профессорами А.Д. Сухановым и О.Н. Голубевой, оказалось совершенно невозможно. Учебник рекомендован Министерством образования Российской Федерации для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям. И учебник действительно прекрасный! К сожалению, в министерской рекомендации нет информации о том, для студентов каких курсов он рекомендован. Большинство студентов первого и второго курсов
технических университетов не готовы к восприятию концепций современного естествознания на том уровне изложения, который характерен для учебника А.Д. Суханова и О.Н. Голубевой.
Лекторам, приступившим к широкомасштабному внедрению нового курса в учебный процесс, надо было срочно найти выход из сложившейся ситуации. Новый курс включен в федеральный компонент государственного образовательного стандарта, затем - в учебные программы вузов, а соответствующее методическое обеспечение курса фактически отсутствует. Преподаватели различных вузов срочно подготовили и издали целую серию самых разных учебников и учебных пособий по курсу «КСЕ». Авторы новорожденных книг, по-своему адаптировав инновацию создателей нового курса, обеспечили наличие разнообразного учебно-методического материала и в процессе творческой работы получили много интересных результатов. Кризисная ситуация была предотвращена.
В некоторых технических университетах курс читается в рамках магистратуры (что авторы считают весьма разумным). В этом случае «КСЕ» изучают уже подготовленные в области естественных наук студенты.
Впрочем, данному вопросу в литературе все еще не уделено должного внимания. В теории недостаточно полно проработан вопрос о месте нового курса «КСЕ» в предметной структуре общего образования в целом и в естественнонаучной подготовке в частности.
Рассмотрим дидактическую систему курса «КСЕ» подробнее. Первое представление о ней можно получить уже на основании анализа его примерной программы. Характеризуя дидактическую систему курса, необходимо прежде всего рассмотреть вопрос о ее функциональной полноте. По мнению академика РАО В.С. Леднева, образование человека строится в соответствии с принципом функциональной полноты компонентов его содержания. Сущность данного принципа заключается в следующем: любая система не может эффективно функционировать, если набор её существенно значимых подсистем (элементов системы) не является функционально полным [3].
Применительно к дидактической системе курса «КСЕ» это означает, что она должна содержать теоретическую и практическую составляющие обучения. Между тем дидактическая система курса КСЕ, предлагаемая разработчиками примерной программы, не содержит практического компонента. Уже поэтому она не является функционально полной.
Экспериментальный характер естественнонаучных знаний, требование функциональной полноты дидактической системы и научности обучения, требования дидактики к обеспечению единства содержательной и процессуальной сторон обучения, структурного единства содержания образования на различных уровнях его формирования -позволяют утверждать, что, наряду с лекциями и семинарами, в курсе «КСЕ» необходимо предусматривать также лаборатор-но-практические занятия.
В лекционно-семинарской вузовской системе обучения основными аудиторными формами организации учебного процесса являются, помимо лекций, семинары, лабо-
раторные и практические занятия. Это позволяет студентам лучше усвоить материал, обеспечивает закрепление знаний, формирование умений, придает учебному процессу в целом практическую направленность и т.п.
Добавим к этому, что в настоящее время в международной педагогической практике усиливается ориентация не на индивидуальные, а на групповые формы обучения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия и межличностных отношений. Включение лабораторно-прак-тических занятий в дидактическую систему курса «КСЕ» дает возможность реализовать в рамках выполнения работы совместную деятельность небольших коллективов студентов и преподавателей, обеспечить психологическую и организационную подготовку к участию в междисциплинарных проектах.
Назначение и суть лабораторных занятий, практических занятий и лабораторно-практических занятий (ЛПЗ) состоит в следующем: «Лабораторные занятия заключаются в постановке лабораторных экспериментов для наблюдения и анализа изучаемых явлений и закономерностей, свойств веществ и предметов и т.д.; практические -для формирования отдельных приемов обращения с техникой, выполнения расчетных операций и т.п. На ЛПЗ закрепляются и «присваиваются» знания, усвоенные на теоретических занятиях. Характеризуя ЛПЗ как один из элементов системы обучения, можно сказать, что они являются первым шагом в направлении от теоретического к практическому обучению, играют роль связующего звена между ними, обеспечивающего необходимую преемственность в обучении» [4].
С нашей точки зрения, для достижения целей курса «КСЕ» одинаково важны и лабораторные, и практические занятия. Однако, учитывая специфику содержания учебного материала, наиболее продуктивно создание системы лабораторно-практи-ческих занятий, сочетающих в себе свойства
как лабораторных занятий (проведение экспериментов с целью установления закономерностей или определения каких-либо свойств объектов), так и практических занятий (формирование умений). Лабораторные эксперименты позволяют выполнять наблюдения и анализ изучаемых явлений и закономерностей, определять свойства веществ и предметов, в результате которых происходит закрепление и углубление знаний, полученных на теоретических занятиях. В ходе этой работы формируются аналитические умения, навыки использования оборудования и инструментов для измерений и т.п. Усвоение знания становится подобным процессу его использования и происходит как продуктивный творческий процесс.
В пользу нашей позиции можно привести также следующее соображение. Авторы большинства учебников подчеркивают экспериментальную основу естествознания: «...большинство законов базируется на фактах, установленных опытным путём»; «.естествознание основано на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез»; «.эксперимент играет важную роль в естествознании, так как только с тех пор, как в естествознании появились экспериментально-математические методы, оно превратилось в полноценную науку» [5-7].
Основываясь на том, что все естественные науки в основе своей - экспериментальные, а одним из требований дидактики является обеспечение единства содержательной и процессуальной сторон обучения, можно утверждать, что и процесс изучения естествознания должен содержать экспе-риментальную часть.
Вузовский курс «КСЕ» является «преемником» таких школьных учебных предметов, как «Физика», «Химия», «Биология«, в дидактических системах которых обязательно присутствуют и практические, и лабораторные занятия. Поэтому отсутствие в дидактической системе курса «КСЕ» практической составляющей обучения можно рассматривать как невыполнение
одного из требований дидактики - структурного единства содержания образования на различных уровнях его формирования.
В теории обучения представлены следующие функции лабораторно-практических занятий:
■ демонстрировать связь теории с практикой;
■ развивать самостоятельность;
■ обеспечивать знакомство с оборудованием, приборами, средствами измерения, с методикой исследования;
■ формировать способность к постановке и проведению экспериментов, пониманию и интерпретации фактов;
■ способствовать формированию навыков технической культуры у учащихся, которым предстоит трудовая деятельность в мире разнообразных технических устройств и компьютерной техники;
■ выступать в качестве средства обучения учащихся приемам выдвижения и формулирования гипотез, внося вклад в научное образование.
Есть и еще один аргумент в пользу необходимости включения лабораторно-прак-тических занятий в дидактическую систему курса «КСЕ». Принцип научности обучения, как известно, требует, чтобы учащимся предлагались для усвоения прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки [8]. Ведущим методом получения естественнонаучного знания является эксперимент. Следовательно, эксперимент должен быть органичным элементом процесса изучения естественнонаучного курса «КСЕ».
Авторами статьи выполнены не только теоретические исследования. На следующих этапах работы были определены основы формирования содержания ЛПЗ по курсу «КСЕ», разработано и экспериментально проверено их учебно-методическое обеспечение. Дополнение дидактической системы курса лабораторно-практическими заняти-
ями позволило установить сбалансированное соответствие между теоретической и практической компонентами обучения, повысить уровень активности усвоения знаний, сформировать умение работать в команде.
Внедрение ЛПЗ и их методического обеспечения в учебный процесс экономического факультета МАДИ (ГТУ) способствует повышению качества естественнонаучной подготовки студентов. Мы полагаем целесообразным использование нашей дидактики и в других технических вузах.
Литература
1. Примерная программа дисциплины «Концепции современного естествознания» для направлений 521200 - Социология, 521600 - Экономика, 521700 - Архитекту-
ра, 522200 - Статистика. ©Министерство образования Российской Федерации. ©ГНИИ ИТТ «Информатика» (Интернет-публикация). - М., 2000. - http:// edc.pu.ru/new gost/progr/est2.htm
2. Суханов А.Д, Гояубева О.Н. Концепции современного естествознания. - М., 2000.
3. ЛедневВ.С. Содержание образования: сущ-
ность, структура, перспективы. - М., 1991.
4. Леднев В.С., Кубрушко П.Ф. Производ-
ственное обучение в техникумах. Учебное пособие. - М., 1993.
5. Гореяов А.А. Концепции современного ес-
тествознания. Курс лекций. - М., 1998.
6. Лавриненко В.Н, Ратников В.П, Баранов
Г.В. и др. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. - М., 2000.
7. Карпенков С.Х. Концепции современного
естествознания. Практикум. - М., 1998.
8. Подяасый И.П. Педагогика. Новый курс. -
М., 2003.
Социологический центр Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
Опрошены 2407 человек в возрасте от 18 лет и старше в 25 субъектах Российской Федерации по общероссийской репрезентативной выборке.
Как Вы оцениваете изменения в системе образования и других областях _духовной жизни?_
Улучшается Не меняется Ухудшается Трудно сказать
Образование 20,5 15,0 51,2 13,3
Литература 15,8 23,1 30,5 30,6
Театр 25,5 23,4 11,7 39,4
Кинематограф 39,7 12,3 26,5 21,5
Музыка 27,2 17,1 27,2 28,5
Какие обстоятельства, на Ваш взгляд, определяют сегодня социальное _положение и престиж человека в нашем обществе?_
Владение материальными или другими ценностями 48,9
Обладание властью 38,5
Служебное положение 28,7
Социальный статус семьи 22,6
Достижения в образовании, профессиональной деятельности и др. 20,5
Личные природные качества (привлекательность, ум, сила и др.) 16,2
Уровень общей культуры 8,8
Другое 0,8