Приоритеты России
СТРАТЕГИЯ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В СОСТАВЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Е. Г. ЕГОРОВ,
доктор экономических наук, профессор, директор Института региональной экономики Севера
В условиях планомерного пропорционального развития единого народнохозяйственного комплекса страны регионы Севера, в том числе Якутия, служили сырьевыми источниками. При этом теоретической основой являлось их одноцеле-вое промышленное освоение — создание и развитие моноотраслевой специализации экономики при минимальном инфраструктурном и социальном обеспечении территории. В результате на долгие годы они были обречены на социально-экономическое отставание.
Только с начала 1960-х гг. прошлого века известные ученые-экономисты А. Г. Аганбегян, А. Г. Гран-берг, Э. Б. Алаев, В. В. Кистанов, Н. Н. Некрасов, С. В. Славин и другие стали активно разрабатывать теорию комплексного социально-экономического развития регионов Севера [1, с. 60—71]. Под ним понималось крупномасштабное и эффективное промышленное, транспортное, строительное и сельскохозяйственное освоение территорий, их заселение и обживание с целью повышения уровня жизни местного и пришлого населения. Однако страна, и тем более сами регионы, не располагали необходимыми материальными и финансовыми ресурсами и не смогли реализовать такую модель на практике.
Не могла быть поставлена эта стратегическая задача и в период переходного периода к рыночной экономике, когда более актуальными и адекватными научными подходами явились концепция перехода к рынку и стратегия модернизации региональной экономики [2]. После преодоления экономического кризиса, по мере стабилизации социально-экономического положения и экономического подъема, появляются объективные
благоприятные условия для комплексного развития экономики регионов Севера и Дальнего Востока. Нужно отметить, что якутские ученые-экономисты эту своеобразную закономерность одними из первых поняли, провели научные исследования и опубликовали монографическую работу «Якутия: размещение производительных сил» [9]. Формирование и развитие республиканского рынка, устойчивое повышение качества и уровня жизни населения невозможны в условиях моноструктурной региональной экономики, отсутствия развитой производственной и социальной инфраструктур, без интеграционных межрегиональных и международных связей, а также без широкого привлечения отечественных и иностранных инвестиций.
В указанных научных работах перспективы комплексного и устойчивого социально-экономического развития регионов Севера рассматривались в основном до 2010—2015 гг., так как не было долгосрочной государственной экономической политики Российской Федерации. Только в 2000 г. был создан Президентом РФ В. В. Путиным Центр стратегических исследований под руководством Г. О. Грефа. Как нам известно, из всех регионов Сибири, Дальнего Востока и Севера России впервые в Республике Саха (Якутия) появилось политико-экономическое прогнозирование (видение) развития на период до 2025 г. Президент Республики Саха (Якутия) в 2000 г. опубликовал работу «Республика Саха: стратегия развития в первой четверти XXI века» [6]. Теперь можно говорить о том, что при ее написании пятеро ученых под моим научным руководством принимали участие в подготовке фактического и научного материала.
Следует подчеркнуть, что разработанная Президентом Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаевым долгосрочная (на 25 лет) стратегия развития Республики Саха (Якутия) — это не экономическое научное исследование, а политический документ. Сам автор — Президент республики — во введении пишет: «Обращаюсь к вам, народу Якутии, со своим видением будущего нашей республики... Без четкого видения стратегии мы не можем сделать рывка от выживания к подъему, и тем более к процветанию» [6, с. 5]. В 2001 г. предстояли очередные выборы Президента Республики Саха (Якутия) и в связи с этим данная как бы предпрограммная работа получила всенародное обсуждение и одобрение. Только политические оппоненты, намеренные выдвигать свои альтернативные кандидатуры, выступили с необоснованной критикой.
За последние годы я, читая и перечитывая данное политическое обращение к народу Якутии, твердо убеждаюсь не только в политической, но и в научной обоснованности стратегического видения будущего нашей республики. Политика и практика, осуществляемые в Республике Саха (Якутия) с 2002 г., в принципе полностью подтверждают основные выводы и идеи первого Президента Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаева. Более того, по существу они продолжают служить для стратегического планирования развития политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, духовного облика и реальной жизни народа в XXI в.
Так, по инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина и под руководством Президента Республики Саха (Якутия) В. А. Штырова в 2006 г. СОПСом РАН с участием многих научных и проектных учреждений разработана «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г.», которая одобрена постановлением Правительства РФ от 08.02. 2007. Однако авторы «Схемы.» не сформулировали конкретно теории, на основе которой она разработана. В работе подчеркивается, что «целью Схемы является обоснование долгосрочных стратегических направлений, приоритетов и сбалансированных сценариев развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие, совершенствование пространственной организации, рост уровня жизни населения, повышение роли Республики Саха (Якутия) в экономике страны и Дальневосточного округа на основе оптимального использования ее природно-экономического потенциала и конкурентных преимуществ» [8, с. 4].
Комплексное развитие экономики республики считается только одной из задач Схемы, которая должна решаться «согласованным развитием отраслей специализации, обслуживающих отраслей, мощностей инфраструктуры и учреждений социальной сферы» [8, с. 5].
Вместе с тем системный анализ содержания «Схемы.» позволяет утверждать, что ее научной основой является теория (концепция) комплексного социально-экономического развития региона, а сама Схема, по существу, является Стратегией комплексного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на долгосрочную перспективу. Более того, на наш взгляд, авторы внесли существенный вклад в совершенствование этой теории. В частности, они обосновали развитие транспорта и энергетики на региональном уровне не только как инфраструктурные, но и как ключевые отрасли экономики, существенно влияющие на рыночные отношения и укрепление единства экономического пространства. Поэтому они должны получить полное и первоочередное создание и развитие.
Нужно отметить, что в настоящее время ведущие ученые страны — академики А. Г. Гранберг, А. Г. Аганбегян, В. В. Кулешов, П. А. Минакир, А. И. Та-таркин и другие в своих исследованиях уделяют пристальное внимание определению основных проблем и принципов развития Российского Севера и Дальнего Востока. В частности, академик А. И. Татаркин считает, что при разработке политики сохранения и развития Севера РФ необходимо уделить особое внимание комплексному подходу к освоению полярных и северных территорий: формированию новых отношений с федеральными, региональными и местными властями; разработке долгосрочной целенаправленной политики в отношении развития Севера как особой во всех отношениях территории страны; социальной защите населения Севера, его закреплению на данных территориях, отказу от психологии «временщиков»; созданию целостной системы правового обеспечения и принятию многих специальных законопроектов, отражающих особенности и интересы северных территорий, проживающего на них местного, коренного и пришлого народов [9].
На современном этапе формирования демократического общества и рыночной экономики в Российской Федерации возникли благоприятные факторы и условия для практической реализации стратегии комплексного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Она — са-
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика
7
мый крупный по территории и природно-ресурсно-му потенциалу субъект Российской Федерации, по объему валового регионального продукта в 2005 г. занимала 24-е место среди 89 субъектов, что свидетельствует о достаточно высоком уровне созданного в ней производственного, научно-технического и интеллектуального потенциалов.
Республика Саха (Якутия) занимает особое экономико-географическое положение. Ее можно отнести как к Восточной Сибири, так и к Дальнему Востоку. Факторами ее сближения с Восточной Сибирью являются схожие природно-климатические условия, уникальные природные богатства (нефть, природный газ, алмазы), расположенные на восточной части Сибирской платформы, а также история хозяйственного и транспортного освоения, в том числе Ленского речного пароходства и Северного морского пути. Вместе с тем в настоящее время, учитывая перспективы развития транспортной и энергетических систем, других межрегиональных интеграционных процессов, а также географическую близость к рынкам АТР, она больше тяготеет к Дальнему Востоку.
В современных условиях комплексное социально-экономическое развитие Республики Саха осуществляется для достижения многих как традиционных, так и новых целей. К последним относятся: обеспечение сбалансированности предложения и спроса; ликвидация безработицы; развитие регионального рынка и рыночного пространства; усиление конкурентоспособности и интеграции экономики республики в общероссийскую и мировую экономику.
Осуществление системы экономических и социальных целей становится реальным путем структурной перестройки и перехода от моноотраслевой к многоотраслевой модели развития экономики республики. В 2004 г. в структуре валового регионального продукта около 45,8 % занимает промышленность, которая, в свою очередь, преимущественно представлена добычей алмазов, золота и угля. Строительство (8,1 %), транспорт (4,4 %), сельское хозяйство (3,8 %), отрасли перерабатывающей и обрабатывающей промышленности, социальная сфера — остаются слаборазвитыми.
В перспективе существенно расширится спе-цианизация региональной экономики. Наряду с минерально-сырьевыми отраслями получит большое развитие топливно-энергетический комплекс по добыче и переработке нефти, природного газа и каменного угля, по производству электроэнергии для покрытия потребностей не только республики, но
и смежных регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также для экспорта в страны АТР. При этом экспортная специализация этих отраслей будет преобладающей и наиболее эффективной. Схемой предлагается в 2020 г. увеличить добычу угля до 44 млн т, нефти — до 13 млн т, золота — до 30 т, довести выработку электроэнергии до 42 млрд кВт- ч [8].
Для комплексного социально-экономического развития республики особое значение имеют инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, электроэнергетика, социальная сфера, которые в настоящее время являются крайне отсталыми и должны развиваться «без жестких ограничений» [4, с. 529]. Из огромной территории зона круглогодичного транспортного обеспечения занимает только 8,2 %, а по численности населения — 14,6 %. Малая транспортная доступность территории и высокие транспортные затраты сильно ограничивают возможности крупномасштабного и эффективного роста производительных сил. В перспективе до 2020 г. предусмотрено первоочередное и комплексное развитие транспорта. Завершится строительство железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск с мостовым переходом через р. Лена и опорной сети автомобильных дорог, будет осуществлена модернизация водного и авиационного транспорта, должны быть построены через территорию республики магистральные нефте- и газопроводы Восточная Сибирь — Тихий океан. В результате транспортная доступность достигнет: по численности населения — 91,5 %, по территории — 47,5 %, по объему выпуска товаров и услуг — 95,9 %.
Крупномасштабное и качественное развитие получит электроэнергетика — созданы ЮжноЯкутский гидроэнергетический комплекс на реках Алдан и Олекма, межрегиональные единые электрические сети: «Запад—Восток» (Усть-Илимская ГЭС — г. Усть-Кут — Талакан — Каскад Вилюйских ГЭС — Якутская ГРЭС — п. Хандыга — п. Усть-Нера — Колымская ГЭС — г. Магадан) и «Север— Юг» (Якутская ГРЭС — г. Алдан — Нерюнгринская ГРЭС — ОЭС Востока).
Ускоренное и устойчивое социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) должно быть не только комплексным, но и крупномасштабным. Это объективно обусловлено огромной территорией республики, уникальными запасами природных ресурсов, большими расстояниями грузоперевозок, возможностями расширения рыночных общероссийского и мирового пространств. Эффективным механизмом решения данной задачи и проблемы являются крупные инвестиционные
проекты строительства предприятий в отраслях экономики и мегапроекты по созданию уникальных отраслевых и межотраслевых комплексов. Например, к последним относятся транспортный, нефтяной, газовый, гидроэнергетический, горнометаллургический.
На крупномасштабное развитие экономики республики оказывают отрицательное влияние относительная малая численность населения (950 тыс. чел.) и ограниченная емкость местного рынка. Необходимо с учетом первого фактора использовать менее трудоемкий инновационный путь (сценарий) развития экономики, а второго — расширять межрегиональные и внешние торгово-экономические связи, экономическое и рыночное пространства республики. Успешное решение этой сложной задачи требует обеспечения высокой эффективности и конкурентоспособности всех основных видов выпускаемой продукции и крупномасштабной экономики республики с максимальным использованием ее региональных конкурентных преимуществ.
Но здесь хотелось бы привести наше мнение, высказанное на заседании Экономического совета при Правительстве Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 г., когда обсуждалась Концепция Схемы, и которое недостаточно учтено в окончательном и утвержденном ее тексте. Концепция Схемы предлагает чрезмерно ускоренное и крупномасштабное развитие экономики республики в предстоящие 15 лет и содержит элементы политики гигантомании, которая проводилась в условиях централизованного планирования и финансирования. Огромное скачкообразное развитие экономики северного региона будет иметь не только положительные результаты, но и негативные последствия, которые проявятся не только в ухудшении экологического состояния территорий, но и в проблематичном социально-экономическом положении местного населения, которое не успеет адаптироваться к новым реалиям жизнедеятельности. Требуется более глубоко и всесторонне изучить и прогнозировать негативные социально-экономические последствия промышленного освоения и заселения значительной части территории Республики Саха (Якутия).
Это особенно важно не только в отношении коренных малочисленных народов Севера Якутии, но и в отношении народа саха, о будущей судьбе которого государственная власть и наука часто забывают. Вместе с тем народ саха может повторить историческую судьбу своих малочисленных собратьев, если его национальные интересы и
перспективы благополучного развития не будут в полной мере учтены в государственной политике Российской Федерации и практической деятельности Правительства Республики Саха (Якутия).
Комплексное социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) не означает сплошного хозяйственного освоения, заселения и обживания ее огромной территории. Но методы сугубо выборочного освоения природных ресурсов и очагового размещения производительных сил уже не должны практиковаться. Нужна новая система территориальной (пространственной) организации
комплексного развития экономики в условиях рыночных отношений и местного самоуправления. В этом плане большой интерес вызывает кластерный подход к развитию экономики, который представляет собой «совокупность принципов, методов и механизмов формирования и развития экономических кластеров, обеспечивающих сосредоточение на определенной территории взаимодействующих фирм, компаний, проектных, научных, образовательных и других субъектов рыночной экономики с целью достижения высокой эффективности своей деятельности и общей конкурентоспособности региона внутри страны и на мировом рынке» [4, с. 46].
В Республике Саха (Якутия) развивается региональный алмазно-бриллиантовый кластер. Авторы Схемы предлагают в составе Южно-Якутского промышленного района создание гидроэнергетического, угольно-металлургического, химического, атомного отраслевых кластеров на основе государственно-частного партнерства [8, с. 246—251]. В условиях кластерного развития экономики усилится организованная конкуренция между субъектами рынка и в масштабе региона, в результате будет получен синергетический эффект. Но теория и практика кластеризации региональной экономики должны быть изучены более всесторонне и глубоко.
Предлагаемая модель территориальной организации комплексного развития производительных сил, на наш взгляд, содержит большие недостатки: углубление территориальных диспропорций, увеличение разрывов в уровнях социально-экономического развития промышленных и сельских территорий, в уровнях и качестве жизни городского и сельского населения. Следовательно, в конечном итоге, растет социальная несправедливость в отношении коренных народов республики: саха, эвенков, эвенов, юкагиров, коренных русских. Так называемые мега-проекты будут осуществляться
преимущественно в Южной, Западной и Восточной Якутии. Из 2,5 трлн руб. инвестиций более 1,2 трлн руб. будут направлены на проект «Комплексное развитие Южной Якутии» [7].
Конечным результатом комплексного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период 2020 г будет существенное повышение эффективности и конкурентоспособности регионального народнохозяйственного комплекса, роли республики в экономике страны и Дальнего Востока, качества и уровня жизни населения. Так, к 2005 г. при увеличении инвестиций в основной капитал в 2 раза рост валового регионального продукта составит 2,8 раза, доходов бюджета—4,2 раза, реальных денежных доходов населения — 3,6 раза.
Президент Республики Саха (Якутия) В. А. Штыров приложил принципиальные, целенаправленные и результативные действия для разработки, утверждения и начала практической реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. Также активно занимается ее разъяснением в стране, республике и даже в деловых кругах мирового сообщества [10]. Как нам кажется, при этом наука принимает пассивное участие, проявляя необоснованную скромность — ученые мало общаются с руководством республики. В связи с этим считаю полезным поставить вопрос о необходимости и возможности усиления научного обеспечения комплексного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в составе Дальневосточного федерального округа и единого макроэкономического района.
В 2006 г. научный потенциал республики представлен 23 организациями с общей численностью персонала, занятого исследованиями и разработками, 2 450 чел., в том числе 139 докторов наук и 695 кандидатов наук, годовой объем работ, выполненный ими, превысил 1,1 млрд руб. [5, с. 8, 12]. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, по Дальневосточному федеральному округу составила 14 051 чел., доля Республики Саха (Якутия) равнялась 17 %. Вместе с тем ведущие научные учреждения республики, осуществляющие фундаментальные технические и гуманитарные исследования, сосредоточены в
Якутском научном центре СО РАН. Другие научно-исследовательские институты входят в состав Сибирских отделений РАСХН и РАМН. Институты региональной экономики Севера, прикладной экологии Севера и здоровья Севера в 2007 г. переданы в ведение Рособразования (Москва).
На наш взгляд, в целях укрепления научного потенциала и усиления научного сопровождения реализации государственных программ социально-экономического развития Дальнего Востока целесообразно объединить академические научные учреждения республики в одном Дальневосточном отделении РАН с центром в г. Хабаровске.
ЛИТЕРАТУРА
1. Егоров Е. Г., Лищенюк С. Н. Методологические аспекты исследований экономики Севера. — Новосибирск: Наука, 1987.
2. Егоров Е. Г. Стратегия модернизации экономики Республики Саха. — Новосибирск: Наука, 2001.
3. Егорова И. Е. Кластерный подход к развитию экономики: аспекты, теории и практики. — Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН. 2007. — 254 с.
4. Минакир П. А Экономика регионов. Дальний Восток. — М.: Экономика, 2006.
5. Наука в Республике Саха (Якутия): Ст. сборник ТО ФСГС по РС (Я). — Якутск, 2007. С. 8.
6. Николаев М. Е.«Республика Саха: стратегия развития в первой четверти XX века». — Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 2000. — 141 с.
7. Проект комплексного развития Южной Якутии одобрен. — ЯСИА от 16.11.2007.
8. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. — Москва — Якутск, 2006.
9. Татаркин А. И., Захарчук Е. А., Чичканов А. В. Социально-экономические и экологические проблемы промышленного освоения Уральского Севера. //НИАЭ журнал «Экономика региона». Тематическое приложение к № 2 (10) 2007. С. 19—25.
10. Якутия: размещение производительных сил. — Новосибирск: Наука, 2005.
11. Якутская вахта. Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров о развитии региона, ипотеке, наводнениях и бриллиантах. Интервью Татьяны Зыковой. //Российская газета, 23 января 2008 г.