ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)*
Г. С. КОВРОВ,
кандидат экономических наук, заведующий сектором Институт региональной экономики Севера
Рассмотрены вопросы подготовки профессиональных кадров в аспекте реализации стратегии социально-экономического развития региона. Отражены основные направления Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. Выполнен анализ состояния и перспектив развития системы подготовки профессиональных кадров, а также рассмотрены вопросы обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы республики.
Ключевые слова: инновационное развитие, интеллектуальный потенциал, подготовка профессиональных кадров, кадровая политика.
В условиях перехода общества на качественно новый этап развития, когда приняты ориентиры на путь инновационного развития в целом по стране, и в том числе на региональном уровне, потребность в высококвалифицированных кадрах для отраслей экономики становится высокой, и требования к квалификации и знаниям специалистов повышаются. Интеллектуальный капитал становится востребованным на всех уровнях производства. Возникает необходимость изучения состояния и перспектив развития интеллектуального капитала как основного фактора развития отраслей экономики. В связи с этим исследование вопросов подготовки и обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы является весьма актуальной и практичной.
При разработке стратегических прогнозных документов социально-экономического развития региона должны быть изучены обеспеченность и потребность в профессиональных кадрах по отраслям экономики и социальной сферы, а также
* Исследования проводились при финансовой поддержке Правительства Республики Саха (Якутия) и Российского гуманитарного научного фонда (грант РГНФ № 08-02-792 а/Т).
состояние и перспективы развития системы подготовки кадров.
Правительством Республики Саха (Якутия) — РС (Я) — в этом направлении проводится целенаправленная работа. Комплексным документом, в котором интегрированы аналитические, прогнозные и стратегические проработки макроэкономической, социальной, отраслевой и территориальной направленности для социально-экономического развития республики, является «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г.» (далее — Схема) [4].
За основу Схемы принят инновационный сценарий развития, который строится на более благоприятном сочетании внешних и внутренних факторов при интенсификации инвестиционной деятельности и быстром росте реальных доходов населения. Особенностями сценария являются переход от преимущественно минерально-сырьевой ориентации производства к диверсифицированной модели экономики. Основные направления связаны с развитием отраслей горно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, переходом на глубокую переработку добываемых сырьевых ресурсов, увеличением экспортной составляющей в распределении производимой продукции, созданием новых производств и более активным использованием современных технологий и научных разработок.
При условии реализации инновационного сценария развития, предложенного в Схеме, к 2020 г. Якутия должна стать регионом с устойчиво развивающейся экономикой. Реализация крупных инвестиционных проектов, укрепление базовых отраслей, развитие инфраструктуры региона позволят достичь главной цели государственной политики — повышения благосостояния граждан.
Региональный эффект от реализации Схемы до 2020 г. заключается в следующем:
• валовой региональный продукт превысит 1 трлн руб., возрастет в сопоставимых ценах к уровню 2005 г. в 2,8 раза;
• инвестиции в основной капитал вырастут за тот же период в 2 раза;
• реальные доходы населения возрастут в 3,6 раза;
• произойдет снижение уровня зарегистрированной безработицы с 2,4 до 1,6 %;
• повысится надежность транспортной инфраструктуры: до 74 % населения будут иметь надежную транспортную связь с центром республики и близлежащими районами;
• возрастет обеспечение газоснабжением 65 % населения республики;
• снизится износ объектов ЖКХ — с 50 до 15 %;
• ожидается рост прибыли предприятий в 2,8 раза;
• произойдет рост налоговых доходов бюджета республики в 8 раз.
Важнейшим фактором реализации Схемы является подготовка кадров и обеспечение профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы. При реализации проектов Схемы поставлена задача широкого вовлечения местных трудовых ресурсов и подготовки кадров из числа местных жителей. Утверждены Комплексные планы развития рынка труда Западной и Южной Якутии. По Западной Якутии предполагается привлечение порядка 4,4 тыс. чел., по Южной Якутии — 12,7 тыс. чел. из числа местных жителей.
В этой связи в рамках реализации Схемы приняты следующие программы в области образования: «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2007—2011 гг.», «Обеспечение профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2007—2011 годы и основные направления до 2015 года», «Государственная программа развития федерального образовательного учреждения высшего профессионального образования «Якутская государственная сельскохозяйственная академия» на 2007—2011 годы» и «Государственная программа развития федерального образовательного учреждения высшего профессионального образования «Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова» на 2007—2011 годы».
В таблице и рисунуке представлены сводный прогноз дополнительной потребности в профессиональных кадрах по уровням образования в разрезе групп специальностей по отраслям, рассчитанный
в программе «Обеспечение профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2007—2011 годы и основные направления до 2015 года» [3].
Из представленных данных видно, что наиболее востребованными специальностями являются такие группы специальностей, как «строительство», «нефтегазовая, геология и разведка месторождений полезных ископаемых», «энергетика и электротехника» и «железнодорожная инфраструктура, транспортные средства».
Система профессионального образования в РС (Я) формируется учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, в которых реализуются соответствующие учебные программы, а также программы послевузовского и дополнительного профессионального образования [3].
Сводный прогноз дополнительной потребности в профессиональных кадрах по уровням образования в разрезе групп специальностей по РС (Я) на 2007-2011 гг., тыс. руб. [1]
Группа Уровень
специальностей Всего профобразования
по отраслям Начальное Среднее Высшее
Социальная сфера 52,2 12,6 23,8 15,8
(образование,
культура, здравоохранение)
Нефтегазовая, 76,7 19,1 32,5 25,2
геология и разведка
месторождений по-
лезных ископаемых
Металлургия, ма- 58,9 18,4 19,0 21,6
шиностроение
Железнодорожная 72,8 23,9 30,6 18,4
инфраструктура,
транспортные
средства
Энергетика и элект- 74,2 18,5 30,2 25,5
ротехника
Строительство 94,1 28,0 34,8 31,3
Жилищно-комму- 48,0 14,3 16,7 17,0
нальное хозяйство
Безопасность 0,9 0,0 0,6 0,3
жизнедеятельности
и защита окружаю-
щей среды
Технология про- 31,8 11,0 11,1 9,8
довольственных
продуктов и потребительских товаров
Сельское хозяйство 41,3 12,1 13,9 15,3
Итого 550,8 157,8 213,0 180,0
2009
2010
2011
2007 2008
Профессиональное образование: □ начальное ■ среднее □ высшее
Сводный прогноз дополнительной потребности в профессиональных кадрах по уровням образования по РС (Я) на 2007—2011 гг.
На территории республики функционируют 7 государственных учреждений высшего профессионального образования (ВПО): Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова, Якутская сельскохозяйственная академия, Якутский инженерно-технический институт, Саха государственная педагогическая академия, Чурапчинский институт физической культуры и спорта, Высшая школа музыки, Арктический государственный институт искусств и культуры, где обучается свыше 22 тыс. студентов.
В 2007—2008 гг. в высших учебных заведениях открыто 15 новых специальностей технического профиля:
• в Якутском государственном университете — «Экономика и управление в нефтегазовой отрасли», «Экономика и управление в горной промышленности», «Экономика и управление в природопользовании», «Пожарная безопасность», «Экспертиза и управление недвижимостью», «Подъемно-транспортные строительные, дорожные машины и оборудование», «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования», «Безопасность технологических процессов и производства (в горном предприятии)»;
• в Якутском инженерно-техническом институте — «Многоканальные телекоммуникационные системы», «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Архитектура», «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей», «Водоснабжение и водоотведение».
На территории республики в настоящее время функционируют: негосударственный вуз Региональная автономная некоммерческая организация ВПО «Северо-восточный гуманитарный институт» и 26 филиалов вузов России, из них: на территории г. Якутска действуют 17 филиалов, в г. Мирный — 3 филиала, в г. Нерюнг-ри — 1 вуз и 4 филиала, в г. Алдан — 1 филиал, в г. Ленск — 1 филиал.
Численность обучающихся в филиалах по образовательным программам ВПО — 7 550 чел. В 2008 г. закончили обучение 2 625 чел., из них трудоустроено 2 086 выпускников.
В 2008 г. в республике функционировало 33 учреждения среднего профессионального образования (СПО) и 26 учреждений начального профессионального образования (НПО), в том числе 11 лицеев, 13 училищ. Общая численность учащихся учреждений НПО составляет 5 125 чел. В учреждениях СПО обучаются более 16 тысяч чел.
В связи с реализацией Схемы значительно возрастает необходимость обеспечения мегапро-ектов профессиональными кадрами начального и среднего профессионального образования. Сегодня ведется подготовка специалистов и рабочих кадров для 15 отраслей экономики республики по 56 профессиям НПО и 60 специальностям СПО, в том числе по вновь открытым 4 профессиям НПО: «Монтажник технологического оборудования», «Контролер сберегательного банка», «Бурильщик эксплуатационных и разведочных скважин», «Оператор нефтяных и газовых скважин» и 7 специальностям СПО: «Гидротехническое строительство», «Градостроительный кадастр», «Информационная безопасность», «Монтаж и эксплуатация линий электропередач», «Технология деревообработки», «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования. Горная промышленность. Открытые горные работы».
Учреждениями НПО и СПО в 2008 г. выпущено 5 539 специалистов, в том числе по СПО — 2 978 чел.,
НПО — 2 561 чел., из них трудоустроено: СПО — 69,7 %, НПО — 65,2 %, продолжают образование: СПО - 14,6 %, НПО - 14,3 %
Начато строительство арктического технологического техникума в п. Пеледуй Ленского района по нефтегазовому, деревообрабатывающему, воднотранспортному направлениям; горно-геологического техникума в п. Хандыге Томпонского улуса, транспортного техникума в п. Нижний-Бестях Мегино-Кангаласского улуса и общежития для студентов и преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования в г. Якутске на 600 мест (400 - для студентов и 200 -для преподавателей) [2].
На подготовку и трудоустройство рабочих кадров и специалистов подписаны соглашения с АК «АЛРОСА» (согласно которому в компании прошли оплачиваемую практику 222 студента ЯГУ и трудоустроено 75 выпускников ЯГУ и МПТИ ЯГУ), ОАО ХК «Якутуголь», ОАО АК «Якутскэнерго», ООО «Колмар», ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», отраслевыми министерствами и муниципальными образованиями.
Подготовку профессиональных кадров за пределами республики целенаправленно осуществляет Департамент по прогнозированию, подготовке кадров при Президенте РС (Я). В 2008-2009 учебном году в вузах Центра, Сибири и Дальнего Востока обучается 5 117 чел., в том числе: 4 898 студентов, 41 клинический ординатор, 167 аспирантов, 11 докторантов, из них 73 % (3 737 чел.) обучается за счет федерального бюджета, 1 380 чел. — за счет бюджета РС (Я). На 867 целевых мест было подано около 3 тыс. заявлений от абитуриентов из 35 городов и улусов республики [3].
Значительно увеличился прием студентов на специальности для нефтегазовой отрасли в Томский политехнический университет, Уральский государственный горный университет, Иркутский государственный технический университет, Сибирский Федеральный университет. Увеличен прием и в Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина. 60 абитуриентов зачислены в Московский государственный горный университет.
Тенденцией последних лет стало увеличение потребности в подготовке специалистов для транспортной отрасли со средним специальным образованием. Ведется подготовка специалистов среднего звена в Хабаровском и Тындинском железнодорожных техникумах, Хабаровском автодорожном техникуме, Иркутском авиационно-техни-
ческом, Красноярском авиационно-транспортном колледжах. Всего в средних специальных учебных заведениях Сибири и Дальнего Востока обучаются 180 студентов.
На целевые места 2008/2009 учебного года в средние специальные учебные заведения зачислено 85 чел. В 2008 г. закончили обучение 650 чел., 52 из которых закончили обучение с красным дипломом, и 40 чел. продолжили обучение в аспирантуре. Все выпускники трудоустроены, в том числе 63 молодых специалиста на предприятиях Южной и Западной Якутии.
Основными перспективными задачами учреждений профессионального образования являются:
• в соответствии с федеральной политикой в сфере высшего профессионального образования - продолжение работы по интеграции вузов и НИИ, создание Северо-восточного федерального университета на базе Якутского государственного университета им. М. К. Ам-мосова;
• развитие в системе высшего профессионального образования инновационных образовательных технологий, оптимизация и открытие новых специальностей по потребностям регионального рынка труда;
• совершенствование структуры, содержания и технологий профессионального образования в соответствии с потребностью рынка труда;
• развитие нравственных, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских качеств обучающихся, укрепление состояния их физического и психологического здоровья;
• повышение качества образования, разработка рабочей учебно-программной документации в соответствии с новыми Госстандартами по профессиям НПО и СПО совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, разработка и внедрение механизмов соучредительства предприятий - заказчиков кадров;
• усовершенствование и развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений, обеспечение современным учебно-лабораторным оборудованием и техникой;
• повышение количества трудоустроенных выпускников в соответствии с заключенными договорами о целевой контрактной подготовке на основе межведомственного взаимодействия. В заключение необходимо отметить, что в
республике принят комплексный документ, в котором интегрированы аналитические, прогнозные и стратегические проработки макроэкономичес-
кой, социальной, отраслевой и территориальной направленности для социально-экономического развития республики до 2020 года (Схема), в рамках которой планируется реализация многих мегапроектов. Правительством проводится целенаправленная кадровая политика по вопросам подготовки и обеспечения профессиональными кадрами, особенно с учетом того, что для реализации мегапроектов в рамках Схемы потребность в специалистах с начальным и средним техническим образованием очень высока. В целях совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики с учетом новых потребностей рынка труда также принят ряд государственных целевых программ, в рамках реализации которых в образовательных учреждениях вводятся новые специальности и осуществляется подготовка профессиональных кадров за пределами республики.
Для решения проблемы формирования интеллектуального потенциала и обеспечения баланса потребности рынка образовательных услуг и рынка труда необходим системный подход и гибкая региональная государственная политика формирования кадрового потенциала. Для этого целесообразно обеспечить:
• создание условий и механизмов взаимосвязи между образовательными учреждениями и хозяйствующими субъектами;
• формирование системы мониторинга спроса и предложений трудовых ресурсов на региональном уровне с возможностью оперативного слежения на уровне отраслей и хозяйствующих субъектов (создание центра мониторинга при Правительстве РС (Я);
• выявление приоритетных направлений подготовки профессиональных кадров на основе
реальных потребностей хозяйствующих субъектов и перспектив развития региона; • совершенствование системы непрерывной подготовки кадров с учетом необходимости формирования в сознании подрастающего поколения культуры инновационного мышления на всех образовательных уровнях. Таким образом, в условиях перехода к инновационной экономике интеллектуальный потенциал является одним из основных ресурсов и в связи с этим подготовка профессиональных кадров становится важнейшим фактором социально-экономического развития республики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственная целевая программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы РС (Я) на 2007—2011 годы и основные направления до 2015 года. Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.09.2007 № 403.
2. Комплекс мер по социально-экономическому развитию Республики Саха (Якутия). Разработан во исполнение п. 2. Протокола № 5 заседания Правительства Российской Федерации от 08.02.2007.
3. Отчет органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) об итогах деятельности за 2008 год. Утвержден постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.01.2009 № 16.
4. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2006 № 411 и одобрена Правительством РФ от 08.02.2007.
09 ноября 2009 г. Торгово-промышленная палата РФ при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации проводит Международную Конференцию «Инновации и инвестиции как эффективная основа конкурентоспособности российского малого и среднего бизнеса на внутренних и международных рынках»
www.siora.ru,www.tpprf.ru,www.atlasinvest.ru (499) 783-49-10, 783-49-10, (499) 143-73-35