Научная статья на тему 'Развитие и научные достижения Института региональной экономики Севера'

Развитие и научные достижения Института региональной экономики Севера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА / СЕВЕР / ОРГАНИЗАЦИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / ОПЫТ И ДОСТИЖЕНИЯ / НЕОБХОДИМОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Е. Г.

Проанализированы трудности становления первого на Севере России научно-исследовательского экономического института и его научные достижения на различных этапах социально-экономического развития одного из крупных субъектов Российской Федерации Республики Саха (Якутия). Раскрываются объективная необходимость, актуальность и высокая значимость научных экономических исследований в условиях Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие и научные достижения Института региональной экономики Севера»

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ

УДК 33:061.62(091) (571.56)

РАЗВИТИЕ И НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА

Е. Г. ЕГОРОВ, доктор экономических наук, профессор, академик Международной академии регионального развития и сотрудничества и Академии наук Республики Саха (Якутия), директор Научно-исследовательского института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова E-mail: ire2000@mail. ru

Проанализированы трудности становления первого на Севере России научно-исследовательского экономического института и его научные достижения на различных этапах социально-экономического развития одного из крупных субъектов Российской Федерации — Республики Саха (Якутия). Раскрываются объективная необходимость, актуальность и высокая значимость научных экономических исследований в условиях Севера.

Ключевые слова: экономическая наука, Север, организация, научно-исследовательский институт, опыт и достижения, необходимость и актуальность исследований.

Летоисчисление рождения экономической науки в Республике Саха (Якутия) начинается с 1947 г., когда в г. Якутске была создана исследовательская база Академии наук СССР, в которой организован небольшой сектор экономики. Результатом его долгого развития, накопления практического опыта и научных знаний явилось создание 8 августа 1986 г. академического научно-исследовательского экономического института. В 2011 г. Институт региональной экономики Севера отметил 25-летний юбилей. Проанализируем его многолетний опыт и достижения.

Институт был создан в 1986 г. решениями высших государственных органов и научных учреждений страны: Советов Министров СССР и РСФСР, президиумов АН СССР и ее Сибирского отделения. Институт экономики комплексного освоения природных ресурсов Севера Сибирского отделения АН СССР стал первым научно-исследовательским экономическим учреждением в районах Севера. После него были организованы два академических института в составе Кольского филиала и Коми филиала УНЦ АН СССР.

Становление и развитие Института региональной экономики Севера за прошедшие 25 лет происходили в сложных кризисных условиях последнего пятилетия социалистической экономики, затем системного переходного периода на рыночные отношения в 1990-х гг. и, наконец, последнего мирового экономического кризиса в первом десятилетии XXI в. Причем самое существенное влияние на экономическую науку оказали трансформационные социально-экономические преобразования, в корне изменяя ее методологию, объект и предмет изучения. По сути, ученым-экономистам пришлось переквалифицироваться на изучение капиталистической

рыночной экономики, ее категорий и законов, которые качественно отличаются от таковых в теории социалистической плановой экономики. Безусловно, названные особенности должны учитываться при анализе и оценке деятельности всех научных экономических учреждений страны, не только Института региональной экономики Севера.

Сегодня можно уверенно заявить, что Институт региональной экономики Севера (далее — Институт) успешно выполняет свою ответственную миссию и вносит существенный вклад в науку и социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации в целом. Этому способствуют определенные еще при создании Института научные направления фундаментальных и прикладных исследований, которые с учетом законов и закономерностей социально-экономического развития страны и ее регионов в условиях рыночной экономики сформулированы следующим образом:

• изучение закономерностей и особенностей формирования и развития региональной экономики в условиях Севера;

• разработка научных основ государственной социально-экономической политики в регионах Севера;

• исследование теории и практики инновационного развития региональной экономики на примере Северо-Востока России. Несмотря на малочисленность творческого

коллектива Института, ежегодно выполняются в среднем 12—15 научно-исследовательских работ, выпускаются 3—5 монографий и публикуются многочисленные научные статьи. За 25 лет общее количество научных отчетов составило около 350; рекомендаций и предложений — более 100, в том числе 45 внедренных; опубликованных монографий, сборников и препринтов, учебников — более 160.

На основе анализа и обобщения трудов сотрудников Института можно выделить основные научные и практические результаты по трем периодам социально-экономического развития страны и Республики Саха (Якутия).

Во-первых, рубеж окончания социалистической эпохи — конец 1980-х гг. ознаменовался перестройкой социалистического строя и его экономической системы на основе кардинальных политических и экономических реформ. В связи с этим Институт усилил разработку теории, методологии и методов регионального подхода к социально-экономическому развитию, хозяйственного

механизма его планирования и прогнозирования с учетом региональных особенностей и закономерностей экономики в условиях Севера на примере Якутии [13].

В ходе исследований было установлено, что достижение целей перестройки управления региональной экономикой возможно путем решения двуединой задачи: комплексного социального и эффективного экономического развития территорий. При этом главным становится обеспечение социального прогресса и качественного роста жизнедеятельности населения в условиях Севера. Для их реализации предложены разработанные Институтом с участием других НИИ региональные комплексные программы научно-технической и социально-экономической интенсификации развития хозяйства Якутской АССР на 20 лет.

Государственная идеология и политика перестроечного периода позволили научным учреждениям, в частности Институту региональной экономики Севера, обосновать и выдвинуть для практического претворения идеи о территориальной форме собственности на средства производства, общественное богатство, в том числе на природные ресурсы, а также о территориальной природной ренте и экономической оценке природных ресурсов.

Изучая проблемы совершенствования регионального воспроизводства и хозяйственного механизма, удалось дать теоретические трактовки новых экономических категорий: «самоуправление регионов», «самофинансирование регионов», «экономическая самостоятельность регионов», «экономическая безопасность регионов», «территориальный хозрасчет», других экономических принципов и методов [2].

В результате коллективом авторов, в том числе ведущими учеными Института д. э. н. Е. Г. Егоровым, к. э. н. З. А. Корниловой, А. Д. Кириллиной, в 1989 г. разработана Концепция самоуправления и самофинансирования Якутской АССР. Она явилась научной основой первоначальных политических и социально-экономических преобразований, проводимых в 1990—1991 гг. Верховным Советом Якутской АССР 12-го созыва. Так, в сентябре 1990 г. объявлена Декларация о государственном суверенитете Якутской-Саха ССР, в конце 1990 г. был вынесен на всенародное обсуждение проект новой Конституции Якутской-Саха ССР, 2 марта 1991 г. принят закон Якутской-Саха ССР «О собственности в Якутской-Саха ССР». Этими и другими законода-

тельными актами были впервые установлены новый государственный статус республики, ее суверенные права собственности на землю, ее недра и все другие природные ресурсы, многообразие форм собственности на средства производства, принцип платности пользования природными ресурсами и другие правовые основы самостоятельного социально-экономического развития Якутской-Саха ССР.

Хотелось бы отметить, что ведущие ученые-экономисты Института не только своевременно разработали научные подходы к перестройке социально-экономических основ республики, но и приняли активное непосредственное участие в ее осуществлении.

Во-вторых, переходный период от социализма к капитализму, от плановой экономики к рыночной происходил в республике с 1992 по 2000 г. Характерно, что этот судьбоносный период истории примерно совпадает с первым десятилетием президентской Республики Саха (Якутия) (далее — РС (Я)) во главе с ее первым Президентом М. Е. Николаевым.

Смена общественных отношений, переход на рыночную основу социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и существенные изменения ее геополитического положения потребовали пересмотра основных принципов государственной региональной политики, экономики и науки. Так, например, в качестве основополагающего направления было выдвинуто и обосновано положение о самостоятельном развитии республики как субъекта обновляемой Российской Федерации с целью более эффективного функционирования экономики в формирующемся рыночном пространстве Российской Федерации и развитой мировой хозяйственной системе.

В своих научных поисках Институт региональной экономики Севера развивал идею о формировании многоукладности рыночной экономики при ведущей роли государственной собственности и государственного сектора экономики в отраслях, имеющих стратегическое и жизнеобеспечивающее значение для республики. Также теоретически было доказано, что рыночная экономика, особенно в условиях переходного периода от директивного плана к рынку, не может стабильно и эффективно формироваться без государственной политики и экономической стратегии, обеспечивающих действие принципов коллективного труда и коллективной ответственности, государственной поддержки и регулирования социально-экономической жизни.

Исследуя особенности, логику и этапы формирования рыночных отношений, ученые-экономисты совершенно правильно предлагали учитывать региональные особенности, специфику современной социальной и экономической ситуации, характерной для северных регионов, где минерально-сырьевой и топливно-энергетический комплексы составляют основу экономики, неразвитая социальная и производственная инфраструктура создает объективные трудности для ускоренных рыночных преобразований [2, 15, 14].

Теоретические и методологические подходы, предложенные Институтом, были использованы при разработке в 1991 г. с участием руководителей экономических органов правительства «Концепции перехода Якутской-Саха ССР на рыночные отношения», проектов законов Якутской-Саха ССР «О собственности в Якутской-Саха ССР», «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности» и других нормативно-правовых актов.

В условиях рыночных преобразований и системного кризиса возникла проблема стабилизации социально-экономического положения Республики Саха и ее улусов. Институт обосновал недостаточность для ее решения тактических экономических и финансовых мер и предложил использовать программный целевой подход [3].

В 1995—1998 гг. по заданию правительства Институт разработал «Программу социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2005 года», «Программу социально-экономического развития улусов Вилюйской зоны на 1996—2000 годы», «Программу развития алмазодобывающей промышленности в Республике Саха (Якутия) на 1995—2000 годы», «Программу развития алмазно-бриллиантового комплекса Республики Саха (Якутия) на период до 2005 года», «Концепцию развития села в условиях перехода на рыночные отношения». В конце 2000 г. в Республике Саха (Якутия) действовало около 40 программ на федеральном, межрегиональном и республиканском уровнях.

По инициативе и заданию Президента РС (Я) М. Е. Николаева Институт региональной экономики Севера в 1996—1997 гг. впервые разработал концепцию и стратегию модернизации экономики Республики Саха (Якутия). Как по научной новизне, так и в практическом плане эти документы являлись инновационными. Неотложная необходимость

модернизации экономики была обусловлена прерогативой создания новой, более качественной и мощной материально-технической базы, адекватной рыночным экономическим отношениям, способной повысить эффективность производства и его конкурентоспособность.

Модернизация региональной экономики рассматривалась как стратегический способ осуществления структурной, технологической и организационной перестройки экономики на основе научно-технического прогресса и применения нестандартных, инновационных организационно-экономических методов. «Концепция модернизации региональной экономики: «Якутия — XXI век» одобрена постановлением Правительства РС (Я) от 18.10.1996 и постановлением Президиума СО РАН от 24.02.1997. В связи с этим Институт продолжил свои исследования и в 1998 г. завершил разработку «Стратегии модернизации экономики Республики Саха (Якутия) до 2015 года». Она получила положительную оценку республиканского совещания, организованного Правительством 30.11.2000, и рекомендована в качестве одного из основных альтернативных направлений устойчивого социально-экономического развития республики в первом десятилетии нового века [6].

Обобщая результаты НИР Института в последнем десятилетии прошлого века, можно сделать вывод о том, что под руководством Президента и Правительства РС (Я) и на основе реализации научных рекомендаций республика осуществила сложные рыночные преобразования со сравнительно меньшим спадом экономики и социальным ущербом населению, чем в среднем по всей Российской Федерации.

В-третьих, в течение первого десятилетия нового века, когда происходило социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) в основном на рыночной основе, научные исследования Института сосредоточивались на методологических и методических проблемах комплексного и качественного социально-экономического развития республики, ее вновь созданных муниципальных образований, совершенствования научных основ экономической, финансовой, социальной и демографической политики в условиях Севера.

На основе теоретических исследований было выявлено, что и в условиях рыночной экономики, тем более в огромной по территории стране, рациональное размещение производительных сил является объективной закономерностью, ее принципы

должны неукоснительно соблюдаться. Однако в постсоветское время, при переходе на рыночные отношения этот аспект развития как национальной, так и региональной экономики не имел должной реализации.

Институт одним из первых среди других регионов страны поднял и актуализировал эту извечную проблему экономической теории и практики. Так, в течение 2000—2003 гг. выполнено комплексное исследование «Основные направления развития и размещения производительных сил Республики Саха (Якутия) на период до 2015 года». После доработки научного отчета в 2005 г. была опубликована монография «Якутия: размещение производительных сил» [16], которую СОПС РАН и МЭРТ РФ оценил как фундаментальную работу и использовал со ссылкой при составлении в 2007 г. «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года».

Как известно, с 2002 г. все улусы, районы и города РС (Я) переводились на местное самоуправление и становились муниципальными образованиями, самостоятельное социально-экономическое развитие которых явилось одной из новых и сложных задач государственной политики и рыночной экономики. Институт получил правительственное задание разработать программы развития муниципальных образований на пять лет. Методика и практика их составления осваивались впервые. Были разработаны первые 10 программ социально-экономического развития Алданского, Амгинского, Мегино-Канга-ласского, Хангаласского, Таттинского, Чурапчинс-кого, Горного, Сунтарского, Нюрбинского улусов и МО «Город Якутск».

Исследования Института за 2007—2010 гг. были направлены на разработку и научное обеспечение реализации «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.02.2007. Из них основным нужно считать «Разработку основных направлений комплексного социально-экономического развития регионов Севера Российской Федерации до 2025 года на примере Республики Саха (Якутия)». Ограниченные форматом статьи, сформулируем лишь основные концептуальные и методические результаты по темам:

1) выявлены основные факторы экономико-географического положения региона, и произведена их

классификация на макро-, мезо- и микроуровнях; определены и обоснованы уникальные черты экономико-географического положения РС (Я), которые должны учитываться при оценке ее конкурентоспособности;

2) дано определение понятия «демографический потенциал региона», и выявлены его компоненты. Установлены индикаторы оценки демографического потенциала региона, и проведена оценка его роста в РС (Я) с применением модели стабильного населения;

3) для оценки уровня и качества жизни населения предложена модель интегрального индикатора качества жизни с учетом естественного движения населения, состояния потребительского рынка, показателей доходов населения и обеспеченности его социальной инфраструктурой;

4) определены направления и пути развития инновационной деятельности в горнопромышленном комплексе региона на основе системного анализа и прогноза экономики топливно-энергетической, алмазно-бриллиантовой и металлургической отраслей, изучения в них начальных инновационных процессов;

5) разработаны методологические подходы к реформированию ЖКХ как отрасли экономики местного самоуправления, предоставляющей потребителям достаточные и качественные жилищно-коммунальные услуги и имеющей нормативную прибыльность;

6) уточнены принципы формирования и совершенствования транспортной системы региона: обеспечение опережающего транспортного освоения территории; скоординированное развитие различных видов транспорта при ведущей роли железнодорожного; обеспечение баланса интересов государства, бизнеса и населения в устойчивой работе транспортного комплекса; районирование работы отрасли путем организации интегрированных логистических транспортно-распределительных систем и кластеров;

7) изучен и доказан мировой хозяйственно-культурный вклад народа саха как коренного народа Севера в историческое развитие северной цивилизации, выразившийся в многовековом разведении продуктивного коневодства, мясомолочного скотоводства и растениеводства в экстремальных природно-климатических и неблагоприятных почвенных условиях Крайнего Севера [11];

8) разработана Концепция реформирования бюджетной системы Республики Саха (Якутия),

включающая ее цели, нормативно-правовую и организационную основы, новые методы бюджетирования, мониторинга эффективности осуществления бюджетной политики и казначейской системы исполнения бюджета;

9) определены критерии и показатели оценки инновационной деятельности региона, методика оценки его инновационного потенциала на основе восьми групп показателей: научная составляющая, кадровый потенциал, техническая составляющая, финансовая составляющая, интеллектуальная собственность, маркетинговая составляющая, информационные технологии, телекоммуникационная составляющая;

10) изучена теория и разработана методология формирования кластерных образований в условиях рыночной экономики взамен прежнего территориально-производственного комплекса [8]. Обоснованы и предложены перспективные варианты создания в базовых отраслях экономики региона кластерных образований, схемы инновационно-промышленных кластеров, проект модели формирования региональной инновационной системы управления на примере Республики Саха (Якутия) [7];

11) уточнен принцип функционирования малого предпринимательства, установлен его адаптивный и ограниченный характер в социально-экономической системе региона Севера. На основе функционального подхода выделены возможные типы малых инновационных предприятий и их роль в инновационной системе Республики Саха (Якутия).

Кроме того, Институт ежегодно участвует в разработке доклада о демографическом развитии РС (Я), осуществляет независимую научную экспертизу проектов государственного бюджета РС (Я), прогнозов и программ социально-экономического развития РС (Я) на средне- и долгосрочные перспективы, проектов законодательных актов по экономическим, социальным и финансовым вопросам.

Заслуживает отдельного внимания тот факт, что Институт региональной экономики Севера проводил также межрегиональные и общероссийские фундаментальные и прикладные исследования. В составе Сибирского отделения РАН Институт принимал активное участие в разработке программ хозяйственного освоения зоны БАМа и комплексных научно-технических программ «Сибирь», федеральных программ социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на периоды до 2005 г. и до 2010 г.

Еще в конце 1990-х гг. Институт углубленно изучал экономику регионов Северо-Востока СССР, используя анализ практического опыта социалистического хозяйствования для выявления и решения проблем «северной» государственной экономической и технической политики Российской Федерации. Им были обоснованы необходимость и целесообразность выделения регионов Северо-Востока из состава Дальневосточного экономического района; опубликована в 1998 г. монография «Северо-Восточный экономический район».

Институт принял творческое участие в разработке проекта федерального закона «О районировании Севера Российской Федерации», им разработана Методика районирования по социально-экономическим критериям [1]. В последние годы выполнены исследования и опубликованы статьи по вопросам: «Стратегия комплексного развития экономики РС (Я) в составе Дальнего Востока» (2008 г.), «О новой Концепции региональной политики в Российской Федерации» (2009 г.), «О стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.» (2010 г.), «О стратегических мерах по преодолению экономического кризиса в России» (2009 г.), «Особенности подоходного налогообложения и необходимость дифференциации его ставок в условиях экономического кризиса» (2009 г.) и др. [4, 5, 9, 10, 12].

И наконец, Институт региональной экономики Севера вносит значительный вклад в подготовку научных кадров и высококвалифицированных специалистов народного хозяйства. Им подготовлено более 50 кандидатов и 15 докторов экономических наук или около 2/3 их общего количества в республике, создана региональная научная школа ученых-экономистов-североведов. Они в основном работают в Институте региональной экономики Севера и Финансово-экономическом институте СВФУ им. М. К. Аммосова.

В Институте работали в течение 10 лет аспирантура и диссертационный совет по защите диссертаций по специальности «Региональная экономика», которые закрыты в 2007 г. из-за необеспеченности Института производственными площадями. В настоящее время 4 доктора наук являются членами диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при СВФУ им. М. К. Ам-мосова. Многие ученые-экономисты Института пополнили кадровый потенциал государственных

органов, бизнес-структур и высших учебных заведений Республики Саха (Якутия).

Институт поддерживает многолетние творческие связи с Институтом экономики и организации промышленного производства СО РАН (директор академик РАН В. В. Кулешов), Институтом экономических исследований ДВО РАН (директор академик РАН П. А. Минакир), Советом по изучению производительных сил при РАН и Министерстве экономического развития России (председатель член-корреспондент РАН Г. Г. Фетисов), Институтом экономики УрО РАН (директор академик РАН А. И. Татаркин), Институтом социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН (директор профессор Ю. Я. Чукреев), Институтами ЯНЦ СО РАН (председатель президиума член-корреспондент РАН А. Ф. Сафронов), Финансово-экономическим институтом СВФУ (директор профессор Н. В. Охлопкова), Академией наук РС (Я) (президент академик АН РС (Я) И. И. Колодезников) и многими другими научными учреждениями.

Список литературы

1. Гаврилова М. К., Федорова Е. Н., Шепелев В. В. и др. Районирование (зонирование) Севера Российской Федерации. Якутск, 2007.

2. Егоров Е. Г. Исследование проблем перехода к рыночной экономике. Якутск, 1995.

3. Егоров Е. Г. О научном подходе к разработке Программы выхода из экономического кризиса и социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Якутск, 1998.

4. Егоров Е. Г. О новой Концепции региональной политики в Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 14. С. 4.

5. Егоров Е. Г. Стратегия комплексного развития экономики РС (Я) в составе Дальнего Востока // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 12. С. 6.

6. Егоров Е. Г. Стратегия модернизации экономики Республики Саха. Новосибирск, 2001.

7. Егоров Н. Е. Инновационное развитие экономики региона на основе кластерного подхода. СПб, 2010.

8. Егорова И. Е. Кластерный подход к развитию экономики: аспекты теории и практики. Якутск, 2007.

9. Егоров Е. Г., Гуляев П. В. Особенности подоходного налогообложения и необходимость дифференциации его ставок в условиях экономического

кризиса // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 32. С. 61.

10. ЕгоровЕ. Г., ДаниловЮ. Г. О стратегических мерах по преодолению экономического кризиса в России // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 10. С. 2.

11. Егоров Е. Г., ДарбасовВ. Р. Аграрная экономика Севера. Якутск, 2008.

12. Егоров Е. Г., Егорова И. Е. О стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. //

Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 16. С. 4.

13. Егоров Е. Г., Лищенюк С. Н. Методологические аспекты исследований экономики Севера. Новосибирск, 1987.

14. Региональные проблемы формирования рыночных отношений. Новосибирск, 1996.

15. Экономические основы государственности Республики Саха (Якутия) . Якутск, 2000.

16. Якутия: размещение производительных сил. Новосибирск, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.