Ill
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
деятельности. В связи с этим разработка и принятие документа в виде республиканской программы, в котором будут систематизированы разобщенные мероприятия, позволит решить многие актуальные проблемы занятости в сельской местности и повышения уровня доходов сельского населения.
Концепция Международной организации труда «Достойный труд» означает возможности людям получать продуктивную работу в условиях безопасности, свободы, равенства и уважения человеческого достоинства [6].
Программа региональной концепции достойного труда, в центре которой — занятость, социальная защита, права и социальное партнерство, создаст основу для решения проблем с помощью мер программ и политики, в которых объединяются социальные и экономические цели. Поскольку большая часть нуждающихся слоев населения живет в сельских районах, повышение уровня благосостояния и улучшение жизни сельского населения с помощью утверждения главных особенностей достойного труда — в первую очередь, возможностей получения оплачиваемой, продуктивной работы — добавят существенный вклад в республиканские усилия, направленные на улучшение жизни сельского населения.
По мнению экспертов Международной организации труда, «Рынки труда в сельских районах не всегда функционируют эффективно, так как методы управления и институты рынка труда обычно слаборазвиты и не обладают достаточным потенциалом для непосредственного решения вопросов, определяющих предложение рабочей силы и спрос на нее. Рынки труда в сельских районах имеют сложный и неустойчивый характер» [6].
Представление того, как условия, оказывающие влияние на предложение рабочей силы (социальные нормы, демографические факторы, доступ к земле, а также уровень образования и здравоохранения), взаимодействуют с условиями, влияющими на спрос (уровень инвестиций, общий экономический рост, технический прогресс и доступ к рынкам сбыта), позволяет увидеть возможности и вызовы, чтобы содействовать расширению и повышению качества занятости в сельских районах. Именно через посреднические институты и структуры, а также процедуры управления рынком труда трехсторонние участники могут самым непосредственным образом содействовать более эффективному функционированию рынка труда с точки зрения результативности, справедливости и социальной защиты [6].
Литература
1. Население [Электронный ресурс]: Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Саха (Якутия). — Режим доступа: http://sakha.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/ru/statistics/population/
2. Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sakha.gov.ru/
3. Население [Электронный ресурс]: Статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/
4. Уровень жизни [Электронный ресурс]: Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Саха (Якутия). — Режим доступа: http://sakha.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/ru/statistics/standards_of_life/
5. Рынок труда и занятость населения [Электронный ресурс]: Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Саха (Якутия). — Режим доступа: http://sakha.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/ru/statistics/ employment/
6. Доклад IV. Содействие занятости в сельских районах в целях сокращения масштабов бедности / Международная конференция труда, 97-я сессия 2008 г., с.24.
ПРОБЛЕМЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
А.А. Попов,
заведующий кафедрой экономической теории Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, доктор экономических наук, профессор, действительный член Академии наук Республики Саха (Якутия), академик Российской академии социальных наук (РАСН), Международной академии науковедения (МАН),
член-корреспондент СО АН Высшей школы
А.Н. Мыреев,
доцент кафедры экономической теории Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
кандидат экономических наук
В.В. Сергеева,
аспирант Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
С.В. Федорова,
аспирант Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
В статье обоснована необходимость новой экономики России для преодоления экономического кризиса, вызванного экономическими санкциями, путем внедрения институциональной модели экономики. Рассмотрены проблемы и перспективы развитие экономики Республики Саха (Якутия) в условиях глобализации и возрастания роли финансового капитала в мире, показаны перспективы экономики региона, этапы, достижения реализации ряда федеральных программ по развитию региона.
Ключевые слова: новая экономика, институциональная модель, качество жизни, экономика Якутии.
УДК 332 1(470-17)
В настоящее время модель экономического развития Рос- ной продажи нефти, природного газа, алмазов, золота, угля и сийской Федерации характеризуется как неолиберальная и других уникальных полезных ископаемых на мировом рынке. «сырьевая экономика», которая функционирует за счет выгод- Однако перспектив у такой экономики нет. В этих условиях
276
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ш
институциональная экономическая модель могла бы стать системообразующей формой государственного управления и ускорения темпов экономического роста и социального развития, особенно в регионах опережающего развития районов Крайнего Севера и Арктической зоны.
Якутия — индустриально развитая республика, имеющая 13 городов, 42 поселка городского типа, 364 наслега. Огромная территория Республики Саха (Якутия), суровый климат и особенно абсолютно — дискомфортные (Арктические районы (улусы) и относительно — дискомфортные (все остальные районы (улусы) Крайнего Севера) условия для проживания требуют особого подхода к специфическим проблемам повышения качества жизни населения.
Отсутствие постоянной транспортной связи с центральными городами, а внутри республики — между городами, поселками городского типа и сельскими населенными пунктами создает дополнительные проблемы.
Сегодня в Якутии нужна своя региональная институциональная модель прямого и косвенного методов управления экономикой с учетом специфических условий и механизмов организации управления огромной территорией. Особенно острым в республике стало чувство потери эффективного использования объектов собственности крупных компаний, акционерных обществ, холдингов, корпораций. Наблюдаются низкие темпы формирования собственных экономических и финансовых источников экономического роста реальной экономики и плюс к тому деньги довольно быстро уходят за пределы Якутии, медленно реализуются стратегические задачи повышения качества жизни населения.
В последние годы, несмотря на трудности экономического развития, достигнута положительная динамика в развитии основных показателей экономики Республики Саха (Якутия). Начало третьего тысячелетия было более удачным по сравнению с первыми годами перехода к рыночной экономике. Сегодня в РС (Я) функционирует 35 различных программ. Каждая программа как составной элемент программно-целевого метода руководства экономикой должна быть интегрированной в общую систему экономического и социального развития.
Стержнем нового курса стратегического развития регионов является новая индустриализация на базе модернизации, инновации в области экономики и социальной сферы. В этих условиях экономика страны начинает функционировать более целенаправленно под руководством Президента, Правительства РФ, министерств, ведомств и всех субъектов Федерации. Сейчас как никогда нужны стабильность в экономическом росте, обеспечение устойчивого реального курса рубля, пропорциональности количественных и качественных макроэкономических показателей народного хозяйства страны. Очень важно устойчивое развитие действенных эффективных связей между отдельными сферами расширенного воспроизводства валового внутреннего продукта (ВВП), валового регионального продукта (ВРП), жизнеобеспечения населения и определение условий для сохранения и развития генофонда народов. Эти показатели применимы для характеристики оптимальных пропорций динамичного равновесия в социально-экономическом, биологическом, демографическом развитии общества, они позволяют разрешать противоречия между отдельными социальными слоями населения, сферами расширенного воспроизводства, а также потребностями общества в природных ресурсах и возможностями их использования в интересах удовлетворения постоянно растущих разумных потребностей населения. Сейчас как никогда острее поднимаются проблемы повышения высокого качества жизни населения. Критерием социально-экономического развития любой страны, регионов, городов, муниципальных, поселенческих образований и тем более оценки достижений каждого человека, семьи, социальных групп и общества становится качество жизни населения. Это экономическая категория выступает оценкой измерения и отражения успехов страны, регионов и субъектов федерации, отдельного человека, личности, семьи и общества, достижений общественных наук как экономической теории, экономики, социологии, философии, логики и других общественных наук.
Стратегия экономического и социального развития страны до 2020 г. предполагает реализацию ряда крупных программ развития регионов, разработку и внедрение крупных инвестиционных мегапроектов путем частно-государственного партнерства и государственной поддержки для ускорения темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП) и валового регионального продукта (ВРП) субъектов федерации. Программы экономического и социального развития федеральных округов, регионов, субъектов федерации на долгосрочный период до 2020-2025 гг., определение опережающих темпов экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья и в перспективе в отдельных субъектах федерации предполагают формирование Особых свободных экономических зон в Дальневосточном федеральном округе. Наиболее актуальной проблемой становится опережающее развитие регионов Забайкалья, Дальнего Востока, районов (улусов) Крайнего Севера и Арктической зоны и Арктики-Азии, ускоренное развитие производственной, инженерной, энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры субъектов Российской Федерации.
По итогам 2014 г. в целом по стране промышленное производство выросло на 1,7%, то в Дальневосточном регионе — 5,3%. «За последние 10 лет, начиная с 2002 г., общий объем денежных доходов населения Республики Саха (Якутия) увеличился более чем в 4 раза и составил в 2011 г. 294,2 млрд рублей. В расчете на одного жителя республики среднемесячные денежные доходы составили 25616,9 руб. (рост по сравнению с 2010 г. на 11%, с 2002 г. — в 4,1 раз)» [4]. Республика Саха (Якутия) входит в пятерку регионов с наибольшими показателями объема ВРП на душу населения среди регионов Дальневосточного федерального округа и занимает третье место после Сахалинской области и Чукотского автономного округа. По оценке 2011 г. ВРП составляет 411,5 млрд руб. Удельный вес инвестиций в основной капитал по республике в объёме ВРП в 2011 г. составил 36% против 32% в 2010 г. В Российской Федерации удельный вес инвестиций в объёме ВВП в 2011 г. составил 19,7% против 20,4% в 2010 г. В 2011 г. объём ВРП на душу населения в Республике Саха (Якутия) составил 483 тыс. руб. За последние годы динамика индекса развития человеческого потенциала в Республике Саха (Якутия) имеет положительную тенденцию роста. Республика Саха (Якутия) вошла в группу развитых регионов России по индексу человеческого потенциала, заняв 20 место, а среди регионов Дальневосточного федерального округа — 2 место (0,823) после Сахалинской области (0,829).
Однако экономика, социальная сфера и финансы Республики Саха (Якутия), как стержневые составляющие экономической системы регионального масштаба, характеризуются наличием сложных проблем экономического и социального развития. Это, прежде всего, трансформация экономики и социальной сферы, деиндустриализация экономики республики, моноструктурная сырьевая экономика, монопрофильные города, монопрофильные поселки, высокая капиталоемкость крупномасштабных инвестиционных проектов, неэффективная практика природопользования в интересах крупных собственников, акции крупных районообразующих предприятий проданы компаниям, слабая развитость производственной, инженерной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. Правда, почти 80% сельских населенных пунктов не имеют связи между собой и особенно наземными видами транспорта. Строительство железной дороги пока остановилось, не доходя до г. Якутска за рекой Лена, где живет треть населения республики. Железная дорога-это реальная постоянная связь с российскими городами и регионами, регулярный поток товаров и особенно топливно-энергетических ресурсов, ускорение оборота денег, человеческие контакты, повышение качества и уровня жизни населения. В современном мире связь и транспортная инфраструктура обеспечивают единое мировосприятие многонационального народа Якутии и особенно коренных жителей огромного жизненного пространства — якутов и малочисленных народов Севера. Мечта народов Якутии о строительстве железной дороги более реально начала осуществляться свыше 40 лет тому назад со времен строитель-
277
Ill
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
ства малого БАМА и угольного комплекса в Нерюнгринском угольном разрезе. Все расходы строительства малого БАМА полностью были возмещены за счет строительства угольного комплекса, когда добыча угля была доведена до 17 млн тонн угля в год. Страна получала валютные ресурсы за счет продажи качественного нерюнгринского угля другим странам.
Основная часть производственного, жилого фонда, объектов недвижимости учреждений образования, здравоохранения, культуры и в целом состояние социальной сферы РС (Я) не соответствуют современным инженерно-техническим, нормативным и экологическим требованиям эксплуатации. С каждым годом нарастают темпы миграции населения за пределы республики, усложняя весь демографический процесс в Якутии. В последние 20 лет численность населения Якутии имеет тенденцию к снижению в результате острого проявления отрицательных миграционных процессов. Эту сложную проблему демографического процесса Якутии обостряют сами руководители крупных компаний, холдингов, корпораций, привлекая рабочих и специалистов вахтенным способом из других регионов. «Временщики» кардинально не решают проблемы трудовых ресурсов Республики Саха (Якутия). В развитии производительных сил республики нужны постоянные кадры фирм, компаний, корпораций, работающие на перспективу и эффективно в интересах всего многонационального народа Якутии и страны в целом.
С каждым годом обостряются риски в обеспечении экономической и социальной безопасности населения в районах Крайнего Севера и Арктической зоны. Цены и тарифы на товары и услуги растут быстрее, чем темпы роста инфляции. Денежные доходы населения становятся меньше потребительских расходов, сохраняются причины нарастания бедности сельского населения, устойчивая безработица в моногородах, рабочих поселках, сельской местности и особенно среди молодежи. Во многих сельских населенных пунктах Якутии до сих пор отсутствует благоустроенное жилье, сохраняется низкий уровень благоустройства жилья в моногородах (низкая обеспеченность водопроводом, канализацией, теплоснабжением), что порождает новые риски в жизни жителей районов (улусов) Крайнего Севера и Арктической зоны.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 3 февраля 2006 г. № Пр-154 по итогам его визита в Якутию была разработана программа развития Республики Саха (Якутия), которая названа «Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г.», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации [6]. В «Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г.» отмечено, что Республика Саха (Якутия) станет регионом с высокоразвитой экономикой, валовой региональный продукт к 2020 г. возрастет в 2,8 раза, инвестиции в основной капитал — в 4,7 раза, объем промышленного производства — в 3,6 раза, налоговых доходов бюджета республики — в 8 раз, реальных денежных доходов населения — в 3,6 раза по сравнению с 2005 г. Сейчас полагалось бы очень внимательно проанализировать эти показатели и ежегодно вносить на рассмотрение правительственных органов данные по исполнению постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2006 г. № Пр-154, так как до 2020 г. осталось очень мало времени. Данная программа нацелена не только на «ускорение» или «улучшение» заданных конкретных количественных параметров, но и на качественное изменение экономической и социальной политики Правительства Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период.
Основным принципом указанной программы является создание максимально благоприятных условий для комплексного развития производительных сил территории и повышения эффективности ведущих региональных кластеров, реализации мегапроектов Южной Якутии и Томпонского промышленного района Республики Саха (Якутия). Реализация проектов комплексного развития Южной Якутии и Томпонского промышленного района республики приведет к созданию значительного
числа новых качественных рабочих мест, росту доходов и повышению качества жизни населения.
Значимость новых инвестиционных проектов определяется созданием принципиально новой экономической базы республики, что неизбежно повлечет за собой стабильный рост денежных доходов населения, улучшение демографической ситуации (сохранение в регионе молодого и наиболее экономически активного населения) и целого ряда других параметров, характеризующих качество жизни населения. Реализация мегапроектов Южной Якутии будет способствовать ускорению темпов формирования новых региональных территориальных кластеров и опережающему экономическому росту Республики Саха (Якутия), в целом Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Восточная территория страны в целом явно отстает от европейской территории по основным параметрам экономического развития и реализуемым масштабным крупным инвестиционным проектам инфраструктурного характера и испытывает стабильный миграционный отток населения. Это в долгосрочной перспективе чревато многими негативными последствиями, вплоть до угрозы экономической и социальной безопасности населения Дальнего Востока, Забайкалья, районов Крайнего Севера и Арктической зоны, а также в целом безопасности российского государства. В этой связи поиск и поддержка «точек экономического роста» Восточной Сибири и в том числе Дальнего Востока, Забайкалья, районов Крайнего Севера и Арктической зоны является стратегической и становится самой актуальной задачей государства на современном этапе развития страны, прежде всего, в силу возможности укрепления позиций Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В этом плане создания Министерства Дальнего Востока Российской Федерации станет важным звеном в реализации стратегических задач государства в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В «Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г.» намечено осуществить комплексное экономическое и социальное развитие всех отраслей народного хозяйства на основе опережающего развития промышленного производства и социальной сферы на основе добычи алмазов, нефти, природного газа, угля, золота, олова, железной и урановой руды. Намечено создание новых рабочих мест не в сырьевых отраслях экономики, а в отраслях, связанных с глубокой переработкой сырья на месте и эффективным использованием производственной, энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры, ускоренным развитием традиционных отраслей народного хозяйства и улучшение продовольственной безопасности населения в районах Крайнего Севера и Арктической зоны. Это связано с переходом районов Крайнего Севера и Арктической зоны, отраслей народного хозяйства и хозяйствующих субъектов на индустриальный, постиндустриальный, инновационный этапы развития.
В настоящее время очень важно создание конкурентоспособных товаров на базе инновационных технологий по добыче уникальных полезных ископаемых. Настало время обязательной организации переработки добываемых полезных ископаемых, выпуска конкурентоспособных товаров и услуг на месте. Стратегический прорыв в экономическом и социальном развитии Якутии достигается реализацией «точки экономического роста», сохраняя единый народнохозяйственный комплекс республики путем усиления государственного контроля над владением, распоряжением и пользованием недровых богатств. В настоящее время важнейшей стратегической задачей является выход из длительного структурного экономического кризиса страны. В условиях рыночной экономики необходимо научно обосновать уровень комплексного социально-экономического развития территорий районов Крайнего Севера и Арктической зоны с учетом функционирующей институциональной экономической модели и механизмов реализации конкретной социально-экономической концепции развития.
В программе социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 г. уделяется большое внимание созданию более благоприятного единого экономического
278
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ш
пространства рыночной экономики с учетом специфических особенностей развития районов Крайнего Севера и Арктической зоны. В условиях огромной территории Республики Саха (Якутия) с учетом природно-климатических особенностей нужна устойчивая, надежная круглогодично доступная населению транспортная, информационная связь, энергетическая, производственная и социальная инфраструктура для эффективного использования богатейших уникальных полезных ископаемых, биологических природных ресурсов. В результате создания этих условий в полной мере проявятся преимущества создание индустриальных парков, региональных экономических свободных зон, кластеров, городов, муниципальных и поселенческих образований, интеллектуального и информационного потенциала Республики Саха (Якутия). Возникла необходимость в разработке основных направлений развития индустриальных парков, инновационных центров, энергетики Республики Саха (Якутия) до 2030-2050 гг. В современных условиях регионы сырьевой направленности экономики объективно попадают в положение деиндустриализации своего промышленного производства и на фоне остроты этих проблем как никогда возрастают интеллектуальные факторы экономического роста.
Качество жизни населения — это экономическая категория, которая выражает уровень экономического и социального раз-
вития страны. Повышение качества жизни населения выступает как наиболее фундаментальная проблема в развитии современного общества. Развитие личности и удовлетворение ее разумных материальных и духовных потребностей населения всегда была и остается главной задачей нашего государства. Высокие темпы стабильного роста производительности общественного труда обеспечивают благосостояние населения как главного источника богатства народов. Однако степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, прежде всего, качество здоровья, образования, питания, комфорт жилища, здравоохранения, сферы обслуживания, окружающей среды, экологии, быта, досуга, культурных и духовных потребностей людей полностью зависят от характера общественного строя и производственных отношений общества. В широком плане высокое качество жизни населения представляет собой комплексную характеристику социально-экономических, медико-биологических, культурно-массовых, воспитательных, экологических факторов и условий существования личности, социальных групп, положения человека в обществе, отражающую уровень реализации разумных потребностей людей и степень удовлетворенности их жизненных планов в соответствии с экономическими и социальными стандартами качества жизни населения.
Литература
1. Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. 25 апреля 2005 г.
2. Качество жизни населения в условиях рыночной экономики: учебное пособие / А.А. Попов, А.Н. Мыреев. — Якутск: Изд. дом СВФУ, 2013.-С. 132.
3. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: Учебник. — М.: Экономика, 2013.-С.67.
4. Экономическая свобода и государство: друзья или враги / Под ред. А.П. Заостровцева. — Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр». — СПб.: «Леонтьевский центр», 2012. — С.69-70.
5. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) // Благосостояние населения Республике Саха (Якутия) (Изменение уровня жизни населения Республики Саха (Якутия) за последние 10 лет). — Якутск, 2012.-С.30.
6. Глобализация экономики и влияние мирового кризиса на развитие северного региона: концепции, проблемы, решения / А.А. Попов, А.Н. Мыреев, С.А. Попова. — Якутск: Изд. -полиграфический комплекс СВФУ, 2010. — С.256.
279