Научная статья на тему 'Совершенствование методов прогнозирования социально-экономического развития региона'

Совершенствование методов прогнозирования социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1575
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ФОРСАЙТ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / PUBLIC POLICY / REGIONAL POLICY / AN INTEGRATED APPROACH / FORECASTING / FORESIGHT / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Е. Г., Едисеева Т. О.

В статье анализируются вопросы совершенствования государственной экономической политики и прогнозирования социально-экономического развития региона на примере Республики Саха (Якутия). Приведены результаты развития региона за период 2010–2014 гг. на основе реализации программного подхода. Показаны возможности применения метода Форсайт, совершенствования его технологии. Отмечены приоритетные направления государственной политики модернизации и инновационного развития региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of methods for forecasting of socio-economic development of the region (Russia, Yakutsk)

The article analyzes the issues of improvement of the state economic policy and forecasting socio-economic development of the region through the example of the Republic of Sakha (Yakutia). It presents the results of the development of the region in the period of 2010-2014 based on the implementation of the programmatic approach. It shows the application of the foresight method, improving its technology. It describes the priority directions of the state policy of modernization and innovative development of the region

Текст научной работы на тему «Совершенствование методов прогнозирования социально-экономического развития региона»

[ Д ЭК0Н0МИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

изготовления ювелирных изделий составляет 3-5% и при реализации ювелирных изделий достигает до 14% [2].

Отчисления на амортизацию оборудования составляет 0,8% от общего объема затрат. В сегмент прочих расходов входят коммунальные расходы и аренда, перевозка посылок, почтовые расходы, услуги производственного характера и др.

При сопоставлении предлагаемых преференций по налоговым и таможенным льготам на ТОСЭР БД[11] структура себестоимости производства ювелирных изделий изменится в следующих соотношениях:

— уменьшение доли расходов на налоговые отчисление от 1,1% до 0,3%;

— уменьшение доли расходов на страховые взносы от 2,6% до 0,7%;

— увеличение доли материальных затрат от 81,7% до 84,0%.

Исследования показали, что реализация данного проекта, позволит сократить себестоимость производимой продукции предприятий алмазогранильной и ювелирной промышленности Республики Саха (Якутия) за счет уменьшения или «аннулирования» некоторых видов налогов, таможенных пошлин, совершенствования отраслевого законодательства и уменьшения административных барьеров и позволит отрасли конкурировать на мировом алмазно-бриллиантовом рынке.

Приведенные в статье расчеты могут быть использованы при подготовке финансово — экономического обоснования проекта территории опережающего социально-экономического развития по производству бриллиантов и ювелирных изделий в Республике Саха (Якутия) и позволят дать оценку бюджетной эффективности в зависимости от предоставляемых преференций.

Литература

1. Курнева М.В. Перспективы развития минерально-сырьевой базы алмазных месторождений РС (Я) // Горная промышленность. — 2014- №3(115) — С.58-65.

2. The Global diamond report. Bain & Company, Inc. 2013. p.45.

3. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я) до 2020 г. — Якутск. 2012.

4. План социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2014-2018. — Якутск. 2014.

5. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 05.08.2000 № 117-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 31.07.2000): (ред. от

07.05.2013): (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. — http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169456/. — М., 2013.

7. Федеральный закон N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 г. (в ред. от 07.06.2013 г.).

8. Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года. http://www.kremlin.ru/ news/19825

9. Поручение Президента России от 30.12.2013 № Пр-3086. // http://www.kremlin.ru/assignments/20004

10. Поручение Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева от 22.02.2014 № ДМ-П16-1273. // http://g khkontrol. ru/2014/06/15977

11. Проект федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке Российской Федерации и на отдельных территориях Российской Федерации». — М., 2014. — С.120.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА*

Е.Г. Егоров

главный научный сотрудник Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

доктор экономических наук, профессор [email protected]

Т.0. Едисеева

Советник Главы Республики Саха (Якутия), кандидат экономических наук [email protected]

В статье анализируются вопросы совершенствования государственной экономической политики и прогнозирования социально-экономического развития региона на примере Республики Саха (Якутия). Приведены результаты развития региона за период 2010-2014 гг. на основе реализации программного подхода. Показаны возможности применения метода Форсайт, совершенствования его технологии. Отмечены приоритетные направления государственной политики модернизации и инновационного развития региона.

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), государственная политика, региональная политика, комплексный подход, прогнозирование, Форсайт, стратегическое планирование

УДК 332.145 ББК 65.05

На современном этапе определение ключевых задач совершенствования государственной политики на основе модернизации ведущих отраслей экономики, повышения их конкурентоспособности, внедрения новых подходов к управ-

лению инновационным потенциалом региона является актуальным вопросом комплексного социально-экономического развития Российской Федерации. Решение данных задач в значительной степени зависит от продуманной и взвешенной

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках базовой части государственного задания на выполнение НИР «Научно-технические и организационно-экономические основы ускорения инновационного развития экономики регионов Северо-Востока России» (проект № 01201460076).

286

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ ^ Д

государственной экономической политики, прежде всего, на региональном уровне.

В целях создания правовой основы для деятельности по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей экономики, вступил в силу Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании». В статье 3 дается определение прогноза научно-технологического развития Российской Федерации. Это — «...документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах научно-технологического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на долгосрочный период». Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации назван (в подпункте 3 статьи 11) первым из документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках прогнозирования [1].

С принятием Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» прогнозирование долгосрочных приоритетов развития науки и технологий России выходит на новый, более системный, уровень. В той же логике создание национальной системы технологического прогнозирования, «ориентированной на обеспечение перспективных потребностей обрабатывающего сектора экономики, с учётом развития ключевых производственных технологий», начало которой положено Указом Президента Владимира Путина «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 г.

В рамках стратегических документов социально-экономического развития страны — ежегодных Посланий Президента Российской Федерации Федеральному собранию, «майских» Указов Президента определены основные задачи долгосрочной государственной экономической политики в соответствии с развитием общества и реалиями времени. Это продолжение диверсификации и модернизации экономики, создание новых отраслей промышленности, развитие производственной инфраструктуры и инновационной деятельности с учетом развивающегося научно-технического потенциала, внедрения научноисследовательских разработок.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 г. поставлена задача перехода к комплексному инновационному развитию страны, формированию экономики знаний и региональной модели инновационного развития на базе эффективных методов, инструментов управления с использованием научно-технического потенциала региона.

Впервые на территории Республики Саха (Якутия) в апреле 2013 г. состоялось заседание Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, в рамках которой рассмотрены основные направления госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» [2].

Для разработки прогнозного сценария социально-экономического развития на региональном уровне на долгосрочный период применяются, в основном, комплексный подход и метод программно-целевого прогнозирования. Долгосрочный прогноз видения будущего должен разрабатываться с учетом противоречивой внутренней и внешней среды в условиях глобализационных процессов в мировой экономике. В этом случае, ключевую роль в вопросе совершенствования государственной политики социально-экономического развития региона могут занимать исследования с использованием технологии Форсайта. Если подойти к методу Форсайт с обратной стороны, то существует метод Хиндсайт (hindsight) [3], как анализ отрицательного опыта реализации проектов для того, чтобы не столкнуться с этим в будущем. Иначе говоря, Хиндсайт — это взгляд назад, который является важным элементом в построении инновационной системы в России [4].

Как отмечают отечественные исследователи [5], научно-технологический фактор будет оказывать существенное влияние на социально-экономические процессы. Поэтому макроэкономический прогноз должен быть взаимоувязан с наиболее масштабными научно-технологическими сдвигами глобального уровня

и учитывать их влияние на функционирование не только национальной экономики, но и региональных экономик. Разработка такого прогноза требует также анализа различных сценариев, что вызвано стремительным нарастанием неопределённости по мере удлинения горизонта прогнозирования. Социально-экономические прогнозы, не предполагающие сценарных «развилок», как правило, быстро теряют свою актуальность.

Таким образом, с использованием комплексного подхода на сегодняшний день актуальным вопросом выступает разработка возможных сценариев развития регионов Российской Федерации для повышения эффективности региональных инновационных систем и подсистем, тем самым, повышая конкурентоспособность страны в мировой экономике. Форсайт зарекомендовал себя как приемлемый эффективный метод анализа социально-экономического развития региона в условиях модернизации и на инновационной основе развития экономики. В качестве комплексного развития экономического и инновационного потенциала можно привести Республику Саха (Якутия), будущее которой связано с дальнейшей индустриализацией, ускоренным развитием производственной и социальной инфраструктуры, научно-технологического сектора.

Главной особенностью стратегии развития Якутии является формирование крупных промышленных узлов по кластерному типу с широким межрегиональным эффектом — в Западной Якутии формируется новый центр нефте- и газодобычи России с перерабатывающей промышленностью; в Южной Якутии — крупный промышленный район, основанный на добыче и обогащении угля, железных и урановых руд; кластер в Северо-Восточной Якутии будет специализироваться на добыче и переработке цветных и редкоземельных металлов; в Центральной Якутии формируются транспортно-логистический узел, научно-образовательный кластер и комплекс ювелирных и алмазогранильных производств.

Суммарный объем инвестиций в основной капитал за последние 5 лет превысил 900 млрд руб., иностранных инвестиций — 6 млрд долларов США. Благодаря росту инвестиционной активности объем собственных доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) за 4 года возрос на 42% до 81 млрд руб., совокупные налоговые поступления от ОАО АК «АЛРОСА», ОАО «Сургутнефтегаза» и ОАО «Транснефть» за 4 года возросли почти на 10 млрд руб. и достигли 32 млрд руб. [расчеты авторов на основе данных Госкомстата РС (Я)].

Республика Саха (Якутия) является одним из немногих субъектов в Дальневосточном и Сибирском регионах, которому присвоены кредитные и инвестиционные рейтинги международных агентств, которые ежегодно повышаются и подтверждаются. В сентябре прошлого года рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило национальный долгосрочный рейтинг республики на уровне «ААА+(rus)», при этом прогноз по долгосрочным рейтингам оценивается как стабильный. В 2012 г. Якутия в числе первых субъектов России утвердила Инвестиционную стратегию региона. На сегодняшний день созданы ключевые институты развития для построения будущего региона — Центр стратегических исследований, Агентство инвестиционного развития, Республиканская инвестиционная компания с функциями фонда прямых инвестиций, Венчурная компания, технопарки, Ситуационный центр и др.

На основе анализа социально-экономического развития региона (табл. 1), необходимо отметить, что по совокупной оценке эффективности за 2013 г. Республика Саха (Якутия) улучшила свои позиции и заняла 6 место в рейтинге субъектов страны, войдя в число лидеров по уровню и динамике развития экономики за трехлетний период (в 2012 г. — 32 место, в 2011 г. — 83 место). По уровню и динамике развития экономики за трёхлетний период Республика Саха (Якутия) заняла третье место (после Башкортостана и Татарстана). По уровню и динамике социального развития республика не смогла войти в число регионов-лидеров (Республика Ингушетия, Санкт-Петербург, Москва, Ханты-Мансийский автономный округ и ЯмалоНенецкий автономный округ). Якутия входит в пятерку регионов с наибольшими показателями ВРП на душу населения, объём которого за 2013 г. превысил 600 тыс. руб.

287

[ Д ЭК0Н0МИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Таблица 1

Основные социально-экономические показатели Республики Саха (Якутия) за 2006—2013 гг.

Показатели 2006 2010 2011 2012 2013 2013 год в % к

2006 г. 2010 г. 2012 г.

Валовой региональный продукт, млрд руб. 206, 8 386, 8 486, 8 540, 4 570, х х х

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах 103,4 101,6 107,1 103,2 100,2 123,0 110,7 100,2

Доходы консолидированного бюджета РС (Я), млрд руб. 56, 0 105 126,1 140, 2 153,8 274,6 146,5 109,7

в % к ВРП 27,1 27,1 25,9 25,9 27,0 х х х

Собственные доходы консолидированного бюджета РС (Я), млрд руб. 36,9 56,9 72,7 81,2 81,0 219,5 142,3 99,7

в % к ВРП 17,8 14,7 14,9 15,0 14,2 х х х

Расходы консолидированного бюджета РС (Я), млрд руб. 60,7 101, 2 121,6 143,8 164,1 270,2 162,1 114,1

Профицит (+)/дефицит (-) консолидированного бюджета РС (Я), млрд руб. -4,7 3,8 4,6 -3,6 -10,2 х х х

Оборот организаций в действующих ценах, млрд рублей 253,9 446,6 550,6 614,7 658,9 259,5 147,5 107,2

Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 56,6 130,5 190,4 205,2 193,9 342,4 148,6 94,5

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах 102,1 63,8 136,9 103,0 89,6 193,2 126,3 89,6

Иностранные инвестиции, млрд долл. США 0,9 1,38 1,4 1,55 0,84 90,0 60,9 54,1

Внешнеторговый оборот, млрд долл. США 2,25 3,33 4,78 4,84 4,91 218,7 147,5 101,4

Экспорт, млрд долл. США 2,16 3,24 4,6 4,7 4,7 219,2 146,2 100,5

Импорт, млн долл. США 87 91 190 133 177 204,3 195,0 133,3

Сальдированный финансовый результат по всем видам деятельности, млрд руб. 33,4 34,27 69,76 81,3 49,7 148,7 145,1 61,2

Прибыль рентабельных организаций, млрд руб. 36,36 41,66 76,42 84,73 64,64 177,8 155,2 76,3

Доля убыточных организаций, % 43,5 35,8 36,0 33,1 32,9 х х х

Промышленность:

Доля промышленности в ВРП, % 44,6 46,3 49,6 51,1

Доля промышленности в общей численности занятых в экономике, % 19,5 18,8 19,4 19,4

Индекс промышленного производства, % 100,0 122,8 116,1 109,0 106,3 149,5 134,5 106,3

из них добыча алмазов 99,9 104,3 101,2 99,7 102,5 97,6 103,4 102,5

Источник: таблица разработана авторами по данным Саха(Якутия)Стата

По итогам мониторинга социально-экономического развития регионов РФ за 2013 г., проведенного Минрегионом России, Якутия заняла 9 место по сводному индексу социально-экономического положения, 8 место по развитию реального сектора экономики, 8 место по объему инвестиций в основной капитал на душу населения, 8 место по отношению среднемесячной заработной платы к фиксированному набору товаров и услуг.

За период с начала 2014 г. показатели социально-экономического развития республики свидетельствуют о сохранении положительных трендов. Большинство макроэкономических индикаторов демонстрируют динамичный рост, превышающий среднероссийский уровень. В текущем году ожидается реальный рост экономики республики на 4,7%, промышленного производства на 4,5%, повышение реальных денежных доходов населения на уровне не менее 3%.

В настоящее время в экономике республики формируются «полюсы роста», территории опережающего развития на основе потенциала ведущих отраслей и ключевых специализаций. Во-первых, ведущие направления региональной кластерной политики — создание условий для стабильной работы действующих базовых отраслей экономики республики; создание новых отраслей на базе реализации целого ряда крупномасштабных инвестиционных проектов; ускоренное развитие транспортной и энергетической инфраструктур. Во-вторых, ведение системной работы по совершенствованию системы институтов развития. В-третьих, работа над комплексным обеспечением привлечения и сопровождения инвестиций, внедрение перспективных инновационных проектов.

Главным итогом реализации всех принятых программных документов — «Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года», «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года» должно стать комплексное развитие экономики региона, повышение качества жизни населения.

В связи с этим стратегическими задачами по развитию инновационной деятельности являются внедрение новых подходов и разработка моделей стратегического планирования, повышение инвестиционной привлекательности, реализация программы инфраструктурной поддержки бизнеса. В регионе ведется системная работа по формированию и развитию инновационной инфраструктуры в соответствии с Концепцией научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) до 2015 г. и основных направлений до 2030 г. в рамках исполнения Государственной программы «Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы».

На наш взгляд, одним из эффективных научных подходов комплексного социально-экономического развития региона является Форсайт, в рамках которого используются методы комплексного социально-экономического развития на долгосрочный период: методы математико-статистического анализа и прогнозирования; социально-экономического моделирования; социологического опроса; метод построения дорожных карт; метод Делфи и др.

В настоящее время на государственном уровне Форсайт-проектирование используется при разработке «дорожных карт» и формировании долгосрочных стратегий развития [6]. В данном вопросе сфера бизнеса участвует при определении будущих рынков и направлений инвестирования в исследования и разработки, регионы — в построении комплексной долгосрочной стратегии развития. Необходимо отметить, что в 2006 г. Минобрнауки России была разработана Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития РФ на период до 2025 года, давшая старт трем циклам прогнозных работ. В конце 2012 г. Президент РФ Владимир Путин в послании к Федеральному собранию подчеркнул значимость проведенных Форсайт-исследований.

Инфраструктурная база Форсайта появилась в шести университетах России — в том числе в Московском государственном университете, Московском физико-техническом институте. Так, специалистами Сибирского федерального университета

288

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ ^ Д

и Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в 2012 г. разработана концепция проекта «Форсайт Республики Саха (Якутия) — 2050» [7]. В целях успешного проведения таких исследований необходимо не только четко расставить приоритеты социально-экономического развития региона, но и проводить мониторинг мировых трендов, прорывных технологий, различных программ развития отраслей экономики. На основе данных таких мониторингов, экспертных и аналитических исследований во многом составляются адекватные «дорожные карты» для модернизации экономики.

В целях совершенствования государственного управления социально-экономическим развитием региона нужно, во-первых, расширить горизонты прогнозирования; во-вторых, сосредоточиться на конкретных вопросах на основе перехода от тематического фокуса к проблемно-ориентированному; в-третьих, определить аспект оценки спроса на компетенции кадров, необходимых для секторов экономики в будущем. Следовательно, развитие систем технологического Форсайта является базисом для формирования научно-технической и инновационной политики. Такая платформа должна выстраиваться, прежде всего, на региональном, отраслевом и корпоративном уровнях [6].

В Республике Саха (Якутия) формирование общего «видения» будущего Республики Саха (Якутия) с использованием краудсорсинга, масштабного Делфи-опроса, методов экономико-математического моделирования послужило бы мощным толчком развития экономического потенциала региона. Необходимо отметить, что в 2022 г Республика Саха (Якутия) отметит 100-летний юбилей образования республики. Определены цели и задачи основных мероприятий в рамках празднования 100-летия ЯАССР, которые отражены в Указе Президента Республики Саха (Якутия) [8]. В рамках данного проекта должно быть обеспечено выполнение пяти целевых задач: достижение численности населения Республики Саха (Якутия) до 1 млн чел.; доведение объема валового регионального продукта до 1 млн руб. на душу населения; строительство 100 социально значимых объектов; реализация 100 общественных инициатив на уровне республики, муниципальных районов и городских округов, поселений, трудовых коллективов; возрождение шефства организаций и учреждений за общеобразовательными учреждениями (637 единиц по состоянию на 01 января 2013 г.), с повышением уровня профильного поступления в учреждения профессионального образования.

Таким образом, для достижения долгосрочных целей в настоящее время применение Форсайта по определению приоритетов будущего развития региона является актуальным вопросом, требующим комплексного подхода:

— разработка методологии (определение принципов отбора региональных приоритетов; формирование критериев отбора; выбор экспертных методов);

— анализ инновационной системы (SWOT-анализ региональной экономики, будущие вызовы; сопоставление показателей индикаторов инновационного развития региона и других регионов, входящих в федеральный округ);

— процесс отбора инновационных приоритетов (формирование экспертных групп, опросы экспертов и фокус-группы);

— проведение Форсайт-исследования по отраслям специализации экономики региона, обсуждение выявленных приоритетов (выбор инновационных приоритетов, их согласование с представителями исполнительной власти, производства и бизнеса, подготовка плана мероприятий).

Специфика Форсайта заключается в том, что он содержит три дополняющих друг друга направления деятельности:

— «Предвидение будущего». Особенностью Форсайта является стремление определить различные долгосрочные сценарии будущего, разработать карты трендов [2];

— «Управление будущим». Выбор наиболее перспективного сценария, интеграция стратегических целей со всеми представителями власти, бизнеса и общества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— «Маршрутизация будущего». Построение «дорожной карты» движения в будущее, на которой представлены целевые ориентиры желаемого будущего. Дорожная карта позволит сделать ключевые изменения, открывающие возможность для движения в желаемое будущее.

Широкое использование метода социологического опроса, экспертной оценки во многом отличает Форсайт от метода прогнозирования социально-экономического развития региона. Также необходимо отметить, что особое место в реализации Форсайт-исследования Республики Саха (Якутия) занимает интегрирование проекта со стратегическими документами социально-экономического развития страны, Дальневосточного региона, а также республиканскими программами, имиджевой политикой в целом. Якутия — один из первых субъектов России, реализующих программный метод управления социально-экономическим развитием региона. По всем направлениям государственной поддержки приняты отраслевые госпрограммы, реализация которых позволила по итогам 2013 г. республике занять 15 место среди регионов России по сводному индексу бюджетной системы.

Безусловно, Форсайт-проектирование в Республике Саха (Якутия) должно быть взаимоувязано с региональной системой стратегического планирования. В целях информационно-аналитического обеспечения процессов принятия управленческих решений при формировании стратегических направлений региональной политики в сфере социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), арктической зоны Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Дальнего Востока в 2013 г. был создан Центр стратегических исследований Республики Саха (Якутия).

На сегодняшний день стратегический характер также приобрела деятельность, направленная на разработку социально-экономического механизма управления инновационным потенциалом региона. В этом направлении в соответствии с государственной программой Республики Саха (Якутия) «Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» формируется научно-инновационная система, обеспечивающая устойчивое социальноэкономическое развитие Республики Саха (Якутия). Исходя из долгосрочных задач Программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2025 и основные направления до 2030 г., определены основные мероприятия по созданию инновационной системы:

— формирование региональной инновационной стратегии, включая межведомственные, межотраслевые и межрегиональные стратегии;

— создание благоприятной экономической и правовой среды для деятельности инновационных организаций;

— формирование инфраструктуры инновационной деятельности;

— создание механизмов мониторинга инновационной деятельности;

— развитие кооперации между научными организациями и промышленностью;

— совершенствование механизмов государственной поддержки коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.

Таким образом, развитие системы государственного стратегического управления в рамках комплексного инновационного развития экономики региона, внедрения Форсайт-проекта, позволит совершенствовать подходы к прогнозированию в целом, интегрировать с долгосрочными стратегиями и программами развития Российской Федерации.

Можно предположить, что настоящим прорывом станет организация второй Якутской комплексной научной экспедиции Российской академии наук по изучению экономического и человеческого потенциала Республики Саха (Якутия) для долгосрочного стратегического планирования. В рамках научных исследований с 2015-2020 гг. могут быть определены совершенно новые векторы и способы инновационного социально-экономического развития, эффективной региональной экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности Республики Саха (Якутия).

289

[ Д ЭК0Н0МИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ___________________________________________________________

Литература

1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании». URL: http://graph.document.kremlin. ru/page.aspx?3641178 (дата обращения: 14.10.2014).

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 308 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» http://base.garant.ru/70351168/. (дата обращения: 14.10.2014).

3. Касти Д. Экстремальные события как детерминанты шестой кондратьевской волны. // Форсайт. — 2013. — Т.7. — №1. — С.58-71.

4. Проблемы развития рыночной экономики / Под ред. В.А. Цветкова. — М.: ЦЭМИ РАН, 2011. — С. 97.

5. Абрамов Е.А., Апокин А.Ю., Белоусов Д.Р., Михайленко К.В., Пенухина Е.А., Фролов А.С. Будущее России: макроэкономические сценарии в глобальном контексте // Форсайт. — 2013. — Т.7. — №2. — С. 6-26.

6. Соколов А.В., Чулок А.А. Долгосрочный прогноз научно-технического развития России на период до 2030 г. // Форсайт. — 2012. — Т.6. — №1. — С. 12-25.

7. Форсайт Республики Саха (Якутия) — 2050: Концепция проекта и карта работ / Под ред. Е.И. Михайловой и В.С. Ефимова. — Красноярск-Якутск: Сибирский федеральный ун-т — Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 2012. — 62 с.

8. Указ Президента РФ от 07.04.2014 № 211 «О праздновании 100-летия образования Якутской АССР». URL: http://graph. document.kremlin.ru/page.aspx?1;3624640 (дата обращения: 14.10.2014).

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ЯКУТИИ*

Е.Н. Федорова

главный научный сотрудник Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

доктор географических наук, профессор [email protected]

Г.А. Пономарева

ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

кандидат экономических наук, доцент [email protected]

Е.Г. Егоров

главный научный сотрудник Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),

доктор экономических наук, профессор [email protected]

В статье рассматриваются вопросы дробного социально-экономического районирования Республики Саха (Якутия). Приводятся основные показатели, которые дифференцируют развитие выделенных микрорегионов. Предложены рекомендации дробного деления территории зоны Севера.

Ключевые слова: дробное районирование, микрорегионы, дифференциация показателей, рекомендации, зона Севера.

УДК 332.133.2 ББК 65.05

Огромная территория республики, периферийность ее положения в Российской Федерации, суровость климатических условий, низкая плотность населения на большей ее части, узкая специализация (преобладание добывающих отраслей над перерабатывающими производствами), а также особенности освоения обусловили дифференциацию социально-экономических условий и уровня жизни населения между разными внутренними частями республики и затруднили адаптацию к рыночным реалиям.

Одним из методов решения задач развития территории является социально-экономическое районирование, охватывающее все сферы жизни общества (экономическую, социальную, экологическую, институциональную и др.), тогда как экономическое районирование, по мнению многих исследователей, касается в основном его производственной сферы [7].

Применительно к современному этапу развития страны почти не встречается работ, посвященных дробному социаль-

но-экономическому районированию таких крупных таксономических единиц, как субъекты Российской Федерации (области и республики). В основном рассматривались проблемы генерального районирования на уровне экономических районов (предложения по пересмотру существующей сетки экономических районов, совершенствованию административно-территориального деления и конгруэнтности административных и экономических районов), территориального регулирования развития, планирования, региональной политики.

Социально-экономическое районирование внутренних частей субъектов требует решения следующих основополагающих проблем — это выработка принципов районирования, согласование границ социально-экономических районов с административно-территориальным делением, создание управленческих структур, которые регулировали бы территориальное развитие, выявление районообразующих ядер на уровне городов и крупных пропульсивных предприятий, могущих стать

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках базовой части государственного задания на выполнение НИР «Научно-технические и организационно-экономические основы ускорения инновационного развития экономики регионов Северо-Востока России» (проект № 0201460076).

290

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.