Стратегические риски России: постановка проблемы и предполагаемые пути ее решения
Тезисы доклада д.т.н. Акимова В.А.
1. Проектом Плана НИОКР МЧС России на 2002 г. предусмотрена научноисследовательская работа «Развитие научно-методических основ государственного управления с использованием показателей стратегических рисков (СР), в том числе и рисков ЧС» (заказчик - ДПЛЧС МЧС России, исполнитель -ЦСИ ГЗ МЧС России). В ходе выполнения НИР планируется получение следующих результатов: методические основы оценки и прогноза СР; системы классификации и показателей СР; алгоритм и компьютерная программа сравнительной оценки СР; рекомендации органам государственной власти на основе оценки и прогноза СР; макет монографии «Стратегические риски России: оценка и прогноз». (Схема 1).
2. Происходящие в настоящее время в Российской Федерации кризисные явления и катастрофы характеризуются особой сложностью, так как: их причины лежат в различных сферах жизнедеятельности - политической, экономической, социальной, техногенной, природной, экологической, научно - технической; их проявления взаимосвязаны и затрагивают все области существования человека, общества и государства; их трудно прогнозировать в связи с тем, что признаки зарождения кризисных явлений зачастую скрыты от функционирующих в настоящее время систем мониторинга и управления; их ликвидация требует скоординированного воздействия на целый ряд ключевых параметров. Характерными примерами таких кризисов и катастроф являются «чеченский конфликт», нарушение жизнеобеспечения населения Приморья (зима 2000 - 2001 гг.), последствия катастрофического наводнения в Якутии (весна 2001 г.), системный кризис в современной России, потенциальная возможность втягивания России в американо-афганский конфликт с непредсказуемыми последствиями.
Таким образом, способность государства и общества своевременно распознавать предпосылки кризисов и эффективно бороться с ними становится ключевой задачей обеспечения национальной безопасности России при стратегическом планировании ее социально - экономического развития (Схемы 2 и 3).
3. Ученые ИСПИ РАН выделили несколько ключевых показателей, непосредственно влияющих на жизнь и безопасность человека, и сравнили их с критическими уровнями, считающимися катастрофическими в мировой практике. Проведенный анализ показал, что практически все ключевые переменные, характеризующие безопасность граждан России, находятся в закритической области. Реализация данных рисков приводит к деиндустриализации страны, технологическому отставанию России, разрушению ее научно-технического потенциала, социальному кризису и люмпенизации населения, вымиранию нации, кризису власти и т.д. (Схема 4).
4. Анализ данных, представленных в Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года, показал, что общий риск смерти от всех причин в России равен 15.35 *10" смертей в год, т.е. более 15 смертей на 1000 граж-
3
дан, причем риск преждевременной смерти составляет 13.05 *10 смертей в год или 85% от всех смертельных исходов (в развитых странах не более 50%).
Структура рисков преждевременной смерти в России имеет следующий вид: 56.50% - смертность от социально-экономических причин (6.60 •Ю" смертей в год); 20.00% - смертность от экологических причин (2.70 •Ю"3 смертей в год); 5.00% - погибшие в авариях, катастрофах и стихийных бедствиях
-3 -3
(0.77 •Ю" смертей в год); 2.50% - самоубийства (0.30 •Ю" смертей в год); 1.50% - смертность от преступлений (0.20 •Ю"3 смертей в год) (Схема 5).
5. Согласно ФЗ «О безопасности» объектами безопасности являются: личность, ее права и свободы; общество, его материальные и духовные ценности; государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Тогда в качестве показателей риска каждого объекта безопасности могут выступать: индивидуальный риск; социальный риск; политический и экономический ущерб, соответственно. (Схема 6).
6. В качестве классификационного признака СР могут выступать сферы
безопасности: экономическая, социальная, экологическая, природно-
техногенная, политическая, научно-техническая и т.п. Соответственно, показателями рисков могут быть: экономический ущерб; социальный ущерб; экологические потери и частоты экологических катастроф и бедствий; вероятности ЧС, экономические и социальные потери при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях; политический ущерб; научно-технический ущерб (Схема 7).
7. СР в экономической сфере с различной степенью глубины и детализации подвергались и подвергаются анализу уже на протяжении многих десятилетий в нашей стране и в мире. При этом анализе и в прогнозах экономического развития основное внимание, как правило, уделялось трендовым закономерностям и основным среднестатистическим показателям состояния экономики - прибыли, ВВП, доходным и расходным частям бюджета, уровню инфляции и т.п. Эти показатели в значительной мере определяли и определяют уровень жизни в стране. Критериальными параметрами приемлемых СР являются: уровень и темпы падения душевого ВВП; соотношение доходов самых богатых и самых бедных граждан; уровень безработицы; соотношение объемов первичной и глубокой переработки и экспорта сырья; объем импорта предметов первой необходимости и т.п. (Схема 8).
8. Основной целью управления СР в социальной сфере является выход на траекторию эволюционного и прогнозируемого развития с сохранением приоритета обеспечения национальной безопасности. На этой стадии стабилизационного развития структура СР будет изменяться, вероятности развития неблагоприятных социальных кризисов будут снижаться, горизонт прогнозирования увеличиваться, а ущербы сокращаться.
Основными компонентами СР в социальной сфере России являются: увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности; расслоение общества; усиление социальной напряженности; возрастание уровня безработицы; снижение уровня здоровья населения и т.п. (Схема 9).
9. Экологические риски приобретают в настоящее время стратегический характера в связи с глобальными изменениями среды обитания. В состав экологических СР входят риски глобального изменения климата, глобального загрязнения почв, воздушного и водного бассейнов, утраты и нарушения мирового биоразнообразия, риски химико-биологических загрязнений и загрязнений радиационными и электро-магнитными излучениями.
Критериальными параметрами для установления и поддержания приемлемых экологических СР являются: уровни затрат на регулирование экологии; относительные параметры экологических ущербов; величины предельно допустимых
концентраций и доз; относительные параметры глобальных изменений окружающей среды и климата (Схема 10).
10. В структуру СР России на ближайшие десятилетия в обязательном порядке должны войти риски крупных природных и техногенных катастроф. Источниками рисков в природно-техногенной сфере остаются и будут оставаться: происшедшее смещение на государственном, региональном, отраслевом и индивидуальном уровнях приоритетов из сферы безопасности в экономическую сферу; высокая изношенность и деградация основных фондов; недооценка важности предотвращения и прогнозирования катастроф и стихийных бедствий; недостаточная правовая, научно-техническая и экономическая поддержка систем мониторинга и защиты в природно-техногенной сфере (Схема 11).
11. В периоды кардинальных смен основ государственного строя, форм собственности и характера экономики в России в ХХ веке политические риски приобретали стратегический характер. В теории безопасности эти периоды могут быть охарактеризованы возникновением неустойчивости и бифуркаций в политической сфере.
Политические СР современной России связаны, прежде всего, с отсутствием консолидации в обществе; утратой традиционного образа жизни и основополагающих ценностных установок; потерей доверия к системе государственного управления; утратой военного паритета; расширением спектра террористических угроз и т.п. (Схема 12).
12. Дальнейшее развитие всех сфер жизнедеятельности России должно опираться на прямой анализ СР в научно-технической сфере, так как эта сфера определяет экономический и экспортный потенциал страны, создает научную основу материального производства и реального сектора экономики.
Источниками СР в научно-технической сфере являются: уменьшение численности, активности и занятости работников в научно-технической сфере; сокращение состава и объемов государственных заказов на высокотехнологичную продукцию; утечка научно-технического персонала и старение научных кадров; неопределенность рисков современных технологий и т.п. (Схема 13).
13. С точки зрения дальнейшей формализации и использования математических методов оценки и прогноза рисков под СР понимаются такие сочетания вероятностей Р§ возникновения неблагоприятных событий (кризисных явлений и катастрофических ситуаций) и математического ожидания ущербов и§ , которые определяют существенное снижение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, т.е.:
= Рзи* = 2 Р1 Ц = I С(Р) и(Р)ёР = | С(и) Р(и)Ш,
где Р1, и1 - вероятности и ущербы от основных неблагоприятных событий; С(Р), С(и) - весовые функции вероятностей и ущербов с учетом возможных сценариев социально-экономического развития.
14. При выборе направлений дальнейшего развития России в ХХ1 веке на базе критериев СР, в первую очередь должны быть определены стратегические ущербы по нескольким основным сценариям социально-экономического развития в пределах от капиталистических до социалистических принципов, от либеральной рыночной экономики с предельно высоким разгосударствлением до жесткого планового регулирования всех сфер обеспечения жизнедеятельности (Схемы 14 и 15).
15. Еще в начале Х1Х века Карл Гаусс установил, что вероятность распределения случайных величин достаточно часто описывается одним и тем же мате-
матическим выражением, получившим позже его имя (Схема 16 кривая 1). Соответствующая распределению Гаусса кривая показывает, что большие отклонения от средних величин редки, ими можно пренебречь. Однако существует и множество других вероятностных распределений, в том числе степенные (кривая 2). «Хвосты» этих распределений убывают гораздо медленнее, за что они получили название «распределений с тяжелыми хвостами». В дальнейшем теория риска установила, что этот закон распределения вероятностей имеет фундаментальный характер для процессов, подпадающих под категорию катастрофических. Степенные распределения «с тяжелыми хвостами» описывают не только катастрофы и стихийные бедствия с большими ущербами, но и абсолютное большинство кризисных явлений и катастрофических ситуаций.
16. До 60-х годов прошлого столетия считалось, что в природе и обществе есть всего два класса процессов. Первые описываются динамическими системами, где будущее однозначно определяется прошлым - процессы этого класса детерминированы, обратимы и полностью предсказуемы. Вторые же - случайные процессы, где будущее никак не зависит от прошлого. Однако уже к началу 70-х годов ученые обнаружили, что существует третий класс процессов, которые формально описываются динамическими системами, но их поведение может быть предсказано только на небольшой промежуток времени. Этот класс процессов получил название «динамического хаоса». Данному классу систем и процессов принадлежат практически все СР (Схема 17).
17. Представляемую работу предполагается выполнить в 4 этапа. На 1-ом этапе необходимо разработать методические рекомендации по оценке и прогнозу СР (исполнители - ЦСИ ГЗ и ИПМ РАН). На основе данных рекомендаций научные организации РАН, министерств и ведомств, ответственных за анализ конкретных видов СР, осуществляют оценку и прогноз рисков в соответствующей сфере национальной безопасности России. На 3-ем этапе с привлечением экспертов по системным СР производится их сравнение и на основании компьютерной обработки экспертных данных осуществляется ранжирование рисков по степени опасности и угроз. В результате выявленных критических СР на 4-ом этапе НИР осуществляется выработка рекомендаций органам государственной власти по рациональному управлению ими (Схемы 18 и 19).
18. В результате выполнения НИР будут разработаны базовые принципы, методы и системы определения, нормирования и управления СР на федеральном и региональном уровнях. В дальнейшем на основе регулярной оценки и прогноза СР: будет возможен переход на регулирование национальной безопасности России по единой системе СР; выявлены пределы, в которых возможна относительно безопасная реализация проводимых социально-экономических и политических преобразований в Российской Федерации