Природные и техногенные опасности в ХХ! веке и проблемные вопросы защиты населения. Научное обеспечение основных направлений их решения (Из доклада на заседании Научного Совета ЦСИ ГЗ 24.04.2001 г.)
Долгин Н.Н.
Как обороноспособность государства не может укрепляться и развиваться без перспективного анализа военно-политической обстановки, характера возможных военных опасностей и угроз, так и гражданская безопасность общества, развитие РСЧС и гражданской обороны не могут быть обеспечены без анализа соответствующих опасностей и угроз на перспективу.
В 2000 году ЦСИ ГЗ с участием авторитетных научных учреждений страны был подготовлен доклад о прогнозе основных опасностей и угроз на территории России в начале XXI века (на период до 2010 года).
В концентрированном виде такого документа по комплексной оценке опасностей ранее не было. Не нашли мы аналога и за рубежом.
Материалы доклада были подготовлены на базе исследований в рамках НИР «Защита» и НИР «Прогноз».
Поскольку прогнозистов и предсказателей сегодня в России стало много (причем иногда сомнительного свойства) в ходе работы была опасность попасть «в плен» под влияние отдельных ученых или отдельных публикаций. Поэтому старались избегать категоричности, проявлять больше осторожности и взвешенности в оценках.
Основные методологические подходы при разработке прогноза представлены на схеме № 1.
Методологические подходы к разработке прогнозов угроз и опасностей
на территории России
Анализ основных предпосылок ЧС
усиление антропогенной деятельности; износ производстве
нных фондов; снижение уровня технической дисциплины и др.
Анализ состояния РСЧС и го
Прогноз
основных опасностей и угроз
Анализ военнополитической обстановки и характера войн
Прогностические теории и учения (о циклах солнечной активности, глобальных изменениях климата и др.)
Анализ негативных тенденций в социально-экономической сфере
несбалансированность
экономического
развития;
обостренно, проблем продовольствия и ресурсов,
ухудшение экологической обстановки; демографические проблемы; рост масштабов и вероятности ЧС
Схема I
В качестве основной посылки была взята следующая: «Россия войдет в ХХ! век с теми же тенденциями, негативными и позитивными моментами, которые сложились к концу ХХ века». Семена будущего прорастают сегодня.
Прогноз составлен по 43 видам опасностей и угроз. В это число входят лишь те, которые в прямой или существенно косвенной мере, касаются деятельности
Изложить даже кратко содержание доклада по каждому виду опасностей не представляется возможным. Но, тем не менее, на некоторые, на наш взгляд, наиболее важные моменты хотелось бы обратить внимание.
Так, впервые на уровень реальных угроз поднимаются опасности космогенного характера, в частности опасность магнитных бурь. Несмотря на то, что от магнитных бурь страдает все больше и больше населения, их значимость в полной мере в настоящее время не оценивается. Между тем, в 1989 году магнитная буря в Канаде (Квебек) и в США (Нью-Джерси) выбила систему энергоснабжения с общим убытком более 1 млрд.долларов. Наши ученые прогнозируют в период со второй половины 2001 года по 2004 год несколько очень мощных магнитных бурь.
Внимания требует такая до недавнего времени экзотическая проблема, как столкновение Земли с астероидами. Вероятность столкновения крупного астероида вроде бы очень мала - 0,5% в ближайшие миллион лет. Но она такого же порядка как и вероятность аварии, подобной происшедшей на АЭС. А если еще учесть возможные масштабы последствий, то эта опасность требует внимательного рассмотрения. Так, при столкновении астероида размером более 10 км человеческая цивилизация может погибнуть.
Кстати, по заданию руководства МЧС России ЦСИ ГЗ приступил к выполнению НИР по оценке рисков астероидной опасности и выработке предложений для внесения их в Правительство.
В первые годы XXI столетия должен быть начат массовый вывод из эксплуатации отработавших свой срок энергоблоков атомных электростанций. К 2010 году должны быть остановлены 15 из 29 работающих энергоблоков, к 2023 году - все ос-
тальные. Продолжительность всего процесса 5-10 лет, а его стоимость - 8-12% от стоимости строительства. Для 15 энергоблоков это около 1,5 млрд. долларов. Кроме того, этот процесс требует жесткого соблюдения технологической и организационной дисциплины, строжайшего контроля. Отказываться от вывода энергоблоков из эксплуатации или надолго откладывать этот процесс нельзя, так как это резко понижает безопасность ядерных АЭС. Но и таких денег в стране на данном этапе нет. Отсюда следует, что если процесс вывода будет начат, а финансирование его будет ненадежным, нестабильным и непредсказуемым, то это неизбежно скажется на качестве, а значит и на безопасности ведения работ.
Недооценивается опасность катастроф на гидротехнических сооружениях. До 10% гидродинамических опасных объектов эксплуатируется без реконструкции более 50 лет. В первом десятилетии XXI века можно ожидать прорыва напорного фронта плотин Химкинского, Цимлянского, Волгоградского водохранилищ.
В докладе проанализированы возможные последствия потепления климата. Ожидается, что за 30 лет температура на Земном шаре повысится на 1 градус, что приведет к усилению осадков и повышению уровня Мирового океана на 20 см. Это вызовет опасную ситуацию для жизнедеятельности 800 млн.человек. Недавно получен материал из Великобритании, из которого видно, что там этой проблеме придан общенациональный характер. ЦСИ ГЗ имеет поручение руководства МЧС провести специальные исследования по этой проблеме.
Какие можно сделать общие выводы.
1. В начале ХХ1 века сохраняются негативные тенденции в области чрезвычайных ситуаций, сложившиеся в конце ХХ века.
Сохранятся и основные предпосылки для чрезвычайных ситуаций:
увеличивающееся антропогенные воздействия на окружающую природную
среду;
износ производственных фондов;
падение уровня технологической и производственной дисциплины;
влияние глобальных процессов и др.
2. В целом на территории России в первом десятилетии ХХ1 века может сложиться напряженная обстановка по чрезвычайным ситуациям.
Ожидается техногенный риск на человека в год 0,9 ' 10"5, по природным рискам - 1,0 ' 10"5.
В течение ближайших 10 лет можно ожидать одну трансграничную, 1-2 федеральных, 2-10 региональных, 50-100 территориальных и до 3000 местных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
3. Характерными чертами опасностей и угроз в начале ХХ! века будут следующие:
комплексный характер опасностей и угроз, который проявляется во все более четко прослеживающейся взаимозависимости природных, техногенных и экологических катастроф;
увеличивающийся масштаб последствий чрезвычайных ситуаций;
появление чрезвычайных ситуаций специфического характера (на специальных объектах, в закрытых для большей части общества сферах деятельности и т.д.);
появление новых нетрадиционных видов опасностей (в информационной сфере, новых видов заболеваний, терроризм, астероидная опасность, потепление климата и др.).
4. ХХ! век будет характеризоваться усилением глобальных угроз.
Основная часть глобальных проблем в настоящее время эффективных решений не находит. Между тем, глобальные проблемы могут являться прямым источни-
ком чрезвычайных ситуаций. Кроме того, следует учитывать опосредственное влияние глобальных проблем на возникновение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
5. В начале ХХ1 века на территории России будет продолжаться тенденция увеличения чрезвычайных ситуаций природного характера.
Природные бедствия будут носить все более синергетический характер, выражающийся в том, что одно природное явление вызывает целую цепочку других, порою более катастрофических процессов.
Рост количества природных катастроф - в условиях увеличения плотности техносферы существенно повышает вероятность того, что в зону риска природных катастроф будут вовлечены территории, насыщенные сложными инженерными сооружениями (АЭС, химические предприятия и др.).
6. В области техногенной безопасности характерными будут две обобщенные тенденции:
с одной стороны, нарастание потенциальных опасностей и повышение их реализуемости в техногенной сфере;
с другой - усиление мер по противодействию техногенным катастрофам и снижению техногенных рисков.
По мере вывода из строя потенциально опасных объектов и весьма ограниченного их замещения новыми, число техногенных аварий и катастроф в ближайшей перспективе может несколько снижаться после значительного роста в период 19921997 гг. При этом по мере роста тяжести ЧС техногенного характера ущербы снижаться не будут. После 2000 г. темпы роста ущербов могут составить 3-8% в год.
С учетом усложнения самой техногенной сферы и повышения ее хаотичности и потенциальной опасности следует ожидать, что в период до 2010 года техносфера будет становиться все более глобально и локально неустойчивой, с нарастанием расхождения траекторий ее поведения и бифуркаций.
В этот период можно прогнозировать высокую вероятность возникновения крупных техногенных ЧС.
7. В ХХ1 веке могут получить дальнейшее обострение проблемы социального характера, т.е. проблемы, связанные с радикальным ухудшением условий жизнедеятельности и жизнеобеспечения людей.
Особую опасность представляет возможность распространения инфекционных заболеваний и увеличение актов терроризма.
В XXI веке следует ожидать дальнейшего распространения вспышек эпидемий как новых, так и ранее известных заболеваний. Для России наибольшую опасность будут представлять инфекции гриппа и СПИДа.
Напряженной останется фитосанитарная обстановка. Вероятная площадь поражения посевов на период до 2010 года составит в целом по России около 15 млн.га.
Следует особо подчеркнуть наличие громадной социальной опасности в связи с угрозой техногенных чрезвычайных ситуаций на системах и объектах жизнеобеспечения, особенно в районах Севера Российской Федерации. Анализ показывает, что в стране происходит резкое ухудшение ситуации с теплоснабжением населения. В этих условиях для все большего числа городов (а это миллионы людей) зимние холода становятся настоящим бедствием.
8. На период до 2010 года потенциальная военная опасность не только сохранится, но может значительно увеличиться.
Несмотря на существенное уменьшение риска глобальной ядерной опасности, в начале XXI века остается реальной опасность ограниченного применения ядерного оружия.
Наряду с совершенствованием существующих средств поражения ведутся работы по созданию нетрадиционных средств вооруженной борьбы. Такие виды оружия, как информационное, психологическое, психотронное, геофизическое, метеорологическое, высокоточное оружие нового поколения большого радиуса действия, воздействуя на инфраструктуру регионов и население, могут решать стратегические задачи.
Естественно, возникает вопрос - насколько готово наше государство, соответствующие службы к возможным грядущим испытаниям?
Сразу надо отметить, что в последнее десятилетие в России в связи с резко возросшими опасностями в природно-техногенной сфере были предприняты кардинальные меры по противодействию им.
Создана, не имевшая ранее аналогов в мире, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Приняты основополагающие законы в области защиты населения и территорий. Создана система экстренного реагирования, которая включает мобильные силы, оснащенные современной техникой, авиацию, автоматизированную систему управления.
Разрабатываются и внедряются новые спасательные технологии.
Создана и развивается система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Все большее использование находят, в целях профилактики возможных аварий и катастроф, такие административно-экономические рычаги как: страхование, декларирование, лицензирование, государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий.
Активно развивается международное сотрудничество.
Проводилась определенная работа, направленная на сохранение существующего потенциала гражданской обороны.
Однако, отдавая должное проделанной работе, все же следует признать, что реальное состояние защиты населения и территорий не в полной мере отвечает уровню возможных угроз и опасностей.
Необходимо решать ряд важных и актуальных проблем.
Первое. О государственной политике в области защиты населения и территорий.
В XXI веке роль государства в обеспечении безопасности в сфере гражданской защиты будет существенно возрастать. Это объясняется не только масштабом возможных опасностей, но также и тем, что государство обязано законодательно регламентировать все вопросы безопасности, создавать необходимые институты ее обеспечения, использовать свои ресурсы. Однако до настоящего времени в сконцентрированном виде содержание этой деятельности не только не провозглашено Правительством, но не обозначается в каком-нибудь официальном или хотя бы публичном документе.
Частично госполитика в этой области излагается на авторском уровне в каких-то книгах, публикациях, докладах.
Отсутствие официально принятой системы взглядов по основам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций приводит к затруднениям в деятельности руководителей и органов управления, нерациональному расходованию средств, не позволяет системно организовывать работу, снижает значимость и уровень этой работы.
ЦСИ в рамках НИР «Защита-2001» приступил к подготовке проекта Основ госполитики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Подготовлен первый вариант.
Концептуальная, правовая и методологическая база, на основе которой готовился данный документ, его структура показаны на схеме № 3.
Базовая основа и структура проекта Основ государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Стратегия устойчивого развития России
_ +
Концепция безопасности ► Государственная стратегия Военная доктрина РФ
РФ противодействия ЧС
Закон РФ «О защите населения и территорий
от ЧС»
в области защиты от ЧС
Прогноз опасностей
и угроз
1 ' " 14 ч
Закон РФ «О Анализ состояния
гражданской обороне» защиты населения от ЧС
С Т Р У
К Т У Р А
1 г □ЕЛИ [ ЗАДАЧИ 1 V ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ I ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 1
I ! И СОДЕРЖАНИЕ
Пхемэ 3
Безусловно, государственная политика в ХХ! веке будет отличаться от политики в конце XX века. Ее характерные особенности приведены на схеме № 4.
Характер и масштабы возможных угроз и опасностей в ХХ! веке предполагают необходимость разработки и внедрения новых методологий, способов и мер по противодействию им.
Как говорилось выше, опасности и угрозы приобретают все более комплексный взаимоувязанный характер. Отсюда единственно верным подходом к решению проблем безопасности является комплексный, системный подход. Говоря о таком
подходе, мы подразумеваем защиту от всех видов опасностей и угроз в рамках единой стратегии с использованием полного набора форм и методов противодействия им.
Однако данное положение легко продекларировать, гораздо труднее обеспечить реализацию в практической жизни.
Возникает ряд нерешенных проблем, в том числе и научного характера. Нет научной проработки проблемы комплексного управления безопасностью территорий и населения, а соответственно нет и концепции этого управления.
Нет методической базы для определения приоритетов, градации опасностей и угроз по степени риска, масштабов последствий, вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций с учетом их социально-общественной значимости. Не выбрав приоритета в работе по противодействию угрозам и опасностям, мы будем вынуждены бороться со «стоголовым» чудищем, не зная какую голову отсекать в первую очередь.
ЦСИ ГЗ пытается как-то поднять эту проблему. На схеме № 5 показаны наши общие подходы по ранжированию опасностей и угроз. Но требуется более глубокая научная проработка.
Ранжирование опасностей и угроз в зависимости от вероятности возникновения ЧС, их !
масштабов и социально-экономических последствий I
ОПАСНОСТИ И УГРОЗЫ
гру п п ы
г-------------------------------------------------------------------------------[
I 1-Я п 2-Я | 3-я
Требующие отслеживания научного сопровождения, мониторинга.
В случае возникновения реальных угроз необходимо принятие специальных мер
— астероиды
---- космогенные опасности
---- проблемы чистой воды
---- изменение климата
----демография
--- оружие на новых
физических принципах
Но это только одна из научных проблем комплексной безопасности. В круг нерешенных проблем входят вопросы разработки механизмов регулирования безопасностью, определение оптимального состава необходимых сил и средств, объемов резервов финансовых и материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций, подготовки и принятия системы нормативных показателей готовности региона или субъекта РФ к чрезвычайным ситуациям и т.д.
Отдельно следует остановиться на проблеме управления рисками чрезвычайных ситуаций. На сегодня в МЧС это одна из самых модных научных идей. Она активно разрабатывается институтами РАН. По этой теме недавно прошла Всероссийская научно-практическая конференция.
Вроде все идет хорошо. Но что беспокоит? Научные проработки в области управления рисками ЧС пока еще очень далеки от практики, от жизни. Создаются теории, графики, формулы, издаются очень хорошие фундаментальные труды, но работникам органов управления на месте неясно - как это все применить на практике. ЦСИ ГЗ, ВНИИ ГОЧС следует приложить усилия, чтобы как-то «приземлить» науку
Требующие государственного
внимания (ФЦП, госпрограмм,
бюджетного финансирования,
создания специальных
оргструктур и т.п.)
землетрясения
пожары
—— эпидемии
радиационные аварии
военные опасности
террористические акты
Требующие особого внимания
федеральных ведомств и
администраций субъектов РФ.
Координацию работ
осуществляет Правительство
РФ
вулканы
цунами
оползни
наводнения
транспортные аварии
химические аварии
коммунальные аварии
Схема 5
о рисках, соединить ее с жизнью. Пришло время разработки практических рекомендаций в этой области.
Говоря о новых подходах, необходимо затронуть еще один крайне важный вопрос. Речь идет о необходимости разработки научно обоснованной официально принятой статистики чрезвычайных ситуаций. Не сделав этого, нельзя объективно отслеживать тенденции, делать анализ, разрабатывать прогнозы, а следовательно и строить правильно государственную политику.
В настоящее время данные по одним и тем же чрезвычайным ситуациям в различных ведомствах кардинально не сходятся друг с другом. Эти данные зачастую носят субъективный, ведомственно заинтересованный, коньюктурный характер. Сделанные на основе этих данных выводы по тенденциям существенно отличаются от выводов международных экспертов по мировым тенденциям. Это происходит потому, что сегодня довольно расплывчато само понятие «чрезвычайная ситуация», нет общепринятых критериев, методологии оценки событий.
Некоторые новые научные подходы в области безопасности человека и территорий. приведены на схеме № 6.
Некоторые новые научи*!* подседы в обяаСТЙ безопасности населения
Стратегическое управление рисками
Социальный, психологический, экономический анализ общества в интересах
Управление комплексной безопасностью населения и территорий
Управление рисками чрезвычайных ситуаций
Анализ и прогноз «постиндустриальных рисков», связанных с технологиями будущего (биотехнологии, генная инженерия, нанотехнология и ДР)
Безопа» населе терриї юность ния и горий
Новые жизнесберегающие технологии, высокие технологии средств защиты и спасения
Исследование мировых тенденций и глобальных проблем
Формирование нового общественного сознания под девизом - «Безопасность жизни человека - основа дальнейшего развития общества»
Схема 6
Говоря об опасностях и угрозах XXI века, нельзя обойти вопрос о проблемах дальнейшего развития РСЧС.
10 лет как создана и функционирует спасательная служба России. Многое сделано за эти годы. Наступило время, когда необходимо выходить на новый уровень развития.
Из чего при этом следует исходить?
1. МЧС России вышло за рамки спасательной службы. Это надо признать и идти дальше в направлении, когда МЧС России и РСЧС должно взять более широкие, более масштабные функции в области обеспечения безопасности населения и территорий.
2. В то же время нельзя впадать в другую крайность - пытаться решить в рамках одного ведомства все проблемы безопасности населения от всех видов чрезвычайных ситуаций. Создание параллельных спасательных структур (морских, авиационных, горных, химических и т.д.) не только накладно для государства, но и сни-
мает ответственность с тех ведомств, которые непосредственно отвечают за безопасность в сфере своей деятельности, за ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Г енеральный путь, по-моему, тут один - координация и объединение усилий под эгидой МЧС России. Кстати, в утвержденном в сентябре 2000 года «Стратегическом плане ФЕМА США с 2000 по 2006 год» главной идеей является идея федерального партнерства. В рамках этого плана объединяются под эгидой ФЕМА усилия 27 федеральных ведомств и агентств.
3. В силу объективных обстоятельств будет развиваться процесс интеграции систем РСЧС и гражданской обороны. Он будет затрагивать как правовые, так и методологические и организационные основы.
Все это надо учитывать при разработке стратегии дальнейшего развития РСЧС и МЧС России. В настоящее время имеется поручение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о подготовке предложений по основам функционирования единой государственной системы гражданской защиты с тем, чтобы после 2005 года определить возможность создания такой системы.
В связи с этим ЦСИ ГЗ в настоящее время приступил к разработке двух важных НИР - «Разработка основ теории гражданской защиты» и «Основ функционирования системы гражданской защиты».
Кстати, это один из тех редких случаев, когда сначала проводится научная проработка, а потом уже на основании этого будут приниматься решения. Обычно, как вы знаете, все бывает наоборот.
Требует более детальной научной проработки проблема реорганизации Войск ГО после 2005 года. Было бы непростительно просто упразднить их. Они должны трансформироваться в качественно новые спасательные структуры. Какие и как? Ответ должна подсказать наука.
Если говорить о более конкретных приоритетных направлениях развития РСЧС, то они приведены на схеме № 7.
Схема 7
Отдельно хотелось бы сказать о проблеме предупреждения чрезвычайных ситуаций.
То, что это направление имеет приоритетный характер - общеизвестно. Вроде бы немало и сделано в этой области (декларирование, лицензии, экспертиза и т.д.).
Но все-таки создается впечатление, что оно никак не выйдет из декларативных рамок. То есть по данной проблеме больше говорится, чем делается. Нет в этой области основного регламентирующего документа, такого каким является, например, «Инженерно-технические мероприятия ГО». (СНиП 2.01.51-90).
Очевидно назрел вопрос о подготовке такого документа.
Исходя из прогноза основных опасностей и угроз, можно ожидать в XXI веке на территории России чрезвычайные ситуации радиационного, биологического, химического характера. Обеспечение защиты населения при таких ЧС и ликвидация их требуют особой подготовки государства, особой научной проработки. Между тем, чем дальше мы уходим от Чернобыля и Ионавы, тем больше забываем их уроки.
Проведенный ЦСИ ГЗ анализ готовности государства к ликвидации радиационных и химических аварий показал, что здесь имеется очень много нерешенных вопросов. Да и научные исследования в этой области как-то приостановились.
На следующий год ЦСИ ГЗ планирует проведение большой комплексной научно-исследовательской работы по оценке и анализу химической, радиационной и биологической опасностей, а также подготовке крупномасштабных предложений по противодействию им.
Коротко о проблемах защиты населения и территорий от военных опасностей, т.е. проблемах гражданской обороны.
С одной стороны, в силу благоприятных военно-политических факторов, они вроде не носят острого характера.
С другой - беспокоит то обстоятельство, что в делах гражданской обороны сейчас явно обозначился застой, который может привести к тому, что с обострением обстановки мы не сумеем привести гражданскую оборону в надлежащее боеготовое состояние.
Как известно, Совет Безопасности Российской Федерации провозгласил необходимость новых подходов в подготовке гражданской обороны. Хотя всем ясно, что взгляды на характер современных войн значительно отличаются от старых, однако гражданская оборона продолжает жить по старым правилам и нормам.
Конечно, набор форм и методов защиты населения в военное время довольно консервативен и традиционен. Однако способы подготовки, нормативные показатели, условия деятельности органов управления и сил ГО со временем существенно меняются.
ЦСИ ГЗ за последние четыре года наработал немало материалов по гражданской обороне. К сожалению, они слабо реализуются.
Имеется немало и таких вопросов, над которыми надо продолжать работу в научном плане.
К ним следует отнести в первую очередь необходимость разработки научно обоснованных, ясных и понятных принципов защиты населения. Вопрос этот настолько старый (15 лет ведется работа над новыми принципами защиты), что даже неудобно на эту тему говорить.
Проведено 5 НИР, подготовлено более 20 вариантов, а гражданская оборона зиждется на старых, 40-летней давности подходах. В чем же дело? Вина здесь и департаментов МЧС, которые не проявляют должной воли и заинтересованности. Но не в меньшей степени виновата и наука, которой так и не удалось разработать целостный и прозрачный документ, соответствующий реалиям современной обстановки.
Кроме того, назрел вопрос о разработке оперативно-тактических показателей готовности гражданской обороны. Не определив количественно на каком уровне мы должны поддерживать готовность ГО в мирное и военное время, невозможно говорить о практических мерах по ее подготовке.
Необходимы новые подходы и принципы к организации эвакуации населения.
Надо определить содержание мероприятий по сохранению объектов в военное
время.
Необходим четкий порядок создания ГОГО в новых экономических условиях.
Над некоторыми из этих вопросов ЦСИ ГЗ уже работает, по другим планирует вести исследования.
Безусловно, в докладе приведен далеко не полный перечень проблем защиты населения и территорий. Но даже и неполное их перечисление говорит о необходимости усиления научной работы в этой области.