ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Проблема обеспечения национальной безопасности в последнее время стала весьма актуальной и в определенной степени модной в политической жизни России.
В национальной безопасности многие увидели ту базу, на основе которой может сложиться национальная идея и единое общество. Недаром бывший государственный секретарь США З.Бжезинский сказал: "Россия повержена, так как у нее нет концепции бытия".
Ряд ведомств и организаций спешат найти свое место в пространстве национальной безопасности, получить свою долю приоритетности, внимание правительства. МЧС России не может стоять в стороне от определения своей роли и места.
К настоящему времени появился ряд концепций и доктрин, однако общепризнанной концепции национальной безопасности России до сих пор пока не существует. Она только рождается. В связи с этим возникает воп-
рос - могут ли десять основных задач, выполняемых РСЧС, быть достаточным основанием для определения самостоятельного места в пространстве национальной безопасности.
На сегодняшний день своего особого места РСЧС в пространстве национальной безопасности не имеет. Это объясняется следующими причинами.
Во-первых, противники необходимости особого места РСЧС полагают, что задачи, решаемые РСЧС, не оказывают существенного влияния на национальную безопасность.
Во-вторых, участие научных организаций МЧС в разработке концепции национальной безопасности было недостаточным. В связи с этим в вариантах концепций не просматривается самостоятельная роль РСЧС.
Центр стратегических исследований гражданской защиты полагает, что ниша РСЧС в национальной безопасности, безусловно, существует и занимает существенное место, но вначале необходимо выбрать ей общеприемлемое название и дать четкое определение.
Можно привести некоторые термины, предлагавшиеся в качестве наименования ниши РСЧС - техногенная, антропогенная, гражданская и др. Однако, все они в определенной степени не отражают существа деятельности РСЧС. Мы предлагаем остановиться на природно-техногенной безо-
пасности. Нельзя рассматривать природно-техногенную безопасность через призму экологической безопасности, т. е. нельзя согласиться с тем. что сфера экологической безопасности поглощает сферу природно-техногенной безопасности. Это следует из принятых сегодня определений понятий экологической безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях, что по сути, представляет собой природно-техногенную.
Экологическая безопасность - предотвращение существующей угрозы значительного ухудшения экологических параметров среды обитания людей и биосферы в целом, состоянию атмосферы, гидросферы, литосферы и ближней космосферы, видовому составу животного и растительного мира, а также предотвращение опасности истощения невозобновляемых природных ресурсов (энергетических, минеральных и т.п.) в результате различных видов деятельности человека.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях - состояние, при котором путем соблюдения правовых норм, экологических, инженерно-технических и специальных требований, а также проведения соответствующих мероприятий достигается предотвращение или максимальное снижение вероятности возникновения в чрезвычайных ситуациях потенциальных опасностей, либо возможного ущерба.
Угроза природно-техногенного катастрофизма для современной цивилизации постоянно растет. За последние 30 лет число разрушительных природно-техногенных катастроф с ущербом более 1% годового ВНП страны возросло более чем в 4 раза, а с числом погибших более 100 человек - в 2 раза. Не случайно Организацией Объединенных Наций объявлено международное десятилетие борьбы за уменьшение угрозы и опасности стихийных бедствий.
Рис. 1 иллюстрирует структуру природно-техногенной безопасности -цели, основные задачи, источники и причины опасностей, угроз и ЧС и структуру противодействия им - силы, средства, ресурсы РСЧС. Основной вывод заключается в том, что имеются все необходимые системные признаки для самостоятельной ниши безопасности.
ЦСИ ГЗ считает, что необходимо приступить к разработке проекта Концепции природно-техногенной безопасности, и Центр готов принять в этом активное участие, а затем установленным порядком представить в Совет Безопасности Российской Федерации.
Естественно, МЧС России не может ограничиться участием только в одной специфической области безопасности.
На рис.2,3,4 наглядно показано насколько высок удельный вес РСЧС
Цель
Поддержание безопасности личности.
общества и государства от природных
н техногенных бедствий
/
Национальная безопасность Российской Федерации
Природно-техногенная
безопасность
Задачи .
1. Снижение риска катастроф я ЧС
2. Защита жизнедеятельности насе-
ц ления н территорий
3. Экстренное реагирование я ликви-
дация ЧС |
Природные источники 1 прятаны опасностей, угроз ■ ЧС
И
землетрясения
наводнения
цунами, штормы ■ т.п.
оползи ж, с«л1,шиы
природные пожары
эпидемии I тл.
Гредотвращение я предупреждение ЧС
Техногенные источит а причины опасностей, угроз и ЧС
ТЕ
радиационные катастрофы
химические катастрофы
| пожаро-ьзрьганые катает? | экологические катастрофы
морские катастрофы авиакатастрофы |
Организация защиты а жизнеобеспечение населения > территорий
I
I СИЛЫ
1
_________Готовность органов, сид я средств
«(Экстренное реагирование и оперативное управление]" Ликвидация ЧС и воссталовление безопасности :
1
| СРЕДСТВА | | РЕСУРСЫ
Рас. I. Природно-техногенная сфера национальной безопасности
172
Территориальная
целостность
Г:~1 • ------_
Независимость
ПЩ Сохранение
Национальная безопасность России
конституционного строя
)
ШШ Духовные ценности
ШШ*
зівйяйііііт
Материальные
ценности
Г осударственная | Безопасность 1 Безопасность 1
безопасность 1 общества | личности 1
РІГ
*н1Щ
ЙЙНЗіїі"
тптта™
Права
Жизнь н здоровье
— Удельный вес МЧС России
Рйс. 2
Национальная безопасность Российской Федерации
Объекты национальной безопасности
Г осударственная безопасность Защита внутренних и внешних национальных интересов государства
И
■*> v 'vv v j.* ;•* v v v у -
Общество
Общественная безопасность Зашита нац. интересов всего Российского общества
И
(имчностй
Гражданская безопасность Защита жизненных интересов гражданина (личности)
Основные направления деятельности МЧС России по обеспечению государственной, общественной и гражданской безопасности
И
1. Организация подготоыл я ведение ГО стржвы. Участяе в оборонном строительстве
2. Обеспечение живучести объектов экономики я структур управления в военное время я ях мобилизационной готовности
3. Поддержание готовности гоударства к ликвидация ЧС. Снижение ущерба экономическому потенциалу и расходов на ликвидацию бедствий
4. Содействие интеграции оборонных структур стран СНГ я участие в создания коллективной системы гражданской защиты
5. Международное сотрудничество по линии ГО я защити от бедствнн, участие в гуманитарных и миротворческих акциях
]. Защита материальных и духовных ценностей общества от бедствий
2. Содействие в преодолении социальных конфликтов
3. Участие в восстановлении деятельности общественных институтов в зонах ЧС
4. Участие в социальной реабилитации пострадавших районов
5. Информационная защита и поддержка населения в зонах ЧС
И
1. Защита личности, семьи, населения от природных я техногенных бедствий
2. Оказание медицинской помощи і охрана здоровья пострадавших в зонах ЧС
3. Жизнеобеспечение пострадавших в зоне бедствия
4. Защита среды жизнедеятельности от ЧС
5. Подготовка гражданина и населения к защите от бедствий
Рис, 3. Роль и место МЧС России в защите основных объектов национальной безопасности РФ
174
Сферы безопасности по
вилам и источникам угроз
Рис.4 . Сферы национальном безопасности по видам я источникам угроз, в обеспечении которых принимает участие МПС России
1. Гражданская оборона страны
2. Мобилизационная подготовка экономики
3. Поддержание устойчивости жизнедеятельности страны в военное время
4. Содействие в преодолении внутренних вооруженных конфликтов
1. Предотвращение и предупреждение ЧС
2. Организация защиты и жизне-обеспеч. населения и территорий
3. Готовность органов, сил и средств
4. Экстренное реагирование и оперативное управл.
5. Ликвидация ЧС и восстановление безопасности
1. Снижение риска экологических катастроф
2. Предупреждение и ликвидация экологических ЧС
3. Участие в экологическом мониторинге
1. Информационная защита и поддержка населения в зонах ЧС
2. Защита информации в интересах гражданской обороны страны и мобилизационной готовности
Область компетенции н объем полномочий МЧС России
г-------
Военная
безопасность
Экономическая
безопасность
Природно-
техногенная
безопасность
Экологическая
безопасность
I
Информаци-
онная
безопасность
в других областях безопасности и как велика роль РСЧС в защите основных объектов национальной безопасности страны.
Довольно значительны роль и место МЧС России в области военной безопасности, т.е. защита населения в военное время (гражданская оборона) является составной частью этой безопасности. Во всем мире общепризнано, что нанести невосполнимый ущерб противнику и сохранить на приемлемом уровне собственное население и экономику невозможно без мероприятий гражданской обороны.
Обороноспособность государства не может быть признана достаточной, если заблаговременно не решены проблемы выживания населения, устойчивости экономики и государственного управления в условиях ведения вооруженной борьбы.
Внимание к гражданской обороне в стране в последние годы ослабло - не развивается теория гражданской обороны, не вносятся изменения в концептуальные положения, формы и методы ее деятельности, снижается материально-техническая база ГО, фактически утеряны невоенизированные формирования, почти не проводятся учения.
В структуре МЧС России нет специального органа, ответственного за выполнение задач ГО. Этим, по-видимому, и объясняется недостаточность решения проблем защиты населения и экономики в военное время.
Становится очевидным, что необходимо стремиться к созданию единой общегосударственной системы для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера в мирное время, а также от угроз и опасностей, вызванных условиями военного времени. Начало этому было положено еще постановлением Правительства РФ N 261 - 1992 г. Но по непонятной причине в последующем постановлении об РСЧС N 1113 от 5.11.95 г. задачи РСЧС был ограничены только рамками мирного времени.
Предлагается принять термин - "Гражданская защита" как систему мероприятий, осуществляемых всеми государственными и другими органами и учреждениями, независимо от форм собственности, для обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Возможно следовало бы сохранить термин "Гражданская оборона" как составную часть "Гражданской защиты", исходя из того, что мероприятия по защите населения в военное время в определенной степени имеют спе-
цифический характер.
"Новая” гражданская оборона должна, во-первых, сохранить все лучшие стороны старой - всенародность, массовость, масштабность, ответственность первых лиц и т.д.; во-вторых, должна строиться на надежной правовой и нормативной базе; в-третьих, методы защиты населения, создания группировки сил и т.п. должны быть обновлены в соответствии с современными условиями и, наконец, она должна быть гибкой, быстро приспосабливающейся к различным вариантам обстановки.
На современном уровне возникли новые проблемы, в частности,противостояние различных ветвей власти (октябрь 1993 г.). межнациональные конфликты (Чеченские события).
Роль гражданской обороны в решении этих проблем остается неопределенной. так как отсутствует необходимая правовая база.
Основными направлениями практической деятельности РСЧС по
обеспечению национальной безопасности являются:
предупреждение ЧС;
оперативное реагирование по их поводу;
ликвидация последствий.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций в первую очередь связано с возможностью их прогнозирования. Методы прогноза чрезвычайных ситуаций специфичны для прогноза природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Так, система прогноза природных ЧС является системой организационно-функционального типа, объединяющей сеть самостоятельно функционирующих других подсистем (сейсмопрогноз, метеопрогноз, прогноз пожароопасности в лесах и т.д.).
В основе системы прогноза техногенных ЧС лежат только мероприятия по анализу функционирования потенциально опасных промышленных производств и транспорта на единой методологической базе (которую еще надо разработать).
В этом случае прогноз можно было бы осуществлять один раз в год (накануне разработки проекта бюджета) на двух уровнях - федеральном и местном. Федеральный прогноз возложить на федеральные надзорные органы. местный - на органы ГОЧС на местах по результатам комиссионного обследования объектов по соответствующим методикам. В целом обобщение по федеральному и местному уровню возлагается на МЧС России (ВНИИ ГОЧС). Результаты докладываются Правительству в соответствующем разде-
ле государственного доклада.
Оперативное реагирование и ликвидация последствий решает проблему уменьшения потерь населения и ущерба путем предупреждения или снижениям последствий природных и техногенных ЧС. Это достигается перспективным планированием соответствующих мероприятий, декларированием, страхованием и лицензированием производств, организацией системы государственного надзора.
При решении этих проблем следует более активно использовать опыт повышения устойчивости функционирования экономики, накопленный, в частности. ВНИИ ГОЧС за двадцатилетний период его деятельности.
В связи с рассматриваемыми проблемами следует кратко остановиться на наиболее острых аспектах проблемы защиты населения и территорий.
Под термином защита территории понимается комплекс мероприятий, направленных на снижение негативных последствий чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время на объекты производственного и социального назначения, а также на окружающую среду.
В частности, что касается окружающей среды, то в Российской Федерации воздействию селевых потоков, снежных лавин, оползней, затоплению могут быть подвержены более 900 городов. 12.5 тыс. населенных пунктов, 1,5 млн. км2 сельскохозяйственных угодий. Происходит постепенное разрушение берегов морей и водохранилищ общей протяженностью 50 тыс. км.
В целях предотвращения ЧС и снижения ущерба осуществляется:
комплекс инженерно-технических мероприятий по оборудованию местности специальными сооружениями (гидротехническими, противолавинными и т. д.);
оборудование территорий в интересах гражданской обороны в целях эффективного осуществления ее мероприятий (подготовка загородной зоны для эвакуации, усовершенствование транспортных магистралей, резервирование водоисточников и т.д.);
надзор за состоянием имеющихся инженерных сооружений (плотин, дамб, каналов и др.);
специальная обработка территории при чрезвычайных ситуациях (дегазация, дезактивация, дезинфекция).
Является очень актуальным вопрос о концепции защиты населения. Разработанные к настоящему времени проекты концепций интерпретируют варианты, разработанные в старой системе ГО.
С того времени в стране и мире произошли радикальные изменения. И сейчас трудно объяснить, зачем производить накопление противогазов для населения, когда:
во-первых, химическое оружие запрещено и уничтожается; во-вторых, в мирное время они не защищают от промышленных СДЯВ; в-третьих, при любых затратах мы никогда не сможем обеспечить все население, причем необеспеченной остается самая уязвимая часть общества - дети;
в-четвертых, при нынешних условиях это очень затратное мероприятие (производство, хранение, освежение и т.д.).
Все ведущие зарубежные страны отказались от этого тупикового пу-
ЦСИ ГЗ считает, что при разработке концепции защиты населения следует вести речь о двух различных концепциях - на мирное и на военное время. Они отличаются разными опасностями и угрозами, различными подходами, методами и способами защиты.
В концепции защиты населения на мирное время предлагается отразить следующие принципы:
максимального ограничения возможностей выхода опасных веществ и поражающих факторов за пределы границ потенциально опасных объектов;
максимального ограничения проживания населения в пределах санитарно-защитных зон и в зонах вероятного воздействия стихийных бедствий;
переход от индивидуальных к коллективным средствам защиты населения, проживающего в опасных зонах. Речь идет не о убежищах и укрытиях, а о жилых и общественных зданиях специальной конструкции с возможностью, например, нахождения людей там при полной изоляции;
создание надежных локальных систем оповещения и информации; использование эвакуации и индивидуальных средств защиты предусматривать в том случае, когда не могут быть использованы другие способы защиты.
В концепции защиты населения на военное время предлагается сохранить традиционные способы и методы защиты (укрытие, эвакуация, индивидуальные средства, в том числе и медицинские, оповещение). Вместе с тем требуется изменить приоритеты и акценты в их использовании, пути реализации.
Так, нельзя считать массовую эвакуацию населения из всех крупных
городов за короткие сроки основным способом защиты. Как показал анализ. проведенный еще 8 лет назад, такая эвакуация не реальна, и она может рассматриваться только как чрезвычайный способ защиты и только в исключительных случаях.
Основным способом защиты является укрытие населения в защитных сооружениях.
На территории бывшего СССР ежегодно строилось до 1,5-2.О тысяч
защитных сооружений, осваивалось до 1 млрд.рублей в год (в ценах тех лет). Финансирование осуществлялось централизованно, по государственной линии.
В настоящее время в связи с изменением основ экономики, форм собственности, по другим причинам не представляется возможным финансировать и обеспечивать строительство защитных сооружений по линии государства. Ведь стоимость одного места в убежище составляют - 2-3 млн.руб., в ПРУ - 500-600 тыс.рублей.
Нам представляется, что тот фонд защитных сооружений, который построен, безусловно, нужно сохранить, содержать в надлежащем порядке, поддерживать в готовности.
Основной объем строительства защитных сооружений перенести на особый период, т.е. по планам расчетного года.
Объемы нового строительства защитных сооружений в мирное время
должны быть максимально сокращены, оно должно вестись только там, где это крайне необходимо. Это, в первую очередь, объекты атомной энергетики. другие радиационно опасные объекты.
В современных условиях экономически целесообразно и технически
наиболее приемлемо освоение с целью защиты населения различных соору-
жений подземного пространства городов, объектов, в том числе и объектов жилищного строительства. При этом, строить не подвалы, как это делается сейчас, а подземные этажи с усиленным перекрытием, размещать в них объекты обслуживания зданий, различные подсобные помещения, мастерские и др.
В случае необходимости эти сооружения можно будет (при соответствующих конструктивных решениях) быстро дооборудовать до уровня защитного сооружения.
Представляется, что назрела необходимость разработать новый вариант категорирования городов, районов и объектов экономики, исходя из принципа степени риска возникновения ЧС в мирное время и вероятности поражения в военное, так как разработанный два года назад документ ба-
зировался на старых подходах (количестве населения, промышленном потенциале) .
Имеющаяся на сегодня система сил РСЧС не в полной мере отвечает современным требованиям.
Необходима новая целостная концепция сил РСЧС. От того насколько она будет правильно выбрана, зависит не только эффективность спасательных работ, но и эффективность материальных и финансовых затрат, что важно для настоящего экономического положения России.
При определении качественных и количественных показателей сил РСЧС следует учитывать, во-первых, их реальное состояние и возможности.
Войска ГО. Их группировка, дислокация, штаты, вооружение, схема мобилизационного развертывания определялись в свое время только с учетом задач военного времени, причем только для условий мировой ядерной войны.
Для аварийно-спасательных работ в мирное время, когда большинство ЧС происходит в городах и время на реагирование исчисляется минутами, они пока не пригодны. Это подтверждает и практика. (Таблица N1).
Попытка решать проблему через создание сводных мобильных отрядов малоэффективна.
Вместе с тем опыт последних 10 лет показывает, что в отдельных случаях Войска ГО оказываются незаменимыми.
Поисково-спасательная служба (ПСС). ППС не может стать реальной основой для действий при техногенных авариях в условиях города, лесных массивов, тундры, а также на воде и в горах.
Невоенизированные Формирования ГО. Есть основания полагать, что их готовность в настоящее время крайне низкая. Достаточно сказать, что их подготовка ведется все еще по приказу НГО СССР 1975 года.
Силы других ведомств и организаций. Силы других ведомств и организаций систематически сокращаются.
Добровольные спасательные отряды в реальную силу не оформились и в настоящих условиях вряд ли смогут в ближайшем будущем стать такой силой.
При крупномасштабных ЧС привлекаются силы Минобороны и МВД, но и они переживают не лучшие времена.
Кроме реального состояния и возможностей сил следует, во-вторых,
СТЕЛЕШ) УЧАСТИЯ СИЛ МЧС РОССИИ Б ЛИКВИДАЦИИ ЧС В 1995 ГОДУ
Формирования Численность личного состава, чел. Участвс раз звали кол-во чел. Процент участия, %
ПСС 1540 900 5100 331
ДАМО 270 25 300 III
ВОЙСКА ГО '16000 НО 2900 18
при формировании группировки сил учитывать технологию спасательных работ.
Местные техногенные ЧС чаще всего происходят в городе, и они должны ликвидироваться мерами и силами экстренного реагирования.
При крупномасштабных ЧС группировка сил строится традиционно: силы экстренного реагирования, I эшелона, II эшелона.
Силы РСЧС могут привлекаться к решению нетрадиционных задач (Чечня, Вьетнам. Камчатка) со специфической технологией ведения работ.
И, в-третьих, следует учитывать зарубежный опыт. Из таблицы N2 видно, что силы РСЧС в техническом оснащении существенно отстают от зарубежных стран.
В ближайшем будущем создание аварийно-спасательной службы России на базе Противопожарной службы МВД не состоится.
Из вышесказанного ЦСИ ГЗ предлагает:
На военное время. Основу сил РСЧС должны составлять развернутые по штатам военного времени Войска ГО. альтернативы которым пока нет. Развертывание войск возлагается, в основном, на мобилизационное депо. Сроки для развертывания и слаживания войск могут быть удлинены до М-1—15. Вместе с тем представляется необходимым разработать новые штаты военного времени, ориентируясь на ликвидацию последствий от высокоточного обычного оружия. Кроме того, имеется ввиду, что Войска ГО в военное время подкрепляются невоенизированными формированиями ГО. но также в новой структуре и штатах, применительно к новым условиям война мирное время. Основой сил РСЧС остаются Войска ГО. но с уточненными задачами, а именно: в штатах мирного времени используются как силы I эшелона, а в развернутых штатах - как силы II эшелона. Кроме того. Войска ГО участвуют в решении специальных нетрадиционных задач.
В этом случае потребуется 10 бригад, дислоцируемых в региональных центрах. Воинские подразделения ГО небольшой численности разместить непосредственно в крупных городах, т.е. ближе к возможным районам ЧС.
Для экстренного реагирования в городах России следует создать городские службы спасения. Положительный опыт создания таких служб имеется в Москве.
При упорядочении сил РСЧС следует провести ряд мероприятий:
ПСС ограничить традиционными задачами, используя их лишь в ка-
ПОИСКОВО - СПАСАТЕЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОКАЗАТЕЛИ РОССИЯ США ФРАНЦИЯ АНГЛИЯ ч ФРГ ИТАЛИЯ ЯПОНИЯ АВСТРИЯ- В среднем по данным эа16 стран
ДАМО смо псо
юленность чел. 270 66-90 15-40 56 50-100 10-30 50-100 50-100 30-50 200 85
(300)
•еш готовности, час. 0,5 1-4 1-6 1-4 1-4 4-8 4-8 8-12 8-12 4-7
домство МЧС : россі ЕЕ Аг.меж МВД МВД МВД Деп. Яп.аг. МО
разви. гр.32Щ межд.
сотр.
ЄДСТВЗ поиска,детекторы ШТ.
ультрозвуковые • £ акуст. 8 3 1 36 4
оптиковолоконные іС 2 6 2 2 12 2
агепловые 4 20 1 2
Акустические-"Пеленг" 5 1 1
поисковые собаки 8 13 9 10 36 12
пасателъные средства, шт.
змпл.гидрав.оборуд. 15 2-4 1 8 2 3 * 6 4 12
домкраты 30 2-6 2 24 21 12 12 8 +** 24 9
небедки 10 1-2 1-2 1 2 3 3 2 2 12 3
эезаки газовые (дисковые) 10(7) 1 (4) 1 (6) (6) 3 (6) 2 (4) 1 (6) 14 2 (4)
перфораторы, мотопилы и др. 12 2 1 10 36 5
зветительное оборуд.шт. а 1-2 0-1 10 3 3 6 6 12 4
электрогенераторы),
честве сил усиления;
уточнить порядок привлечения сил других ведомств и организаций; а главное - изыскать пути усиления экономических механизмов для поддержания сил в готовности.
Высказанные предложения могут рассматриваться как основа для дискуссии.