УДК 614.8
М.И. Фалеев
Совершенствование защиты населения и территорий с учетом опыта преодоления крупномасштабных катастроф и стихийных бедствий
Аннотация
В статье на основе характеристики и анализа современных тенденций развития техносферы, роста числа крупных аварий и катастроф, носящих системный характер, антропогенно обусловленных природных катастроф, а также процессов, связанных с глобальным изменением климата, раскрываются факторы, способствующие возникновению крупномасштабных катастроф, стратегия противодействия катастрофам и бедствиям, а также меры по предотвращению негативных факторов влияния трансграничного переноса вредных веществ в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Российской Федерации
Ключевые слова: чрезвычайные ситуации; наводнения; лесные пожары; природные бедствия; техногенные катастрофы; глобальное изменение климата; совершенствование защиты населения; предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; жизнедеятельность населения; стратегия планирования.
Содержание
Введение
1. Природные катастрофы
2. Техногенные катастрофы
3. Чрезвычайные ситуации, вызываемые глобальным изменением климата, и пути их преодоления
4. Основные направления совершенствования защиты населения и территорий
5. Интеграционные процессы в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Заключение
Литература
Введение
В начале XXI века человечество столкнулось с заметными изменениями своей среды обитания. Меняющийся климат, повышение уровня сейсмической активности земной коры, возрастание размеров и мощи технических систем, информационный взрыв, прогрессирующее вмешательство человека в природу увеличивают риски возникновения крупных техногенных аварий и природных катастроф.
Анализ тенденций в области безопасности жизнедеятельности показывают, что угрозы приобретают все более комплексный, взаимоувязанный характер. Одна угроза порою влечет за собой целую цепочку других опасностей. Войны вызывают чрезвычайные ситуации в техногенной, социальной, экологической сферах. Техногенные катастрофы индуцируют природные катаклизмы, и, наоборот, природные бедствия пагубно влияют на техногенную безопасность.
Глобальные проблемы, обусловленные изменением климата, деградацией природной среды, со-
циальными и финансово-экономическими кризисами, способствуют возникновению крупномасштабных катастроф и стихийных бедствий. Рост их количества серьезно подрывает результаты хозяйственной деятельности и, следовательно, является одним из серьезнейших препятствий на пути устойчивого развития человечества (табл. 1).
Только в 2010 году ущерб, нанесенный миру природными и техногенными катастрофами, вырос втрое по сравнению с 2009 годом, а уже к середине этого года этот ущерб почти в два раза превысил уровень 2010 года.
1. Природные катастрофы
Количество природных катастроф, происходящих на Земле, существенно увеличивается. За последние пятьдесят лет их стало почти в три раза больше. При этом темпы роста экономического ущерба превышают темпы роста производства валового продукта. Суммарный прямой экономический ущерб только от наиболее разрушительных природных катастроф за последние 40 лет возрос
Таблица 1
Крупные катастрофы 2001 — 2011 годов
Катастрофы Количество погибших Количество пострадавших Материальный ущерб
2001 г. Террористические атаки в США 3 000 1 800 40 млрд долл.
2003 г. Катастрофическое землетрясение в Иране 35 000 300 000 30 млрд долл.
2004 г. Землетрясение и цунами в странах Юго-Восточной Азии 300 000 5 000 000 12 млрд долл.
2005 г. Ураган «Катрина» в США 1 836 800 000 125 млрд долл.
2008 г. Землетрясение в Китае 69197 288 431 20 млрд долл.
2009 г. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС 75 2 000 000 130 млрд руб.
2010 г. Катастрофическое землетрясение на Гаити 222 000 600 000 70 млрд долл.
Разлив нефти в Мексиканском заливе 11 100 млрд долл.
Масштабные лесоторфяные пожары в России 62 86 000 100 млрд руб.
Март 2011 г. Катастрофическое землетрясение и цунами в Японии 27 000 ~2 000 000 ~400 млрд долл.
более чем в 15 раз, в то время как мировой валовой продукт — всего в четыре раза.
Современный период характеризуется тенденцией к нарастанию антропогенно обусловленных природных катастроф, таких как наводнения, лесные и торфяные пожары, обезлесение, опустынивание.
Следует отметить, что в последние 10 лет наблюдается усиление сейсмической активности глобального характера. И одним из ее проявлений стало землетрясение в Индийском океане в декабре 2004 года, которое вызвало катастрофическую волну-цунами, унесшую жизни около 300 тыс. человек, а также катастрофические землетрясения в Гаити и Чили в 2010 году. Землетрясение и цунами в марте 2011 года у берегов Японии привели к гибели порядка 27 тыс. человек, техногенной радиационной катастрофе, подобной Чернобыльской, и суммарному ущербу, превышающему 400 млрд. долларов.
Отметим, что в России в зоне опасных сейсмических угроз находятся огромные территории: Дальний Восток, Прибайкалье, Алтай, Дагестан, Курилы. Более 25 процентов территории Российской Федерации с населением порядка 20 млн человек может подвергаться землетрясениям силой 7 баллов и выше. Примерно 70 % зданий, построенных в потенциально сейсмоопасных зонах России, требуют укрепления в настоящее время, исходя из карт общего сейсмического районирования территории страны. На сейсмоопасных территориях находится большое количество критически важных объектов и жилых зданий, а также планируются к реализации крупные экономические и инфраструктурные проекты, что в случае сильного землетрясения может привести к их серьезным разрушениям и усилить поражающий эффект для населения.
В 2010 году произошло 373 природных катастроф, а общее число жертв составило почти 300 тысяч человек, из которых свыше 200 тысяч пришлось на Гаити.
На ликвидацию последствий природных катастроф отвлекаются значительные финансовые, ма-
териально-технические и трудовые ресурсы, которые могли бы быть использованы для развития экономики и социальной сферы. Это выдвигает в число приоритетных задач разработку и осуществление эффективных мер по минимизации неизбежных ущербов от природных катастроф и концентрацию усилий на их возможное предотвращение.
Заметим также, что за последние 30 лет количество масштабных природных бедствий, с последствиями которых регион не способен справиться самостоятельно и необходима помощь на межрегиональном или международном уровне, выросло более чем в 4 раза. И если раньше это касалось только развивающихся стран, то ураган «Катрина» в США в сентябре 2005 года и землетрясение и цунами в Японии в марте 2011 году показали уязвимость и самых развитых стран от природных катастроф.
Поэтому прогноз и предупреждение стихийных бедствий в целом по земному шару становятся предметом озабоченности всех стран, независимо от их экономического развития. Международный Комитет по глобальным изменениям геологической и окружающей среды «СЕОСИЛМСЕ» подсчитал, что экономический ущерб от природных катаклизмов в 2011 году может превысить планку в один триллион долларов.
2. Техногенные катастрофы
Современные тенденции развития техносферы усиливают риски крупномасштабных техногенных катастроф, количество которых устойчиво растет.
Примером этому могут служить авария на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009 года, катастрофа с масштабным разливом нефти в Мексиканском заливе в мае 2010 года, радиационная авария на АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 года.. В этом типе катастроф все большую роль начинает играть человеческий фактор, который проявляется в инженерных просчетах, ошибках персонала.
В России зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на потенциально опасных объектах проживает свыше 90 млн. жителей страны (60 процентов), из них 60 млн человек
проживают вблизи химически опасных объектов. Значительную социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах теплоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства.
По степени потенциальной техногенной опасности можно выделить объекты ядерной, химической, металлургической и горнодобывающей промышленности, уникальные инженерные сооружения (плотины, эстакады, нефте-, газохранилища), транспортные системы, перевозящие опасные грузы и большие массы людей, магистральные газо-, нефте-, продуктопроводы. Сюда же относятся опасные объекты оборонного комплекса, крупные склады обычных и химических вооружений.
Помимо ошибок, обусловленных человеческим фактором, аварии и катастрофы на указанных объектах могут инициироваться также опасными природными явлениями — землетрясениями, ураганами, штормами. Сами техногенные аварии и катастрофы при этом могут сопровождаться радиоактивным и химическим загрязнением, взрывами, пожарами, обрушениями.
Россия вошла в ту фазу, в которой негативные тенденции последних лет в экономической, социальной и техногенной сферах начинают приводить к росту числа крупных аварий и катастроф, носящих системный характер.
В крайне опасном состоянии находится наша инфраструктура — технологический парк практически всех отраслей промышленности, плотины, трубопроводы, дороги, линии электропередачи, коммунальное хозяйство уже не способны обеспечивать не только развитие нашей экономики, но и ее устойчивое безопасное функционирование, а, следовательно, и устойчивое развитие страны в целом (рис. 1).
Катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС в авгу-
Рис. 1. Состояние инфраструктуры Российской Федерации
сте 2009 г. и шахте «Распадская» в мае 2010 г., массовые нарушения в сетях электроснабжения в декабре 2010 г. — начале 2011 г., крупные катастрофы на транспорте в 2011 году, систематические взрывы армейских складов с боеприпасами сигнал о том, что необходимо в срочном порядке озаботиться состоянием важнейших технических объектов,
по-иному взглянуть на проблемы в области промышленной безопасности и подготовки квалифицированных кадров.
Жизнь современного человека неразрывно связана с транспортом. Череда крупных аварий и катастроф на авиационном, автомобильном и водном транспорте только в этом году показывает низкий уровень транспортной безопасности. К сожалению, следует отметить, что на воздушных и водных транспортных сетях Российской Федерации задействована, в основном, техника производства 60 — 70 годов прошлого века. При этом на транспорте наблюдается преобладание мелких компаний среди хозяйствующих субъектов, ставящих на первое место задачу увеличения прибыли, при полном попустительстве собственников к обеспечению безопасности. Жизнь людей всё чаще стала обесцениваться, что показали такие трагедии, как авиакатастрофа Ту-134 под Петрозаводском (44 погибших) в июне, трагедия теплохода на Куйбышевском водохранилище (более 100 погибших) в июле этого года.
Причинами снижения уровня безопасности на транспорте являются:
физический износ и моральная устарелость транспортных средств, путей сообщения, систем и оборудования управления движением;
недостаточная квалификация экипажей, персонала транспортных объектов, лиц, управляющих движением;
недостаточность бюджетных и иных средств разных уровней, выделяемых на обеспечение транспортной безопасности;
несовершенство законодательства в области транспортной безопасности;
низкая эффективность предупредительных мероприятий.
Необходимо не только эффективно ликвидировать последствия аварий на транспорте, но и принимать меры по профилактике угроз. Только взаимодействие органов власти и бизнес-сообщества, направленное на совершенствование нормативно-правовой регламентации вопросов безопасности и создание эффективных страховых механизмов позволит достичь желаемого результата в области транспортной безопасности и сделать повседневную жизнь спокойнее.
3. Чрезвычайные ситуации, вызываемые глобальным изменением климата, и пути их преодоления
Данные климатических наблюдений показывают, что за последние 100 лет планета в целом потеплела на 0,75 градуса, Россия — почти на 1,3 градуса.
В России этот процесс идет более динамично в силу ее континентального расположения. Возникает угроза роста экстремальных природных явлений — таких, как засухи, наводнения, снегопады, ураганы, тайфуны.
За последние десять лет стихийных бедствий стало больше. Их нарастающее число — характерный сигнал изменяющегося климата. Растет риск масштабных лесных пожаров.
В мае 2001 года паводок на реке Лена снес целый город-порт Ленск. Была разрушена вся инфраструктура города. Пришлось выстраивать практически новый город и всю его инфраструктуру. Периодически разрушительные наводнения происходят на Северном Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Растет риск масштабных лесных пожаров. Мы являлись свидетелями аномально жаркого лета 2010 года, когда лесные пожары полыхали по всей центральной России, сожгли ряд населенных пунктов и более 2000 жилых домов, десятки людей погибли в огне. Количество лесных пожаров в этом году также чрезвычайно велико, однако уроки прошлого в борьбе с ними были учтены.
В настоящее время выявлена еще одна парадоксальная тенденция. Несмотря на то, что Россия занимает первое место по запасам пресной воды, на юге европейской части России и в некоторых густонаселенных регионах Центрального федерального округа наблюдается дефицит водных ресурсов. В ближайшие десятилетия следует ожидать дальнейшего их уменьшения примерно на 10 — 20 процентов.
Следует подчеркнуть тесную связь риска техногенных ЧС с резко меняющейся гидрометеорологической обстановкой и климатом в Арктике.
Основные техногенные ЧС в Арктической зоне Российской Федерации при наблюдаемом потеплении связаны с рисками обрушений зданий и сооружений, построенных на многомерзлотных породах.
Деградация мерзлоты вызывает массовые деформации зданий и сооружений в городах Севера. В настоящее время деформировано почти 60 % зданий и сооружений в Игарке, Диксоне, Вилюйске, фактически 100 % в поселках Таймыра, около 40 % в Воркуте.
Обеспечение комплексной безопасности северных регионов России стало сегодня актуальной государственной задачей. В связи с этим МЧС России обозначил круг приоритетных мероприятий по повышению защищенности территорий и населения Арктики, в том числе:
организацию в Арктическом регионе и на северных территориях России комплексного мониторинга на предмет возникновения и динамики развития опасных природных явлений и процессов;
совершенствование способов и методов по предупреждению и ликвидации возможных ЧС в условиях северных территорий;
разработку специальной техники и технологий (аварийно-спасательной и пожарной) для Арктики;
работу по оценке возможностей и повышению эффективности реагирования существующей и со-
здаваемой группировки сил РСЧС в северных регионах, совершенствованию системы их размещения, состава, оснащенности, обеспечения с учетом появления новых угроз и специфики северных территорий.
Кроме этого, планируется создание специализированных аварийно-спасательных центров в ключевых пунктах арктических регионов для повышения оперативности проведения операций по защите и спасению пострадавших.
Глобальное изменение климата создает для Российской Федерации ситуацию, которая предполагает необходимость заблаговременного формирования всеобъемлющего и взвешенного подхода государства к проблемам климата и смежным вопросам на основе комплексного научного анализа экологических, экономических и социальных факторов.
В частности целесообразно:
разработать методики оценки уязвимости регионов страны, учитывающие возможные климатические изменения;
внести изменения в положение о РСЧС в части касающейся мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обусловленных климатическими изменениями;
разработать «Национальный план по защите населения и территорий в условиях климатических изменений»;
активизировать формирование культуры климатической безопасности, начав эту работу на нормативно-правовом поле.
4. Основные направления совершенствования защиты населения и территорий
На территории Российской Федерации общее количество чрезвычайных ситуаций и погибших в них людей на протяжении последних лет постоянно снижается. Это говорит о высокой эффективности предупредительных мероприятий и мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Но настораживает тот факт, что в то же время растет количество масштабных опасных природных явлений и крупных техногенных катастроф. Годовой экономический ущерб (прямой и косвенный) от чрезвычайных ситуаций составляет 1,5—2 процента валового внутреннего продукта (от 675 до 900 млрд рублей).
Факторы, способствующие возникновению крупномасштабных катастроф, следующие:
постоянно растущая эксплуатация природных богатств (природных ископаемых, интенсивное использование земельных и водных ресурсов); глобальное изменение климата; интенсивная урбанизация и освоение территорий в зонах повышенного природного риска;
увеличение размеров и мощности потенциально опасных объектов;
недостаточность средств для адекватного развития технологий обеспечения безопасности в экономике;
отсутствие достоверных методов мониторинга риска и прогнозирования крупномасштабных чрезвычайных ситуаций;
падение квалификации персонала и дисциплины труда, низкий уровень культуры безопасности, интенсивная миграция.
Всё это вызывает необходимость разработки комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований, направленных на предупреждение ЧС и смягчение их последствий.
По нашему мнению, стратегия противодействия различным катастрофам и бедствиям должна включать следующие основные аспекты:
выявление опасностей и оценку риска чрезвычайных ситуаций, разработку моделей управления рисками. Эта работа предполагает комплексный анализ информации систем наблюдения за предвестниками стихийных бедствий, аварий и техногенных катастроф, данных о состоянии критически важных и потенциально опасных объектов и других источников чрезвычайных ситуаций;
применение новейших достижений науки и техники для решения прикладных задач в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, создания более совершенных методов и средств защиты;
повышение уровня осведомленности населения о риске различных катастроф, мерах по смягчению их последствий и защите от них через создание разветвленной системы информирования населения в этой области, его обучение правилам поведения в чрезвычайных ситуациях. Эта работа будет способствовать привлечению общественности к поддержке мероприятий по ослаблению угрозы катастроф;
создание экономических механизмов стимулирования деятельности по снижению рисков катастроф и формирование необходимых резервов, по-
Основные причины круп
вышение эффективности средств, выделяемых на целевые программы.
В рамках реализации данной стратегии необходимо осуществить следующие меры:
совершенствование системы мониторинга, прогнозирования и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;
создание комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
разработка и реализация практических мер по повышению устойчивости функционирования и защищенности критически важных объектов; создание сети диспетчерской службы «112»; развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защиты населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций;
развитие негосударственных форм страховой защиты населения и создание системы независимой оценки рисков в области защиты населения и территорий.
По мере развития техники все большую роль начинает играть человеческий фактор. В табл. 2 представлены основные причины крупных техногенных катастроф на Чернобыльской АЭС, Саяно-Шушенской ГЭС и атомной станции «Фукуси-ма». Эти причины заключаются в грубейших нарушениях правил безопасности, низком качестве обслуживания оборудования, неумелых действиях персонала в экстремальных ситуациях, а также в серьезных инженерных просчетах при проектировании станций.
Учитывая результат расследований транспортных катастроф последнего времени, очевидной становится деградация профессионального образования в России, наличие значительных пробелов
Таблица 2
[х техногенных катастроф
Техногенные катастрофы Человеческий фактор Конструктивные просчеты Старение оборудования
Авария на Чернобыльской АЭС СССР 1. Грубейшие нарушения основных правил эксплуатации реактора 1. Отсутствие специального защитного корпуса. 2. Рост мощности реактора при включении аварийной защиты
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС Россия 1. Низкое качество обслуживания и ремонта оборудования. 2. Отсутствие эффективного контроля за состоянием оборудования гидротурбины № 2 1. Отсутствие автономных источников питания. 2. Размещение производственных помещений ниже машинного зала Усталостное разрушение шпилек крепления турбины
Авария на АЭС «Фукуси-ма-1» Япония Низкая оперативность действий в стрессовой ситуации 1. Выход из строя резервных источников питания из-за размещения станции в цуна-миопасной зоне
в нормативно-правовой базе организации опасных производств.
Говоря об увеличении масштабов последствий от природных и техногенных бедствий на территории России, необходимо отметить недостаточную увязку результатов прогнозов с организацией адекватных превентивных действий органов исполнительной власти и организаций по парированию возможных негативных последствий. Это свидетельствует об определенных пробелах в нормативной правовой базе в области защиты населения и территорий, о состоянии нормативного регулирования вопросов природно-техногенной безопасности.
Нормирование рисков использования новых технологий в машиностроении, строительстве, приборостроении и других отраслях зачастую отстаёт от реальных изменений в природе и климате.
Увеличение частоты и интенсивности крупномасштабных чрезвычайных ситуаций вызывает необходимость повышения степени готовности и оперативности реагирования территориальных подсистем РСЧС на эти вызовы. Механизмы оперативного реагирования на крупные угрозы природного и техногенного характера должны подкрепляться стратегией предотвращения развития чрезвычайных ситуаций с учетом климатических, ландшафтных и производственных особенностей регионов.
Меры по повышению устойчивости регионов России должны быть направлены на:
предупреждение крупных лесных пожаров, профилактику эпидемических заболеваний, достоверное прогнозирование ураганов и других опасных природных явлений;
усиление контроля за водными ресурсами в зонах их дефицита;
осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования энергетических объектов и транспорта в условиях экстремальных температур и других негативных погодных факторов;
организацию широкой информационно-образовательной кампании по подготовке населения к действиям в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;
проведение работ по повышению защищенности критически важных объектов;
создание необходимых условий для экстренной эвакуации населения из прогнозируемых зон поражения крупномасштабных ЧС;
введение жестких штрафных санкций за нарушение норм технологической, пожарной и экологической безопасности;
модернизацию системы профессиональной подготовки кадров;
разработку методов оценки уязвимости различных регионов страны, учитывающих возможные климатические изменения.
Современные проблемы безопасности территорий и проживающих на них людей имеют комплексный, многогранный характер. Такой комплекс мер обозначен в проекте программы «Развитие систем обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов», разработанной фракцией Единая Россия в Государственной Думе совместно с МЧС России в 2008 году. Основная цель: создание комплексной системы обеспечения безопасности потенциально опасных объектов и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Объединение усилий государства и общественных объединений на приоритетном направлении развития страны является не только стимулом решения данной проблемы, но и способствует формированию институтов гражданского общества.
5. Интеграционные процессы в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения
Растущая озабоченность последствиями глобального изменения природной среды и вытекающие из этого потребности в адаптации будут сказываться на межгосударственных отношениях и, прежде всего, между странами-участниками СНГ. Это в особенности относится к трансграничным вопросам, таким как региональные моря, управление речными бассейнами, функционирование экосистем, научно-исследовательская деятельность, биоразнообразие и природа, здоровье человека, переходная экономика, торговля и поставка энергии. Необходимо поощрять и поддерживать страны СНГ в работе по анализу риска, принятию надлежащих мер по снижению негативного воздействия климатических изменений и адаптации к новым условиям.
Наряду с этим необходимо также осуществить подготовку адекватных мер по предотвращению негативных факторов влияния трансграничного переноса вредных веществ на экологическое, химическое, радиационное, биологическое благополучие государства. В качестве такой меры может быть рассмотрена идея создания своего рода «экологического» щита, являющегося научно-техническим комплексом, обеспечивающим мониторинг и прогноз развития ситуации во всех средах и, в случае необходимости, эффективное воздействие для уменьшения их негативного влияния.
В качестве компонентов «щита» должны быть задействованы космические, авиационные и наземные сегменты мониторинга, существующие центры мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, силы и средства активного воздействия на гидрометеорологические процессы. Предполагаемый состав и структура сил и средств, предназначенных для парирования трансграничных угроз, представлена на рис. 2.
1. Космический сегмент
Космические аппараты, обеспечивающие глобальный контроль загрязнений и климатической обстановки
2. Авиационный сегмент
Беспилотные и воздухоплавательные средства, обеспечивающие обнаружение облака опасных веществ
Авиационные суда и средства активного воздействия на трансграничные угрозы
3. Наземный сегмент
Наземные средства мониторинга: станции комплексного мониторинга; таможенные и фитосанитарные посты; силы и средства контроля на воде
Органы управления и оповещения: региональные центры мониторинга; территориальные центры мониторинга; силы и средства ОКСИОН
Силы и средства ликвидации угроз: базы размещения сил; терминалы ликвидации нефтеразливов; полигоны для утилизации; могильники для захоронения
Рис. 2. Состав и структура сил и средств, предназначенных для парирования трансграничных угроз
Наряду с этим, необходима более тесная координации усилий мирового сообщества в области мониторинга и прогнозирования крупных стихийных бедствий и катастроф.
Создание Международной системы мониторинга глобальных опасных явлений и процессов, координирующей усилия национальных систем мониторинга и космических систем наблюдения, позволит более достоверно оценивать состояние стратегических угроз и вызовов, включая такие редкие события, как возможность столкновения с астероидами.
Под эгидой ООН функционируют международные механизмы помощи при возникновении природных и техногенных катастроф. Глобальной платформой для постоянного сотрудничества и координации усилий между правительствами, международными и региональными организациями является Международная стратегия уменьшения опасности бедствий. По инициативе России при НАТО создан Евро-Атлантический центр координации реагирования на катастрофы.
Интеграционные процессы в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения осуществляются также и на национальном уровне. В России процесс постепенной интеграции гражданской обороны и РСЧС имеет место уже длительное время. В ходе этого процесса объединены органы управления, используются единые системы связи и оповещения, формируется единая группировка пожарно-спасательных сил на мирное и военное
время. Завершение процесса интеграции и создания Российской системы гражданской защиты позволит:
создать по возможности единое нормативно-правовое, организационное, информационное и методическое поле по вопросам организации гражданской защиты на всей территории страны, выработать единую идеологию в области гражданской защиты;
иметь единые органы управления, системы связи и оповещения, силы и средства на мирное и военное время, что обеспечит более качественную заблаговременную подготовку к ведению гражданской защиты в военное время, плавный переход системы, при необходимости, с мирного на военное время, определенную экономию средств на содержание (функционирование) системы;
сосредоточить усилия федеральных и территориальных сил и средств РСЧС и гражданской обороны на совместном решении задач, сформировать единые оперативно-технические (тактико-технические) требования по созданию (модернизации) различных технических, в том числе автоматизированных, систем и средств для решения задач гражданской защиты.
Успешное преодоление основных угроз и вызовов возможно при условии перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития, в том числе на основе высоких технологий.
Исторический опыт развития науки свидетельствует, что высокие технологии (информационные, нанотехнологии, биотехнологии, генная инженерия) приводят к появлению новых моделей и поколений техники, живых организмов с заданными свойствами, формированию новых отраслей, в том числе способных решать задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности, освоению новых ресурсных районов с соблюдением требований экологии, защиты населения от бедствий.
Перед специалистами РСЧС встает задача эффективного использования достижений научно-технического прогресса в сфере безопасности. На это должен быть направлен ряд прикладных НИОКР в области информационно-телекоммуникационных задач, прогнозирования, экстремальной медицины и биологической защиты, использования новых материалов, расширения поля деятельности робототехники, выявления альтернативных методов пожаротушения и др. Однако в связи с предполагаемой модернизацией экономики, активным использованием инновационного потенциала целесообразно оценить не только экономический эффект от внедрения новых технологий, но и вероятную опасность этих новаций, чтобы планировать парирующие меры.
Достаточно привести примеры о непроработан-ности технологий получения и безопасного применения наночастиц в газовой (воздушной) среде, неизвестных отдаленных эффектах использования в пищу генетически модифицированных продуктов, отсутствия технологий переработки отработавших срок ртутьсодержащих энергосберегающих ламп и т.п.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным при стратегическом планировании развития страны и регионов опираться на анализ тенденций опасностей и рисков в сфере безопасности, учитывать новые угрозы, появляющиеся в ходе инновационных прорывов и при освоении новых районов, адекватно таким явлениям предусматривать совершенствование организации, нормативно-правовой базы, ресурсного обеспечения мер по защите населения и территорий от бедствий и катастроф. Как один из шагов для обеспечения сбалансированного планирования можно рекомендовать участие представителей МЧС России, академической науки в области безопасности в рабочих группах по формированию стратегий развития государства и регионов.
Литература
1. Шойгу С.К., Владимиров В.А. и др. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. М.: Знание, 1999.
2. Шойгу С.К. и др. Атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации. М.: «Дизайн» Информация. Картография, 2005.
3. Акимов В.А., Владимиров В.А., Измалков В.И. Катастрофы и безопасность. М.: Деловой экспресс, 2006.
Октябрь 2011 года.
Сведения об авторе:
Фалеев Михаил Иванович; ФКу ЦСИ ГЗ МЧС России; e-mail: [email protected]; 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7; к.п.н.; начальник центра.