Научная статья на тему 'СТАБИЛЬНЫЕ И МОБИЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ'

СТАБИЛЬНЫЕ И МОБИЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ организация деятельности/ коллектив/ школьник/ урок/ теория/ пения. / pedagogy / music / organization of activity / team / student / lesson / theory / singing.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бахром Худойназарович Мадримов

В статье рассматривается графическое кодирование музыкального произведения являемом процессом создания его пространственного двумерного эквивалента, допускающего ту или иную степень свободы при реализации. Стабильность музыкальной формы зависит прежде всего от степени однозначности её графического кодирования. Чем точнее нотация, тем меньше свобода при реализации формы. Цель статьи повышение научного потенциала – точности дисциплинарной дифференциации, методологической оснащенности, подвижности музыкальной композиции, понятийно-терминологической проработанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STABLE AND MOBILE ELEMENTS OF MUSICAL FORM AND THEIR INTERACTION

The article deals with the graphic coding of a musical work, which is the process of creating its spatial two-dimensional equivalent, which allows one or another degree of freedom during implementation. The stability of a musical form depends primarily on the degree of uniqueness of its graphic coding. The more precise the notation, the less freedom in the implementation of the form. The purpose of the article is to increase the scientific potential the accuracy of disciplinary differentiation, methodological equipment, mobility of musical composition, conceptual and terminological elaboration.

Текст научной работы на тему «СТАБИЛЬНЫЕ И МОБИЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»

СТАБИЛЬНЫЕ И МОБИЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ

И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Бахром Худойназарович Мадримов

Профессор педагогических наук, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается графическое кодирование музыкального произведения являемом процессом создания его пространственного двумерного эквивалента, допускающего ту или иную степень свободы при реализации. Стабильность музыкальной формы зависит прежде всего от степени однозначности её графического кодирования. Чем точнее нотация, тем меньше свобода при реализации формы. Цель статьи повышение научного потенциала -точности дисциплинарной дифференциации, методологической оснащенности, подвижности музыкальной композиции, понятийно-терминологической проработанности.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ организация деятельности/ коллектив/ школьник/ урок/ теория/ пения.

STABLE AND MOBILE ELEMENTS OF MUSICAL FORM AND THEIR

INTERACTION

Bakhrom Hudoinazarovich Madrimov

Professor of Pedagogical Sciences, Department of Music Education, Faculty of Art

History, Bukhara State University

ABSTRACT

The article deals with the graphic coding of a musical work, which is the process of creating its spatial two-dimensional equivalent, which allows one or another degree of freedom during implementation. The stability of a musical form depends primarily on the degree of uniqueness of its graphic coding. The more precise the notation, the less freedom in the implementation of the form. The purpose of the article is to increase the scientific potential - the accuracy of disciplinary differentiation, methodological equipment, mobility of musical composition, conceptual and terminological elaboration.

Keywords: pedagogy / music / organization of activity / team / student / lesson / theory / singing.

Новых принципов инструментальной композиции, сложившихся в связи с появлением аккордов как направления и выработанных ею средств. Решение этой задачи возможно лишь после выявления того, чем, собственно, являются средства, какова их природа и структура. Поэтому исследование начинается именно с изучения элементов ткани, вопросов, которые в конечном итоге, приводят к необходимости создания некой структурной типологии тех элементов ткани, благодаря которым достигаются специфически эффекты аккордов. Понятно, что новая, особая композиционная техника.

Элементы музыки может быть проанализирована путем рассмотрения множества ее элементов или частей (аспектов, характеристик, функций), индивидуально или вместе. Обычно используемый список основных элементов включает в себя высоту, тембр, текстуру, громкость, продолжительность и форму. Элементы музыки можно сравнить с элементами искусства или дизайна. Параметр — это любой элемент, которым можно манипулировать (отставлять) отдельно от других элементов или фокусироваться на нем отдельно в образовательном контексте.

Некоторые определения относятся к музыке как к оценке, или к композиции музыку можно читать, а также слышать, и музыка, написанная, но никогда не сыгранная, тем не менее музыка. Процесс чтения музыки, по крайней мере для обученных музыкантов, включает в себя процесс, называемый «внутренним слухом», где музыка слышится в уме, как если бы она игралась. Это говорит о том, что, хотя звук часто считается необходимым аспектом музыки, его может и не быть. Существует несогласие о том, универсальны ли некоторые аспекты музыки, а также по поводу универсальности концепции музыки. Эта дискуссия часто зависит от определений. Например, довольно распространенное утверждение о том, что «тональность» является универсальной для всей музыки, может обязательно потребовать обширного определения тональности. Ритм иногда воспринимается как универсальный, но существуют сольные вокальные и инструментальные жанры со свободными и импровизационными ритмами, не имеющими регулярного ритмического рисунка. Один из аспектов, который важно учитывать при изучении мультикультурных ассоциаций, заключается в том, что слово на английском языке, а не универсальное понятие, является объектом пристального внимания. По этой причине с осторожностью важно подойти к эквивалентным словам на других языках.

Гармония, под этим разумеют сочетание цветных поверхностей, производящее приятное впечатление, заимствуя его обозначение из языка звуковых впечатлений, который, со своей стороны, нередко пользуется словами языка зрительных ощущений. Гармония — комплекс понятий теории музыки. Гармоничной называется приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность

звуков. В научной перспективе это представление приводит к композиционно -техническому понятию гармонии как объединения звуков в созвучия и их закономерного последовать один за другим. Гармония в песнях обозначает связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) — комплекс понятий теории музыки. Гармоничной называется (в том числе и в обиходной речи) приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков (музыкально-эстетическое понятие).

Гармония простыми словами это баланс. Нечто устойчивое, уходящее от крайностей и конфликтов. А раз нет конфликтов, то это еще и спокойное, размеренное состояние. Гармония, это нечто уравновешенное со знаком плюс. Гармоничные люди находятся в согласии с самим собой, испытывают чувство радости вне зависимости от обстоятельств, и делятся позитивом с окружающими. Признаками гармонии души и тела являются: Отсутствие зависти и осуждения.

Музыкальная форма — многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения. Понятие текст-о-музыкальной и собственно музыкальной формы долгое время было неотделимо от понятия жанр. Под названием месса подразумевались не только назначение, смысл и характер музыки, но и принцип её строения и набор используемых средств. В классико-романтической традиции понятия формы и жанра со временем окончательно разошлись: музыка постепенно освобождалась от своей исключительно прикладной функции. Прикладная музыка в определённом смысле консервативна, поскольку не самостоятельна (церковная, танцевальная и др.). Наоборот, от автономной музыки («чистой») ждут «чисто» музыкальной фантазии. В связи с этим композиторы стали применять определённые формы к тем жанрам, в которых они раньше не встречались. Вслед за композиторской практикой расхождение понятий формы и жанра стало оформляться и теоретически. Вначале теоретики заметили, что старые названия форм, данные через жанр, стали противоречить реальности. Форма-тип - абстрагированная от частностей, устоявшаяся, обобщённая структурная норма (композиционный план), регулярно воспроизводящаяся в рамках целого класса (рода, вида) произведений. Его трактовка не зависит от принадлежности музыкального произведения к прикладной или автономной музыке, к танцевальной, вокальной или инструментальной; она не связана и с принадлежностью произведения к конкретному жанру. В таком контексте форма-феномен - частный случай формы-типа, строение конкретного произведения с его уникальными особенностями. Поскольку форма-тип является универсальной и фиксирует общие свойства наибольшего количества образцов, была предпринята унификация терминов. Классификация форм-типов может осуществляться по разным принципам. По принадлежности к тому или иному складу различаются формы: принципиально

одноголосные - монодические (Григорианский хорал, Знаменное пение и др.; см. Монодия); многоголосные - полифонические [формы на кантус фирмус, имитация, канон (включая каноническую

секвенцию), фуга, ричеркар, полифонические вариации; и гомофонные.

Временная природа музыкальных сообщений также не отграничивает их непроходимой стеной от возможной пространств восприятия. При исполнении музыкального произведения неизбежно возникает ощущение рельефа, обусловленное изменением и обновлением звуковой материи и её волновой природой. Это находит своё отражение и в музыкальной нотации — графическом кодировании музыкальной информации совокупностями избранных символов. Большая или меньшая однозначность кодирования имеет определяющее значение в точности передачи информации, а исполнитель, реализуя эти символы, находится в прямой зависимости от их однозначности или же многозначности. Графическое кодирование музыкального произведения является процессом создания его пространственного двумерного эквивалента, допускающего ту или иную степень свободы при реализации. Стабильность музыкальной формы зависит прежде всего от степени однозначности её графического кодирования. Чем точнее нотация, тем меньше свобода при реализации формы.

REFERENCES

1.Бахром Худойназарович Мадримов Значение экономического образования в национальной программе по подготовке кадров республики Узбекистан. Журнал "Интегративная функция педагогической науки»12.08.2016.

Стр. 12-21

2. Бахром Худойназарович Мадримов Развитие музыкальной культуры в Средней Азии. Журнал Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве. №2 стр. 138-139 стр.

3. Бахром Худойназарович Мадримов Таълим самарадорлиги -муваффакият омили. "Педагогик махррат" илмий-назарий ва методик журнал. Бухоро-4/2017 йил. 219-221 бетлар

4. Бахром Худойназарович Мадримов Аждодлар ижтимоий хдётида мусика санъатининг урни. Узбекистон Давлат Консерваторияси. Мусика санъатида анъана ва замонавийлик. 2018/11, 233-236 бетлар.

5. Бахром Худойназарович Мадримов Древнее искусство «ШАШМАКОМА» Бухары в системе музыкального образования студентов. Сборник докладов участников IV Международной научно-практической конференции (26 октября 2018 г.) Часть 1 Белгород 2018 стр. 104-106

6. Бахром Худойназарович Мадримов "XXI аср мусика санъати: муаммо ва ечимлар" Халкаро илмий-амалий конференция материаллари туплами. Тошкент, 2018 йил 5 ноябрь.стр .332-334

7. Бахром Худойназарович Мадримов Мусика маданияти дарсини утишда кулланиладиган айрим методлар. "Педагогик майорат" илмий-назарий ва методик журнал. Бухоро-3/2018 йил. 223-226 бетлар

8. Бахром Худойназарович Мадримов Вестник интегративной психологии. Выпуск 17. 2018, Международная академия психологический наук. 87-89 стр.

9. Бахром Худойназарович Мадримов Чулпон ва замонавий узбек кушикчилиги. Бухоро давлат университети "Илмий ахбороти" журнали. 2019 йил, 1-сон. 285-287 бетлар.

10 Бахром Худойназарович Мадримов

11 Бахром Худойназарович Мадримов Классический национальный «Маком» и его место в учебном процессе направления «музыкальное образование». Вестник интегративной психологии. Выпуск 19.2019 г. 236-238 ст.

12. Бахром Худойназарович Мадримов Музыкальное искусство и образование: традиции и инновации 2019 г. Стр. 230 -233

13. Бахром Худойназарович Мадримов Умумий урта таълим мактаб укувчиларини мусика маданияти дарсларида эстетик тарбиялаш педагогик. Педагогик махорат илмий-назарий ва методик журнал. 5-сон (2019-йил Октябр), 220-223 бетлар.

14. Бахром Худойназарович Мадримов MODERN SCIENTIFIC CHALLENGES AND TRENDS: a collection scientific works of the International scientific conference (30 th April, 2020) - Warsaw: Sp. z o. o. "iScience", 2020. - 246 p.

15. НЭ Рахматов МУЗЫКА КАК ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ВИД ИСКУССТВА Scientific progress 2 (4), 418-423

16. Бахром Худойназарович Мадримов Skopus: International Journal of Psychosocial Rehabilitation, Vol. 24, Issue 04, 2020 ISSN: 1475-7192

17.Бахром Худойназарович Мадримов.Талабалар тарбиявий ишларини режалаштиришнинг педагогик асослари. Педагогик махорат илмий-назарий ва методик журнал. 2-сон (2020-йил апрель), 201-204 бетлар.

18. Бахром Худойназарович Мадримов About the voice songs of the Chulpan. About the voice songs of the Chulpan. ISSJ Theoretical & Applied Science, 04 (84), 434-437

19. Бахром Худойназарович Мадримов Укувчиларга эстетик тарбия беришда узбек мусика фольклорининг ахамияти. Бухоро-2020 й. 6 ноябрь.

20. НЭ Рахматов МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ Scientific progress 2 (4), 424-428

21. НЭ Рахматов ГЕТЕРОФОННАЯ ВАРИАЦИЯ В МУЗЫКЕ Scientific progress 2 (4), 434-439

22. Бахром Худойназарович Мадримов HISTORICAL STAGES IN THE DEVELOPMENT OF UZBEK FOLK ART. World Bulletin of Social Sciences (WBSS) Available Online at: Vol. 1 No. 1, December,2020, page 32-33

23. Бахром Худойназарович Мадримов INTERNATIONAL JOURNAL ON INTEGRATED EDUCATION with the title Volume 4, Issue 2, February 2021 121

24. Бахром Худойназарович Мадримов Воздействие узбекского национального певческого искусства и жанра эстрады на сознание современной молодежи. Российский импакт-фактор: 1,84 № 2 (77). Часть 1/2021. 55-58 стр.

25. Бахром Худойназарович Мадримов AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN OF UZBEK MUSIC ANDFOLK SONGS. Web of Scientist: International Scientific Research Journal (WoS) Vol. 1 No. 01 (2021): wos 62-65

26. Бахром Худойназарович Мадримов Professional Training Is An Incentive For Moral And Aesthetic Education The American Journal of Social Science and Education Innovations Published: February 27, 2021 | Pages: 109-113

27. Бахром Худойназарович Мадримов Факторы нравственно-эстетического становления личности будущего профессионального музыканта. «SCIENTIFIC PROGRESS» Scientific Journal Pages: 576-580

28. Бахром Худойназарович Мадримов Classic national "makom" and its place in the educational process of the direction "musical education" International Journal on Integrated Education February 2021/ Pages: 121-124

29. Бахром Худойназарович Мадримов Маданият ва санъат сохаларида таълим олаётган талабаларни эстетик тарбиялашда Хоразм достонларининг тарбиявий ахамияти. Узбекистон олимлари ва ёшларининг инновацион илмий-амалий тадкикотлари мавзусида конференция материаллари. Тошкент 2021 йил. 30-32 бетлар.

30. НЭ Рахматов ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ НЕТОЧНОСТЬЮ ГРЕГОРИАНСКОЙ РИТМИКИ И "РИТМИЧЕСКИМИ НЕВМАМИ" Scientific progress 2 (4), 429-433

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.