Научная статья на тему 'О ПРИЧИНАХ ВВЕДЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ В МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО'

О ПРИЧИНАХ ВВЕДЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ В МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ причина мобильности/ музыкальное искусство/ мобильность/ современная музыка/ произведения искусств/ теория. / pedagogy / music / reason for mobility / musical art / mobility / contemporary music / works of art / theory.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бахром Худойназарович Мадримов

В статье рассмотрены условия, при которых музыкальное воздействие раскрывает свои развивающие возможности. С этих позиций анализируются предметное и ценностно-смысловое содержание музыки, ее знаковые и психологические формы, способы социального функционирования. Раскрыто причины, обусловившие необходимость свершения некоего качественного «скачка» в отечественной музыкальной науке, связаны с теми изменениями. В основном эти изменения имели позитивное содержание: существенное расширение объектной и предметной базы исследований, приведшее к появлению новых отраслей музыкальной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE REASONS FOR INTRODUCING MOBILE PRINCIPLES INTO MUSICAL ART

The article examines the conditions under which musical influence reveals its developmental capabilities. From these positions, the subject and value-semantic content of music, its sign and psychological forms, methods of social functioning are analyzed. Revealed the reasons that caused the need to make a certain qualitative "leap" in the domestic musical science, associated with those changes. Basically, these changes had a positive content: a significant expansion of the object and subject base of research, which led to the emergence of new branches of musical science.

Текст научной работы на тему «О ПРИЧИНАХ ВВЕДЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ В МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021

ISSN: 2181-1601

О ПРИЧИНАХ ВВЕДЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ В МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Бахром Худойназарович Мадримов

Профессор педагогических наук, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены условия, при которых музыкальное воздействие раскрывает свои развивающие возможности. С этих позиций анализируются предметное и ценностно-смысловое содержание музыки, ее знаковые и психологические формы, способы социального функционирования. Раскрыто причины, обусловившие необходимость свершения некоего качественного «скачка» в отечественной музыкальной науке, связаны с теми изменениями. В основном эти изменения имели позитивное содержание: существенное расширение объектной и предметной базы исследований, приведшее к появлению новых отраслей музыкальной науки.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ причина мобильности/ музыкальное искусство/ мобильность/ современная музыка/ произведения искусств/ теория.

ABOUT THE REASONS FOR INTRODUCING MOBILE PRINCIPLES INTO

MUSICAL ART

Bakhrom Hudoinazarovich Madrimov

Professor of Pedagogical Sciences, Department of Music Education, Faculty of Art

History, Bukhara State University

ABSTRACT

The article examines the conditions under which musical influence reveals its developmental capabilities. From these positions, the subject and value-semantic content of music, its sign and psychological forms, methods of social functioning are analyzed. Revealed the reasons that caused the need to make a certain qualitative "leap" in the domestic musical science, associated with those changes. Basically, these changes had a positive content: a significant expansion of the object and subject base of research, which led to the emergence of new branches of musical science.

Keywords: pedagogy / music / reason for mobility / musical art / mobility / contemporary music / works of art / theory.

Настоящее искусство - искусство, которое вызывает у человека сильные чувства и эмоции, обогащает. Благодаря произведениям настоящего искусства человек получает эстетическое наслаждение, совершенствуется, находит ответы на многие жизненные вопросы.

Настоящее искусство - искусство, способное затрагивать душу, оживлять ее. Оно объединяет людей, дает им возможность общаться без слов, чувствовать душевную боль друг друга и сочувствовать. Живопись, музыка, литература - под их воздействием человек способен изменить свои принципы и мировосприятие. Порой только искусство способно сблизить людей.

Искусство, действительно, объединяет. Часто дружба строится на общности интересов, одинаковом понимании книг, фильмов, шедевров живописи. Обсуждая произведения искусства, делясь своими впечатлениями, люди начинают чувствовать друг друга, понимать внутренний мир другого, раскрываться миру. Настоящее искусство позволяет самовыразиться не только автору произведения, но и всем тем, кто проникся его глубиной, тонкостью и значительностью. Оно способно жить только тогда, когда у него есть зрители, слушатели, поклонники. Тогда оно звучит прекрасной мелодией и сближает людей друг с другом. Настоящее искусство не обязательно должно быть приверженностью высшего общества. Часто люди, вышедшие из народа, заставляют биться сильнее сердца людей при помощи своих произведений. Это и есть настоящее искусство, то, которое способно задеть за живое.

Природа «художественного эффекта», обусловленная активным воздействием музыкального искусства на человека, во многом определяет специфику связей психических процессов и смысловой сферы личности в условиях художественного общения. Эстетическая мысль давно уже признала, что искусство вообще и музыкальное искусство, в частности, имеет двойственную, материально-идеальную природу: музыкальное произведение фиксируется в звучании и потому чувственно воспринимаемо, в то же время посредством материальной формы транслируется его духовная сущность. Отсюда возникает необходимость анализа материальных и духовных структур музыкального искусства как в предметном, так и в ценностно - смысловом плане, что позволит выявить психолого-педагогические условия, при которых личность может осуществить «перевод» музыкального произведения из «внешнего» плана во «внутренний».

Внутренняя форма музыкального искусства кристаллизуется в воображении композитора, предмет в музыкальном произведении и воссоздается в ходе его восприятия в воображении слушателя. Это значит, что музыкальный художественный образ существует лишь в субъективной реальности идеального мира, в музыкальном произведении он получает реальное материальное

воплощение, необходимое для того, чтобы отделить его от сознания творца и дать возможность вступить с ним в художественное общение. Если рассматривать музыкальное произведение как текст культуры, то адекватное восприятие, это прочтение текста с позиций музыкально-языковых, жанровых, стилистических и духовно-ценностных принципов культуры. Чем полнее личность вбирает в себя опыт музыкальной и общей культуры, тем адекватнее (при прочих равных условиях) оказывается свойственное ей восприятие.

Трактовка музыки как особого языка, родственного языку слов, но и существенно отличающегося от него, могла стать на прочную научную основу лишь с развитием семиотики - науки, сделавшей своим предметом общие законы хранения и передачи информации, для которых словесные средства оказывались лишь одним из многих коммуникативных каналов. Музыка должна была рассматриваться в этом свете как другой, несловесный, хотя и легко соединяющийся со словесным язык человеческого общения.

Так, в одной плоскости различаются языки коммуникации и языки общения, в другой - нехудожественные и художественные языки. Поскольку в художественных языках отсутствует фиксированное значение знаков, что позволяет рассматривать их не как нечто отдельное от образов, а как сторону образности, а музыка по своей природе - явление художественно-образное, то для музыкальной семиотики, как и вообще для семиотики искусства, рамки традиционной семиотической теории оказываются узки.

Такое понимание адекватного восприятия требует обращения к проблеме согласования эталон адекватного восприятия и принципиально важной для процесса развития личностной природы художественного восприятия. Это, в свою очередь, требует анализа механизмов преобразования языковой стороны музыкальных средств в речевую. Языковой стороне музыкальных средств в сформировавшемся, «обученном» восприятии отвечают лишь процессы распознавания. Распознавание основано на соотнесении воспринимаемого с хранящимися в памяти образами-эталонами. Быстрота ориентировки в языковой стороне музыкального произведения определяется четкостью, полнотой и прочностью этих эталонов. Все эталоны отличаются обобщенным, категориальным характером: они емко отображают признаки целого класса средств. Относительно стабильные компоненты - ладовая система, типы фактуры, тонально-гармонические параметры, типы структуры и т.д. - сохраняют основные черты в течение достаточно длительного (в историческом смысле) времени, постепенно накапливая новые свойства, которые в итоге приводят к значительным, иногда кардинальным преобразованиям. Мобильные компоненты, такие как мелодический рисунок, уникальны, присущи только одному сочинению, т.е. не имеют аналогов в других сочинениях (если же подобная ситуация

возникает, то она может трактоваться как подражание, цитирование или заимствование).

Композиция, это простыми словами, схема построения основных элементов картины (или эскиза, наброска и т. д.) относительно центра и друг друга. ... Компоновать это сам процесс композиции. Полифония как средство тематического развития, приём формообразования, часть цикла. Трек - это любая звуковая дорожка, электронная

музыкальная композиция (мелодия, вокал). Песня - это композиция, состоящая из поэтического текста и мелодии. Они выполняют равные смысловые функции. Если песня записана на звуковую дорожку, аранжирована - то песню можно назвать треком.

Графическое кодирование музыкального произведения является процессом создания его пространственного двумерного эквивалента, допускающего ту или иную степень свободы при реализации. Стабильность музыкальной формы зависит прежде всего от степени однозначности её графического кодирования. Чем точнее нотация, тем меньше свобода при реализации формы. Если до Баха в музыке часто встречается отсутствие темповых и динамических указаний или же их редкое применение (тем самым, форма ещё продолжала оставаться мобильной в отношении динамики и темпа), то в последующем эти компоненты стабилизируются с прогрессирующей точностью: композиторы XVIII—XIX веков всё более и более тщательно проставляют динамические оттенки и стремятся к фиксации мельчайшие темповых изменений либо путём записи так называемого «расшифрованного rubato», либо путём многократных указаний метронома.

Весьма значительный элемент мобильности в музыкальную форму вплоть до XVIII века вносил basso continuo, представлявший собой цепь цифровых обозначений смены гармоний аккомпанирующих голосов. Музыкальный текст обладает довольно большой степенью мобильности в отношении как количества сопровождающих голосов, так и их мелодического содержания и ритмики. Тем не менее, при любых реализациях (а количество их практически не ограничено), основное трёх-голосие остаётся незыблемым, так же, как и функциональная сторона музыкальной ткани. Мобильны лишь средние голоса, но и то — в рамках заданной функциональности. Исполнитель получал пойти полную свободу, так как композитором фиксировались лишь отправная и конечная точки, а пространство, в котором должна была развёртываться одна из возможных каденций, оставалось полностью нерегламентированным. Подразумевалось, что исполнитель, заполняя этот участок формы, может использовать те или иные фрагменты только что отзвучавшего материала соединяя их в определённой последовательности (по существу, делая коллаж), но исполнитель мог вводить в

каденцию и свои темы или же подавать материал в таком гармоническом и фактурном освещении, которое не предполагалось композитором.

REFERENCES

1.Бахром Худойназарович Мадримов Значение экономического образования в национальной программе по подготовке кадров республики Узбекистан. Журнал "Интегративная функция педагогической науки»12.08.2016.

Стр. 12-21

2. Бахром Худойназарович Мадримов Развитие музыкальной культуры в Средней Азии. Журнал Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве. №2 стр. 138-139 стр.

3. Бахром Худойназарович Мадримов Таълим самарадорлиги -муваффакият омили. "Педагогик махррат" илмий-назарий ва методик журнал. Бухоро-4/2017 йил. 219-221 бетлар

4. Бахром Худойназарович Мадримов Аждодлар ижтимоий хдётида мусика санъатининг урни. Узбекистон Давлат Консерваторияси. Мусика санъатида анъана ва замонавийлик. 2018/11, 233-236 бетлар.

5. Бахром Худойназарович Мадримов Древнее искусство «ШАШМАКОМА» Бухары в системе музыкального образования студентов. Сборник докладов участников IV Международной научно-практической конференции (26 октября 2018 г.) Часть 1 Белгород 2018 стр. 104-106

6. Бахром Худойназарович Мадримов "XXI аср мусика санъати: муаммо ва ечимлар" Халкаро илмий-амалий конференция материаллари туплами. Тошкент, 2018 йил 5 ноябрь.стр .332-334

7. Бахром Худойназарович Мадримов Мусика маданияти дарсини утишда кулланиладиган айрим методлар. "Педагогик махррат" илмий-назарий ва методик журнал. Бухоро-3/2018 йил. 223-226 бетлар

8. Бахром Худойназарович Мадримов Вестник интегративной психологии. Выпуск 17. 2018, Международная академия психологический наук. 87-89 стр.

9. Бахром Худойназарович Мадримов Чулпон ва замонавий узбек кушикчилиги. Бухоро давлат университети "Илмий ахбороти" журнали. 2019 йил, 1-сон. 285-287 бетлар.

10 Бахром Худойназарович Мадримов

11 Бахром Худойназарович Мадримов Классический национальный «Маком» и его место в учебном процессе направления «музыкальное образование». Вестник интегративной психологии. Выпуск 19.2019 г. 236-238 ст.

12. Бахром Худойназарович Мадримов Музыкальное искусство и образование: традиции и инновации 2019 г. Стр. 230 -233

13. Бахром Худойназарович Мадримов Умумий урта таълим мактаб укувчиларини мусика маданияти дарсларида эстетик тарбиялаш педагогик. Педагогик махорат илмий-назарий ва методик журнал. 5-сон (2019-йил Октябр), 220-223 бетлар.

14. Бахром Худойназарович Мадримов MODERN SCIENTIFIC CHALLENGES AND TRENDS: a collection scientific works of the International scientific conference (30 th April, 2020) - Warsaw: Sp. z o. o. "iScience", 2020. - 246 p.

15. НЭ Рахматов МУЗЫКА КАК ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ВИД ИСКУССТВА Scientific progress 2 (4), 418-423

16. Бахром Худойназарович Мадримов Skopus: International Journal of Psychosocial Rehabilitation, Vol. 24, Issue 04, 2020 ISSN: 1475-7192

17.Бахром Худойназарович Мадримов.Талабалар тарбиявий ишларини режалаштиришнинг педагогик асослари. Педагогик махорат илмий-назарий ва методик журнал. 2-сон (2020-йил апрель), 201-204 бетлар.

18. Бахром Худойназарович Мадримов About the voice songs of the Chulpan. About the voice songs of the Chulpan. ISSJ Theoretical & Applied Science, 04 (84), 434-437

19. Бахром Худойназарович Мадримов Укувчиларга эстетик тарбия беришда узбек мусика фольклорининг ахамияти. Бухоро-2020 й. 6 ноябрь.

20. НЭ Рахматов МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ Scientific progress 2 (4), 424-428

21. НЭ Рахматов ГЕТЕРОФОННАЯ ВАРИАЦИЯ В МУЗЫКЕ Scientific progress 2 (4), 434-439

22. Бахром Худойназарович Мадримов HISTORICAL STAGES IN THE DEVELOPMENT OF UZBEK FOLK ART. World Bulletin of Social Sciences (WBSS) Available Online at: Vol. 1 No. 1, December,2020, page 32-33

23. Бахром Худойназарович Мадримов INTERNATIONAL JOURNAL ON INTEGRATED EDUCATION with the title Volume 4, Issue 2, February 2021 121

24. Бахром Худойназарович Мадримов Воздействие узбекского национального певческого искусства и жанра эстрады на сознание современной молодежи. Российский импакт-фактор: 1,84 № 2 (77). Часть 1/2021. 55-58 стр.

25. Бахром Худойназарович Мадримов AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN OF UZBEK MUSIC ANDFOLK SONGS. Web of Scientist: International Scientific Research Journal (WoS) Vol. 1 No. 01 (2021): wos 62-65

26. Бахром Худойназарович Мадримов Professional Training Is An Incentive For Moral And Aesthetic Education The American Journal of Social Science and Education Innovations Published: February 27, 2021 | Pages: 109-113

27. Бахром Худойназарович Мадримов Факторы нравственно-эстетического становления личности будущего профессионального музыканта. «SCIENTIFIC PROGRESS» Scientific Journal Pages: 576-580

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021

ISSN: 2181-1601

28. Бахром Худойназарович Мадримов Classic national "makom" and its place in the educational process of the direction "musical education" International Journal on Integrated Education February 2021/ Pages: 121-124

29. Бахром Худойназарович Мадримов Маданият ва санъат сохаларида таълим олаётган талабаларни эстетик тарбиялашда Хоразм достонларининг тарбиявий ахамияти. Узбекистон олимлари ва ёшларининг инновацион илмий-амалий тадкикотлари мавзусида конференция материаллари. Тошкент 2021 йил. 30-32 бетлар.

30. НЭ Рахматов ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ НЕТОЧНОСТЬЮ ГРЕГОРИАНСКОЙ РИТМИКИ И "РИТМИЧЕСКИМИ НЕВМАМИ" Scientific progress 2 (4), 429-433

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.