ПРОБЛЕМЫ ПОДВИЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Бахром Худойназарович Мадримов
Профессор педагогических наук, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет
АННОТАЦИЯ
В статье раскрыто причины, проблемы подвижности музыкальной композиции и обусловившие необходимость свершения некоего качественного «скачка» в отечественной музыкальной науке, связаны с теми изменениями. В основном эти изменения имели позитивное содержание: существенное расширение объектной и предметной базы исследований, приведшее к появлению новых отраслей музыкальной науки. Цель статьи повышение научного потенциала - точности дисциплинарной дифференциации, методологической оснащенности, подвижности музыкальной композиции, понятийно-терминологической проработанности.
Ключевые слова: педагогика/ музыка/ теория музыки, музыкальная наука, музыкальное образование/ композиция/ композитор.
PROBLEMS OF MOBILITY OF MUSICAL COMPOSITION
Bakhrom Hudoinazarovich Madrimov
Professor of Pedagogical Sciences, Department of Music Education, Faculty of Art
History, Bukhara State University
ABSTRACT
The article reveals the reasons, problems of the mobility of musical composition and necessitating a certain qualitative "leap" in the domestic musical science, are associated with those changes. Basically, these changes had a positive content: a significant expansion of the object and subject base of research, which led to the emergence of new branches of musical science. The purpose of the article is to increase the scientific potential - the accuracy of disciplinary differentiation, methodological equipment, mobility of musical composition, conceptual and terminological elaboration.
Keywords: pedagogy / music / music theory, music science, music education / composition / composer.
Музыкальное воспитание — это процесс передачи и
усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов,
вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность. Музыкальное образование, это область практики, в которой педагоги получают профессиональную подготовку в качестве учителей музыки в начальной или средней школе, руководителей ансамблей школ или консерватории. Музыкальная педагогика — отрасль педагогической науки (педагогическая дисциплина), занимающаяся передачей учащимся всего комплекса музыковедческих знаний, изучением и разработкой наиболее эффективных путей, способов, форм организации и методов музыкального обучения и воспитания, а также формирования и развития творческих умений, опыта и практических навыков в различных областях музыкального искусства.
Объектом музыкальной педагогики является процесс музыкального обучения и воспитания личности, а её предметом следует считать совокупность всех форм организации, методов, средств и других материальных и нематериальных атрибутов музыкального обучения и воспитания, которые складываются в целостный, единый комплекс профессиональной подготовки и формирования личности музыканта.
Музыкальную педагогику следует отличать от отдельных методик музыкального обучения и воспитания, поскольку она является именно комплексной, целостной наукой, содержание которой направлено не только на развитие отдельных музыкальных способностей человека и формирования у него знаний, умений, навыков в той отрасли, которую выберет музыкант, но и на формирование его личности в целом.
Музыкальное обучение — это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным планом. Музыкальное обучение направлено на овладение такими знаниями, умениями и навыками практической музыкально-эстетической деятельности, которые бы отвечали определённому уровню музыкального образования. Музыкальное обучение осуществляется и негосударственными, или частными учреждениями, а также физическими лицами. В соответствии с этим, музыкальное обучение разделяется на любительское (непрофессиональное) и профессиональное.
Музыкальное воспитание — это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность. Музыкальное воспитание в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной воспитательной работы современной общеобразовательной школы. Согласно законодательным актам многих стран об образовании, музыкальное воспитание учеников реализуется в школе на уроках музыки и входит в государственный (инвариантный) компонент содержания общего среднего образования.
Формы организации музыкального обучения и воспитания — внешние характеристики музыкального учебно-воспитательного процесса, которые предопределяются видами и характером музыкально-эстетической деятельности его участников. Это практические занятия (уроки), концерты, лекции, фестивали, конкурсы, экскурсии и др. Общие методы музыкальной учёбы и воспитания — взаимодействия между участниками музыкального учебно-воспитательного процесса, во время которых происходит передача и усвоение музыкальных знаний, умений, навыков практической музыкальной деятельности и развитие личностных музыкально-эстетических качеств.
Характерным является то, что в классической педагогической науке категории обучения и воспитания имеют свои особенности, поэтому определение методов музыкального обучения и воспитания имеет свою специфику, обусловленную комплексным творческим характером учебно-воспитательного процесса. Музыкальная педагогика является отраслью педагогической науки (общей педагогики), изучающей особенности образования, обучения и воспитания средствами музыкального искусства. Процесс музыкального образования и воспитания личности имеет конкретно исторический характер и происходит в соответствии с основными законами развития общей педагогики.
Композиция — категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения, «опуса», в отличие от текучей вариативности народного творчества-процесса, от импровизации.
Каждый вид искусства характеризуется определенным комплексом технических приемов, усвоение которых необходимо для творческой работы. Музыка является одним из самых трудоемких видов искусства. Поэтому создатель музыки - композитор - особенно нуждается в технической оснащенности. Более того, что в труде композитора собственно творчество занимает не более десяти процентов, а остальное составляет техника - знание и умение применять технические приемы.
Методы обучения — это способы совместной деятельности преподавателя и студентов, направленные на решение задач обучения. Прием, это составная часть или отдельная сторона метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Музыкальный продюсер, это бизнесмен, который зарабатывает деньги на музыке, ищет музыкантов и записывает им песни в студии, ищет себе менеджера, занимается пиаром, раскручивает молодые таланты. Цель музыкального продюсера - сделать музыку доступной для слушателя. Композитор, это творец, он конечно может продать свою музыку при желании, но главное, что он делает это написание музыки, чаще всего пишет
ноты, подумывает целостность произведения, ищет себе музыкального, того самого, продюсера, который может помочь стать ему более популярным.
Новых принципов инструментальной композиции, сложившихся в связи с появлением подвижность музыкальной композиции как направления и выработанных ею средств. Решение этой задачи возможно лишь после выявления того, чем, собственно, являются подвижность музыкальная композиция средства, какова их природа и структура. Поэтому исследование начинается именно с изучения элементов подвижность музыкальной композиционной ткани, вопросов, которые в конечном итоге, приводят к необходимости создания некой структурной типологии тех элементов ткани, благодаря которым достигаются специфически эффекты. Понятно, что новая, особая композиционная техника, это подвижность музыкальной композиции.
„Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие."
Василий Александрович Сухомлинский
REFERENCES
1.Бахром Худойназарович Мадримов Значение экономического образования в национальной программе по подготовке кадров республики Узбекистан. Журнал "Интегративная функция педагогической науки»12.08.2016.
Стр. 12-21
2. Бахром Худойназарович Мадримов Развитие музыкальной культуры в Средней Азии. Журнал Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве. №2 стр. 138-139 стр.
3. Бахром Худойназарович Мадримов Таълим самарадорлиги -муваффакият омили. "Педагогик махррат" илмий-назарий ва методик журнал. Бухоро-4/2017 йил. 219-221 бетлар
4. Бахром Худойназарович Мадримов Аждодлар ижтимоий хдётида мусика санъатининг урни. Узбекистон Давлат Консерваторияси. Мусика санъатида анъана ва замонавийлик. 2018/11, 233-236 бетлар.
5. Бахром Худойназарович Мадримов Древнее искусство «ШАШМАКОМА» Бухары в системе музыкального образования студентов. Сборник докладов участников IV Международной научно-практической конференции (26 октября 2018 г.) Часть 1 Белгород 2018 стр. 104-106
6. Бахром Худойназарович Мадримов "XXI аср мусика санъати: муаммо ва ечимлар" Халкаро илмий-амалий конференция материаллари туплами. Тошкент, 2018 йил 5 ноябрь.стр .332-334
7. Бахром Худойназарович Мадримов Мусика маданияти дарсини утишда кулланиладиган айрим методлар. "Педагогик майорат" илмий-назарий ва методик журнал. Бухоро-3/2018 йил. 223-226 бетлар
8. Бахром Худойназарович Мадримов Вестник интегративной психологии. Выпуск 17. 2018, Международная академия психологический наук. 87-89 стр.
9. Бахром Худойназарович Мадримов Чулпон ва замонавий узбек кушикчилиги. Бухоро давлат университети "Илмий ахбороти" журнали. 2019 йил, 1-сон. 285-287 бетлар.
10 Бахром Худойназарович Мадримов
11 Бахром Худойназарович Мадримов Классический национальный «Маком» и его место в учебном процессе направления «музыкальное образование». Вестник интегративной психологии. Выпуск 19.2019 г. 236-238 ст.
12. Бахром Худойназарович Мадримов Музыкальное искусство и образование: традиции и инновации 2019 г. Стр. 230 -233
13. Бахром Худойназарович Мадримов Умумий урта таълим мактаб укувчиларини мусика маданияти дарсларида эстетик тарбиялаш педагогик. Педагогик махорат илмий-назарий ва методик журнал. 5-сон (2019-йил Октябр), 220-223 бетлар.
14. Бахром Худойназарович Мадримов MODERN SCIENTIFIC CHALLENGES AND TRENDS: a collection scientific works of the International scientific conference (30 th April, 2020) - Warsaw: Sp. z o. o. "iScience", 2020. - 246 p.
15. НЭ Рахматов МУЗЫКА КАК ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ВИД ИСКУССТВА Scientific progress 2 (4), 418-423
16. Бахром Худойназарович Мадримов Skopus: International Journal of Psychosocial Rehabilitation, Vol. 24, Issue 04, 2020 ISSN: 1475-7192
17.Бахром Худойназарович Мадримов. Талабалар тарбиявий ишларини режалаштиришнинг педагогик асослари. Педагогик махорат илмий-назарий ва методик журнал. 2-сон (2020-йил апрель), 201-204 бетлар.
18. Бахром Худойназарович Мадримов About the voice songs of the Chulpan. About the voice songs of the Chulpan. ISSJ Theoretical & Applied Science, 04 (84), 434-437
19. Бахром Худойназарович Мадримов Укувчиларга эстетик тарбия беришда узбек мусика фольклорининг ахамияти. Бухоро-2020 й. 6 ноябрь.
20. НЭ Рахматов МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ Scientific progress 2 (4), 424-428
21. НЭ Рахматов ГЕТЕРОФОННАЯ ВАРИАЦИЯ В МУЗЫКЕ Scientific progress 2 (4), 434-439
22. Бахром Худойназарович Мадримов HISTORICAL STAGES IN THE DEVELOPMENT OF UZBEK FOLK ART. World Bulletin of Social Sciences (WBSS) Available Online at: Vol. 1 No. 1, December,2020, page 32-33
23. Бахром Худойназарович Мадримов INTERNATIONAL JOURNAL ON INTEGRATED EDUCATION with the title Volume 4, Issue 2, February 2021 121
24. Бахром Худойназарович Мадримов Воздействие узбекского национального певческого искусства и жанра эстрады на сознание современной молодежи. Российский импакт-фактор: 1,84 № 2 (77). Часть 1/2021. 55-58 стр.
25. Бахром Худойназарович Мадримов AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN OF UZBEK MUSIC ANDFOLK SONGS. Web of Scientist: International Scientific Research Journal (WoS) Vol. 1 No. 01 (2021): wos 62-65
26. Бахром Худойназарович Мадримов Professional Training Is An Incentive For Moral And Aesthetic Education The American Journal of Social Science and Education Innovations Published: February 27, 2021 | Pages: 109-113
27. Бахром Худойназарович Мадримов Факторы нравственно-эстетического становления личности будущего профессионального музыканта. «SCIENTIFIC PROGRESS» Scientific Journal Pages: 576-580
28. Бахром Худойназарович Мадримов Classic national "makom" and its place in the educational process of the direction "musical education" International Journal on Integrated Education February 2021/ Pages: 121-124
29. Бахром Худойназарович Мадримов Маданият ва санъат сохаларида таълим олаётган талабаларни эстетик тарбиялашда Хоразм достонларининг тарбиявий ахамияти. Узбекистон олимлари ва ёшларининг инновацион илмий-амалий тадкикотлари мавзусида конференция материаллари. Тошкент 2021 йил. 30-32 бетлар.
30. НЭ Рахматов ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ НЕТОЧНОСТЬЮ ГРЕГОРИАНСКОЙ РИТМИКИ И "РИТМИЧЕСКИМИ НЕВМАМИ" Scientific progress 2 (4), 429-433