ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
А.В. Наумов
Кандидат исторических наук, директор государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр технического творчества и ранней профориентации - Поволжский центр аэрокосмического образования» E-mail: [email protected]
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕТСКИХ
ТЕХНИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ В 1920-30-х гг. НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья посвящена проблеме создания системы детских технических станций на территории современной Нижегородской области на рубеже 1920-30-х гг. и написана на основании документальных источников Центрального архива Нижегородской области. К концу 1930-х гг. было создано более 10 станций. Автор рассматривает кадровый состав, материально-техническую базу, основные проблемы в работе учреждений детского технического творчества в данный период.
Ключевые слова: образование, история технического творчества, детские технические станции, Нижегородская область.
В первые годы советской власти, вслед за государством, кардинально меняется и отечественное образование. 25-28 августа 1918 года в Москве на I Всероссийском съезде по просвещению созданная внешкольная секция разработала основные положения внешкольного образования. По сути, в Российской Федерации в 1918 году появляется государственная система дополнительного образования, а педагогика начинает уделять особое внимание развитию разнообразных детских склонностей, в том числе - технических.
Следствием этого стало то, что в 1922
Наумов, А.В. Создание системы детских технических станций в 1920-30-х гг. на территории современной нижегородской области [Текст] / А.В. Наумов // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 6. - С. 30-36.
году в журнале «Наша работа» была опубликована статья Н.П. Булатова «Технические знания - молодежи», в которой высказана идея создания специализированных технических учреждений - детских технических станций: «Огромное значение во внешкольном техническом образовании могла бы сыграть организация технической станции. Станция организуется при каком-либо клубе молодежи или другом месте. Необходима живая связь с какой-либо организацией молодежи и с крупным заводом, фабрикой или мастерской. При станции оборудованы мастерские: деревообделочная, слесарная, электротехническая, химическая лаборатория и проч., двери которых открыты для всех интересующихся этим делом. Станция объединяет внутри себя несколько кружков, пропагандирует свою работу среди молодежи, организует лекции, доклады работников кружков в клубах молодежи, устраивает демонстрации приборов, моделей, технические выставки, распространяет техническую литературу, имеет свою библиотеку-читальню, образует среди молодежи технические кружки, которые являются как бы отделениями станции и находятся в тесной связи с нею»[1]. В 1920-е годы развитие детского технического творчества тесно связано и с развитием пионерской организации. Пионерские отряды создавались при комсомольских организациях предприятий, обычно размещались на территориях предприятий или вблизи от них: в рабочих клубах и красных уголках. Вожатыми отрядов чаще всего были комсомольцы-производственники, к каждому отряду прикреплялся рабочий-коммунист. Это способствовало приобщению пионеров к технике [3, 8].
Через несколько лет, 12 октября 1926 года в Москве прошёл слёт юных техников, на котором было объявлено о создании Центральной детской технической станции. Аналогичные процессы по созданию технических станций сразу же начинаются и в крупных региональных центрах. Крупнейший отечественный исследователь детского технического творчества В.А. Горский отмечает, что в этот период в Нижнем Новгороде действовало 80 пионерских мастерских и кружков [3, 9].
В 1929 году под председательством Н. К. Крупской в системе Наркомпроса был организован Совет по внешкольной работе, который осуществлял руководство деятельностью внешкольных учреждений на местах, оказывал организационно-методическую помощь органам народного образования, обобщал передовой опыт, привлекал государственные и общественные организации к внешкольной работе.
К концу 1920-х гг. был достигнут довоенный (1913 год) уровень экономического развития, но СССР только нарастил отставание от ведущих ми-
ровых держав по основным промышленным показателям, поэтому основной стала проблема модернизации промышленности [4, 34].
Период индустриализации в Н.Новгороде и губернии отличался высокими хозяйственными темпами, большим размахом. Возводились новые предприятия машиностроения, металлообработки, химии. В строй вступали производства союзного значения и масштаба, возникали новые отрасли промышленного сектора. Именно в этот период Нижегородская область превращается в один из крупнейших индустриальных центров страны. В годы первых пятилеток, когда появляются целые новые отрасли промышленности, в условиях реального экономического подъема и промышленного строительства востребованность технических станций у молодежи была очень высокой. В 1930 году с началом индустриализации страны детские технические станции переходят на государственный бюджет, в связи с чем к 1931 году в стране работало уже 150 детских технических станций, в 1932 году только на территории РСФСР их стало уже 250, а в 1934 году в России функционировало 647 станций юных техников. Станции юных техников, по сути дела, явились первыми специализированными детскими внешкольными учреждениями [6, 17].
Огромную роль в развитии внешкольной работы сыграли постановление ЦК ВКП(б) от 21 апреля 1932 г. «О работе пионерской организации (К 10-летию пионер-организации)» и постановление СНК РСФСР от 26 декабря 1932 г. «О мероприятиях по развертыванию внешкольной работы среди детей в 1933 г.», в которых Центральный Комитет партии и Совет Народных Комиссаров Российской Федерации обязали наркомпросы, комсомол, профсоюзы совместно с другими наркоматами развернуть сеть самых разнообразных внешкольных учреждений [5, 73].
В Нижегородской (Горьковской) области, ставшей одним из основных отечественных промышленных центров в годы индустриализации, также создалась система детских технических станций. В фондах Центрального архива Нижегородской области не удалось найти документального подтверждения создания детской технической станции в Нижнем Новгороде в 1920-е годы, однако, в описи фондов облоно отмечается, что к 1932 году станция уже существовала и работала несколько лет. Вполне возможно, что в нашей области сложилась аналогичная общероссийской ситуация, когда действующие станции стали переводить на государственное бюджетное финансирование только в начале 1930-х годов. Большинство финансовых отчётов горьковской детской технической сельскохозяйственной станции в первой половине 1930-х подписаны директором тов. Сидоркиным, кото-
рый, скорее всего, и являлся первым руководителем созданной новой станции [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 1].
Что же было целью областной детской технической станции в первые годы своего существования? Пропаганда детского технического творчества в области и организация детских технических кружков в школах и детских домах, пионерских отрядах и помощь в организации работы районных детских технических станций - главная задача областной станции [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 1, Л.12.]. Далее в статье мы и постараемся рассмотреть, каким же образом создавалась система детских технических станций на территории современной Нижегородской области на рубеже 1920-30-х гг.
В Центральном архиве Нижегородской области (ЦАНО) сохранились отчётные документы районных станций за 1935 год, которые были представлены на областном итоговом совещании.
Одной из крупных районных технических станций была Арзамасская, основанная в 1933 году. Штат станции - один директор, тов. Гордеев Ф.В., он же руководитель кружка и один приглашённый педагог - С. Софронов [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 3, Л. 2.]. Интересна персональная информация о кадрах: тов. Гордеев Ф.В., 1909 года рождения, закончил фабрично-заводское училище. Назначен заведующим детской технической станцией в 1933 году, т.е. в 22 года С.Софронов, 1918 года рождения, работает руководителем кружка с 1934 года. Станция занимает отдельное помещение площадью 32 квадратных метра. Всего занято 35 человек в кружках авиамоделистов, фотографов, радистов, сельхозопытников. Всего по району работает 5 кружков авиамоделистов с охватом 65 человек, 4 кружка радистов - 47 человек, 5 кружков фотографов - 57 человек, 6 кружков опытных натуралистов - 132 человека, 2 кружка по автоделу - 18 человек [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 3, Л. 2.].
Дзержинская техническая станция функционирует с 1932 года. Станция не имеет своего здания, а располагается в школе им. Горького. Занимает помещение площадью 440 квадратных метров, имеет новый громадный зал, мастерские, кабинеты и собственный небольшой земельный участок. Основная проблема: станции не хватает оборудования, хорошо оборудованы только авиамодельная и фотографическая лаборатория. Внебюджетные средства состоят из обязательных 5% отчислений завкомов от фондов технической пропаганды. Штат станции - один директор, Патрикеев Виталий Иванович. Образование получил в Павловской гимназии, окончил 6-месячные краевые курсы учителей биологии и химии. Учится на заочном отделении педагогического вуза. Обладает 15-летним педагогическим опытом. Отличительной особенностью станции является наличие новой электро-
радиолаборатории стоимостью 2000 рублей. Работой станции охвачено 445 человек. Оригинальные кружки: приборостроительный и химический. Отмечается высокий показатель работы по пропаганде техники в дзержинских школах. Наиболее яркий пример: образцовая школа имени Свердлова, где кружками охвачен 181 человек; работает несколько кружков авиамоделистов, изобретателей и фотокружок [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 3, Л. 4.].
Автозаводская станция находится в здании рабочего клуба завкома Автозавода и полностью состоит на его бюджете. Станция организована в 1934 году. Отличительной особенностью станции является то, что оборудование одновременно используется и для взрослых и для детей. Директор станции - тов. Мизинов. На станции помимо стандартных технических кружков работает и кинокружок.
Особенностью Автозавода является то, что при школах №1 и №2 находятся технические комнаты. Главная проблема: в каждой из школ обучается более 2 тысяч учащихся, однако технические комнаты посещают только 7080 человек, т.е. 3-4%. Небольшая материально-техническая база не позволяет охватить большее количество учащихся [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 3, Л. 8.].
Богородская детская техническая станция функционирует с 1933 года. Своего помещения не имеет, находится в здании школы №2. Директор станции - Николай Митрофанович Полушкин, 1914 года рождения. Получил образование в 7-летней Богородской школе. При станции имеется актив и несколько кружков [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 3, Л. 12.]. В своей докладной записке директор отмечает, что помощи ни от роно, ни от райкома, ни от предприятий нет [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 3, Л. 15.].
Семеновская детская техническая станция основана в 1932 году при пионерском клубе. Бюджет станции всего 90 рублей в месяц, идущий на заработную плату. Обслуживает 35 школьников, занимающихся в объединениях по авиамоделизму. Директор - Смирнов Владимир Александрович, имеет образование в объеме семилетки и один год обучения в совпартшколе, член ВЛКСМ с 1929 года [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 3, Л. 16.]. В результате обследования станции зоотехником КрайДТСХС тов. Куковенко отмечается, что работа на станции практически не ведется ввиду отсутствия средств. Заведующий станцией совмещает работу с заведованием пионерским клубом, что недопустимо. В районе нет сети технических кружков, не проводятся мероприятия [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 3, Л. 17].
Павловская детская техническая станция занимает отдельное помещение, бывшее складское, оборудовано двумя печами. Имеется четыре кабинета: авиа, фото, электрорадио, авто. Особенностью станции является то,
что никакой сельскохозяйственной работы не ведётся. Также в районе есть кружки в Тумботино и Ворсме. В штате имеется помимо директора, который только назначен на данную должность, только один педагог. В архиве имеется план Павловской станции, по которому можно судить о возможностях помещения [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 3, Л. 19.].
Шахунская районная детская техническая станция открыта в 1931 году, располагалась в помещении районной библиотеки. Бюджет станции в 1935 году - 2200 рублей. В штате только директор и технический работник. Новый директор назначен только в октябре 1935 года, поэтому до этого работа фактически не велась. На станции нет никакого оборудования и инвентаря. Отмечается работа руководителя авиамодельного кружка при Шахунской средней школе Сапожникова, которому только 16 лет, и он только закончил 7-й класс. В районе технические кружки имеются только в Сявской школе и Тонкинской неполной средней школе. Станция обслуживает 156 юных техников, объединённых в 7 кружков [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 3, Л. 34.].
С 1931 года детская техническая станция работает в Кулебакском районе. С 1 сентября 1935 года занимает помещение в школе №9. Бюджет станции - 4500 рублей. В штате 3 человека: директор - М.П.Соколов , 19 лет, образование ФЗУ, руководитель авиамодельного кружка Ежков В., 18 лет, образование 9 классов; С.Малов , 18 лет, образование 7 классов. Охват детей -148 человек [1, Ф. 6150, Оп. 2, Д. 3, Л. 45.].
Таким образом, мы можем констатировать, что к концу 1930-х гг. практически на всей территории современной Нижегородской области была создана система детских технических станций во главе с областной. Примечательно, что их создание проходило в тех районах области, где либо уже существовало, либо строилось крупное промышленное предприятие.
Год основания детской технической станции Название станции (район Нижегородской области) Крупное промышленное предприятие
1931 Шахунская Вахтанский канифольно-скипидарный завод Сявский лесохимический комбинат
1931 Кулебакская Кулебакский металлургический завод
1932 Семеновская Семеновский арматурный завод
1932 Дзержинская Чернореченский химический завод
1933 Арзамасская Арзамасский машиностроительный завод (КОММАШ)
1933 Богородская Кожевенно-обувной Богородский трест
1933 Павловская Павлово-Вачский металлообрабатывающий трест
1934 Автозаводская (Нижний Новгород) Горьковский автомобильный завод
с 1935 до 1938 Балахнинская Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат
1935 до 1938 Сормовская Сормовский завод
1935 до 1938 Выксунская Выксунский металлургический завод
1935 до 1938 Городецкая Городецкий судоремонтно-механический завод
В целом, особенностью работы детских технических станций в этот период было практически полное отсутствие методических установок по организации, содержанию, формам и методам работы. Количественному росту детских технических станций не везде соответствовало повышение качества их работы. Главной причиной невысокого качества работы детских технических станций была недостаточная материально-техническая база. Кроме этого, практически во всех районных станциях мы можем отметить полное отсутствие кадров, готовых для работы во внешкольных учреждениях, как среди административного персонала, так и педагогов. Большинство педагогических кадров составляли вчерашние школьники, которые активно занимались техническим творчеством.
Однако огромное количество юных техников, занимаясь в детских кружках и лабораториях, несмотря на все трудности, овладевали навыками труда и моделирования, что сыграло важнейшую роль в годы Великой Отечественной войны, когда экономика нашей страны полностью перешла на военные рельсы и вчерашние воспитанники технических кружков встали к станкам на промышленных предприятиях, заменяя ушедших на фронт.
Литература
1. Годовые финансовые отчёты ДТСХС за 1930-1943 гг. ГКУ Центральный архив Нижегородской области. Ф. 6150, Оп. 2, Д. 1
2. Булатов Н.П. Технические знания - молодёжи // Наша работа (журнал московского комитета РКСМ). - 1922. - № 1.
3. Горский В.А. Техническое творчество юных конструкторов. М.: ДОСААФ, 1980.
4. Прохоров С. И. Промышленность и транспорт Горьковской области. 1917-1957. Горький: Горьковское книжное издательство, 1958.
5. Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы: Пособие для учителей и работников внешкольных учреждений. М., 1983.
6. Ярцев Н.Н. Становление и развитие системы детского технического творчества в условиях дополнительного образования (на примере самарской области) : Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2006.