ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
www.pmedu.ru
2011, №5, 54-60
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВСЕОБЩЕЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДОВОЕННОГО ПЕРИОДА КАК ВАЖНОГО ФАКТОРА ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
ORGANIZATIONAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF A GENERAL POLYTECHNUCAL ORIENTATION OF FORMATION OF THE PRE-WAR PERIOD, IMPORTANT FACTORY OF A VICTORY IN THE GREAT PATRIOTIC WAR
Занаев С.З.
Научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО E-mail: [email protected]
Zanaev S.Z.
Research scientist of the Institute of Content and Teaching Methods (Russian Academy of Еducation)
Аннотация. В статье рассматриваются организационные аспекты развития всеобщей политехнической направленности образования предвоенного периода как важного фактора победы в Великой Отечественной войне.
Annotation. Article considers organizational aspects of development of a general polytechnic trend in education of the pre-war period, as an important factor for the victory in the II World War.
Ключевые слова: всеобщее политехническое образование, военно-прикладная направленность обучения, педагогическое политехническое просвещение населения.
Keywords: general polytechnic education, a military-applied orientation of education, pedagogical polytechnic enlightenment of population.
Переосмысление опыта развития отечественной педагогики предвоенного периода приобретает все большее значение, чем дальше неумолимое время удаляет от нас события тех лет. В те далекие годы в стране происходили различные экономические и социальные преобразования, эффективное претворение которых в жизнь в первую очередь зависело от всеобщего просвещения населения, большая часть которого в то время было неграмотным. В связи с этим в нашей стране впервые в мире была организована беспрецедентная кампания по ликвидации безграмотности, массовому просвещению, политехническому образованию и обучению населения, по своему размаху и влиянию, сыгравшая огромную положительную роль в дальнейшем развитии и укреплении государства.
Действенной особенностью организации и развития образования, политехнического обучения подрастающих поколений в нашей стране являлось то, что в этом важном общегосударственном деле были задействованы не только школьные, но и различные внешкольные и культурные учреждения, музеи, клубы по месту жительства, дома пионеров и технического творчества, ДК при заводах, фабриках, сельскохозяйственных предприятиях, избы-читальни при сельских поселениях, партийнопрофсоюзные и общественно-культурные объединения, разные средства массовой информации (СМИ). Деятельность этих различных учреждений была ориентирована на разноплановую агита-
ционно-пропагандистскую работу со всем населением, организацию секций, кружков технического творчества и творческих объединений, в основном бесплатных и потому доступных для всех детей и подростков. При них выделялись ставки педагогов-организаторов для работы со школьниками, сообща решались вопросы материально-технического снабжения, систематически проводились массовые конкурсы, соревнования и слеты.
Всестороннюю поддержку и развитие получала организация массовых агитационно-пропагандистских мероприятий, проведение различных спортивно-технических и авиационных конкурсов, парадов, выступлений, празднеств, соревнований и слетов, повышавших престиж и вес инженернотехнических специальностей. Объединенные общей воспитательно-образовательной, политехнической идеей, они повышали романтику и тягу молодежи и населения к овладению различными инженерно-техническими и военно-прикладными профессиями. Проводимые при большом стечении народа, они представляли огромное празднество-шоу, с освещением в различной печати, радио, и т.д.
Например, 28-30 августа 1926 года в Москве прошли первые всесоюзные соревнования авиамоделистов, активно подхваченные аэроклубами других городов страны и проводимые на начальных этапах эпизодически, принявшие в последующем постоянный характер. В дальнейшем при Центральной детской технической станции (1930) стали проводиться очные и заочные состязания, в которых принимали участие школьные авиамодельные кружки, авиамоделисты детских технических станций, аэроклубов Осоавиахима, детских парков, пионерских лагерей, детских площадок при домоуправлениях со всей страны.
Педагогическая ценность этих мероприятий заключалась в том, что на них пропагандировались авиатехнические, модельные виды спортивно-технического творчества. На этих соревнованиях демонстрировались лучшие спортивно-технические достижения с официальной фиксацией результатов, что служило стимулом для дальнейшего роста и развития этих видов технического творчества и досуга молодежи, способствовало повышению политехнического кругозора населения. Организация массовых мероприятий такого направления, широко освещаемых в различных средствах массовой информации (СМИ), поднимала в глазах людей романтику, престиж и значимость этих профессий, в целом они способствовали развитию авиапромышленности.
Активное организационно-массовое участие в этой многосторонней деятельности принимало комсомольско-молодежное движение. Так в резолюциях IX съезда ВЛКСМ от 26 января 1931 г. был принят ряд решений по совершенствованию всеобуча и ликбеза, за культурный подъем детских масс и улучшение материально-бытового положения детей. В числе поставленных задач рассматривались широкое развертывание семилеток, организация политехнического обучения, повышение обороноспособности страны. В резолюциях отмечалась необходимость усиления «военно-политического воспитания детей и широкого развертывания среди них военно-физкультурной работы. Принятие комсомолом шефства над военно-воздушным флотом налагает и на пионерорганизацию обязанности широчайшей пропаганды в массах детей и взрослых идей и конкретных задач этого шефства, помощи комсомолу в их осуществлении, ознакомления детей с авиационной техникой и распространения авиационного моделирования и планеризма в пионерском отряде, школах и клубах...» [2, с. 427-428].
Выполняя выдвинутый съездом лозунг «Комсомолец, на самолет!», десятки тысяч школьников вовлекались в различные технические кружки, тысячи молодых людей шли учиться в летные и технические школы ВВС и гражданского аэрофлота, в аэроклубы Осоавиахима. Этот период в истории развития государства и образования связан с зарождением и организацией массовых добровольных оборонных обществ (Общества друзей воздушного флота, Авиахима, Осоавиахима, ДОСАВ, ДОСААФ СССР, Центрального аэроклуба СССР, с легендарными подвигами В.П. Чкалова, С.Н. Анохина, А.И. Бодрягиной, Н.М. Голованова, В.П. Пискунова, Я.Д. Форостепко, М.П. Чечневой, Р.М. Шихина, В.К. Шумилова, которые добились выдающихся для того времени рекордных авиационно-технических достижений.
Корни сегодняшних успехов авиации, ракетостроения и космонавтики страны уходят в те времена. Это показывает тесную взаимосвязь и историческую преемственность прошлого, настоящего и будущего развития образования и государства.
После выхода правительственно-партийных постановлений о школе в деятельности внешкольных учреждений и в содержании их работы произошёл ряд существенных изменений. Программы кружков, клубов, студий были теснее увязаны с учебными программами школы, большее значение отводилось организации всемерной активной помощи школам в развитии у детей интереса к науке, техническому творчеству, повышению мотивации в стремлении к овладению знаниями.
В постановлении ЦК ВКП (б) от 25 августа 1931 г. «О начальной и средней школе» поднимались проблемы трудового и политехнического обучения. В руководящем документе предлагалось рассматривать прочное и систематическое усвоение основ наук школьниками, особенно предметов естественно-математического цикла, как необходимую составную часть, фундамент политехнического обучения.
Для ускоренного решения задач по подготовке кадров средней квалификации ЦК ВКП (б) было предложено преобразовать УШ-1Х классы в техникумы и профшколы, удлинив сроки обучения в них и улучшив общеобразовательную политехническую подготовку, которая бы обеспечила и овладение специальностью, и возможность поступления в вуз. Эти мероприятия способствовали увеличению роста техникумов и других специальных учебных заведений, число которых за 1928-1932 гг. выросло в РСФСР с 703 до (137, 7 тыс. учащихся) до 2028 (464,5 тыс. учащихся). Техникумы стали готовить специалистов для всех отраслей народного хозяйства.
Реализуя решения руководящих органов, передовые учителя смелее вводили элементы трудового и политехнического обучения в учебный процесс, при котором учащиеся знакомились с применением данных науки в промышленности, сельском хозяйстве, в обучении использовался краеведческий материал и факты из окружающей жизни. На уроках стали шире применяться чувственные, наглядноисследовательские методы: демонстрация опытов, лабораторных и практических занятий, экскурсии на производство, в музеи, на природу, использование краеведческого материала и фактов из окружающей жизни. При разработке программ отмечалась необходимость отражения в них успехов современной техники (авиации, автомобилизма, радио).
Требования промышленно-экономического развития, совершенствования и реконструкции различных отраслей народного хозяйства, широкое внедрение и распространение новой техники, повсеместное развитие механизации настоятельно диктовали необходимость повышения общекультурного уровня и специальной технической подготовки кадров. На решение этих задач были направлены различные организационные мероприятия по преобразованию системы и содержания школьного образования, массового политехнического обучения подрастающих поколений.
XVI съездом ВКП (б) в 1930 г. были поставлены задачи реконструкции всех отраслей народного хозяйства, на базе современной техники, укрепления экономической независимости и повышения обороноспособности страны. Для успешного решения поставленных съездом задач требовалась организация и совершенствование инфраструктуры для массового политехнического обучения подрастающих поколений и взрослого населения, для овладения трудящимися новыми производственнотехническими знаниями и умениями, создания инженерно-технической интеллигенции.
В 1930-е годы получило всестороннюю поддержку интересное начинание по организации городских и загородных лагерей, детских железных дорог и пароходств, станций юных туристов, техников, юннатов и др.
При реализации задач образования и воспитания значительное внимание уделялось вопросам организации массовой внеучебной деятельности детей и подростков. Так в январе 1935 г. в здании Государственного политехнического музея была открыта постоянно действующая выставка детского технического творчества, а на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве был построен специальный павильон юннатов.
При Центральной станции юных натуралистов и станциях юннатов на местах организовывались многочисленные массовые мероприятия (походы, смотры, слеты). По инициативе станций юннатов в стране ежегодно проводились массовые кампании - День леса, День птиц и т.д. Предполагалось, что организация этих мероприятий позволяет провести ценное в политехническом отношении массовое, наглядно-чувственное обучение большого числа населения, в том числе детей школьного возраста по охране и управлению ростом и развитием растений, животных и птиц, что в свою очередь способствовало подъему сельскохозяйственного производства.
Широкое развитие получило движение «юных друзей Автодора», содействовавшее увлечению подростков автомобильным транспортом. В эти годы впервые возникли такие уникальные внешкольные учреждения, как детские водно-технические станции и речные порты, детские железные дороги.
В пропаганде и развитии политехнической направленности образования населения активное участие принимали профсоюзные, подростковые, молодежные объединения. По линии комсомольского движения организовывались агитационные мероприятия по строительству и сбору средств на первые машинотракторные станции (МТС), проводились субботники, засевались специальные «комсомольские гектары», велась подготовка кадров механизаторов. Выдвинутый ЦК ВЛКСМ лозунг «Комсомолец - на трактор» был одним из самых массовых и популярных в деревне. Массовое привлечение к этому будущего призывного контингента способствовало в дальнейшем ускоренному освоению ими внутреннего устройства и основных принципов работы боевых видов техники (танка, самоходных установок, тягачей и т.д.), приобретению общих навыков вождения ими.
Интересное развитие в этот период получила организация «форпостов-клубов» по месту жительства, которым отводились помещения красных уголков при домоуправлениях, что, в свою очередь, учитывая их относительно равномерное территориальное расположение, способствовало их доступности окружающему населению. Ценным в педагогическом, политехническом отношении являлось то, что в них организовывались кружки технического творчества для всех детей. Пионеры при этих заведениях также участвовали «в общественно полезном труде по благоустройству улиц и дворов, в которых жили, знакомились с работой городских предприятий. Это в определенной мере содействовало расширению их политехнического кругозора» [3, с. 48].
Активизации организации производственно-технической пропаганды в стране способствовал выход ряда руководящих документов партии и правительства. Например, 25 мая 1931 года ЦК ВКП (б) было принято постановление «О Постановке производственно-технической пропаганды», в котором отмечалась необходимость «обеспечить издание в миллионных тиражах дешевой популярной технической литературы и общедоступных учебников по технике, как по линии общих основ техники, так и по отдельным отраслям промышленности»[4].
Реализация данного решения прописывалась в следующем постановлении партии, от 29 декабря 1931 года, в котором категорично отмечалась необходимость «немедленно развернуть работу по созданию массовой хорошо изданной технической книги для молодежи. Пионерская книга должна мобилизовать массы пионеров как ведущий детский актив на выполнение задач по вовлечению детворы в общественную жизнь, по политехнизации школы».
К этому периоду относится появление различных массовых периодических научных, технических и научно-популярных изданий имеющих также перспективную оборонную направленность. Например, в 1929 году начали издаваться журналы «Изобретатель и рационализатор», «За индустриализацию Сибири»; в 1930 г. «Обмен опытом рабочего изобретательства», «За индустриализацию Средней Волги»; в 1932 г. «За большевистскую технику», «В бой за технику!»; в 1933 г. «Техника молодежи».
К 1936 году в Советском Союзе выходило около 500 технических журналов (включая различные «Труды...», «Бюллетени...» и т.д. Например, с октября 1934 года были возобновлены выпуски ежемесячного научно-популярного иллюстрированного журнала широкого профиля «Наука и жизнь», -основанного в 1890 году. В 1937 году началось издание журнала «Советская педагогика», за короткий промежуток времени завоевавшего авторитетные позиции в научно-педагогическом сообществе СССР и за рубежом. Необходимо отметить, что эти издания выходили большими тиражами и распространялись практически по всем библиотекам Советского Союза, тем самым они оказали огромное влияние на развитие образования всестороннего просвещения и политехнического обучения населения.
В эти годы повысилось руководящее влияние государства на школу и началось ее директивное преобразование. Руководством страны и ЦК ВКП (б) было принято постановление «О начальной и средней школе» (1931 г.). В нем констатировалась слабая подготовка учащихся, ставились конкретные задачи по совершенствованию содержания и организации учебно-воспитательного процесса. Прежде всего, была достигнута преемственность ступеней обучения (от начальной до высшей),
регулярное предметное обучение, единый режим занятий, введение стандартных программ и учебников. Особое внимание уделялось вопросам формирования мировоззрения и выдвигалось требование опоры всей программно-методической работы на принцип идейности и научности.
Система всеобщего образования и воспитания была направлена на постепенную подготовку подрастающего поколения как будущих тружеников, патриотов и защитников Родины. В соответствии с этим осуществлялось патриотическое воспитание, политехническое обучение и допризывная подготовка учащихся, чтобы прививаемые знания, умения и навыки могли применяться ими в дальнейшем в жизни, в промышленности и производственной деятельности и в военном деле. Например, в исследованиях М.Н. Скаткина обосновывалась необходимость изучения естествоведческих знаний, умений и навыков учащихся, при котором предполагалось перспективное широкое прикладное политехническое, общеобразовательное их значение, когда они находили затем применение в строительстве, топографии, ориентировании на местности, геологии, в армии.
По всей стране в эти годы интенсивными, быстрыми темпами увеличивалось количество школ, изб-читален, разветвленной сети различных библиотек, учебных заведений, вузов, в которых осуществлялось доступное обучение взрослых и детей. Открывались новые театры, музеи, клубы самодеятельности, кинозалы. Киноискусству придавалось первостепенное значение как средству массового культурно-воспитательного, образовательного влияния на подрастающие поколения и население страны. В этот период начался расцвет отечественной киноиндустрии, интеллектуальнохудожественная продукция которой, была выдержана в соответствии с велением времени, в духе воспитания патриотизма, коллективизма и дружбы между народами, формирования качеств личности, характерных для труженика, защитника Родины.
В 1931 по инициативе ВЛКСМ был введен всесоюзный физкультурный комплекс ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ СССР (ГТО), получивший массовое признание и охвативший население в возрасте от 10 до 60 лет. Комплекс вошел в основу государственной системы физического воспитания и был направлен на всемерное укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие всех граждан страны, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины. Автором и создателем спортивного комплекса явился москвич Иван Тимофеевич Осипов. В 1932 г. комплекс был дополнен 2-й ступенью, в 1934 - ступенью «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). С ликвидацией этого уникального отечественного физкультурного комплекса в 1990-е годы отмечается снижение здоровья подрастающих поколений, особенно допризывного возраста, вызывающее особенную тревогу.
В деле широкого развертывания среди подрастающих поколений военно-физкультурной работы оказывалась широкая поддержка различным агитационно-массовым инициативам из регионов.
В довоенные годы перед педагогической наукой ставились вопросы, актуальные для школы, среди них: повышение успеваемости учащихся и преодоление второгодничества, воспитание навыков сознательной дисциплины и подготовка учащихся к будущей практической деятельности, в том числе и к военной службе.
В центр внимания педагогов ставилась ориентация выпускников на поступление в средние специальные и высшие учебные заведения. В постановлении «О начальной и средней школе» (авг. 1931 г.) для обеспечения тесной связи обучения с производительным трудом предлагалось развернуть при школах сеть мастерских, прикрепить школы к предприятиям, хозяйствам, МТС. Но с 1933/34 учебного года число часов на труд ежегодно сокращалось, а в марте 1937 года, несмотря на протесты многих педагогов, приказом Наркомпроса трудовое обучение как самостоятельный предмет было отменено, в это же время были закрыты все опытные школы и станции по всей стране.
Значительному сокращению подвергся и учебный материал, посвященный основам производства. В исследованиях М.Н. Скаткина, современника тех перемен, показано его отрицательное отношение к уменьшению часов на труд и ликвидации опытных станций. Критически анализируя в дальнейшем этот сложный период развития отечественного образования и государства, он отмечал, что в 1937 году «труд как самостоятельный учебный предмет был совсем исключен из учебного плана и политехнические знания и умения в очень ограниченном объеме сохранились в содержании основ наук» [6, с. 7]. Эта отмена труда, как отдельного учебного предмета из учебного плана, оправдывалась стремлением улучшения подготовки выпускников по основам наук для последующего обучения в вузах и техникумах, желанием изыскать дополнительные площади и время для изучения обще-
образовательных предметов, ликвидировать перегрузку учащихся учебными занятиями. Необходимо отметить, что, несмотря на отмену труда в учебном плане школы, политехническая направленность в организации и деятельности в образовательно-воспитательном направлении, проявлявшаяся в работе кружков технического творчества, была в основном сохранена.
В эти годы в стране вступили в строй около 3900 крупных предприятий, построенных с расчетом их быстрой перепрофилизации на выпуск боевой техники и вооружения. Шло освоение и промышленно-экономическое развитие восточных регионов страны, высокими темпами развивались оборонные отрасли.
Возрастающая угроза войны требовала повышения технической оснащенности Советских Вооруженных Сил, в связи с этим ускорения и повышения качества подготовки соответствующих кадров. О высоких темпах развития системы средне-специального и высшего образования в довоенный период свидетельствует то, что к 1940 г. в стране функционировали 4600 вузов, по числу учащихся и студентов СССР вышел на первое место в мире. Значительные успехи были достигнуты в естественных и технических науках, в литературе и искусстве.
Военная ситуация в стране поставила перед школой сложные задачи не только совершенствования отдельных методических приемов, но и коренной перестройки учебно-воспитательного процесса, нового подхода к его организации, тесной связи обучения с общественно-полезным трудом учащихся. Прежде всего, возникла насущная потребность повышения идейно-политического уровня преподавания основ наук, органического единения деятельности школы с жизнью страны. Программно-методическая работа строилась с учетом требований военного времени.
В директивных материалах Наркомпроса РСФСР начала войны предписывалось «Внеклассную и внешкольную работу подчинить делу обороны Родины». Всемерно поощрялось изучение в технических кружках разных отраслей военной техники и развитие изобретательства в областях, имеющих непосредственное оборонное значение. Усиление внеклассной работы в области техники и агробиологии, управления трактором, автомобилем; изучение радиодела, фотографирования; работа с огнетушителем. Рекомендовалось везде, где только возможно, организовывать кружки для овладения какой-либо практической специальностью, чтобы заменить на производстве и в сельском хозяйстве ушедших на фронт. Историко-архивные материалы тех лет свидетельствуют о том, как дети школьного возраста активно включались в самые различные виды работ на заводах, фабриках, в сельском хозяйстве.
По сведениям Наркомпроса РСФСР, в июне 1942 года только по 36 краям, областям, АССР для участия в сельском хозяйстве школа подготовила около миллиона человек. Из них трактористов -144 тыс., комбайнеров - 23 тыс., шоферов 7,7 тыс., рабочих массовых профессий - около 800 тыс. [5, с.51].
Учитывая огромную важность вклада учителей и педагогической науки в дело рациональной, ускоренной, с учетом военного времени, подготовки различных грамотных кадров, для улучшения подготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников 6 октября 1943 года Совнарком СССР утвердил постановление правительства РСФСР об организации Академии педагогических наук. На нее возлагалась задача объединяющего центра научно-педагогической мысли, выдающихся ученых в области педагогических наук, содействия развитию народного образования в стране, распространения педагогических знаний в народе, повышения теоретического уровня учителей и всех работников народного образования.
То, что АПН РСФСР была «создана в разгар страшной войны, когда все делалось под лозунгом «Все для фронта, все для победы!», - это знаменательный факт», отмечено в докладе президента РАО Н.Д. Никандрова в связи с 60-летним юбилеем Академии. Ученый отметил, что во время войны «был вполне реальным патриотизм, воспитанный советской школой. И не только из-за страха бойцы шли в наступление «за Родину, за Сталина!» [7, с.3].
Первый президент АПН РСФСР В.П. Потемкин в своем докладе в августе 1945 года отмечал, «все мы с гордостью сознаем, что доблестными защитниками Родины, победителями немецкого фашизма явились и питомцы советской школы. Советская школа победила фашистскую школу; советский учитель победил немецкого учителя-фашиста» [8, с. 264].
Необходимо отметить, что огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне вместе со всеми внесли учителя страны, их ученики, вся отечественная система всеобщего образования, политехнического обучения, допризывной подготовки и патриотического воспитания подрастающих поколений как будущих патриотов, защитников и тружеников, в духе любви к Родине, дружбы между народами.
Победа на фронте ковалась не только на полях сражений, но была достигнута также героическим трудом миллионов советских рабочих, крестьян, интеллигенции в тылу на заводах, фабриках, колхозах и совхозах, многие из которых были в короткие сроки перебазированы в тыловые восточные регионы страны и быстро приступили к выпуску необходимой фронту различной продукции. Безусловно, что всему этому способствовала широкая организация всеобщего разностороннего политехнического образования населения в предвоенный период.
Великая Отечественная война явилась серьезным испытанием и в то же время показала огромное превентивное значение отечественной системы образования, политехнического обучения, допризывной подготовки молодежи, гражданского, интернационального, патриотического воспитания населения. Отечественная система всеобщей политехнической направленности образования в тяжелые военные годы доказала свою крайнюю жизненную важность и необходимость в деле прямой защиты, укрепления и строительства государства. Несомненно, что всесторонняя политехническая, военно-прикладная направленность массового обучения и просвещения населения, в том числе детей школьного возраста, явилась важным фактором победы в Великой Отечественной войне.
В условиях модернизации современной системы образования, проработки преемственности, взаимосвязи образовательных программ, государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, реформирования Вооруженных Сил страны, сокращения сроков срочной службы в армии, перехода на контрактные формы необходимо всемерное использование богатейшего опыта истории организации и развития отечественной системы всеобщего политехнического обучения.
Список литературы:
1 Российская академия образования. 1943-2003. / Под ред. Н.Д. Никандрова. М.: Издательский дом РАО, 2003. 528 с.
2. IX Всесоюзный съезд ВЛКСМ. Стенографический отчет. М.:«Молодая гвардия», 1931.
3. Богуславский М.В. Детское движение в России: между прошлым и будущим. Монография. Тверь: Научная книга, 2007.-112 с.
4. Постановление ЦК ВКП (б) от 25 мая 1931 г. «О постановке производственно-технической пропаганды» // Народное образование в РСФСР. Под ред. М.П. Кашина и Е.М. Чехарина. М.: Просвещение, 1969.
5. Хитарян М.Г. Трудовое и политехническое обучение в школах Вологодской области в годы Великой Отечественной войны // Ученые записи ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л., 1967.
6. Скаткин М.Н. Об усилении политехнической трудовой направленности учебно-воспитательного процесса УМС при Минпросе СССР. - М., 1980.
7. Никандров Н.Д. Известия РАО. 2003. № 1. - С. 3-22.
8. Каиров И.А. Очерки деятельности Академии педагогических наук РСФСР 1943/1966. М.: Педагогика, 1973. 431 с.
9. Давыдов В.П. Военно-педагогическая мысль и Великая Отечественная война // Известия РАО. 2005. № 1. С. 3-19.
Интернет-журнал «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
2011, №5