УДК 374 (091); 908
А. В. Наумов, А. П. Анчиков
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДЕТСКОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ
СТАНЦИИ в конце 1930-х гг.
В статье на основе документальных источников Центрального архива Нижегородской области рассматриваются вопросы деятельности Горьков-ской областной детской технической станции в конце 1930-х гг. Авторы рассматривают кадровый состав, материально-техническую базу, основные проблемы работы учреждений детского технического творчества в данный период.
In this article the authors discuss the problem of activities of Gorky regional children's station of technical work at the end of the 1930's. The article is written based on documentary sources of the Central archive of Nizhny Novgorod's region. The author analyzes staffing, material- technical base and the main problems of children's technical creativity institutions.
Ключевые слова: образование, история технического творчества, детские технические станции, Нижегородская область.
Keywords: education, history of technical creativity, children's stations of technical work, Nizhny Novgorod region.
В 2016 г. исполняется 90 лет со дня основания первой отечественной станции юных техников. 12 октября 1926 г. в Москве прошёл слёт юных техников, на котором было объявлено о создании Центральной детской технической станции. Аналогичные процессы по созданию технических станций сразу же начинаются и в крупных региональных центрах. Крупнейший отечественный исследователь детского технического творчества В. А. Горский отмечает, что в этот период в Нижнем Новгороде действовало 80 пионерских мастерских и кружков [1]. К концу 1930-х гг. практически на всей территории современной Нижегородской области была создана система детских технических станций во главе с областной. В 1938-1939 гг. году её штат расширяется. Так, приказом № 2 по областной детской технической станции от 19.11.1937 г. была
принята инструктором по авиамодельному делу Л. И. Шпагина с испытательным сроком и с окладом 231 рубль и за кружок -110 рублей [2]. Тогда же была зачислена на должность инструктора авиамодельной лаборатории М. И. Веселова, а через несколько дней на должность инструктора-консультанта - Ф. С. Шубарина. Заместителем директора становится В. Т. Смирнова. Коллектив работал на подготовку и проведение Слёта юных техников весной 1938 г. В нём приняло участие более 300 юных техников. В приказе № 23 от 8 апреля 1938 г. говорилось: «За хорошую подготовительную работу к областному слёту юных техников и хорошее выполнение всех поручений, связанных с проведением областного слёта-инструкторов авиамодельной лаборатории, т. А. И. Шлягину и старшему методисту областной детской экскурсионной туристской станции т. В. Д. Михалёвой объявить благодарность и выделить средства на билеты для посещения ими театра» [3]. Смета расходов Горьковской областной детской технической и сельскохозяйственной станции в 1938 г. предусматривала 104 тысячи 42 рубля 33 копейки [4]. Но уже в 1939 г. бюджет станции вырос на 5 000 рублей. Причём только от выручки сельскохозяйственной продукции поступило в 1938 г. прибыли 20 тысяч 433 рубля 14 копеек, а от работы на лошадях - 15 тысяч 25 рублей 51 копейка. Увеличивался и штат станции. Так, на зарплату в 1939 г. приходилось на 1300 рублей больше, чем в 1938 г. Ежегодно на научно-исследовательскую работу приходилось по 1 000 рублей. Деньги шли на пополнение деталей к моторам и механизмам, клей и материалы. ГОДТСХЗ (Горьковская детская техническая сельскохозяйственная станция) имела на начало 1940 г.:
• Сеялка рядовая - 1 шт.
• Веялка сортовая - 1 шт.
• Сеялка огородная - 1 шт.
• Вёдра - 10 шт.
• Лейки - 10 шт.
• Хомуты - 4 шт.
• Колёса - 4 шт.
• Сани - 1 шт.
• Весы - 1 шт. [5]
Штатное расписание станции на начало 1939 г. предусматривало наличие 6 ставок: директора, гл. бухгалтера, завхоза, секрета-
ря, дворника, уборщицы. Все остальные должности были укомплектованы педагогами ДО детей. Действовало 17 кружков: из них авиамодельных - 5 кружков (50 человек), радиокружков - 5 кружков (50 человек), фотокабинет - 3 кружка (32 человека), конструкторские кружки - 1 кружок (10 человек), агробиокабинет - 3 кружка (35 человек) [6]. Помещение станции было оснащено 40 рабочими местами.
План работы Горьковской областной детской технической и сельскохозяйственной станции на лето 1939 г. был утверждён директором ещё в марте 1939 г. Для проведения мероприятий летом планировалось организовать и провести следующие мероприятия в разделе «Массово-воспитательная работа»:
• Областной Слёт сельскохозяйственников-опытников и юных механизаторов с целью их подготовки к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Ответственные - Фишер, Антюганов
[7].
Ожидаемый результат - собрать 80 человек. Планируемые сроки проведения - с 29 апреля по 3 мая.
• Слёт юных радиолюбителей г. Горького и областных районов.
• Слёт юных фотолюбителей - 80 человек [8]. Сроки проведения - 23-25 июня. Ответственные - Преображенский и Синяков.
• Провести в городе и районах области массовую техническую игру «По следам героев Арктики», посвящённую 3-й годовщине завоевания Арктики. Охват - 5 тысяч человек [9]. Ответственные - Преображенский и Шубарин.
• Экскурсия в колхоз «Алга» для 120 школьников.
• Седьмые областные состязания ЮАС с целью установления областных рекордов. Сроки - с 25 по 27 июля 1939 г.
• Провести в честь Дня советской авиации областные заочные соревнования бумажных лётных моделей и игрушек в лагерях. Сроки - 1-20 августа.
• Провести областную выставку самоделок «Юные техники в помощь школе» имени XVIII съезда ВКП(б). Сроки проведения - с 25 июля по 15 сентября. Планируемый охват - 1,5 тыс. человек.
• Принять участие в военно-технической игре «Граница на замке» с охватом 2000 ребят.
Всего за 1939 г. было проведено 73 крупных мероприятия, бесед, встреч, экскурсий, очно-заочных консультаций, слётов, семинаров с общим охватом 11 тысяч 860 человек.
В отчёте авиамодельного кружка за 1939/1940 г. сказано: «Лучшими авиамоделистами, модели которых отличаются хорошей отделкой и правильностью их постройки, являются - Шапкин, Овчинников, Семиклетова и другие» [10].
Кроме этого план летней компании предусматривал и проведение методической работы, и повышение квалификации работников станции и кружководов. Для этого работникам станции предлагалось сдать 8 типов самоделок и конструкций [11]. Для повышения квалификации было решено организовать Областной технический лагерь для подготовки авиамодельных конструкторов 2-й категории. Лагерь был организован и проведён, причём в две смены по 30 человек. Методисты областной технической станции Антюганов и Шубарин провели дополнительно городской семинар по подготовке руководителей технических кружков лагерей и форпостов. Ими также был также организован и областной семинар с 20 по 24 августа для руководителей технических кружков [12]. При всех этих мероприятиях для школьников планировалось регулярно проводить заочную консультацию, при расширении очной консультации. Было принято решение о размножении для практического использования школьниками чертежей научно-наглядных пособий, для последующего самостоятельного их изготовления и использования на уроках в школе. Из отчёта консультационного кабинета за 1939/1940 г. следует, что очные консультации были проведены для 20 тысяч 614 человек, беседы-консультации - для 600 человек [13]. Шла активная переписка с юными техниками практически из всех районов Горьковской области. Было получено от школьников, занимающихся в кружках юных техников, 1122 письма с просьбами помочь в решении технических вопросов. Были организованы заочные кружки по изучению техники. Тогда же при областной технической станции появилась должность «инструктор по заочной консультации». Ею стала А. Грачёва [14]. Примечательно, что летом 1939 г. по областному радио 2 раза в месяц освещалась работа технических кружков, а в областной газете «Клич пионера» был предусмотрен специальный выпуск «Юные техники в помощь школе» [15]. Тогда же, летом 1939 г., была заведена книга, куда заносился опыт работы технических кружков и
станций. Весной, в период с марта по май 1939 г., было организовано 15 выездов в районы для подготовки к лету местных кружков и станций, причём средние количество дней командировки составило 4-5 дней. Все кабинеты технической направленности получили задание организовать летом 18 кружков с охватом в 150 школьников [16]. Причём надо было подготовить для работы в лагерях и форпостах: по авиамоделизму - 10 человек; по радиотехнике -8 человек; по фотоделу - 6 человек.
План работы на лето 1939 г. был завизирован зав. учебно-методической частью Шабариным и подписан директором Антюга-новым. Во втором полугодии 1939 г. перед станцией ставились следующие задачи:
1. Комплектование кружков и закрытие постоянного состава школьников, занимающихся в технических кружках.
2. Расширение политико-воспитательной работы среди школьников области.
3. Поднятие качества работы технических кружков через обмены опытом работы, проведение семинаров [17].
Уже в конце сентября 1939 г. на станции действовали кружки, в которых учились: в авиамодельных - 60 человек, радиотехнических - 52 человека, кружках фотодела - 38 человек, автоконструкторских - 22 человека, агробиологических - 45 человек. Всего в 20 кружках станции занимались 217 школьников [18]. Воспитательная работа среди учащихся была направлена на развитие гордости за жизнь в СССР. При этом среди молодёжи поднимались такие вопросы, как техника настоящего и будущего, история Нижегородской и Горьковской областей. Регулярно проводились такие массовые мероприятия, как выставки технического творчества, соревнования различных типов воздушных летающих змеев, заочный конкурс на лучшее оформление собранного материала. Победителям и призёрам выделялись денежные премии - от 600 до 3000 рублей [19]. В Семёнове, Кстове и Лыскове в начале января 1940 г. были проведены методистами областной ДТС массовые вечера для пропаганды технических знаний. При этом в период с сентября 1939 г. по январские каникулы 1940 г. на самой станции было проведено 10 киносеансов с привлечением 2000 ребят [20]. К зимним каникулам 1940 г. каждый кабинет областной ДТС организовал по два технических кружка в средних школах г. Горького и консультационный кабинет (отв. Грачёва). Интересным и новым
было то, что в работе консультационного кабинета имели место очные и заочные консультации. Очные массовые консультации проводились для учащихся в период с января по май 1940 г.:
- По радиотехнике - 100 человек;
- конструктороведение самолётов - 130 человек;
- принципы работы бензинового двигателя - 100 человек;
- расчёты работы моторов - 100 человек;
- раскраска фотографий - 100 человек;
- работа на природе - 100 человек;
- встреча с кинооператором - 100 человек [21].
Консультации проводились также для тех, кто участвовал в
олимпиадах по химии.
Активный обмен опытом осуществлялся между станциями Свердловского, Арзамасского, Сормовского и Кулебакского районов. В конце 1939 г. были организованы командировки - поездки в Лысково, Шахунью, Городец, Богородск, Чкаловск, Вачу, Павло-во, Муром, Балахну, Дзержинск. В ЦДТ имени Шверника (г. Москва) в декабре 1939 г. ушло письмо - информационная справка о ходе в Горьковской области конкурса «Юные техники - в помощь школе», в котором участвовали учителя химии, физики, химии, биологии. С ними организовывались консультации, инструктажи по проведению конкурса. Особо были отмечены выставки, проведённые в Богородском, Сормовском, Ленинском районах, где поработали районные станции юных техников [22]. Разъяснительный материал публиковался 4 раза в областной печати, 16 раз в районной печати, 7 передач прошло по областному радио и 22 передачи - на районных радио.
Какие же работы были представлены на областной выставке 1939 г.?
«Стратоскоп - уч. Ерещеев.
Перископ - уч. Кулагин.
Детекторный приёмник по развитой схеме - уч. Корабельни-ков и Самохин.
Осциллограф - уч. Беляев.
Электропушка - уч. Фёдоров, Чернопятов.
Кольцевой электромагнит - группа учащихся.
Паровая турбина с качающимся цилиндром - кружок» [23]. Всего было представлено 113 работ. В Ленинском районе победили модели электрического трамвая со светофором. В Сормовском
районе победила работа - военный корабль с управлением по радио и восторг вызвала модель электрохода, также управляемая по радио [24]. Все районы г. Горького приняли участие в слёте. Доклад уходил в ЦДС им. Шверника и в ЦК ВЛКСМ. К 1940 г. в Горь-ковской области имелось 16 ДТС с общим количеством занимающихся 2600 человек.
Среднестатистическими и показательными планами работы являются планы работы авиамодельного и биологического кружков областной ДТС на декабрь 1939 г. Там были предусмотрены: проведение бесед по темам занятий, выпуск стенгазет, комплектование при кабинетах групп активистов, оформление самих кабинетов. Для биологического подразделения предусматривалось также приобретение 2 аквариумов для рыб, клеток для кроликов, 2 собак, клеток для почтовых голубей [25]. Передачи на областном радио были разнообразными по направленности и тематике. Так, в начале сентября вышла в эфир передача «О наборе ребят в технические кружки», в конце сентября - «О Всероссийском конкурсе "Юные техники в помощь школе"», в октябре - «Как мы учимся строить летающие модели». В декабре вышли радиопередачи, посвящён-ные рекордам летающих моделей и о работе кружка юных техников ср. школы № 43 г. Горького. Весь 1939 г. Горьковская областная ДТС соревновалась с Кировской областной ДТС [26].
К началу нового 1940 г. станция по-прежнему располагалась по адресу: г. Горький, ул. Краснофлотская, д. 46, телефон: 3-10-51. Газета «Сталинский путь» сообщила 3 августа 1939 г. о том, что группа авиамоделистов Горьковской областной ДТС побывала в течение 2 дней на родине В. П. Чкалова и 29 июля ими был произведён массовый пуск авиамоделей на местном аэродроме [27]. В 1940 г., в связи с усилением необходимости наличия технически грамотных граждан, прежде всего для защиты Отечества, на 50% был увеличен бюджет ДТС. Из отчёта консультационного кабинета станции за 1939-1940 учебный год следует, что очные консультации были проведены для 20 614 человек (школьников и руководителей кружков) [28]. За это время выросло количество писем из школ области и г. Горького - до 1122. Распространилась такая форма работы, как очно-заочные кружки - на учёте состояло 42 кружка. Методист-инструктор по заочной консультации А. Грачёва организовывала эту работу [29]. Консультации проводились, прежде всего, для участников областных олимпиад по химии и физике.
64 кружка получили в 1939-1940 учебном году заочную консультацию. Это кружки из Б. Маресьевской школы, Перевозской средней школы, Ардатовской средней школы, Красновской начальной школы, Княгининского детского дома, средней школы № 6 г. Ба-лахны и многих других. К 1940 г. в Горьковской области действовали 19 районных Домов пионеров, и в 13 из них имелись кружки технического творчества. Общее количество занимающихся в технических кружках областной ДТС и Горьковского Дворца пионеров им. В. П. Чкалова достигло 9 000 человек [30]. Станция по-прежнему располагается в Куйбышевском районе г. Горького, на ул. Краснофлотской, д. 46. Количество рабочих мест - 40. Действовало на базе станции 17 кружков: 5 авиаконструкторских, 5 радиолюбительских, фотокабинетов - 3, конструкторский - 1, агро-биокабинетов - 3 [31]. С общим количеством 189 школьников. В этот год было проведено силами методистов станции 14 слётов, 14 экскурсий, экспедиций, 26 бесед и встреч, 15 киновечеров, игр и собраний, 1884 очно-заочные консультации, 3 - семинаров, совещаний и технических лагерей. Итого 73 мероприятия с общим охватом 11 860 школьников [32]. Многие школьники стремились показать свои знания и с энтузиазмом участвовали в технических слётах. Документы того времени донесли до нас фамилии тек, кто отличился правильной постройкой авиамоделей и хорошей их отделкой: Шайкин, Овчинников, Семиклетова и многие другие [33]. В газете «Колхозная деревня» была опубликована заметка «Кружок радиолюбителей», в которой рассказывалось о кружке радиолюбителей в количестве 20 человек в Починковской неполной школе. Руководитель кружка пишет о Петре Салине, самом собравшем радиопередатчик и передавшем его школе [34].
Занятия по-особому воздействовали на учащихся. Так, учащийся 8-го класса средней школы № 2 Павловского района Володя Сулин был озорником и отстающим, но вот уже 2 года как он стал примерным учеником [35]. Для изготовления действующих моделей ему пришлось овладевать новыми знаниями по физике, математике, химии, и он с удовольствием занимается в техническом кружке. Одновременно росла критика существовавшего тогда положения, когда деталей для изготовления моделей катастрофически не хватало.
В том учебном году было подготовлено значкистов ЮАС -120, инструкторов ЮАС - 50, значкистов ЮРЛ - 34 [36]. В отчёте
о работе кружка юннатов за весенне-летний период 1939 г. говорилось о том, что изготовлено силами школьников: гнездовий -30 штук, проведен туристский поход на р. Линду для проведения фенологических исследований, выпущена стенгазета, проведена опытная посадка гороха и картофеля, проводилась научная работа по темам «Ускорение развития растений», «Влияние мульчирования на урожайность томатов». Кто же эти ребята? Женя Колочко, Кузьмичев Костя, Карпова Роза, Шарков Витя и другие горьков-ские школьники [37]. В газете «Дзержинец» сообщалось о том, что Автозаводская станция юных техников вызвала на соревнование Дзержинскую станцию юных техников и на конкурс юные дзержинцы изготовили 15 моделей самолётов УТ-2 и 30 моделей истребителей, подготовили 33 значкиста ЮАС, 15 инструкторов по авиа- и фотоделу [38]. В 1940 г. «в смете расходов появились новые статьи: командировки в другие области, служебные поездки по обмену опытом, приобретение книг, учебных пособий, ремонт оборудования» [39]. Многие выпускники с удовольствием шли работать на заводы. Так, В. Новиков сообщает в газете «Автогигант» о том, что ребята, занимавшиеся ранее в технических кружках Автозаводской станции, сейчас работают на Автомобильном заводе им. В. Молотова. «Например, Георгий Праведников работает дежурным электротехником, Карл Винтер - электромехаником, Володя Глимберг - шаблонщиком 4 разряда» [40]. Тогда же районная газета «Красный сормович» сообщила о проходившем районном слёте юных техников в Сормовском доме пионеров и собравшем более 300 человек. В первое полугодие 1941 г. состоялись выезды в 22 района Горьковской области для проведения семинаров, очных консультаций. Командировки состоялись в Арзамасский, Колог-ривский, Б. Болдинский, Краснобаковский, Ляховский, Борский, Курмышский, Семёновский и другие районы. На 1 апреля 1941 г. на Горьковской областной ДТС имелось «179 авиамодельных кружков, радиосвязи - 116 кружков, фото-кино - 106 кружков, транспортных - 43 кружка, физико-технических кружков -115 кружков, авто-мото кружков - 204 кружка, военно-морских кружков - 8, швейных кружков - 125 кружков, переплётных кружков - 36, прочих - 168 кружков. Всего имелось 1248 кружков с общим охватом 16 525 человек» [41]. Директором станции в 1941 г. был т. Курун, заведующим облоно - т. Морозов. Станция по-прежнему участвует в проведении областных олимпиад по химии и
физике. Так, на 1 мая 1941 г. в олимпиаде юных химиков победили учащиеся: из школы № 4 ГЖД г. Владимира - Евгений Сергеев, средней школы № 1 Автозаводского района г. Горького -Тамара Андреева, Михаил Мокров, учащийся 10-го класса Тимотинской средней школы Богородского района, Михаил Пчёлин - учащийся 10-го класса Починковской средней школы и др. [42] Всего 17 человек. Такая же тенденция просматривается и в олимпиаде по физике. Учащиеся из Ворсмы, Павлово стали победителями областной олимпиады по физике. Особенностью этих олимпиад было то, что начинались они на школьном уровне, потом проходили на районном уровне и победители готовились к областной олимпиаде. В олимпиаде 1940 г. по химии приняли участие 40 районов г. Горького и области.
С началом войны в Горьковской области происходит объединение сразу нескольких станций - юных техников, юных туристов и юных натуралистов. Директором становится т. Михалёва [43]. Надо отметить, что станция продолжала стабильно работать и даже приносить прибыль. Так, даже в 1942 г. по сравнению с 1941-м выросла прибыль от использования общежития, транспорта, жилых домов в среднем на 10% [44]. Но в 1942 г. пропадает финансирование на научно-исследовательскую работу, капитальный ремонт [45], но это вполне понятно - деньги шли, прежде всего, на нужды фронта, в бюджет военных заводов.
Примечания
1. Горский В. А. Техническое творчество юных конструкторов. М. : ДОСААФ, 1980. С. 9.
2. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 6. Д. 2. Л. 2.
3. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 2. Л. 14.
4. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 12. Л. 1.
5. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 12. Л. 4.
6. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 13. Л. 1.
7. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 11. Л. 1.
8. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 11. Л. 1.
9. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 11. Л. 1.
10. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 13. Л. 9.
11. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 11. Л. 2.
12. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 11. Л. 2.
13. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 13. Л. 10.
14. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 13. Л. 10
15. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 11. Л. 2.
16. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 11. Л. 3.
17. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 11. Л. 4.
18. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 11. Л. 4.
19. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 11. Л. 4.
20. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 11. Л. 6.
21. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 11. Л. 8.
22. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 4. Д. 13. Л. 14.
23. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 4. Д. 13. Л. 15.
24. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 4. Д. 13. Л. 16.
25. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 11. Л. 11.
26. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 11. Л. 17.
27. Шубарин Ф. Экскурсия авиамоделистов // Сталинский путь. 1939. 3 авг. Д. 2.
28. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 4. Д. 13. Л. 10.
29. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 4. Д. 13. Л. 10.
30. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 4. Д. 13. Л. 27.
31. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 4. Д. 13. Л. 1.
32. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 4. Д. 13. Л. 1.
33. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 4. Д. 13. Л. 9.
34. Бархатов И. Кружок радиолюбителей // Колхозная деревня. 1939. 22 окт. Л. 2.
35. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 4. Д. 13. Л. 27.
36. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 4. Д. 13. Л. 31
37. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 4. Д. 13. Л. 33а.
38. Петров В., Львова А. Соревнования юных техников // Дзержинец. 1939. 31 дек. Л. 3.
39. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 12. Л. 8.
40. Новиков В. Юные техники // Автогигант. 1940. 9 янв. Л. 2.
41. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 16. Л. 2.
42. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 18. Л. 3.
43. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 12. Л. 26
44. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 12. Л. 25
45. ГКУ ЦАНО. Ф. 6150. Оп. 2. Д. 12. Л. 27