ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ В 1930-Е ГОДЫ
В те годы было общее увлечение техникой, техническим образованием, и все мои ученики хотели быть инженерами.
А.С. Макаренко
В статье характеризуется опыт осуществления всеобщего политехнического образования в советской школе в 1930-е годы. Рассматриваемое направление имеет важное значение для модернизации современного образования.
Известно, что только те педагогические идеи имеют право на существование и внедрение, которые прошли детальную теоретическую экспертизу и были оценены как преемственные в историко-педагогическом отношении [1,с.5]. Эти требования приобретают новую актуальность в отношении переосмысления опыта осуществления всеобщего политехнического образования в советской школе 1930-х годов.
Характеризуя этот период, следует показать общую организационно-культурную политику, на фоне которой происходило осуществление политехнического образования. Вся система культуры, образования тогда была ориентирована на формирование ценностей и идеалов по созданию положительного образа рабочих, сельских тружеников, инже-
С.З. Занаев
Ключевые слова:
политехническое образование, политехническое обучение, культура труда.
нерно-технической интеллигенции, военных.
Продукция кино, радио, печатных средств массовой информации, разных жанров литературы, песенного, художественного искусства и культуры народов Советского союза, деятельность различных общественных организаций были нацелены на повышение престижа и значимости труда на благо Родины в любой сфере народного хозяйства, на формирование у молодежи соответствующих идеалов и ценностей. Например, в музеях СССР демонстрировались художественные полотна, прославлявшие пафос и романтику труда простых тружеников: хлеборобов, землепашцев, заводских рабочих, военнослужащих.
Одним из самых всемирно известных и узнаваемых произведений монументального искусства этих лет является знаменитый монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» - международно признанный шедевр соцреализма, ставший символом Советской державы.
Отдельным важнейшим направлением руководящей политики страны являются серии государственных трудовых наград и премий СССР, утвержденные в этот период. В 1938 году было учреждено звание Героя Социалистического Труда и учреждены медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». Начиная с 1940 года Герои Социалистического Труда награждались Орденом Ленина и медалью «Серп и Молот».
20 декабря 1939 года Совет Народных Комиссаров Союза ССР принял постановление «Об учреждении премии и стипендии имени Сталина», которыми награждались граждане СССР «за «выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы, за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий модернизации производства». Было учреждено 16 премий по всем областям наук, культуры и искусства, изобретателям, за достижения в области военных наук.
Процедуры награждения широко освещались в печати и радио. Несомненно, что тем самым они несли всеобщую политехническую функцию, так как для достижения заслуженных, общественно признанных и поощряемых результатов в промышленности и производственной деятельности подрастающим поколениям надо было овладевать соответствующими знаниями, умениями, навыками и качествами личности с самых ранних лет.
В построении и развитии отечественной системы всеобщего политехнического образования был использован широкий межведомственный подход, при котором общая идея развития политехнического обучения, трудового воспитания и формирования подрастающих поколений как будущих
тружеников и защитников Родины, в духе дружбы и взаимопонимания между народами страны, являлась консолидирующей идеей. Эти особенности отечественной системы образования представляют ценность, и в настоящее время некоторые идеи применимы в трудовой, технологической, политехнической подготовке подрастающих поколений.
Характерно, что в этом важном общегосударственном деле были задействованы не только школьные, но и различные внешкольные и культурные учреждения, музеи, клубы по месту жительства, Дома пионеров и технического творчества, Дома культуры при заводах, фабриках, сельскохозяйственных предприятиях, избы-читальни при сельских поселениях, партийные, профсоюзные и общественно-культурные объединения, разные средства массовой информации (СМИ).
Деятельность этих учреждений была ориентирована на разноплановую агитационно-пропагандистскую, культурно-общественную работу со всем населением, в частности, на организацию секций, кружков технического творчества и творческих объединений, в основном, бесплатных и потому доступных для всех детей и подростков. При них выделялись ставки педагогов-организаторов для работы со школьниками, сообща решались вопросы материально-технического снабжения, систематически проводились массовые конкурсы, соревнования и слеты.
Система всеобщего образования и воспитания была направлена на постепенную подготовку подрастающего поколения как будущих тружеников, патриотов и защитников Родины. В соответствии с этим осуществлялись патриотическое воспитание, политехническое обучение и допризывная подготовка учащихся, чтобы прививаемые знания, умения и навыки могли применяться ими в дальнейшем в жизни, в производственной деятельности, в военном деле.
В Москве с конца 1920-х годов начались всесоюзные соревнования авиамоделистов, активно подхваченные аэроклубами других городов страны и в дальнейшем ставшие традиционными. В дальнейшем при Центральной детской технической станции (1930) стали проводиться очные и заочные состязания, в которых принимали участие школьные авиамодельные кружки, авиамоделисты детских технических станций, аэроклубов Осоавиахима, детских парков, пионерских лагерей, детских площадок при домоуправлениях со всей страны.
Педагогическая, политехническая и культурная ценность этих мероприятий заключалась в том, что на них пропагандировались авиатехнические, авиамодельные виды спортивно-технического творчества. Повсеместная
организация мероприятий такого направления, широко освещаемых в различных средствах массовой информации, поднимала в глазах людей престиж и значимость этих профессий, в целом они способствовали развитию авиапромышленности.
XVI съездом ВКП (б) в 1930 году были поставлены задачи реконструкции всех отраслей народного хозяйства на базе современной техники, укрепления экономической независимости и повышения обороноспособности страны. Для успешного решения поставленных съездом задач требовалось совершенствование инфраструктуры для массового политехнического обучения подрастающих поколений и взрослого населения, для овладения трудящимися новыми производственно-техническими знаниями и умениями, создания инженерно-технической интеллигенции.
Активную культурно-образовательную роль в этой многосторонней деятельности играло комсомольско-молодежное движение. Так в резолюциях IX съезда ВЛКСМ от 26 января 1931 года был принят ряд решений по совершенствованию всеобуча и ликбеза, по «культурному подъему детских масс и улучшению материально-бытового положения детей». В числе поставленных задач была организация политехнического обучения, повышение обороноспособности страны. В резолюциях отмечалась необходимость усиления «военно-политического воспитания детей и широкого развертывания среди них военно-физкультурной работы, ознакомления детей с авиационной техникой и распространения авиационного моделирования и планеризма в пионерском отряде, школах и клубах» [2, с. 427-428].
Выполняя выдвинутый съездом лозунг «Комсомолец, на самолет!», десятки тысяч школьников вовлекались в различные технические кружки, тысячи молодых людей шли учиться в летные и технические школы ВВС и гражданского аэрофлота, в аэроклубы Осоавиахима. Этот период в истории развития государства и образования связан с организацией массовых добровольных оборонных обществ (Общества друзей воздушного флота, Авиахима, Осоавиахима, ДОСААФ СССР, Центрального аэроклуба СССР).
Во многом корни последующих успехов авиации, ракетостроения и космонавтики страны уходят в те времена. Это показывает тесную взаимосвязь и историческую преемственность прошлого, настоящего и будущего развития всеобщего политехнического образования.
Огромное значение в укреплении здоровья людей и подготовке к труду имела инициатива ВЛКСМ введения в 1931году всесоюзнного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), получившего массовое признание и охватившего население в возрасте от 10 до 60 лет.
Комплекс вошел в основу организации государственной системы физического воспитания и был направлен на всемерное укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие всех граждан страны, их подготовку к трудовой деятельности и защите Родины. Автором и создателем спортивного комплекса явился москвич Иван Тимофеевич Осипов. В 1932 году комплекс был дополнен 2-й ступенью, в 1934 - ступенью «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). Симптоматично, что в 2014 году комплекс ГТО после четвертьвекового перерыва был возрожден в нашей стране.
Требования промышленно-экономического развития, совершенствования и реконструкции различных отраслей народного хозяйства, широкое внедрение и распространение новой техники, повсеместное развитие механизации настоятельно диктовали необходимость повышения общекультурного уровня и специальной технической подготовки кадров. На решение этих задач были направлены различные организационно-культурные мероприятия по преобразованию системы и содержания школьного образования, массового политехнического обучения, подрастающих поколений.
В 1930-е годы получило всестороннюю поддержку интересное начинание по организации детских железных дорог и пароходств, станций юных туристов, техников, юннатов и др. При реализации задач обучения и воспитания значительное внимание уделялось вопросам организации массовой вне-учебной деятельности детей и подростков. Так в январе 1935 года в здании Государственного политехнического музея была открыта постоянно действующая выставка детского технического творчества, а на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве был построен специальный павильон юннатов.
При Центральной станции юных натуралистов и станциях юннатов на местах организовывались многочисленные массовые мероприятия (походы, смотры, слеты). По инициативе станций юннатов в стране ежегодно проводились массовые кампании - День леса, День птиц. Предполагалось, что организация этих мероприятий позволяет провести в политехническом отношении массовое обучение большого числа населения, в том числе детей школьного возраста, охране растений, животных и птиц, что, в свою очередь, способстввует подъему сельскохозяйственного производства.
В пропаганде и развитии политехнической направленности образования населения активное участие принимали профсоюзные и подростково-молодежные объединения. По линии комсомольского движения организовывались агитационные мероприятия по строительству и сбору средств на первые машинотракторные станции (МТС), проводились субботни-
ки, засевались специальные «комсомольские гектары», велась подготовка кадров механизаторов. Выдвинутый ЦК ВЛКСМ лозунг «Комсомолец - на трактор» был одним из самых распространенных и популярных в деревне. Массовое привлечение к этому допризывного контингента способствовало в дальнейшем более ускоренному освоению молодыми людьми устройства и основных принципов работы боевых видов техники (танка, самоходных установок, тягачей), общих навыков вождения .
Интересное развитие в этот период получила организация «форпостов-клубов» по месту жительства, которым отводились помещения красных уголков при домоуправлениях, что, в свою очередь, учитывая относительно равномерное территориальное расположение, способствовало их доступности для окружающего населения. Ценным в педагогическом и политехническом отношении являлось то, что в них организовывались кружки технического творчества для всех детей. Пионеры при этих заведениях также участвовали «в общественно полезном труде по благоустройству улиц и дворов, в которых жили, знакомились с работой городских предприятий. Это в определенной мере содействовало расширению их политехнического кругозора» [3, с. 48].
Активизации организации производственно-технической пропаганды в стране способствовал выход ряда руководящих документов партии и правительства. Например, 25 мая 1931 года ЦК ВКП (б) было принято постановление, в котором отмечалась необходимость «обеспечить издание в миллионных тиражах дешевой массовой популярной технической литературы и общедоступных учебников по технике как по линии общих основ техники, так и по отдельным отраслям промышленности». Реализация данного решения прописывалась в следующем постановлении партии, от 29 декабря 1931 года, в котором подчеркивалась необходимость «немедленно развернуть работу по созданию массовой хорошо изданной технической книги для молодежи. Пионерская книга должна мобилизовать массы пионеров как ведущий детский актив на выполнение задач по вовлечению детворы в общественную жизнь, по политехнизации школы.
К этому периоду относится появление различных массовых периодических научно-технических и научно-популярных изданий, имеющих также оборонную направленность. Несомненно, что организация и выпуск этих изданий, выходивших большими тиражами и распространявшихся по всем библиотекам и школам Советского Союза, оказали огромное влияние на развитие образования, культуры, всестороннего политехнического просвещения и обучения населения.
В постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1931 года «О начальной и средней школе» поднимались проблемы трудового и политехнического обучения. В документе предлагалось рассматривать прочное и систематическое усвоение школьниками основ наук (особенно предметов естественно-математического цикла) как необходимую составную часть, фундамент политехнического обучения. Констатировалась слабая подготовка учащихся, ставились конкретные задачи по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
В этот период прежде всего были достигнуты преемственность ступеней обучения (от начальной до высшей), регулярное предметное обучение, единый режим занятий. Введены стандартные программы и учебники, для обеспечения тесной связи обучения с производительным трудом предлагалось развернуть при школах сеть мастерских, прикрепить школы к предприятиям, хозяйствам, МТС. Но с 1933/1934 учебного года число часов, отводимых на труд, стало ежегодно сокращаться, а в марте 1937 года, несмотря на протесты многих педагогов, приказом Наркомпроса трудовое обучение как самостоятельный предмет было отменено. В это же время были закрыты все опытные школы и станции по всей стране.
Значительному сокращению подвергся и учебный материал, посвященный основам производства. В исследованиях ученого-педагога М.Н. Скаткина, современника тех перемен, отражено его отрицательное отношение к уменьшению часов на труд и ликвидации опытных станций. Он отмечал, что в 1937 году «труд как самостоятельный учебный предмет был совсем исключен из учебного плана и политехнические знания и умения в очень ограниченном объёме сохранились в содержании основ наук» [4, с. 7].
Отмена труда как отдельного учебного предмета оправдывалась стремлением улучшить подготовку выпускников по основам наук для последующего обучения в вузах и техникумах, желанием изыскать дополнительные площади и время для изучения общеобразовательных предметов, а также соображениями экономии финансовых средств. Необходимо отметить, что, несмотря на отмену труда как предмета в учебном плане школы, политехническая направленность сохранилась и получила развитие в содержании естественнонаучных предметов, в организации и образовательно-воспитательной деятельности кружков технического творчества.
Представляет интерес заключение А.С.Макаренко, занимавшегося в тот период анализом, обобщением и распространением своего богатого опыта педагогической, общественно-социальной, организационно-культурной, учебно-производственной деятельности и проводившего сравнительное
изучение общего состояния отечественного образования. Показательную оценку преобладающего настроя молодежи тех лет на примере профориен-тационных предпочтений своих учащихся представляет его высказывание, изложенное им в лекции, которую А.С.Макаренко прочитал 10 января 1938 года. В ней педагог отметил, что «в те годы было общее увлечение техникой, техническим образованием» и все его «ученики хотели быть инженерами» [5, с. 21].
Данное высказывание великого отечественного педагога-ученого, являвшегося современником и непосредственным творцом и участником различных преобразований в педагогике тех лет, внесшего значительный, оригинальный, научно-практический вклад в организационную культуру, трудовое обучение, воспитание, политехническое образование подрастающих поколений, является в целом объективной оценочной характеристикой общей ситуации профессионально-ориентационной мотивации молодежи того периода.
Методы, приемы, способы, средства и пути достижения этих предпочтений у молодежи тех лет, представляют в целом объективную ценность, необходимо их переосмысление и применение в образовании и воспитании подрастающих поколений в современном обществе и школе.
Особую драматичность «фронтальному наступлению» на образовательном направлении в 1930-е годы придает то, что оно происходило в преддверии иных сражений, уже не на культурно-интеллектуальных, а на огненных фронтах Великой Отечественной войны [6, с. 47].
В довоенные годы перед педагогической наукой ставились актуальные для школы вопросы, среди них: подготовка учащихся к будущей практической трудовой деятельности, в том числе, и к военной службе.
К началу Великой Отечественной войны в стране сложилась разветвлённая система политехнического образования с учётом перспективной военно-прикладной направленности. Об этом свидетельствует то, что к 1940 году в стране функционировало 4600 вузов, а по числу учащихся и студентов СССР вышел на первое место в мире. Значительные успехи были достигнуты в естественных и технических науках.
Великая Отечественная война явилась серьезным испытанием и в то же время показала огромное превентивное значение отечественной системы политехнического обучения, допризывной подготовки молодежи, гражданского, интернационального и патриотического воспитания населения. Организация отечественной системы всеобщего политехнического образования в тяжелые военные годы доказала свою жизненную важность и необ-
ходимость в деле защиты и обороны государства.
Несомненно, что широчайшая организационно-культурная, всесторонняя политехническая, военно-прикладная направленность массового обучения и просвещения населения, в том числе детей школьного возраста, явилась стратегически важным фактором победы в Великой Отечественной войне. Первый президент АПН РСФСР В.П.Потемкин в своем докладе в августе 1945 года отмечал: «Все мы с гордостью сознаем, что доблестными защитниками Родины, победителями немецкого фашизма явились и питомцы советской школы. Советская школа победила фашистскую школу; советский учитель победил немецкого учителя-фашиста» [7].
Безусловно, что отечественный опыт организации и осуществления всеобщего политехнического образования в советской школе 1930-х годов прошел длительное испытание временем и в сложные военные годы доказал свою актуальность и стратегическую жизненную необходимость в деле прямой защиты и послевоенного возрождения государства.
Литература
1. Педагогическая наука: генезис и прогнозы развития: Сб. науч. тр. Международной научно-теоретической конференции 28-29 мая 2014 г. / Под ред. С.В.Ивановой, А.В.Овчинникова. В 2-х т. Том I. М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2014. - 358с.
2. IX Всесоюзный съезд ВЛКСМ: стенограф. отчет. М.:Молодая гвардия, 1931.
3. Богуславский М.В. Детское движение в России: между прошлым и будущим: Монография. Тверь: Научная книга, 2007.-112 с.
4. Скаткин М.Н. Об усилении политехнической трудовой направленности учебно-воспитательного процесса УМС при Минпросе СССР. М., 1980. - 23 с.
5. Макаренко А.С. Методы воспитания // Педагогика. - 2007. - №8. - С. 16-27.
6. Занаев С.З. «Все мои ученики хотели быть инженерами» // Родина. -2014. - № 3. - С. 47-49.
7. Потемкин В.П. Статьи и речи по вопросам народного образования. М.-Л.: изд-во АПН РСФСР, 1947.