И.А. ШМАКОВА
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЯТСКОМ РЕГИОНЕ В XX ВЕКЕ
Ключевые слова: история регионального дополнительного образования, исторические формы детских организаций.
Проанализированы три стадии в истории дополнительного образования в Вятском регионе в течение XX в. Выявлено, что на первой стадии, до 1917 г., оно базировалось на крестьянской социализации и деятельности земских школ и при библиотеках. Во второй период - эпоху социализма - дополнительное образование включало деятельность пионерской организации, станций юных техников и натуралистов. На третьем этапе развития дополнительное образование в регионе адаптировалось к постперестроечным изменениям в жизни страны и региона. История дополнительного образования в Вятском регионе в XX в. - результат диверсификации образования в этот период.
I.A. SHMAKOVA
PROBLEMS OF THE SYSTEM OF THE ADDITIONAL EDUCATION’S DEVELOPMENT IN VYATKA REGION DURING XX CENTURY
Key words: history of regional additional education, historical forms of regional youth organizations.
The Article is dedicated to the three stages in history of the additional education in Vyatka Region during XX century. In the first, before 1917 it was founded on peasant socialization and «zematvo» handcraft schools workshops and libraries. In the second period - in epoch of the socialism - additional education consisted from the pioneer organization and stations of young technicians and naturalists. On the one third time it was adapted to postperestroika life’s changes of the country and the region. The history of regional additional education is the result of diversification of education in XX century.
В связи с увеличением объема информации в современном обществе происходят процессы усложнения видов и моделей образования. К основному образованию присоединяются различные формы переподготовки специалистов, обновляется профориентационная работа. Важное значение для социализации новых поколений имеет дополнительное образование.
История дополнительного образования в Вятском регионе отражает развитие диверсификации видов образования в регионах России в XIX-XX вв. Она показывает, как усложнялась система образования в различных территориях страны. Общество в индустриальном времени все больше перекладывает заботу о социализации новых генераций на общественные образовательные институты.
Что есть основное и дополнительное образование? Общеизвестно, что как основное, главное на протяжении веков, до XIX столетия воспринималось университетское, гимназическое образование. В качестве дополнительного к нему сначала представлялось реальное образование, потом - женское, потом начальное народное. В XX в. дополнительное образование вышло за пределы школ. В период социализма началась активная работа в направлении воспитания. Кроме внеклассной работы общеобразовательных школ появились дома пионеров, центры внешкольной работы.
История дополнительного образования в Вятском регионе - это серия этапов развития инноваций, усложнения образования. Поэтому историю дополнительного образования можно представить как результат этого усложнения.
Степень разработанности данной темы выглядит следующим образом. Этой темой занимались в основном педагоги разных специальностей. Исторический контекст проблематики разработан крайне слабо [1]. Между тем на сегодняшний день этого явно недостаточно.
Общество требует от существующих ныне моделей образования более качественных, менее проблемных для постиндустриальной действительности способов социализации молодых поколений. Очевидно, что в современной системе образования важную роль должно играть именно дополнительное к школьному образование.
Источниковая база исследования включает в себя корпус разнообразных источников. В работе используются сведения по традиционной системе воспитания вятских крестьян, хранящиеся в Архиве Русского географического общества (АРГО) в г. Санкт-Петербурге, историко-бытовых экспедиций по районам Кировской области, документы о развитии образования общероссийского характера из Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Широко привлекаются данные Государственного архива социально-политической истории Кировской области (ГАСПИКО), используются сведения из Государственного архива Кировской области (ГАКО). Важным источником информации является районная пресса Кировской области 1960-2000 гг., содержащая сведения о состоянии дополнительного образования в конкретные временные отрезки и в конкретных районах. Специфичным историческим источником по данной проблематике мыслится документация, материалы отчетности органов образования Кировской области: облоно, районо, департамента образования Администрации Кировской области, РУНО, в том числе и послеперестроечного периода.
Законы СССР и РФ об образовании также являются неотъемлемой частью источниковой базы. Как своего рода исторические источники используются работы вятских земских деятелей по статистике, а также воспоминания и педагогические работы таких видных деятелей дополнительного образования в России, как Т.С. Шацкий и др.
Объектом исследования выступает система образования в Вятском регионе в XX в., а предметом - содержание ее исторических этапов - зависимость от общероссийских и региональных культурно-образовательных процессов, набор форм и тематики работы в дополнительном образовании, роль и место личности в местных учреждениях дополнительного образования
Именно такие хронологические и географические рамки выбраны не случайно. Важно выявить историческую динамику в дополнительном образовании. При этом общий период - XX в. - удачно раскладывается на три различающихся по содержанию подпериода: до 1917 г. (1), период социализма (2) и послеперестроечный период (3). Географическая привязка темы - к Вятскому краю - выявляет специфику протекания культурно-образовательных процессов в преимущественно агрикультурных территориях.
Элементы системы дополнительного образования стала складываться задолго до индустриальной эпохи, т.е. до XX столетия. Ярче всего на их развитие влияли общероссийские тенденции развития всех видов образования. Специфичным для агрикультурной Вятки было длительное воспроизводство традиционной системы воспитания, а также активная деятельность вятского земства в послереформенный период, со второй половины XIX столетия.
Общие тенденции развития системы образования в России к началу XX столетия заключались в усложнении высшего и гимназического образования, а также в увеличении видов низших, начальных школ. Со второй половины XIX в. самым распространенным типом народной школы стали земские школы.
Провинциальный характер развития и «суперкрестьянская сущность» Вятской губернии определили лицо системы образования в ней. Последняя включала серию разнообразных училищ, прогимназий и несколько гимназий. Лишь в 1914 г. в г. Вятке был организован учительский институт. Поэтому об-
щий уровень образованности поддерживался такими видами социализации, как этнопедагогика и элементы воспитания и образования при училищах и библиотеках, развернутые земством.
В качестве дополнительного к государственному, школьному для детей в возрасте 5-12 лет можно назвать комплекс традиционного воспитания в Вятском регионе. Крестьянская культура следила за речью. Считалось, что картавый ребенок - неполноценный. Средствами этнопедагогики детям «ставили язык». Для этого использовались поговорки и скороговорки. Среди них - детские шуточные высказывания, записанные в Санчурском уезде во второй половине XIX в. «На полу сидели мыши, весь пол из ели, на чем они сидели», «В деревне Волки церковь из ели (в деревне волки церковь изъели)», «Наши с Вятки, вы с Оки (скороговорка: наши святки высоки)» [2, л. 3]. Дети учились контактировать и позиционировать себя в детском коллективе и посредством таких малых фольклорных форм, как дразнилки: «Улита, улита, высунь рога, дам с горохом пирога», «Скажи «лестница», - «лестница» - «У тебя лягушка крестница», «Скажи «косарь» - «Косарь» - «У тебя отец - гнусарь», «Васька кисель, на залавке присел, все лепешки поел, в печь поставил, мне не оставил», «Федя-бредя, съел медведя, продал душу за лягушу», «Андрей-воробей, на повети спал, воробьев толкал» [3, л. 3-3об.].
Комплекс рациональных знаний также приобретался детьми посредством традиционной модели инкультурации. Больше всего в нем была представлена фенологическая информация. Природоведческие знания были очень важны для сельской местности. Особое внимание уделялось агрономическим сведениям. Характерный пример - разговор вятского старика с молодыми парнями
о народных приметах.
«- Ну так и есь! Лико, по сам Ильин день вёдреча не бывало! Эко диво! А коля какая жара стоит об эвту пору: так варом те и варит! А коды опять баешь по вёснам: красно будет нонче лето. Так и бываёт завсегда! Скажь-ко нам, по чему ты это примечаешь, дак и мы знать станем.
- Покма станешь знать, скоро состаришша, - отвечал, смеясь старик, -Однак послушайте, пожалуй: скажу я вам и про эвту примету. На штё веть старики, штёбы калякать. Я слыхал от старых людей, штё весной ежеле с му-равьишшов переж красные муравьи выхуодят, будет лето красное, а коля чорныя переж - лето буодет чорное, замуочливо. Я весной эвто замечею, -переж и узнаю, какуое будет лето» [4, л. 8]. Передача культурных знаний посредством бытового общения - налицо.
Важной составляющей системы инкультурации детей в крестьянской среде являлось трудовое воспитание. Согласно традиции у всех детей в крестьянской семье были свои трудовые поручения - от пастьбы гусей до помощи отцу в поле, в промыслах. Так, была выработана своеобразная профориентация детей и подростков на крестьянский, созидательный труд. Дети социализировались вне школьного образования.
Некоторые виды дополнительного к обычному школьному образованию развивались при земских училищах и библиотеках. Вятское земство проводило активную образовательную политику. Помимо создания и поддержания ряда училищ, вятские земцы развернули довольно широкое дополнительное к ним образование. Это образование в крае крестьянских промыслов было ремесленным.
Необходимость внешкольной деятельности земских учреждений в 1906 г. объяснялась следующим образом. Для того чтобы не утрачивать полученные в начальной школе знания и чтобы она принесла пользу народу, необходимо повторять уроки начальной школы, расширять и дополнять полученные в школе знания, а главное приобретать новые сведения, нужные в жизни, по-
средством чтения и занятий уже вне школы. Вятское земство давно уже неутомимо трудилось над тем, чтобы дать крестьянскому населению начальное школьное образование и затрачивало на этот предмет денежных средств больше, чем какое-либо другое земство в России [5, с. 116-117].
Все же работы в этой области сводились фактически к устройству учебных мастерских и командировке крестьян в те или другие из существующих. Таким образом, деятельность уездных земств сводится, главным образом, к устройству различных учебных мастерских. Первая такая мастерская-школа была открыта Яранским земством в г. Яранске в 1873 г. Целью этой «ремесленной школы», как называлась она тогда, было развитие в Яранском уезде ремёсел, необходимых по местным условиям в домашнем быту крестьянина. На эту школу было отпущено 4936 руб. Интересно, что перед устройством школы земская управа исследовала положение промыслов в уезде и пришла к заключению, что в уезде чрезвычайно мало ремесленников, их следует увеличить, - и предполагала ввести в школе преподавание следующих ремёсел: столярного, сапожно-башмачного, валенного, рукавичного, портняжного, кузнечного, медного, жестяного и выделку земледельческих машин и орудий. Но фактически введены были только столярное, кузнечное и слесарное, которые остались и до настоящего времени. В начале в программу школы включено было преподавание грамоты, но потом в 1877 г. это было уничтожено, а позднее она из школы была переименована в «ремесленную мастерскую» [6].
Еще одной разновидностью дополнительного образования, развернутого вятским земством, являются образовательные мероприятия при земских библиотеках. Так называемые «народные чтения», воскресно-повторительные занятия служили дополнением к обычной школе. Начало воскресно-повторительным занятиям положили учителя и учительницы народных школ. Многие из них, замечая насколько скоро, окончившие курс учения в начальной школе, забывают школьную грамоту, а иногда даже совершенно разучиваются читать и писать, собирали желающих по воскресеньям и повторяли с ними уроки начальной школы [5, с. 116-117].
Дополнительное образование в период до 1917 г. выполняло свои социальные функции: оно существовало для народа; разночинцами земскими деятелями распространялось в народной среде. Развивавшейся в России индустриальной эпохе были нужны работники. Но агрикультурная специфика Вятской губернии с ее стойким сохранениям традиционной культуры привела к появлению такой модели региональной системы образования, в которой «мужицкое» земство старалось делать из крестьян-промысловиков некую предтечу пролетариата.
Над Вятским краем - по-крестьянски консервативным, самодостаточным регионом - довлела общероссийская действительность, посредством исполнения общегосударственных законов в крае нужно было создавать учебные заведения с широким спектром услуг - для разночинцев и по формам - с широким начальным реальным образованием. На фоне классического гимназического образования некоторые элементы крестьянского трудового и другого воспитания и многочисленные земские ремесленные школы, кружки народного чтения при земских библиотеках выглядели как дополнительное образование.
Система дополнительного образования в Вятском регионе стала радикально изменяться после Октября 1917 г. Стране в целом и Вятке в частности социализм был призван придать некое ускорение в сфере индустриального развития. Новая система образования должна была отвечать новым требованиям. Масштабные мероприятия проводились по развитию основного образования. Окончательное оформление и новую роль должно было получить и дополнительное образование. Региональной специфики в нем уже выявляется не так много, как в
предыдущем периоде. С одной стороны, в системе дополнительного образования развивались практикоориентированные виды обучения, представленные деятельностью разнообразных станций юных - техников, натуралистов, туристов и т.д. С другой стороны, постепенно у дополнительного образования сформировались особая воспитательная роль, значительная идеологическая нагрузка, оформившаяся в виде работы региональной пионерии, домов и дворцов пионеров.
Система дополнительного образования в Кировской области в советское время стала формироваться сразу же после утверждения Советской власти в регионе, т.е. примерно с 1918 г. Главным направлением было выбрано просветительство. Сначала, как и в земское время, работой культурно-просветительских кружков на Вятке руководили президиумы их, и центром культурно-просветительского кружка являлась библиотека. Завотделом народного образования
1 декабря 1919 г. сообщал: «Работа культурно-просветительских кружков выразилась за истекший период в устройстве лекций, чтений, бесед и спектаклей, митингов. Всеми культурно-просветительскими кружками в продолжение января, февраля и марта мес. было устроено более 500 лекций и чтений, что в среднем падает по 3-4 лекции в месяц на кружок... Тормозом к работе служит отсутствие активных работников, подходящей литературы и наглядного пособия» [7, л. 28].
Но со временем, сыграв положительную роль в деле развития грамотности, библиотеки не смогли качественно и всесторонне осуществить столь сложные задачи, возложенные на них. Причины здесь материального, кадрового, идеологического порядка, а также новизна дела, желание «сверху» форсировать события вели к ломке традиционного уклада жизни, психологии крестьянства [8, с. 146].
Главным наполнением дополнительного образования в советский период в регионе была деятельность пионерской организации, годом рождения которой принято считать 1922 г. Летом этого года в предместьях г. Вятки был проведен первый слёт вятских пионеров. Первый пионерский отряд был создан при клубе им. Карла Либкнехта в г. Вятка. Вожатым был комсомолец Александр Волков. В сентябре 1922 г. в Вятке было уже 200 пионеров. С самого начала своей работы пионерские отряды занимались разнообразными увлекательными и полезными делами - борьбой с неграмотностью, выступали на заводах с концертами, искали беспризорников. Появились специфичные учреждения дополнительного образования - дворцы и дома пионеров. Главной стала работа по утверждению в сознании подрастающего поколения новых ценностей. Новому, индустриальному обществу нужны были новые люди, его строители. Идеология стала пропитывать всю работу пионерии. И уже в 1940-е годы в одном из протоколов собрания первичной парторганизации при доме пионеров и школьников значится: провести вечер рабочих коллективов Детского парка и Дома пионеров с докладом о 30-летии Октября, оформить лозунгами и плакатами здания и территорию организации, организовать к празднику подарки детям техслужащих, погибших воинов, инвалидов отечественной войны [9, л. 1].
В 1950-е годы типичными стали и такие мероприятия, как в Слободском РК ВЛКСМ, который в 1954 г. сделал следующее постановление для пионерского лагеря кожкомбината имени В.И. Ленина. В задачи первых послевоенных пионерских организаций входили организовать политико-массовую работу; художественную самодеятельность; работа по натурализму; туристические походы и трудовое воспитание [10, л. 5].
В середине 1970-х годов привычными стали следующие отчеты на партийных собраниях работников дворцов пионеров о ходе подготовки коллектива дворца пионеров к 30-летию победы над фашисткой Германией, об организации взаимопомощи кружков, где детей следовало знакомить со всеми зна-
менательными датами .записать на магнитофон и создать фонотеку выступления участников Великой Отечественной войны, привлекать ребят к дежурству и готовить с кружковцами сувениры....(по материалам Протокола № 2 открытого партийного собрания от 25/ I 1975 г.). В Протоколе № 4 партсобрания Дворца пионеров от 10 марта 1976 г. было записано: «Постановили целиком и полностью одобрить работу XXV съезда КПСС и принять все меры к выполнению решений: Организовать изучение материалов съезда со всеми сотрудниками коллектива Дворца, организовать ознакомление с материалами съезда кружковцев [11, л. 6].
Так, пионерская работа в учреждениях дополнительного образования стала основополагающей и пронизывающей многие стороны деятельности детей и подростков.
Технические и натуралистские кружки в региональной системе дополнительного образования в советскую эпоху отличали некоторые особенности. Еще в 1920-1930-х годах дополнительное образование в Вятском крае было представлено также детскими техническими и сельскохозяйственными станциями. Примерами их становления и развития могут послужить Унинский район и такая личность в местной истории, как педагог А.В. Хаймин. В 1931 г. была организована детская техническая и сельскохозяйственная станция. Директором ее был назначен комсомолец А.В. Хаймин. Станции было передано запущенное здание клуба, напротив средней школы. На первом этаже разместились столярные и слесарные мастерские, инкубатории по выведению цыплят. На втором этаже располагались техническая библиотека, комнаты для радиолюбителей, фотолюбителей, авиамоделистов. Во дворе был цыплятник. У реки Унинки находился опытнический участок, кустарниковый и ягодный сад. А.В. Хаймин вспоминал: «Летом 1932 года мне довелось участвовать в Первом Всесоюзном слете юных техников в Москве. В течение целой недели мы делились опытом работы, ездили на экскурсии по детским техническим станциям столицы, на заводы, фабрики, внимательно осматривали и изучали детское техническое творчество. В заключение был проведен вечер встречи со старыми большевиками, на котором выступали Н.К. Крупская, Л.Н. Сталь и еще несколько человек.
Побывав на детских технических станциях Москвы, наша Унинская ДТС мне показалась очень бедной. И у меня появилась мысль: сходить на прием к Н.К. Крупской, попросить средств от Наркомпроса на приобретение оборудования для Унинской ДТС. На следующий день я пошел в Наркомпрос и был принят Н.К. Крупской. На приеме я сказал, что у нас очень плохо оборудована ДТС, нет средств для приобретения оборудования, а интерес детей к технике большой. Она высказала удовлетворение, что деревенские дети проявляют большой интерес к технике, что это очень хорошо, значит и дети понимают лозунг партии "Техника решает все". Н.К. Крупская спросила меня, какие кружки у нас работают, как помогают нам учителя и местные районные организации. Затем она позвонила по телефону директору Центральной детской технической станции и попросила его скомплектовать несколько наборов оборудования и инструментов для работы кружков нашей станции. На этой станции работали овцеводческий, кролиководческий кружки и по выращиванию цыплят, что было крайне необходимо для сельского хозяйства района. В 1933-34 годах очень активно занимались спортивной и военной подготовкой. Во всех комсомольских организациях и учреждения создавались организации Осоавиахима и физкультурные коллективы, а в этих организациях секции и кружки: лыжные, гимнастические, ПВХО, санитарные, стрелковые, волейбольные и футбольные команды. Проводилась массовая сдача норм на знание ГТО, ПВХО, гСо, отрабатывались
стрельбы на значок "Ворошиловский стрелок" не только из малокалиберного оружия, но и из боевой винтовки» [12, с. 6].
В послевоенное время типичными для дополнительного образования стали и такие ситуации. «...В 1948 году в Унях была создана станция юных натуралистов - СЮН. Она располагалась в здании, которое находилось на улице Сталина. Это было старое двухэтажное здание, за ним участок земли, где росли кусты малины, крыжовника и смородины. Грядки с овощами, маленькие поля ржи, овса. А в чудесном саду приносили плоды яблони и вишни. Весной все это цвело: белоснежные, розовые яблони, пушистая черемуха, первые цветы - ярко красные тюльпаны, гладиолусы, переливающиеся всеми цветами радуги. Нежные астры, царственные розы.И все это было посажено выращено руками ребят. В станции юных натуралистов мы проводили незабываемые праздники: День урожая, День Красной Армии, 8 Марта, новогодние праздники. Отмечали очередную годовщину Великого Октября. Обязательно готовили к этим датам политбеседу или рассказ о наших сюновских делах, готовили концерты с песнями, танцами, юмористическими сценками, читали свои стихи..» [13, с. 3]. Так, в сельской местности достаточно яркую работу демонстрировали кружи сельскохозяйственной направленности, что имеет некоторые аналогии как с ремесленными мастерскими земства до 1917 г., так и с объединениями послеперестроечного периода.
Постепенно кружки натуралистической и технической направленности стали организовываться в домах и дворцах пионеров. Пионерская организация во дворце и внеклассная пионерская работа в школе стали подменять работу станций юных натуралистов, техников и туристов. В школах и дворцах развивались аналогичные кружки. Это свидетельствует о том, что идеологическая работа с детьми приобрела всеобщий, тотальный характер и координировать ее стало целесообразнее из одного центра.
Третий этап развития системы дополнительного образования в Кировской области в XX в. связан с наступлением перестройки (1990-2000 гг.). Главное содержание здесь - сохранение позитива от предыдущих эпох и адаптация к рыночным условиям.
Область внешкольного образования получила законодательное оформление. В 1992 г. в целях создания системы государственного управления образованием, соответствующей задачам его функционирования и развития в условиях осуществления экономической реформы, Правительство РФ постановило: сформировать следующую систему органов государственного управления дошкольным, школьным, профессионально-техническим, средним специальным, высшим педагогическим и внешкольным образованием в Российской Федерации (Постановление от 9 января 1992 г. № 21 «О системе государственного управления образованием в Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.05.1998 г. № 460. С. 1).
Перестраивать нужно было и само понятие «учреждение дополнительного образования», а также восприятие работников этой сферы. Простая смена формулировки в трудовых книжках с «руководителя кружка» на «педагога дополнительного образования» грозила потерей стажа при начислении пенсий. Остро стоял и вопрос о государственном финансировании дополнительного образования. В целях реализации постановления правительства Кировской области от 13.09.2004 г. № 270 «Об оптимизации бюджетных расходов», решения Кировской городской Думы от 15.12.2004 г. № 33/1 «О бюджете муниципального образования "город Киров" на 2005 год», с учетом ежегодного снижения контингента учащихся муниципальных образовательных учреждений г. Кирова было
снижено их финансирование. Также было предложено руководителям муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей г. Кирова организовать востребованные образовательные услуги на платной основе. При этом все права детей должны были соблюдаться.
Дворцы и дома пионеров переименовались в центры внешкольной работы и дворцы (дома) творчества детей и молодежи. Большое значение в деятельности учреждений дополнительного образования стал играть «регионально-национальный компонент». Стал активнее и на практике изучаться свой регион. Краеведение все больше разделилось на историческое (включая этнографическое!), географическое, литературное, художественное. В рамках географического краеведения расцвела экологическая деятельность детей и подростков. По-новому стала осуществляться музейная и военно-патриотическая работа в центрах внешкольной работы. Некоторые традиции детского движения сохраняются, к примеру, в Унинском районе 21 марта 2007 г. проходил районный смотр пионерских отрядов, посвященный 85-летию пионерии. Комплекс принял в своих стенах шумную, красногалстучную ватагу мальчишек и девчонок, прибывших из десяти школьных детских организаций района [14, с. 4]. Еще одна особенность дополнительного образования на современном этапе - это усиление в его рамках учебно-исследовательского направления работы молодежи. Популярными стали научные общества учащихся с их конференциями. В сфере изобразительного искусства приобретают популярность объединения по дизайну, художественным промыслам и ремеслам.
Итак, вышеназванные виды дополнительного обучения и воспитания можно рассматривать как реакцию образования на состояние историко-культурных проблем в обществе и запросов современного общества к существующей системе инкультурации новых генераций.
Таким образом, на примере Вятского региона видно, как проходил этот процесс в бывших агрикультурных территориях с их некоторым запаздыванием и сохранениям форм, характерных для предыдущих эпох. История дополнительного образования в Вятском регионе в XX в. - итог усложнения системы образования в стране вообще и результат адаптации регионального сообщества к общегосударственным переменам.
Литература
1. Хохлов А.А. Развитие познавательного интереса старшеклассников при изучении материальных памятников истории и культуры в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.А. Хохлов. Киров, 1998. 16 с.; Михеева М.Я. Совместная работа Кировского педагогического института и Кировской областной станции юннатов / М.Я. Михеева, Ю.А Явенский, В.В. Помелов // Вятская земля в прошлом и настоящем: тез. докл. и сообщ. II науч. конф. Т. II. Киров, 1992. 82-83 с. Каратаев А.А. Из опыта работы городского историко-краеведческого клуба «Мир» / А.А. Каратаев // Вятская земля в прошлом и настоящем: тез. докл. и сообщ. II науч. конф. Т. II. Киров, 1992. 110-111 с.
2. АРГО, разряд X. Оп. 1. Д. 74.
3. АРГО, разряд X. Д. 74.
4. АРГО, разряд X. Оп. 1. Д. 51.
5. Краткий обзор деятельности губернского земства за 35 лет (1867-1902 гг.). Вятка: Губернская типография, 1906. Вып. 1.
6. Кустарная промышленность Вятской губернии и деятельность вятских земств по улучшению кустарной промышленности. Вятка: Губернская типография. 1902. 30-35 с.
7. ГАСПИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 81.
8. Курис М.Ю. Внешкольная просветительная работа в вятском селе в период НЭПа / М.Ю. Курис // Вятская земля в прошлом и настоящем: тез. докл. и сообщ. II науч. конф. Киров, 1992. Т. 1. С. 146-147.
9. ГАСПИКО. Ф. 5281. Оп. 1. Д. 1.
10. ГАСПИКО. Ф. 3508. Оп. 4. Д. 8313.
11. ГАСПИКО. Ф. 66GG. Оп. І. Д. І; ГАСПИКО. Ф. 6GGG. Оп. І. Д. 2.
12. К 60-летию комсомола. Воспоминания А.В. Хаймина, частный архив.
13. Из воспоминаний Л.А. Антаковой// Сельский труженик. І99В. № 9.
14. Девятьярова Л.И. И вновь идут отряды на пионерский сбор / Л.И. Девятьярова // Сельский труженик. 20G7. І7 апр.
ШМАКОВА ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА родилась в 1964 г. Окончила Пермский государственный институт культуры. Директор Центра внешкольной работы Унинского района Кировской области, соискатель Вятского государственного университета. Область научных интересов - изучение истории дополнительного образования в Кировской области и на основе этого внедрение инновационных форм работы в современную педагогическую практику. Автор 6 научных работ.