_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
4. Сухомлинский В.А. «Избранные педагогические сочинения» [Текст]/ Москва «Педагогика», 2013 - C.397
5. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» - ст. 5, 9, 14, 18.
© Сонягина О. И., Пронюшкина Т. Г., 2017
УДК 378
Р.А. Степень, д.б.н., проф. С.В. Соболева, к. т. н, доцент В.М. Воронин, к. т. н, доцент СибГАУ
г. Красноярск, Российская Федерация
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАГИСТРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация
Показано, что изучение курса дисциплины «Современные проблемы науки и производства» будет способствовать усвоению специальных дисциплин, расширению кругозора и становлению магистра как специалиста.
Ключевые слова
Магистратура, наука, химия, экология, энергия, транспорт.
R.A.Stepen
Siberian state aerospace University S.V.Soboleva
Siberian state aerospace University V.M.Voronin
Siberian state aerospace University
MODERN PROBLEMS OF SCIENCE AND INDUSTRY IN THE TRAINING OF MASTERS IN TECHNICAL PROFILE
Abstract
It is shown that the study of the discipline "Modern problems of science and production" will contribute to the mastering of special subjects, expand horizons and becoming a master.
Keywords
Master, science, chemistry, environment, energy, transport.
Целью подготовки магистров по направлению химические технологии защиты окружающей среды является изучение окружающего мира через исследование принципов развития материального мира в его единстве и многообразии, процессов взаимодействия природы, общества и человека, исследование и решение актуальных экологических проблем, умение применять теоретические основы курса для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций. Для достижения поставленной цели во многом помогает предмет «Современные проблемы науки и производства», который относится к общенаучным курсам, но при обучении магистрантов технического профиля он не менее полезен, чем специальные дисциплины. Во-первых, изучение курса расширяет кругозор, позволяет глубже понять основу, структуру и отдельные аспекты специализации, найти и обосновать пути решения выполняемой задачи, например, с привлечением смежных областей. Важно это и для становления
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
личности человека, владеющего основными понятиями современного общества. Без понимания этого, зацикливания на узкой специализации человек рискует оказаться вне этого движения и стать не интересным для своего круга [1].
Несмотря на наличие более двухсот определений, до настоящего времени нет достаточно полного представления о науке, что указывает на многозначность ее аспектов. Она превратилась в мир знанийинавыков, учит думать, экономит умственную энергию. Помимо познавательных аспектов наука имеет и практическую сторону. Ее комплекс с техникой и технологией получил воплощение в производстве, совершенствование которого является одной из основных задач науки.
Курс «Современные проблемы науки и производства построен с учетом знаний, полученных приизучении социально-экономических, общенаучных и общетехнических дисциплин. Его освоение полезно при изучении специальных предметов, предусмотренных квалификационными требованиями к выпускнику-магистранту [2].
В курсе «Современные проблемы науки и производства» преимущественно рассматриваются основы современных достижений в таких областях науки как физика, генетика, синергетика, теоретическим положениям которого уделялось мало внимания при подготовке бакалавров. В материалах лекций акцентируется внимание на понятиях, получивших распространение в научном сообществе. В лекциях по физике основными из них являются: редукция, тяготение, наглядность, теория относительности, пространство, время, тахионы; в генетике - белки, иммунная система, система воспроизводства, репликация, генотип, вирусы, мутация, эволюция; в синергетике - сложные, устойчивые и неравновесные системы, хаос, флуктуации, бифуркация, вещество и энергия.
Для магистров, обучающихся на кафедре промышленной экологии, полезным представляется приоритетность таких предметов, как химия и экология. В химии важны понятия: структура вещества, превращения молекул под действием внешних факторов, катализаторы, строение атома и образование молекул, химические связи, цепные реакции, практическое значение, био- и биогеохимия; в экологии - экосистема, фотосинтез, продуценты и консументы 1-го и 2-го порядка, энергия в экосистемах, биосфера и ноосфера В.И. Вернадского, круговорот веществ [3].
Следует отметить, что наряду с огромным вкладом науки в благосостояние человека, ее достижения могут принести большие беды. При неконтролируемых условиях атомная, а тем более ядерная энергетика могут уничтожить цивилизацию. Робототехника лишает человека рабочего места, и в дальнейшем может представлять угрозу человечеству. Технический прогресс, обязательным условием которого служит повышение уровня энергии, при ее производстве из минерального топлива, приведет к глобальному экологическому кризису. Следствием кризиса станет значительное сокращение численности населения планеты. Биохакерство может обернуться чудовищной пандемией. Возможны множество и других неприятных для человечества сценариев, к которым могут привести достижения науки.
Наибольший вред экосистеме и окружающей среде наносят такие отрасли промышленности, как энергетика и выбросы выхлопных газов автотранспорта [4]. В связи с нарастанием парниковых газов и образования огромного количества твердых отходов, занимающих большие площади, получение энергиипутем сжигания каменного угля и другого минерального топлива, оказывается малопривлекательным. Впрочем, отходы теплоэлектростанций успешно перерабатываются в полезную продукцию при переходе на малую энергетику, но в данном случае трудно достичь необходимого прироста энергии. Реальнее это достигается при ее выработке за счет атомной энергетики в условиях максимального обеспечения безопасности производства.
Большой вред окружающей среде наносит транспорт, прежде всего автомобили с двигателями внутреннего сгорания, которые из-за огромного их количества и приземного уровня выбросов превратились в основной источник загрязнения биосферы. Ужесточение требований к составу выхлопных газов, усовершенствование двигателей и улучшение моторного топлива приносит свои плоды, однако этого не достаточно. Большие надежды связываются с заменой традиционного топлива на водородное, хотя при его получении, хранении и транспортировке возникает много вопросов. Реальнее внедрение альтернативных видов источников -электро- и солнечных модификаций, инерционных и гибридных автомобилей.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
Помимо лекционного материала магистры посещают семинарские занятия, на которых лекционный материал обсуждается, его отдельные положения уточняются, что позволяет консолидировать его в единое целое. Большая роль отводится докладам магистрантов и творческому осмыслению состояния и достижений в анализируемой области науки или производства, наряду с представленной тематикой они сами могут предложить тему доклада. Доклады и дискуссия по рассматриваемой тематике дают возможность углубить свои знания и расширить кругозор. Особенностью подготовки в магистратуре является единство учебного процесса и интенсивных научных исследований. Тематика их определяется специализацией университета и остротой сложившихся в регионе проблем. В связи с серьезностью экологической нагрузки в городах Красноярского края и самом краевом центре выбраны задачи по оценке загрязнения атмосферы автомобильными и промышленно-энергетическими выбросами [5].
Опыт показывает, что такая образовательная структура обеспечивает национальную экономику не только образованными специалистами массовых профессий, но и элитарными кадрами высшего эшелона, деятельность которых закладывает основы инновационного развития страны. Реализация магистерских программ подготовки инженерных кадров под силу только передовым техническим университетам исследовательского типа, т.к. помимо разработки учебных курсов магистерского уровня и их научно-методического сопровождения, на кафедрах должны быть созданы учебно-исследовательские рабочие места, банк научно-исследовательских задач для формулировки тем магистерских диссертаций. Что касается профессиональной деятельности магистра, то она лежит в научно-исследовательской и научно-педагогической сфере и включает проектную, технологическую и опытно-конструкторскую деятельности.
Таким образом, освоение лекционного материала по дисциплине «Современные проблемы науки и производства», подготовка и обсуждение докладов позволяет ознакомиться с современными проблемами науки и производства, что дает возможность расширения кругозора и способствует становлению магистра как специалиста.
Список использованной литературы:
1.Рузавин, Г.И. Методология научного познания : учебное пособие / Г.И. Рузавин - М. : Юнити-Дана,2015. - 287 с.
2.Трофимов, В. К. Философия, история и методология науки [Электронный ресурс]: учебное пособие для магистрантов и аспирантов/ В. К. Трофимов; - Ижевск: ИжГСХА, 2014. - 131 с.
3. Вернадский , В.И. Биосфера и ноосфера. Сборник цитат/ В.И. Вернадский - М.: Фонд им. В.И. Вернадского, 2008. - 324 с.
4.Ларионов, Н. М. Промышленная экология: учебник для бакалавров / Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков; Нац. исслед. ун-т. - Москва: Юрайт, 2014. - 495с.
5.Оценка загрязнения атмосферы биоиндикационными методами: [монография]/ Р. А. Степень, О. А. Есякова, С. В. Соболева. - Красноярск: СибГТУ, 2013. - 142 с.
© Степзнь Р.А., Соболева С.В.. Воронин В.М., 2017
УДК 376.5
О. В. Титова
учитель информатики и ИКТ МОУ Лицей № 3 г. Волгоград, Российская Федерация
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПРИОБРЕТЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА
Аннотация
В статье рассматривается исследовательская деятельность учащихся как средство приобретения