_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
2.Шевченко С.В., Чуднова О.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранных языков // Инновационные векторы методики обучения иностранным языкам и культурам Сб. статей по материалам межд. науч.- метод. етмпозиума Лемпертовские чтения - XII — 2010. — С. 398-400.
© Шевченко С.В., 2016
УДК 378
О.В.Юдина
к.т.н, доцент
Череповецкий государственный университет г. Череповец, Российская Федерация О.С. Сальникова магистрант
Череповецкий государственный университет г. Череповец, Российская Федерация
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ У МАГИСТРАНТОВ
Аннотация
В статье рассматриваются изменения в сфере высшего образования, а именно - особенности формирования компетенций у магистрантов в условиях недостаточного количества аудиторных часов, выделяемых на учебные дисциплины.
Ключевые слова
Компетенция, высшее образование, образовательные стандарты.
Переход к образовательным стандартам третьего поколения принес множество изменений в учебный процесс. Это касается как принципа формирования основной образовательной программы (ООП) на основе компетенций, так и разработки, воплощения отдельных дисциплин, роли преподавателя. В большей степени эти изменения коснулись программ обучения магистрантов, так как именно они завершают цикл формирования компетенций специалиста. При этом, за достаточно короткий срок магистрант должен сформировать ряд как общепрофессиональных, так и профессиональных компетенций. Короткий срок обучения и широкий набор компетенций, имеющих как достаточно общие формулировки, так и сформулированных достаточно конкретно требования к владениям и умениям. При этом каждая из дисциплин, как правило, предполагает освоение нескольких компетенций.
Перед преподавателем ставится достаточно сложная задача: имея очень ограниченное количество аудиторных часов, достигнуть поставленных целей. Кроме того, обучающиеся в магистратуре могут быть выпускниками разных специальностей, имеющими различный практический опыт и желание использовать результаты обучения в своей деятельности. Практически, здесь нужно говорить о том, что преподаватель должен отойти от традиционной роли лектора и руководителя, «выдающего» материал и проверяющего задания, и перейти к роли наставника и консультанта, руководящего процессом поиска, изучения материала, способного сделать этот процесс индивидуальным, насколько это возможно. Лекционные занятия приобретают характер опорных, формирующих представление о предмете, а также дающих основные или самые сложные сведения. Студент, обучаясь, приобретет знания, умения и навыки не только во время учебных занятий, но и в процессе самостоятельной работы.
Уточним, что в данной статье обобщен опыт разработки и преподавания курсов для направлений магистратуры «Информатика и вычислительная техника» и «Программная инженерия», и соответственно, компетенций, которые относятся к ним. Как уже отмечалось выше, речь может идти как об очень широко сформулированных компетенциях, охватывающих области знаний, традиционно относящихся к различным предметам, так и о формировании знаний, умений, навыков, на основе ранее изученного материала.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
Освоение различных по составу знаний, навыков, умений компетенций, требует и различных подходов при обучении.
В первом случае - формирование определенного типа мышления, ориентированного на развитие исследовательских умений, на воспитание у студента способности к дальнейшему самостоятельному выстраиванию своего самообразования.
Такой набор рассчитан на то, что при освоении компетенции магистрантом будет рассмотрен большой объем информации - из разных областей деятельности, различных научных сфер. Пособие, предлагаемое преподавателем, в данном случае, может содержать только некоторую опорную информацию. Противоречие, которое возникает в процессе обучения, вытекает из: с одной стороны, необходимостью детального и полного рассмотрения материала с привлечением не только учебной, но и научной, и периодической литературы; с другой стороны - ограниченным временем занятий. Кроме того, сами формулировки компетенций предусматривают самостоятельный поиск и оценку материала. Для решения этой задачи, в данный момент, наиболее разумно использовать интернет-источники. Безусловно, студентам необходимо работать с литературой и журналами, имеющимися в библиотеке, но применение и интернет-источников позволяет: во-первых, сделать подборку литературы в соответствии с индивидуально подобранной тематикой, определенной диссертационным исследованием; во-вторых, расширить имеющиеся в ВУЗе подборки литературы; в-третьих, развить навыки поиска информации, интерпретации полученной информации.
Студентам необходимо использовать Интернет-пространство как средство для поиска нужной информации, при этом критически оценивая имеющийся «поток» источников по вопросам исследования. Данное умение является универсальным по отношению к любому изучаемому курсу.
Во втором случае - мы говорим о том, что необходимо сформировать умения и навыки, частично основывающиеся на уже имеющихся.
Учитывая то, что магистранты часто уже имеют опыт изучения подобного материала и частично знакомы с материалом, хотя и другом контексте, представляется целесообразным вынести для самостоятельного изучения часть, связанную с выполнением исследовательского задания. Например, педагог может использовать комплексное задания, включающее все этапы работы с данными - от сбора до представления аналитического отчета и автоматизации данной работы.
Выбор комплексного задания в качестве основного средства обучения обусловлен тем, что в большей степени компетенции формируются в рамках одного курса.
Компетенция предполагает в первую очередь - «владение». Под владением рассматривается, во-первых, знание, как метод работает; во-вторых, умение корректно его применить; в-третьих, анализ ситуации применения; в-четвертых, умение корректно выбрать необходимый алгоритм или метод из множества методов, предназначенных для решения аналогичной задачи; в-пятых, умение оценить и объяснить результаты применения.
Оценка за такое задание складывается из оценок его частей, ориентированных на демонстрацию необходимых умений и навыков.
Отдельно стоит выделить формирование тематики учебных заданий. Представляется лучшим вариантом ориентироваться на тему магистерской работы обучающегося. Если это удается, то очевидны преимущества использования методов, подходов изучаемого предмета для выполнения исследования, а также использования результатов аналитической, исследовательской деятельности на практике. В этом случае мы можем говорить не только о формировании компетенции, но и возможности ее оценки на реальном материале. Такая идея выглядит достаточно привлекательной, но ее реализация требует достаточно гибкого отношения к содержанию курса, и возвращает к вопросу об изменившейся роли преподавателя.
Рассмотренные пути планомерного формирования компетенций позволяют преподавателю разработать траекторию для каждого студента, что в полной мере соответствует личностно-ориентированной парадигме образования. Основной целью данной траектории будет являться формирование специалиста не только готового решать профессиональные задачи, но и обладающего культурой мышления исследователя. Последнее, в свою очередь, позволит выпускникам магистратуры продолжить обучение в аспирантуре.
© Юдина О.В., Сальникова О.С., 2016