_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
Помимо лекционного материала магистры посещают семинарские занятия, на которых лекционный материал обсуждается, его отдельные положения уточняются, что позволяет консолидировать его в единое целое. Большая роль отводится докладам магистрантов и творческому осмыслению состояния и достижений в анализируемой области науки или производства, наряду с представленной тематикой они сами могут предложить тему доклада. Доклады и дискуссия по рассматриваемой тематике дают возможность углубить свои знания и расширить кругозор. Особенностью подготовки в магистратуре является единство учебного процесса и интенсивных научных исследований. Тематика их определяется специализацией университета и остротой сложившихся в регионе проблем. В связи с серьезностью экологической нагрузки в городах Красноярского края и самом краевом центре выбраны задачи по оценке загрязнения атмосферы автомобильными и промышленно-энергетическими выбросами [5].
Опыт показывает, что такая образовательная структура обеспечивает национальную экономику не только образованными специалистами массовых профессий, но и элитарными кадрами высшего эшелона, деятельность которых закладывает основы инновационного развития страны. Реализация магистерских программ подготовки инженерных кадров под силу только передовым техническим университетам исследовательского типа, т.к. помимо разработки учебных курсов магистерского уровня и их научно-методического сопровождения, на кафедрах должны быть созданы учебно-исследовательские рабочие места, банк научно-исследовательских задач для формулировки тем магистерских диссертаций. Что касается профессиональной деятельности магистра, то она лежит в научно-исследовательской и научно-педагогической сфере и включает проектную, технологическую и опытно-конструкторскую деятельности.
Таким образом, освоение лекционного материала по дисциплине «Современные проблемы науки и производства», подготовка и обсуждение докладов позволяет ознакомиться с современными проблемами науки и производства, что дает возможность расширения кругозора и способствует становлению магистра как специалиста.
Список использованной литературы:
1.Рузавин, Г.И. Методология научного познания : учебное пособие / Г.И. Рузавин - М. : Юниги-Дана,2015. - 287 с.
2.Трофимов, В. К. Философия, история и методология науки [Электронный ресурс]: учебное пособие для магистрантов и аспирантов/ В. К. Трофимов; - Ижевск: ИжГСХА, 2014. - 131 с.
3. Вернадский , В.И. Биосфера и ноосфера. Сборник цитат/ В.И. Вернадский - М.: Фонд им. В.И. Вернадского, 2008. - 324 с.
4.Ларионов, Н. М. Промышленная экология: учебник для бакалавров / Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков; Нац. исслед. ун-т. - Москва: Юрайт, 2014. - 495с.
5.Оценка загрязнения атмосферы биоиндикационными методами: [монография]/ Р. А. Степень, О. А. Есякова, С. В. Соболева. - Красноярск: СибГТУ, 2013. - 142 с.
© Степень Р.А., Соболева С.В.. Воронин В.М., 2017
УДК 376.5
О. В. Титова
учитель информатики и ИКТ МОУ Лицей № 3 г. Волгоград, Российская Федерация
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПРИОБРЕТЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА
Аннотация
В статье рассматривается исследовательская деятельность учащихся как средство приобретения
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
культурных ценностей научного сообщества. В процессе деятельности учащиеся осваивают культуру научного исследования, а во взаимодействии с представителями научного сообщества - кандидатами и докторами, учатся культуре общения.
Ключевые слова
Исследовательская деятельность, культура общения, культура научного исследования, научное сообщество.
Главная цель развития образования в Российской Федерации - формирование конкурентоспособного человеческого потенциала, способного реализовать себя не только в пределах нашей страны, но и в мировом масштабе. Правительство России большое внимание уделяет развитию науки, и, соответственно, подготовке научных кадров. Для реализации этой цели в стране создана единая система интеллектуальных и творческих состязаний, способствующая выявлению и сопровождению одаренных учащихся и студентов. Уже в школе учащихся готовят к научной работе, знакомят с научным сообществом. Научное сообщество в узком понимании это совокупность людей, профессионально занимающихся наукой [1].
Учащиеся после окончания школы поступают в вузы, и там занимаются наукой, работая в научном сообществе. С целью приобретения школьниками таких ценностей, как культура общения и культура научного исследования, их вовлекают в исследовательскую деятельность ещё в школе.
В научном сообществе существует особая культура общения, которая присутствует на различных конференциях, семинарах, симпозиумах. Научное общение связано с обсуждением определенных теоретических проблем, с поиском научной истины. Его участникам часто приходится отстаивать собственные идеи, концепции, мнения, взгляды, опровергать аргументы своих оппонентов, поэтому распространенной формой научного общения является спор (дискуссия, полемика, диспут, дебаты).
Ценности научного сообщества не имеют письменного оформления и закрепления. Существуют правила поведения на конференциях, например, соблюдение регламента. Система ценностей и норм реализуется благодаря организованности мотивов, которые побуждают человека действовать так, как это предписывается нормативными ожиданиями. В научном сообществе имеются механизмы контроля за поведением и действиями людей. Это — обширный набор позитивных и негативных санкций, которыми поощряется ожидаемое и наказывается отклоняющееся поведение.
Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Учащиеся при подготовке исследовательских работ встречаются с текстами данного стиля, поэтому следует их познакомить с нормами научного и научно-учебного стиля речи.
Овладение научным стилем школьникам необходимо для участия в различных конкурсах исследовательских работ и конференциях, так как они готовят исследовательскую работу, доклад, тезисы, аннотацию и реферат [2].
Цель научного стиля - сообщение, объяснение научных результатов. В научной речи являются типичными смысловая точность, скрытая эмоциональность, объективность изложения, строгость и т. д. [3].
Продуманная система работы по организации научно-исследовательской деятельности школьников способствует формированию личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции и самореализации.
Первым учащихся знакомит с культурой общения в научном сообществе научный руководитель с ученой степенью кандидата наук. Затем учащиеся выступают на различных конференциях в вузах. На конференции обсуждают работы, участникам дают рекомендации кандидаты наук и доктора наук.
Таким образом, исследовательская деятельность приобщает учащихся к культурным ценностям, к культуре и традициям научного сообщества. Опыт выполнения исследовательской работы, её защиты на конференции имеет большое значение в формировании личности будущего ученого.
Список использованной литературы:
1. Зимняя, И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова // - Ижевск. 2001. - 234 с.
2. Культура научного (учебно-научного) общения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web-
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
local.rudn.ru.
3. Основные коммуникативные качества речи и их оценка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5661788/page:13/.
© Титова О. В., 2017
УДК 378.4
И.В. Третьякова
К.п.н., доцент
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский Государственный университет им. Н.П. Огарева»
В.В. Архипова студентка 2 курса магистратуры факультет иностранных языков ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский Государственный университет им. Н.П. Огарева»
ЧТЕНИЕ ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА КАК ФОРМА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация
Данная статья иллюстрирует, как чтение газетно-публицистического текста при обучении иностранному языку студентов-бакалавров лингвистики способствует формированию межкультурной компетенции. В статье приведены практические рекомендации по организации занятия по обучению чтению на иностранном языке.
Ключевые слова
Газетно-публицистический текст, обучение чтению, межкультурная коммуникация, межкультурная компетенция, упражнения для обучения чтению.
Процессы интеграции, глобализации и расширения сфер межкультурного взаимодействия охватили практически все сферы деятельности человека. В процессе общения представителей разных культур повсеместно возникают трудности, связанные с наличием объективных различий между языками, различиями менталитета, культурными особенностями.
Конечной целью и результатом обучения иностранным языкам является выход в иноязычное общение с индивидами и группами индивидов, принадлежащим к другим культурам. Такое общение является одной из форм отношений, составляющих межкультурную коммуникацию. На сегодняшний день становится очевидным, что полноценное обучение иностранному языку невозможно без формирования межкультурной компетенции.
Существует множество подходов к определению понятия «межкультурная компетенция». Так, например, согласно Н.А. Антроповой, межкультурная компетенция - это «способность членов какой-либо культурной общности добиваться понимания в процессе взаимодействия с представителями другой культуры» [1, с. 12]. М.А. Лытаева и Е.С. Ульянова называют межкультурной компетенцией «умение удачно общаться с представителями других культур» [3, с. 110]. В.В. Сафонова понимает межкультурную компетенцию как часть коммуникативной компетенции языковой личности [4, с. 62].
Бесспорным остается тот факт, что овладение межкультурной компетенцией расширяет социокультурные возможности обучающегося в условиях реальной коммуникации. Среди знаний, умений и навыков студента, изучающего иностранный язык, Т.М. Балыхина и Т.Т. Черкашина выделяют следующие: