ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ
УДК 378.4
Современное университетское образование: ценности и тенденции развития
В публикации сделана попытка осмыслить современное университетское образование на уровне личностной, общественной, государственной значимости. Научно-образовательный, междисциплинарный, прагматичный характер университетского образования, разнообразие научных школ и образовательных практик представлены как ценности университета. Идея университета-корпорации рассматривается в контексте гуманистических ценностей.
Ключевые слова: университетское образование, ценности университетского образования, научно-образовательная деятельность, междисциплинарность образования, гуманитарная роль университета, идеал университетского образования.
Л.Н. Рулиене
Самой главной ценностью любого социума во все времена и эпохи, в том числе на современном постиндустриальном этапе, является человек. С одной стороны, благосостояние, качество жизни граждан является показателем уровня развития государств, с другой стороны — человеческие качества, ответственность человека в этом мире [33] определяют судьбу цивилизации. Развитие человеческих качеств возможно в образовании, поэтому образование представляет собой ценность для человека, общества, государства. Более того, образование может и должно выступать как институт создания и поиска новых ценностей, т. к. образование всегда было, есть и будет институтом трансляции общего культурного поля [21].
В рамках данной публикации мы будем рассматривать образование как систему, которая не только формирует (создает) и передает знания организованным путем [10, с. 4], но и формирует образ человека знающего и думающего. Попытаемся осмыслить, какую ценность представляет собой университетское образование в современном обществе, каковы перспективы его развития.
Прежде всего, определим, какой смысл мы вкладываем в понятие «университет»? Университет — это
© Рулиене Л.Н., 2013
73
Современное университетское образование: ценности и тенденции развития
высшее учебное заведение, в котором ведется подготовка профессионалов на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных и других направлений, проводятся фундаментальные научные исследования и обучение [16, с. 15]. Перечислим некоторые характеристики университета: научно-образовательный характер деятельности, открытость и способность к самоорганизации [34, с. 13], относительная автономия, инновационность. К функциям современного университета относятся: интеллектуальная (сохранение, передача и создание знаний, науки, культуры, учености), исследовательская (развитие знаний, свободный поиск истины); социальная (подготовка и переподготовка специалистов, высококвалифицированной рабочей силы), сервисная (обеспечение экспертных оценок развития общества), образовательная (культивирование и формирование интеллектуального капитала общества), гуманистическая (овладение фундаментальными общечеловеческими идеями, концепциями, ценностями). Мы полагаем, что наиболее важными являются исследовательская, образовательная и гуманистическая функции.
Эти функции соотносятся с ключевой проблемой постиндустриального общества — ускоренное обновление и развитие человеческого капитала [36, с. 11]. Человеческий капитал также является ценностью и включает знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, личные и лидерские черты, культуру труда [11, с. 97]. Ценность человеческого капитала зависит от размеров прибыли, получаемой за его использование. Но для этого каждый работник и работодатель должны осознать, оценить этот капитал и начать вкладывать в его развитие. В нашей стране правильное отношение к человеческому капиталу только формируется. В этом движении, на наш взгляд, в качестве первого и основного шага должно стать изменение отношения к образованию как к государственной, общественной, личностной ценности [37, с. 501—506].
Личностная ценность образования определяется тем, что приближает человека к идеалу (карьеры, счастья), работает на будущее [30, с. 18], предопределяя личностные качества человека, его образованность, мировоззрение и поведение, делает более продуктивным труд каждого человека [12, с. 23]. Достаточно полно личностная ценность образования представлена в определении, сформулированном С.Е. Шишовым: «Образование — это непрекращающийся процесс развития человека путем организации собственной умственной деятельности, ... формирование определенных социально значимых личностных качеств и ценностных отношений к действительности, на раскрытие собственных потенциальных возможностей. результатом чего становится приобретение личностных качеств и свойств, которых не было ранее [51].
Автор данной статьи на протяжении семи лет преподает дисциплину «Акмеология физической культуры и спорта» на 5 курсе факультета фи-
74
Современное университетское образование: ценности и тенденции развития
зической культуры, спорта и туризма Бурятского государственного университета (БГУ). Наблюдения показали, что студенты особенно активно участвуют в Интернет-форумах, посвященных обсуждению перспектив профессиональной деятельности, охотно составляют резюме и программы самосовершенствования. В своих размышлениях, представленных в виде комментариев к записям блога преподавателя (www.ruliene.bsu.ru), будущие выпускники пишут: «только сейчас понял, что учеба в университете — начало моего самообразования», «в современном мире надо постоянно вкладывать в свое образование», «думаю, что основа успешной карьеры — это умение учиться» и т. д. Как видно, студенты приближаются к пониманию того, что образование — это надежный вклад в развитие их карьеры. Поэтому, в качестве важнейшего результата образовательной деятельности студентов в университете следует рассматривать желание выпускников получить второе высшее образование и/или учиться дальше (в магистратуре, аспирантуре). И возможно, следует конкретизировать один из показателей национального рейтинга высших учебных заведений «социализатор-ская деятельность вуза», включив строку — количество выпускников вуза, получающих/имеющих второе/третье высшее образование, обучающихся в магистратуре/аспирантуре. Участие вузов в повышении личностной ценности образования, несомненно, является значимым вкладом в развитие образованности и профессионализма граждан, наращивание человеческого капитала. Еще одним показателем роста личностной значимости учебы в вузах следует назвать образовательные кредиты.
В России кредит на образование выдают 12 банков, но, как показывают данные аналитического агентства Frank Research Group (http://www. frankrg.com), только 1% студентов, обучающихся на платной основе, воспользовались этой услугой. Для сравнения, в Германии почти треть учащихся получает высшее образование в кредит. Возникает вопрос «Как повысить интерес населения к образовательным кредитам?» — возможно, здесь следует не только использовать маркетинговые технологии, продвигать позитивный имидж образовательных учреждений, но и формировать ценностное отношение к университетскому образованию.
Общественная ценность образования состоит в том, что в процессе обучения и воспитания человек усваивает опыт поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений [43, с. 153], различные уровни, типы культурного наследия и на этой основе обретает ориентиры собственного индивидуального развития [22, с. 19]. Образование позволяет обучающемуся развивать свой жизненный опыт — свой образ окружающего мира и образ своего «Я», своего места, своей роли в этом мире [28, с. 25]. В этом ключе процесс образования представляет собой исследование [4, с. 126], а любое исследование — это всегда творческий и инновационный процесс. Поэтому, образовательная деятельность всегда инновационна, продуктивна для обучающегося, ... постоянно, от часа к часу, изо дня
75
Современное университетское образование: ценности и тенденции развития
в день направлена на освоение нового жизненного опыта [28, с. 119]. Такая образовательно-исследовательская деятельность обучающегося изменяет его внутренний мир и внешний образ. Данный тезис сопоставим с мыслью о том, что только человек имеет образование, только он «образуется», ибо рождается «не готовым» к жизни. Вместе с тем, образование осуществляется на личностном уровне, поэтому это всегда смысловое, субъективное восприятие реальности, личность всегда выступает действующим лицом, соучастником, инициатором любого процесса образования [35, с. 78]. Значит, образование есть настоящая личностная гуманизация, когда человек становится человеком [32, с. 13]. В современном мире, когда размываются границы между реальным и виртуальным, подлинным и искусственным, имеет место именно такой философский онтологический статус образования. Именно гуманизирующая функция, когда человек образовывается, обретает свой лик, личность, индивидуальность, очеловечивает свое окружение (или, как учитель педагогизирует образовательное пространство) поднимает статус образования в обществе. Роль университетов заключается в обслуживании стратегических направлений развития общества и расширении перспектив гуманизма, продвижении, создании и распространении знаний путем исследовательской деятельности, обеспечении общества необходимыми знаниями в области культурного, социального и экологического развития, для развития естественнонаучных и технологических исследований [19, с. 510]. И в этом проявляется общественная ценность университетского образования.
Государственная ценность образования в постиндустриальном обществе определяется необходимостью совершенствования человеческого капитала. Как принято говорить сегодня, государство с помощью образования инвестирует в человеческий капитал [39] — в знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, личные и лидерские черты, культуру труда, которые используются государством для получения дохода [11, с. 97]. Тогда каким должно быть образование, чтобы обеспечить воспроизводимость человеческого капитала? Как отмечают специалисты, это возможно в условиях опережающего образования [15], формировать готовность обучающихся к постоянному обучению и приобретению новых умений [1, с. 5], умение ориентироваться в сложных процессах современной жизни и принимать ответственные решения [27], готовность к успешной деятельности в новых условиях, вне зависимости от того, какими будут новые условия [42]. Это значит, что образование не должно сводиться исключительно к передаче знаний и переучиванию людей. Именно такие характеристики современной образованности отражают государственно-социальный заказ системе образования.
Таким образом, личностная, общественная, государственная ценность образования взаимообусловлены, и возрастание значимости образования
76
Современное университетское образование: ценности и тенденции развития
на этих уровнях определяет не только личное благосостояние человека, но и перспективы развития государства, общества, цивилизации.
Образование способствует становлению «образа» человека, его личности на базе усвоения культуры в специально организованном педагогическом процессе или в самообразовании [31, с. 21]. В данной публикации рассмотрим наиболее значимое звено современной индустрии знаний — университетское образование.
Для того, чтобы осознать сущность университетского образования, мы оттолкнемся от цитаты из книги Х. Ортеги-и-Гассета «Миссия университета» [30, с. 113]: университет в узком смысле — это институт, в котором средний студент учится быть культурным человеком и хорошим профессионалом. Из данного тезиса следует мысль о том, что университет создает какие-то особые условия для формирования культурного человека и хорошего профессионала. К таким условиям, например, относится сочетание двух видов образовательной деятельности профессоров и доцентов — исследование и преподавание [38, с. 89]. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность позволяет развивать исследовательскую компетентность [13] (умение четко формулировать методологический аппарат и задачи исследования, спланировать эксперимент, владение методами исследования, умение теоретически обосновать и экспериментально проверить научную идею, умение проводить методологическую рефлексию, умение вести научную дискуссию и подготовить публикацию). Перечисленные умения и навыки востребованы в постиндустриальном обществе, где происходит постоянное усложнение и разветвление наук, появляются новые интеллектуальные технологии [7, с. 58]. В основе процесса преподавания дисциплин, курсов происходит не только фронтальное, групповое взаимодействие ученого-исследователя со студентами, но и индивидуализированное обучение (в системе дистанционного консультирования). В педагогическом взаимодействии осуществляется личностный контакт воспитателя и воспитанников, в результате происходят взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок [31, с. 183]. Важно, чтобы деятельность современного преподавателя высшей школы отражала два образа: профессор-педагог и педагог-ученый. В этих образах соединены ключевые функции университетского образования: передача культуры, обучение профессиям, научное исследование и подготовка новых ученых [30, с. 77].
Содержанием профессиональных функций преподавателя высшей школы является научно-образовательная деятельность. Заметим, что, несмотря на очевидность целостности научного и образовательного процессов, нет полного теоретического обоснования научно-образовательного процесса, не выявлена его специфика в развитии личности (как развивается личность в научно-образовательном процессе?). Показатели успешности этой деятельности должны проявляться в совокупном научно-образова-
77
Современное университетское образование: ценности и тенденции развития
тельном рейтинге доцентов, профессоров. В Бурятском госуниверситете эта задача решена в форме ежегодного рейтинга преподавателя, состоящего из двух направлений: научно-исследовательской деятельности и учебно-воспитательной работы. Результаты личного рейтинга преподавателей доступны в личных кабинетах на сайте www.my.bsu.ru.
Подготовка хороших профессионалов требует введения новой формы фундаментальности науки и университетского образования — мобильной, динамичной, выражением которой является междисциплинарность образования [32, с. 111] — ключевая характеристика постнеклассической науки. Появляются междисциплинарные научные серверы, развиваются междисциплинарные исследования, особой поддержкой пользуются научные проекты по социальной антропологии, биоинформатике, биотехнологиям, гуманитарной географии, искусственному интеллекту, когнитивным наукам, культурологии, математической биологии, математической физике, математической лингвистике, нейроэкономике, философии образования, философии музыки и т. д. Некоторые междисциплинарные исследования направлены на поиск модели образования, которая сможет вернуть человека к ценностям разума и знаний, культуры и духовности, будет ориентирована на образование (воспитание) человека культуры [9]. Возможно, стоит снова осмыслить концепцию идеального университета Дж. Ньюмена, в которой актуализирована гуманитарная роль университета. Ведь университет должен вмешиваться в современность, высказываясь о великих темах с собственной точки зрения — культурной, профессиональной или научной [30, с. 119]. В качестве примера можно привести телевизионный проект «Академия» (ACADEMIA) на канале «Культура» (http://www.tvkultura.ru), в котором крупнейшие ученые современности и молодые ученые представляют одну из фундаментальных наук. Так, публичные лекции привлекают внимание широкой аудитории к отечественной науке, расширяют круг людей, заинтересованных в знаниях.
Гуманитарная функция университета состоит и в том, что он представляет собой среду формирования и становления человека успешного, способного к конструированию личностной идентичности [44, с. 9, 11]. Университет как инструмент вхождения личности в общественное пространство призван культивировать (выращивать) человеческие качества, актуальные для жизни в будущем. Но обучение и воспитание основано на опыте предшествующих поколений, отсюда задача — так интерпретировать опыт, чтобы превратить его в источник нового знания и опыта, средство жизнедеятельности в постоянно меняющихся условиях среды. Однако, образование нельзя рассматривать исключительно как средство подготовки к будущему. Образование также должно обеспечивать возможность решения значимых проблем здесь и сейчас [21]. Следовательно, университетское образование, в достаточной степени, должно быть практико-ориентированным, прагматичным. В целом, университетское образование предполагает обла-
78
Современное университетское образование: ценности и тенденции развития
дание глубокими знаниями и профессиональной мобильностью, способностью оперативно решать возникающие нестандартные и классические проблемы, ориентироваться в системе новых общественных и производственных отношений, умение определять приоритеты и концентрировать усилия на решении перспективных и экономически выгодных задач, высокий уровень духовности и нравственности [26, с. 64].
Привлекательность современного университетского образования состоит не в унификации, а в различиях, особенностях фундаментальной подготовки, в мировых приоритетах в развитии тех или иных научных школ [В.А. Садовничий]. Это значит, что в эволюции мирового университетского образования действует закон разнообразия, закон разнообразия своеобразного «университетского культурно-ценностно-образовательного генома», в котором отражается разнообразие этнокультурных и образовательных установок, генерируемых цивилизационным, культурно-социальным, этническим разнообразием человечества (являющегося его богатством, а не недостатком) [46].
Выше мы обозначили лишь некоторые грани образа современного университета. Наши рассуждения будут неполными без осмысления механизма развития крупнейшего субъекта высшей школы — кризиса университетского образования, в понимании которого будем опираться на два основных подхода: 1) прагматический, сторонники которого акцентируют внимание на потребности информационной цивилизации в специалистах, способных не только усваивать, но и передавать, отдавать, генерировать информацию, 2) гуманистический, представители которого обеспокоены дегуманизацией образования, утратой человеческого измерения, превращением образования в предмет рыночных отношений [24]. Оба подхода актуальны, дополняют друг друга, не стоит отдавать предпочтение тому или иному. Концептуализация университета и университетского образования XX века проходит в рамках синтеза утилитарного и либерального подходов, на основе признания того, что образование готовит человека не абстрактно, а для данного общества [5].
Очевидно, современный идеал университетского образования необходимо строить с учетом различных концепций университета:
— Д. Белла, К. Карра, где выделяется либеральный характер и отстаивается автономность университета, которому отводится особая социокультурная миссия — влиять на ход общественного прогресса путем формирования знания [29, с. 10];
— М. Хайдеггера, в которой знание — это со-бытие, позволяющее человеку укорениться в народе и соединяется с его судьбой;
— Х. Ортеги-и-Гассета, рассматривающего знание как культуру, а университетское образование — приобщение к жизненным смыслам;
— К. Ясперса, представившего знание как условие подлинной коммуникации и средство обнаружения личностных смыслов образования;
79
Современное университетское образование: ценности и тенденции развития
— Р. Хатчинса, показавшего знание как чувство социальной ответственности, а образование как средство социального развития и улучшения общественного порядка.
Рассуждая так, мы подошли к необходимости обозначить ценности современного университетского образования. В понятие «ценность» мы вкладываем следующие смыслы: ценности — это феномены, сущность которых состоит в значимости, а не фактичности [23, с. 45], главным признаком ценности является ее благотворное влияние на человека. Ценности университетского образования призваны развивать участников образовательного процесса, созидать человеческие качества и гуманистические идеалы.
Наши рассуждения позволяют определить в качестве ценностей современного университетского образования научно-образовательный потенциал профессорско-преподавательского состава, междисциплинарный и практико-ориентированный характер университетской подготовки, разнообразие научных школ и образовательных технологий. Ценности университетского образования представляют собой систему, обеспечивающую жизнеспособность и устойчивость университета. Системообразующим ядром данной совокупности, как нам представляется, следует считать гуманитарно-гуманистическую природу университетского образования, развитие которой сейчас происходит «на руинах» классического гумбольдтовского университета, в рамках концепции университета-корпорации.
Идея университета-корпорации понимается в двух смыслах: а) университет как производитель образовательных услуг, не просто совокупность преподавателей и студентов, но и игрок на рынке образовательных услуг; б) университет как единое целое, объединенный корпоративным духом, солидарностью, традициями; корпоративный дух формирует единство, а на основе единства достигает рыночной эффективности [20]. Новая концепция определяет университет как место развития человеческих ресурсов, человеческого капитала, когнитивной рабочей силы (Д. Роджеро). Как нам представляется, создание и совершенствование человеческого капитала нельзя представить без привлечения гуманитарных технологий, рабочая сила в информационном обществе должна быть «пропитана» гуманистическими идеалами. Иначе общество наполнится лицами умственного труда — яппи без «интеллигентских комплексов», и зомби, лишенных личностных свойств, неспособных к самостоятельному мышлению [49].
Приступая к размышлениям о тенденциях развития современного университетского образования, заметим, что кризис университетов, университетского образования отразился на кризисе общества [47, с. 59]. Это и понятно, поскольку именно университеты ответственны за подготовку элитной рабочей силы, здесь производится труд (исследования) и происходит обучение труду (преподавание) [18]. По сути, университеты сегодня — это научно-образовательные корпорации, развитие которых определяет, в некоторой степени, судьбу современной цивилизации.
80
Современное университетское образование: ценности и тенденции развития
Развитие современных западноевропейских и американских университетов осуществляется в трех направлениях: 1) повсеместное внедрение эффективного академического менеджмента (конкуренция, привлечение инвесторов), 2) деятельность профессорско-преподавательского состава оценивается по критериям конкурентоспособности (гранты, индекс цитирования, участие в PR-проектах), 3) доминирование фигуры академического менеджера, т. к. потенциал университета определяется конкурентными возможностями в сфере предоставления образовательных услуг, 4) инновационность (негосударственные источники финансирования, трансдисциплинарные центры и т. д.) [18]. В условиях конкуренто-ориентированной среды возникает опасность забвения гуманистических ценностей университета, поглощения других моделей университета. Следует понимать, что университет-корпорация представляет собой одну из моделей университета. Значит, необходимо искать оптимальную модель для региона, культуры в конкретной социально-экономической ситуации. Вместе с тем, любая модель должна быть направлена на обслуживание процесса совершенствования человеческих качеств, нравственности и культуры. Ведь наиболее важной функцией высшего образования является развитие общего культурного капитала, закладывающего универсальную основу для дальнейшей профессиональной деятельности и последующего развития [12]. Далее обозначим несколько опорных точек развития университетского образования.
Понятно, что университетское образование призвано играть роль опережающей образовательной системы XXI века и обеспечивать становление глобального информационного общества, общества знаний. Новая научнообразовательная система совместно с другими социальными институтами призвана стать базой информационного постиндустриального общества не только как общества, основанного на знаниях, но и как самообучающегося общества. В становлении такого общества значительный вклад призван внести самообучающийся университет — университет с гибкой организационной структурой, высокоэффективным творческим персоналом, развитой корпоративной культурой и способностью к самообновлению [6, с. 168]. Перечисленные качества характеризуют бизнес-организацию, это значит, что университетское образование вынуждено становиться все более и более прагматичным [24, с. 10]. Соответственно, выпускники университетов будут обладать глубокими знаниями и профессиональной мобильностью, способностью оперативно решать нестандартные проблемы, ориентироваться в системе новых общественных отношений, уметь определять приоритеты и концентрировать усилия на решении перспективных и экономически выгодных задач и при этом обладать высоким уровнем духовности и нравственности [26, с. 64].
Развитие университетского образования во многом определяется глобализацией и интернационализацией образования. В условиях интернаци-
81
Современное университетское образование: ценности и тенденции развития
онализации осуществляется традиционная деятельность по интернационализации образования (набор и перемещение студентов, обмен персоналом, сотрудничество университетов, совместная исследовательская работа). Глобализация актуализирует задачу распространения национальных культур, способствует стандартизации обучения (под влиянием современных информационных технологий и появления глобальных исследовательских сетей), а также ограничивает бюджетные возможности развитых государств, от которых зависит большая часть финансирования университетского образования [40]. Университетам предстоит трудная работа, чтобы адаптироваться к требованиям зарождающейся эпохи глобализации, не утратив своих ценностей, но освободившись от устаревших традиций.
В ответ на изменения в обществе, культуре и знании современный университет должен измениться, найти себя в новой социально-политической реальности, чтобы гарантировать свою «конвертируемость», основанную на гуманитарно-гуманистическом идеале. Правда, на этом пути есть одна трудность — университет в информационном обществе теряет идентичность [32, с. 45], высшее образование постепенно перестает быть объектом социальной политики и становится «обычным» предпринимательским делом [41]. Как нам кажется, наиболее успешными будут те университеты, которые сумеют сохранить баланс между ценностями бизнеса и культуры, разработать образовательные технологии, которые помогут человеку бизнеса повернуться к ценностям разума и знаний, культурны и духовности, стать человеком культуры [9].
Эволюция университетского образования в XXI веке происходит на фоне дальнейшего роста интеллектоемкости, наукоемкости, образование-емкости экономических и социальных процессов, на фоне преодоления «барьера сложности» [46]. Основанием университетского образования является «человеческая революция» (по А. Печчеи) как форма преобразования человека в «экологического человека» — гармонично, всесторонне развитого, универсально образованного, готового взять на свои плечи ответственность за будущее поколений людей. Один из императивов, обращенных к трансформации парадигмы университетского образования в XXI веке, — это миссия университетов быть носителями «революции духа», направленной на подготовку ценностных ориентаций человека, обеспечивающего гармоничные отношения, единство общественного интеллекта и самообразующегося общества.
Обновление университетского образования связано с освоением мобильной и динамичной формы фундаментальности науки. Отсюда возникает новая форма фундаментальности содержания образования — междисциплинарность образования [32, с. 111].
Актуальными в ближайшем будущем, на наш взгляд, останутся следующие принципы университетского образования [45]: непрерывность, фундаментальность, универсальность. К этим принципам присоединяют-
82
Современное университетское образование: ценности и тенденции развития
ся принципы академической открытости и мобильности, позволяющие студентам и преподавателям участвовать в образовательном процессе в удобных для них условиях. На основе принципа дополнительности происходит взаимопроникновение классического (знаниевого, рационального) и неклассического стилей образования: делает упор не только на профессионализм, результативность процессов передачи знаний, но и на междисциплинарность, диалогизм, выработку новых ценностных установок компетентности, критичности и т. д. Принцип гарантии успеха превращает университет в среду формирования и становления человека успешного, способного к конструированию личностной идентичности [44, с. 9, 11], осознающего непрерывность своего существования во времени и пространстве. Важно, чтобы в стенах университета молодые (и не очень молодые) люди ощущали целенаправленность и осмысленность собственной жизни, уверенность во внешнем одобрении, признании [3]. И поскольку образование как инструмент вхождения общества в пространство [15, с. 47] призвано культивировать (выращивать) человеческие качества, актуальные для жизни в будущем, то создавая в университетской аудитории ситуации успеха, можно смоделировать ситуацию успеха в реальной профессиональной деятельности. Известно, что обучение и воспитание основано на опыте предшествующих поколений, поэтому необходимо так интерпретировать опыт успешных людей, компаний, стран, чтобы превратить его в источник нового знания и опыта.
Для университетского образования важен принцип актуального знания, согласно которому образование нельзя рассматривать исключительно как средство подготовки к будущему, оно должно обеспечивать возможность решения обучающимися значимых для них проблем здесь и сейчас [21]. Следовательно, в образовательном процессе университета следует усилить практико-ориентированное проблемное обучение, готовить студентов к свободному обсуждению проблем, что требует смягчения иерархических отношений педагогического процесса, перехода к диалогическому и интерактивному взаимодействию.
Также важен принцип целостности образовательного процесса, позволяющий рассматривать обучение, воспитание и развитие в единстве. Поскольку современный образовательный процесс сужается до обучающего процесса [2, с. 335], то особенно востребованной становится идея о том, что для университетского образования характерно комплексное, чрезвычайно глубокое развитие личности. Задача университета — помогать становлению творческой личности, развить тип личности, опирающийся на способность мыслить [8, с. 48] и переживать. Необходимо признать, что знания, профессионализм, благополучие и личный успех как прагматическое назначение высших ступеней образования все в большей степени зависят от того, насколько успешно решена другая задача образования: развитие творческих сил и способностей личности [48, с. 5].
83
Современное университетское образование: ценности и тенденции развития
Обозначился еще один принцип университетского образования — принцип профессионализации. Высшее образование все больше сочетает в себе профессионализм и исследование [30, с. 68], профессионализм превращается в критерий общественного положения [7, с. 172] и становится одной из главных ценностей современной молодежи [50, с. 254]. В целом, профессионализм как сложное, многоаспектное явление включает несколько характеристик: готовность личности к созидательному и творческому профессиональному труду, социальное качество личности, определенный уровень развития нравственного сознания и нравственной культуры личности [50, с. 256]. В этом мы видим востребованность гуманистической традиции-ценности университетского образования. Профессионализм предполагает зрелость личности, профессиональную самостоятельность, самодостаточность человека [14, с. 35], которая формируется и развивается в свободной академической среде. В университетском образовании решается задача преодоления узости массовой подготовки профессионалов. Так как технологии становятся все более наукоемкими, гибкими и универсальными, а наука вновь испытывает потребность в интеграции, рынок труда делается все более насыщенным, то подготовка специалистов «под рабочее место» оказывается все менее рентабельной [48, с. 12—13]. Нужны профессионалы-универсалы, способные постоянно наращивать и обновлять профессиональные знания, переучиваться [17].
Обозначенные нами ценности, принципы университетского образования определяют сущность современного университета, грани его развития. Время покажет, как будет дальше развиваться университет. Думаю, очень скоро увидим очертания новых моделей университетского образования в России.
Литература:
1. Авдей О.В. Образовательные технологии и формирование культурной компетентности // Актуальные проблемы бизнес-образования: материалы IX Межд. научно-практ. Конференции, 8—9 апреля 2010 г., Минск / Белорусский государственный университет, Институт бизнеса и менеджмента технологий / редколл.: В.В. Апанасович (гл. ред.) [и др.]. — Минск: «Национальная библиотека Беларуси», 2010.
2. Амонашвили Ш.А. Духовная основа образования / Формирование культуротворческой личности как цель образования // Научные основы развития образования в XXI веке : 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП / сост., ред. А.С. Запесоцкий, О.Е. Лебедев. — СПб.: СПбГУП, 2011.
3. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / сайт журнала «Вопросы психологии» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.voppsy.ru/journals_an/issues/1996/961/961131.htm (14.06.2012).
84
Современное университетское образование: ценности и тенденции развития
4. Бабинский М.Б. Теория образовательного процесса (общая и специальная) [Текст]: [монография] / М. Б. Бабинский. — М.: Физматкнига, 2009.
5. Бадин В.А. Концептуализация университетского образования : социальнофилософский аспект: диссертация канд. филос. наук: 09.00.11. — Кемерово, 2007.
6. Белан Е.П. Стратегическое управление развитием регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08; Белан Е.П. [Место защиты: Южный федеральный университет]. — Ростов-на-Дону, 2007.
7. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Даниел Белл; пер. с англ, под ред. В.Л. Иноземцева Москва: Academia, 2004.
8. Боровский Г.А. Из материалов круглого стола «Образование в условиях формирования нового типа культуры», 24 января, 17 февраля 2003 г., СПб. / Научные основы развития образования в XXI веке: 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП / сост., ред. А.С. Запе-соцкий, О.Е. Лебедев. — СПб.: СПбГУП, 2011.
9. Возчикова О.К. Общество информационное, оно же — знаниевое // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. — Том III. — Новосибирск: Параллель, 2009. — С. 459.
10. Высшее образование в ведущих странах мира / В.И. Трухачев, И.Н. Ляки-шева, Н.Н. Игнатова и др.: учебное пособие. — Ставрополь: АГРУС; Сервисшкола, 2006.
11. Гапоненко А.Л. Управление знаниями: как превратить знания в капитал / А.Л. Гапоненко, Т. М. Орлова. — Москва: Эксмо, 2008.
12. Гапонюк П.Н. Формирование человеческого капитала как проблема обеспечения качества образования в условиях модернизации [Текст] / П.Н. Гапонюк // Педагогика: науч.-теорет. журн. Рос. акад. образования. — 2011. — № 5. — C 23.
13. Голубь Л.А. Исследовательская деятельность и исследовательская компетентность как две категории педагогики. — Ч. 1. Теоретические основы исследовательской деятельности. — Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО УР, 2008. — 57 с.
14. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма: Монография / С.А. Дружилов. — Воронеж: «Научная книга», 2010. — 260 с.
15. Журавлева И.А. Регионализация образования: сущность и концептуальные основания (теоретико-методологический аспект): автореф. дисс. канд. филос. наук, 09.00.11 / И.А. Журавлева; Бурят, гос. ун-т. — Улан-Удэ, 2002. — 18 с.
16. Захаров П.Н. Стратегическое развитие университетского комплекса региона: синергетический подход [Текст]: монография / П.Н. Захаров; М-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Владимирский гос. ун-т. — Владимир: Владимирский гос. ун-т, 2010 — 178 с.
85
Современное университетское образование: ценности и тенденции развития
17. Иванова С.В. Развитие системы непрерывного образования в сфере бизнеса: новые решения // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2012, № 2, с. 122.
18. Ивахненко Е.Н. Основные тренды современного образования и судьбы российского вуза / Лекция, прочитанная на семинаре «Применение электронного обучения и ДОТ в ВУЗах в соответствии с Федеральным Законом №11-ФЗ». — 17—18 апреля 2012 г., ННОУ «Межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров», г. Москва.
19. Ильинский И.М. Образовательная революция. — М.: Изд-во МГСА, 2002. — 592 с.
20. Куракин Д, Филиппов А. Возможность корпорации: к социологическому описанию университета // Неприкосновенный запас, 2006, №4—5 (48—49).
21. Лебедев О.Е. Из материалов круглого стола «Образование в условиях формирования нового типа культуры», 7 октября 2002 г., СПб. / Научные основы развития образования в XXI веке : 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП / сост., ред. А.С. Запесоцкий, О.Е. Лебедев. — СПб.: СПбГУП, 2011.
22. Мейдер В.А. Пайдейя и алетейя: очерки философии образования / В.А. Мей-дер, Е.А. Громова; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Волгоградский гос. ун-т», Волжский гуманитарный ин-т (фил.) ВолГУ — Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2007 — 452 с.
23. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей [Текст] / Л.А. Микешина. — М.: РОССПЭН, 2007.
24. Модернизация современного университетского образования в контексте инновационного развития: учебно-методическое пособие для руководителей и научно-педагогических работников вузов / [Акулова О.В. и др.; общ. ред. Г.А. Бордовский, С.А. Гончаров]; Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. — Санкт-Петербург: Акад. Исслед. Культуры, 2008.
25. Моргунова А.Г. Институциализация образовательного пространства: феномен университета // А.Г. Моргунова; М-во образования Рос. Федерации. Самар, гос. ун-т. Каф. философии естеств. фак. — Самара: Самар, ун-т, 2002.
26. Мурашова Л.Г. Трансформация гуманистической «идеи университета» в культуре информационного общества: дис. кандидата философских наук: 24.00.01 / Томский государственный университет. — Томск, 2006.
27. Никандров Н.Д. К читателю (предисловие) / Научные основы развития образования в XXI веке: 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП / сост., ред. А.С. Запесоцкий, О.Е. Лебедев. — СПб.: СПбГУП, 2011.
28. Новиков А.М. Основания педагогики/ Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики: Педагогика. — М.: Изд-во ЭГВЕС, 2010.
29. Ножкин А.Н. Прогностические и современные модели университетского образования / А.Н. Ножкин [Саратов] : Изд-во Сарат. ун-та, 2002.
86
Современное университетское образование: ценности и тенденции развития
30. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / Хосе Ортега-и-Гассет; пер. с ис-пан. М. Голубевой, А. Корбута. — Москва: Изд. дом Гос. ун-та — Высш. шк. экономики, 2010.
31. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад, [редкол.: М. М. Безруких и др.]. — 3-е изд., стер. — М.: Большая Рос. энцикл., 2009.
32. Петрова Г.И. Классический университет в неклассическое время [Текст]: монография / Г. И. Петрова; М-во образования и науки РФ, Нац. исслед. Томский гос. ун-т. — Томск: Изд-во Науч.-технической лит., 2010.
33. Печчеи А. Человеческие качества / Пер. с англ. О.В. Захаровой. — М.: Прогресс, 1985.
34. Пищулин В.Г. Становление университетского образования в условиях филиала: диссертация доктора педагогических наук: 13.00.01; Оренбургский государственный педагогический университет. — Оренбург, 2003.
35. Платонова Н.М. Педагогика высшей школы [Текст]: технологии обучения: Учеб, пособие / Н.М. Платонова; Санкт-Петербург, гос. ун-т. — СПб.: Б. и., 1995.
36. Посталюк М.П. Интеллектуализация человеческого капитала в инновационной экономике / М.П. Посталюк, Б.В. Салихов; Казанский гос. ун-т, Ин-т социальных и гуманитарных знаний. — Казань: Казанский гос. ун-т, 2005.
37. Психолого-педагогический словарь [Текст] / [авт.-сост. Е. С. Рапацевич]. — Минск: Современное слово, 2006.
38. Ридингс Б. Университет в руинах / Билл Ридингс; пер. с англ. Андрея Корбута. — Москва: Изд. дом Гос. ун-та — Высш. шк. экономики, 2010.
39. Ройтер В. Финансирование образования: международные модели, пути, опыт и мышление / В.Ройтер // Университетское управление. — 2000. — №4 (15). — С. 4—9.
40. Скотт П. Глобализация и университет // Alma mater. — М., 2000. — №4. — С. 3—8.
41. Согомонов А. Кризис идентичности постсовременного университета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.polit.ru/article/2007/09/17/ sogomonov/ (14.06.2012).
42. Соловьев А.А. Опережающее образование в условиях социальной неопределенности. // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2010, т. 9, № 8, с. 8—11.
43. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы [Текст] : учеб, пособие для магистров, аспирантов и слушателей системы повышения квалификаии и переподгот., обучающихся по доп. программе для получения квалификации «Преподаватель высш. шк.» / Ю.В. Сорокопуд. — Ростов н/Д: Феникс, 2011.
44. Степанова С.Н. Трансформация «идеи университета» в эволюционизиру-ющем образовательном пространстве: автореф. дисс. канд. филос. наук, 09.00.11 / С.Н. Степанова; Бурят, гос. ун-т. — Улан-Удэ, 2010.
87
Современное университетское образование: ценности и тенденции развития
45. Субетто А.И., Чекмарев В.В. Битва за высшее образование в России: 1992 — 2003 гг. — СПб. — Кострома: Костромской гос. ун-т им. Н. А. Некрасова, «Астерион», 2003.
46. Субетто А.И. Приоритеты и философия целеполагания фундаментальной науки в XXI веке. Трансформация парадигмы университетского образования // «Академия Тринитаризма». — М., Эл № 77-6567, публ. 13348. — 25.05.2006.
47. Университетское образование [Текст]: приглашение к размышлению / В.А. Садовничий, В.В. Белокуров, В.Г. Сушко, Е.В. Шикин. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
48. Университетское образование в XXI веке [Текст]: концепт, док. / Организация Объедин. Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Ин-т ЮНЕСКО по информ. технологиям в образовании. — М.: Магистр, 1998.
49. Философия: учебник для ВУЗов. Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия / Под общ. ред. В.В. Миронова. — М.: Инфра-М, 2011.
50. Цвык В.А. Профессионализм: опыт социально-философского анализа = Professionalism: social and philosophical analysis: Professionalism: social and philosophical analysis / В.А. Цвык. — М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2004.
51. Шишов С.Е. Образование как ценность: структура и смыслы понятия. // Ценности и смыслы. 2010, № 2(5), с. 54.
88