А. В. Смирнов
(Санкт-Петербург)
РАЗВИТИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Статья посвящена развитию университетского непрерывного лингвистического образования, повышению его качества, формированию языковой личности, обоснованию системно-интегративной методологии
Принципами государственной политики в сфере образования, закрепленными в проекте закона «Об образовании в РФ», являются обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями; поддержка различных форм образования, обучения и самообразования, в том числе в семье, в процессе трудовой деятельности, осуществление преемственности основных образовательных программ, формирование гибких индивидуальных образовательных траекторий [6, ст. 3].
Реализация данных принципов и создание необходимых условий могут быть осуществлены с наибольшим успехом на базе университетов как федеральных, в основе которых лежит модель классического, многопрофильного университета, так и национальных исследовательских, формирующихся на основе профильных университетов с высокими достижениями в области приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, экономики. Именно национальные исследовательские университеты призваны с наибольшей полнотой осуществить интеграцию образовательной деятельности и научных исследований профессорско-преподавательского состава на всех ступенях системы непрерывного профессионального образования в университете.
Синтез образования и передовой науки обеспечивает научность и фундаментальность университетского образования, формирование научно-исследовательской компетентности выпускников.
Непрерывное образование взрослых в университете является составной частью и характеристикой университетского образования, поэтому принцип фундаментализации, присущий университетскому образованию,
должен, с нашей точки зрения, распространяться и на непрерывное образование взрослых. Назрела проблема развития непрерывного образования взрослых в университете на основе принципа фундаментализации университетского образования [1]. В нашем исследовании данная проблема решается в рамках непрерывного лингвистического образования взрослых на базе исследовательского университета.
В условиях глобализации и интеграции мирового сообщества непрерывное лингвистическое образование, особенно в области иностранных языков, приобретает особую актуальность. Для самореализации в современном инновационном и информационном обществе нужны всесторонне развитые люди с навыками межперсональной работы, делового общения, не нуждающиеся в постоянном руководстве, способные действовать в условиях неопределенности, вести самостоятельный поиск путей решения сложных проблем, разделяющие философию непрерывного образования и владеющие иностранными языками.
Российская высшая школа выступает, по оценкам специалистов, как активный субъект мирового образовательного процесса (В. Н. Васильев]. «Представляется целесообразным не только рассмотреть, что может почерпнуть российская высшая школа в зарубежном опыте подготовки специалистов, но и понять, какой вклад может внести отечественная система высшего образования в мировой образовательный процесс» [2, с. 497].
Международное значение имеет развивающийся на базе университетов опыт непрерывного профессионального образования, который обеспечивает не только подготовку, но и постоянный профессиональный рост квалифицированных специалистов для
развития инновационного сектора экономики, связанного с высокими, наукоемкими технологиями. Актуальным является построение системы «школа - вуз - научные исследования - индустрия», обеспечивающей поиск, профориентацию, отбор, дополнительное обучение, предпрофессиональную и профессиональную подготовку, включая аспирантуру и докторантуру [3].
Очевидно, что такие специалисты в области высоких технологий, которых готовит, например, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, должны владеть иностранным языком и включаться в систему непрерывного лингвистического образования, поскольку языковая культура составляет один из компонентов развития профессионализма высококвалифицированных кадров.
В современной культурно-исторической ситуации особую актуальность приобретает развитие непрерывного лингвистического образования в области иностранных языков. Актуальность этого вида образования диктуется рядом объективных причин:
- ролью языка, родного и иностранного, и лингвистического образования в развитии человека, его личности, мировоззрения и культуры;
- особенностями университетского образования, исторически сложившейся чертой которого является изучение языков, гуманитарное образование как базовое для профессиональной подготовки специалистов;
- современными процессами интеграции и глобализации человеческого сообщества, диалога культур и партнерства цивилизаций в XXI веке, продуцирующими рост потребностей населения, детского и взрослого, в непрерывном изучении иностранных языков, в повышении уровня владения одним языком и в освоении другого языка;
- развитием исследований в области лингвистического образования, интеграцией знаний в области филологии, лингвистики, психологии и педагогики при изучении отдельных вопросов, что создает научную базу для анализа проблемы развития непрерывного лингвистического образования в университете как междисциплинарной, комплексной и поиска путей её продуктивного решения.
Правомерно утверждать, что непрерывное лингвистическое образование в современных
условиях глобализации и интеграции во всех сферах человеческого общества становится неотъемлемой составной частью непрерывного профессионального образования специалистов, способных обеспечить инновационное развитие экономики, культуры, образования в мире.
Наряду с задачами профессионального развития кадров непрерывное образование, включая лингвистическое, призвано выполнять важнейшие социально-психологические функции, связанные с личностным развитием специалистов и направленные на преодоление негативных тенденций, которые приводят к огромному кадровому дефициту на российском рынке труда: стремление молодых специалистов уезжать на работу за границу, отрицательный настрой молодежи на напряженный труд, нежелание прилагать усилия для повышения своей квалификации, отток наиболее активных и способных преподавателей - ученых в промышленность и бизнес, негативное влияние на психику молодежи интернет-культур, компьютерных игр, телевидения; снижение способности к долговременной умственной деятельности и др. [4].
Для успешного решения сложных и многообразных задач непрерывное образование, в том числе, лингвистическое, должно развиваться по новым стратегиям, новым моделям, ориентированным на приоритет личностных ценностей субъектов образовательной и профессиональной деятельности, их саморазвития и самореализации.
Проблема развития непрерывного лингвистического образования взрослых в университете носит ярко выраженный междисциплинарный характер. Исследование данной проблемы требует межнаучного синтеза знаний из области лингвистики, культурологии, менеджмента качества и педагогики с обобщением на уровне теории и методики профессионального образования. Сложность проблемы исследования усугубляется процессами интернационализации профессиональных знаний специалистов и возрастающей потребностью в разработке теории международного педагогического науковедения в лингвокультурном образовательном пространстве, что предполагает ориентацию в зарубежных исследованиях. Назрела необходимость в пересмотре концептуальной системы взглядов на методологию и теоретические основы современных исследований ком-
Рис. Схема взаимосвязи методологических подходов в исследовании.
плексных проблем профессионального образования.
Очевидно, что методология исследования таких проблем не может состоять в применении одного, единственного методологического подхода, поскольку ни один подход не является универсальным, охватывающим все стороны многогранной педагогической реальности современного профессионального образования. Выдвигаемый Федеральными госстандартами высшего профессионального образования 3-го поколения компетентност-ный подход ориентирован на определенные результаты образования, но он не отвечает на вопросы организации, развития и пути повышения качества профессионального образования, поэтому его необходимо дополнить другими методологическими подходами, которых, однако, не должно быть слишком много. Важно определить необходимые и достаточные для исследования конкретной проблемы методологические подходы и установить между ними взаимосвязь, то есть построить определенную методологическую конструкцию, объединяющую проблемы развития непрерывного лингвистического образования взрослых в исследовательском университете.
Исследователи исходят из тезиса о том, что полипарадигмальный характер педагогической действительности обусловлен выполнением множества функций, которые не могут быть обеспечены одним, единственным
методологическим подходом (И. А. Колесникова). Особенно ярко полипарадигмальный характер выражен в университетском образовании, в котором академизм сочетается с гуманистическим подходом (Н. В. Бордовская).
Еще более ярко полипарадигмальный характер университетского образования, с нашей точки зрения, выражен в современном исследовательском университете, который развивается на основе интеграции приоритетных направлений науки и образования востребованных для них кадров, включая дополнительное профессиональное и общекультурное образование. В данном контексте исследование проблемы развития непрерывного лингвистического образования взрослых в университете может быть продуктивным, если будет использована системно-интегративная методология.
Такая гипотеза была нами выдвинута, когда встала задача определения его теоретико-методологических основ. Анализ предшествующих исследований позволил нам определить ведущие методологические подходы к решению проблемы развития непрерывного лингвистического образования взрослых в университете и раскрыть между ними взаимосвязи (рис.).
Мы опираемся на получившие широкое распространение в конце XX века и начале XXI века исследования в области акмеологии образования (О. С. Анисимов, А. А. Бодалев, Ю. А. Гагин, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина,
В. Н. Максимова, Л. Е. Паутова, А. А. Реан, Е. В. Селезнева, А. П. Ситников, Г. И. Хозяинов и др.].
Исследователи разрабатывают акмеоло-гию образования как интегративную область знаний в системе человекознания, объединяющую знания из области психологии развития, педагогики, психофизиологии, социальной психологии и педагогики о закономерностях достижения вершин в целостном развитии человека в процессе образовательной деятельности. Исходя из интегративной сущности науки акмеологии исследователи обосновывают и интегративную сущность ак-меологического подхода как современной теоретико-методологической основы исследования комплексных, междисциплинарных педагогических проблем [5].
При разработке акмеологических стратегий развития и кафедрально-педагогической системы непрерывного лингвистического образования взрослых в университете необходимо было найти такой вектор развития образования, который отражает синхронные процессы саморазвития каждого компонента системы по линии движения к высшим формам их реализации - акме-формам по линии формирования новых, более сложных и более качественных компонентов в структуре языковой личности.
Эти линии движения предполагают поэтапное формирование лингвистической компетентности, лингвокультурологической компетентности, языковой культуры личности, творческой языковой личности, акмеоло-гической культуры языковой личности.
Такой вектор развития непрерывного лингвистического образования взрослых в рамках кафедры иностранных языков и делового общения был разработан на основе концеп-
ции фундаментализации непрерывного лингвистического образования. Содержательным ядром фундаментализации данного вида образования являются две позиции:
- развитие языковой картины мира как основы лингвокультурологической компетентности языковой личности и
- акмеологическое развитие как механизм формирования акмеологической культуры языковой личности.
Обе позиции реализуются в процессе выполнения обучающимися образовательно-исследовательских проектов, в которых взаимодействуют процессы образования и научного исследования. Например, проекты «Языковая картина мира английской народной сказки», «Тайм-менеджмент на основе языковой картины мира», «Образование для карьеры в открытом обществе» и др.
Важнейший этап организации учебного процесса наступает, когда обучающиеся уже овладели определенным уровнем знаний и умений по английскому языку и осуществляется интеграция традиционного и проектного обучения, что создает условия для саморазвития и творческой самореализации обучающихся. Особое значение это имеет для повышения квалификации переводчиков делового общения [7].
Таким образом, реализуется методология исследования проблемы развития непрерывного лингвистического образования взрослых в университете как системно-интегративная с доминированием акмеологического подхода как интегратора, обобщающего методологические принципы системного, синергетического, интегративного и культурологического подходов вокруг фундаментального объекта и субъекта образования - развивающегося взрослого человека.
Литература
1. Балахонов В. А. Фундаментализация высшего медицинского образования на основе системного естественнонаучного знания : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - СПб., 2007. - 51 с.
2. Васильев В. Н. Российская высшая школа как субъект мирового образовательного процесса // Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры : X Международные Лихачевские научные чтения, 13-14 мая 2010 г. - СПб.: СПбГУП, 2010. - С. 497-498.
3. Ильченко Е. Н. Качество дополнительного профессионального образования в современных российских условиях // Дополнительное профессиональное образование - 2008. - № 6. - С. 32-34.
4. Максимова В. Н. Направления глобализации образования в культурно-образовательном пространстве // Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры : X Международные Лихачевские научные чтения, 13-14 мая 2010 г. -СПб.: СПбГУП, 2010. - С. 529-530.
5. Максимова В. Н., Полетаева Н. М. Акмеология последипломного образования педагога : моногр. - СПб.: ИОВ РАО, 2004. - 227 с.
6. Об образовании в РФ : проект закона. - М., 2010. (Ст. 3, п. 11 ; ст. 114).
7. Смирнов А. В. Языковая картина мира английской народной сказки : моногр. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008. - С. 11-20.
--------^-----------